Домой

Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 министерство образования и науки российской федерации




Скачать 155.12 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 21/01 министерство образования и науки российской федерации
Дата10.03.2013
Размер155.12 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа дисциплины
Квалификация (степень)
Виды учебной деятельности и временной ресурс
Итого _108_
Еремин В.В.
2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП
3. Результаты освоения модуля (дисциплины)
1.Универсальные (общекультурные)
4. Структура и содержание модуля (дисциплины)
Содержание дисциплины
Раздел 2. Классификация наук и ее значение для научного познания.
Раздел 3. Специфика естественных наук и гуманитарных наук.
Раздел 4. Специфика технических наук.
Раздел 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия.
Таблица 1. Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
5. Образовательные технологии
Методы и формы активизации деятельности
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)
...
Полное содержание
Подобные работы:

Рабочая программа учебной дисциплины Ф ТПУ 7.1 – 21/01



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»








Директор института природных ресурсов Мазуров А.К.

«28»_июня_2011 г.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ


НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП 100700 «ТОРГОВОЕ ДЕЛО»

^ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) МАГИСТР

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС___1____ СЕМЕСТР _____2___

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ __3____

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Методологические проблемы современной науки

КОРЕКВИЗИТЫ Методология экономической науки, теория сетевой экономики

^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ ____________18 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ___18 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ _36___ час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _72___ час.

^ ИТОГО _108___ час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ_очная_________________


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ __экзамен____________________

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ__кафедра философии Гуманитарного факультета_


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________(Корниенко А.А.)

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ к.э.н., доцент ^ Еремин В.В.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ (Брылина И.В.)


2011 г.


1. Цели освоения модуля (дисциплины)

Выпускник ОП на основе знаний, умений, навыков приобретает компетенции, необходимые для самореализации в научно-исследовательской и инновационной деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых способов создания инновационного продукта.

Выпускник формирует личностные качества, обеспечивающие саморазвитие и профессиональное самосовершенствование; активную жизненную позицию, умение нести ответственность за принятие своих решений.


^ 2. Место модуля (дисциплины) в структуре ООП

Данная дисциплина относится к общенаучному циклу, базовой части. Пререквизиты – Философия. Студенты должны обладать навыком критического самостоятельного мышления.

^ 3. Результаты освоения модуля (дисциплины)

В результате освоения дисциплины студент будет:

обладать способностью понимать философские концепции естествознания, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

способностью проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты; способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач.


Знания

системные методологии в профессиональной области


Умения

использовать новые знания и применять их в профессиональной деятельности; использовать современные методы для исследования и решения научных и практических задач.


Владение опытом

основами методологии научного познания и системного подхода при изучении различных уровней организации материи, информации, пространства и времени.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1.Универсальные (общекультурные) -

способность понимать философские концепции естествознания, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1); способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-4).

.

2. Профессиональные -

способность проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты (ПК-1); способностью разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач (ПК-2).

^ 4. Структура и содержание модуля (дисциплины)

4.1 Содержание разделов дисциплины:


Раздел 1. Основные философские проблемы науки и научного познания.

Раздел 2. Классификация наук и ее значение для научного познания.

Раздел 3. Специфика естественных наук.

Раздел 4. Специфика технических наук.

Раздел 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия.


    1. Структура дисциплины


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Основные философские проблемы науки и научного познания.

Лекция. Семинар.

Философия науки: основные концепции. Философия науки: социологический и методологический аспекты. Революционный и эволюционный аспекты развития науки.

Философия и познание: проблема синтеза. Динамика рационального и иррационального. Знание как философская проблема.

^ Раздел 2. Классификация наук и ее значение для научного познания.

Лекция. Семинар.

Классификация наук: необходимость или способ развития наук. Целостный мир и дифференциация наук.

Классификация науки в историческом измерении: классификация наук Платона и Аристотеля; Ф. Бэкон и его классификация наук; классификация наук у О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта.

Современные подходы к проблеме классификации наук.

^ Раздел 3. Специфика естественных наук и гуманитарных наук.

Лекция. Семинар.

Натурфилософия как наука о природе: история и становление. Природа в ее статическом и динамическом понимании: философские основания (элеаты и Гераклит).

Науки о «неживой» природе: физико-математические науки (математика, физика, астрономия).

Науки о земле (география и геология).

Науки о «живой» природе (биология, медицина, экология).

Химия как проблема соотношения наук о «живой» и «неживой» природе.

Математика как универсальная наука об отношениях. Математическая реальность: знак и значение. Проблема существования математического объекта. Математика и объективный мир (пифагорейский синдром).

Астрономия как наука о мегамирах и макроокружающем мире. Парадигмы астрономии: геоцентризм, гелиоцентризм. Кеплер и его вклад в развитие астрономии. Антропный принцип и астрономия. Астрофизика и космология.

Физика как наука о материи. Физическая реальность и ее особенности. Основные парадигмы физики: физика Аристотеля, физика И. Ньютона, физика А. Эйнштейна, квантовая физика, физика бутстрапа.

Гуманитарные науки как отрасль науки и научного знания.

Человек как предмет исследования гуманитарных наук.

Общество как предмет гуманитарного знания: науки об обществе. История и становление наук об обществе. Современные тенденции в развитии наук о человеке и обществе.

^ Раздел 4. Специфика технических наук.

Лекция. Семинар.

Техника как предмет философского осмысления и вид человеческой деятельности. Эволюция статуса техники в развитии человечества и науки.

Механика как техника преобразования (конструирования) мира.

Философия техники как направление философии.

Техника и технология. Технологичность науки и цивилизации.

Техника как ядро техногенной цивилизации и судьбы человечества.

^ Раздел 5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия.

Лекция. Семинар.

Философия и наука как моделирование возможных миров. Дополнительность как новый принцип взаимодействия философии и науки. Синергизм как парадигма философии и науки.

^ Таблица 1.

Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения



Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Колл,

Контр.Р.

Итого

Лекции

Практ./сем.

Занятия

Лаб. зан.

1. Основные философские проблемы науки и научного познания

2

6




16




24

2. Классификация наук и ее значение для научного познания.

2

6




16




24

3. Специфика естественных и гуманитарных наук.

2

6




16




24

4. Специфика технических наук.

2

6




16




24

5. Философия и наука: формы и перспективы взаимодействия

1

3




8




12

Итого

9

27




72




108



^ 5. Образовательные технологии

Приводится описание образовательных технологий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения модуля (дисциплины).

Таблица 2.


^ Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

Семинар

СРС

Дискуссия

х

х




IT-методы

х




х

Командная работа




х

х

Разбор кейсов




х




Опережающая СРС

х

х

х

Индивидуальное обучение







х

Проблемное обучение




х

х

Обучение на основе опыта




х

х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при выполнении проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая СРС, направленая на углубление и закрепление знаний

студента, развитие практических умений.

- работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса,

- опережающая самостоятельная работа,

- перевод текстов с иностранных языков,

- изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к контрольной работе и экзамену.


6.2 ^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР), ориентированая на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов.

- поиск, анализ, структурирование и презентация информации,

- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.


^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости магистров осуществляется по результатам:

-устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий;

-во время экзамена во втором семестре.


^ 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают два теоретических вопроса.


7.2. Примеры экзаменационных вопросов

  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества. Предмет философии.

  2. Исторические типы и направления в философии, основные этапы исторического развития философии.

  3. Философское знание и его структура.

  4. Философия и развитие естественнонаучного знания. Философия и мировоззрение.

  5. Проблема бытия и материи в философии.

  6. Проблема сознания в философии.

  7. Пространства и время как формы существования материи.

  8. Движение как способ существования материи. Формы движения материи.

  9. Научные, философские и религиозные картины мира.

  10. Материальное единство мира.

  11. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

  12. Диалектика и метафизика как философские методы.

  13. Диалектика, ее принципы и законы.

  14. Развитие, его модели и законы.

  15. Роль инженера и ученого в развитии производства в условиях рыночных отношений. Нравственная и социальная ответственность инженера и ученого перед обществом. Гражданская позиция ученого и инженера.

  16. Познание как процесс. Субъект и объект познания.

  17. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания.

  18. Рациональное и иррациональное; интуиция. Мистицизм в познании.

  19. Истина, ее свойства.

  20. Практика как основа познания. Практика как критерий истины. Вторичные критерии истины.

  21. Научное и вненаучное знание. Структура научного познания, его методы и формы.

  22. Философские, общенаучные и частнонаучные методы познания и исследования.

  23. Эмпирический и теоретический уровень исследования.

  24. Научные революции и смена типов рациональности.

  25. Смысл существования человека. Будущее человечества.

  26. Глобальные проблемы современности. Перспективы современной цивилизации.

  27. Идеалы науки и этика ученого.

  28. Техника и этика инженера.


^ 7.3. Примеры заданий

  1. Дайте философский анализ следующего тезиса Р.Декарта: “Мыслю, - значит существую”.

  2. Как Вы понимаете слова Протагора “Человек – мера всех вещей”?

  3. Сводима ли философия к науке?

  4. Чьим детищем является атомарная гипотеза – философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

  5. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

  6. Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру?

  7. Каковы основные черты информационного общества?

  8. Каково соотношение техники и науки?

  9. В чем состоит смысл истории?

  10. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)


Обязательная

1. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук. М.,1984.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. -М.,1998.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.,2000.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.,1995.

5. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. - М.,1994.

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.,1995.

  2. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. - М.,1978.

Дополнительная

  1. Авдулов А.Н. Наука и технология на пути в ХХI век // Россия и современный мир. - 2001. - №1. - С.219-225.

  2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М.,1970.

  3. Алферов Ж. Физика на пороге ХХI века // Наука и жизнь. - 2000. - №3. - С.2-10.

  4. Аронов Р.А. Об основаниях «нового способа мышления о явлениях природы». // Вопросы философии. - 2001. - №5. - С. 149 - 158.

  5. Бабенко В. О конце века, конце света в начале тысячелетия // Наука и жизнь. - 2000. - №12. - С.22-32.

  6. Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. - Новосибирск,1995.

  7. Белоконева О. Технология ХХI века в России. Быть или не быть? // Наука и жизнь. - 2001. - №1. - С.3-9.

  8. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. - Минск,1983.

  9. Бройль Л. де По тропам науки. - М.,1962.

  10. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. - М.,2000.

  11. Взаимосвязь теории и практики. - Киев,1986.

  12. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. - М.,1998.

  13. Гильбрейт В. О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле. - М.,1956.

  14. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М.,1979.

  15. Делокаров К.Х. Философские проблемы теории относительности. - М.,1973.

  16. Дорфман В. Эволюция технологий // Наука и жизнь. - 1987. - №5. - С.19-26.

  17. Иванов В.Г., Лузгина М.Л. Детерминация научного поиска. - Л.,1979.

  18. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. - М.,1981.

  19. Капра Ф. Дао физики. - СПб.,1994.

  20. Каратеев В.П. Единство, интеграция, синтез научного знания. - Саратов,1987.

  21. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.,1998.

  22. Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. - Новосибирск,1980.

  23. Касавин И.Т. Теория как образ и понятие. // Вопросы философии. - 2001. -№3. - С. 103 - 110.

  24. Кезин А.В. Эпистемология на корабле науки: натуралистический вывод или «аргумент отчаяния»? // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - 1998. - №2. - С.64-68.

  25. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.,1994.

  26. Копнин П.В. Гипотеза и познание действительности. - Киев, 1962.

  27. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М.,1973.

  28. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. - М., 1989.

  29. Лекторский В.А. «Альтернативные миры» и проблемы непрерывности опыта. // Природа научного познания. - Минск,1979. - С. 57 – 106.

  30. Литвинов В.П. Вербализация проблемы в научной деятельности. // Логика научного поиска. Тезисы докладов к Всесоюзному симпозиуму. - Свердловск,1977. - II. - С. 69 – 72.

  31. Логика научного исследования. - М.,1965.

  32. Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 2. - М.,1985.

  33. Малкей М. Наука и социология знания. - М.,1983.

  34. Марков Б.В. Наука и жизненный мир (вместо заключения) // Наука и ценности. Проблемы интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. - Л.,1990. - С.178 – 182.

  35. Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.,1969.

  36. Нейгебауер О. Точные науки в древности. - М.,1968.

  37. Некоторые методологические проблемы науки. - Томск, 1973.

  38. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. - Рига, 1988.

  39. Паршин А.Н. Дополнительность и симметрия // Вопросы философии. - 2001. - №4. - С. 84-89.

  40. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.,1987.

  41. Природа научного познания: логико-методологический аспект. - Минск,1979.

  42. Проблемы логики научного познания. - М.,1964.

  43. Рузавин Г.И. Проблемы методологии научного поиска. // Вопросы философии. - 1985. - №10. - С.40 – 48.

  44. Сачков Ю.В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. - 1999. - №7. - С.80 - 86.

  45. Сироткин О.С. Технологический облик России // Науковедение. - 1999. - №4.

  46. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. - М.,1980.

  47. Современная западная философия: Словарь: - М.,1991.

  48. Старченко Л.А. и др. Логика. - М.,1967.

  49. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. - 1989. - №10. - С.3 – 18.

  50. Степин В.С. Становление научной теории. - Минск,1976.

  51. Степин В.С., Томильчик Л.М. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики. - Минск,1970.

  52. Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М.,1984.

  53. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - Т.3. - М., 1986.

  54. Фейнман Р. Характер физических законов. - М.,1968.

  55. Философские проблемы деятельности (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1985. - №2. - С.29 –47.

  56. Философский энциклопедический словарь. - М.,1983.

  57. Хилькевич А.П. Гносеологическая природа гипотезы. - Минск,1974.

  58. Хоменко Е.А. Логика. - М.,1971.

  59. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. - М.,1975.

  60. Шеин А.Б. О проблемной организации предмета междисциплинарных исследований. // Логика научного поиска. Тезисы докладов к Всесоюзному симпозиуму. - Свердловск,1977. - II. - С. 54 – 57.


Электронные образовательные ресурсы


  1. http://www.filosofia.ru/literatuure/index.shtml

  2. http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/civ/wilkinsn.htm


9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Материально-техническое обеспечение дисциплины: компьютер, проектор.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки 240700 Биотехнология.


Программа одобрена на заседании

Кафедры философии Гуманитарного факультета_


(протокол № _12__ от «_28__» июня 2011 г.).


Автор(ы) Брылина И.В.______

Рецензент(ы) Ардашкин И.Б._

Скачать 155.12 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты