Домой

Рабочая программа дисциплины Физическая культура направление ооп 230100 Информатика и вычислительная техника




Скачать 460.25 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Физическая культура направление ооп 230100 Информатика и вычислительная техника
страница1/4
Дата12.03.2013
Размер460.25 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Курс 1,2,3,4 семестр 1,2,3,4,5,6,7,8
Аудиторные занятия
Физическая культура
Задачи изложения и изучения дисциплины
Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) – 22 часа
Содержание лекций
Социально-биологические основы физической культуры
Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
Содержание практического раздела дисциплины – 418 часов.
Методико-практические занятия
Учебно-тренировочные занятия
Контрольный раздел.
Тематика практических занятий
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4

УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИК

___________М. А. Сонькин

«___»____________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины

Физическая культура


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 230100 – Информатика и вычислительная техника

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ:

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, Системы автоматизированного проектирования, Технологии разработки программного обеспечения, Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) Бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

^ КУРС 1,2,3,4 СЕМЕСТР 1,2,3,4,5,6,7,8

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 2/2/2/2/2/2/2/2

ПРЕРЕКВИЗИТЫ

КОРЕКВИЗИТЫ

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИТОГО 414 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Кафедра физического воспитания

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ И.С.Розум

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП В.И. Рейзлин

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Б.М.Плотников


2011 г.

^ Физическая культура


    1. Цели и задачи учебной дисциплины

    1. Цели преподавания дисциплины

Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.


Студент должен знать:

  • Научно-практические основы физической культуры

  • Основы здорового образа жизни

  • Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

  • Простейшие методики самооценки работоспособности, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции

  • Методики корректирующей гимнастики для глаз

  • Методы самоконтроля состояния здоровья и развития (стандарты, программы, формулы) функционального состояния (функциональные пробы)

  • Методику проведения учебно-тренировочного занятия

  • Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания)

  • Средства и методы мышечной релаксации в спорте.


Студент должен уметь:

  • Использовать методики эффективных и дополнительных способов жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и т.д.)

  • Составлять индивидуальные программы физического воспитания и знаний с оздоровительной, рекреационной восстановительной направленностью (медленный бег, прогулки и т.д.)

  • Использовать методы оценки и коррекции осанки и телосложения

  • Назвать методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом.

Студент должен иметь опыт:

  • Использования основ профессионально-прикладной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии

  • Владения методикой самомассажа

  • Составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности

  • Использования индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств

  • Применения на практике основ организации судейства соревнований по избранному виду спорта

  • Применять методику самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки

  • Применять на практике проведение производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

    1. ^ Задачи изложения и изучения дисциплины

Дисциплина «Физическая культура» изучается студентами очной формы обучения посредством и индивидуальной и групповой формы обучения на лекциях и практических занятиях. Для самостоятельной работы студентов проводятся консультации. Методико-практические занятия направлены на творческое овладение студентами методов, обеспечивающих практические результаты. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующими темами теоретического раздела.

Средствами обучения являются: демонстративное оборудование, специальная учебная мебель и оргсредства, спортивный инвентарь и оборудование.


  1. ^ Содержание теоретического раздела дисциплины (лекции) – 22 часа

Теоретический раздел, Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.


  1. ^ Содержание лекций




Лекция № 1.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

- 2 часа

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Лекция № 2.

^ Социально-биологические основы физической культуры

- 2 часа

Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.

Лекция № 3.

^ Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

- 2 часа

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Лекция № 4.

^ Психологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.

- 2 часа

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно- * , эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда

Лекция № 5.

^ Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

- 2 часа

Часть 1. Методические принципы физического воспитания. методы физического воспитания. основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Часть 2. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Лекция № 6.

^ Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

- 2 часа

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.

Лекция № 7.

^ Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

- 2 часа

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная квалификация. Студенческий спорт. особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Лекция № 8.

^ Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

- 2 часа

Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта.

Лекция № 9.

^ Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

- 2 часа

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.


Лекция № 10.

^ Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

- 4 часа

I часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

II часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА на каждом факультете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии; основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета.


  1. ^ Содержание практического раздела дисциплины – 418 часов.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыты обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства фи­зической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

^ Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом [12]:

  • методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);

  • простейшие методики самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

  • методика составления индивидуальных программ физического воспитания и
    занятий с оздоровительной, рекреационной восстановительной направленностью (медленный бег, прогулки и т.д.);

  • основы методики самомассажа;

  • методика коррегирующей гимнастики для глаз:

  • методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими
    упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

  • методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

  • методы самоконтроля состояния здоровья и развития (стандарты, программы,
    формулы и др.);

  • методы самоконтроля за функциональным состоянием организма
    (функциональные пробы);

  • методика проведения учебно-тренировочного занятия;

  • методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

  • методика индивидуального подхода и применения средств для направленного
    развития отдельных физических качеств;

  • основы методики организации судейства соревнований по избранному виду
    спорта;

  • методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;

  • средства и методы мышечной релаксации в спорте;

  • методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

  • методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

^ Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижения высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности,

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств .

^ Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед ) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены , руки за голову ( женщины) , подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

^ Тематика практических занятий


Семестры: 1 2 3 4 5 6 7 8

_________________________________________

(в часах)

    1. Лыжный спорт с учетом 14 16 12 10 4 6 4

региональных особенностей

    1. Легкая атлетика 12 14 12 8 4

    2. Футбол 14 4 16 12 12 10 10

    3. Волейбол 10 8 6 12 8 4

    4. Баскетбол 6 10 10 10 10 6 6

    5. Настольный теннис 6 6 6 8 4 6

    6. Атлетическая гимнастика 4 4 10 6

    7. Тяжелая атлетика 8 8

    8. Аэробика 8 10 8 4 6

3.10. Единоборства 10 10 8

3.11. Методико-практические занятия 12 10 10 8

___________________________________________

68 68 68 68 72 68 34 34

Примечание:

  1. Для студентов с ослабленным здоровьем предусмотрены занятия по этим же видам спорта с учетом заболевания и рекомендации врача.

  2. Для обучающихся по различным направлениям и специальностям занятия предусмотрены с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

  3. Из числа студентов, имеющих высокую спортивную подготовку, формируются специальные группы по видам спорта. Акцент осуществляется на следующие виды спорта: зимний футбол, волейбол, легкая атлетика, лыжный спорт, тяжелая атлетика, баскетбол.




  1. Программа самостоятельной познавательной деятельности – 36 часов

Самостоятельная работа студентов


Осуществляется по направлениям:

  • Индивидуальная и командная

  • Подготовка и участие в спартакиадах команд первокурсников и команд факультетов, общежитий

  • Участие в спортивных праздниках факультета, курса, специальности

  • Подготовка и участие в соревнованиях команд факультетов, вузов г.Томска

  • Участие в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, посвященных знаменательным датам

  • Изучение рекомендуемой литературы


Перечень заданий для самостоятельной работы


Рекомендуемые темы для самостоятельного изучения

(основное отделение)


  1. Основы методики занятий физическими упражнениями.

  2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, году. Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение.

  3. Утренняя гигиеническая гимнастика.

  4. Питание спортсменов.

  5. Медицинские проблемы массовой физической культуры.

  6. Адаптация к физическим упражнениям.

  7. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека.

  8. Физическая культура и медицина.

  9. Влияние двигательной активности на продолжительность жизни.

  10. Характеристика основных форм оздоровительной физической культуры.

  11. Спорт – физическая культура – долголетие.

  12. Правда о допингах.

  13. Вредное воздействие алкоголя.

  14. Основы здорового образа жизни.

  15. Физическая культура в профессиональной деятельности.

  16. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

  17. Оздоровительная физическая культура.

  18. Долголетие и физическая культура.

  19. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

  20. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  21. Виды оздоровительной физической культуры.

  22. Влияние физических упражнений на кровь и органы кровообращения.

  23. Производственная гимнастика.

  24. Работа с позвоночником – путь к оздоровлению организма.

  25. Виды физических нагрузок, их интенсивности.

  26. Понятие о силе и силовых качествах.

  27. Понятие о гибкости и методика ее развития.

  28. Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом.

  29. Влияние физической тренировки на организм человека.

  30. Основные принципы дозирования и контроля физических нагрузок во время занятий физической культурой.

  31. Быстрота и методика ее развития.

  32. Как заниматься аэробикой.

  33. Атлетическая гимнастика.

  34. Волейбол (техника игры).

  35. Волейбол (правила, тактика игры).

  36. Настольный теннис.

  37. Травматизм при занятиях физическими упражнениями.

  38. Методика определения состава массы тела методом калиперометрии на занятиях аэробикой.


Рекомендуемые темы для самостоятельного изучения

(спецмедгруппа)


  1. Закаливание холодной водой. Лечебная физкультура при язвенной болезни.

  2. Заболевание глаз. Миопия.

  3. Остеохондроз, его профилактика и лечение физическими упражнениями.

  4. Физическая культура при близорукости.

  5. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса.

  6. Ревматизм.

  7. Влияние физических упражнений на организм человека. Лечебная физкультура при пиелонефрите.

  8. Лечебная физкультура при язвенной болезни.

  9. Бронхиальная астма.

  10. Сколиоз.

  11. Сердечно-сосудистые заболевания.

  12. Глаза – зеркало души.

  13. Применение лечебной физкультуры для лечения остеохондроза позвоночника.

  14. Сколиоз.

  15. Физкультура при близорукости.

  16. Лечебная физкультура.

  17. Стопа человека и плоскостопие.

  18. Комплексы утренней оздоровительной гимнастики общего назначения, а также для профилактики и лечения плоскостопия.

  19. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.

  20. Острая почечная недостаточность.

  21. Лимфогранулематоз.

  22. Лечебная физическая культура при травмах позвоночника.

  23. Аллергия.

  24. Эпилепсия.

  25. Артрит.

  26. Бронхиальная астма.


Рекомендуемые темы для студентов с отклонениями в состоянии здоровья

  1   2   3   4

Скачать 460.25 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты