МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Кафедра менеджмент
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Теоретические основы товароведения и экспертизы » для специальности 080401 – «Товароведение и экспертиза товаров»
Составитель: ст.преп. Мазур Е.П.
Всего часов 150 в т.ч. лекции 34 практические занятия 17 лабораторные работы 17 зачет - курсовая работа - самостоятельная работа 82 экзамен 4 семестр
Санкт-Петербург 2001
^
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности - «Товароведение и экспертиза товаров». ^ - формирование у студентов знаний по теоретическим основам товароведения и экспертизы. Задачи изучения дисциплины – раскрыть основные понятия по товароведению и экспертизе, познакомить с объектами и субъектами товароведной деятельности, рассмотреть методы, применяемые в товароведении , изучить методические аспекты экспертизы, ее цели, задачи, виды и средства. ^ : даются определения основных понятий. Приводятся подробные основополагающие товарные характеристики. Студенты знакомятся со средствами информации о товаре, изучаются виды потерь и причины их вызывающие, а также мероприятия по их предотвращению. Изучение дисциплины позволит студентам приобрести необходимые теоретические знания в области управления качеством продукции и проведения экспертизы качества. В соответствии с учебным планом программа данной дисциплины учитывает связи между предметами: предшествующими, сопутствующими и последующими. предшествующими связями товароведения соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин – физикой, химией, биологией, математикой и т.д. сопутствующие дисциплины- основы стандартизации, товароведение упаковки и тары, метрология и сертификация. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменения при производстве и хранении. Одновременно дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертизы » является базовой для многих обще профессиональных и специальных дисциплин: организация и технология коммерческой деятельности, коммерческий маркетинг и др. Рабочая программа рассчитана на 150 часов, в т.ч. 68 часов - аудиторные лекционные занятия и 82 часа – самостоятельная работа студентов. При изучении теоретического материала используются лекции с элементами обратной связи, а также проблемный метод при рассмотрении сложных вопросов. В процессе проведения лекционных занятий применяются образцы типовых документов, утвержденных законодательными и нормативными актами РФ и т.п. Программой предусмотрены следующие виды контроля: - текущий контроль в форме письменных опросов; - итоговый контроль в форме экзамена. Знания, полученные при изучении дисциплины, используются при подготовке отдельных разделов дипломной работы.
^
Наименование тем | Всего часов | В том числе аудиторных занятий | Самостоят. работа | Всего | Лек-ции | Практ. занят. | Лаборраб. | Введение | 4 | 2 | 2 | - | - | 2 | 1. Объекты и субъекты товароведной деятельности | 6 | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2. Методы товароведения | 16 | 8 | 6 | 2 | - | 8 | 3. Ассортимент товаров | 26 | 12 | 4 | 4 | 4 | 14 | 4. Качество товаров | 22 | 10 | 4 | 4 | 2 | 12 | 5. Количественная характеристика товаров | 18 | 8 | 4 | 2 | 2 | 10 | 6. Технологический цикл товаров | 14 | 6 | 2 | 2 | 2 | 8 | 7. Обеспечение качества и количества товаров | 20 | 8 | 4 | 2 | 2 | 12 | 8. Средства товарной информации | 8 | 2 | 2 | - | - | 6 | 9. Теоретические основы экспертизы | 16 | 8 | 4 | - | 4 | 10 | Всего: | 150 | 68 | 34 | 17 | 17 | 82 |
^
Введение – 2 часа
Предмет, цели и задачи товароведения. Принципы товароведения. История и направление развития товароведения. Состояние потребительского рынка.
^
Объекты товароведной деятельности. Субъекты товароведной деятельности. Задачи и навыки товароведов.
^
Методы научного познания. Методы практической товароведной деятельности. Классификация как метод товароведения. Кодирование товаров. Достоинства инедостатки различных методов. Товароведная классификация товаров.
^
Основные понятия, Классификация ассортимента товаров. Свойства и показатели ассортимента. Управление ассортиментом.
^
Основные понятия. Свойства и показатели качества. Классификация показателей качества. Номенклатура потребительских свойств и показателей. Оценка качества. Градации качества. Дефекты товаров. Классификация дефектов товаров.
^
Основные понятия, Классификация общих, количественных характеристик товаров. Физические свойства товаров. Общие физические свойства товаров. Специфические физические свойства товарных партий. Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров.
^
Стадии технологического цикла. Контроль качества и количества товарных партий. Идентификация и прослеживаемость товаров.
^
Формирующие факторы. Сохраняющие факторы. Упаковка товаров. Хранение товаров. Товарная обработка. Реализация товаров. Послепродажное обслуживание. Потребление. Товарные потери.
^
Виды и формы товарной информации. Требования к товарной информации. Средства товарной информации. Международные символы изображаемые на этикетках и упаковках. Классификация товарных знаков. Технические документы: товарно-сопроводительные и эксплуатационные документы.
^
Задачи и виды экспертизы товаров. Классификация видов экспертизы качества продукции. Основные элементы экспертизы товаров. Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров. Процедура проведения экспертизы технического уровня качества товаров. Основные этапы экспертизы потребительских свойств новых товаров. Порядок проведения экспертизы качества товара и количества товара.
Библиографический список О защите прав потребителей. Закон РФ в редакции Федерального закона от 9.01.96 г. N2 –ФЗ. О товарных знаках, обслуживания и наименования мест происхождения товара. Закон РФ от 23.09.92г. N3520-1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. Учебник для вузов.М.: Экономика,1988. Дерябина Л.И., Шманева Р.Н. Товароведение текстильных товаров и одежды, М.,1984. Коляденко С.С. Товароведение текстильных товаров, М.,1981. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы, М.,1997. Склянников В.П. Потребительские свойства текстильных товаров,М.,1982.
|