Домой

1 Периодизация Блок двенадцать




Название1 Периодизация Блок двенадцать
страница1/9
Дата08.03.2013
Размер1.39 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Серапионовы братья
Ильф и петров
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1 Периодизация Блок двенадцать

Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич. событиями.

1) 1917-1921 – л-ра периода революции и гражд. войны

2) 1921-1929 – «20-е годы», л-ра эпохи социалистич. строит-ва.

3) 1930-1941 – «30-е годы», л-ра начального этапа социализма

[2 и 3 иногда объединяют, называя эпохой соц. строительства]

4) 1941-1945 – л-ра периода ВОВ.

5) 1945-1953 – л-ра позднего сталинизма

6) 1953-1968 – л-ра «оттепели» [иногда не в 1953, а в 1956]

7) 1968-1986 – л-ра эпохи «застоя»

8) 1986-1991 – л-ра периода перестройки

9) 1991-наст. время – постсоветский этап развития л-ры.

Л-ра считается важнейшим идеалогическим оружием.

В кон. 20-х годов модернистская лит-ра искусственно прекращается и уходит в подполье. Официальной провозглашается л-ра социалистич. реализма, но в ней продолжает по-своему перерабатываться модернистские тенденции. 40-50-е годы – соц.реализм оказывается главным (единственным) существующим лит. направлением. В кон. 50-х во всем мире – постмодернизм, а в сов. л-ре – распад соцреализма. В нач. 60-х приходит на 1-й план неореализм, постепенно нарастают посмодернистские тенденции в л-ре. Постмодернистов запрещают, они узодят в подполье. В 86 году постмодернисты стали печататься – тенденция держалась, поэтому л-ры постмодернистов оказалось много.

Периодизация рабочая:

1917-1920 – период революции и гражд. войны. Февральская революция 1917 г. «буржуазная». Социалистич. революция 1917 г. «октябрьская» (25 октября – 7 ноября 1917 года: старый/новый стиль)

1917г. – начало гражд. войны. Захватывает все общество без исключений. Ведется внутри гос-ва за установление противоположной существовавшей до этого системы ценностей. «Белые» - «красные» - «Зеленые» (сторонники анархии или не вписывающиеся в два полюса «бел.-красн.»)

Насильственная смена идеалогич. понятий – в рез-тате гражд. войны. Официально гражд. война закончилась в 1920-21-м году, реально – до сер. 20-х годов (в Ср. Азии) [24-25 года]. Необходимость выработки нового самосознания.

Периодизация Ю. Кузьменко: «Советская л-ры вчера, сегодня, завтра». Периоды:

1. 1917-1940 гг. – л-ры эпохи становления соц-реализма.

1940-е – переходный этап

2. 1950-е – л-ра эпохи соцреализма.

Периодизация Кузьменко-основана на гегелевской концепции:

1. 1900-30е - героический этап - уст-е новых законов

2. 40-50-е гг переходный период

3. 1960-90е гг - аналитический - общество после крупных потрясений останавливается в развитии и рефлексирует.

Классическая - принята в 70-80 гг:

1. Литра революции и гр.войны

2. Литра 20-х гг

3. Литра 30-х гг

4. Литра ВОВ

5. Текущая лит-ра

Классификация Глеба Струве:

1. 199-1920-е гг – экспериментальные годы

2. 1930-80 Истинная лит-ра уходит в зарубежье. Сов. лит-ра утрачивает статус художественности и условно названа лит-рой.После Февральской революции Блок все более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес народу избавления. С первых же дней Октября он открыто и честно определил свою общественно-политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. В числе лучших представителей старой русской интеллигенции он сразу же пошел работать с большевиками, принял самое живое и деятельное участие в строительстве новой, социалистической культуры. Октябрьская революция окрылила Блока как художника, вдохновила его на создание "Двенадцати" - лучшего его произведения. В "Двенадцати" Блок запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну "музыку" музыку разрушения ненавистного ему старого мира. Беспощадно, со "святой злобой" он осудил и заклеймил в своей поэме старый мир. В героях поэм - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, - пожалуй, больше от анархической "вольницы", нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под предводительством партии большевиков обеспечил победу революции. Кроме того, первых читателей поэмы смутил образ Христа, которого Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о "религии рабов", проникнутой бунтарскими настроениями и приведшей к распаду старого, языческого мира. Сразу после "Двенадцати" была написана революционно-патриотическая ода "Скифы", которой увенчалось лирическое творчество Блока. "Скифы" завершают давнюю традицию русской классической поэзии, многократно возвращавшейся к теме исторических путей и судеб России. Решая эту тему заново, в новой исторической обстановке, с позиции революционного поэта - трибуна, Блок поднял голос во славу и защиту Советской России, увидев в ней облик будущего мира, оплот всего лучшего, не проходящего, что было создано человечеством. Публицистика Б. б выделяет св статьи в особый раздел, наз-т их – лирич статьи. 1 важн тема – стихия и к-ра. 2 лир подход к рассматриваемым проблемам и понятиям. Публицистика Б затрагивает как ф-фск, так и частные злободнев темы. К числу ф-фск тем м отнести тему к-ры, цивилизации, сущности ис-ва. К числу злободневн тем – тема инд-ти чел-а, страдающего и униженного. Тема о назначении поэта в нов эпоху, об отнош Интел к революции. 3 отличает острота общ смысла, актуальность. Высокий обществен-гражд пафос, пророческие ноты в голосе автора, сильное лир начало. Хар-но обращение автора к ассоц лит речи, поэтич образы и медитации преобладают над тезисами, выводами и доказательствами. «Интел и революция». 1 гл проблема обозначена в заглавии. Б считает, что интеллигенция по природе св революционна, отшатнулась же она от революции, т к не поняла происх событий. 2 проблема: народн рос или Интел. Эта проблема не ставится в конкретно-истор плане. Он подходит к понятию народ и революция – суммарно, акцентируя понятие на муз значении этих понятий: народ, народ душа, стихия. Интел – это не класс, не внесословн группа, не полит сила, а особого рода соединение, котор сущ-т в д-ти и волею истории вступило в весьма знаменат отнош с народом, со стихией, а именно в отношения борьбы. Блок на стороне народа, котор выступ как носитель ж, целостного сознания, вместилища тех сил, от котор зависит будущее. Но Б не идеализирует народ. Б выступ против индивидуалистич настроений в подходе к револ. Долг чел-а, котор любит рос – способствовать обновл России, вместе с народом вып-т главное: изменять стар мир. 3. проблема стихии и к-ры. В ст послеревол периода стихия выступ-т как разрушит сила, способная к бессмысл разрушению, но с др стороны – как сила очистительная, обнажающая творческую суть к-ры. Отнош м/у стихией и к-рой – это вечн борьба, это вражда-любовь. 4 . цивилизация. Это то, что м б разрушено без всякого вреда для к-ры. К-ра сохр-т себя в любых обст-вах. Цивил – сумма привычных представлений о мире, о его ценностях. Эти представления преходящие и мало что объясняют. Стихия связана с понятиями души, мира и музыки. Стихия у блока – источник жизненности и творческ энергии. Она вне категории добра и зла, враг искусственности. «Крушение гуманизма». проблема к-ры и гуманизма. Статья представл изложение основн взглядов Б на к-ру, выраженных поэтически, отвлеченно. Б поним под к-рой не сумму накопленных человечеством эстет и материальн дарований. Проблема к-ры для Б всегда связана с проблемой личности. Гл двигателем чел к-ры б чел личность. Говоря об интересах к-ры и гуманизма Б исходит из интересов личности. В будущем предстоит не т/ко приобщение масс к к-ре, в будущем произойдет гибель этой к-ры и рождение новой. Чел-во пережив-т процесс ломки с-мы ценностей, на котор держалась цивилизация. Источник эт ломки Б видел в исчерпанности этич представл, на котор держалась к-ра в 19 в. Б говорит об отделении понятий гуманизм индивидуалистич и массовый. Это связано с новой ролью народ масс. Б рассм и противоп 2 типа гуманизма. Гуманизм традиционный характеризует рационализм, односторонность, атамарность народа к миру. Массов гуманизм – это синтетич понятие, включающее и разум и эмоции. Этика старого гуманизма – это этика жертвы, нов гуманизма – человека-артиста. Во время истор ломки бессознат носителем к-ры ок-ся массы но народн худ к-ра способна осветить выродившуюся цивилизацию.


2 Публицистика революционных лет.

После 1917 г. наступает коротк период, котор получил назв переходного. Тынянов назвал периодом промежутка. В 20-е РЛ развив-ся в нов истор услов, начин-ся период, котор ставит п/д писателями много серьезн проблем: проблему выбора, начин-ся процесс политич размежев писателей: позиция принятия револ (Маяковский, Серафимович, Шолохов), резкое отриц (Гиппиус, Бунин), ряд писат заним позицию, котор вскоре определ-т как внутрен эмиграцию. Термин «советск Л» появ-ся в 1923, исп-ся редко (чаще – пролетарская л-ра). Черты: массовость, демократизация. К лит тв-ву начин-т приобщаться много молод людей. Потоком идут несовершенные пр-я. Во флоте организованы студии, ун-ты, где матросам преподают л-ру. Происх-т разделение писателей по классовому признаку: пролетарск, кр-кие, буржуазн, писатели не пролетарск происхождения (дворяне), писатели-попутчики (это ненадежные временные союзники пролетариата). В 20е годы коммунисты стремились оказать влияние на непролетарск писателей.

Цели и задачи л-ры: 1 Л рассм-ся как значительная общественная сила, котор должна влиять на широкие массы трудящихся. 2 организация «психики и сознания читателя в сторону конечн задач пролетариата» → ис-во должно служить интаресам пролетариата.

Понимание целей, задач и смысла ис-ва. 2 подхода: 1 неистовые ревнители, 2 писатели, котор говорили о с/ценности ис-ва, отказ-сь видеть в л-ре придаток идеологии, отстаивали право худ-ка на свободу и независимость тв-ва, видели в л-ре специфич способ познания реальности, выдвинули на 1ый план художественность литер пр-я и творческ индивидуальность писателя. (Декларация «Серапионовые братья»). Тенденция регламентировать, направлять, контролировать лит процесс в целом и отдельн художников. Функцию управлять л-рой взяли на себя сами лидеры и теоретики пролет Л, руководители РАПП, ч/з цензуру. В к18 – н19 г была введена военная цензура. Позже функции цензуры б переданы гос изд-ву, а в 22г создан ГлавЛИТ. Цензура действ до к80ых. Управление Л осуществлялось еще по 1ой линии: с-ма контроля и управления за Л со стороны партийн органов, формируется политика партии в обл Л. Ни одна лит группа не имеет права командовать другими и диктовать свою волю. Классовое соц происхождение и принадлежность к коммунист партии не дает ему право считать св тв-во выше и лучше др.

В 20е не было нивелирования.

1ый взгляд. Лит развитие, творческ инд-ть писателя, не существов теории соц реализма, этот период критика определяет как период эстетич полифонии. Споры о путях развития новой л-ры, ее особенностях, творч методах. В это время проходит ряд дискуссий о пролетарск Л, сталкиваются разн взгляды. 2ой взгляд. Троцкий: ставить задачу создания пролетарской Л преждевременно, т к Л переживает переходный период. Надо направлять силы на борьбу с миров буржуазией. Сейчас можно говорить об элементах пролетарск Л и соц ис-ва. 3ий взгляд. Марксистско-ленинская теория – опора на культурное наследие прошлого.

В 20е годы происходит обновление тематики л. На 1ый план выходит тема революции и Гр войны (Фадеев «Разгром», Шолохов «Донские рассказы» Пильняк «Голый год») Разрабатывается историко-революционная тема, появл-ся много пр-ий посвященных истории революц движения в царской России, крестьянским движениям прошлого (Тынянов «Кюхля», Чапыгин «Разин Степан», Есенин «Пугачов». Тема труда – одна из центральных в творчестве пролетарск поэтов и писателей. Нравственная тематика. Наличие множ-ва лит групп и объединений. Расхождение было по эстетич линии, по разному решались ?? о свободе тв-ва, об отношен м/у властью и художником. По разному понимали пути развития Л и методы творческ работы писателя. Тема Интел и революции. Тема кр-ва.

Л 20ых годов тяготела к реализму. Но в этот период получ широк развитие новые формы реализма, которые определяют как неореализм или синтетический реализм. Велико влияние модернизма, котор претендует на ведущее направление в Л этого времени. Исследователи выделяют 2 ветви: экспрессионизм (Бабель), импрессионизм (Пильняк). В это время очень активен поэтический авангард (Есенин, Маяковский, тв-во Обэриутов). В это время наблюдается эстетич многообразие, мн-во лит групп, выработка ими своей идейно-эстетич программы, публикация деклараций, издание многочисленных ж-лов, дискуссион споры м/у группами.

Короленко

К. – видный публицист этой эпохи к обладал нр-ым авторитетом в рус об-ве того времени. К. был тяжело болен, поэтому практически не выезжает в столицу, но общается с видными деятелями, работает над «Историей моего современника», ведет дневник, выступает со статьями в газетах. Статьи строил на основе конкретных фактов. К. занимает независимую позицию, отказывается от материальной помощи советск власти, не печатается в советской периодической прессе. К. прибегает к жанру писем, а в послевоен годы часто публикует св статьи. «Отечество в опасности», «Мысли о единой России», «Падение царской власти», «Письма Луначарскому», «Письма из Полтавы». Критика большевиков («Торжество победителей») – писатель дает негативную хар-ку большевиков. Значительн часть статьи посвящена проблемам р л-ры в условиях большевист режима.

«Письма Луначарскому» 6 отправл, 1 неотправл. К. был в оппозиции, к его голосу прислушивались. Власть хотела ослабить влияние К. на рус об-во. Письма отличаются остротой и резкостью, полемичностью. В этих письмах делаются серьезные выводы и даются предложения. Основная тема писем – важнейшие мотивы общественной жизни. Он отмечает, что исходная его позиция – это народн жизнь. К. говорит, что главн его тема – это болящие вопросы современности (аресты, террор, расстрелы, жестокость действий ЧК). Но К. говорит, что он оптимистический художник. Он сохраняет веру в народ, веру в то, что Россия сможет преодалеть эти трагические события. Принцип писем – разговор о конкретных фактах, рассуждение об общих вопросах. Эпоха хар-ся как время величайшего озверения. Проблематика – проблема насилия, абсурдные расстрелы, аресты. К. упрекает большевиков в том, что они сделали чел жизнь чрезвычайно дешевой, забыли о справедливом отношении к чел жизни. 1. важная проблема – проблема революции. 2. проблема народа. 3. отношения с Европ деятелями.

К. говорит о теории коммунизма, называет коммунизм фантастическим, утопическим. Теория коммунизма недостаточно разработана. Главн работа, котор была проведена ими – это работа по разрушению старого. 4. К. подним ? о том, какой же выход, какой путь Россия должна избрать, то должна делать. Отношение к самодержавию у К. всегда было резким. Революция нарушила перегородку м/у народом и интел. К. выражает надежду на возможность благоприятного исхода. Но большевики должны признать свои ошибки, покаяться, социализм может прийти только в свободную страну, правительство погибает от лжи, а стоит вернуться к правде и вместе со всем народом пойти по пути свободы.

Горький

Обращается к публицистике на протяж всего творч пути. В годы революц Г. Активно выступ как публицист. Явл-ся редактором и публицистом г. «Новая жизнь». Названием книги Г. обращает вниман на свое особое мнение, особую позицию в отношении времени. Заголовок имеет и иронический подтекст: Г. настаивает на том, ч/бы говорить правду, излаг то, что необходимо ему. Г. нередко отступает от хронологии, котор не явл-ся для него главным. Для него важным явл-ся логика развертывания, обсуждения той или иной темы. Революция и к-ра – важн проблемы, котор были шире событий 1917. Книга Г. отличается цельностью, многозначностью, широтой выводов. Особенности позиции Г: 1 – Г. настаивает на искр-ти, 2 – книгу отл-т драм тональность, 3 – полемичность, сильный критич пафос. Г. вступает в полемику, говорит о том, что он никогда не преклонял коленей п/д демократией, не был ослеплен в отнош кач-в своего народа. Поэтому он не счит образ народа и демократию чем-то священным. Позиция Г. носит критич хар-р. 1918 – Г. смягчает св позицию, не отказывается от критики большевиков, но выступает более лояльно. Г. был сторонником соц преобразов мира, но саму революцию принял неоднозначно: страна и народ не готовы к револ, револ преждевременна, Г подходил к револ с морально-нр позиций. Политика вызывала отторжение, т к в ней нет светлого, справедливого. Проблема револ раскр-ся на конкретно-истор материале, с полит т з. г подходил к оценке револ с особым критерием: какие дух, нр-ые последствия револ б иметь для народа. Г ставит ?: 1кровь и мораль, 2насилие, террор и нр-ть, 3цель и ср-ва. Движущ силы револ: революционным явл-ся пролетариат. Особ роль Г отводил рабоч интеллигенции, на котор возлагал большие надежды. Союзником револ счит интеллигенцию, кр-во как надежн союзника не рассм-т. Проблема револ рассм-ся в связи с проблемой к-ры. Проблема к-ры – центральная. Г пишет о народе, о России, о стране, котор одарена естествен богатствами и талантами. Задача револ – развитие интеллектуальных сил страны. Г критически говорит о револ. В револ б дан простор низмен инстинктам. За этим д последовать целенаправлен ТВ-во, котор м оправдать, придать смысл революции. Г говорит о св понятии к-ры: 1 разделяет понятие к-ра и культурность. 2 истин суть к-ры м раскрыться только при усл-ии органич отвращения ко всему жестокому, грубому, подлому как в себе самом, так и вне себя. Револ соверш-ся в интересах к-ры, это единственное, что м спасти страну от гибели. Г призыв к развитию к-ры, развивает культурн значен труда. Творч труд – это и есть основа к-ры.

Бунин

«Окаянные (=отчужденный, злой дух, проклятый) дни». Отрывки б включены в собр соч Б (88 г). Полностью опублик в 90-е г. Б опублик за рубежом в 1935 в париже. В основе книги лежит документальн материал (дневник записи Б). Б не воспроизводит буквально в св книге дневник записи. Это худ-документальное пр-е созданное на основе дневника. «Ок дни» - книга страшная, тяжелая. Отношение к революции б однозначно отрицательным. Для Б революция – это варварский бунт, он не принимает насилие, жестокость. России нужны великие реформы.

Публицистические произведения "Окаянные дни" и "Несвоевременные мысли" создавались в одно время, 1917-1919 годы, и отразили впечатления художников от той реальности истории нашего отечества, которую мы сегодня называем Великой Катастрофой.

"Несвоевременные мысли" публикуются в газете "Новая жизнь" с апреля 1917 года по июль 1918 года. За эти публикации газета подверглась критике со стороны Ленина и большевиков, поэтому была закрыта. Разрозненные записи дневника И.Бунина опубликовала берлинская газета "Руль" в 1921 году. Эти записи были продолжены наблюдениями, что составило книгу "Окаянные дни" Впервые книга появляется в 1925 году на страницах газеты "Возрождение" в Париже.

И.Бунин и М.Горький выбирают дневниковую форму. Почему писатели, которые оказались по разные стороны баррикад, избрали такую форму для своих мыслей? Возможно этому способствовало то, что в дневнике можно передавать свои непосредственные размышления о происходящем, запечатлеть на бумаге тот момент жизни, который врезался в память навсегда. Бунин еще в 1916 году писал: "Дневник - одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие" Действительно, к дневникам обращаются В.Гиппиус, А.Ремизов, М.Цветаева. Дневник представляет собой литературно-бытовой жанр. Повествование ведется от первого лица в виде повседневных, как правило, датированных записей. Дневник как внелитературный жанр отличается предельной искренностью, откровенностью высказывания, происходит фиксация "только что" случившегося и перечувствованного. Дневник пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие. Это сообщает ему особенную подлинность, достоверность. Обращенный преимущественно к событиям личной жизни, дневник в то же время нередко включает и общезначимые суждения о мире, вырастающие из размышлений над проблемами собственного бытия. Дневник монологичен, но монологическое слово автора может быть и внутренне диалогичным, с неясной оглядкой на мнение другого о мире и о самом себе. Для дневника не характерен разрыв между временем написания и временем, о котором пишут: отсутствие этого временного интервала препятствует взгляду на собственную жизнь как единое целое.

своем дневнике, озаглавленном «Окаянные дни», Иван Алексеевич Бунин выразил свое резко отрицательное отношение к революции, свершившейся в России в октябре 1917 г. Это даже не дневник в строгом смысле слова, поскольку писатель восстанавливал записи по памяти, художественно их обрабатывая. Он воспринимал большевистский переворот как разрыв исторического времени. Сам Бунин ощущал себя последним, кто может чувствовать «это прошлое время наших отцов и дедов». Он хотел в «Окаянных днях» столкнуть осеннюю, увядающую красоту прежнего и трагическую бесформенность нынешнего времени. Писатель видит, как «горестно и низко клонит голову Пушкин под облачным с просветами небом, точно опять говорит: «Боже, как грустна моя Россия!» И ни души крутом, только изредка солдаты и бляди». Этому малопривлекательному новому миру, как образец уходящей красоты, представлен новый мир: «Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут облепленные им — красота и радость... синие глаза из-под поднятой к лицу меховой муфты... Что ждет эту молодость?» Бунин боялся, что судьба красоты и молодости в советской России будет незавидной.

Разверзшаяся геенна революции для Бунина была не только поражением демократии и торжеством тирании, но и в первую очередь невосполнимой утратой строя и лада жизни, победой воинствующей бесформенности: «В том-то и дело, что всякий русский бунт (и особенно теперешний) прежде всего доказывает, до чего все старо на Руси и сколь она жаждет прежде всего бесфор-меннорти». К тому же «Окаянные дни» окрашены грустью предстоящего расставания с Родиной. Глядя на осиротевший Одесский порт, автор вспоминает свой отъезд отсюда в свадебное путешествие в Палестину и с горечью восклицает: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, богатство, счастье...» Переживаемый писателем период истории эсхатологичен. За распадом российской дореволюционной жизни Бунин угадывает распад мировой гармонии. Единственное утешение он видит в религии. И неслучайно «Окаянные дни» завершаются следующими словами: «Часто заходим в церковь, и всякий раз восторгом до слез охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, все это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание. И подумать только, что прежде люди той среды, к которой и я отчасти принадлежал, бывали в церкви только на похоронах!.. И в церкви была все время одна мысль, одна мечта: выйти на паперть покурить. А покойник? Боже, до чего не было никакой связи между всей его прошлой жизнью и этими погребальными молитвами, этим венчиком на Костяном лимонном лбу!» Писатель ощущал свою ответственность «месте со значительной частью интеллигенции за то» что в стране произошла, как ему казалось, культурная катастрофа. Он корил себя и других за прошлое равнодушие к делам религии, полагая, что благодаря этому к моменту революции пуста была народная душа.

Название книги А. М. Горького звучит парадоксально, потому что мысль всегда что-либо раскрывает, объясняет, вытекает из деятельности самой личности, что уже является своевременным. Но наше общество было приучено к четкому разделению мыслей на "своевременные" и "несвоевременные", относя последние к "генеральной линии" идеологии. Политика подавления мысли известна еще по старой российской монархии, это отметил A. M. Горький в статье "Революция и культура" (1917 г. ): власть "была бездарна, но инстинкт самосохранения подсказывал ей, что самым опасным врагом ее является человеческий мозг... и вот, всеми доступными ей средствами, она старается затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны" (М. Горький "Несвоевременные мысли и рассуждения о революции культуре" (1917-1918 гг.). МСП "Интерконтакт", 1990 г., с. 16. Далее цитируются по этому изданию с указанием стр. в скобках.). Результат такой деятельности, по мнению Горького, трагичен: " Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаего побоища. Наследство, оставленное революции монархией, - ужасно"(17).

В очерке "Письма читателям" Горький приводил слова Сулержицкого: "Ни одна мысль не является капризом, у каждой есть корни в прошлом". Есть эти корни и у "Несвоевременных мыслей".

Рассуждения Горького о развитии науки и культуры не претендовали на революционные потрясения, однако в условиях политической конфронтации стали восприниматься как сказанные "не к месту". Это хорошо понимал и сам Горький, объединив на страницах газеты "Новая жизнь" свои статьи под рубрикой "Несвоевременные мысли".

К власти приходили вчерашние рабы, и Горький в "Несвоевременных мыслях" опасался, как бы эта масса, не подготовленная ни в культурном, ни в нравственном отношении к работе с людьми, не загубила бы революционных идей. Он был убежден в необходимости культурного воспитания масс, считал, что при всем своеобразии истории России нужно сохранить ее мирового значения памятники, освоить научный и интеллектуальный опыт Запада и, прежде всего научиться хорошо работать.

Главная идея Горького и сегодня весьма злободневна: он убежден, что лишь научившись трудиться с любовью, лишь поняв первостепенное значение труда для развития культуры, народ сможет действительно творить свою историю.

Он призывает оздоровить болота невежества, потому что на гнилой почве не привьется новая культура. Горький предлагает, по его мнению, действенный способ преобразований: "Мы относимся к труду, точно он проклятие нашей жизни, потому что не понимаем великого смысла труда, не можем любить его. Облегчить условия труда, уменьшить его количество, сделать труд легким и приятным возможно только при помощи науки... Только в любви к труду мы достигнем великой цели жизни" (46).

Высшее проявление исторического творчества писатель видит в преодолении стихии природы, в умении с помощью науки управлять природой: "Будем верить, что человек почувствует культурное значение труда и полюбит его. Труд, совершаемый с любовью, становится творчеством" (107).

Облегчить человеческий труд, сделать его счастливым поможет, по убеждению Горького, наука: "Нам, русским, особенно необходимо организовать наш высший разум - науку. Чем шире, глубже задачи науки - тем обильнее практические плоды ее исследования" (47).

Выход из кризисных положений он видит в бережном отношении к культурному достоянию страны и народа, в сплочении работников науки и культуры в развитии промышленности, в духовном перевоспитании народных масс.

Таковы идеи, образующие единую книгу "Несвоевременных мыслей", книгу актуальных проблем революции и культуры.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты