Домой

Головиной Натальи Элтэфовны Цели урок




Скачать 201.1 Kb.
НазваниеГоловиной Натальи Элтэфовны Цели урок
Дата12.03.2013
Размер201.1 Kb.
ТипУрок
Содержание
Средства обучения
Технические средства обучения
Структура урока
Ответы на тест
Вид деятельности учителя
Подобные работы:

Методическая разработка урока «АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН»

(7 класс, УМК «Сферы»)

учителя географии МОУ СОШ № 18 с УИОП Головиной Натальи Элтэфовны

Цели урока: выявить особенности географического положения Атлантического океана, тектонической структуры, строения дна, комплекса природных условий, хозяйственного использования.

Задачи:

1. Учебно – образовательные:

  • дать знания об особенностях природы Атлантического океана;

  • продолжить формирование основных терминов и понятий;

  • сформировать у учащихся представления об особенностях рельефа дна океана,

свойствах вод Атлантического океана;

  • продолжить формирование умений учащихся составлять характеристику географического объекта.


2. Развивающие:

развивать:

  • логическое мышление, память, внимание;

  • умения проводить анализ, сравнение, обобщение;

  • речь;

  • познавательный интерес к географии;

  • практические умения и навыки работы с географической картой, интерактивной доской.


3. Воспитательные:

  • формирование экологического мировоззрения;

  • культуры общения учащихся на уроке.


Тип урока: урок изучения нового материала


Учебно – наглядный комплекс:

^ Средства обучения:

Школьный атлас по географии, тетрадь-тренажёр, географическая карта «Карта

океанов», электронное приложение 7 класс.


^ Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Термины и понятия:

Географическое положение, тектоническое строение, котловина, срединно-океаническое поднятие, острова вулканические, течения теплые и холодные, соленость, протяженность моря, климат.


Ресурсы:

Учебник, с 58-59

Атлас, с 2-5, с 7

Тетрадь-тренажёр, с 32 (№3), с 33 (№2 частично), с 34 (№3,4 частично), с 35 (№6 частично)

Электронное приложение к учебнику





^ Структура урока

Время,

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс



I



Организационный момент

Введение в тему





1


В течение 1 триместра вы изучили «Главные закономерности природы Земли» и «Человек на планете Земля» раздела учебника.


Включает «Шум океана»

А сейчас – вслушайтесь в эти звуки и попробуйте догадаться, что мы будем изучать дальше?


Начиная с этого урока вы будете изучать океаны, каждый по определенному плану.



Слушают шум волн и крики чаек


Ответ: будем изучать океан



Звук океана

II

Актуализация знаний


Рубрика «Вы узнаете»

2

Учитель: посмотрите на постоянную рубрику «Вы узнаете» с 58

Чтение вслух

  • Об особенностях природы океанов

  • Об использовании их человеком и экологических проблемах

Рубрика «Вы узнаете»




Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое океан?

Ответ

Океан - от греч. «океан» - крупные части Мирового океана, отделенные друг от друга материками, но составляющие единое водное пространство, занимающие около 71% её площади








Учитель: Сколько океанов на Земле? Перечислите их.

Ответ

4(5) Тихий, Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, (Южный)




III

Изучение нового материала «Атлантический океан»

19





Фронтальная беседа с актуализацией




Учитель: Море за Геракловыми столбами, Западный океан, Море мрака – так до начала XIV века называли этот океан. О каком океане идёт речь?

Ответ – Атлантический океан







  1. Происхождение названия Атлантического океана







Учитель: Почему океан так назван?

Ответ – Атлантический океан назван в честь титана Атланта, героя греческой мифологии по преданию державшего на своих плечах небесный свод. Современное название появилось на карте Вальд - Земюллера в 1507 году.







  1. История образования океана







Учитель: Мы вспомнили о происхождении названия океана, а каково происхождения самого океана?

Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 лет назад в результате раскола суперматерика Пангея

Блокнот




  1. Географическое положение

Граница океана




Учитель: Атлантический океан самый изученный и освоенный людьми, второй по размерам океан Земли.

Изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения.


Ребята, то хочет показать на карте границу Атлантического океана?



Показ на карте границ океана

Карта океанов




  1. Состав




Второй пункт нашего плана – состав Атлантического океана.

Для того, чтобы вспомнить, какие заливы, проливы, острова, полуострова, моря входят в состав Атлантического океана, немножко поиграем в нашу «Географическая дуэль»

Географическая дуэль – 2 учащихся задают вопросы друг другу и показывают объекты на карте

- Какие материки омывает Атлантический океан? (все, кроме Австралии)

- Какими проливами соединяется с Северным Ледовитым океаном (Датский, Девисов)

- Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан? (Гибралтарский)

- Какими проливами соединяется с Тихим океаном? (Проливы Дрейка, Магелланов)

- Как проходит граница с Индийским океаном? (20° в.д.)

- Какие заливы являются частями Атлантического океана? (Мексиканский, Гвинейский, Бискайский, Финский)

- Какие внутренние моря входят в состав океана? (Чёрное, Средиземное, Азовское, Балтийское)

- Какие окраинные моря входят в состав океана? (Карибское, Северное)


Атлас, с 2-3

Карта океанов




- Саргассово море




А ещё в состав Атлантического океана входит море без берегов.

Слайд-презентация учащегося







  1. Строение дна океана

(фронтальная беседа)





Учитель: А теперь, представьте, что вся вода из Атлантического океана испарилась. Что же мы увидим?

Какие части выделяют в строении дна океана?


Что такое континентальные окраины?


Что такое ложе океана?


Найдите, пожалуйста, на карте атласа Аргентинскую и Африкано-Антарктическую котловины.

Самое длинное горное сооружение Земли – Срединно-Атлантический хребет. Для него характерны землетрясения и вулканическая деятельность, так как находится на стыке нескольких литосферных плитах. На каких?


Самые высокие части Срединно-Атлантического хребта возвышаются над поверхностью океана и представляют собой острова вулканического происхождения.


Найдите на карте остров Исландия. А вот так выглядит вулканическое плато и известный вулкан Гекла.

Посмотрите, пожалуйста, на карту океанов и скажите, в каком направлении вытянут океан?

На что это влияет?



Ответ

Ложе, континентальные окраины, Срединный хребет


Переходная зона от шельфа к материковому подножию.


Крупнейшая форма рельефа, её основными частями являются котловины и хребты.


Индивидуальная работа с географической картой атласа


Ответ

Северо-Американская, Южно-Американская, Евразийская, Африканская, Антарктическая


Чтение вслух рубрики Геофокус


Индивидуальная работа с географической картой атласа


Ответ

Меридиальном, с севера на юг


На климат



Карта дна


Атлас с 2-3


Геофокус


Атлас с 2-3

Карта океанов




  1. Климат

(рассказ учителя с элементами беседы)





Учитель: Используя карту атласа, скажите, в каких климатических поясах находится Атлантический океан.


Посмотрите на карту средних температур поверхностных вод океана. Какая часть более холодная? Более теплая? Почему?

Ответ

Во всех, исключая арктический


Ответ

Более холодная южная часть, так как оказывает влияние Антарктида и течение Западных ветров.

Атлас с 7

Карта средних поверхностных температур Атлантического океана




  1. Течения

(рассказ учителя с элементами беседы)


- Туманы





Учитель: Из-за большой протяженности, в океане образуется 2 круговорота. Посмотрите, как они образуются.


В каком направлении двигаются течения в северном полушарии? В южном?


Учитель: А теперь я предлагаю ответить на вопросы рубрики «Мои географические исследования»


Учитель: При встрече холодного и тёплого течения могут образовываться туманы


Учащиеся смотрят видеофрагмент


По / против часовой стрелки


Ответы на вопросы на индивидуальных бланках


Смотрят видеофрагмент

КМ Течения в океане (видеофрагмент)


Рубрика «Мои географические исследования»


Рубрика Блокнот с 59




  1. Солёность

(фронтальная беседа)






Учитель: Ещё одним свойством океанических вод является соленость.

Что такое солёность?


Какова солёность Мирового океана?


Определите по карте солености, какие районы Атлантического океана имеют наибольшую / наименьшую солёность?


Средняя солёность Атлантического океана составляет 35,4 %o, это больше, чем в Мировом океане. Почему?




Ответ

- Количество солей, растворённых в 1 кг воды, %o

- 35%o


- район тропиков, Средиземное море / полярные области


Причины - узость океана, температура воды, впадающие реки.



Карта солёности Атлантического океана




  1. Ресурсы океана

4

Учитель: Люди издавна научились использовать богатства океана.

Что за богатства таятся в водах Атлантического океана расскажет…….

Температура воды, солёность являются важными факторами распространения организмов.

Как распределены организмы в водах океана?

Какие живые организмы обитают в умеренных и холодных водах Атлантического океана?

Слайд-презентация учащегося


Неравномерно


Ракообразные


Слайд-презентация учащегося

Слайд-презентация

IV

Закрепление.





  1. Работа с тетрадью-тренажёром




5

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы теста, необходимо поработать с тетрадью – тренажером.

Тетради собираются в конце урока.

Работа с тетрадью-тренажёром


Тетрадь-тренажёр,

с 33 (№2 частично), с 34 (№3,4 частично)





  1. Работа с использованием Star Board




5

Учитель: давайте ещё раз вспомним состав Атлантического океана

Работа с интерактивной картой (определение соответствия географического положения географических объектов)

Star Board


V

Контроль знаний

5

Проверка выполнения теста на ПК и отдельно на индивидуальных карточках. Самоконтроль. Выставление отметок: если ответили на все вопросы – 5, 1ошибка - 4, 2ошибки - 3, 3 ошибки - 2

Выполнение теста-

один учащийся на ПК, остальные – на карточках. Самоконтроль.

Электронное приложение




Подведение итогов

2

О чём вы узнали на уроке?

Что ещё вы хотели бы узнать про Атлантический океан?

Выставление отметок

Ответы учащихся




VI


Домашнее задание


2

§18, тетрадь-тренажёр с 32 (№3), с 35 (№ 6 частично), индивидуальные задания:

Подготовить доклад о биологических ресурсах Тихого океана, о минеральных ресурсах с использованием интернет- ресурсов



Запись в дневнике

Интернет - ресурсы

Большой энциклопедический словарь http//:www.sci.aha.ru/ALL/VOC

Фонд сохранения Всемирного наследия

http//:nasledie.org.ru.

Энциклопедия по географии

http//:www.geoman.ru

GeoSit всё о географии http//:www.geosit.com.ru

Планета Земля

http//:myplanet-tarth.com




ФИО____________________________________________________________


ТЕСТ


1. Когда появился Атлантический океан?

а) 150 млн лет назад в) 100 млн лет назад

б) 250 млн лет назад г) 200 млн лет назад


2. Какой материк не омывается водами Атлантического океана?

а) Евразия в) Южная Америка

б) Австралия г) Африка


3. Какой элемент не представлен в строении дна Атлантического океана?

а) Срединно-Атлантический хребет в) континентальные окраины

б) подъём г) ложе


4. Какие климатические явления характерны для районов Атлантики?

а) густые туманы и тропические циклоны в) резкая смена температур

б) частые и обильные дожди г) все ответы верны


5. Какие живые организмы обитают в умеренных и холодных водах Атлантического океана?

а) осьминоги в) акулы

б) морские черепахи г) ракообразные


6. Какие полезные ископаемые добывают со дна Атлантического океана?

а) нефть в) железную руду

б) все ответы верны г) газ


7. В какой части Атлантического океана находятся главные промышленные районы?

а) юго-восточной в) юго-западной

б) северо-западной г) северо-восточной


ОТВЕТЫ


Вопросы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

отметка

Ответы




























- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -

Линия отреза


ФИО____________________________________________________________


^ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

«Атлантический океан»


Вопросы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

отметка

Ответы





























^ Вид деятельности учителя

Вид деятельности учащихся

Скажите, пожалуйста, что такое океан?

Океан-от греч. «океан» - крупные части Мирового океана, отделенные друг от друга материками, но составляющие единое водное пространство, занимающие около 71% её площади

Сколько океанов на Земле? Перечислите их.

4(5) Тихий, Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, (Южный)

Море за Геракловыми столбами, Западный океан, Море мрака – так до начала XIV века называли этот океан. О каком океане идёт речь?

Ответ – Атлантический океан

Почему океан так назван?

Ответ – Атлантический океан назван в честь титана Атланта, героя греческой мифологии по преданию державшего на своих плечах небесный свод. Современное название появилось на карте Вальд-Земюллера в 1507 году.

Мы вспомнили о происхождении названия океана, а каково происхождения самого океана?

Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 лет назад в результате раскола суперматерика Пангея

Атлантический океан самый изученный и освоенный людьми, второй по размерам океан Земли.

Изучение любого географического объекта начинается с определения его географического положения

Географическая дуэль – 2 учащихся задают вопросы друг другу и показывают объекты на карте

- Какие материки омывает Атлантический океан? (все, кроме Австралии)

- Какими проливами соединяется с Северным Ледовитым океаном (Датский, Девисов)

- Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан? (Гибралтарский)

- Какими проливами соединяется с Тихим океаном? (Проливы Дрейка, Магелланов)

- Как проходит граница с Индийским океаном? (20° в.д.)

- Какие заливы являются частями Атлантического океана? (Мексиканский, Гвинейский, Бискайский, Финский)

- Какие внутренние моря входят в состав океана? (Азовское, Балтийское)

- Какие окраинные моря входят в состав океана? (Карибское, Северное)

А ещё в состав Атлантического океана входит море без берегов.

Слайд-презентация учащегося

Ребята, то хочет показать на карте границу Атлантического океана?

Показ на карте границ океана

А теперь, представьте, что вся вода из Атлантического океана испарилась. Что же мы увидим?

Какие части выделяют в строении дна океана?


Что такое континентальные окраины?


Что такое ложе океана?


Найдите, пожалуйста на карте атласа Аргентинскую и Африкано-Антарктическую котловины.

Самое длинное горное сооружение Земли – Срединно-Атантический хребет. Для него характерны землетрясения и вулканическая деятельность, так как находится на нескольких литосферных плитах. На каких?

Самые высокие части Срединно-Атлантического хребта возвышаются над поверхностью океана и представляют собой острова вулканического происхождения.

Найдите на карте остров Исландия. А вот так выглядит вулканическое плато и известный вулкан Гекла.



Ложе, континентальные окраины, Срединный хребет


Переходная зона от шельфа к материковому подножию.

Крупнейшая форма рельефа, её основными частями являются котловины и хребты.


Работа с атласом


Чтение вслух

Посмотрите, пожалуйста на карту океанов и скажите, в каком направлении вытянут океан?

На что это влияет?

Меридиальном, с севера на юг


На климат

Используя карту атласа, скажите, в каких климатических поясах находится Атлантический океан.

Во всех, исключая арктический

Посмотрите на карту средних температур поверхностных вод океана. Какая часть более холодная? Более теплая? Почему?

Более холодная южная часть, так как оказывает влияние Антарктида и течение Западных ветров.

Из-за большой протяженности, в океане образуется 2 круговорота. Посмотрите, как они движутся/образуются.


В каком направлении двигаются течения в северном полушарии? В южном?




По / против часовой стрелке


При встрече холодного и тёплого течения могут образовываться туманы




Ещё одним свойством океанических вод является соленость.

Что такое солёность?


Какова солёность Мирового океана?


Определите по карте солености, какие районы Атлантического океана имеют наибольшую / наименьшую солёность?


Средняя солёность Атлантического океана составляет 35,4 %o, это больше, чем в Мировом океане. Почему?




- Количество солей, растворённых в 1 кг воды, %o

- 35%o


- район тропиков, Средиземное море / полярные области


Причины- узость океана, температура воды, впадающие реки.

Температура воды, солёность являются важными факторами распространения организмов. О биологических ресурсах расскажет Яна.

Как распределены организмы в водах океана?

Слайд-презентация учащегося


Неравномерно

Люди издавна научились использовать богатства океана. Какие ещё богатства океана используют люди, расскажет…..

Слайд-презентация учащегося


Проверка выполнения теста на ПК и листочках

Выполнение теста-

Один учащийся на ПК, остальные – на листочках.

О чём вы узнали на уроке?

Выставление отметок




Скачать 201.1 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты