Домой

Элективный курс по химии   «Химия в быту»




Скачать 157.89 Kb.
НазваниеЭлективный курс по химии   «Химия в быту»
Дата13.03.2013
Размер157.89 Kb.
ТипЭлективный курс
Содержание
Основные цели элективного курса
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Практическая работа 1.
Практическая работа 2
Практическая работа 3
Практическая работа 4.
Практическая работа 6.
Методическая часть программы
Учащиеся должны уметь
Тематическое планирование учебного материала элективного курса
Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа)
Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой.
Пути решения проблемы защиты атмосферы.
Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (4 часа)
Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность
Практическая работа 3.
Тема 3. Пища, которую мы едим (3 часа)
Практическая работа 4.
Практическая работа 5.
Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека (4 часа)
...
Полное содержание
Подобные работы:

Элективный курс по химии

 

«Химия в быту»

 

9 класс

 

Пояснительная записка

 

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности .

Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

-системность;

-целостность;

-объективность;

-научность;

-доступность для учащихся основной школы;

-реалистичность;

-практическая направленность.

Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.

Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты.

В содержание программы заложены следующие идеи:

-природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;

-при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия;

-химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.

Ведущая идея курса развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять.

 

^ Основные цели элективного курса:

 

  • Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

  • Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки .

  • Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии .

  • Развитие личности учащихся средствами данного курса.

  • Обеспечение химико-биологического образования, развития экологической культуры учащихся.



Задачи курса:



  • Сформировать у учащихся сознание необходимости:

- заботиться о своём здоровье;

- изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

  • Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

  • Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования ,соблюдая правила техники безопасности.

  • Расширить кругозор учащихся.

  • Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал , делать выводы.

  • Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

  • Использовать и развить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, математикой.

В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучение происходит сокращение учебных планов в области естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Элективные курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени .

^ Программа курса рассчитана на 17 часов.

 


Содержательная часть программы

 

Введение. Биосфера - среда жизни (1ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Тема 1 Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4ч)

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребитель кислорода. Основные виды загрязнений и их источники. Кислотные дожди.

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия.

Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов).

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

 

^ Практическая работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков.

 

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4ч)

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде.

Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

 

^ Практическая работа 2 . Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования .

 

^ Практическая работа 3. Определение жёсткости воды.

 

Тема 3. Пища, которую мы едим (3ч)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки.

Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи.

Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.


^ Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

 

Практическая работа 5. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение влияние на организм.

 

Тема 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровья человека (2ч)

Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства.

 

^ Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях.

 

Решение задач с экологическим содержанием (2часа)

Резервное время — 1 час. Подведение итогов.

 

^ Методическая часть программы

Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса.

Учащиеся должны знать:

- качественный и количественный состав воздуха;

- последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

- проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие «озоновой дыры»);

- содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;

- примерный качественный состав природных вод;

- метод очистки пресной воды от загрязнений;

- нормирование качества питьевой воды;

- проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

- проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;

- состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;

- проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве;

- состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания;

- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;

- требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

- экологические проблемы местного значения;

- роль химии в решении экологических проблем.

^ Учащиеся должны уметь:

- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

- оценивать состояния воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их пути решения;

- бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;

- применять простейшие методы очистки питьевой воды;

- анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;

- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;

- приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;

- вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями;

- критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения.

 

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры.

Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов, нефтяные загрязнения.

В основной части, состоящей из четырех тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?»

Предполагается, что учащиеся в месте с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению последствий вредных веществ на организм человека и способом защиты от этих воздействий.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу.

Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, на водоочистительную станцию, кислородную станцию и др.

Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.

Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно сообщить на конференции, устном журнале и др.

Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.

 


 

^ Тематическое планирование учебного материала элективного курса.

 

Тема, изучаемые вопросы

Количество часов

Демонстрации,

лабораторные опыты

Форма занятия

Образовательный продукт

Введение.

Понятие о биосфере как о среде жизни человека.

Глобальные проблемы экологии, связанные с хозяйственной деятельностью человека: кислотные дожди, уменьшение озонового слоя планеты, загрязнение природы тяжелыми металлами, нефтепродуктами

1

Видеофильм «Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

^ Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа) 

Атмосфера. Состав воздуха.

Основные виды загрязнений воздуха и их источники.

Кислотные дожди

1

Опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании среды

Семинар-практикум

Диаграмма «Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений»

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. ^ Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон. Защитная роль озонового слоя на Земле, его значение для жизни и возможные последствия истощения

1

Опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон

Конференция

Доклады, сообщения учащихся

^ Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выбросов углекислого газа за счет повышения эффективности топлив. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях

1

Демонстрация коллекции различных видов топлива

Беседа, дискуссия

Тезисы, работа с документами

Практическая работа 1. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков

1




Практическая работа с элементами исследования

Отчет о практической работе

^ Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (4 часа)

Гидросфера. Вода – универсальный растворитель. Жесткость воды Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

1

Лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды как растворителя

Беседа, лабораторный опыт

Работа с таблицей, отчет по лабораторному опыту

Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа 2. «Анализ водопроводной и технической воды». Сравнение чистой и загрязненной воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, pH, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования

1




Беседа.

Практическая

работа

Анализ данных о составе питьевой воды г. Казани, работа с документами, тезисы. Отчет о практической работе

^ Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность Водоочистительные станции.

1

Лабораторный опыт «способы отчистки воды»

Урок-экскурсия

Экскурсия на водоочистительную станцию

^ Практическая работа 3.

«Определение жесткости воды»

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

^ Тема 3. Пища, которую мы едим (3 часа)  

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

1

Демонстрация этикеток от кондитерских изделий, маргарина, майонеза и других продуктов питания, которые мы покупаем в магазине

Устный журнал, практическая работа

Выступления учащихся, домашняя практическая работа, коллекция

^ Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

^ Практическая работа 5. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

^ Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека (4 часа) 

Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

^ Вопросы экологии в современных квартирах.

Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.

1

Демонстрация образцов строительных материалов

Лекция с элементами беседы или беседа (в зависимости от подготовленности учащихся)

Опорный конспект. тезисы

Решение задач с экологическим содержанием

2




Урок решения задач

Решение задач

Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкетирование или сочинение на тему «Природа и мы»

1

Анкетирование, если есть возможность. Занятие можно провести в форме экскурсии на природу с целью анализа экологической обстановки

^ Всего часов

Практических работ

Лабораторных работ

17

6

2


 

 

 

Литература

 

 

1.     Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996;

2.     Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995;

3.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992;

4.     Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999;

5.     Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997;

6.     Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;

7.     Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: дрофа, 2001;

8.     Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. Химия в школе, 2004, №5;

9.     Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. Химия в школе, 2001, №3;

10. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. Химии в школе, 1997, №5

11. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, №12, 15, 19;

12. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001;

13. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. Химия в школе, 2000, №2;

14. Седельников В.П. Заботливая помощница. Киев: Рад. шк., 1999;

15. Макарова Л.Л., Санникова Т.Г. Глобальная экологическая сводка. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2000.

Скачать 157.89 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты