Домой

Программа по дисциплине вузовского компонента для специальности 1-21 03 0101 " История отечественная и всеобщая" (код специальности) (наименование специальности)




Скачать 372.86 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине вузовского компонента для специальности 1-21 03 0101 " История отечественная и всеобщая" (код специальности) (наименование специальности)
Дата12.03.2013
Размер372.86 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Пояснительная записка
Целью дисциплины
Содержание учебного материала
Тема 2 Источники и историография истории первобытного общества
Тема 3 Проблема становления человека
Тема 4 Становление человеческого общества
Тема 5 Раннепервобытная община
Тема 6 Духовная культура раннепервобытной общины
Тема 7 Развитие хозяйства и социально-экономических отношений в позднепервобытной общине
Тема 8 Семейно-брачные отношения, организация власти и духовная культура в позднепервобытной общине
Тема 9 Предусловия разложения первобытного общества
Тема 10 Эпоха разложения первобытного общества –
Учебно-методическая карта
Название раздела, темы
Количество аудиторных часов
Предмет, содержание, значение истории первобытного общества
Источники и историография истории первобытного общества
Проблема становления человека
Становление человеческого
Раннепервобытная община
...
Полное содержание
Подобные работы:

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


Утверждаю

Проректор по учебной работе

Гомельского госуниверситета

им. Ф. Скорины, профессор

___________ И.В. Семченко

«__»_________2008 г.,

протокол заседания НМС №__.


ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА


Учебная программа по дисциплине вузовского компонента

для специальности


1-21 03 0101История отечественная и всеобщая”

(код специальности) (наименование специальности)


Факультет исторический

(название факультета)

Кафедра истории Беларуси

(название кафедры)

Курс 1

Семестр 1


Лекции 20 час. Экзамен 1

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия 14 час. Зачет _____-________

Лабораторные (семестр)

занятия ____-_______ Курсовой проект,

(количество часов) работа ____-_______

Всего аудиторных часов (семестр)

по дисциплине 34 час.

(количество часов) Форма получения

Всего часов высшего образования

по дисциплине 34 час.

(количество часов) дневная


Гомель 2008

Учебная программа дисциплины вузовского компонента составлена на основе учебного плана по специальности 1-21 03 01 01 “История отечественная и всеобщая”


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

истории Беларуси


09.09.2008 г. №2

(дата и номер протокола)


Заведующая кафедрой

__________ О.Г. Ященко

(подпись) (И.О.фамилия)


Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом

исторического факультета


10.09.2008 г. №2

(дата и номер протокола)


Председатель

__________Г.А. Алексейченко

(подпись) (И.О.фамилия)


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения истории первобытного общества заключается в получении знаний о наиболее протяженном и очень важном периоде в истории человечества – от выделения человека из животного мира до появления первых обществ и государств. Необходимость изучение дисциплины объясняется тем, что множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной, возникло или стало возникать в первобытном обществе. Это жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. История первобытного общества является базовой дисциплиной при подготовке специалистов-историков.

^ Целью дисциплины “История первобытного общества” является овладение студентами основами по истории первобытного общества.

Для реализации цели предусматривается решение следующих задач:

- ознакомление студентов с периодизацией и хронологией первобытной истории, источниками и их возможностями в реконструкции древнейшего периода истории человечества, представлениями человечества о первобытности в древнем мире, средневековье и т. д.;

- анализ проблем антропогенеза и социогенеза, истории хозяйства и материальной культуры, семьи и брака, возникновение искусства, религии, динамики этнических процессов;

- усвоение условий разложения первобытного общества и возникновения цивилизации, типы первобытной периферии, ее контакты с цивилизацией.

В итоге изучения дисциплины студент должен знать:

- источниковедение, историографию, периодизацию, теорию антропогенеза в свете новейших палеоантропологических открытий;

- становление и развитие социальной организации человеческого общества;

- характеристику основных этапов первобытной истории;

- хозяйственную деятельность, социально-экономические отношения, семью и брак, материальную и духовную культуру первобытного общества;

- динамику этнических процессов на разных этапах первобытности;

- типы первобытной периферии, ее контакты с современной цивилизацией.

В итоге изучения дисциплины студент должен уметь ориентироваться:

- в основных этапах развития процесса формирования мира;

- в основных этапах становления национальной исторической науки;

- в особенностях становления мировых цивилизаций.

Дисциплина “История первобытного общества” изучается студентами 1 курса специальности 1-21 03 01 01 “История отечественная и всеобщая” в объеме 34 часа учебных занятий (из них 20 часов лекционных и 14 часов практических занятий).


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Тема 1 Предмет, содержание, значение истории первобытного общества


Предмет истории первобытного общества, ее место в мировой истории. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования. Хронология истории первобытного общества. Общеисторическая периодизация истории первобытности. Специальные виды периодизации: археологическая, палеоантропологическая и др. Основные этапы истории первобытного общества – краткая характеристика.


^ Тема 2 Источники и историография истории первобытного обществ


Источники первобытной истории – археологические, этнографические, палеоантропологические, лингвистические, палеогеографические, письменные. Возможности в реконструкции истории первобытности. Представления о первобытном обществе человека в древности. Знания античных ученых: концепции Гесиода и Демокрита, идеи Тита Лукреция Кара. Накопление этнографического материала в средневековье и в эпоху великих географических открытий. Формирование истории первобытного общества как науки в ХIХ веке. Успехи этнографии, палеоантропологии, первобытной археологии. Работы Дж. Леббока, Мартилье. Эволюционная школа Э. Тайлора, А. Бастиан, И. Бахофен, Дж. Мак-Леннон. Вклад Г.Л. Моргана в развитие истории первобытного общества. Проблема первобытной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Успехи первобытной истории в ХХ веке.


^ Тема 3 Проблема становления человека


Обозначение места человека в животном мире. Работы К. Линнея, Т. Гексли, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Современная биологическая система человека и его ближайших предков. Семейство антропоидов и гоминид. Подсемейство гоминин. Обозначение характера и движущих сил антропогенеза. Теория натурального отбора. Трудовая теория антропогенеза. Взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе антропогенеза. Предки человека в животном мире – высшие ископаемые обезьяны. Находки австралопитеков. Место австралопитеков в системе гоминид. Дискуссии о homo habilis. Олдувайская культура. Гипотеза о древнейшей прародине человечества. Находки архантропов (homo erectus). Питекантроп яванский, атлантроп, синантроп, “гейдельбергский человек”. Морфологические характеристики архантропов, их трудовая деятельность. Находки палеоантропов (homo primigenius). Локальные типы палеоантропов. Материальная культура эпохи Мустье. Роль палеоантропов в формировании человека современного типа. Теория “пресапиенс”.


^ Тема 4 Становление человеческого общества


Проблема исследования процессов социогенеза. Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации. Основные виды присваивающей деятельности. Роль охоты в выработке первобытного коллективизма. Половые отношения в праобщине. Проблема существования гаремных семей. Промискуитет. Возникновение парности. Половое соперничество как фактор развития праобщины, “праобщинный отбор”. Отличие праобщины ранних и поздних палеоантропов. Преобразование праобщины в эндогамное объединение. Эволюция половых отношений. Приближение праобщины к организации первобытной родовой общины неоантропов.

^ Тема 5 Раннепервобытная община


Подъем производительных сил человечества в период верхнего палеолита. Изобретение новой технологии обработки камня. Возникновение общинно родового строя. Проблема похождения агамии, дуальной экзогамии. Материальная культура эпохи раннепервобытной общины. Основные этапы в развитии присваивающего хозяйства эпохи раннепервобытной общины. Особенности развития материальной культуры человеческой общины в верхнем палеолите. Расширение ойкумены в верхнем палеолите. Начало заселение Америки и Австралии. Стоянки верхнепалеолитического человека на территории Беларуси. Развитие хозяйства, изменения в материальной культуре человеческих общин в эпоху мезолита. Социально-экономические отношения в эпоху раннепервобытной общины. Первобытный коллективизм. Уравнительное распределение средств существования. Возникновение между общинами обмена. Натуральный раздел труда. Брак и семья. Кроскузенный брак. Парная семья. Локализация первоначального брака. Половозрастная организация. Организация власти: принципы и институты руководства.


^ Тема 6 Духовная культура раннепервобытной общины


Синкретичная общность первобытной культуры. Положительные знания. Средства общения. Зарождение пиктографического письма. Развитие художественной культуры в верхнем палеолите. Основные виды художественной культуры: живопись, пластика, музыка, танец. Памятники верхнепалеолитической живописи и пластики. Особенности мезолитического живописного искусства. Мифология и первые формы религиозных представлений: тотемизм, магия, анимизм, фетишизм. Языковое положение в эпоху раннепервобытной общины. Первые проязыковые (культурно-языковые) объединения.


^ Тема 7 Развитие хозяйства и социально-экономических отношений в позднепервобытной общине


Возникновение производящего хозяйства. Понятие “неолитической революции”. Моно- и полицентриские концепции происхождения земледелия. Наидревнейшие центры земледелия на Ближнем Востоке. Гипотезы о возникновении животноводства. Технические достижения эпохи “неолитической революции”. Изобретение керамики и ткачества. Изменения роли женского и мужского труда с распространением земледелия и скотоводства. Социально-экономические отношения в эпоху позднепервобытной общины. Общественная и частная собственность. Возникновение излишнего продукта. Престижная экономика, ее сущность и роль. Развитие обмена. Рост оседлости населения.


^ Тема 8 Семейно-брачные отношения, организация власти и духовная культура в позднепервобытной общине


Брак и семья в эпоху позднепервобытной общины. Усиление парной семьи. Большие семьи. Половозрастная организация. Мужские и женские дома. Усложнение общинно родовой организации. Развитие связей между отдельными общинами. Соотношения линиджа, рода, фратрии, племени. Развитие системы управления. Бигмены.

Развитие мышления: специфика ощущения времени и пространства. Положительные знания. Развитие изобразительного искусства. Фольклор, музыка, танец. Усложнение мифологии. Возникновение земледельческих и животноводческих культов. Культ предков. Языковое и этническое положение. Племя как первый тип этнической общности.


^ Тема 9 Предусловия разложения первобытного общества


Развитие производящего хозяйства. Эволюция технологии земледелия. Земледелие ручное (мотыжное) и пашенное. Складывание земледельческо-животноводческих комплексов. Усовершенствования высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Освоение металлургии – меди, бронзы, железа. Древние центры металлургии. Обработка металлов на территории Беларуси. Выделение ремесла – итог второго общественного разделения труда. Виды ремесел. Расширение обмена. Возникновение экономического обмена. Внутриобщинный и межобщинный обмен. Появление денежных эквивалентов. Третий общественный раздел труда.


^ Тема 10 Эпоха разложения первобытного общества –

общая характеристика


Предусловия образования излишнего продукта в дополнительный. Этапы становления частной собственности. Накопления богатства. Развитие собственности на землю. Углубление частного и общественного неравенства. Зарождение эксплуатации. Начало формирование классов и социальных групп. Переворот в положении полов. “Поздний патриархат”. Возникновение и усиление моногамной семьи. Возникновение права. Политогенез. Патестарные общества накануне образования государства. Преобразования потестарной организации в политическую. Складывание государства. Военная демократия. Эволюция родоплеменной организации. Первобытная соседская община, ее экономический дуализм. Этническое и языковое положение в эпоху классообразования. Объединение племен. Возникновение народностей. Духовная культура. Развитие научных знаний в эпоху разложения первобытного общества. Возникновения письменности. Развитие художественной культуры. Возникновение новых видов и жанров. Развитие религиозных верований. Политеизм. Выделение категории жрецов. Религия и государство.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



^ Название раздела, темы,

занятия



Название раздела, темы, занятия: перечень изучаемых вопросов

Всего часов

^ Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские занятия)

Лабораторные занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







34

20

14

-

-










1

^ Предмет, содержание, значение истории первобытного общества

1 Предмет истории первобытного общества.

2 Содержание, задачи и значение истории первобытного общества.

3Периодизация и хронология истории первобытного общества.

2

2

-

-

-




[1]

[2]





2

^ Источники и историография истории первобытного общества

1 Источники.

2 Историография.

4

2

2

-

-




[2]

[5]

[6]

Проверочная контрольная работа

3

^ Проблема становления человека

1 Обозначение места человека в животном мире.

2 Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.

3 Архантропы.

4 Палеоантропы.

4

2

2

-

-




[1]

[3]

[4]




4

^ Становление человеческого

общества

1 Становление социальной организации человечества.

2 Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации и развития.

3 Половые отношения в праобщине, праобщинный отбор.

4

2

2

-

-




[1]

[3]

[4]

[6]


Проверочная контрольная работа

5

^ Раннепервобытная община

1 Возникновение общинно-родового строя.

2 Хозяйство и материальная культура раннепервобытной общины.

3 Социально-экономические отношения и общественно-родовая организация. Брак и семья.


4

2

2

-

-




[4]

[6]

[7]

[8]





6

^ Духовная культура раннепервобытной общины

1 Накопление полезных знаний.

2 Зачатки религиозных представлений.

3 Искусство.

2

2

-

-

-




[7]

[9]

[10]

[12]





7

^ Развитие хозяйства и социально-экономических отношений позднепервобытной общине

1Возникновение производящего хозяйства. Технические достижения “неолитической революции”.

2 Социально-экономические отношения.

4

2

2

-

-




[3]

[4]


Проверочная контрольная работа

8

^ Семейно-брачные отношения и духовная культура в позднеродовой общине.

1 Брак и семья.

2 Организация власти.

3 Духовная культура

ранних земледельцев-скотоводов.

2

2

-

-

-




[3]

[4]

[9]

[12]




9

^ Условия разложения первобытного общества

1 Развитие производящего хозяйства.

2 Освоение металлургии.

3 Развитие ремесла и расширение обмена.

4

2

2

-

-




[4]

[6]

[10]





10

^ Эпоха разложения первобытного общества - общая характеристика

1 Становление частной собственности.

2 Брак и семья.

3 Общинная и родоплеменная организация.

4 Духовная культура.

4

2

2

-

-




[4]

[6]

[8]

[10]

[12]






^ ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ


1 Алексеев, В.П., Першиц, А.И. История первобытного общества / В.П. Алексеев.  М. : Высшая школа, 2004.  352 с.

2 Горемыкина, В.И. История первобытного общества / В.И. Горемыкина.  Мн. : Вышэйшая школа, 1973.  141 с.

3 История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1983.  563 с.

4 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1986.  545 с.

5 История первобытного общества. Эпоха классообразования / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1988.  568 с.

6 Першиц, А.И., Монгайт, А.Л., Алексеев, В.П. История первобытного общества / А.И. Першиц  М. : Высшая школа, 1982.  215 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


7 Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак.  М. : Высшая школа, 1980.  327 с.

8 Ламберт, Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Д. Ламберт.  Л. : Наука, 1989.  256 с.

9 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза / Я.Я. Рогинский.  М. : Высшая школа, 1997.  370 с.

10 Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории / Ю.И. Семенов.  М. : Наука, 1989.  245 с.

11 Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д.Столяр.  М. : Наука, 1985.  321 с.

12 Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор.  Смоленск. : Русич, 2000.  623 с.

13 Течако, Л. И., Саливон, И. П. Основы современной антропологии / Л.И. Течако.- М. : 1989.  354 с.

14 Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М. : 1990.  269 с.

15 Энцыклапедыя. Археалогія і нумізматыка Беларусі / Рэд. кал. В.В. Гетад і інш.  Мн. : 1993.  702 с.


^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ “ ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА”

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1-21 03 01 01 “ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ВСЕОБЩАЯ”



Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменении в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)































































Заведующая кафедрой

Истории Беларуси ______________ О.Г. Ященко


^ Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


Утверждаю

Проректор по учебной работе

Гомельского госуниверситета

им. Ф. Скорины, профессор

___________ И.В. Семченко

«__»_________2008 г.,

протокол заседания НМС №__.


^ ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА


Учебная программа по дисциплине вузовского компонента

для специальности


1-21 03 0101История отечественная и всеобщая”

(код специальности) (наименование специальности)


Факультет заочный

(название факультета)

Кафедра истории Беларуси

(название кафедры)

Курс 1

Семестр ^ 1


Лекции 12 час. Экзамен 1

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ___-___ Зачет _____-________

Лабораторные (семестр)

занятия ____-_______ Курсовой проект,

(количество часов) работа ____-_______

Всего аудиторных часов (семестр)

по дисциплине 12 час.

(количество часов) Форма получения

Всего часов высшего образования

по дисциплине 12 час.

(количество часов) заочная


Гомель 2008


Учебная программа дисциплины вузовского компонента составлена в соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности

1-21 03 01 01 “История (отечественная и всеобщая)”


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории Беларуси


01.01.2009 г., протокол №1


Заведующая кафедрой

__________ О.Г. Ященко


Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом

заочного факультета


«___» ____2009 г., протокол №_


Председатель

_______________М.Н.Мурашко


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения истории первобытного общества заключается в получении знаний о наиболее протяженном и очень важном периоде в истории человечества – от выделения человека из животного мира до появления первых обществ и государств. Необходимость изучение дисциплины объясняется тем, что множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной, возникло или стало возникать в первобытном обществе. Это жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. История первобытного общества является базовой дисциплиной при подготовке специалистов-историков.

^ Целью дисциплины “История первобытного общества” является овладение студентами основами по истории первобытного общества.

Для реализации цели предусматривается решение следующих задач:

- ознакомление студентов с периодизацией и хронологией первобытной истории, источниками и их возможностями в реконструкции древнейшего периода истории человечества, представлениями человечества о первобытности в древнем мире, средневековье и т. д.;

- анализ проблем антропогенеза и социогенеза, истории хозяйства и материальной культуры, семьи и брака, возникновение искусства, религии, динамики этнических процессов;

- усвоение условий разложения первобытного общества и возникновения цивилизации, типы первобытной периферии, ее контакты с цивилизацией.

В итоге изучения дисциплины студент должен знать:

- источниковедение, историографию, периодизацию, теорию антропогенеза в свете новейших палеоантропологических открытий;

- становление и развитие социальной организации человеческого общества;

- характеристику основных этапов первобытной истории;

- хозяйственную деятельность, социально-экономические отношения, семью и брак, материальную и духовную культуру первобытного общества;

- динамику этнических процессов на разных этапах первобытности;

- типы первобытной периферии, ее контакты с современной цивилизацией.

В итоге изучения дисциплины студент должен уметь ориентироваться:

- в основных этапах развития процесса формирования мира;

- в основных этапах становления национальной исторической науки;

- в особенностях становления мировых цивилизаций.

Дисциплина “История первобытного общества” изучается студентами 1 курса заочного факультета специальности 1-21 03 01 01 “История отечественная и всеобщая” в объеме 12 часов учебных занятий (12 часов лекционных).


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Тема 1 Предмет, содержание, значение истории первобытного общества


Предмет истории первобытного общества, ее место в мировой истории. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования. Хронология истории первобытного общества. Общеисторическая периодизация истории первобытности. Специальные виды периодизации: археологическая, палеоантропологическая и др. Основные этапы истории первобытного общества – краткая характеристика.


^ Тема 2 Источники и историография истории первобытного обществ


Источники первобытной истории – археологические, этнографические, палеоантропологические, лингвистические, палеогеографические, письменные. Возможности в реконструкции истории первобытности. Представления о первобытном обществе человека в древности. Знания античных ученых: концепции Гесиода и Демокрита, идеи Тита Лукреция Кара. Накопление этнографического материала в средневековье и в эпоху великих географических открытий. Формирование истории первобытного общества как науки в ХIХ веке. Успехи этнографии, палеоантропологии, первобытной археологии. Работы Дж. Леббока, Мартилье. Эволюционная школа Э. Тайлора, А. Бастиан, И. Бахофен, Дж. Мак-Леннон. Вклад Г.Л. Моргана в развитие истории первобытного общества. Проблема первобытной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Успехи первобытной истории в ХХ веке.


^ Тема 3 Проблема становления человека


Обозначение места человека в животном мире. Работы К. Линнея, Т. Гексли, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Современная биологическая система человека и его ближайших предков. Семейство антропоидов и гоминид. Подсемейство гоминин. Обозначение характера и движущих сил антропогенеза. Теория натурального отбора. Трудовая теория антропогенеза. Взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе антропогенеза. Предки человека в животном мире – высшие ископаемые обезьяны. Находки австралопитеков. Место австралопитеков в системе гоминид. Дискуссии о homo habilis. Олдувайская культура. Гипотеза о древнейшей прародине человечества. Находки архантропов (homo erectus). Питекантроп яванский, атлантроп, синантроп, “гейдельбергский человек”. Морфологические характеристики архантропов, их трудовая деятельность. Находки палеоантропов (homo primigenius). Локальные типы палеоантропов. Материальная культура эпохи Мустье. Роль палеоантропов в формировании человека современного типа. Теория “пресапиенс”.


^ Тема 4 Становление человеческого общества


Проблема исследования процессов социогенеза. Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации. Основные виды присваивающей деятельности. Роль охоты в выработке первобытного коллективизма. Половые отношения в праобщине. Проблема существования гаремных семей. Промискуитет. Возникновение парности. Половое соперничество как фактор развития праобщины, “праобщинный отбор”. Отличие праобщины ранних и поздних палеоантропов. Преобразование праобщины в эндогамное объединение. Эволюция половых отношений. Приближение праобщины к организации первобытной родовой общины неоантропов.

^ Тема 5 Раннепервобытная община


Подъем производительных сил человечества в период верхнего палеолита. Изобретение новой технологии обработки камня. Возникновение общинно родового строя. Проблема похождения агамии, дуальной экзогамии. Материальная культура эпохи раннепервобытной общины. Основные этапы в развитии присваивающего хозяйства эпохи раннепервобытной общины. Особенности развития материальной культуры человеческой общины в верхнем палеолите. Расширение ойкумены в верхнем палеолите. Начало заселение Америки и Австралии. Стоянки верхнепалеолитического человека на территории Беларуси. Развитие хозяйства, изменения в материальной культуре человеческих общин в эпоху мезолита. Социально-экономические отношения в эпоху раннепервобытной общины. Первобытный коллективизм. Уравнительное распределение средств существования. Возникновение между общинами обмена. Натуральный раздел труда. Брак и семья. Кроскузенный брак. Парная семья. Локализация первоначального брака. Половозрастная организация. Организация власти: принципы и институты руководства.


^ Тема 6 Духовная культура раннепервобытной общины


Синкретичная общность первобытной культуры. Положительные знания. Средства общения. Зарождение пиктографического письма. Развитие художественной культуры в верхнем палеолите. Основные виды художественной культуры: живопись, пластика, музыка, танец. Памятники верхнепалеолитической живописи и пластики. Особенности мезолитического живописного искусства. Мифология и первые формы религиозных представлений: тотемизм, магия, анимизм, фетишизм. Языковое положение в эпоху раннепервобытной общины. Первые проязыковые (культурно-языковые) объединения.


^ Тема 7 Развитие хозяйства и социально-экономических отношений в позднепервобытной общине


Возникновение производящего хозяйства. Понятие “неолитической революции”. Моно- и полицентриские концепции происхождения земледелия. Наидревнейшие центры земледелия на Ближнем Востоке. Гипотезы о возникновении животноводства. Технические достижения эпохи “неолитической революции”. Изобретение керамики и ткачества. Изменения роли женского и мужского труда с распространением земледелия и скотоводства. Социально-экономические отношения в эпоху позднепервобытной общины. Общественная и частная собственность. Возникновение излишнего продукта. Престижная экономика, ее сущность и роль. Развитие обмена. Рост оседлости населения.


^ Тема 8 Семейно-брачные отношения, организация власти и духовная культура в позднепервобытной общине


Брак и семья в эпоху позднепервобытной общины. Усиление парной семьи. Большие семьи. Половозрастная организация. Мужские и женские дома. Усложнение общинно родовой организации. Развитие связей между отдельными общинами. Соотношения линиджа, рода, фратрии, племени. Развитие системы управления. Бигмены.

Развитие мышления: специфика ощущения времени и пространства. Положительные знания. Развитие изобразительного искусства. Фольклор, музыка, танец. Усложнение мифологии. Возникновение земледельческих и животноводческих культов. Культ предков. Языковое и этническое положение. Племя как первый тип этнической общности.


^ Тема 9 Предусловия разложения первобытного общества


Развитие производящего хозяйства. Эволюция технологии земледелия. Земледелие ручное (мотыжное) и пашенное. Складывание земледельческо-животноводческих комплексов. Усовершенствования высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Освоение металлургии – меди, бронзы, железа. Древние центры металлургии. Обработка металлов на территории Беларуси. Выделение ремесла – итог второго общественного разделения труда. Виды ремесел. Расширение обмена. Возникновение экономического обмена. Внутриобщинный и межобщинный обмен. Появление денежных эквивалентов. Третий общественный раздел труда.


^ Тема 10 Эпоха разложения первобытного общества –

общая характеристика


Предусловия образования излишнего продукта в дополнительный. Этапы становления частной собственности. Накопления богатства. Развитие собственности на землю. Углубление частного и общественного неравенства. Зарождение эксплуатации. Начало формирование классов и социальных групп. Переворот в положении полов. “Поздний патриархат”. Возникновение и усиление моногамной семьи. Возникновение права. Политогенез. Патестарные общества накануне образования государства. Преобразования потестарной организации в политическую. Складывание государства. Военная демократия. Эволюция родоплеменной организации. Первобытная соседская община, ее экономический дуализм. Этническое и языковое положение в эпоху классообразования. Объединение племен. Возникновение народностей. Духовная культура. Развитие научных знаний в эпоху разложения первобытного общества. Возникновения письменности. Развитие художественной культуры. Возникновение новых видов и жанров. Развитие религиозных верований. Политеизм. Выделение категории жрецов. Религия и государство.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


^ Название раздела, темы,

занятия



Название раздела, темы, занятия: перечень изучаемых вопросов

Всего часов

^ Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские занятия)

Лабораторные занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







12

12

-

-

-










1

^ Предмет, содержание, значение истории первобытного общества

1 Предмет истории первобытного общества.

2 Содержание, задачи и значение истории первобытного общества.

3Периодизация и хронология истории первобытного общества.

2

2

-

-

-




[1]

[2]





2

Источники и историография истории первобытного общества

1 Источники.

2 Историография.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

3

Проблема становления человека

1 Обозначение места человека в животном мире.

2 Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.

3 Архантропы.

4 Палеоантропы.

2

2

-

-

-




[1]

[3]

[4]




4

^ Становление человеческого общества


1 Становление социальной организации человечества.

2 Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации и развития.

3 Половые отношения в праобщине, праобщинный отбор.

2

2

-

-

-




[1]

[3]

[4]

[6]





5

^ Раннепервобытная община

1 Возникновение общинно-родового строя.

2 Хозяйство и материальная культура раннепервобытной общины.

3 Социально-экономические отношения и общественно-родовая организация. Брак и семья.


2

2

-

-

-




[4]

[6]

[7]

[8]





6

^ Духовная культура раннепервобытной общины

1 Накопление полезных знаний.

2 Зачатки религиозных представлений.

3 Искусство.



^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

7

Развитие хозяйства и социально-экономических отношений позднепервобытной общине

1Возникновение производящего хозяйства. Технические достижения “неолитической революции”.

2 Социально-экономические отношения.

2

2

-

-

-




[3]

[4]





8

^ Семейно-брачные отношения и духовная культура в позднеродовой общине.

1 Брак и семья.

2 Организация власти.

3 Духовная культура

ранних земледельцев-скотоводов.

2

2

-

-

-




[3]

[4]

[9]

[12]




9

^ Условия разложения первобытного общества

1 Развитие производящего хозяйства.

2 Освоение металлургии.

3 Развитие ремесла и расширение обмена.



^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

10

Эпоха разложения первобытного общества - общая характеристика

1 Становление частной собственности.

2 Брак и семья.

3 Общинная и родоплеменная организация.

4 Духовная культура.



^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ



ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ


1 Алексеев, В.П., Першиц, А.И. История первобытного общества / В.П. Алексеев.  М. : Высшая школа, 2004.  352 с.

2 Горемыкина, В.И. История первобытного общества / В.И. Горемыкина.  Мн. : Вышэйшая школа, 1973.  141 с.

3 История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1983.  563 с.

4 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1986.  545 с.

5 История первобытного общества. Эпоха классообразования / под. общ. ред. Ю.В. Бромлея.  М. : Наука, 1988.  568 с.

6 Першиц, А.И., Монгайт, А.Л., Алексеев, В.П. История первобытного общества / Першиц А.И.  М. : Высшая школа, 1982.  215 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


7 Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция / В.В. Бунак.  М. : Высшая школа, 1980.  327 с.

8 Ламберт, Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель / Д. Ламберт.  Л. : Наука, 1989.  256 с.

9 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза / Я.Я. Рогинский.  М. : Высшая школа, 1997.  370 с.

10 Семенов, Ю.И. На заре человеческой истории / Ю.И. Семенов.  М. : Наука, 1989.  245 с.

11 Столяр, А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д.Столяр.  М. : Наука, 1985.  321 с.

12 Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор.  Смоленск. : Русич, 2000.  623 с.

13 Течако, Л. И., Саливон, И. П. Основы современной антропологии / Л.И. Течако.- М. : 1989.  354 с.

14 Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М. : 1990.  269 с.

15 Энцыклапедыя. Археалогія і нумізматыка Беларусі / Рэд. кал. В.В. Гетад і інш.  Мн. : 1993.  702 с.


^ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ “ ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА”

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

1-21 03 01 01 “ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ВСЕОБЩАЯ”



Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменении в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)































































Заведующая кафедрой

Истории Беларуси ______________ О.Г. Ященко


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Название раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия: перечень изучаемых вопросов

^ Всего часов

Количество аудиторных часов



Литература



Форма контроля знаний



Лекции

Практические

(семинарские)

занятия

1

2

3

4

5

6

7







12

12

-







1

^ Предмет, содержание, значение, истории первобытного общества

1 Предмет истории первобытного общества

2 Содержание, задачи и значение истории первобытного общества.

3 Периодизация и хронология истории первобытного общества.

2

2

-

[1]

[2]





2

^ Проблема становления человека

1 Обозначение места человека в животном мире.

2 Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.

3 Архантропы.

4 Палеоантропы.

2

2

-

[1]

[2]

[3]

[4]




3

^ Становление человеческого общества

общества

1 Становление социальной организации человечества.

2 Праобщина архантропов и неандертальцев: особенности организации и развития.

3 Половые отношения в праобщине, праобщинный отбор.


2

2

-

[1]

[3]

[4]

[6]





4

^ Завершение процесса антропогенеза

1 Происхождение человека современного физического типа.

2 Проблема участия классических палеоантропов в формировании человека современного типа.

3 Расогенез.

2

2

-

[5]

[6]

[8]

[9]




5

^ Раннепервобытная община

1 Возникновение общинно-родового строя.

2 Хозяйство и материальная культура раннепервобытной общины.

3 Социально-экономические отношения и общественно-родовая организация. Брак и семья.

4 Духовная культура.

2

2

-

[4]

[6]

[7]

[8]

[12]




6

Поздепервобытная община

1 Возникновение производящего хозяйства. Технические достижения “неолитической революции”.

2 Социально-экономические отношения.

3 Брак и семья.

4 Духовная культура ранних земледельцев-скотоводов.

2

2

-

[7]

[9]

[10]

[12]




Скачать 372.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты