Домой

Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы истории государства и права проблемы демократии и федерализма на примере




Скачать 489.64 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины актуальные проблемы истории государства и права проблемы демократии и федерализма на примере
страница1/2
Дата11.03.2013
Размер489.64 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Направление подготовки
Степень выпускника
1. Цель и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем
5. Содержание дисциплины
Община и её типология.
Формирование ранней государственности.
Древнейшие государства и пути их эволюции.
Общинная государственность в Средиземноморье
Объединения полисов и их разновидности.
Имперская государственность – неизбежный итог развития территориальной организации древнего мира.
Древнерусский город в истории государственности Руси.
Подчинение городской общины феодальной сеньории на Руси. Особенности правового статуса Великого князя Московского в XIV – XV вв.
Модуль ii
Афинская демократия перед судом истории.
Архаическая революция в античной Греции
Перемены в области социальных отношений
Перемены в культуре
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт права социального управления и безопасности


УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальные проблемы истории государства и права

(проблемы демократии и федерализма на примере

государственности древнего мира)


^ Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»


Наименование магистерской программы

030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений


^ Степень выпускника

МАГИСТР


Форма обучения

ОЧНАЯ


Ижевск 2011


Настоящий спецкурс, именуемый Актуальные проблемы истории государства и права, ставит своей задачей углублённое изучение важнейших элементов формы государства на примере конкретных государств, преимущественно древнего мира. Спецкурс фактически объединяет «под одной крышей» два совершенно самостоятельных курса, оформленных как два последовательно изучаемых модуля.

Первый модуль, именуемый «История развития формы государственного устройства в древнем мире: вопросы теории и истории» изучается во 2-м семестре 1 года магистратуры. На него отводится 72 часа учебного времени, включая 18 часов аудиторных занятий и 52 часа на самостоятельную работу студентов.

Второй модуль, называемый «Проблемы эволюции демократического политического режима в древнем мире» изучаемый в 1-м семестре 2 года магистратуры. На него отводится 108 часов учебного времени, включая 28 часов аудиторных занятий и 78 часов на самостоятельную работу студентов.


^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Объектом изучения в рамках данного спецкурса является древнее государство как явление социальной и правовой действительности, включая процессы формирования его территориальной организации и демократического политического режима в нём.

Целью настоящего спецкурса является изучение основных закономерностей формирования древнейшей государственности на основе различного рода догосударственных структур, её особенностей как государства-общины, а в последующем, исследование процессов перерастания общинного государства в государство территориальное, выявление причин такого перерастания и его основных этапов.

Этими целями определяется круг задач, решаемых в ходе освоения первого модуля дисциплины студентами.

Во-первых, выявить главные родовые признаки как общинной, так и территориальной государственности.

Во-вторых, установить допустимые пределы применения современного научно-категориального аппарата для анализа государств, относящихся к иным историческим эпохам.

В-третьих, рассмотреть принципы отнесения тех или иных государств, в соответствии с их внутренним строением, к числу простых или сложных, отграничив последние от иных типов государственных объединений (типа международных организаций различных видов).

В-четвёртых, рассмотреть основные разновидности сложных государств и пути их формирования

Признание общинного государства в качестве самой ранней разновидности государственности неизбежно порождает проблему политического режима в нём. Государство, выросшее непосредственно из общинной организации, не могло не сохранить такую её особенность как демократический политический режим. Отсюда, задачей второго модуля является изучение проблемам формирования и функционирования античной демократии, её существенных черт, прежде всего как прямой демократии. Проблема эволюции её характера в связи с изменением социального характера и формы государственного единства древнего государства, вплоть до полного её вырождения. А также её оценка в последующие времена вплоть до современности.

Темы спецкурса подразумевают анализ широкого круга источников: произведений древнегреческих, эллинистических и римских историков, сочинений трагиков и комедиографов, политических и судебных речей ораторов, а также разного рода надписей и других памятников эпиграфики.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры


Спецкурс составляет органическую часть изучения дисциплин историко-правового цикла. Он дополняет основной лекционно-семинарский курс истории государства и права зарубежных стран, читавшийся студентам-юристам на I курсе.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

При успешном освоении дисциплины должны быть сформированы на продвинутом уровне следующие общекультурные компетенции:

1) осознание студентом социальной значимости своей будущей профессии, достижение им достаточного уровня профессионального правосознания (ОК 1);

2) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК 8);

3) способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК 9);

А также такая профессиональная компетенция, как способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2)


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные закономерности возникновения государства и права; историю возникновения и развития древнейших государств Ближнего Востока и Средиземноморья в рамках соответствующих исторических эпох.

Уметь: грамотно оперировать юридическими понятиями и категориями при анализе явлений историко-правовой действительности; уметь оценить их роль и значение в развитии человеческого общества; анализировать нормативно-правовые акты (памятники права); выявлять воздействие важнейших государственно-правовых институтов древних государств на жизнь их общества.

Владеть: понятийным аппаратом всеобщей истории государства и права; навыками комплексного подхода к оценке исторических событий и самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы; работы с основными видами источников по всеобщей истории государства и права; пользования компьютерными программами и базами данных по всеобщей истории государства и права, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.


^ 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций


Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,0 зачетных единиц, 180 часов.





п/п

Разделы, темы дисциплины

Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости


Формируе-мые компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.




ОК1

ОК8

ОК9

ПК2




1.

Модуль 1.

«История развития формы государственного устройства в древнем мире: вопросы теории и истории»































1.1

Тема 1.

Введение




1










+

+

+

+

4

1.2.

Тема 2.

Община и её типология.




1




6







+

+




2

1.3.

Тема 3.

Формирование ранней государственности




1




6







+

+




2

1.4

Тема 4.

Древнейшие государства и пути их эволюции.




1

2

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

1.5

Тема 5.

Общинная государствен-ность в Средиземно-морье.







4

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия

+

+

+




3

1.6

Тема 6

Объединения полисов и их разновидности







2

6

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

1.7

Тема 7.

Имперская государственность – неизбежный итог развития территориаль-ной организации древнего мира







2

6

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

1.8.

Тема 8

Древнерусский город в истории государственности Руси.







2

6

Обсуждение докладов на семинаре. Контроль-ная работа




+

+




2

1.9.

Тема 9

Подчинение городской общины феодальной сеньории на Руси.







2

6

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия

+

+

+




3










4

14

52



















2.

Модуль 2

Проблемы эволюции демократического политического режима в древнем мире































2.1.

Тема 1.

Введение




1










+

+

+

+

4

2.2.

Тема 2

Афинская демократия перед судом истории







4

6







+

+




2

2.3

Тема 3

Архаическая революция в античной Греции




1

4

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.4

Тема 4.

Ранняя тирания и становление демократии в древней Греции.




1

2

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.5

Тема 5. Раннегреческое законодательство и формирование полисного строя




2

2

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.6

Тема 6

Афинская демократия (к оценке исторического феномена)







4

8

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.7

Тема 7.

Элементы демократии в политической структуре Спарты







2

4

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.8

Тема 8.

Кризис полиса и упадок демократии в позднеклассичес-кий период .




1

2

10

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.9

Тема 9.

Античная демократия в эпоху эллинизма







2

10

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия




+

+




2

2.10

Тема 10.

Демократия в республиканском древнем Риме







2

10

Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия

+

+

+




3

2.11

Тема 11.

Перерождение республиканского строя и подавление демократических традиций Рима в эпоху принципата







2

6

Контроль-ная работа

+

+

+




3










6

22

78


















  1   2

Скачать 489.64 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты