Домой

Сборник статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции старшеклассников и учащейся молодежи Самарской области по психологии, педагогике и социологии




Скачать 466.32 Kb.
НазваниеСборник статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции старшеклассников и учащейся молодежи Самарской области по психологии, педагогике и социологии
страница1/3
Дата06.03.2013
Размер466.32 Kb.
ТипСборник статей
Содержание
Игрушки… враги или друзья 25
Детский фольклор как универсальное средство педагогического воздействия
Иванов А., Мелентьев А.
Евдакимова Е.А.
Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства
Верят в Бога
Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Контрольная группа
Результаты исследования причин курения у школьников
Субъективное ощущение одиночества подростками старшего школьноговозраста
Грачева Е.А.
Объект исследования
Цель исследования
1. Что такое одиночество?
11-й класс
2. Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество?
3. Какой человек может быть одиноким?
11-й класс
4. Как вы относитесь к одиночеству?
5. Испытывали ли вы чувство одиночества?
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»


Сборник статей и докладов

участников ежегодной научно-практической конференции старшеклассников и учащейся

молодежи Самарской области

по психологии, педагогике и социологии


Самара

2010

ББК Ю953+Ю98+Ч420

С23


Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного

образовательного учреждения дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов – центра повышения квалификации:

«Региональный социопсихологический центр»


Рецензенты:

А. А. Гудзовская, к.пс.н., доцент кафедры психологии СМИУ;

Е. В. Кормухина, заведующая методическим отделом РСПЦ.


Сборник статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции старшеклассников и учащейся молодежи Самарской области по психологии, педагогике и социологии. Самара, 22 марта  10 апреля 2010 г. / Под ред. Л. А. Карамаевой, к.пс.н.  Самара: Региональный социопсихологический центр, 2010.  28 с.


IBSN 978-5-901707-33-3


В сборнике представлены статьи и доклады участников ежегодной научнопрактической конференции старшеклассников и учащейся молодежи Самарской области по педагогике, психологии и социологии, занявшие призовые места. Работы молодых людей посвящены проблемам изучения зависимого поведения подростков, исследования способов выхода из конфликтных ситуаций, изучению причин конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста и пути их преодоления, исследованию учебной мотивации подростков, воспитанию нравственных потребностей старшеклассников, развитию межличностных отношений в среде сверстников, и другие, достаточно интересные и достойные внимания исследования.

Сборник может быть полезен учащимся 9-11-х классов образовательных учреждений области, студентам учреждений начального и среднего профессионального образования, студентам колледжей, их преподавателям и педагогам-психологам в дальнейшей научно-практической работе.

ББК Ю953+Ю98+Ч420

С23


IBSN 978-5-901707-33-3 © Авторы, 2010

Содержание



Предисловие 4

Детский фольклор как универсальное средство педагогического воздействия 6

Родительское отношение к детям как фактор, формирующий взаимоотношение между детьми в семье 9

Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства 12

Табакокурение детей и подростков как социальная проблема 16

Субъективное ощущение одиночества подростками старшего школьного
возраста 20

^ ИГРУШКИ… ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ 25



Предисловие

С целью формирования у учащихся 911-х классов образовательных учреждений, студентов учреждений начального и среднего профессионального образования и студентов колледжей интереса к психолого-педагогической, социально-психологической и социологической областям знаний в Самаре более десяти лет проводится научно-практическая конференция старшеклассников и учащейся молодёжи Самарской области по психологии, педагогике и социологии.

В 2010 году конференция проводилась в период с 22 марта по10 апреля на базе Регионального социопсихологического центра (далее  РСПЦ) в рамках выполнения задания министерства образования и науки (далее  МоиН) Самарской области для РСПЦ на 2010 год, в соответствии с Положением об областной научной конференции учащихся в 20092010 учебном году (далее  конференция), утвержденного распоряжением МОиН Самарской области от 04.03.2010 г. № 158-р. Министерство образования и науки Самарской области выступило в качестве учредителя конференции.

Ведущими задачами конференции были:

  • выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся Самарской области и привлечение их к исследовательской деятельности;

  • развитие интереса школьников к фундаментальным наукам;

  • активизация работы факультативов, спецкурсов, детских объединений учреждений дополнительного образования, научных обществ уча­щихся;

  • развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса.

Проведение конференции осуществлялось в два этапа:

I тур – заочный – проводился с 22 по 31 марта 2010 года и заключался в первичной экспертизе, представленных для участия в конференции работ участников. В рамках этого этапа определялось соответствие представленных работ требованиям, обусловленным Положением о конференции. По итогам первого этапа была сформирована программа II тура.

II тур – очный – проводился 10 апреля 2010 года на базе Самарского областного многопрофильного лицея-интерната и представлял конкурс докладов (отобранных по результатам заочного этапа), отражающих актуальность, сущность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования или разработанного проекта.

В конференции принимали участие учащиеся 911-х классов образовательных учреждений области, студенты учреждений начального и среднего профессионального образования, студенты колледжей. Всего для участия в конференции было подано 77 заявок, что составило 96 участников.

По результатам первого тура во второй тур было допущено 54 работы. Основным недостатком работ, не прошедших в следующий тур, было не соблюдение требований, предъявляемых к оформлению и содержанию работ (согласно Положению о конференции).

На основании анализа содержания представленных работ было сформировано 3 секции:

  1. Педагогика. Возрастная и педагогическая психология.

  2. Социальная психология.

  3. Социология.

Состав экспертной комиссии областной научной конференции учащихся в 2009-2010 учебном году был утвержден распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 02.04.2010 № 56-од. В комиссию вошли сотрудники министерства образования и науки Самарской области, специалисты Регионального социопсихологического центра, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений.

Анализ работ школьников и студентов начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, представленных для участия в конференции, позволил судить о достаточно серьёзном отношении учащихся и их научных руководителей к участию в конференции, выбору темы, подготовке и проведению исследований, обработке полученных данных, формулированию выводов, выработке предложений и рекомендаций. Работы молодых людей посвящены проблемам изучения зависимого поведения подростков, исследования способов выхода из конфликтных ситуаций, изучению причин конфликтов между родителями и детьми подросткового возраста и пути их преодоления, исследованию учебной мотивации подростков, воспитанию нравственных потребностей старшеклассников, развитию межличностных отношений в среде сверстников, и другим вопросам, достаточно интересным и достойным внимания и исследования.

Возможно, что большинство тем было предложено научными руководителями, но то, как проведены исследования, как юноши и девушки владеют информацией, как они отвечают на вопросы и отстаивают свою точку зрения, свидетельствует о понимании и осознании ими актуальности рассматриваемых проблем, а также о личном вкладе учащихся в проводимые исследования.

Научно-практическая конференция старшеклассников и учащейся молодёжи Самарской области по психологии, педагогике и социологии получила высокую оценку среди участников и гостей конференции. Работы участников конференции содержали интересную, полезную, а самое главное  научную информацию. Идеи и методы работы с материалом, озвученные во многих докладах, заслуживают высокой оценки, дальнейшего изучения и практического применения.


Заместитель директора РСПЦ по научной работе,

кандидат психологических наук Л. А. Карамаева




^ Детский фольклор как универсальное средство педагогического воздействия

Авторы:

^ Иванов А., Мелентьев А.,

учащиеся МОУ СОШ № 123 г. Самары

Научный

руководитель:


Жилинская Л. Г.,

педагог-психолог ГОУ ДПО РСПЦ в МОУ СОШ №123 г. Самары


В настоящее время одной из актуальных задач всей системы образования является развитие цивилизованного этнокультурного сознания, в связи с чем возникает необходимость формирования этнического самосознания, которое выражается не только в знании традиций своего народа, но и в умении связать эти традиции с современностью, в видении перспективы развития принципов педагогической культуры в соответствии с запросами современного воспитания и образования.

Детский фольклор – удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий возможности эффективного комплексного решения проблем физического, социального, нравственного становления ребёнка. Вместе с фольклорными текстами ребёнок усваивает основные мифологемы, обладающие особым психологическим воздействием (настройка на ту или иную форму восприятия, способность к эмпатии, сопереживанию и др.), выполняющие социальную роль (задающие принципы взаимоотношений, нормы поведения в различных ситуациях и др.), выполняющие этногенетическую функцию (причастность индивида к истории, судьбе этноса, коллективной этнической памяти и сознанию) 2, 11. Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка.

Фольклор сопровождает человека от рождения до могилы. Знакомство ребенка с фольклором начинается чуть ли не с самых первых дней жизни. Детский фольклор соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. На свое творчество ребята тратят немало времени. Их жизнь становится богаче, развиваются интеллект, чувство вкуса, чувство юмора.

Для исследования уровня нравственной воспитанности учащихся МОУ СОШ № 123 была использована методика «Пословицы» (по С. М. Петровой), для исследования знания форм и жанров детского фольклора – анкета, разработанная учащимися 9 «А» класса Ивановым А. и Мелентьевым А.

В исследовании приняли участие 105 учащихся МОУ СОШ № 123 5-х  6-х классов, анкетирование проводилось индивидуально, в течение октября 2009  февраля 2010 года. Были получены следующие результаты.

Детей с низким уровнем нравственной воспитанности не выявлено. Все дети имеют средний (35 чел.  33%) или высокий (70 чел.  67%) уровни нравственной воспитанности. Вместе с тем имеются учащиеся, у которых выявлено эгоистическое отношение к людям (5 чел.  5%), незначимость учения (6 чел.  6%), не значимость труда (3 чел.  3%), осторожное отношение к жизни (2 чел.  2%), отсутствие самоопределения в жизни (4 чел.  4%). Все это позволяет сделать следующий вывод: практически у всех детей сформированы устойчивые желательные ценностные отношения к жизни, к самим себе, к людям.

По результатам анкетирования были получены следующие данные: всем детям хорошо известны считалки. Большинство учащихся смогли назвать по несколько считалок (более 5 – 31%, 3-5 – 60%, 2-3 – 14%, одну и менее  5%). Были названы загадки о природных явлениях, утвари, технике, электроприборах, животных, общественных явлениях, времени. Большинство детей назвали по несколько загадок (более 7 – 16%, 4-6 – 52%, 2-4 – 30%, одну и менее  2%). Большинство детей знают много дразнилок, среди них имеются такие, которые с незначительными изменениями могут быть переделаны под многие имена. Почти все дети знают немало скороговорок. Более 5 штук – 13%, 3-5 – 56%, 2 – 23%, одну и менее  8%. Большинство детей, не сумевших назвать считалки, загадки, дразнилки и скороговорки относятся к семьям мигрантов из ближнего зарубежья (6 чел.), трудности вызваны слабым знанием русского языка и, соответственно, слабым знанием или незнанием русского детского фольклора.

Детский фольклор  одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

К настоящему времени педагогический потенциал детского фольклора используется специалистами всё более широко: как форма музыкально-игровой терапии, как оптимальный способ реабилитации детско-родительских отношений и социальной коррекции. Можно отметить опыт эффективного применения детского фольклора не только в педагогике, но и в других сферах деятельности: (школы будущих родителей, группы раннего развития, различные оздоровительные практики, игровые социальные тренинги для разных возрастных групп от дошкольников до пенсионеров).

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: изъятие жанров детского фольклора из современной педагогической практики образует пустотные ниши во многих воспитательных процессах, а использование их лишь в качестве музыкально-поэтических произведений народного творчества не только обедняет содержание, но и лишает ребёнка возможностей формирования значимых для его развития навыков и умений; наблюдаемое сегодня обращение педагогов к традиционной народной культуре и этнопедагогике – это не только путь обогащения программного обеспечения и репертуарного содержания процесса воспитания, это восстановление связи поколений, осознание причастности к судьбе своего рода и своей Родины. Именно в незатейливых песенках, впитанных с молоком матери, и содержатся нравственные доминанты национального характера, сохранившиеся, к счастью, и до нашего времени, способствующие комплексному объёмному формированию здоровой, творческой, социально устойчивой личности.


Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1.  М.,1989.

  2. Дёмин В. Н. Гиперборейские тайны Руси. – М., 2006.

  3. Жилинская С. А. К вопросу современного использования детского фольклора как актуальной и универсальной педагогической системы: Тезисы для доклада на конференции МГУКИ.  М., 2009.

  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми.  СПб., 2007.

  5. Литература и фантазия. / Сост. Л. Е. Стрельцова.  М., 1992.

  6. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология.  М., 1964.

  7. Методические рекомендации по диагностике классного коллектива. / Сост. Ю. М. Тамошин, Е. А.Сироткина.  Самара, 2005.

  8. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова.  М., 1986.

  9. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков»  Ярославль, 2004.

  10. Троицкая Т. С., Петухова О. Е. Взрослым по секрету.  М., 1999.

  11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. – М., 1990.

  12. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1./Под ред. М. Д. Аксенова.  М., 1998.





Родительское отношение к детям как фактор, формирующий взаимоотношение между детьми в семье

Автор:

Ильинская Е. ,

учащаяся МОУ школы № 93 г. Самары

Научный

руководитель:


^ Евдакимова Е.А., педагог психолог


Проблема «братьев и сестер», наверняка, также стара, как проблема «отцов и детей». Она также волновала человечество на протяжении всей его истории, и будет волновать его и в будущем, потому что неотделима от семейных отношений в целом и, вероятно, потому, что она просто не разрешима до конца.

Целью исследования стало изучение родительского отношения к детям как фактора, формирующего взаимоотношения между детьми в семье.

Нами были поставлены и последовательно решены следующие задачи: проанализирована разница в возрасте как фактор взаимоотношений между детьми в семье; рассмотрено влияние порядка рождения детей на формирование личности индивида; описаны виды неблагополучных отношений между детьми в семье; проведено практическое исследование взаимоотношений между детьми в семье.

В зарубежной психологии одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер. Фрейд первым отметил, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни. Эта позиция определяется количеством детей в семье, их полом и промежутками между их рождением. Чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга в процессе своего развития.

А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка в семье. По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение.

Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы:

  1. Одним из основных направлений исследований является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье.

  2. Хотя в настоящее время модели поведения, связанные с порядком рождения, претерпевают изменения вследствие социальных перемен, контроля над рождаемостью, женских движений, большого числа семей и повторно вступающих в брак, можно говорить о некоторых устойчивых различиях между ролевыми позициями детей. Стереотипы сиблинговых позиций указывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют определенные черты характера.

  3. Формирование личности ребенка происходит в семье, и все особенности семейной ситуации являются важными детерминантами становления его личности. Некоторые моменты могут усугублять и без того непростые отношения детей в семье. Жесткий запрет на ссоры, на выражение негативных эмоций часто приводит к усилению агрессивных тенденций в поведении детей, хотя в присутствии родителей они могут проявляться как бы исподтишка.

Практическое исследование имело вид констатирующего эксперимента. В исследовании приняли участие 10 подростков (в возрасте от 14 до 16 лет) и 10 родителей (в возрасте от 34 до 38 лет). Все испытуемые имеют младшего сиблинга. Разница в возрасте между детьми составляет от 6 до 10 лет.

В соответствии с целью и задачами исследования нами был подобран соответствующий инструментарий.

Методика 1. Анкета.

Нами была составлена анкета для выявления особенностей взаимоотношений между детьми. Анкета содержит 15 вопросов. Испытуемым предлагалось не только выбрать ответ из уже данных вариантов, но и дать в письменной форме свои ответы.

Методика 2. Тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Проведенное практическое исследование показало, что дети и родители по-разному воспринимают рождение второго ребенка. Родители опекают второго ребенка, так как в большинстве случаев он бывает желанным, а первый ребенок это, чаще, что-то неожиданное, не всегда подтверждающее ожидания. В семьях, где родители по отношению к старшему ребенку заинтересованы в его делах и планах, стараются во всем помочь, сочувствует ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, отношения между детьми носят дружеский характер.

В тех семьях, где родители старшего ребенка пытаются строго контролировать, требовать от него безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, а по отношению к младшему стремятся удовлетворить все его потребности, поощряют инициативу и самостоятельность, либо считают, что ребенок не приспособлен, не открыт для дурных влияний и нуждается в дополнительной опеке, чаще всего наблюдается отвержение и игнорирование в отношениях между детьми.


Литература

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов на Дону, 1998. – 488 с.

  2. Андреева Т. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.

  3. Блаженный Августин Аврелий. Исповедь. Книга 1, раздел 11. – Даръ, 2007.

  4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология.  М., 2005.  264 с.

  5. Какая разница должна быть между детьми. [ Электронный ресурс]: Материалы сайта Адалин. URL: http://adalin.mospsy.ru/

  6. Кияшкина Е. В.Старшие, младшие, средние. [Электронный ресурс]. Материалы сайта «Семья растет. Про семью для семьи». URL: http//www.adm@semya-rastet.ru

  7. Марцинковская Т. Д. История детской психологии.  М., 1998. – 272 с.

  8. Марцинковская Т. Д. История психологии. 5 изд. – М., 2006. – 544 с.

  9. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1997.  432 с.

  10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – 374 с.

  11. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003. – 319 с.

  12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: БАХРАХ, 2006. – 672 с.

  13. Руфо М.. Братья и сестры, болезнь любви. – М.: У-Фактория, 2006. – 288 c.

  14. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка.  М.: Педагогика, 1989. 160 с.

  15. Черников А. В. Конфликт между детьми. Что делать? [Электронный ресурс]. Материалы сайта «Психологический навигатор». URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=103





^ Социально-психологические тенденции современного религиозного сектантства

Авторы:

Кривцова К.,

учащаяся ГС(К)ОУ школы-интерната №117 г. Самары;

Минина Ю.,

учащаяся Колледжа НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия»


Научный

руководитель:


Гоголь Н. В.,

педагог-психолог ГС(К)ОУ школы-интерната №117


Рядом с нами, параллельно с нашей жизнью, постоянно бурлит некая бесформенная, размытая религиозная энергия, которая периодически кристаллизируется в более или менее организованные структуры, имеющие своих лидеров. Эти структуры могут включать от небольшого количества людей до нескольких тысяч... Многие из нас затронуты подобным явлением, мы часто даже не подозреваем об этом: до кого-то дошли оригинальные методики достижения психического равновесия или самоцелительства, кого-то привлекла очередная оздоровительная диета, кто-то в электричке приобрел и с интересом прочитал книжечку о конце света.

Все это – выбросы в цивилизованный мир из бурлящего «параллельного мира», в котором возникают новые религии [6, с. 4]. Теологию в России сегодня изучают 15 тысяч молодых людей. В стране крестят 80% детей, но лишь 60% русских признают себя православными [4, с. 4]. Современный рост религиозности имеет тревожную статистику, так как религиозность возрастает не только за счет естественной потребности в свободном духовном самоопределении в условиях идеологического плюрализма, но и за счет активной духовной экспансии псевдорелигиозных организаций – сект, стремящихся заменить вероучение новейшей неординарной прикладной практикой. При этом подобные организации активно отрывают человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Немало и таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов, наносят вред физическому и психическому здоровью граждан. По оценкам Российской ассоциации центров изучения религий и сект в России сейчас около 80 известных сект. Если учитывать мелкие, никому не известные, то можно насчитать и 23 тысячи [7, с. 9].

Что такое «секты»? Почему они появляются? В научно-атеистическом словаре дано такое определение: «Секта – обособленная группа верующих (иногда весьма многочисленная), существующая наряду с аналогичными группами, отличающаяся от них какими-либо особенностями в вероучении и культе, но не являющаяся господствующей среди них» [6, с. 4]. Когда в какой-либо группе населения обостряется потребность в самореализации, появляется и новая религия или секта, предлагающая форму удовлетворения этой потребности. Успех сект состоит в том, что они могут более мобильно и гибко, чем скованные догмами Мировые Религии, откликаться на потребности все новых групп бедствующих. В то же время, взаимодействие этих сект с чуждой, не одобряющей их социальной средой, особенно если это тоталитарные секты, приводит к росту напряженности [2, с. 490].

Нарастающее недовольство, разочарование в надеждах на перемены к лучшему усугубляется, прежде всего, у молодежи, переживающей чувство социального дискомфорта острее, чем представители других возрастных групп. Это разочарование служит побуждающим фактором, толкающим молодых людей либо к участию в массовых протестах, либо к поиску общности (секты), обещающей быстрый успех в достижении жизненного благополучия, положительной самооценки и душевного комфорт... Мировая религия зачастую удручает молодых кажущейся сухостью, которой на юные, романтически настроенные души веет от всего устоявшегося и правильного [2, с. 491].

Целью нашего исследования являлось изучение современного отношения подростков к вере в Бога вообще, и склонности к участию в деятельности сект в частности.

Изучив научную литературу, мы решили создать три группы респондентов, состоящих из числа подростков-инвалидов по слуху, подростков, попавших в трудные жизненные ситуации и совершившие преступления и правонарушения, и их нормально развивающихся сверстников, обучающихся в школах и колледжах г. Самары.

Определение первой группы респондентов было вызвано тем, что, по мнению некоторых ученых, люди с нарушением слуха (глухие и слабослышащие), всегда обращали на себя внимание окружающих, прежде всего, сложностью установления контакта, были непонятны, недоступны или малодоступны для общения [1, с. 29]. Мы опрашивали глухих и слабослышащих подростков, живущих в семьях нормально слышащих родителей и родственников, зачастую не владеющих жестовой речью. Собственное развитие понятийного мышления и развитие речи опрошенных подростков не позволяют им общаться с близкими слышащими родственниками на том же уровне, на котором общаются слышащие люди между собой в повседневной жизни. В этой ситуации люди, оставшиеся без достаточной поддержки и понимания близких, могут испытывать угнетенное состояние и искать утешение у новых «братьев» и «сестер». Помимо этого в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом, снижена значимость формирования таких существенных для социализации черт личности, как ответственность, целеустремленность и самостоятельность. Родители воспитывают у своих детей-подростков, прежде всего, осторожность в социальных контактах, что обуславливает иную, чем у слышащих, стратегию взаимодействия, проявляющуюся в непротивопоставлении, а не в активности и самостоятельности в освоении среды [5, с. 304].

Вторую группу респондентов составили подростки, совершившие правонарушения. Подростковый возраст – один из самых сложных в жизни человека. Как правило, именно в этот период у детей возникают проблемы с поведением. А близкие люди понимают это последними [3, с. 4]. Согласно мнению ученых, чаще всего в секты приходят из тех семей, где у ребенка нарушено формирование базовых ценностей, отсутствует душевное тепло и царит жесткий, авторитарный стиль воспитания. Поскольку эти люди бегут от душевной боли, которую им причинил внешний мир, они предпочитают те формы поддержки, которые вновь возвращают их в детство, избирают организации, близкие к структуре семьи [2, с. 495].

Третья группа респондентов стала контрольной. Всего было опрошено 30 респондентов первой группы, 45 – второй и 51 – третьей.

Для сбора статистических данных на первом этапе исследования нами была разработана и составлена анкета, позволяющая всем опрашиваемым подросткам понять смысл вопроса и искренне ответить на него, так как анкетирование проводилось анонимно. Анкета включала в себя следующие вопросы:

  1. Твои родители верят в Бога? (Верят, не верят)

  2. Ты веришь в Бога? (Верю, не верю)

  3. В какого Бога ты веришь? (_________)

  4. Ты часто ходишь в церковь? (Часто, редко, не хожу)

  5. Сколько тебе лет? (_________)

  6. Укажи свой пол: (мужской, женский)
  1   2   3

Скачать 466.32 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты