Домой

Перспективно- тематический план по развитию речи у старших дошкольников с зпр посредством дидактических игр




НазваниеПерспективно- тематический план по развитию речи у старших дошкольников с зпр посредством дидактических игр
страница1/4
Дата06.03.2013
Размер0.59 Mb.
ТипТематический план
Содержание
Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза
Овощи. огород
У в слове( начало, конец) Игры и упражнения
Сентябрь, 4 неделя
А в слове( начало, конец) Игры и упражнения
Ранняя осень. ягоды
И в словах (начало, конец,) .Анализ сочетаний типа АУИ
Октябрь, 2 неделя
О в слове (начало, конец, середина) . Анализ сочетаний типа ИО, ОИ
Лес. деревья.
Это моя …(шапка).
Октябрь, 4 неделя
Друг (дружный, дружить…)
Дикие животные
Игры и упражнения
Ноябрь, 2 неделя
Ноябрь, 3 неделя
Ноябрь, 4 неделя
Зима. зимующие птицы.
Связная речь.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4



ПЕРСПЕКТИВНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Составлен

учителем-логопедом

Кукушкиной Т.И.



Месяц

Тема

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

КОРРЕКЦИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

Формирование и совершенствование лексико-грамматического строя речи


^ Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Развитие связной речи и речевого общения

Сентябрь

1-2 Диагностика


Сентябрь, 3 неделя

^ ОВОЩИ. ОГОРОД

Обобщающее понятие: огород, овощи. Название распростра­ненных плодов - овощей

Слова-по­нятия (существитель­ные): урожай, заготов­ка.

Слова-признаки (прилагательные): сладкая, соленая, рассыпчатая.

Слова-действия (глаголы): копают, срыва­ют, собирают, заготав­ливают.

Отно­сительные прилага­тельные.

Образование и упот­ребление уменьши­тельно-ласкательных форм существитель­ных.

Согласование чис­лительного с существи­тельным (один помидор, два ..., три ...).

Согласование суще­ствительного с место­имением (мой помидор).

Употребление кон­струкций: винительного падежа кто что делает? - что?» (Маша ест помидор);

- дательного падежа - «кто? - что делает? -что? - кому?» (Мама дала помидор дочке).

Игры и упражнения

«Назови ласково»

«Сосчитай»

«сбор урожая»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Подбери признак»

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Определение позиции звука ^ У в слове( начало, конец)

Игры и упражнения

«Хлопни в ладошки, если услышишь звук У», «Договори словечко»

«Назови первый звук в словах.» «Найди где в слове спрятался звук У». «Четвертый лишний» ( по наличию звука У.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Услышь звук У»

Фор­мирование умения со­ставлять простое пред­ложение по модели -«кто? - что делает?».

Развитие диалоги­ческой речи: беседа по тексту.

Составление пред­ложения по демонстри­руемому действию.

Игры и упражнения

«В огороде»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание»

Развивать зрительную память, восприятие.

Развивать понятийное мышление, умение классифицировать.

Развивать долговременную память.

Развивать внимание, умение обобщать.




^ Сентябрь, 4 неделя

Фрукты. Сад.

Обобщающее понятие: сад, фрукты. Название распростра­ненных плодов – фруктов.

Слва-по­нятия (существитель­ные): урожай, заготов­ка.

Слова-признаки (прилагательные): сладкая, соленая, рассыпчатая.

Слова-действия (глаголы): копают, срыва­ют, собирают, заготав­ливают.

Отно­сительные прилага­тельные.

Образование и упот­ребление уменьши­тельно-ласкательных форм существитель­ных.

Согласование чис­лительного с существи­тельным (одно яблоко, два ..., три ...).

Согласование суще­ствительного с место­имением (мое яблоко).

Употребление кон­струкций: винительного падежа кто что делает? - что?» (Маша ест яблоко);

- дательного падежа - «кто? - что делает? -что? - кому?» (Мама дала яблоко дочке).

Игры и упражнения

«какой сок приготовили ?»

«назови ласково»

«сосчитай»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»-

«Слово- признак», «Слово-действие».

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки

Определение позиции звука ^ А в слове( начало, конец)

Игры и упражнения

«Присядь, когда услышишь звук А»

«Откуда раздался звук?»

«Договори словечко

и назови первый звук в словах.» «Найди где в слове спрятался звук А». «Четвертый лишний» ( по наличию звука А.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Услышь звук А», «Поместим картинки в ящики. Звуки А, У.»



Фор­мирование умения составлять простое предложение по модели -«кто? - что делает?».

Развитие диалоги­ческой речи: беседа по тексту.

Составление предложения по демонстрируемому действию.

Игры и упражнения

«В саду»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание»

Развивать зрительную память, восприятие.

Развивать понятийное мышление, умение классифицировать.

Развивать долговременную память.

Развивать внимание, умение обобщать.

Особенности внешне­го вида - цвет, форма, ве­личина, твердость-мяг­кость.

Вкусовые особеннос­ти и варианты употребле­ния в пищу.


Октябрь, 1 неделя

^ РАННЯЯ ОСЕНЬ. ЯГОДЫ

Номинативный словарь по теме.

Действия: моросить, накрапывать, хмурить­ся, кружатся, плывут.

Признаки: хмурый, унылый, проливной, грибной.

Наречия: мокро, хму­ро, сыро, пасмурно, про­хладно, грязно.

Согла­сование числительных с прилагательными и существительными в родительном падеже, множественном числе (Много темных туч...).

Подбор синонимов.

Словообразование: из существительного - на­речие, глагол (дождь, дождливо, дождит).

Образование сравни­тельной степени прила­гательных (теплый -теплее).

Игры и упражнения

«Запомни , повтори.»

«назови ласково»

«какой компот?»

«сосчитай»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Слово- признак», «Слово-действие».

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педа­гогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Определение позиции звука ^ И в словах (начало, конец,) .Анализ сочетаний типа АУИ

Игры и упражнения

«Хлопни в ладошки, если услышишь звук И»

«Что ты слышишь?» «Найди где в слове спрятался звук И». «Четвертый лишний» ( по наличию звука И.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Услышь звук И»

Рас­сматривание картины «Ранняя осень».

Составление предло­жений.

Заучивание стихов, пословиц, примет.

Игры и упражнения

«Временна года»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание», «Лес»

Развивать внимание, наблюдательность.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать произвольное зрительное внимание.

^ Октябрь, 2 неделя

ГРИБЫ.

Понятия: на­звания грибов и их час­тей.

Действия: сушить, со­лить, мариновать, ис­кать, срезать, собирать и т.д.

Признаки: белый, ры­жий, маленький, съе­добный, несъедобный, червивый, маринован­ный, грибной и т.д.

Наречия: рядом, дале­ко, близко, внизу.

Согла­сование существитель­ных с числительными в единственном и множе­ственном числе в имени- тельном, родительном падежах.

Образование прила­гательных от суще­ствительных (гриб — грибной).

Образование слож­ных слов (сыро-ежка, мухо-мор и т.д.).

Употребление пред­логов под, на, между, в, вокруг, около.

Подбор родственных слов (гриб - грибной, грибник, грибница).

Игры и упражнения

«сбор грибов»

«сколько грибов собрали?»

«назови ласково»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»-«Слово- признак», «Слово-действие».

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Определение позиции звука^ О в слове (начало, конец, середина) . Анализ сочетаний типа ИО, О)

Игры и упражнения

«Наклонись , если услышишь звук О.»

«Тихо- громко.»

«Много- один» (со звуком О) Найди где в слове спрятался звук О». «Четвертый лишний» ( по наличию звука О.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Услышь звук О», «Поместим картинки в корзины. Звуки А, У,О.»


Со­ставление предложе­ний по опорным словам (лес, грибы, дети, дере­во и т.д.).

Составление сравни­тельных рассказов.

Заучивание стихов, загадок, пословиц.

Пересказ текстов.

Составление рассказа по картине; «Продолжи рассказ» (дано начало -продолжи).

Игры и упражнения

«Продолжи рассказ»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание»

Развивать зрительную память, восприятие.

Развивать понятийное мышление, умение классифицировать.

Развивать долговременную память.

Развивать внимание, умение обобщать.

Октябрь, 3 неделя

^ ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ.

Понятия: на­звания деревьев и кус­тарников, их частей и плодов (ствол, кора, ветви, хвоя, корни, шишки, желуди, гроз­дья, кисти, семена).

Действия: сбрасыва­ют, облетают, шуршат, краснеют, желтеют, из­меняются, растут и т.д. Признаки: цвет коры и листьев, форма листьев (высокий, зубчатый, гладкий, колючий, ше­роховатый).

Образо­вание относительных прилагательных от названий деревьев (клен - кленовый).

Согласование числи­тельных с существи­тельными и прилага­тельными (пять дубовых листочков).

Закрепление упо­требления существи­тельных в уменьши­тельно-ласкательной форме (лист — листок -листочек).

Употребление про­стых и сложных пред­логов в, на, под, за, меж­ду, с, из-за, из-под.

Игры и упражнения«С чьей ветки детки?»

«назови ласково»

«прятки».

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Слово- признак», «Слово-действие».

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педа­гогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Определение позиции звука М в слове (начало, конец, середина). Вести понятие: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». . Анализ сочетаний типа АМ, МА.

Игры и упражнения

«Присядь, когда услышишь звук М»

« Иди на звук.»

Закончить предложения (согласование местоимений с сущ.) ^ Это моя …(шапка).Найди где в слове спрятался звук М». «Четвертый лишний» ( по наличию звука М.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»-«Дождик»

Составле­ние описательных и срав­нительных рассказов.

Разучивание стихов.

Зачитывание текстов (Скребицкий Г. «Осень», Толстой Л. «Дуб и орешник», Пришвин М.).

Игры и упражнения

«Полянка в лесу»

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание», «Лес».

Развивать слуховое внимание , наблюдательность Приобщать детей к активной умственной деятельности. Развитие зрительного восприятия.

^ Октябрь, 4 неделя

Перелетные птицы

Обобщающее понятие «перелетные птицы», дифференциация с зиму­ющими.

Грач, скворец (повторе­ние), гуси, журавли, утки, цапли, аисты.

Особенности внешнего вида (величина, части тела, цвет оперения, по­вадки, звукоподача).

  • действия: курлычут, щебечут, свистят;

  • признаки: шумные, певчие, перелетные, по­лезные, суетливые, го­лосистые.

образование притя­жательных прилага­тельных (журавлиный клин, лебединая шея и т.д.);

  • образование и ис­пользование в речи су­ществительных с умень­шительно-ласкатель­ными суффиксами; род­ственных слов (жу­равль, журавушка, жу­равлиная);

подбор синонимов образование притя­жательных прилага­тельных (журавлиный клин, лебединая шея и т.д.);

Игры и упражнения «Сложи картинку». «Сколько птиц на кар­тинке» (наложенное изображение). «Чего не хватает?». «Кто где?». «Узнай по тени». «Кого не стало?». «Сравни птиц». «Найди разли­чия». «Кто где живет?». «Чей домик?». «Добавь слово» (собака в будке, а грач в ...). «Четвертый лишний».

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Слово- признак», «Слово-действие».

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Определение позиции звука Д в слове (начало, конец, середина). Анализ слов : дом, Дима.

Игры и упражнения

Хлопни в ладошки, если услышишь звук Д»

«Слушай внимательно.»

Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? ^ Друг (дружный, дружить…)Найди где в слове спрятался звук Д». Д\и «Четвертый лишний» ( по наличию звука Д.)

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Услышь звук Д»

Состав­ление рассказа по се­рии картинок «Журка». Объяснение и заучи­вание пословиц, напри­мер: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Составление сравнительных рассказов. Пересказ текстов.

Игры и упражнения Логическая це­почка: место прожива­ния, детеныши, питание (наглядный вариант).

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»- «Составляем описание»

Развивать память.

Развивать конструктивные навыки, зрительную память, внимание.

Развивать мышление.

Развивать зрительно-моторную координацию.
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты