Домой

Рабочая программа учебной дисциплины «История и философия науки и техники» Цикл




Скачать 283.78 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «История и философия науки и техники» Цикл
Дата13.03.2013
Размер283.78 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп впо
3. Результаты освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
Предмет и основные концепции современной философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
История отечественной науки: основные этапы становления и развития. История научных и технических школ в МЭИ (ТУ)
Структура научного знания.
Основания науки.
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Наука как социальный институт
Философские проблемы техники и технических наук
Философские проблемы информатики
Не предусмотрен
1. Предмет и основные концепции современной философии науки
2. Наука в культуре современной цивилизации
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
...
Полное содержание
Подобные работы:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


МЭИ (ТУ) ___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 151600 Прикладная механика

Профиль(и) подготовки: все профили подготовки магистров

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История и философия науки и техники»


Цикл:

Общенаучный




Часть цикла:

базовая




№ дисциплины по учебному плану:

М.1.2




Часов (всего) по учебному плану:

72




Трудоемкость в зачетных единицах:

2




Лекции

29 час

2 сем.

Практические занятия

7 час

2 сем.

Лабораторные работы

Не предусмотрены




Рефераты

15 час самостоят. работы

2 сем.

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

36 час

2 сем.

Экзамены

Не предусмотрены

-

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрены

-



Москва - 2011

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является

Поскольку одной из главных функций истории и философии науки является методологическая, то изучение этого курса помогает более грамотно и продуктивно участвовать аспирантам в решении частных научных задач.

Изучение философии безусловно способствует лучшему пониманию аспирантами процессов в научно-техническом познании, роль научно-технического фактора в обществе, культуре, глобальном переустройстве мира.

3накомство с данной дисциплиной позволит аспирантам осмыслить развитие научно-технической и философской мысли, познакомиться со взглядами крупнейших философов и специалистов в области философии науки и техники как России, та и за рубежом, с проблемами онтологии, эпистемологии и гносеологии, овладеть основами философии науки, получить представление об основах социальной философии и антропологии техники.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части общенаучного цикла основной образовательной программы подготовки магистров по всем бюджетным профилям ЭнМИ МЭИ (ТУ).

Знания, полученные по освоению дисциплины, необходимы при изучение других дисциплин магистерской подготовки. Философия технического знания является методологической базой для изучение теоретических и фундаментальных дисциплин профессионального цикла.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования.

должен быть:

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-4);

способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК-5);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);

способен использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);

способен использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8);

способен и готов использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);

способен демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК-3);

способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК-4).


должен уметь:

на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-5);

организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников;

организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

должен знать:

историю зарубежной и отечественной науки и своей дисциплины по профилю, основные вопросы философии науки и технического знания, особенности современной техногенной цивилизации.


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 час. Для направлений подготовки Энергетическое машиностроение



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по разделам)

лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



^ Предмет и основные концепции современной философии науки

4

2

2







2






^ Наука в культуре современной цивилизации

4

2

2







2

Подготовка реферата



^ Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

6

2

2

1




3

Подготовка реферата



^ История отечественной науки: основные этапы становления и развития. История научных и технических школ в МЭИ (ТУ)

8

2

3

1




4

Подготовка реферата



^ Структура научного знания.

4

2

2







2

Защита реферата



^ Основания науки.

4

2

2







2






^ Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

2

2







2

Защита реферата



^ Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

2

2

2







-






^ Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

6

2

2

1




3

Защита реферата



^ Наука как социальный институт

4

2

2







2






^ Философские проблемы техники и технических наук

16

2

5

3




8






^ Философские проблемы информатики

8

2

3

1




4

Пробный экзамен по кандидатскому минимуму



Зачет

2

2

-

-

-

2






Экзамен




-

-

-

-

-

^ Не предусмотрен

Итого

72




29

7




36





4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции 29 час.:

^ 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.


^ 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистический и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


^ 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек — творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль пауки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.


^ 4. История отечественной науки: основные этапы становления и развития. История научных и технических разработок в Московском Энергетическом институте.


^ 5. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

^ Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

^ Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.


^ 6. Основания науки.

Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

^ Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.


^ 7. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


^ 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


^ 9. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б.Калликот, О.Леопольд, Р.Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


^ 10. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


^ 11. Философские проблемы техники и технических наук

А. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культур-критика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

^ Б. Техника как предмет исследования естествознания

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника пауки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.

^ В. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретике-методологического синтеза знаний в технических науках — техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические — частные и общие — схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практико-методические знания.

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

^ Г. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между не классическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

^ Д. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность — право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации, населением научно-технической политики государства.


^ 12. Философские проблемы информатики

А. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

Теория информации К.Шеннона. Кибернетика Н.Винера, Р.Эшби, У.Мак-Каллока, А.Тьюринга, Дж. Бигелоу, Дж. фон Неймана, Г.Бэйтсона, М.Мид, А.Розенблюта, У.Питтса, С.Вира. Общая теория систем Л. фон Берталанфи, А. Раппорта.

Концепция гипертекста В.Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология X. фон Ферстера и В.Турчина. Синергетический подход в информатике. Г.Хакен и Д.С. Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.

^ Б. Информатика как междисциплинарная наука

о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.

Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры Дж.Хопфилда, С.Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

^ В. Интернет как метафора глобального мозга

Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки XXI в. и как глобальная среда непрерывного образования.

^ Г. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

^ Д. Социальная информатика

Концепция информационного общества: от П.Сорокина до Э.Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.


^ 4.2.2. Практические занятия (7 час.):

1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

2. История отечественной науки: основные этапы становления и развития. История научных и технических разработок в Московском Энергетическом институте.

^ 3. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

4. Философские проблемы техники и технических наук

А. Философия техники и методология технических наук

Б. Техника как предмет исследования естествознания

В. Естественные и технические науки

Г. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Д. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

^ 5. Философские проблемы информатики

А. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине XX в.

Б. Информатика как междисциплинарная наука

В. Интернет как метафора глобального мозга

Г. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Д. Социальная информатика


^ 4.4. Расчетные задания (рефераты)


Примерные темы рефератов для допуска к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки

  1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как сфера культуры.

  2. Динамика науки как процесс порождения и накопления знаний.

  3. Естественнонаучный эксперимент и техническое творчество.

  4. Любые темы по истории науки и специальности

  5. Естествознание и техническое знание.

  6. Становление и исторический путь российской науки. Ломоносовская традиция в русской науке.

  7. Развитие науки в советский период.

  8. Эмпиризм и рационализм в философии науки Нового времени.

  9. Наука и техника на рубеже 20 и 21 веков, их роль в возникновении и решении глобальных проблем человечества.

  10. Атомизм в античности, в Новое время и в современном понимании.

  11. Эпоха Просвещения и ее роль в развитии науки.

  12. История технических наук

  13. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса

  14. Технические знания Древнего мира и Античности (до V в. н.э.)

  15. Технические знания в Средние века (V—XIV вв.)

  16. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV—XVI вв.).

  17. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время

  18. Научная революция XVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике.

  19. Этап формирования взаимосвязей: между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII — первая половина XIX в.)

  20. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина XIX—XX в.)

  21. Дисциплинарное оформление технических наук (вторая половина XIX — первая половина XX в.).

  22. Эволюция технических наук во второй половине XX в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике.

  23. Специфика инженерного знания.

  24. Методологические проблемы техникознания.

  25. Философские проблемы системотехники.

  26. Методологические проблемы теории управления техническими системами.

  27. Проблема построения общей теории техники.

  28. Философские вопросы технологии.

  29. Проблемы научных представлений о техносфере.

  30. Научно-техническое творчество

  31. Культура и техника.

  32. Современные проблемы бытия человека в мире техники.

  33. Технические науки: фундаментальные и прикладные исследования.

  34. Специфика общетехнических средств познания.

  35. Интегративные процессы в инженерной практике и технические науки.

  36. Междисциплинарные связи в современной науке.

  37. Проблемы кибернетики и искусственного интеллекта.

  38. Становление информационно-технической цивилизации и роль информатики в этом процессе.

  39. Проблемы самоорганизации в современной картине мира.

  40. Синергетика как новый научный подход к миру.

  41. Философские проблемы теории динамических систем.

  42. Открытые системы и новая термодинамика.

  43. Самоорганизация в открытых системах.

  44. Концепция системного метода.

  45. Религиозно-идеалистический подход к проблемам техники.

  46. Проблема техники в философской антропологии.

  47. Экзистенциализм о бытии человека в мире техники.

  48. Историко-материалистический подход к проблемам техники и научно-технического познания.

  49. Методологические проблемы научно-технического познания и инженерного творчества.

  50. Стиль инженерного мышления.

  51. Научно-техническая рациональность.

  52. Научные революции и их влияние на технический прогресс.

  53. Экологический кризис и проблемы проектирования сельскохозяйственной техники.

  54. Инженерное сообщество и его роль в общественной жизни.

  55. Робототехника и роботизация производства: социальные аспекты.

  56. Информатика и социальное управление.

  57. Наука и культура в техногенном мире.

  58. Модели роста научного знания. Теория парадигм Т. Куна.

  59. Модели развития науки

  60. Технические курьёзы в истории техники

  61. Влияние Интернета на развитие современного российского общества

  62. Становление науки нового времени

  63. Семантика инженерных терминов

  64. Концепции технологического оптимизма и пессимизма

  65. Концепция постиндустриального общества Д.Белла

  66. Современные космологические концепции

  67. Хайдеггер и его онтология техники

  68. Становление инновационной деятельности как науки

  69. Ценности современной науки

  70. Проблема моделирования в инженерном творчестве

  71. Проблема проектирования в современном инженерном творчестве

  72. Элементы научных знаний в язычестве

  73. История технических революций

  74. Становление техноэтики как науки

  75. Техника и мораль. Этика инженера.

и другие по выбору и предложениям аспирантов c согласия преподавателя (в рамках данной тематики преподаватели могут предлагать свои авторские варианты реферативной тематики, например в виде переводов философских текстов с иностранного языка с комментариями самого аспиранта).

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

«Курсовой проект учебным планом не предусмотрен».


^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в проблемной форме с использованием презентаций и видео роликов. Презентации лекций содержат фотоматериалы, схемы, рисунки, таблицы, клипы и фильмы по темам курса.

^ Практические занятия включают организацию дискуссий по определенным наиболее дискуссионным темам, подготовку и обсуждение докладов.

Самостоятельная работа включает подготовку докладов, материалов к дискуссиям и обсуждениям, к тестам и контрольным работам, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету и экзамену.


^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные устный обсуждения вопросов, дискуссии, защита реферата, посещаемость занятий, пробный экзамен.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка за освоение дисциплины, определяется по выступления на семинаре, участия в реферативной деятельности, оценке за пробный экзамен и итоговый коллоквиум, посещаемости.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Лебедев С.А. Современная философия науки: дидактические схемы и словарь: учебное пособие / С.А.Лебедев. – М.: Изд. Моск. Психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2010.

  2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2008.

  3. Философия математики и технических наук /Под общей ред. Проф. С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006.

  4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / по общ. Ред. Д-ра филос. Наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

  5. Основы философии науки/ под ред. Проф. С.А.Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005.

  6. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие/В.Ф.Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

  7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебник. М., 2003.


б) дополнительная литература:

  1. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). М., Идея-Пресс, 2006.

  2. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов/ - Н.Новгород: Изд. ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2004.

  3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  4. Уэбст Фрэнк Теории информационного общества / Пе. С англ. Под ред. Е.Л.Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Найдыш В.Н. Концепции современного естествознания. Учебник., М., 2003.

  6. Частиков А. Архитекторы компьютерного мира. СПб., 2002.

  7. КастельсЭ. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.> 2001.

  8. Философия для технических вузов / Голубинцев В.О. М.: 2006. изд.Феникс. - 506с.


в) учебно-методическая литература кафедры:

  1. Программа и планы семинарских занятий по философии техники (базовый курс): методическое пособие \В.В.Ершов, Г.А.Ключарев, Е.Н.Ивашов, В.М.Филиппов; под ред. В.В.Ершова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2008.


^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) Электронный учебник по базовому курсу философии, МЭИ, 2008 – содержит 26 лекций с вопросами для самоподготовки, тематикой рефератов, портретами мыслителей, таблицами и схемами, словарными сносками.

б) материалы для занятий аспирантов размещены в дополнительных ресурсах на портале МЭИ (ТУ).


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по всем направлениям подготовки и замечаний деканатов МЭИ (ТУ) и кандидатского минимуму по Истории и философии науки.


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

к.ф.н., доцент Кузьминов М.Ю.


"СОГЛАСОВАНО":

Директор института ЭнМИ

д.т.н. профессор Серков С.А.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой философии, политологии и социологии

д.ф.н., профессор Андреев А.Л.


Скачать 283.78 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты