Домой

9 класс Дорогие участники олимпиады!




Скачать 263.67 Kb.
Название9 класс Дорогие участники олимпиады!
Дата12.03.2013
Размер263.67 Kb.
ТипДокументы
Содержание
1) Самой крупной экосистемой является
4) О чем говорит широкий размах между критическими точками на кривой оптимума?
5) Выберите ограничивающий фактор для растений в океане на глубине 6000м.
6) Как называется фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных дляорганизма значений?
7) Почему у лисички фенека большие уши и длинные лапы?
8) Как называется сходство органов или частей, различных по происхождению, ноодинаковых по функции?
9) Толстые слаборазветвленные корки и отсутствие корневых волосков характерно длярастений группы
Ь) биологические методы защиты растений
13) К антибиотическим взаимоотношениям относятся
Ъ) консументам
17) Значение озонового слоя в том, что он
18) Какие природные ресурсы относятся к потенциальным?
21) Состояние анабиоза является следствием?
22) Каким важным свойством обладают живые организмы, у которых высока степеньгибели особей в природе?
23) Из приведенного списка выбери пример приливных биоритмов
26) Какой фактор способствует расчленению вида на отдельные популяции?
27) Выберите из списка организм, который может быстрее приспособиться к изменениямусловий среды обитания
30) Каким образом удается уходить от конкуренции двум близким видам:короеду-типографу и короеду-граверу?
Ь) они поражают разные участки одного и того же ствола
31) Какой фактор из указанных оказывает наибольшее отрицательное воздействие начисленность серой куропатки
...
Полное содержание
Подобные работы:

9 класс

Дорогие участники олимпиады!

Вам предлагается ряд заданий, сгруппированных в четыре части: в первой Вам необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных на каждый из 35 вопросов. Максимальный балл за выполнение заданий первой части -35 баллов. во второй части 15 заданий с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). За каждое правильно выполненное задание начисляется 3 балла. Максимальный балл за задания второй части -45 .

в третьей части предлагается 10 суждений. Вам необходимо определить, какие из них верные. Максимальный балл - 10.

в четвертой части вам необходимо дать развернутый ответ на открытый вопрос. Максимальный балл - 10 Общий максимальный балл за задания первого тура 100 баллов.

Внимательно читайте задания и инструкции к ним! Ответы вписывайте в специальный бланк ответов. Записи должны быть четкими, без помарок. Если возникла необходимость исправить - аккуратно зачеркните неверный ответ и рядом подпишите правильный.

Удачи!!!

9 класс

Задание 1. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в бланк ответов.

^ 1) Самой крупной экосистемой является:

а) Биосфера Земли

Ь) Атлантический океан

с) Тайга

д) Евразия

2) Совокупность живых организмов, взаимодействующих между собой, называется:
а) Биоценоз

Ь) Биогеоценоз

с) Биотоп

д) Экотон

3) Если любой без исключения живой организм способен к беспредельному
размножению. Почему существуют вымирающие или находящиеся под угрозой
вымирания виды?


а) воздействие факторов-ограничителей перекрывает плодовитость вида

Ь) наружное оплодотворение

с) не развита забота о потомстве

д) не способны к беспредельному размножению

^ 4) О чем говорит широкий размах между критическими точками на кривой оптимума?
а) вид приспособлен к небольшим изменениям этого фактора

Ь) вид приспособлен к значительным изменениям этого фактора

с) вид не приспособлен к изменениям этого фактора

д) вид способен существовать в отсутствии этого фактора

^ 5) Выберите ограничивающий фактор для растений в океане на глубине 6000м.

а) температура

Ь) углекислый газ

с) соленость воды

д) свет

^ 6) Как называется фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для
организма значений?


а) биотический

Ь) ограничивающий

с) экологический

д) абиотический

^ 7) Почему у лисички фенека большие уши и длинные лапы?
а) следствие правила Аллена

Ь) следствие правила Бергмана

с) для более успешной охоты

д) следствие правила Гаузе

^ 8) Как называется сходство органов или частей, различных по происхождению, но
одинаковых по функции?


а) аналогия

Ь) адаптация

с) гомология

д) паталогия

^ 9) Толстые слаборазветвленные корки и отсутствие корневых волосков характерно для
растений группы:


а) ксерофиты

Ь) мезофиты

с) психрофиты

д) гигрофиты

10) При продвижении от полюсов к экватору размеры гомойотермных животных
уменьшаются, а размеры пойкилотермных увеличиваются. Это правило...


а) Аллена б)Бергмана с)Минимума

д)Ван-Гоффа

11) К антропогенным экологическим факторам относятся:
а.) извержение вулкана

^ Ь) биологические методы защиты растений

с) вращение Земли

д) аллелопатия

12) Организмы, переносящие значительные колебания температуры называются:
а) эвритермные

Ь) стенотермные

с) эврибатные

д) стенобатные

^ 13) К антибиотическим взаимоотношениям относятся:
а) квартиранство

Ь) нахлебничество

с) мутуализм

д) аменсализм

14) Паразиты относятся к:

а) продуцентам

^ Ъ) консументам

с) редуцентам

д) суккулентам

15) Кто ввел в науку термин «Биосфера»?
а) П.Тейяр де Шарден

Ь) Э.Геккель

с) В.И. Вернадский

д) Э.Зюсс

16) Нижняя граница биосферы в литосфере проходит на глубине 3-4 км. Проникновению
жизни ниже препятствует:


а) отсутствие кислорода

Ъ) высокое давление горных пород

с) высокая температура земных недр

д) чувство одиночества

^ 17) Значение озонового слоя в том, что он:

а) поглощает часть ультрафиолетового излучения

Ь) поглощает часть инфракрасного излучения

с) ограничивает проникновение жизни за его пределы о!) вырабатывает витамин Б

^ 18) Какие природные ресурсы относятся к потенциальным?
а) энергия сгорания нефти, газа, угля

Ь) атомная энергия

с) энергия рек

д) термоядерная энергия

19) Избыток какого вещества вызывает болезнь Минамата?
а) фтор

Ь) иод

с) ртуть кальций

20) Опыление растений за счет птиц называется:
а) орнитофелия

Ъ) анемофелия

с) мирмекофелия

д) гидрофелия

^ 21) Состояние анабиоза является следствием?

а) Конкурентной борьбы между видами

Ь) Эмбрионального развития организмов

с) Приспособления организмов к экстремальным ситуациям

а) приспособления организмов к оптимальным условиям

^ 22) Каким важным свойством обладают живые организмы, у которых высока степень
гибели особей в природе?


а) внутреннее оплодотворение

Ь) высокая плодовитость

с) долгий жизненный цикл

д)) забота о потомстве

^ 23) Из приведенного списка выбери пример приливных биоритмов:
а) вертикальные перемещения планктона в толще воды

Ъ) колебания температуры тела

с) цикл размножения червя палоло

д) миграции и кочевки животных

24) Выберите правильное утверждение. Медицинская пиявка - это....
а) хищник

Ь) жертва

с) эндопаразит

д) эктопаразит

25) К парниковому эффекту приводит:

а) отражение солнечной радиации в космическое пространство;

Ь) поглощение энергии солнечной радиации сушей и океаном;

с) поглощение инфракрасных лучей газами атмосферы;

д) преобразование солнечной энергии в тепловую.

^ 26) Какой фактор способствует расчленению вида на отдельные популяции?
а) неоднородность территории

Ъ) высокая степень подвижности организмов

с) обилие конкурентов

д) отсутствие хищников

^ 27) Выберите из списка организм, который может быстрее приспособиться к изменениям
условий среды обитания:


а) рысь

Ь) полевка

с) медведь

д) лось

28) К какому результату обычно приводит эволюционирование отношений
«хищник-жертва» ?


а) вымирание одного вида

Ъ) вымирание обоих видов

с) эволюционирование одного вида до нескольких новых

д) прогрессивная эволюция взаимодействующих видов

29) Если скорость размножения жертвы выше, чем скорость поедания ее хищником, что
будет с численностью жертвы?


а) между численностью жертвы и хищника устанавливается динамическое равновесие
Ь) численность хищника резко сокращается

с) происходит вспышка численности жертвы

б) численность хищника резко возрастает

^ 30) Каким образом удается уходить от конкуренции двум близким видам:
короеду-типографу и короеду-граверу?


а) они поражают разные виды деревьев

^ Ь) они поражают разные участки одного и того же ствола

с) они используют одно и тоже дерево в разное время

д) они поражают разные особи одного вида дерева

^ 31) Какой фактор из указанных оказывает наибольшее отрицательное воздействие на
численность серой куропатки


а) выпас скота

Ь) выедание хищниками

с) интенсивное сенокошение

д) применение пестицидов

32) Какой из перечисленных заповедников образовался в России первым?
а) Забайкальский

Ъ) Малая Сосьва

с) Баргузинский

д) Лапландский

33) Степень мутности, запах, кислотность относятся к показателям загрязнения

воды.

а) физическим

^ Ъ) химическим

с) биологическим

д) бактериологическим

34) Ухудшение природной среды происходит по следующим причине....
а) развитие научно-технического прогресса

Ь) усиление экологического воспитания и образования

с) уменьшение потребностей человека

д) божья кара

^ 35) Какое из воздействий человека на природу является прямым (непосредственным)?
а) парниковый эффект

Ь) разрушение озонового слоя

с) охотничий и рыбный промысел

д) эрозия почв

Задание 2. Задание включает 16 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов. Максимальный балл - 40.

1) Перечислите основные особенности городских экосистем • - •

а) Автотрофные

^ Ь) Необходимость постоянного поступления ресурсов и энергии

с) Экологическая неравновесность

д) Аккумулирование твердого вещества за счет превышения его ввоза над вывозом

2) Какие стратегии использует итальянский клоп, спасаясь от хищника
а) Покровительственная окраска

Ъ) Обладание панцирем, шипами, иглами

с) Выбрасывание защитных веществ

д) Бегство

е) Предостерегающая окраска

3) Выберите из списка примеры абиотических факторов
а) свет

Ъ) вид-конкурент

с) влажность

сП болезнетворные бактерии

е) ветер

4) Выберите из списка перечисленных организмов тех, для которых средой обитания
является - почва:


а) Мидии

^ Ь) Дождевой червь

с) Личинки майского жука

с1) Бычий цепень

е) Бабочка

5) Выберите признаки, характерные для рыб с высокой плодовитостью:
а) наружное оплодотворение

Ь) забота о потомстве

с) внутренне оплодотворение

д) отсутствие заботы о потомстве

е) длинный цикл жизни

^ 6) Плотность воздуха меньше чем плотность воды. Как организмы, обитающие в
наземно-воздушной среде, приспособились к этому?


а) многие виды животных летают

^ Ь) у растений имеется колленхима и склеренхима

с) у животных сильнее выражен внутренний скелет

д) у животных сильнее выражен наружный скелет

7) Выберите примеры, характеризующие выживание организмов через поддержание
постоянства внутренней среды:


а) строительство нор, гнезд

Ь) кочевки северных оленей

с) потовыделение у человека в жаркую погоду

д) повышение температуры тела у человека при болезни

е) теплокровность у птиц и млекопитающих

8) Выберите живые организмы, относящиеся к фитопланктону:
а) медуза

Ь) гребневик

с) зеленые одноклеточные водоросли

д) мелкие ракообразные

е) диатомовые водоросли

^ 9) Как растения влияют на микроклимат?
а) регулируют влажность воздуха

Ь) создают особый световой режим

с) способствуют осаждению росы и тумана

д ) задерживают движение ветра

е) создают парниковый эффект

^ 10) Выберите из списка органы, гомологичные руке человека
а) ласты кита

Ь) копыто лошади

с) крыло стрижа

д) лапа крота

е) крыло летучей мыши

11) Выберите виды, относящиеся к одной жизненной форме:
а) дуб черешчатый

Ь) мох кукушкин-лен

с) ясень высокий

д) шиповник

е) пыреи ползучий

^ 12) Выберите из списка животных организмы, которые участвуют в мутуалистических
отношениях с человеком:


а) аскарида

Ь) кишечная микрофлора

с) блоха

б) дизентерийная амеба
е) кошка

13) Какие следствия из отношений типа «хищник-жертва» проявляются у вида хищника,
например, волка?


а) у организма развивается сила, ловкость, выносливость

Ь) вырабатывается покровительственная окраска

с) вырабатывается яркая окраска

д) вырабатываются приспособления защиты: колючки, плотные покровы, ядовитость

е) специализация хищника к защитному приспособлению жертвы

^ 14)Выберите организмы, склонные к образованию стай:

а) волк

Ь) плотва

с) муравей

д) бобр

е) олень

15) Выберите организмы, склонные к образованию колоний:
а) бобр

Ь) олень

с) муравей

д) волк

е) тарантул

16) Какие из перечисленных видов организмов являются продуцентами?
а) пырей ползучий

Ь) сосна

с) медведь

д) лиственница

е) жук-навозник


Задание 3. Задание на определение правильности суждений. (20 суждений) Номера
правильных суждений внесите в матрицу. ,

Максимальный балл - 20

1.Почва - это совокупность живых организмов, минеральных и органических веществ на поверхности земной коры.

2.Верно ли утверждение, что планктон - это совокупность живых организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне океанических и континентальных водоемов, в его грунте и на грунте.

3.Правильно ли сформулировано правило конкурентного исключения: «Длительное сосуществование двух видов с близкими экологическими требованиями долгое время невозможно, так как они борются за сходные ресурсы и один вид вытесняет другой».

4.Верно ли утверждение: «Состояние близкое к анабиозу называют криптобиозом».

5.Верно ли утверждение, что главной причиной образования «зеленого сумрака» в лесу является поглощение кронами деревьев большей части красной и оранжевой части спектра солнечного света?

6.Для разных видов кривые оптимума температур могут совпадать.

7.При увеличений численности хищника в лабораторной популяции может происходить практически полное уничтожение жертвы

8.Анализом возрастной структуры промысловых видов можно пренебречь, это слишком продолжительные и дорогостоящие исследования результаты которых не несут полезной информации для промысловой деятельности

9.Человек - биологический вид, у которого при анализе популяционной возрастной пирамиды можно предсказать демографическую ситуация на будущее

10. Быстрый рост численности популяции в природе приводит к тому, что через определенной время включаются регуляторные механизмы, препятствующие подрыву ресурсной базы.

Задание 4. Дайте развернутый ответ. Максимальный балл - 10

Как вы понимаете выражение Ю.Одума, что города- это «паразиты биосферы»?


^ Городской (районный) этап Всероссийской олимпиады школьников Ханты-Мансийский автономный округ Югра-200/

Бланк ответов на задания I (теоретического) тура городской (районной)

олимпиады школьников по экологии 9 класс

Задание 1



а

Ь

с

d



а

Ь

с

d

1

+










21







+




2

+










22




+







3

+










23

+










4




+







24










+

5










+

25







+




6




+







26

+










7

+










27




+







8

+










28










+

9










+

29







+




10




+







30




+







11




+







31










+

12

+










32







+




13










+

33

+










14




+







34

+









15










+

35







+




16







+



















17

+

























18










+
















19







+



















20

+

























Задание 2



а

Ь

с

d

е

1




+

+

+




2







+




+

3

+




+




+

4




+

+







5

+







+




6




+

+

+




7







+




+

8







+




+

9

+

+

+

+




10

+

+

+

+

+

11

+




+







12

+

+










13

+

+










14

+

+










15







+







16

+

+




+





^ Задание №4.

По образному выражению Ю.Одума (1986) города являются «паразитами биосферы», которые потребляют огромное количество кислорода, воды и других ресурсов, а продуцируют только углекислый газ и загрязнение окружающей среды.


^ Задания 11-(творческого) тура городской (районной)

олимпиады школьников по экологии

9 класс


Задание 1. На представленной схеме воспроизведите круговорот азота в природе с

помо­щью стрелок.



Задание 2. Из перечисленного ниже списка видов, обитающих в Ханты-мансийском авто­номном округе-Югре, выпишите отдельно К-стратегов и г-стратегов. Ответ поясните.

  1. северный олень

  2. обыкновенная лисица

  3. енотовидная собака

  4. росомаха

  5. песец

  6. рысь

  7. орлан-белохвост

  8. прыткая ящерица

  9. сибирская лягушка

  10. муксун

  11. жужелица Ермака

  12. бархатница мелисса

Задание 3. Решите задачу:

Наблюдения за популяцией голубя в ограниченном районе позволили установить, что плотность популяции составляет 150 особей. Голубь размножается раз в году и до сле­дующего года у одной самки выживает в среднем 1,7 детеныша. В популяции равное чис­ло самцов и самок. Смертность постоянна, в среднем за год погибает 31% взрослых осо­бей. Какова будет плотность рассматриваемой популяции через год?


^ Бланк ответов на задания II (творческого) тура городской (районной) олимпиады школьников по экологии 9 класс

Шифр

Задание 1




Задание 2.

^ К -стратеги

г—стратеги

Признаки

1. Забота о немногочисленном потомстве;

2. медленное развитие;

3. низкая плодовитость;

4. значительная продолжительность жизни;

5. позднее размножение;

1. Максимальная плодовитость;

2. отсутствие заботы о потомстве;

3. быстрое развитие особей;

4. короткая продолжительность жизни;

5. более ранние акты размножения;

Виды

1) северный олень

2) обыкновенная лисица

3) енотовидная собака

4) росомаха

5) песец

6) рысь

7) орлан-белохвост

8) прыткая ящерица

9) сибирская лягушка

10) муксун

11) жужелица Ермака

12) бархатница мелисса

Задание 3.

Решение:

1.Сначала вычислим, сколько голубей родится за год. Воспользуемся формулой А = В х С, где А - число голубей, родившихся за год, В - плотность самок, С - плодовитость. 2.Подставим в формулу рождаемости (А = В х С) значения из условия задачи. Плотность самок (В) находим, разделив текущую плотность популяции (150 особей) на 2 (поскольку соотношение полов в популяции 1:1). Значит В = 75. Плодовитость С =1,7. Следовательно, за год родится: 75 х 1,7 = 127,5 особей.

З.Теперь вычислим, сколько голубей погибнет за год. Воспользуемся формулой Б = Е х р: 100%, где Э- смертность, Е- текущая плотность популяции, Р- удельная смертность

4. Подставим в формулу смертности (Б = ЕхР:100%) значения из условия задачи.
Текущая плотность популяции Е= 150 особей. Удельная смертность Р = 31%.
Следовательно, за год погибнет: 150 х 31 : 100 = 46,5 особей.

5. Теперь вычислим плотность популяции через год. Воспользуемся формулой О = Е + А -
Э, где О- плотность популяции через год, Е- текущая плотность популяции, А-

рождаемость, О - смертность.

  1. Подставим в формулу расчета плотности популяции во втором году (О = Е + А - Б) рассчитанные в предыдущих действиях значения. Текущая плотность популяции Е = 150.

  2. Рождаемость А =127,5. Смертность 0 = 46,5. Следовательно, плотности популяции через год: 150 + 127,5 - 46,5 = 231 особь

Ответ: 231 особь


Скачать 263.67 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты