Домой

Курс 1 мф одо общая психология. История психологии. Вопросы к экзамену Психология как наука предмет, структура и задачи общей психологии




Скачать 157.6 Kb.
НазваниеКурс 1 мф одо общая психология. История психологии. Вопросы к экзамену Психология как наука предмет, структура и задачи общей психологии
Дата12.03.2013
Размер157.6 Kb.
ТипВопросы к экзамену
Подобные работы:

Математический факультет

1 курс

1 МФ ОДО

Общая психология. История психологии.

Вопросы к экзамену


  1. Психология как наука. предмет, структура и задачи общей психологии

  2. Методология психологии. Методологические принципы.

  3. Структура современной психологии. Отрасли психологии.

  4. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития и критерии их выделения.

  5. Развитие психологии в древности.

  6. Развитие психологии в эпоху Нового времени.

  7. Становление ассоциативной психологии.

  8. Возникновение и становление психологии в России.

  9. Основные психологические школы: структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Основные идеи.

  10. Бихевиоризм: представители, основное содержание направлений исследования.

  11. Гештальтпсихология: представители, основное содержание направлений исследования.

  12. Гуманистическая психология: представители, основное содержание направлений исследования.

  13. Психоанализ: представители, основное содержание направлений исследования.

  14. Культурно – историческая психология: представители, основное содержание направлений исследования.

  15. Психика человека как предмет системного исследования. Структура психики: функции, процессы, состояния и свойства; сознание и бессознательное.

  16. Развития психики в филогенезе. Этапы развития психики. Эволюция нервной системы как условие развития психики.

  17. Основные формы поведения животных.

  18. Мозг и психика.

  19. Характеристика сознания. Теории происхождения сознания.

  20. Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

  21. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

  22. Психодинамическая теории личности (З.Фрейд, А.Адлер).

  23. Аналитическая теория личности (К.Г. Юнг).

  24. Когнитивная теория личности (Дж. Келли).

  25. Поведенческая теория личности (А. Бандура, Дж. Роттер).

  26. Диспозициональная теория личности (Г. Айзенк, Г. Олпорт).

  27. Деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский). Структура личности (А.В. Петровский, К.К. Платонов).

  28. Гуманистические теории (А.Маслоу, К. Роджерс).

  29. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

  30. Психологическая структура деятельности.

  31. Мотив: определение, виды.

  32. Понятие о направленности личности.

  33. Общение: понятие, функции, виды, структура.

  34. Общая характеристика речи. Виды и функции речи. Развитие речи у ребенка.

  35. Понятие и характеристика ощущений. Свойства ощущений.

  36. Восприятие и его свойства.

  37. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти.

  38. Мышление: понятие, структура, виды.

  39. Характеристика мыслительных операций.

  40. Воображение и его виды. Процесс создания образов воображения. Виды воображения.

  41. Внимание, его виды и основные свойства.

  42. Темперамент. Теории темперамента.

  43. Темперамент. Виды темпераментов. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

  44. Характер: определение, подходы. Формирование характера.

  45. Способности: понятие, структура, количественная и качественная характеристика способностей.

  46. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант. Гениальность.

  47. Интеллектуальные и креативные способности.

  48. Структура математических способностей.

  49. Эмоции и чувства. Классификация эмоций и чувств.

  50. Характеристика эмоциональных состояний: настроения, аффекты, стресс и фрустрация.

  51. Воля как высший уровень психической регуляции.

  52. Методы психологического исследования. Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву).

  53. Эксперимент как основной метод психологического исследования. Виды эксперимента.

  54. Наблюдение как метод исследования в психологии. Виды наблюдения.

  55. Интервьюирование как разновидность метода опроса. Особенности организации интервью.

  56. Анкетирование как метод психологии. Виды вопросов в анкете. Основные правила составления анкет.



Литература:

  • Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд.-М. Академ. Проект, 2003

  • Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для самостоятельной работы студентов при изучении психологии. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы и проведению контроля знаний студентов. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. – 100с.

  • Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Уч. пос.для студ. вузов.- 2-е изд.-М. ; Университет, 2005

  • Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.,1986; или: М., 1998.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.:, 2001

  • Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах, М., 1996.

  • Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Уч. пособ. для студ. вузов. – М.: Академия, 2005

  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. - 592с.

  • Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – М.: Академия, 2002

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.


1 ФМО ОДО

Психология развития

Вопросы к зачету


  1. Психология как наука. Предмет психологии.

  2. Методы психологического исследования.

  3. История развития психологического знания. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития и критерии их выделения.

  4. Возникновение и становление психологии в России.

  5. Основные психологические школы: структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология. Основные идеи.

  6. Понятие о человеке в психологии.

  7. Человек как индивид, личность, индивидуальность.

  8. Человек как субъект деятельности.

  9. Человек как субъект общения. Общение: понятие, функции, виды, структура.

  10. Психологическая структура деятельности.

  11. Мотив: определение, виды.

  12. Понятие о направленности личности.

  13. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

  14. Психодинамическая теории личности (З.Фрейд, А.Адлер).

  15. Аналитическая теория личности (К.Г. Юнг).

  16. Гуманистические теории (А.Маслоу, К. Роджерс).

  17. Структура личности (А.В. Петровский, К.К. Платонов).

  18. Сознание и самосознание. Теории происхождения сознания.

  19. Психика человека как предмет системного исследования. Структура психики: функции, процессы, состояния и свойства; сознание и бессознательное.

  20. Общая характеристика речи. Виды и функции речи. Развитие речи у ребенка.

  21. Понятие и характеристика ощущений. Свойства ощущений.

  22. Восприятие и его свойства.

  23. Память. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти.

  24. Мышление: понятие, структура, виды.

  25. Характеристика мыслительных операций.

  26. Воображение и его виды. Процесс создания образов воображения. Виды воображения.

  27. Внимание, его виды и основные свойства.

  28. Темперамент. Теории темперамента.

  29. Темперамент. Виды темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

  30. Характер: определение, подходы. Формирование характера.

  31. Способности: понятие, структура, количественная и качественная характеристика способностей.

  32. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант. Гениальность.

  33. Интеллектуальные и креативные способности.Структура математических способностей.

  34. Эмоции и чувства. Классификация эмоций и чувств.

  35. Характеристика эмоциональных состояний: настроения, аффекты, стресс и фрустрация.

  36. Воля как высший уровень психической регуляции.


Литература:

  • А. Н. Ждан . История психологии. М.,1990.

  • М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г.

  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. - 592с.

  • Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004

  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

  • Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: «Питер», 2002.



1 МФ ОДО

Социальная психология

Вопросы к экзамену (зачету)

  1. Предмет социальной психологии.

  2. Место социальной психологии в системе научного знания.

  3. Исторические этапы в развитии социальной психологии.

  4. Понятие методологии научного исследования.

  5. Специфика исследований в социальной психологии.

  6. Методы социальной психологии.

  7. Этапы проведения социометрического эксперимента.

  8. Характеристика критериев социометрического эксперимента.

  9. Обработка результатов социометрического эксперимента.

  10. Проблема личности в социальной психологии.

  11. Социализация личности. Особенности современной социализации.

  12. Механизмы и факторы социализации.

  13. Стадии процесса социализации.

  14. Социальная установка и реальное поведение.

  15. Группа как социально-психологический феномен.

  16. Малая группа и её структурная организация.

  17. Групповые процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики.

  18. Групповая сплоченность. Условия возникновения группового сплочения.

  19. Лидерство и руководство. Стили лидерства.

  20. Процесс принятия группового решения.

  21. Феномен группового давления.

  22. Феномен конформизма.

  23. Стадии и уровни развития группы.

  24. Феномен межгруппового взаимодействия.

  25. Психологическая характеристика больших социальных групп.

  26. Организованные группы: виды и их особенности.

  27. Стихийные группы и массовые движения.

  28. Способы воздействия: заражение, внушение, подражание.

  29. Общая характеристика человеческого общения (виды, формы, функции, механизмы).

  30. Межличностный конфликт: этапы, пути и способы разрешения конфликта.


Литература

  • Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2004.

  • Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001.

  • Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. (Серия «Мастера психологии»).

  • Конфликтология / Хрестоматия. Сост. Н.И. Леонов. – М., 2003.

  • Конфликтология: Учебник. / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2001.

  • Крысько В.Г. Словарь – справочник по социальной психологии. СПб., 2003

  • Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2006.

  • Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб., 2000.

  • Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.

  • Социальная психология / под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. 3-е изд. М., 2005.

  • Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. Свенцицкий – СПб., 2000.

  • Социальная психология/ Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М., 2001.

  • Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М., 2003.

  • Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д, 2002.

  • Этническая психология / Хрестоматия. – СПб., 2003.


Тематика рефератов

  1. Личностная зрелость человека.

  2. Человек как жертва социализации в современном мире.

  3. Особенности общения в современном мире.

  4. Имидж личности.

  5. Методы преодоления конфликта и стресса.

  6. Поведение человека в толпе.

  7. Деструктивные культы.

  8. Феномены межличностного влияния.

  9. Типология агрессивного поведения человека.

  10. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномен.

  11. Коррекция и управление конфликтом.

  12. Психология массовой коммуникации.

  13. Поведение личности в ситуации группового давления.

  14. Невербальная коммуникация.

  15. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.

  16. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.

  17. Теории происхождения лидерства в социальной психологии.

  18. Конфликт как социально-психологический феномен общественной жизни

  19. Прикладные проблемы педагогической психологии.

  20. Прикладные проблемы управления.


2 курс

2 МФ ОДО

Возрастная психология

Вопросы к зачету

  1. Предмет, задачи возрастной психологии.

  2. Стратегии и методы исследования психического развития.

  3. Теория психического развития З.Фрейда.

  4. Учение об интеллектуальном развитии ребенка Ж.Пиаже

  5. Теория психического развития Э.Эриксона.

  6. Культурно – исторический подход к теории психического развития (Л.С.Выготский).

  7. Психологические подходы к проблеме соотношения обучения и развития.

  8. Понятие зоны ближайшего развития и уровня актуального развития.

  9. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

  10. Закономерности психического развития (условия, источники, движущие силы).

  11. Понятие «ведущей деятельности» (А.Н. Леонтьев). Психический механизм смены ведущей деятельности.

  12. Понятие социальной ситуации развития.

  13. Понятие возрастного кризиса. Виды кризисов.

  14. Кризис новорожденности:

  15. Психологические особенности периода младенчества.

  16. Кризис одного года: симптомы, факторы возникновения, психологический смысл.

  17. Характеристика ведущей деятельности и новообразования личности в раннем детстве.

  18. Кризис трех лет: симптомы, факторы возникновения, психологический смысл.

  19. Характеристика ведущей деятельности и новообразования личности дошкольника.

  20. Кризис семи лет: симптомы, факторы возникновения, психологический смысл.

  21. Характеристика ведущей деятельности и новообразования личности в младшем школьном возрасте.

  22. Критерии психологической готовности ребенка к школе.

  23. Развитие познавательных процессов младшего школьника.

  24. Особенности включённости младшего школьника в учебную деятельность.

  25. Характеристика ведущей деятельности и новообразования личности подростка.

  26. Проблема подросткового кризиса.

  27. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе.

  28. Проблемы общения подростка с учителем.

  29. Особенности отношений подростков с родителями.

  30. Особенности отношения подростков к учебной деятельности.

  31. Социальное самоопределение в юношеском возрасте.

  32. Характеристика ведущей деятельности и новообразования личности в ранней юности.

  33. Особенности девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте.

  34. Психологические особенности зрелости. Периоды зрелости.

  35. Особенности психической деятельности в пожилом и старческом возрасте.

  36. Возрастные и профессиональные кризисы в зрелом возрасте.



Литература

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология- М., 2005.

  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./Сост. И. В. Дубровина и др.-М., 2005.

  • Возрастная психология: Хрестоматия /Ред. В. С. Мухина.- М., 2001.

  • Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.

  • Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студ.вузов /Под ред. В.Е. Клочко.- М., 2004.

  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособ.- М., 2004.

  • Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2004.

  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2004.

  • Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб., 2004.

  • Психология подростка: Учебник /под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003.

  • Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. /Ред.-сост. Г.В. Бурменская.- М., 2005.

  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М., 2004.

2 МФ ОДО

Педагогическая психология

Вопросы к экзамену


    1. Предмет и задачи педагогической психологии.

    2. Проблема соотношения обучения и развития.

    3. Основные психологические концепции обучения.

    4. Психологические основы развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

    5. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

    6. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

    7. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

    8. Понятие учебной деятельности.

    9. Структурный анализ учебной деятельности.

    10. Психологическая готовность к обучению.

    11. Мотивация учения. Возрастные особенности мотивации учебной деятельности в школе.

    12. Психологические причины школьной неуспеваемости.

    13. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

    14. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы.

    15. Психологические аспекты педагогического общения.

    16. Функции педагогического общения.

    17. Индивидуальный стиль педагогического деятельности и общения.

    18. Проблема педагогического общения. Ошибки учителя в педагогическом общении.

    19. Профессиональная структура личности учителя.

    20. Проблема профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

    21. Профессионально-значимые личностные качества учителя.

    22. Психологическая сущность воспитания.

    23. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

    24. Виды педагогических деформаций учителя и пути их преодоления.


Литература


  • Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

  • Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. М., 1998.

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Да­выдова. М., 1991.

  • Зимняя И.А. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1999.

  • Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1998.

  • Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., 2000.

  • Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

  • Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб. 1998.


Темы рефератов

1. Проблемы современной педагогической психологии.

2. Развитие познавательной мотивации на уроках математики.

3. Развитие внимания на уроках математики.

4. Развитие памяти на уроках математики.

5. Организация восприятия учебного материала на уроках математики.

6. Активизация работы мышления на уроках математики.

7. Психологические особенности понимания учебного материала на уроках математики.

8. Учет возрастных особенностей на уроках математики.

9. Учет индивидуально-типологических особенностей школьников в процессе обучения математики.

10. Возрастные особенности развития абстрактно-логического мышления на уроках математики.

11. Возрастные особенности развития пространственного мышления на уроках математики.

12. Продуктивное мышление и его развитие в обучении.

13. Психологические причины трудностей при обучении математике.

14. Проблема психологической готовности к обучению.

15. Психологические аспекты компьютеризации и информатизации учебного процесса.

16. Психологическая поддержка учащихся в образовательном процессе.

17. Профессионально-психологическая компетентность учителя математики.

18. Барьеры в педагогическом общении

19. Профессиональные деформации учителя математики.

20. Психологические особенности воспитания.

21. Влияние оценивающей деятельности учителя на психическое развитие ребенка.

22. Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного обучения.

23. Профессионально-важные качества учителя математики.

24. Психологические особенности мотивации педагогической деятельности.

25. Проблема педагогической продуктивности.

26. Проблема профессионально- педагогической направленности.

27. Синдром «эмоционального сгорания» учителя.

28. Психологическая культура учителя математики.

29. Анализ затруднений в педагогическом общении.

30. Индивидуальный стиль деятельности и общения.


3 курс

3МФ ОДО

Специальная педагогика и психология

Вопросы к зачёту

  1. Предмет и задачи специальной психологии и педагогики.

  2. История становления и развития отечественной специальной педагогики и психологии.

  3. Связь специальной педагогики и психологии с другими науками.

  4. Подходы к определению психической нормы и патологии.

  5. Психическон здоровье. Критерии и уровни психического здоровья.

  6. Дефект и компенсация. Теории компенсации дефекта (Л.С. Выготский, А. Адлер).

  7. Психологический анализ дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.

  8. Понятие дизонтогенеза. Виды дизонтогенеза.

  9. Понятие о первичном и вторичном дефекте.

  10. Варианты психического дизонтогенеза.

  11. Психологические особенности детей с общим психическим недоразвитием (олигофрения): виды и их классификация, закономерности развития, коррекционная работа.

  12. Психологические особенности детей с задержанным типом развития (ЗПР): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  13. Психологические особенности детей с поврежденным развитием (органическая деменция).

  14. Психологические особенности детей с дефицитарным развитием ( нарушения слуха): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  15. Психологические особенности детей с дефицитарным развитием (нарушения зрения): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  16. Психологические особенности детей с дефицитарным развитием ( нарушения речи): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  17. Психологические особенности детей с дефицитарным развитием (нарушения опорно-двигательного аппарата) виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  18. Психологические особенности детей с искаженным типом развития (ранний детский аутизм): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  19. Психологические особенности детей с дисгармоничным типом развития (психопатии): виды и их характеристика, закономерности развития, коррекционная работа.

  20. Неврозы: вида и их характеристика, коррекционная работа.

  21. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные симптомы, причины возникновения, коррекционная работа.

  22. Психологические особенности детей со сложными нарушениями развития.


Литература

  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2004. – С.40-67.

  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)/ Б.П. Пузанов и др. – М., 2006. – С. 127 – 150, 190 – 211.

  • Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

  • Специальная психология: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П.Кожевникова. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006.

  • Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2005.




Скачать 157.6 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты