Домой

Тема: «Крымская война» Форма проведения урока




Скачать 65.12 Kb.
НазваниеТема: «Крымская война» Форма проведения урока
Дата10.03.2013
Размер65.12 Kb.
ТипУрок
Содержание
Цели урока
Материалы и оборудование
Вопрос классу
Подобные работы:



Тема: «Крымская война»


Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.


Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Время проведения: 1 академический час (40 минут)


Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимися виде. Знакомит учащихся с фактами и события, изучаемого периода. Учебно-методический комплект помогает учителю раскрыть содержание темы, структурировать информацию, обозначить причинно-следственные связи.


^ Цели урока:

  • узнать цели сторон и механизм развязывания Крымской войны, соотношение сил и ход военных действий, познакомиться со значением технико – экономического потенциала в войне, выяснить последствия Крымской войны для России и ее дальнейшего развития;

  • продолжить формировать умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы;

  • на примерах мужества и героизма защитников Севастополя и Таганрога вызвать гордости историей своих предков, чувство любви к Родине.


^ Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь.


Ход урока.


Оргмомент.


1.Проверка знаний.


Слайд №2.

Проблемный вопрос:

Мнения историков относительно правления Николая I расходятся: одни считают его правление «периодом кризиса и реакции», другие – «периодом консервативной модернизации». Какую точку зрения склонны разделить вы?


2.Новый материал.

Целеполагание:

Сегодня на уроке в процессе работы нам предстоит узнать цели сторон и механизм развязывания Крымской войны, соотношение сил и ход военных действий, познакомиться со значением технико – экономического потенциала в войне, выяснить последствия Крымской войны для России и ее дальнейшего развития;

Ваша задача, слушая мое объяснение, фиксировать у себя в кластере основные элементы характеристики Крымской войны.

В конце урока, закрепите свои знания работой в группах и мы вместе заполним кластер до конца.


Слайд №3.

Матрица кластера на экране и перенос матрицы в тетради – начало заполнения кластера.

Крымская война изменила расстановку сил в Европе, оказала огромное влияние на внутреннее развитие России, стала одной из главных предпосылок отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. Участие в ней считают главной внешнеполитической ошибкой Николая I. Что же послужило причинами Крымской войны?


Слайд №4.

Основной причиной стало обострение политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и на Балканах между Англией, Австрией, Францией, Турцией и Россией.


Слайд №5.

Цели, которые преследовали данные государства в этой войне были:

Россия – распространение влияния на Ближнем Востоке (в том числе и присоединение территорий)

Турция желала ослабить Россию, захватить Крым и Закавказье.

Франция и Англия также хотели ослабления России, распространения экономического и политического влияния на Ближнем Востоке.


Слайд №6.

Поводом к войне послужил спор о палестинских святынях, храмах ключами от которых владели и католики и православные. Когда турецкий султан передал ключи от Вифлеемского храма в Иерусалиме католическому духовенству, Россия потребовала вернуть их православным священникам.

В1853г. в Стамбул прибыл светлейший князь А. С. Меншиков, который занял очень жесткую и непримиримую позицию по всем спорным вопросам и фактически спровоцировал войну. Действовал он так сознательно – уже давно в устье Дуная Россия стала накапливать вооруженные силы, а Черноморский флот она привела в состояние боевой готовности. Расчет русской дипломатии строился на том, что Турция подчинится силе, а Англия и Франция, ее поддерживавшие, не смогут объединиться – столь серьезны были их противоречия. Однако Николай I просчитался. Англия и Франция объединились, и Турция, выполнявшая их волю, отклонила ультиматум России. Австрия, которая по мнению Николая I, должна была из чувства благодарности, за подавление венгерской революции, не оказывать помощи Турции, даже не вспомнив об этом также выступила против усиления России. К несчастью, дипломатические ошибки Николая I обнаружились не накануне войны, а в ходе военных действий, когда исправить их оказалось невозможно.


Слайд №7.

Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне

Россия

Союзники

Рекрутская система

Всеобщая воинская повинность

Неразвитость военной промышленности

Развитые капиталистические отношения

Парусный флот (24 судна)

Паровой флот (258 судов)

Гладкоствольные кремневые (300 шагов)

Нарезные ударные (1300 шагов)

Сомкнутый строй

Рассыпной строй


^ Вопрос классу: Исходя из приведённых в таблице данных сделайте вывод о соотношении сил и готовности России к войне.


Слайд №8.

В ходе Крымской войны можно выделить 2 этапа.

На I – октябрь 1853 – апрель 1854гг. противником России была Турция, а военные действия проходили на Дунайском и Кавказском фронтах.1853г. русские войска вошли на территорию Молдавии и Валахии и военные действия на суше шли вяло.

В ноябре 1853г. адмиралу П. С. Нахимову удалось разбить и сжечь в Синопской бухте всю турецкую эскадру (последнее сражение в истории парусного флота).


Слайд №.

Просмотр видеофрагмента (отрывок из х/ф «Нахимов»)

Обеспокоенные тем, что Россия полностью разгромит Турцию, Англия и Франция, в лице Австрии поставили России ультиматум. Они требовали, чтобы Россия отказалась покровительствовать православному населению Османской империи. Таких условий НиколайI принять не мог.


Начался II этап войны - апрель 1854 – февраль 1856гг.: против России объединились Турция, Франция, Англия и Сардиния.

Работа с настенной картой: Нападению подверглись:

          • на Черном море – Одесса,

          • на Балтике – Аландские острова,

          • на Баренцевом море – Кольский залив,

          • на Белом море – Соловецкий монастырь и Архангельск,

          • на Тихом океане – Петропавловск-Камчатский.


Слайд №9.

В сентябре 1854г. армия союзников численностью более 60 тысяч высадилась в Крыму в районе Евпатории и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокоман-дующий князь А. С. Меншиков («Изменшиков») принял решение «сохранить связь с внутренними губерниями», для чего приказал отступить армии вглубь Крыма. По существу Севастополь стал обреченным. Попытки Меншикова помочь городу (Инкерманское сражение и сражение в долине смерти под Балаклавой) не увенчались успехом.


Слайд №10.

349 дней обороны, 11 месяцев непрерывных боев, с сентября 1854 по август 1855гг.


Слайд №11.

Герои обороны Севастополя:

  • Корнилов - драться до последнего, затопление кораблей, гибель 5 октября1854г.

  • Нахимов – атака или отступление не колонной, а в рассыпном строю, защита орудийной прислуги щитами.

  • Истомин – руководитель обороны Малахова кургана.

  • Тотлебен – инженерные сооружения: окопы глубоко эшелонированная линия обороны, подземно-минная война, плавучий мост через бухту.

  • Пирогов – хирург, впервые применивший наркоз в походных условиях.

  • Дарья Севастопольская – первая медсестра.

  • Петр Кошка – вылазки в расположение вражеских войск.

18 июня (годовщина Ватерлоо) – решительный штурм Севастополя (140 тысяч против 40 тысяч)

8 сентября – взятие Малахова кургана, оставление города.


Слайд №12.

1 ноября 1855г. русские войска взяли Карс в Закавказье. Эта победа несколько смягчила условия будущего мира.

Еще в феврале 1855г. умирает Николай I и императором становится его сын Александр.

Он понимал, что войну надо прекращать.


Слайд №13.

1856г. был подписан Парижский мир. Его условия:

  • Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым и Севастополь

  • Черное маре – нейтральное (открытое для судов всех стран)

  • Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море (нет защиты южных рубежей России).

  • Россия теряет права защитницы балканских народов.


Слайд №14.

Работа в группах, работа с доской.

Давайте, опираясь на ваши записи, попробуем восстановить схему-кластер целиком.


Слайд №15.

Мы сегодня узнали…, а как вы считаете каковы причины поражения России в этой войне, значение?

Каковы последствия поражения?


Слайд №16.

Домашнее задание: § 11, задания:

Среди участников обороны Севастополя был артиллерийский подпоручик, ставший в дальнейшем великим русским писателем – Л.Н. Толстой. Прочитайте его «Севастопольские рассказы». Какие факты произвели на вас наибольшее впечатление? Можно ли привлекать это произведение в качестве источника? Аргументируйте свой ответ.


Макет рабочей тетради


Кластер по теме «Крымская война».



Скачать 65.12 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты