Домой

Основное




Скачать 162.84 Kb.
НазваниеОсновное
Дата09.03.2013
Размер162.84 Kb.
ТипРеферат
Содержание
10, уроки 19–20] Д/з [1
Астрономические наблюдения (3 ч во внеурочное врумя)
Подобные работы:

Астрономия

11 класс

(1 час в неделю, всего – 35 часов)



Номер урока

Дата

Тема


Основное

содержание

Демонстрации

Материал учебного пособия, домашние задания

Раздел I. Введение в предмет астрономии

1




Предмет астрономии

Возникновение астрономии. Общее представление о масштабах и структуре Вселенной. Разделы астрономии. Астрономические наблюдения. Значение астрономии и ее роль для формирования научного мировоззрения. Место астрономии среди других наук. Вклад белорусских ученых в развитие астрономии

Карта неба или небесный глобус. Фотографии телескопов и обсерваторий. Школьный телескоп

[10, урок 1]

Д/з [1, § 1]

[2, задания 1—1]

[3, урок 1]


Раздел II. Основы практической астрономии

2




Звездное небо. Небесная сфера

Картина звездного неба. Созвездия и яркие звезды. Мифологические основы названий созвездий. Видимая яркость и цвет звезд. Понятие о звездной величине. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы

Схемы некоторых созвездий с наиболее яркими звездами, изображение их на старинных картах и в атласах. Основные точки, линии и плоскости небесной сферы на моделях и звездных картах. Модель небесной сферы, звездный глобус

[10, урок 2]

Д/з [1, § 2]

[3, урок 2]

[5, Гиппарх]

3




Небесные координаты. Звездные карты и атласы

Понятие о системах координат. Горизонтальная и экваториальная системы координат. Звездные карты и атласы. Подвижная карта звездного неба. Высота полюса мира над горизонтом

Изображение звездного неба на картах и атласах. Схемы небесных систем координат

[10, урок 3]

Д/з [1, § 3]

[3, урок 3]

4




Кульминация светил. Определение географической широты

Верхние и нижние кульминации светил. Картина суточного движения светил на различных широтах. Высота светила в кульминации. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям

Простейшие астрономические методы определения географической широты. Угломер и теодолит

[10, урок 4]

Д/з [1, § 4]

[3, урок 4]

5




Измерение времени. Определение географической долготы

Способы и единицы измерения времени. Истинные и средние солнечные сутки. Определение географической долготы. Летоисчисление и календарь

Простейшие астрономические методы определения географической долготы

[10, урок 5]

[13]

Д/з [1, § 5]

[2, задания 2—10]

[3, урок 5]

Раздел III. Движение небесных тел

6




Гелиоцентрическая система Коперника

Видимое движение планет. Становление научного мировоззрения о системе мира. Сущность гелиоцентрической системы Коперника. Конфигурации и условия видимости планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. Формула связи между синодическим и сидерическим периодами

Схемы строения мира по Птолемею и Копернику. Несовпадение продолжительности синодического и сидерического периодов обращения планет

[10, урок 6]

[18]

[21]

Д/з [1, § 6]

[3, урок 6]

[5, Птолемей, Браге, Коперник, Галилей]

7




Видимое движение Солнца и Луны

Суточное и годовое движение Солнца. Эклиптика. Особенности суточного движения Солнца на различных широтах. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения

Годичное движение Солнца на моделях и звездных картах. Движение Луны и ее фазы. Схемы и фотографии солнечных и лунных затмений


[10, урок 7]

Д/з [1, § 7]

[3, урок 7]

8




Законы Кеплера

Предмет и задачи небесной механики. Первый закон Кеплера. Второй закон Кеплера. Третий закон Кеплера

Видимые и истинные движения планет на динамических моделях, звездных картах


[10, урок 8]

[12]

Д/з [1, § 8]

[3, урок 8]

[5, Кеплер]

9




Закон всемирного тяготения Ньютона

Закон всемирного тяготения Ньютона. Уточнение законов Кеплера Ньютоном. Определение масс небесных тел


Схема, объясняющая возмущения в движении небесных тел

[10, урок 9]

Д/з [1, § 9]

[3, урок 9]

[5, Ньютон]

10




Определение расстояний до небесных тел в Солнечной системе и их размеров

Определение размера и формы Земли. Определение расстояний методом горизонтального параллакса и радиолокационным методом. Определение размеров тел Солнечной системы


Схема горизонтального параллакса светила

[10, урок 10]

[17]

Д/з [1, § 10]

[3, урок 10]

11




Движение космических аппаратов

Космические скорости. Орбиты космических аппаратов. Движение искусственных спутников Земли. Проблемы и перспективы космических исследований

Схемы и внешний вид космических аппаратов различного назначения. Схемы орбит космических аппаратов различного назначения

[10, урок 11]

Д/з [1, § 11]

[2, задания 3—13]

[3, урок 11]

[5, исследователи космоса]

Раздел IV. Сравнительная планетология

12




Общие характеристики планет. Происхождение Солнечной системы

Строение и состав Солнечной системы. Сравнительные размеры планет. Особенности строения Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы (гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта)

Схема происхождения Солнечной системы

[10, урок 12]

Д/з [1, § 12]

[3, урок 12]

[5, Джинс, Шмидт]

13




Планеты земной группы

Общие характеристики планет земной группы. Внутреннее строение планет земной группы. Поверхности и атмосферы планет земной группы

Космические снимки поверхности Земли и планет земной группы

[10, урок 13]

Д/з [1, § 13]

[3, урок 13]

[5, Ломоносов, Тихов]

14




Планеты-гиганты

Атмосферы планет-гигантов. Внутреннее строение планет-гигантов. Кольца

Фотографии планет-гигантов с борта космических станций. Сравнительные размеры планет

[10, урок 14]

[26]

Д/з [1, § 14]

[3, урок 14]


15




Луна. Спутники планет. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы

Физические условия на Луне. Спутники планет. Карликовые планеты. Астероиды. Метеориты. Кометы. Метеорные потоки. Значение изучения малых тел Солнечной системы

Фотографии рельефа лунной поверхности. Спутники планет с борта космических станций. Фотографии карликовых планет, астероидов, комет. Основные виды метеоритов

[10, уроки 15–16]

[16]

[22]

[25]

Д/з [1, § 15–16]

[2, задания 4—6]

[3, уроки 15–16]

[5, Бредихин, Липский]

16




Контрольная работа № 1

Разделы I–IV




[27]

д/з [2]

Раздел V. Методы исследований небесных тел

17




Исследование электромагнитного излучения небесных тел

Электромагнитное излучение. Телескопы и их характеристики. Радиотелескопы и радиоинтерферометры. Внеатмосферная астрономия

Фотографии и схемы современных крупнейших телескопов и радиотелескопов

[10, урок 17]

[15]

[24]

Д/з [1, § 17)]

[3, урок 17]

[5, Максутов, Жонголович]

18




Спектральный анализ в астрономии

Виды спектров. Химический состав небесных тел. Температура небесных тел. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Эффект Доплера

Спектры различных небесных тел

[10, урок 18]

Д/з [1, § 18]

[2, задания 5—7]

[3, урок 18]

[5, Фраунгофер]

Раздел VI. Солнце – дневная звезда

19




Солнце как звезда. Строение солнечной атмосферы

Общие сведения о Солнце. Спектр и химический состав. Температура фотосферы. Внутреннее строение и источники энергии Солнца. Фотосфера. Внешние слои атмосферы: хромосфера и корона. Магнитные поля и активные образования

Спектр, спектрограмма Солнца. Солнце: фотосфера, пятна, грануляция, протуберанцы, вспышки, корона

[^ 10, уроки 19–20]

Д/з [1, § 19–20]

[3, уроки 19–20]


20




Влияние Солнца на жизнь Земли

Интенсивность солнечного излучения вне оптического диапазона. Солнечный ветер. Солнечно-земные связи

Схема магнитосферы Земли. Фотографии полярных сияний

[10, урок 21]

Д/з [1, § 21]

[2, задание 6—4]

[3, урок 21]

[5, Чижевский]

Раздел VII. Звезды

21




Основные характеристики звезд

Видимая и абсолютная звездные величины. Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. Светимость звезд


Схема годичного параллакса

[10, урок 22]

Д/з [1, § 22]

[3, урок 22]

[5, Цераский]

22




Температура и размеры звезд

Температура звезд. Спектральная классификация звезд. Размеры звезд


Спектры, спектрограммы звезд

[10, урок 23]

Д/з [1, § 23]

[3, урок 23]

23




Двойные звезды. Масса звезд

Типы двойных звезд. Затменно-переменные звезды. Спектрально-двойные звезды. Масса звезд


График изменения блеска затменно-переменной звезды. Схема смещения линий в спектре двойной звезды

[8]

[10, урок 24]

Д/з [1, § 24]

[3, урок 24]


24




Эволюция звезд

Диаграмма «спектр-светимость». Рождение звезд. Эволюционные перемещения. Конечные стадии звезд

Диаграмма «спектр-светимость». Физические характеристики звезд и их взаимосвязь


[10, урок 25]

Д/з [1, § 25]

[3, урок 25]

25




Нестационарные звезды

Пульсирующие звезды. Новые звезды. Сверхновые звезды. Нейтронные звезды. Черные дыры

Графики изменения видимой яркости переменных звезд различных типов



[10, урок 26]

Д/з [1, § 26]

[2, задания 7—12]

[3, урок 26]


Раздел VIII. Строение и эволюция Вселенной

26




Наша Галактика

Структура Галактики. Звездные скопления. Движение звезд. Лучевая, тангенциальная и пространственная скорости. Движение Солнца в Галактике. Вращение Галактики. Масса Галактики

Фотографии звездных скоплений. Схема строения Галактики

[9]

[10, урок 27]

Д/з [1, § 27]

[3, урок 27]

[4]

[5, Струве]

27




Межзвездные газ и пыль

Межзвездный газ. Межзвездная пыль. Космические лучи и межзвездное магнитное поле


Фотографии туманностей

[10, урок 28]

Д/з [1, § 28]

[3, урок 28]

[5, Воронцов—Вельяминов]

28




Звездные системы — галактики

Типы галактик. Расстояние до галактик. Массы галактик. Галактики с активными ядрами. Квазары

Фотографии галактик различных типов

[10, урок 29]

Д/з [1, § 29]

[3, урок 29]

[4]

[5, Хаббл, Амбарцумян]

29




Расширяющаяся Вселенная

Красное смещение. Закон Хаббла. Пространственное распределение галактик. Расширение Вселенной. Реликтовое излучение. Модели Вселенной


Схема «разбегания» галактик

[10, урок 30]

Д/з [1, § 30]

[3, урок 30]

[5, Фридман, Зельдович]

30




Жизнь и разум во Вселенной

Антропный принцип. Проблемы возникновения и существования внеземных цивилизаций


Иллюстрации посланий землян другим цивилизациям

[10, урок 31]

Д/з [1, § 31]

[2, задания 8—10]

31




Контрольная работа № 2

Разделы VI–VIII




[27]

Д/з [2]

^ Астрономические наблюдения (3 ч во внеурочное врумя)







Вечерние наблюдения (осенние)

Нахождение ярких звезд и основных созвездий. Изучение различий в видимой яркости и цвете звезд. Изучение суточного вращения звездного неба. Определение географической широты места по Полярной звезде. Наблюдение планет

Угломер (теодолит). Бинокль. Телескоп

[20]

Д/з [3, пр. занятие 1]

[4]








Дневные наблюдения Солнца

Определение географической широты по высоте Солнца в полдень. Наблюдение солнечных пятен и определение активности Солнца. Определение полуденной линии

Гномон. Солнечные часы. Телескоп с экраном

[14]

Д/з [3, пр. занятие 2]







Вечерние наблюдения (весенние)

Наблюдение фазы Луны невооруженным глазом. Наблюдение Луны и планет в телескоп. Наблюдение двойных звезд, туманностей, звездных скоплений и галактик

Бинокль. Телескоп

[23]

Д/з [3, пр. занятие 3]

[4]



Резерв – 1 ч


Литература по астрономии

Основная литература для учащихся:

1. Галузо, И. В. Астрономия: учеб. пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — Минск: Народная асвета, 2009 г.

2. Галузо, И. В. Астрономия: сб. разноуровневых задании / И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — Минск : Юнипресс, 2005.

3. Галузо, И. В. Практические работы и тематические задания по астрономии / И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев.— 5-е изд. — Минск : Аверсэв, 2007.

4. Шимбалев, А. А. Астрономия: учеб. звездный атлас / A. А. Шимбалев, И. В. Галузо, В. А. Голубев. — Минск: ЧУП «Изд-во
Юнипресс», 2005.

5. Шимбалев, А. А. Хрестоматия по астрономии / А. А. Шимба­лев, И. В. Галузо, В. А. Голубев. — Минск : Аверсэв, 2005.

Рекомендуется для постоянной работы на уроке и при подго­товке домашних заданий:

6. Галузо, И. В. Астрономия: Справочник школьника / И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — Минск : УниверсалПресс, 2006.

7. Голубев, В. Л. Астрономия: Основные понятия, таблицы / B. А. Голубев, И. В. Галузо, А. А. Шимбалев — Минск : Аверсэв, 2005.


Основная методическая литература для учителя:

8. Внукович, Г. В. В мире кратных звезд / Г. В. Внукович // Фізіка: праблемы выкладання — 1998. — № 1.

9. Внукович, Г. В. Урок по теме «Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Диффузная материя. Вращение Галактики» / Г. В. Внукович // Фiзiкa: праблемы выкладання. — 2001. — № 1.


Рекомендуется использовать постоянно в работе на уроках и при выполнении домашних заданий:

  1. Галузо, И. В. Астрономия в 11 класce: планирование и мето­дика проведения уроков / И. В; Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — 2-е изд. — Минск: Аверсэв, 2006.

  2. Галузо, И. В. Астрономия в Интернете / И. В. Галузо // Фізіка: праблемы выкладання. — 2007. — № 4.

  3. Галузо, И. В. Законы Кеплера: исторический экскурс / И.В. Га­лузо, В. А. Голубев // Фізіка: праблемы выкладання. — 2004. № 1.

  4. Галузо, И. В. Какой сегодня день, или Попытка внести яс­ность в «календарный произвол» / И. В. Галузо, В. А. Голубев, A.. А. Шимбалев // Фізіка: праблемы выкладання. — 2005. — № 1.

  1. Галузо, И. В. Оптические явления в атмосфере при астроно­мических наблюдениях /И. В. Галузо, В. А, Голубев // Фізіка: праб­лемы выкладання. — 2003. — № 6.

  2. Галузо, И. В. Телескопы внеатмосферной астрономии / И. В. Га­лузо, В. А. Голубев // Фізіка: праблемы выкладання. — 2005. — № 2.

  3. Галузо, И. В. Является ли Плутон планетой? / И. В. Галузо, B. А. Голубев // Фізіка: праблемы выкладання. — 2006. — № 5.

  1. Голубев, В. А. А вы могли бы вычислить диаметр земного шара? / В. А. Голубев // Народная асвета. — 2005. — № 5.

  2. Голубеў, У. А. Рух нябесных цел / У. А. Голубеў // Народная асвета. — 2000. — № 8.

  3. Добриневская, А. И. Образовательные сайты для учителей ас­трономии / А. И. Добриневская // Фізіка: праблемы выкладання. — 2003. — №4.

  4. Залетова, Е. Н. Практическая работа «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты» / Е. Н. Залетова // Фізіка: праб­лемы выкладання. — 2004. — № 4.

21. Красилъников, В. А. Попятное движение планет / В. А. Красильников // Фізіка: праблемы выкладання. — 2003. — № 5.

  1. Сядзяка, А. Г. Новы погляд на месца Плутона — кропка альбо не? / А. Г. Сядзяка // Фізіка: праблемы выкладання. — 2007. — № 2.

  2. Томашевич, Н. В. Учебные наблюдения метеоров/Н. В. Томашевич.// Фізіка: праблемы выкладання. — 2007. — № 4.

  3. Федорино, С. И. Практическое занятие со школьным теле­скопом / С. И. Федорино // Фізіка: праблемы выкладання! — 2003. —

№ 5.

25. Циркун, К. И. Справочные данные о спутниках планет Сол­нечной системы / К. И. Циркун // Фізіка: праблемы выкладання.— 2005. — №5.

26. Шабусов, А. К. О загадке Нептуна / А. К. Шабусов // Фізіка: праблемы выкладання. — 2005. — № 3.

27. Шимбалев, А. А. Астрономия 11: Тесты для темат. и итог, кон­троля / А. А. Шимбалев, И. В. Галузо, В. А. Голубев. — Минск: Аверсэв, 2005.


Адукацыйны партал www.adu.by

Скачать 162.84 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты