Домой

Тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе




Скачать 173.84 Kb.
НазваниеТематическое планирование уроков литературы в 8-м классе
Дата10.03.2013
Размер173.84 Kb.
ТипУрок
Содержание
Народные песни (2 часа)
Древнерусская литература (4 часа)
Русская литература XIX - начала XX века (36 часов)
II четверть
III четверть
Литература XX века (14 часов)
IV четверть
Из зарубежной литературы ( часов)
Антуан де Сент-Экзюпери (2 часа)
Подобные работы:

Тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе к учебнику: Г.И.Беленького «Литература»

из расчета 2 час в неделю (68 часов в год)


№ урока

Тема урока

Цель

Кол-во часов

Дата проведения

I четверть

1.

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства

Получить более глубокое, чем раньше представление о литературе как одном из видов искусства, о её месте в жизни общества и отдельного человека.

1




^ Народные песни (2 часа)

2.

Исторические песни. Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве.

Раскрыть своеобразие исторических песен; способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край.

1




3.

Лирические песни.

Раскрыть своеобразие лирических песен; дать понятие об обрядовых и необрядовых песнях

1




^ Древнерусская литература (4 часа)

4.

Люди Древней Руси

Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.

1




5.

Житийный жанр в Древнерусской литературе. Житие Сергея Радонежского

Дать понятие о жанре жития; раскрыть историческую основу «Житие Сергия Радонежского»; работа над особенностями «Жития».

1




6-7

Житие Аввакума, им самим написанное.

В доступной форме познакомить с личностью протопопа Аввакума: понять причины написания жития самим Аввакумом.

2




^ Русская литература XIX - начала XX века (36 часов)

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина (10 часов)

8.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

1




9.

Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав.

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

1




10.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор III – V глав.

Проследить по тексту путь духовного становления Гринева.

1




11.

Падение Белогорской крепости. Разбор VI, VII глав.

Выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.

1




12.

Изображение народной войны и её вождя. Разбор VIII-XII глав.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет проверить характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.

1




13.

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева; в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

1




14.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой, раскрыть смысл названия повести.

1




15.

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

Обобщение и систематизация материала, глубина и обаяние личности Пугачева.

1




16.

Развитие речи. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.

1




17.

Контрольная работа по повести «Капитанская дочка».

Контроль знаний учащихся.

1




^ II четверть

М.Ю. Лермонтов. Певец Родины и свободы (6 часов)

18.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение поэта «Кавказ»

1




19.

Тюрьма в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь», «Сосед».

Анализируя стихотворения, дать представление о лирическом герое, о теме узничества (тюрьма) в лирике поэта.

1




20.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

1




21.

Образ Мцыри в поэме.

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

1




22.

Своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма».

Сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри как романтического произведения.

1




23.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри».

1




Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя (6 часов)

24.

Н.В.Гоголь-писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

1




25.

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.

1




26.

Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова. Хлестаков и Хлестаковщина.

Получить представление о характере Хлестакова, понять что такое Хлестаковщина.

1




27.

Чиновники на приёме у «Ревизора». Анализ IX действия комедии «Ревизор».

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы.

1




28.

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

Систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысл эпиграфа комедии.

1




29.

Практическая работа по комедии «Ревизор».

Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение.

1




И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя (4 часа)

30.

И.С.Тургенев: Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомив их с фактами биографии и творчества писателя.

1




31.

«Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя.

Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за её развитием; с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев.

1




32.

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

Обучение анализу эпизода.

1




33.

«Тургеневская девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини; подготовить учащихся к сочинению.

1




^ III четверть

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни (4 часа)

34.

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; история создания рассказа «После бала»

1




35.

«После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

1




36.

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни; контроль знаний учащихся.

1




37.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Развитие связной речи учащихся, уметь подбирать материал по теме и связно излагать мысли.

1




В.Г.Короленко. Гуманизм писателя (3 часа)

38.

Этапы жизненного пути В.Г.Короленко. История создания очерка «Парадокс».

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути, с жизненной позицией писателя.

1




39.

Проблема смысла жизни и назначения человека в очерке «Парадокс».

Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.

1




40.

«Парадокс» и «Огоньки» В.Г.Короленко.

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации. Выработка навыков анализа художественного текста. Подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.

1




М.Горький. Вера писателя в человека (3 часа)

41.

Личность Горького. «Песня о Соколе». Роль пейзажа в произведении.

Дополнить представления учащихся о Горьком как писателе и человеке, познакомить с содержанием «Песни о Соколе»; определить роль печального пейзажа.

1




42.

В чём смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе».

Определить, в чём смысл противопоставления Сокола и Ужа, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

1




43.

М.Горький «Ма-аленькая!..» Идейно-композиционное своеобразие рассказа.

Проанализировать содержание рассказа горького «Ма-аленькая!..», выявить авторскую позицию и способы её выражения.







^ Литература XX века (14 часов)

Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни (2 часа)

44.

Николай Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой.

Дать учащимся представление о Н.А.Заболоцком как о человеке и поэте, начать знакомство с лирикой поэта.

1




45.

Человек и природа в лирике Николая Заболоцкого. Сопостовительный анализ стихотворений А. Ахматовой «Памяти друга», Б.Пастернака «март» и Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»

Формирование умений сопоставительного анализа поэтических произведений разных авторов.

1




А.Т.Твардовский. Слово о поэте (5 часов)

46.

А.Т.Твардовский-поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

Познакомить учащихся с фактами биографии А.Т.Твардовского, с творческим замыслом «Василия Тёркина».

1




47.

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

1




48.

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Тёркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся.

1




49.

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин».

Обобщить полученные учащимися знания о Василии Тёркине, выявить роль автора в поэме, найти сходство и различие между автором и его героем.

1




50.

Развитие речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину. Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы.

Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения; совершенствование навыков выразительного чтения.

1




К.Г.Паустовский. Лиризм прозы (3 часа)

51.

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Заочное путешествие в литературный музей-центр К.Г.Паустовского.

Дать представление учащимся о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова.

1




52.

«Телеграмма». Авторская позиция. История создания рассказа, его композиция.

Познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского.

1




^ IV четверть

53.

Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа.

Выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.

1




В.М.Шукшин. Сведения о жизни (2 часа)

54.

В.М.Шукшин. Личность писателя. «Чудик» в рассказе «Микроскоп».

Познакомить учащихся с многогранной личностью В.Шукшина, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию.

1




55.

Урок внеклассного чтения по рассказам В.М.Шукшина. Своеобразие рассказов В.М.Шукшина.

Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина, его героям, выявить своеобразие рассказов писателя.

1




Н.М.Рубцов. Слово о поэте (2 часа)

56.

Николай Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Литературно-поэтическая композиция «Россия, Русь! Храни себя, храни!».

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта.

1




57.

Своеобразие поэзии Николая Рубцова.

Познакомить учащихся с поэзией Рубцова, помочь детям их почувствовать, увидеть творческий почерк поэта; обучить анализу лирического произведения.

1




^ Из зарубежной литературы ( часов)

У.Шекспир. Слово о драматурге (2 часа)

58.

У. Шекспир. Писатель и его время.

Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.

1




59-60

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

2




^ Антуан де Сент-Экзюпери (2 часа)

61-62

«Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери.

2




63.

Развитие речи. Классное сочинение – отзыв о прочитанном.

Повторение и осмысление на уровне личностного восприятия изученных в классе произведений или прочитанных самостоятельно.

1




64.

Итоговый урок. Систематизация и обобщение изученного за год.

Повторить вопросы теории литературы, углубить знания о художественном произведении.

1




65.

Литературная игра.

Подвести итог изученного курса литературы в 8 классе.

1




66-68

Резервный урок




3




Скачать 173.84 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты