Домой

Рабочая программа по географии для   6 класса на 2011-2012 учебный год




Скачать 227.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии для   6 класса на 2011-2012 учебный год
Дата12.03.2013
Размер227.19 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Содержание курса
Основные понятия
Основные понятия
Основные понятия
Основные понятия
Основные понятия
Практические работы
Основные понятия
Основные понятия
Основные понятия
Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
Подобные работы:

 

Согласовано Утверждено

Зам. Директор по УР Директор

__________ Соколова Л.А. _________ Чуприн В.В

 

«__» __________ 2011 г.  «__» __________ 2011 г. 


 

 

 


Рабочая программа

по географии для

 6 класса

на 2011-2012 учебный год

 

 

 




 


Учитель: Фатыхова Р.Ф.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по географии, а также программы основного общего образования по географии для 6 класса общеобразовательных учреждений (автор Е.М. Домогацких). Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В ней пре­дусмотрено проведение 16 практических работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

В соответствии с приказом № 398 от 24 июля 2000 г. по департаменту образования администрации Тульской области «Об утверждении регионального компонента в содержание общего образования» в тематическое планирование внесены соответствующие дополнения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.

Курс географии 6 класса открывает пятилетний курс изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • начать формировать правильные пространственные представления о пространственных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел – «способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и тому подобного), а также для глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его жизнедеятельности.


Структура курса

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение.

2

2

Земля как планета.

5

3

Способы изображения земной поверхности.

4

4

Литосфера.

6

5

Атмосфера.

8

6

Гидросфера.

4

7

Биосфера.

2

8

Почва и геосфера.

3


Перечень практических работ


№ п/п

Тема

1

Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.

2

Определение направлений и расстояний по карте.

3

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

4

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

5

Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

6

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

7

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

8

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

9

Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

10

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

11

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

12

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

13

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

14

Изучение строения почвы на местности.

15

Описание природных зон Земли по географическим картам.

16

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Итого – 16



^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Введение. (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

^ Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Пресоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 2. Земля как планета. (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

^ Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа: Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.


Тема 3. Способы изображения земной поверхности. (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. значение планов и карт в практической деятельности человека.

^ Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

  • Определение направлений и расстояний по карте.

  • Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.

  • Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 4. Литосфера. (6 часа)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

^ Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

  • Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

  • Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

  • Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 5. Атмосфера. (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

^ Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.


^ Практические работы:

  • Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

  • Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 6. Гидросфера. (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

^ Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

  • Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

  • Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

  • Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

  • Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 7. Биосфера. (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

^ Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Практическая работа: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 8. Почва и геосфера. (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

^ Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.И. Вернадсткий.

Практические работы:

  • Изучение строения почвы на местности.

  • Описание природных зон Земли по географическим картам.

  • Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.



^ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

проведения

урока

Наименование разделов и тем урока

Всего

часов

Практические работы

Примечание

I




Введение.

2







1.1




Введение. География как наука.










1.2




Что изучает география. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве.










II




Земля как планета.

5

1 час




2.1




Планеты Солнечной системы










2.2




Форма, размеры и движение Земли.










2.3




Система географических координат.




№ 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов Тульской области и мира.




2.4




Времена года.










2.5




Пояса освещенности.










III




Способы изображения земной поверхности.

4

2 часа




3.1




Масштаб карты.










3.2




Виды условных знаков.










3.3




Стороны горизонта.




№ 2. Определение направлений и расстояний по карте.




3.4




Изображение рельефа на карте.




№ 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.




IV




Литосфера.

6

3 часа




4.1




Строение земного шара.




№ 4. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.




4.2




Виды горных пород. Горные породы Тульской области.










4.3




Полезные ископаемые.










4.4




Движения земной коры.










4.5




Выветривание горных пород.




№ 5. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).




4.6




Рельеф суши и дна океана.




№ 6. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.




V




Атмосфера.

8

2 часа




5.1




Строение атмосферы










5.2




Температура воздуха.










5.3




Атмосферное давление.










5.4




Движение воздуха.










5.5




Вода в атмосфере.




№ 7. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.




5.6




Погода.










5.7




Климат.










5.8










№ 8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.




VI




Гидросфера.

4

4 часа




6.1




Единство гидросферы.




№ 9. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.




6.2




Мировой океан.




№ 10. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.




6.3




Воды суши: реки и озера.




№ 11. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.




6.4




Воды суши: подземные воды и природные льды. Воды Тульской области.




№ 12. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.




VII




Биосфера.

2

1 час




7.1




Царства живой природы.










7.2




Биосфера и охрана природы.




№ 13. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.




VIII




Почва и геосфера

3

3 часа




8.1




Почва.




№ 14. Изучение строения почвы на местности.




8.2




Природный комплекс. Территориальные комплексы Тульской области: природные и природно-хозяйственные.




№ 15. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.




8.3




Природные зоны.




№ 16. Описание природных зон Земли по географическим картам.






^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения географии в 6 классе ученик должен:

1. Называть и/или показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

  • различных видов карт;

  • горных пород и минералов;

  • типов погоды;

  • взаимовлияния всех компонентов погоды.

3. Определять:

  • стороны горизонта на мест­ности (ориентироваться);

  • относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

  • расстояния и направления по плану и карте;

  • осадочные и магматические горные породы;

  • направление ветра.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.


Список методической литературы по предмету

    1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь по географии». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    3. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.

    4. Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.

    5. Константинова Т.В. «Первые уроки по физической географии». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

    6. Элькин Г.Н. «Физическая география 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам». Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год.

    7. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

    8. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

    9. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

    10. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

    11. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.

    12. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.

    13. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

    14. Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках. Методическое пособие». Москва, «СФЕРА», 2002 год.

    15. Лазаревич К.С. «Физико-географические объекты в цифрах». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.

    16. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.

    17. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

    18. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

    19. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс. 2005 год.

    20. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

    21. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.

Скачать 227.19 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты