Домой

Концептосфера «эмоциональный опыт человека» в поэзии а. А. Фета и ф. И. Тютчева 10. 02. 01 русский язык




Скачать 288.72 Kb.
НазваниеКонцептосфера «эмоциональный опыт человека» в поэзии а. А. Фета и ф. И. Тютчева 10. 02. 01 русский язык
Дата14.03.2013
Размер288.72 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
Бобунова Мария Александровна
Кризская Татьяна Владимировна
Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Вторичные эмоции
Концепт «грусть»
Подобные работы:


На правах рукописи




Скляр Елена Станиславовна


КОНЦЕПТОСФЕРА «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЧЕЛОВЕКА»

В ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА И Ф.И. ТЮТЧЕВА


10.02.01 – русский язык


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук


Курск­ – 2011

Работа выполнена на кафедре русского языка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ^ Бобунова Мария Александровна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Кошарная Светлана Алексеевна




кандидат филологических наук

^ Кризская Татьяна Владимировна

Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»



Защита состоится 12 мая 2011 г. в 1000 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.104.02 при Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Курского государственного университета


Автореферат разослан «­­­___» апреля 2011 г.



Ученый секретарь объединенного диссертационного совета

доктор филологических наук






И.С. Климас

^ Общая характеристика работы


Об эмоциях, которые вызывают интерес у философов, физиологов, психологов и лингвистов, написано очень много, однако проблема эмоций до сих пор «остается загадочной и во многом неясной» (Е.П. Ильин). Ключом к изучению человеческих эмоций является язык, который структурирует эмоции, их выражает и описывает. Поскольку эмоции неотделимы от языка, они должны исследоваться с его помощью, и именно язык является и объектом, и инструментом изучения эмоций (В.И. Шаховский). В нашей работе анализируется эмоциональная составляющая языковой картины мира в лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Изучение языка художников слова является перспективным направлением современной лингвистики. Курские исследователи особое внимание уделяют анализу языковых особенностей писателей и поэтов, творивших на Курской земле. К их числу принадлежит Афанасий Афанасьевич Фет. Для сопоставительного описания мы обратились к поэтическому языку Федора Ивановича Тютчева – современника А. Фета. Наш выбор был не случаен. Имена этих поэтов часто упоминаются в паре, о чем свидетельствуют материалы учебников и хрестоматий по русской литературе XIX века. Подмечено, что «в стихах Фета можно встретить тематические, образные и ритмико-синтаксические параллели с поэзией Тютчева» (И.И. Ковтунова).

Творчество известных русских поэтов давно стало объектом пристального внимания специалистов – фетоведов и тютчеведов, однако в последние десятилетия работа по изучению языковых особенностей поэтического наследия А. Фета и Ф. Тютчева активизировалась (Н.В. Атаманова, А.Л. Голованевский, С.Я. Гехтляр, И.И. Ковтунова, С.К. Константинова, Н.О. Косицына, Б.В. Орехов). Можно выделить несколько направлений лингвистических исследований: 1) анализ отдельных пластов лексики или групп слов; 2) язык отдельных произведений; 3) описание специфики использования отдельных слов и сочетаний; 4) изучение средств художественной изобразительности (тропов и фигур); 5) язык переводов; 6) лингвистический анализ иноязычного пласта; 7) изучение словарного состава поэтических текстов; 8) сопоставительные описания.

Особого внимания заслуживают попытки лексикографического представления поэтической лексики и создание словарей разных типов, среди которых «Поэтический словарь Ф.И. Тютчева» А.Л. Голованевского, «Словарь перифраз и факультативных синонимов А.А. Фета («Вечерние огни»)» А.Д. Григорьевой, «Тютчев и Фет: опыт контрастивного словаря» М.А. Бобуновой и А.Т. Хроленко. Наряду с традиционными (печатными) словарями появляются электронные, как, например, «Частотный словарь-конкорданс словоформ языка Ф.И. Тютчева», составленный А.А. Беловым.

Актуальность диссертации обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к специфике поэтического языка XIX века, необходимостью детального изучения языковых особенностей отечественных мастеров слова, перспективностью выявления и углубленного изучения репрезентантов эмоций в лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева и стремлением совершенствовать методику сопоставительного анализа языковых единиц поэтического текста.

Объектом исследования является лексика стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Предметом исследования стали особенности вербальной репрезентации концептосферы «Эмоциональный опыт человека»; структурно-семантические и функциональные свойства номинирующих ее единиц. Наш выбор обусловлен значимостью данной группы лексики в поэтическом тексте, высокой частотностью наименований эмоций и их функциональным своеобразием.

Цель работы состоит в комплексном сопоставительном описании номинаций эмоций в поэтических текстах А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

– обобщить основные положения современных научных исследований в области эмоций и обосновать использование понятия «эмоциональный опыт человека»;

– произвести выборку слов, номинирующих эмоции, и составить алфавитно-частотные словники и конкордансы эмоциональных наименований в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева;

– дать общую характеристику репрезентантов первичных и вторичных эмоций в поэтическом языке;

– описать структуру каждого концепта, выявить специфику его вербальной репрезентации и проанализировать наиболее частотные лексемы;

– определить особенности использования эмоциональных наименований в поэтическом тексте;

– провести сопоставительный анализ выделенных концептов и выявить общее и специфическое в объективации концептосферы «Эмоциональный опыт человека» в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Базой эмпирического материала послужили следующие поэтические сборники: Фет А.А. Сочинения в двух томах (М. : Художественная литература, 1982. – Т. 1); Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах (М. : Правда, 1980. – Т. 1). Словник эмоциональных наименований А. Фета содержит 179 лексем (952 словоупотребления), Ф. Тютчева – 149 лексем (463 словоупотребления).

Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое монографическое исследование, посвященное описанию слов, объективирующих концептосферу «Эмоциональный опыт человека» в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. В работе предложена классификация выявленных наименований и определены их функциональные свойства. Новым является и проведенный сопоставительный анализ репрезентантов указанной концептосферы с целью обнаружения общенациональных (общекультурных) и индивидуальных черт.

Методы исследования. В работе используются традиционные лингвистические методы: описательный с методикой наблюдения, таксономический с методиками дистрибутивного и компонентного анализа и сопоставительный. Также использовались оригинальные методики, разработанные курскими учеными для описания фольклорного слова и адаптированные к анализу авторского текста (методика доминантного анализа, методика сжатия конкорданса). Алфавитно-частотные словники были созданы с помощью программы компьютерной обработки текстов NewSlov («Программа автоматизированного составления и обработки словников»).

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, вносят определенный вклад в разработку методики сопоставительных исследований различных фрагментов языковой картины мира. Результаты проведенного анализа способствуют решению ряда задач в области идиолекта и идиостиля поэтов и могут быть использованы при описании других групп лексики. Теоретическая значимость исследования связана и с особым осмыслением понятия «эмоциональный опыт человека».

Практическая ценность работы видится в том, что результаты диссертационного сочинения могут найти применение в курсах по стилистике русского языка и культуре речи, лингвистическому анализу художественного текста, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных языку поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, в школьных учебных курсах при изучении творчества поэтов, а также в лексикографической практике.


Положения, выносимые на защиту

1. Смешение взаимосвязанных понятий «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние», их синонимическое употребление и отсутствие общепризнанных толкований соответствующих терминов делает необходимым использование специального понятия «эмоциональный опыт человека» для обобщенного наименования совокупности эмоций, чувств и настроений индивида.

2. Лексика, номинирующая эмоции, относится к активной части идиолектов А. Фета и Ф. Тютчева, о чем свидетельствует частотность прямых наименований эмоций, их словообразовательный потенциал и многообразие синонимических рядов. Наибольшей частотностью и лексемным разнообразием в поэтическом тексте отличаются наименования первичных эмоций.

3. Концептосфера «Эмоциональный опыт человека» в лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева представлена концептами «гнев», «гордость», «грусть», «зависть», «интерес», «любовь», «отвращение», «радость», «страх», «смущение», «сочувствие», «стыд». Наиболее значимыми в поэтическом тексте в количественном и качественном отношении оказались концепты «радость», «грусть» и «любовь». Менее разнообразны и употребительны лексемы, номинирующие концепты «отвращение» и «зависть».

4. У каждого концепта, имеющего многоуровневую структуру, есть маркер – слово, соответствующее прямой номинации эмоции, ядерная часть и периферия. В поэтическом тексте возможны лакуны на уровне ядра и концептуального маркера. Концепты отличаются незамкнутостью границ и взаимодействуют друг с другом.

5. Сопоставление разных поэтических идиолектов способствует выявлению общих и специфических черт в отборе лексем, в их семантике, в частотных характеристиках и сочетаемости. Различия обусловлены тематикой стихотворений, особенностями творческой манеры поэтов, их социокультурным опытом, общественными и нравственными установками, индивидуально-авторскими ассоциациями и своеобразием художественного мышления.

Апробация материалов и результатов исследования. Основные положения диссертации излагались в виде докладов на аспирантских семинарах при кафедре русского языка Курского государственного университета (2006–2011 гг.), в ходе работы летней научной школы «Курское слово» (2008 г.), на II и III Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием «Язык. Коммуникация. Культура» (г. Курск, 2008 г.; 2009 г.), на II Международной научной конференции «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (г. Чита, 2009 г.), на Международной научной конференции «Язык – текст – дискурс: традиции и новаторство» (г. Самара, 2009 г.), на Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики» (г. Курск, 2010 г.) и нашли отражение в двенадцати публикациях, три из которых – в научных рецензируемых журналах из перечня ВАК.

Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, использованных словарей, библиографического списка и четырех приложений, включающих алфавитные и частотные словники эмоциональных наименований, выявленных в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, оценивается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, описываются материал, методы и методики исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Эмоции как объект исследования» изложена сущность разных подходов к психическому феномену эмоций.

В первом и втором параграфах дается обзор специальной психологической и лингвистической литературы, обнаруживающий множество определений понятия «эмоция», которое часто не отграничивается от понятия «чувство». В различных науках встречаются синонимичные употребления соответствующих терминов, о чем свидетельствуют дефиниции понятий, их взаимозамена и словарная репрезентация. Например, в «Философском словаре» в качестве заголовочной единицы предлагается конструкция Чувства (эмоции). Не разграничивая термины в широком смысле, авторы словаря указывают, что существует выделение кратковременных переживаний в качестве эмоций в узком смысле слова, в то время как чувства являются более устойчивыми, длительными переживаниями.

Хотя ученые-психологи пытаются разграничить эмоции и чувства (Э. Клапаред, А.Н. Лук, У. Макдауголл, В.И. Слободчиков), сделать это – непростая задача. Е.П. Ильин, называя в качестве причины такой сложности «вольное использование» слова чувство, отмечает двоякость употребления этого термина: с одной стороны, существуют выражения «чувство локтя», «чувство нового», которые не имеют отношения к сфере эмоций, с другой, – целый ряд эмоций называются чувствами: «чувство» страха, «чувство» тревоги, «чувство» злости и т.д. Кроме того, понятия «эмоция» и «чувство» не всегда отграничиваются от понятий «аффект», «настроение», «эмоциональное состояние».

О трудности изучения проблемы эмоций свидетельствуют и многочисленные замечания лингвистов (Л.К. Жаналина, Л.А. Калимуллина, Н.А. Красавский, Е.Ю. Мягкова, Д.А. Романов, В.К. Харченко). На неопределенность понятий «эмоция» и «чувство» обращают внимание и создатели «Русского семантического словаря», в котором, хотя и предлагается деление лексики на слова, обозначающие «собственно чувства», и на слова, называющие «собственно эмоции», оговаривается, что такое противопоставление условно и не является основополагающим, так как «сам языковой материал не дает оснований для четкого разграничения».

Проведенный нами сопоставительный анализ дефиниций слова эмоция, зафиксированных в авторитетных толковых словарях русского языка, подтвердил семантическую нечеткость данного понятия. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, в четырехтомном «Словаре русского языка» (МАС), а также в «Русском семантическом словаре» (РСС) лексема эмоция определяется с помощью слов чувство и переживание: ‘душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-н. инстинктивными выразительными движениями)’ (Ушаков); ‘чувство, переживание человека’ (МАС); ‘сильное душевное чувство, переживание’ (РСС).

Размытость понятий «эмоция», «чувство», «переживание», «эмоциональное состояние», синонимическое употребление и смешение терминов делает необходимым введение специального понятия для обобщенного наименования совокупности эмоций, чувств и настроений индивида. В качестве такого понятия нами предлагается сочетание «эмоциональный опыт человека», которое ранее описательно использовалось психологами (А.Н. Леонтьев) и лингвистами  (Н.А. Багдасарова, А.Т. Хроленко), но не получило терминологической закрепленности.

В главе подробно обсуждаются актуальные проблемы, лежащие на стыке лингвистики эмоций и психолингвистики: разграничение категорий эмотивности и эмоциональности на уровне лексического значения слова (Л.К. Жаналина, Е.Ю. Мягкова, Ю.П. Солодуб, В.Н. Цоллер, В.И. Шаховский), на уровне языковых единиц (Р.О. Исхакова, Н.В. Могутова, Т.М. Ушакова) и на уровне текста, в том числе и поэтического (Л.Ю. Буянова, И.В. Быдина, С.В. Ионова, В.А. Маслова). Особое внимание уделяется проблеме репрезентации эмоций на лексическом ярусе языка (Л.Г. Бабенко, Н.А. Красавский, Д.А. Романов, В.И. Шаховский).

В третьем параграфе рассматриваются различные классификации эмоций, которые свидетельствуют об отсутствии единого подхода к вопросу их систематизации. В «Философском словаре» чувства делятся на активные (стенические), имеющие положительный эмоциональный тон – удовольствие (радость и т.п.), и пассивные, имеющие отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие (печаль и т.п.). Особую группу образуют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

В психологии различают беспредметные, предметные и мировоззренческие чувства (С.Л. Рубинштейн); высшие социальные и «низшие» эмоции, между которыми на среднем ярусе находятся чувства, условно разделенные на положительные, отрицательные и чувственно-нейтральные состояния (А.Н. Лук). Ряд исследователей признает наличие фундаментальных, или базовых, эмоций, являющихся значимыми для представителей любой культуры (К. Изард). Лингвистические классификации эмоций, представленные в идеографических словарях, также разнятся. Все это позволяет сделать вывод о том, что систематизация эмоций в философии, психологии и лингвистике отражает разные стороны этого явления в зависимости от предмета исследования.

В своей работе мы воспользовались делением эмоций на первичные и вторичные, отраженным в концепции М.Л. Бутовской. К первичным (базовым) эмоциям относятся те, которые свойственны человеку и животным и присутствуют в «репертуаре» всех без исключения человеческих культур. Среди базовых эмоций выделяются две положительные (интерес/удивление и радость/счастье) и четыре отрицательные (гнев, грусть, страх и отвращение). Вторичные эмоции появляются в онтогенезе позднее и связаны с формированием самосознания и усвоением культурных правил и стандартов поведения. К этой группе относятся эмпатия, смущение, зависть, стыд, гордость, чувство вины и любовь. Наш выбор обусловлен тем, что подобное членение, принятое в науке еще со времен Ч. Дарвина, позволяет исследовать и эмоции, возникшие в процессе эволюции, и эмоции, появляющиеся у человека в результате его социализации.

Четвертый параграф посвящен общим вопросам теории концепта и эмоциональным концептам в частности. В диссертации дается обзор лингвистического, психолингвистического, лингвокультурологического и когнитивного подходов к пониманию сущности терминов «концепт», «эмоциональный концепт» и «эмоциональная концептосфера», отраженных в работах отечественных и зарубежных лингвистов (А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, А.А. Залевская, В.И. Карасик, С.А. Кошарная, Н.А. Красавский, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др.). Делается вывод о том, что наличие разных подходов к исследованию данного феномена создает определенные трудности при выборе наиболее подходящего способа описания концептов, однако эти трудности способствует поиску оптимального решения для достижения поставленной цели.

В первом параграфе второй главы «Языковая реализация первичных эмоций в поэтическом наследии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева» обосновываются принципы формирования словников эмоциональных наименований, при составлении которых мы опирались на толковые и идеографические словари русского языка, на словари синонимов и писательские справочники. Созданные нами словники включают лексемы различной частеречной принадлежности и разной морфемной структуры. Основу словников составили имена существительные, в прямом значении называющие эмоции, однако для максимально широкого представления данной концептосферы в словники были включены многозначные слова, переносные значения которых являются обозначениями того или иного эмоционального состояния (например, золотой ‘счастливый, благоприятный, блестящий, великолепный’; праздник ‘испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство’; вздыхать ‘тосковать, горевать, грустить’). В таких случаях учитывались только указанные значения многозначных слов. Особое место отводится сложным лексемам, одна из частей которых (реже – обе) связана словообразовательными отношениями с наименованиями эмоций. Такие, часто окказиональные, прилагательные и наречия обозначают яркий мгновенный признак предмета или действия. В словник А.А. Фета вошло 13 сложных слов (грустно-небрежно, освежительно-радостно, томительно-сладкий и др.), а в словник Ф.И. Тютчева – 15 (гордо-молодой, грустно-молчаливый, сладко-беззаботно и др.).

Во втором параграфе осуществляется сопоставительный анализ словников по лексемному разнообразию, частотности и частеречной принадлежности. Концептосфера «Эмоциональный опыт человека», т.е. совокупность концептов, отражающих первичные и вторичные эмоции, в поэзии анализируемых авторов представлена 12 концептами. Соотношение лексем, номинирующих концепты, и их частотность в лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева выглядит следующим образом (см. таблицу).

А.А. Фет

Ф.И. Тютчев

Концепты

Кол-во

лексем

Кол-во

с/у

Концепты

Кол-во

лексем

Кол-во

с/у

Первичные эмоции

радость

42

332

радость

45

125

грусть

31

152

грусть

26

75

страх

26

104

страх

16

43

гнев

13

24

гнев

14

22

интерес

9

15

интерес

10

19

отвращение

1

1

отвращение

3

3

^ Вторичные эмоции

любовь

26

249

любовь

17

134

стыд

11

25

сочувствие

6

20

гордость

10

25

гордость

6

10

сочувствие

4

10

стыд

3

5

смущение

3

10

зависть

2

4

зависть

3

5

смущение

1

3


Материалы таблицы свидетельствуют о том, что наиболее значимыми в произведениях обоих авторов являются группы слов, называющих эмоции РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, СТРАХ и ЛЮБОВЬ; группы, номинирующие эмоции ОТВРАЩЕНИЕ и ЗАВИСТЬ, менее разнообразны в лексемном отношении и менее частотны. Наибольшие различия наблюдаются в группах, называющих эмоции СТЫД и СОЧУВСТВИЕ.

Частота использования анализируемых лексем в поэзии А.А. Фета колеблется от 1 до 82 словоупотреблений (далее – цифра), а в лирике Ф.И. Тютчева – от 1 до 57. В группу высокочастотных наименований в словнике А. Фета вошло 13 лексем (7,3 % словника): любить (82), любовь (72), счастье (64), радость (25), восторг (20), рад (20), бояться (19), тоска (19), блаженный (17), печаль (17), нежный (17), сладко (17), сладкий (16); в словнике Ф.И. Тютчева – 8 номинаций (5,4 % словника): любовь (57), любить (37), тоска (15), радость (11), страшный (10), весело (9), горе (9), ужасный (9). Группа единичных слов (hapax legomena) у Фета включает 66 языковых единиц (36,9 % словника); у Тютчева – 77 слов (51,7 %).

Для удобства сопоставительного описания мы воспользовались моделью концепта, предложенной Л.Б. Савенковой, распределив слова, объективирующие каждый концепт, по следующим группам: маркер концепта – прямая номинация эмоции (например, радость), окружающее центр ядро, образованное синонимами концептуального маркера (веселье, восторг, отрада), и периферия, состоящая из лексем, связанных словообразовательными отношениями с прямыми и синонимичными наименованиями эмоций (веселость; веселый; радоваться; отрадно); многозначных слов с переносными значениями, передающими эмоциональные состояния (золотой; торжество; просветлеть; сладко) и сложных лексем (безумно-счастливый, радостно-близко).

В третьем и четвертом параграфах описываются наименования первичных положительных (РАДОСТЬ и ИНТЕРЕС) и отрицательных (ГНЕВ, ГРУСТЬ, СТРАХ, ОТВРАЩЕНИЕ) эмоций.

Базовые эмоции в исследуемых нами стихотворениях А.А. Фета обозначены 122 лексемами (628), у Ф.И. Тютчева – 114 (287). Анализ языковой реализации первичных эмоций показал, что наиболее важными для поэтического наследия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева являются чувства РАДОСТЬ и ГРУСТЬ, значимость которых подтверждает большое количество называющих их лексем, отличающихся высокой суммарной частотностью, а также словообразовательной активностью (например, в стихотворениях А. Фета выявлено 8 слов с корнем рад-, а в поэзии Ф. Тютчева – 7 единиц).

В диссертации последовательно описывается структура каждого концепта, выявляется специфика его вербальной репрезентации и подробно анализируются наиболее частотные лексемы.

Например, при описании концепта «радость» было установлено, что общее число репрезентирующих его наименований в стихотворениях Ф.И. Тютчева больше, чем в поэзии А.А. Фета, однако значительная часть слов (25 единиц) входит в разряд единичных, а в группу высокочастотных лексем вошли лишь два наименования (радость и весело). Иная картина наблюдается в лирике А.А. Фета, где насчитывается 12 гапаксов, а класс наиболее употребительных слов представляют семь номинаций (счастье, радость, восторг, рад, блаженный, сладко, сладкий), причем поэт отдает предпочтение существительному счастье (64), которое более чем в 2,5 раза превосходит второе по частотности слово радость (25). Интересным представляется тот факт, что Ф.И. Тютчев употребляет лексему счастье всего 4 раза. Ядерная зона концепта богаче представлена в поэзии Ф. Тютчева, но большинство синонимичных существительных единично, в то время как данные обозначения в лирике А. Фета являются частотными. Ср.: блаженство (5), веселье (1), восторг (1), восхищенье (1), довольство (1), ликованье (1), наслажденье (1) и отрада (5) – Тютчев; блаженство (9), веселье (8), восторг (20) и отрада (9) – Фет.

Сопоставительный анализ выявил общие черты в особенностях сочетаемости наименований первичных эмоций, которые нередко включаются в состав генитивных конструкций, более разнообразно представленных в лирике А.А. Фета, где прямые и синонимичные номинации эмоций могут быть и главным (радость жизни, восторги роз, счастье пчел), и зависимым (улыбка радости; слезы восторга; взрыв счастья) компонентом. В поэзии Ф.И. Тютчева такие сочетания (призрак счастья, цветы счастия) встречаются гораздо реже.

Весьма показательны глагольные связи. В стихотворениях А.А. Фета глаголы характеризуют радость как нечто необъятное (не знать предела), слабо или ярко проявляющееся (сиять, теплиться), как то, чем можно проникнуться (дышать радостью) и сильно желать (желать счастья, искать счастья), что можно интуитивно чувствовать (чуять радость), ощущать (вкусить радость), чем можно охватить и подчинить себе (объять радостью). Однако эта эмоция может привести и к негативным последствиям (увянуть от счастия, умереть от восторгов). У Ф.И. Тютчева радость наделена свойствами жидкости (пролиться), ее можно восхвалять (петь радость), испытывать (пережить радость) и оценивать (узнать цену радостям).

Наиболее разнообразной в лексемном отношении базовой отрицательной эмоцией в лирике А. Фета и Ф. Тютчева является ГРУСТЬ. ^ Концепт «грусть» представлен словами, передающими различные оттенки этого чувства (грусть, горе, кручина, печаль, скорбь, скука, тоска, уныние и хандра – Фет; горе, печаль, скорбь, скука, тоска и уныние – Тютчев). Самыми употребительными в поэзии А.А. Фета являются тоска (19) и печаль (17), а в лирике Ф.И. Тютчева – тоска (15) и горе (9).

Поэты нечасто прибегают к атрибутивным характеристикам подобных наименований, исключение составляет лексема тоска, определяемая большим числом эпитетов в стихотворениях обоих авторов (бессильная, вешняя, молодая, нежная, неизбежная, непонятная, непраздная, прошедшая, тайная – Фет; жгучая, задушевная, зловещая, невыразимая, неразделяемая, тупая – Тютчев). Для сравнения отметим, что синонимичная лексема печаль в текстах Тютчева не получает качественной характеристики, а в стихотворениях Фета определяется тремя прилагательными (неясная, старая и стыдливая).

Своеобразны глагольные связи. В тематическом отношении тоска у Фета представлена разнообразно. Она может оказывать негативное влияние на человека (истерзать тоской, пропасть от тоски), перед неизбежною тоской ничто не может устоять, но при этом человек все же способен сопротивляться тоске (расстаться с тоской), в результате чего она может затихнуть. Тоска у Фета переходит в разряд ценных явлений (дорожить тоской, хотеть воли тоске), которые трудно забыть (вспомнить тоску). Тяжелое, гнетущее чувство в поэзии Фета сопоставимо с чувством высшей удовлетворенности жизнью: Своей тоской, как счастьем, дорожу («Anruf an die giliebte Бетховена»). В поэзии Ф. Тютчева тоской можно преисполниться (проникнуть тоской), а можно ощущать беспокойство от этого чувства (томиться тоской). Как и в стихотворениях Фета, тоска отрицательно влияет на жизнь человека (изнемогать с тоскою, подавить тоской).

В диссертации так же подробно анализируется структура концептов «интерес», «страх», «гнев». Практически не представленной в поэтических лексиконах оказалась отрицательная эмоция ОТВРАЩЕНИЕ. Одноименный концепт вербализирован в лирике А. Фета одной лексемой (противный), а в стихотворениях Ф. Тютчева – тремя единичными наименованиями (богомерзкий, мерзить и тошнить).

Проведенное нами исследование выявило не только общие, но и отличительные черты поэтических идиолектов, которые проявляются на разных уровнях и подтверждаются лакунарностью и асимметрией разного характера. Лакунарность выявляется на уровне ядра концепта и его маркера (например, в стихотворениях Ф. Тютчева нет концептуального маркера и ядерной лексики концепта «интерес»), на уровне лексем, вербализирующих тот или иной концепт (например, в поэзии Ф. Тютчева не выявлены наречия и слова категории состояния отрадно и сладостно, а в лирике А. Фета – существительные восхищенье, ликованье, наслажденье), и словообразовательных гнезд (например, только в лексиконе А. Фета зафиксированы слова с корнями изум- и трепет-, и только в стихотворениях Ф. Тютчева встречается группа родственных слов с морфемами мерз- и трус-).

О количественной асимметрии говорят статистические показатели одинаковых лексем в разных словниках: например, робко – 9 (Фет) и 1 (Тютчев); дивный – 8 (Тютчев) и 1 (Фет); ужасный – 9 (Тютчев) – 3 (Фет). Качественная асимметрия выявляется путем сравнения синтагматических (атрибутивных, субстантивных и глагольных) связей одних и тех же наименований и может многое сказать о специфике поэтического идиолекта.

В третьей главе «Репрезентация вторичных эмоций в поэтическом языке А.А. Фета и Ф.И. Тютчева» описаны концепты «гордость», «зависть», «любовь», «смущение», «стыд» и «сочувствие».

Вторичные эмоции в лирике А.А. Фета номинированы 57 лексемами (324), в поэзии Ф.И. Тютчева – 35 языковыми единицами (176). В сравнении с названиями первичных эмоций данная группа слов характеризуется более низкими показателями в количественном отношении (особенно в стихотворениях Ф.И. Тютчева, где наименований, представляющих вторичные эмоциональные состояния, в три раза меньше, чем обозначений базовых эмоций).

Любовная тематика для А.А. Фета и Ф.И. Тютчева всегда была значима, поэтому не случайно концепт «любовь» отличается лексемным разнообразием и высокой частотностью представляющих его слов. Оба поэта активно используют наименования с корнем люб-: в лирике А.А. Фета нами выявлено 11 слов (192), у Ф.И. Тютчева – 6 лексем (104), самыми употребительными среди которых в поэзии обоих авторов оказались существительное любовь и глагол любить.

Анализ синтагматических связей позволил выявить общие генитивные конструкции взор любви, дань любви, пора любви и атрибутивное сочетание первая любовь. В стихотворениях Фета и Тютчева это чувство имеет физиологические проявления (рыдания любви, улыбка любви – Фет; вздох любви – Тютчев), а также вербальное выражение (слова любви, язык любви – Фет; признанье любви – Тютчев). Однако генитивные сочетания в лирике Фета представлены шире; их можно объединить в группы на основе следующих семантических признаков: по влиянию на человека (запой любви, раб любви), по интенсивности (жар любви), по отношению (тепло любви), по характеру проявления эмоционального состояния (таинства любви, робость любви, упоенье любви).

Существительное любовь в поэтическом тексте наделяется разными качественными характеристиками. А.А. Фет использует имена прилагательные с приставками без-/бес- и не-: безвозмездная, безотрадная, небывалая, нераздельная, несбыточная. Другие эпитеты можно классифицировать по «очередности» появления чувства (первая любовь), по возрасту (юная любовь), по восприятию (бедная любовь, благодатная любовь, мечтательная любовь), а также по эмоциональной окрашенности (тоскливая любовь). Ф.И. Тютчев не употребляет эпитетов с «отрицательными» морфемами, зато использует прилагательные, указывающие на принадлежность чувства (женская любовь, поэтова любовь). Как и у Фета, атрибутивные сочетания можно систематизировать по «очередности» возникновения (первая любовь, последняя любовь), по восприятию (грешная любовь, святая любовь), по эмоциональной окрашенности (сердечная любовь, тревожная любовь), по характеру завершенности чувства (погибшая любовь).

Любовь в понимании поэтов многогранна: это и любовь к лицу противоположного пола, это и любовь-привязанность к живому существу, природным явлениям или родине, это и любовь-пристрастие к чему-либо. В лирике авторов прослеживается связь любви с такими ценностями и идеалами, как счастье, вера, надежда, свобода: Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь (А.А. Фет «Старые письма»); Все, что сберечь мне удалось, Надежды, веры и любви, В одну молитву все слилось: Переживи, переживи! (Ф.И. Тютчев «Все, что сберечь мне удалось…»). Не менее значимыми для поэтов оказываются и такие ценности, как добро, красота, правда: В благословенный день, когда стремлюсь душою В блаженный мир любви, добра и красоты (А.А. Фет «В благословенный день, когда стремлюсь душою…»); Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь, И верит сердце в правду и любовь (Ф.И. Тютчев «Бывают роковые дни…»). Это свидетельствует о незамкнутости границ концептов и их взаимодействии друг с другом.

Среди других вторичных эмоциональных состояний, вербализованных в поэтических текстах, А. Фет отдает предпочтение чувствам СТЫД и ГОРДОСТЬ, а Ф. Тютчев – эмоции СОЧУВСТВИЕ.

Характерной чертой концепта «сочувствие» является языковая избирательность: Фет предпочитает лексему участие (7), а Тютчев – прямую номинацию эмоции – существительное сочувствие (6), значимость которой в поэтическом лексиконе усиливается за счет использования однокоренных слов сочувственный (6), сочувственно (2) и сочувственно-глубокий (1). Сочувствие в произведениях Ф. Тютчева представляется как сильное, остро ощущаемое и активно проявляющееся эмоциональное состояние: Недаром русские ты помнил звуки И их сберег с сочувствием живым («Недаром русские ты помнил звуки…»); Живым сочувствием привета С недостижимой высоты, О, не смущай, молю, поэта! («Живым сочувствием привета…»). В то же время оно может быть и безотчетным, стихийным (слепое сочувствие). Сочувствие воспринимается как награда, которой можно удостоить кого-либо (почтить сочувствием), сочувствием можно привести в состояние замешательства (смущать сочувствием), а в отдельных случаях оно даже нуждается в признании: Как оправдать сочувствие к тому, Кто отстоял и спас России целость («Его светлости князю А.А. Суворову»). Для обоих авторов внимание к другому человеку приобретает особую значимость: А.А. Фет ставит его в один ряд с такими ценностями, как любовь и забота: Любовь, участие, забота Моим очам дрожали в ней («С какой я негою желанья»); а Ф.И. Тютчев сравнивает с милостью, даром: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать («Нам не дано предугадать…»).

Менее разнообразными в лексемном отношении оказались эмоции СМУЩЕНИЕ (одноименный концепт в лирике А.А. Фета номинирован тремя словами, а в стихотворениях Ф.И. Тютчева – одним) и ЗАВИСТЬ (3 наименования – завидовать, завидный и завидно – Фет; 2 – завидный и завистливый – Тютчев).

Проведенное исследование выявило отчетливое своеобразие не только в отборе слов, их частотности и в синтагматических связях, но и в структуре концептов. Например, концепт «зависть» в стихотворениях обоих поэтов не представлен ядерной лексикой и не имеет концептуального маркера. В поэзии Ф. Тютчева также не выявлены прямые номинации эмоций СМУЩЕНИЕ, СТЫД, ГОРДОСТЬ и их синонимические обозначения, составляющие ядро соответствующих концептов, а в лирике А. Фета нет периферийной части концепта «сочувствие». Таким образом, как и при анализе наименований базовых эмоций, нами выявлены лакуны и явления асимметрии, свидетельствующие о своеобразии поэтической манеры русских поэтов.

В целом мир эмоций в лирике А. Фета и Ф. Тютчева многообразен, для него характерен высокий «ассоциативно-образный потенциал» (Н.А. Красавский), свойственный русской языковой картине мира в целом: это и градация эмоций, и их физические характеристики, и физиологические проявления, и их знаковость, и импульсивность, и всеохватность, и человекоподобное действие. Очень ярко в поэтическом тексте отражена связь эмоций с природными стихиями ВОДА (потоки страсти­, проливать веселье – Фет; радость пролилась – Тютчев) и ОГОНЬ (жар любви, огонь стыда, пылать любовью – Фет; жгучая тоска, пламенный гнев – Тютчев). Показателем разных эмоциональных состояний часто оказываются слезы (слезы страсти – Тютчев; слезы восторга, радостные слезы – Фет).

Обычно эмоции имеют отрицательную (горе, печаль, тоска) или положительную (радость, счастье) знаковость. В синтагматических связях с другими словами эта знаковость может усиливаться для подчеркивания глубины или остроты эмоционального состояния (злое горе, грустная симфония печали; веселая радость, светлое счастье, радость сияет), однако в поэтическом тексте возможно и семантическое рассогласование для обозначения полярных чувств (нежная грусть, нежная тоска, светлая грусть, горькая сладость, сладкий ужас, радость страданья, сладостно-суровая боль, безумно-счастливое томительно-сладкое горе).

И Фет, и Тютчев часто используют несколько наименований эмоций для передачи сложных комплексов настроений: радость и счастье, счастье и любовь, стыд и горе, томленье и горе – Фет; любовь и радость, горе и зло – Тютчев. Нередко в сочинительные ряды объединяются и антонимичные существительные: восторг и печаль, счастье и печаль, тоска и веселье – Фет; печаль и радость; печаль, и радость, и тревога – Тютчев. О неразрывной связи эмоций свидетельствуют также предикативные звенья (печаль грустила) и словосочетания, основанные на подчинительной связи согласования (веселая радость, стыдливая печаль, тоскливая любовь).

Наименования эмоций в поэтическом тексте часто персонифицируются, что особенно характерно для творчества А. Фета, в поэзии которого выявлены разные структурно-семантические типы олицетворения: восторг живет, горе уснуло, злоба глядит ненавистно, молчит стыдливая печаль, печаль проснулась, страсть солгала, страх хватает, мечтательная любовь, томный взор любви. Также для лирики Фета в большей степени, чем для поэзии Тютчева, свойственно соматическое проявление эмоций: ангелы в страхе закрыли очи; восторг живет на устах; руки опустились в изумленьи; румянец стыда.

Лирика А. Фета – это прежде всего лирика любви и природы. Не случайно наименования эмоций обычно используются поэтом при описании внутреннего мира человека и природного мира, которые тесно связаны между собой. Поэзия Ф. Тютчева характеризуется обращением к более масштабным темам, в ней звучат гражданские и религиозные мотивы, отражаются размышления о человеческой жизни, роли в ней любви и смерти, о влиянии светских отношений на судьбу отдельного человека, поэтому наименования эмоций встречаются как в пейзажной и любовной лирике, так и в стихотворениях, рисующих общественные отношения и содержащих философские размышления о жизни.

В Заключении подводятся итоги проведенной работы и намечаются перспективы дальнейшего исследования.


Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

1. Скляр, Е.С. Мир эмоций в поэзии А.А. Фета [Текст] / Е.С. Скляр // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С. 122–124. – 0,3 п.л. (из перечня ВАК) (лично автором – 0,3 п.л.).

2. Скляр, Е.С. Языковая номинация эмоции СОЧУВСТВИЕ в лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Скляр // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 2, Языкознание. – 2010. – № 1. – С. 181–185. – 0,4 п.л. (из перечня ВАК) (лично автором – 0,4 п.л.).

3. Скляр, Е.С. Языковая номинация эмоций РАДОСТЬ и ГРУСТЬ в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Скляр // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия «Лингвистика». – 2010. – № 21 [197]. – С. 85–88. – 0,35 п.л. (из перечня ВАК) (лично автором – 0,35 п.л.).

4. Симкина (Скляр), Е.С. Языковая реализация эмоции РАДОСТЬ / СЧАСТЬЕ в поэзии А.А. Фета [Текст] / Е.С. Симкина (Скляр) // INCIPIO = НАЧИНАЮ : сб. науч. тр. молодых исследователей. Выпуск II. – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. – С. 36–42. – 0,37 п.л. (лично автором – 0,37 п.л.).

5. Симкина (Скляр), Е.С. Языковая репрезентация концепта «грусть» в поэзии А.А. Фета [Электронный ресурс] / Е.С. Симкина (Скляр) // Сборник материалов Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием «Язык. Коммуникация. Культура» (21–28 января 2008г.). – Курск : КГМУ, 2008. – С. 225–230. – 0,4 п.л. (лично автором – 0,4 п.л.).

6. Симкина (Скляр), Е.С. Сравнительная характеристика концептосферы «Эмоциональный опыт человека» в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Симкина (Скляр) // INCIPIO = НАЧИНАЮ : сб. науч. тр. молодых исследователей. Выпуск 3. – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. – С. 12–18. – 0,31 п.л. (лично автором – 0,31 п.л.).

7. Скляр, Е.С. Сравнительная характеристика концептов «смущение» и «стыд» в поэтических текстах А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Скляр // Курское слово. Выпуск 5. – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. – С. 61–67. – 0,4 п.л. (лично автором – 0,4 п.л.).

8. Скляр, Е.С. Языковая репрезентация эмоции ЛЮБОВЬ в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева (на примере лексем с корнем люб-) [Текст] / Е.С. Скляр // Курское слово. Выпуск 6. – Курск : Изд-во Курск. гос. ун-та, 2008. – С. 55–61. – 0,38 п.л. (лично автором – 0,38 п.л.).

9. Скляр, Е.С. Вербализация концепта «страх» в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Скляр // Язык – текст – дискурс: традиции и новаторство: материалы международной научной конференции: в 2 ч./ под ред. проф. Н.А. Илюхиной; Федеральное агентство по образованию. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2009, Ч. 2. – С. 118–122. – 0,28 п.л. (лично автором – 0,28 п.л.).

10. Скляр, Е.С. Вербализация концепта «гнев» в языке поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Текст] / Е.С. Скляр // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы международной науч. конф. (Чита, ЗабГГПУ, 30–31 октября 2009 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т [и др.]. – Чита, 2009. – С. 134–136. – 0,27 п.л. (лично автором – 0,27 п.л.).

11. Скляр, Е.С.  Концепт «интерес» в поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Электронный ресурс] / Е.С. Скляр // Сборник материалов Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием «Язык. Коммуникация. Культура» (16–21 ноября 2009 г.). – Курск: КГМУ, 2009. – С. 53–57. – 0,3 п.л. (лично автором – 0,3 п.л.).

12. Скляр, Е.С.  Концепт «гордость» в языковой картине мира А.А. Фета и Ф.И. Тютчева [Электронный ресурс] / Е.С. Скляр // Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-летию КГМУ (7–8 апреля 2010). – Курск : ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. – С. 273–277. – 0,27 п.л. (лично автором – 0,27 п.л.).


Скачать 288.72 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты