Домой

Программа Вступительного испытания врамках экзамена




Скачать 358.73 Kb.
НазваниеПрограмма Вступительного испытания врамках экзамена
Дата05.03.2013
Размер358.73 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Раздел I. РЕЛИГИИ АРХАИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Тема 2. Источники, периодизация и культы религий Месопотамии
Тема 3. Источники, периодизация и культы религий Восточного Средиземноморья
Тема 4. Религия Древней Греции
Тема 5. Религия Древнего Рима
Тема 6. Источники, периодизация и религиозные культы древних цивилизаций Америки (майя, ацтеки, инки)
Раздел II. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
Тема 2. Религии Китая
Тема 3. Синтоизм. Буддизм в Японии
Тема 4. Иудаизм как религия и религиозно-социальный комплекс
Тема 5. Религиозное мировоззрение древних славян
Раздел III. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
Тема 2. Православие
Тема 3. Православие в России
Тема 4. Католицизм
Тема 5. Протестантизм
Тема 6. Ислам
Тема 7. Буддизм
Подобные работы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный университет»


Программа


ВступительнОГО испытаниЯ

В рамках экзамена

«ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ»


По направлению подготовки 033300.68 Религиоведение


Составители:

доц. Человенко Т.Г., эксперт

в области теологии;

доц. Вовченко В.А.;

асс. Человенко А.С.


Орел – 2012

Содержание программы


Введение

История религии как междисциплинарная область исследований. Особенности предмета исследований: конкретно-исторические формы проявления религиозной жизни, генезис и закономерности развития религии. Становление знаний о религии в древней истории человеческой цивилизации. Появление и развитие научной истории религии. Проблема систематизации религий и религиозных культов. Исторические типы религии.


^ Раздел I. РЕЛИГИИ АРХАИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ


Тема 1. Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества в эпоху нижнего и среднего палеолита

Происхождение религии как проблема научного изучения религии. Теория прамонотеизма (Э. Лэнг, В. Шмидт). Теория существования дорелигиозного периода в истории человечества.

Зачатки религиозных представлений эпохи становления первобытного человека и общества. Религиозные комплексы эпохи раннеродовой общины. Тотемизм. Фетишизм. Магия. Анимизм (полидемонизм). Инициарный культ. Шаманство. Религиозные комплексы эпохи позднеродовой общины и классообразования. Аграрный культ. Культ предков. Культ вождей. Политеизм и генотеизм. Религии мезолита и раннего бронзового века. Развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений. Формирование аграрных культов. Основные черты культа предков. Культ вождя и его влияние на трансформацию религиозных верований. Религии современных неписьменных народов.


^ Тема 2. Источники, периодизация и культы религий Месопотамии

Источники по религиям Месопотамии. Древнейшие общинные культы. Общегосударственные боги шумерийской и семитической эпохи. Верховные божества раннешумерского пантеона. Культ плодородия и его отражение в мифах. Умирающие и воскресающие боги - Иштар и Таммуз. Космогонические, теогонические и антропогонические мифы. Шумерский героический эпос. Птицы и животные в мифах. Мифология аккадцев. Культ Мардука. Обожествление царей. Храмы, жречество, культ. Представление о загробной жизни. Особенности аккадской космогонии и теогонии. Миф о потопе. «Эпос о Гильмагеше». Личные боги-защитники. Родовые группы богов. Космологические мифы. Особенности иранской мифологии. Время и условия формирования. Авеста. Заратуштра. Дуализм светлого и темного начал в мире. Маздаизм при Ахеменидах и Сасанидах. Культ. Представления о загробном мире. Эсхатология. Этицизм. Понимание человека в зороастризме. Трансформация учения и культа в Мидии, Персидской державе, Иране, Индии (парсы). Зороастрийские храмы, обряды и обычаи.


^ Тема 3. Источники, периодизация и культы религий Восточного Средиземноморья

Малая Азия, Сирия и Финикия. Религия хеттов. Религия халдов. Религии Сирии и Финикии: главные божества, Молох, заимствование чужих богов, культ, человеческие жертвоприношения. Культ Митры и митраизм.

Особенности египетской религии. Следы тотемических верований в культах номовых божеств. Зооантропоморфизм и антиномичность египетских богов. Животные и растения в мифологии. Боги абстрактных понятий. Характер взаимоотношений богов и людей. Женские божества пантеона. Отражение хозяйственной деятельности египтян в мифологии. Космогонические системы. Гелиопольская Эннеада. Творение мира как творение земли. Боги как первопредки. «Мемфисский теологический трактат». Птах - бог творящий силой Слова. Гермопольская космогония. Абстрактная Эннеада богов и богинь (символизирующих первозданный океан, бесконечность пространства, мрак, невидимое) во главе с Тотом. Солярная мифология. Возвышение культа Ра. Ра как бог света. Особенности загробного существования. Культ Осириса и Исиды.

Взаимопроникновение греческого мира и Древнего Востока в эпоху эллинизма. Эллинизация Востока. Космополитизм, индивидуализм и формирование единой мировой культуры. Музей и библиотека Александрии как место научно-культурного синтеза и творчества. Рост мистических и экстатических настроений. Мистерии, тайные культы, магия, оккультизм. Поворот к монотеизму. Старые и новые культы Зевса, Исиды, Митры, Сераписа, Тихе. Концепция «человекобожества» и богочеловека, мессианские ожидания. Предание о создании древнейшего перевода Ветхого Завета на греческий язык. Царь Птолемей и семьдесят толковников. Послание Аристея. Исторические условия создания перевода. Содержательные и структурные особенности Септугианты. Значение Септугианты.


^ Тема 4. Религия Древней Греции

Основные источники. Минойская и микенская цивилизации. Эллинистические государства. Источники греческой мифологии. Боги и культы греков в минойскую и ахейскую эпохи. Следы древнейших верований (тотемизм, магия и т.п.). Погребальный и семейно-родовой культ. Земледельческие культы. Древнегреческий пантеон и этапы его формирования. Местные божества. Хтоническая мифология. Крон и титаны как воплощение стихии «низа». Мифологические животные. Греческая космогония и теогония. Общемифологический мотив борьбы старшего божественного поколения, сил земли (титаны) с младшими небесными богами (олимпийцы). Олимпийский пантеон. Смена архаической мифологии классической. Героическая мифология. Греческая космогония. Человек и боги. Храмы и культы. Оракулы. Трансформация религиозных представлений, верования народа и элиты.


^ Тема 5. Религия Древнего Рима

Верования и культ этрусков. Источники формирования римских верований. Особенности римской религии и мифологии. Римский пантеон и его трансформация. Земледельческие боги римлян. Воnа Dеа (Добрая Богиня). Верховные планетарные боги римлян. Мифология города Рима. Культ. Гадание. Жрецы и храмы. Заимствование римлянами религий других народов. Римские соответствия греческих богов. Императорский культ. Религиозные поиски (синкретизм, языческий монотеизм).


^ Тема 6. Источники, периодизация и религиозные культы древних цивилизаций Америки (майя, ацтеки, инки)

Источники по религии индейских цивилизаций. Особенности мифологии индейцев Северной Америки. Космогонические и антропогонические мифы. Мифы о происхождении и миграции племён, о чудесных талисманах и реликвиях. Близнечный миф: братья-антогонисты или братья-созидатели. Мифы о великанах-людоедах. Земледельческие мифы. Мессианские черты в поздних мифах. Специфические черты мифологии индейцев Центральной Америки. Ольмекская мифология. Культ ягуара. Образ «богини с косами». Миф об обретении маиса. Мифолого-календарная символика. Классический период развития мифологии. Мифология племен науа. Тольтекская мифология. Мифологии майя и ацтеков. Мифология индейцев Южной Америки. Космологические мифы. Мировая катастрофа и ее разновидности. Культурные герои, мифические расы и появление людей. Мифы о происхождении культурных благ. Гендерные аспекты верховного божества. Культовые практики инков.


^ Раздел II. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ


Тема 1. Индуизм

Возникновение и эволюция индуизма. Протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-даро. Веды. Важнейшие божества индуистского пантеона: функции, иерархия и взаимоотношения между богами. Аватары. Девы и асуры. Брахманизм. Магия и культ аскезы. Формирование кастовой системы. Основные варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.

Положение жрецов в древнеиндийском обществе. Своеобразие и значение культа. Пураны и тантры, их место в индийской литературе. Философия Упанишад. Понимание абсолюта. Брахман. Понимание человека. Атман. Эманация, майя и космические циклы: махаюга. Рита как принцип упорядоченности вселенной и нравственный порядок. Своеобразие этики ведизма. Представления о мире, специфика понимания сансары, кармы и мокши. Учение о реинкарнации. Этапы жизни двиджи. Восемь этапов йоги.

Формирование концепции Тримурти: Брахма, Шива, Вишну. Особенности образа Брахмы, особенности его восприятия. Шиваизм. Шива и Рудра. Шактизм и женские ипостаси бога Шива: Кали, Дурга, Парвати. Вишнуизм. Циклизация тотемических мифов в концепции аватары. Вишну как творец и защитник мира. Индийский эпос. «Рамаяна»: от инициатического мифа к литературному эпосу. «Махабхарата»: от архаического эпоса к философско-дидактическому. Кришна как наследник архаического трикстера, его бесчестные деяния.


^ Тема 2. Религии Китая

Своеобразие древнекитайского общества. Культ Неба и культ императора. Личность Конфуция (Кун-цзы). «Лунь-юй» и конфуцианский литературный канон. Социокультурные корни учения Конфуция. Этический идеал – «цзюнь-цзы» (совершенный муж). Основные этические принципы: ли, и, сяо, жэнь, чэн. Отношения в семье и обществе. Значение ритуала. Формирование религиозных культов. Культ предков, взаимоотношение с богами. Учение Конфуция в современном мире.

Даосизм: время и условия формирования. Личность Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин» и даосский канон. Вероучение даосизма: понятия дао, инь, янь, космология и космогония, недеяние и самоестественность, простота и единство. Проникновение мифологических образов в даосизм. Учение о человеке. Чан-шэн. Даосская религиозная практика. Даосская этика (зло и добро, ритуал и внутреннее состояние, у-вэй, тай-пин). Ба-сянь (восемь бессмертных) и даосская алхимия. Храмы и монастыри даосов. Учение даосов в современном мире.


^ Тема 3. Синтоизм. Буддизм в Японии

Источники о происхождении синтоизма, влияние буддийских, даосских и конфуцианских идей. Литература Син-то. Мифология «Кодзик». Синтоистская космогония. Ками. Люди и ками. Цуми. Понятие «чистого» и «нечистого». Становление синтоизма как общеяпонской религии. Идеи кокутай. Синтоизм в политической жизни Японии в период мировых войн. Культ императора: исэ-синто, тэнноизм. Синтоистские храмы и святилища. Синтоизм в современной Японии.

Японский буддизм – дзэн-сю. Амидаизм. Синкретические формы кланового буддизма самураев: сидзоку-буккё и рёбу-синто. Своеобразие дзен-буддизма. Отношение к обряду и авторитету. Понимание познания. Сатори. Понимание человека. Этическая проблематика: добро и зло. Ступени этического сознания. Техники медитации: дза-дзен. Дзенские истории и коаны. Дзен в современном мире.


^ Тема 4. Иудаизм как религия и религиозно-социальный комплекс

Этапы эволюции иудаизма: библейский, талмудический, раввинистический, реформаторский.

Иудаизм и еврейский народ. Пророческое движение. Концепции богоизбранности еврейского народа и священной земли. Мессианские ожидания. Этическая концепция. Декалог Моисеев. Основные вероучительные положения иудаизма. Структура Священного писания (танах). Талмуд (Мишна, Гемара, Галаха, Агада). Танаи и амораи. Этика Талмуда (мицвоты). Талмудическая религиозная практика (ритуалистика и эортология). Синагога, культ. Основные праздники: шабат, Песах, Рош-а-шана. Период диаспоры. Формирование синагогиальной организации.

Ранние течения в иудаизме: саддукеи, зилоты, ессеи, фарисеи. Основные направления современного иудаизма. Ортодоксальный иудаизм. Понятие кашрута. Радикальное переосмысление традиции в реформаторском иудаизме. Движение Гаскала. Лидеры реформ. Реформа вероучительных положений и богослужения. Поиски компромисса: консервативный иудаизм. Политическое течение сионизм и создание государства Израиль. Мистическое течение в ортодоксальном иудаизме: хасидизм. Движение хабад. Эзотерическое и оккультное учение каббалы.

Подходы к определению иудейской философии. Иудейская философия эпохи эллинизма. Платонические идеи в трактовке Филона Александрийского. Влияние учения Филона Александрийского на христианскую философию и патристику. Саадия Бен Иосиф - основоположник еврейской рационалистической философии («Книга о верованиях и религиозных мнениях»). Авраам ибн Эзра - основатель грамматики иврита и комментариев Танаха. Философия Авраама ибн Эзры. Моисей Маймонид - выдающийся мыслитель и духовный деятель послеталмудической эпохи.


^ Тема 5. Религиозное мировоззрение древних славян

Проблемы изучения русского язычества. Источники по славянской мифологии и особенности ее становления. Древнейшие формы верований. Трансформация мифологических представлений. Тотемические верования. Культ волка («лютого») как прародителя. Медведь как хозяин иного мира. Рогатая олениха («лосиха») как воплощение солнечного света. Конь-солнце, его отражение в убранстве русской избы. Бык как общемифологический символ мужской силы. Собака, ее связь с миром мертвых и мудростью. Противопоставление сокола и ворона. Космогонические и антропогонические мифы. Период культа упырей и берегинь. Малые божества. Домовой как обобщенный образ умерших предков. Чуры - изображения умерших. Бог подземных вод Ящер. Культ рода и рожаниц. Культ Перуна. Боги славянского пантеона: Велбог, Волхов, Волох, Волос, Даждьбог. Славянские богини. Лада и Леля. Трактовки образа Макоши-Мокоши. Морена-Марена-Мара как наследница образа Богини-Матери. Образ Золотой бабы. Славянская мифология в период распространения христианства.


^ Раздел III. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ


Тема 1. Возникновение христианства и его развитие до разделения церквей

Исторические условия и причины возникновения христианства. Проблема источниковой базы (Новый Завет, апокрифы, свидетельства раннехристианских авторов, свидетельства языческих авторов, другие источники). Новозаветный образ Иисуса Христа и его учение. Первые христианские общины. Иудео-христиане. Разрыв с иудаизмом. Распространение христианства. Гностики и первые раннехристианские секты. Гонения на христиан (I-н. IV вв.). Изменение статуса христианства при императоре Константине Великом.

Ересь Ария и решения Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Второй Вселенский Собор в Константинополе (381 г.). Завершение формирования Никейского символа веры. Возникновение несторианства. III Вселенский Собор и его решения. Ересь монофизитства и ее истоки. Разбойничий собор в Эфесе. Причины созыва и ход IV Вселенского собора. Монофизитская ересь после IV Вселенского Собора. Созыв V Вселенского Собора. Образование дохалкидонских церквей. Происхождение монофелитской ереси. VI Вселенский Собор. Оформление догмата о Втором Лице Пресвятой Троицы. Пято-Шестой Трулльский Собор. Возникновение иконоборчества. VII Вселенский Собор в Никее и его вероопределения.

Взаимоотношения Константинопольского патриарха и Римского папы. Причины разделения церквей: догматические, политические, канонические, культурно-национальные и др. Догматическое оформление самостоятельности Католической Церкви. Причины оформления учения о филиокве. Патриарх Фотий о неприемлемости догматического положения филиокве. Дело патриархов Фотия и Игнатия. Спор о Болгарской церкви. Последнее столкновение церквей: отлучение Римом патриарха Константинопольского Михаила Керуллария (1054 г.). Попытки к объединению церквей: Лионская (1274) и Флорентийская (1439) унии. Окончательное разделение церквей.


^ Тема 2. Православие

Основа православного вероисповедания: Священное Писание (Библия), Священное Предание (Правила св. Апостолов, Постановления 7 Вселенских и некоторых поместных соборов, писания Мужей Апостольских, творения отцов Церкви II-VIII вв.). Никео-константинопольский Символ Веры (325-381 гг.). Важнейшие догматы и учения: тринитарные, христологические, мариологические, хамартиологические, сотериологические и эсхатологические, экклесиологические и т.д. Анималогия. Православная аскетика. Концепция синергии. Отношение православия к монофизитству, монофелитству, моноэнергетизму и адопционизму.

Православный культ: обряды, таинства, молитвы, богослужения, праздники и пр. Православные религиозные обряды – символические коллективные действия и священнодействия, отражающие христианские идеи и представления об объекте, на который они направлены. Культуроохранительная и культуротранслирующая функции православной обрядности. Таинства (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Священство, Брак). Признаки Таинств: богоучрежденность, благодатность, наглядность образа совершения. Богоучрежденность Таинств и церковное происхождение обрядов. Православные обряды и простонародное эклектичное обрядоверие и суеверие.

Особенности православного богослужения. Богослужебные книги: «Типикон», «Служебник», «Часослов», «Октоих», «Минея общая», «Минея праздничная», «Минеи месячные», «Триодь постная», «Триодь Цветная», «Ирмологион», «Требник» и др. Литургия - центральное богослужение Православной Церкви. Древние чинопоследования и основные типы Литургий (александрийские, месопотамские, иерусалимские, византийские). Литургия в Русской Церкви.

Православные праздники и их классификация. Пасха и Рождество Христово как наиболее почитаемые праздники. Двунадесятые праздники.

Православная иконография и богословские основы иконопочитания. Канонические нормы иконографии. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Иконографические типы Богородичных икон. Иконопись в Византийской Империи. Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций.

Автокефальные православные церкви: статус в православном мире («диптих чести») и их взаимоотношения.


^ Тема 3. Православие в России

Дохристианская Русь. Византийская модель государственно-церковных отношений и её реализация в государственности Руси. Причины и предпосылки христианизации Руси. Исторические источники о первых случаях крещения славян. «Фотиево крещение». Религиозная политика княгини Ольги и великого князя Владимира Святославича. Крещение Руси.

Формирование и развитие церковно-административной структуры управления в X-XIII вв. Первоначальная церковная организация на Руси. Митрополичье и епископское управление. Социально-политическая роль церкви и формы материального обеспечения ее организаций в X-XIII вв. Древнерусская десятина. Церковная юрисдикция. Городские соборы и монастыри в церковной и государственной структуре в X-XIII вв. Княжеские монастыри в общественной структуре Руси. Монастыри в экономической структуре Руси. Городские организации черного духовенства. Политическая позиция и деятельность церкви в X-XIII вв. Международный статус древнерусской церкви. Роль греков-митрополитов во главе русской церкви. Церковные кафедры в политических конфликтах.

Церковь и государство в период феодальной раздробленности Позиция церкви в междоусобных конфликтах русских князей. Влияние Византийского патриарха на внутреннюю политику Руси.

Становление государства и церкви в XIV-XV вв. Церковь и монголо-татарское нашествие. Влияние татарского погрома на церковную организацию. Взаимоотношения православной церкви и Золотой Орды: податной иммунитет Церкви и значение ханских ярлыков. Русские княжества в структуре Улуса Джучи. РПЦ как фактор возрождения русской государственности. Церковь в процессах политической консолидации Руси в XIV в. Деятельность первых московских митрополитов. Кризис государственно-церковных отношений при преемниках митрополита Алексея. Сергий Радонежский и новая роль монастырей в социально-политической системе Северо-Восточной Руси. Православная церковь и «другая Русь».

Православная церковь в социально-политической системе Великого княжества Литовского XIV - XV вв. Политическая борьба православной и католической церкви и роль государства. Флорентийская уния и утверждение фактической автокефалии РПЦ. Церковь и государство в эпоху Ивана III. Эволюция церковной организации. Церковная собственность. Первые секуляризационные проекты. Государство и церковная идеология. Проблема ересей.

Общие процессы политической централизации в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси во второй половине XV – начале XVI вв. Процессы поглощения церкви государством в эпоху Василия III. Церковь в структуре централизованного государства. Кризис государственно-церковных отношений в период «боярского правления». Преобразования митрополита Макария. Церковь и опричнина. Введение российского патриаршества и государственная политика. Кризис государства и церковь. «Смутное время». Деятельность патриарха Гермогена и превращение церкви в идейный центр возрождения государственности.

Роль церкви в возрождении государства Российского. Государство и православная церковь в Речи Посполитой к концу XVI в. Польское государство и Брестская уния. Православная церковь и воссоединение Украины с Россией. XVII в. в истории церкви и государства. Деятельность патриарха Филарета. Царь Алексей и патриарх Никон: две модели государственно-церковных отношений. Старообрядчество как социально-политическая проблема. Основные тенденции государственно-церковных отношений в последней четверти XVII в. Окончательная победа «царства» над «священством». Итоги эволюции церковной организации. Развитие церковной собственности. «Церковные люди» и общество.

Реформы Петра I. Инкорпорация церкви в состав государства. Деятельность Феофана Прокоповича. Государственно-церковные структуры при ближайших преемниках Петра. Церковь и государство в эпоху «просвещенного абсолютизма». Церковная собственность в XVIII в. Секуляризационные проекты и их осуществление. Духовенство в социально-политической структуре России. Церковь и государственная идеология.

Церковь и государство в первой половине XIX в. Реформа 1803 г. Деятельность обер-прокуроров Синода. Образование министерства духовных дел и народного просвещения. Государственно-церковные отношения в эпоху реформ и контрреформ. Деятельность церкви в укрепления официальной идеологии. Церковь и революционное движение. Религиозные проблемы в идеологии, программе и тактике политической оппозиции. Реформы 1906 г. Государственно-церковные отношения в 1907-1917 гг. Соборное движение. Поместный Собор 1917-1918 гг. и его решения.

Взаимоотношения советской власти и церкви на начальном этапе строительства нового общества. Социализм и религия, место религии и церкви в идеологии нового государства. Декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и система советского законодательства о религиозных организациях. РПЦ в эпоху гражданской войны. Конфликт РПЦ и советского государства в начале 20-х гг. Массовые гонения на церковь. Проблема высшего управления РПЦ. Церковные расколы: идеология и политика. Обновленческое движение. Политика советского государства в 20-30-е гг.: поиск модели государственно-церковных отношений.

Причины ослабления давления на РПЦ в начале 40-х гг. Патриотическая деятельность Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Смена политического курса в государственно-церковных отношениях. Государство и церковь во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Религиозная политика советского государства при Хрущеве и Брежневе. Антирелигиозная пропаганда. Давление на религиозное образование. Расшатывание церковной организации. Кризис советской системы и поиски новых принципов государственно-церковных отношений. Государственно-церковные отношения во второй половине 80-х - 90-х гг. Смена идеологических ориентиров и новая роль церкви в государстве.


^ Тема 4. Католицизм

Западное христианство в древности (I-V в.). Специфические черты западного христианства. Римская митрополия и ее территориальные границы. Институциональная особенность Римского епископа в Древней Церкви. Формирование идеи церковного главенства. Богословские споры в Римской Церкви во II-III вв. Специфика римской Литургии. Усиление светской власти римского папы в IV в.. Папа Лев Великий и идея «полноты власти».

II Трульский собор (692 г.) и начало разрыва церковного единства Востока и Запада. Возникновение Церковной области (сер. VIII в.). «Лжеисидоровы декреталии» (IX в.). «Дарение Константина» (X в.). Оформление теории папского верховенства и догматических особенностей Римской Церкви. Борьба за инвеституру (XI-XII вв.) «Диктат папы» Григория II. Григорий VII и окончательное утверждение идеи папской вселенской теократии. Крестовые походы. Иннокентий III.

Монашество на Западе в VI-XIII в. Реформа Бенедикта Нурсийского. Орден как особая форма монашеской организации. Франциск Ассизский и основание нищенствующих орденов. Бернар Клервосский и основание рыцарских орденов. Ереси XI-XIII в. (катары, альбигойцы, вальденсы, учение Иоахима Флорского, идеи пантеистического монизма и мистического пантеизма (учение Амальрика, философия Давида Динанского), ересь бегардов, учение Иоганна (Мейстера) Экхарта и др.). Инквизиция.

«Вавилонское пленение церкви» (1309 – 1377 гг.). Тезисы Марсилия Падуанского протии пап. Начало «Великой схизмы» (1378-1417). «Соборное движение» и требование реформ церковного управления. Вселенский собор в Констанце (1414-1418) и его решения. Избрание нового папы — Мартина V (1417-1431). Прекращение схизмы. Продолжение «соборного движения» в деятельности Николая Кузанского.

Униональная политика Римской Церкви. Флорентийская уния 1439 г. и ее последствия.

Кризис католицизма в XVI в. Движение Реформации против папской юрисдикции и католичности Римской Церкви. Решения Тридентского собора (1545 – 1563 гг.) – идейная основа католической Контрреформации. Орден иезуитов (1540 г.) и его значение для католической Контрреформации. Особенности миссионерства иезуитов: метод аккомодации. Религиозные войны в Европе. Аугсбургский мирный договор (1555 г.) и его решения. Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.). Вестфальский мир (1648 г.) и его роль в установлении политического равновесия между католицизмом и протестантизмом.

Антипапские настроения в католических странах. Борьба за автономию национальных церквей от Римского папы, за укрепление национальных государств. Галликанизм и идея священного характера королевской власти. «Декларация галликанского духовенства» (1682 г.). Распространение галликанских идей в Германии, Австрии, Нидерландах и других странах Европы (фебронианство, янсенизм, иосифизм). Кризис Римской церкви в XVIII в. Декларация прав человека и гражданина (1789 г.).

Расширение католической миссии в странах Азии, Южной Америки и Австралии. Создание Американской католической церкви. Значение I-ой поправки к Конституции США для отмены антикатолических законов в штатах федерации.

История восстановления Папского государства (н. XIX в.). Заключение первых конкордатов (Франция, Португалия и др.). I Ватиканский собор (XX Вселенский, 1870 г.) и победа сторонников папского абсолютизма («Pastor aeternus»). Антипапская немецкая политика «культуркампфа» и ее значение в формировании фашистской идеологии.

«Литургическое движение» духовенства и мирян. Христианский путь решения общественных проблем: движение «социального католицизма». Основные критерии движения «социального католицизма». Основные направления «социального католицизма»: консервативное (Эммануэль фон Кеттелер, Карл фон Фогельзанг), либерально-демократическое (Шарль де Кокс, Фредерик Озанам) и христианско-социалистическое (Ф. Ламенне и Ж.Ф. Бюше). Энциклика Rerum Novarum (1891) как основополагающий документ христианской демократии, посвященный положению рабочего класса. Значение движения «социального католицизма» для формирования социальной доктрины католической церкви.

II Ватиканский собор (1962-1965 гг.) и «аджорнаменто». Основные темы собора: возвращение к древним формам изложения вероучения, упорядочение церковной дисциплины, оживление религиозной жизни, экуменическое движение. Идейные особенности «интегристов» и «прогрессистов» (Жан Даниелу, Ив Конгар, Анри де Любак, Карл Ранер, Эдвард Шиллебеекс). Создание новой социальной доктрины. Основные соборные решения и документы: догматическая конституция «О Божественном Откровении», декларации «О религиозной свободе», «О христианском воспитании», «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», декреты «Об апостольстве мирян», «О миссионерской деятельности Церкви», «О служении и жизни священников», пастырская конституция «О Церкви в современном мире». «Декрет о Восточных Католических Церквах» («Orientalium Ecclesiarum») и др. «Совместное заявление Римско-католической и Православной Константинопольской Церквей». Римско-католическое социальное учение: значений идей «общего блага» и «естественного права». Теология революции. Церковь в понтификат Иоанна Павла II. Продолжение политики аджорнаменто.

Понятие "экуменизм". Разделение Церквей как проблема веры. Окружные послания Вселенского (Константинопольского) Патриархата 1902 и 1920 гг. о вселенском единстве христиан. Отношения католической церкви к экуменическому движению. Энциклика папы Иоанна Павла II «Ut Unum Sint». Всемирный Совет Церквей и Римо-католическая церковь.

Современное устройство и состояние католической церкви. Монашество в ХХ-XXI вв.


^ Тема 5. Протестантизм

Кризис католической церкви и Реформация. XVI – нач. XVII в. – становление протестантских конфессий «первой волны» в Германии, Швейцарии, Англии, Шотландии (лютеранство, кальвинизм, англиканство). Учение Дж. Виклифа. «Лолларды». Гуситское движение в Чехии и его религиозные причины. Мартин Лютер и 95 тезисов об отпущении грехов (1517). Вероучительные книги лютеранства. Томас Мюнцер и его учение о «Царстве Божием на земле». Создание швейцарской реформаторской церкви. Ульрих Цвингли. Жан Кальвин. Распространение кальвинизма в Европе. Вероучение и важнейшие символические книги кальвинистской традиции. Реформация в Англии. Генрих VIII и парламентский акт 1534 г. «39 статей» (1571) – символ веры англиканства.

Основные общепротестантские принципы Реформации: Sola Scriptura, Sola Fide, Sola Gratia, Sola Christo. Особенности догматики и сотериологии протестантизма. Значение проповеди. Основные формы церковной организации: епископальная, пресвитерианская, общинная (конгрегационалистская). Сетевая структура организации протестантизма.

Религиозные войны XVI-XVII вв. Аугсбургский религиозный мир (1552-1555). Нантский эдикт (1598). Тридцатилетняя война и Вестфальский мирный договор. Провозглашение принципа веротерпимости (1648).

Радикальная Реформация и «вторая волна» протестантизма (ремонстранты, баптисты, меннониты, пиетисты, методисты). Распространение идеи «живой Библии». Личное и сознательное обращение – характерная черта «второй волны». Богословие Я. Арминия (1560-1609) и его влияние на зарождение баптизма и методизма. Оформление методизма внутри англиканской церкви. Братья Уэсли и их проповедническая деятельность. Особенности баптистских общин. «Общие баптисты» и «частные баптисты». Анабаптизм и его влияние на появление меннонитства. Отношение меннонитов к сопротивлению злу и насилию. Миссионерское движение и его значение для развития протестантизма. «Великое пробуждение» Америки. Американский протестантизм. Деноминации. Вторая волна американского «ривайвала». Доктрина «освящения». Пятидесятничество в I пол. XIX в. Становление и особенности адвентистского движения. Оформление догматики (1845). Основные направления: Адвентисты Седьмого Дня, две Церкви Бога, Христианская Церковь Пришествия, Христианская Церковь Первозданного Адвента.

Объединительные процессы внутри протестантских конфессий в XIX - XX вв.. Создание международных центров протестантских конфессий. Всемирный лютеранский союз. Всемирный Реформатский альянс. Англиканское содружество. Всемирный методистский совет и др.

«Третья волна» Реформации и появление неопротестантских церквей (пятидесятнические, харизматические церкви). Дальнейшее развитие протестантского фундаментализма. Мистико-индивидуалистическое понимание церкви и вероучительные особенности Реформации «третьей волны». Национальные неопротестантские церкви стран Азии и Африки. Братские церкви в XX в.

Особенности «маргинального протестантизма» (свидетели Иеговы, мормоны и др.).


^ Тема 6. Ислам

Религиозная ситуации в Аравии накануне зарождения ислама. Ближневосточный монотеизм и идейные истоки ислама. Проповедь единобожия среди арабских племён. «Аравийское пророческое движение». Пророк Мухаммад и его деятельность в контексте рахманистской пророческой традиции. Основные идеи проповеди Мухаммада и формирование надэтнической конфессиональной общности мусульман (уммы). Община правоверных в Медине. Исламская умма и её особенности. Начало исламского летоисчисления. Утверждение ислама в Мекке.

Коран и коранистика. Сунна. Догматика и ритуал. Пять столпов веры ислама. Джихад в традиции ислама. Направления ислама: сунниты, шииты, хариджиты, суфии, исмаилиты, джабриты и кадариты. Мистика в традиции ислама. Суфизм. Проповеди ранних суфиев. Суфийские школы и братства дервишей. Ступени посвящения в суфийских орденах. Шейхи и мюриды. Синкретизм религиозных воззрений в суфизме. Религиозно-обрядовая практика, культ святых и священных захоронений. Социально-политическая деятельность суфийских орденов.

Отличительные черты мусульманского права. Ранние школы исламской юриспруденции: «сторонники священного предания» и «сторонники самостоятельного суждения». Методы исламского права. Разновидности норм исламского права. Ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский мазхабы. Шариат и законы адата. Шариатский кодекс. Основные категории человеческих действий. Система наказаний. Пищевые запреты. Изобразительные и музыкальные ограничения. Положение женщины: ее имущественные и гражданские права. Хиджаб и никаб.

Структура, убранство и символика мечети. Обряды, праздники и их особенности в различных течениях ислама. Отношение к инаковерующим. Ислам и «покровительствуемые». Исламское духовенство и его роль в обществе.

Суннитские представления о государстве и власти в исламе. Теократия. Суннитская концепция власти (концепция халифата). «Золотой век раннего ислама». Развитие идеи арабского халифата в реформаторском движении XIX-XX вв. «Халифат или Великий Имамат» Рашида Риды. Концепция войны и мира в исламе. Учение о джихаде. Религиозная политика на завоёванных территориях в эпоху раннего ислама. Ислам и христианство.

Религиозно-политические движения мусульман в XVIII – XX вв. Возникновение ваххабизма (XVIII в.). Исламский фундаментализм и радикальные течения. Ибн Таймийа и начало фундаментализма в исламе. «Мусульманская реформация» и её особенности. Значение религиозно-реформаторского движения для политизации ислама. Ваххабизм как официальная доктрина первого Саудидского государства. Движение под руководством Абд аль-Кадира (Алжир). Движение сенуситов (Ливия). Махдистское движение (Восточный Судан). Движение бабидов (Иран). Ислам как социально-политическая система. Политическая доктрина панисламизма и идеи этнического национализма (пантюркизм, панарабизм и др.). Взгляды и деятельность И. Гаспринского (1851-1914) и Ш. Марджани (1818-1889). Джадидизм и социальная модернизация мусульманского общества России.

Оформление исламского пути развития как альтернативы западным секуляристским концепциям. Концепции «исламской экономики» и «исламского государства». «Исламский социализм». Концепция «исламской солидарности» как форма межгосударственного взаимодействия. Деятельность международных исламских организаций («Всемирный исламский конгресс» (1926), «Лига исламского мира» (1962), «Организация «Исламская конференция» (1969) и др.).

Радикализация исламских религиозно-политических движений в современном мире. Движение «Братья-мусульмане», «Хизб ат-Тахрир» и др. Феномен «внемечетного ислама» и возникновение в России 70-80-ых гг. фундаменталистских групп. Радикализация фундаменталистских движений и распространение экстремистских религиозно-политических идей в России и на постсоветском пространстве. Создание муфтиятов (Духовных управлений мусульман) по национально-территориальному и региональному признаку. Центральное духовное управление мусульман (Уфа) и Совет муфтиев России (Москва). Координационный центр мусульман Северного Кавказа. «Основные положения социальной программы российских мусульман» (2001).


^ Тема 7. Буддизм

Причины возникновения и распространения буддизма. Социально-экономический и культурный кризис индийского общества в сер. VI в. до н.э.. Кризис ведийского брахманизма. Исторические источники о возникновении буддизма. Сиддхаратха Гаутама. Буддизм при правлении царя Ашоки. Проникновение буддизма в эллинистический мир. Распространение буддизма в северной и центральной Азии. Проникновение буддизма в Китай, Корею, Японию. Распространение буддизма в юго-восточной Азии. Появление буддизма на Западе. Буддизм в России.

Три сокровища буддизма: Будда, дхарма, сангха. Учение буддизма о «четырех благородных истинах». Восьмеричный путь. Этические предписания буддизма. Концепция нирваны. Созерцательные методы: саматха, випассана. Объекты созерцания. Буддистская медитация. Картина мира в буддизме. Учение о Дхармах. Проблема личностного бытия и реинкарнации. Устная традиция в буддизме. Соборы. Каноническая литература. Палийский канон традиции тхеравады. Трипитака. Виная-питака и дисциплинарные правила для монахов. Проповеди и изречения Будды в изложении его ученика в Сутра-питаке. Систематизация учения в Абхидхамме-питаке. Канон махаяны. Тибетский канон.

Основные направления буддизма: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Тхеравада (учение старейших, первоначальное учение). Путь спасения для монахов. Будда – один из многих просветленных. Учение о дхармах. Причины блуждания по мирам и условия успокоения дхарм. Архат – просветленный аскет. Махаяна (большая колесница, северный буддизм). Путь спасения для всех. Тождество Абсолюта, Будды, Нирваны и Сансары. Основные течения: шуньявада (учение о пустоте), йогачара (учение о сознании). Концепция Бодхисаттв и их культ. Будда-майтрейя – будущий Будда. Ваджраяна («алмазная колесница»). Тибетский буддизм. Ламаизм – синтез махаяны, ваджраяны, религии бон. Далай-Лама и его роль в современном мире. Буддизм в Китае и Японии – чань-буддизм и дзен-буддизм. Легендарный основатель Бодхидхарма. Отличительные черты дзен.

Понятие Сангхи в буддизме. «Четырегступенчатая сангха». Сангха в узком смысле. Положение женщин и мирян в Сангхе. Маха-сангха. Арья-сангха и типы святых. Обязанности монахов в бхикшу-сангхе. Тхеравадинская и сарваствадинская ветви монашества. Основные правила в буддистском монашестве. «Пратимокша». Особенности пути биккху. Условия вступления в Сангху. Предписания для послушников. Проступки монахов и их разновидности. Степени монашества. Временное монашество.


Список рекомендуемой литературы


Учебная и справочная литература

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. Москва. 1998.

  2. Вероисповедная политика Российского государства: Уч. пособие. Москва: Изд-во РАГС. 2005.

  3. История религии в России / Под ред. проф. Н.А. Трофимчука. Москва. 2001.

  4. История религии: Учебник для студентов вузов. В 2 т. / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. Москва: Высшая школа. 2007.

  5. Классики мирового религиоведения: Антология / Красников А.Н. и др. Москва: Канон+. 1996.

  6. Мистики XX века. Энциклопедия. Москва. 1996.

  7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Москва. 1987-1988

  8. Мчедлов М.П. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. Москва: Республика. 2001.

  9. Религии народов современной России. Словарь. Москва. 1999

  10. Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н. Красникова. Москва. 2000.

  11. Религиоведение: Энциклопедический словарь. Москва: Академический проект. 2006.

  12. Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Ред.: С. Аверинцев, А. Мешков, Ю. Попов. Москва. 1993-1995.

  13. Скальфи Романо. «Я с вами до скончания века» (краткая история католической церкви). 2-е Изд. Милан-Москва: Христианская Россия. 2000.

  14. Религиозные традиции мира. В 2-х тт. Т.1. Москва: КРОН-ПРЕСС. 1996.

  15. Пашков Б.Г. Русь – Россия - Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг.: Уч. пособие. Москва: ЦентрКом. 1997.

  16. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. Москва: Республика. 1995.

  17. Максуд Р. Ислам. Москва: ФАИР-ПРЕСС. 1998,

  18. Пилкингстон С.М. Иудаизм. Москва: ФАИР-ПРЕСС. 1998.

  19. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм. Москва: ФАИР-ПРЕСС. 1999.

  20. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Пособие для учителей. Москва: Просвещение. 1975.

  21. Ислам. Краткий справочник. Москва: Наука. 1986,

  22. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. Москва: Республика. 1996.

  23. Атлас библейской истории с географическим указателем. Москва: Российское библейское общество. 1999.

  24. Малерб М. Религии человечества. Москва: «Рудомино»; С.-Петербург: «Университетская книга». 1997.

  25. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. С.-Петербург. 2000.


Первоисточники

  1. Авеста в русских переводах (1861 – 1996). С.-Петербург: Журнал «Нева» – «Летний сад». 1998.

  2. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Книга знания: Сочинения. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1999.

  3. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2000.

  4. Аммиан Марцеллин. Римская история. С.-Петербург: Алетейя. 1996.

  5. Античная лирика. Москва: Худож. лит. 1968.

  6. Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  7. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Москва: Мысль. 1989.

  8. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Москва: Ладомир – Наука. 1993.

  9. Ашвагхоша. Жизнь Будды./ Калидаса. Драмы. Москва: Худож. лит. 1990.

  10. Бадж У. Путешествие души в царстве мертвых. (Египетская книга мертвых). Москва: изд-во АДЕ «Золотой век». 1997.

  11. Бай Юй Цзин (Сутра ста притч). Москва: Наука. 1986.

  12. Басни Эзопа. Москва: Ладомир – Наука. 1993.

  13. Библия.

  14. Бубер М. Хасидские предания. Первые наставники. Москва: Республика. 1997.

  15. Бхагавад-Гита. С.-Петербург: Фэн-Шуй Центр. 2000.

  16. В краю белых лилий: Древнетамильская поэзия. Москва: Худож. лит. 1986.

  17. Василий Великий, свв. Беседы на Шестоднев. Творения. Ч.1. Москва. 1991.

  18. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. Москва. 1993.

  19. Византийские легенды. Ленинград: Наука. 1972.

  20. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада: Сост., пер. К. Богутского. Киев: «Ирис»; Москва: «Алетейа». 1998.

  21. Геродот. История. Ленинград: Наука. 1972.

  22. Гесперийские речения. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  23. Гигин. Мифы. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  24. Гомер. Илиада. Москва: Московский рабочий. 1981.

  25. Гомер. Одиссея. Москва: Московский рабочий. 1982.

  26. Григорий Нисский, свв. О жизни Моисея законодателя. Москва. 1999.

  27. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Москва: Канон. 1995.

  28. Григорий Турский. История франков. Москва: Наука. 1987.

  29. Джатаки: Из первой книги «Джатак». Москва: Худож. лит. 1979.

  30. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. С.-Петербург: Глаголъ. 1995.

  31. Добротолюбие: В 5-и тт. Свято-Сергиева Лавра. 1992.

  32. Догэн. Луна в капле росы. Рязань: Узоречье. 2000.

  33. Древняя Индия: Три великих сказания. В 2-х тт. С.-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение». 1995.

  34. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Москва: «Логос». 2000.

  35. Дьяконов М.М., Дьяконов И.М. Избранные переводы. Москва: «Наука». 1985.

  36. Евагрий Схоластик «Церковная история». Москва: Изд-во «Экономическое обозрение». 1997.

  37. Западноевропейский эпос. Ленинград: Лениздат. 1977.

  38. Зеркало совершенства: истории странствующих суфиев. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000.

  39. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума. Сотворение основы и другие тексты. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1997.

  40. И цзин – Чжоу И. Система Перемен – Циклические перемены. Москва: Северный ковш. 1999.

  41. Иисус Христос в документах истории. С.-Петербург: Алетейя. 1998.

  42. Иоанн Златоуст, свв. Беседы на книгу Бытия. Полное собр. творений. Т.4. Москва. 1993.

  43. Иосиф Флавий Иудейские древности: В 2-х тт. Минск: Беларусь. 1994.

  44. Исландские саги. Ирландский эпос. Москва: Худож. лит. 1973.

  45. Калевала. Москва: Худож. лит. 1977.

  46. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Москва: Наука. 1983.

  47. Калидаса. Избранное. Москва: Худож. лит. 1956.

  48. Кальвин Жан. Наставление в христианской вере: В 2-х тт. Т.1. Москва: Изд-во РГГУ. 1997; Т.2. Москва: Изд-во РГГУ. 1998.

  49. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2-х тт. Т.1.Конфуций, Лунь-Юй. С.-Петербург: Издательский Дом «Нева»; Москва: «ОЛМА-ПРЕСС». 2000; Т.2. Мэн-Цзи, Сюнь-Цзы. С.-Петербург: Издательский Дом «Нева»; Москва: «ОЛМА-ПРЕСС». 2000.

  50. Конфуций Я верю в древность. Москва: Республика. 1995.

  51. Коран. Москва: Маджесс. 1990.

  52. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии //Сочинения в двух томах. Том первый. Анналы. Малые произведения. Ленинград: Наука. 1970.

  53. Литература Агады: Библиотека еврейской классики. Москва: ДААТ. 1999.

  54. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. Пер. с древнемалазийских языков В.В. Иванова. Москва: Худож. лит. 1977.

  55. Махабхарата. Рамаяна. Москва: Худ. лит. 1974.

  56. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). С.-Петербург: Журнал «Нева» – «Летний сад». 1998.

  57. Мифы Древней Индии. С.-Петербург: РЕСПЕКС. 1997.

  58. Мудрецы Китая: Ян Чжу, Луцзы, Чжуанцзы. С.-Петербург: Изд-во «Петербург – XXI век» – ТОО «Лань». 1994.

  59. Нихон сёки – Анналы Японии: В 2-х тт. С.-Петербург: Гиперион. 1997.

  60. Повести, сказки, притчи Древней Индии. Москва: Наука. 1964.

  61. Похищение быка из куальнге. Москва: Наука. 1985.

  62. Предания и мифы средневековой Ирландии. Москва: Изд-во МГУ. 1991.

  63. Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. Москва: Арктос. 1996.

  64. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. С.-Петербург: Летний Сад. 2001.

  65. Рамаяна. Москва: Худ. лит. 1986.

  66. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные историки христианства. Москва: Политиздат. 1990.

  67. Ригведа. Мандалы I-IV. Москва: Наука. 1989.

  68. Ригведа. Мандалы IX-X. Москва: Наука. 1999.

  69. Ригведа. Мандалы V-VIII. Москва: Наука. 1999.

  70. Садзанами Сандзин. Нихон мукаси банаси: Сказания древней Японии. Москва; С.-Петербург: Российская государственная библиотека: Летний сад. 2000.

  71. Сказки древнего Египта. Под ред. Беловой Г.А. и Шерковой Т.А. С.-Петербург: «Алетейа». 1998.

  72. Талмуд.

  73. Тексты Пирамид. С.-Петербург: Журнал «Нева»; «Летний Сад». 2000.

  74. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. Москва: Наука. 1982.

  75. Финикийская мифология. Сост. Н.К. Герасимова. С.-Петербург: «Летний Сад», Журнал «Нева». 1999.

  76. Хрестоматия по исламу. Москва: Наука. 1994.

  77. Цветочки Франциска Асизского: Первое житие святого Франциска. С.-Петербург: Амфора. 2000.

  78. Чжуан-цзы./ Пер. с кит. Л. Позднеевой. С.-Петербург: Амфора. 2000.

  79. Шицзин: Книга песен и гимнов. Москва: Худож. лит. 1987.

  80. Юань Кэ Мифы древнего Китая. Москва: Наука. 1965.



Основная

  1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1. Москва. 1999.

  2. Барт Ролан. Мифологии. Москва: Изд-во имени Сабашниковых. 2000.

  3. Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. Москва: Изд-во РАГС. 2008.

  4. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. Москва: КРОН-ПРЕСС. 1997.

  5. Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы / Пер. с ит. Москва: ББИ. 2008

  6. Ваарденбург Ж. Размышления о религиоведении, включая эссе о работах Герарда ванн дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования. Введение и антология // Ж. Ваарденбург / Пер. с англ. Под общ. ред. Е.И. Аринина. Владимир: Изд-во ВлГУ. 2010.

  7. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь: Иллюстрированная энциклопедия в 3-х томах. Т. 1. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 1998.

  8. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Под ред. М.П. Мчедлова. Москва: Культурная революция. 2007.

  9. Гергей Е. История папства (Пер. с венгерского). Москва. 1996.

  10. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. Москва. 1987.

  11. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. С.-Петербург. 1992.

  12. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. Москва. 1986.

  13. Краузер Ф., Лехнер Э. Символизм богов и богинь. Москва: Изд-во «Золотой Век». 1998.

  14. Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию. Москва: Изд-во «Весь мир». 2007.

  15. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Москва: «Рефл-бук». 1998.

  16. Мифологии древнего мира. Москва: «Наука». 1977.

  17. О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. Москва: Республика. 2002.

  18. Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. Москва. 1998.

  19. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. Москва. 1998.

  20. Религии мира. Минск: «Белфакс». 1994.

  21. Словарь символов. Москва. 1994.

  22. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. Москва: Политиздат. 1989.

  23. Торчинов Е.А. Буддизм. С.-Петербург. 2001.

  24. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. С.-Петербург. 1998.

  25. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. С.-Петербург: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005.

  26. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Москва: Политиздат. 1980.

  27. Фундаментализм / Отв. ред. З.И. Левин. Москва: Ин-т востоковедения РАН – Изд-во «Крафт+». 2003.

  28. Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации. Москва. 2005.

  29. Четверикова О.Н., Крыжановский А.В. Культура и религия Запада. Москва: ОАО «Московские учебники и Картолитография». 2009.

  30. Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религия в 2-х т. Москва. 1992.

  31. Элиаде М. Избранные сочинения: Очерки сравнительного религиоведения. Москва: Ладомир. 1999.

  32. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Москва: Критерион. 2002.

  33. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. /Пер. с фр. Г.А. Гельфанд; Науч. ред. А.Б. Никитин. Москва – С.-Петербург: «Университетская книга». 1999.

  34. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2-х тт. С.-Петербург: Алетейя. 1999.

  35. Элиаде М., Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. Москва - С.-Петербург. 1997.

  36. Элиан. Пестрые рассказы. Москва-Ленинград: Наука. 1964.


Дополнительная

  1. Алексеев Г. Римо-католичество и экуменизм. Москва. 1996 г.

  2. Амусин И.Д. Кумранская община. Москва: Наука. 1983.

  3. Архимандрит Иустин Попович. Православная Церковь и экуменизм. Москва. 1997.

  4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва. 1992.

  5. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. Москва: Присцельс. 1999.

  6. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. Москва: «Новый акрополь». 1996.

  7. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. Москва: ИД «Муравей-Гайд». 1999.

  8. Белицкий М. Забытый мир шумеров. Москва: «Наука». 1980.

  9. Белов А. Обвиненные в ереси. Москва: Знание. 1973.

  10. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. Москва: Наука. 1978.

  11. Беляев Л.А. Христианские древности: Введение в сравнительное изучение. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  12. Бойнс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. С.-Петербург: Центр «Петербургское востоковедение». 1994.

  13. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. Москва: Наука. 1980.

  14. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. Москва: Мысль. 1983.

  15. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. Москва: Главная редакция восточной литературы «Наука». 1985.

  16. Бругш Генрих. Все о Египте. Москва. 2000.

  17. Буддизм: Четыре благородных истины. Москва: ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио. 1999.

  18. Булгаков С. Православие. Москва: Фолио. 2001.

  19. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян). Москва: Вече. 2000.

  20. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: «Путь к истине». 1991.

  21. Вандерхилл Э. Мистики XX века. Энциклопедия. Москва: «ЛОКИД»-«МИФ». 1997.

  22. Все о Тибете. Москва. 2001.

  23. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Тт. 1, 2. Репринтное издание. Москва: Индрик. 2000.

  24. Герни О.Р. Хетты. Пер. с англ. Н.М. Лозинской и Н.А. Толстого. Москва. 1987.

  25. Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург. 2005.

  26. Гностики или о «лжеименном знании». Киев: «УЦИММ-ПРЕСС». 1997.

  27. Григулевич И.Р. История инквизиции. Москва: Наука. 1970.

  28. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. Москва: Политиздат. 1981.

  29. Грюнебаум Г.Э. фон Классический ислам. Очерки истории (600-1258). Москва: Наука. 1986.

  30. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Москва. 1984.

  31. Дао: гармония мира. Москва: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио. 1999.

  32. Де Гроот. Демонология древнего Китая. С.-Петербург: Издательская группа «Евразия». 2000.

  33. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. Москва: «Дет. лит.». 1989.

  34. Доусон К.Г. Религия и культура. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  35. Древние цивилизации. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. Москва: Мысль. 1989.

  36. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму/ С.Ф. Ольденбург, Б.Я. Владимирцов, Ф.И. Щербатской, О.О. Розенбург. Самара: Агни. 1998.

  37. Искусство стран Востока / Под ред. Р.С. Васильева. Москва: «Просвещение». 1986.

  38. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: годы 1917 – 1970. С.-Петербург: Воскресение. 1997.

  39. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. Москва. 1984.

  40. Клюев А.Г. Аюрведа. Единство философии и практики в ведическом знании. Москва: Изд-во «КСП+». 1999.

  41. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. С.-Петербург: Журнал «Нева»; «Летний Сад». 2000.

  42. Кочетов А.Н. Буддизм. Москва: Наука. 1983.

  43. Кочетов А.Н. Ламаизм. Москва: Наука. 1973.

  44. Кюмон Ф. Мистерии Митры. С.-Петербург: Евразия. 2000.

  45. Лауэнштайр Дитер. Элевсинские мистерии. Москва: Энигма. 1996.

  46. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Москва: Терра – Книжный клуб; Республика. 1999.

  47. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. Москва: Искусство. 1977.

  48. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. Москва: «Просвещение». 1971.

  49. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. Москва: Политиздат. 1977.

  50. Массэ А. Ислам. Очерки истории. Москва: Наука. 1982.

  51. Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. Москва: «Рефл-бук». 2000.

  52. Немировский А.И. Мифы древности: Италия. Научно-художественная энциклопедия. Москва: Лабиринт. 2001.

  53. Немировский А.И. Мифы древности: Эллада. Научно-художественная энциклопедия. Москва: Лабиринт. 2000.

  54. Нидерле Л. Славянские древности. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  55. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. Москва: МДА, Изд-во храма св. муч. Татианы. 1999.

  56. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. Москва. 2001.

  57. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. Москва: Наука. 1991

  58. Пол Радин. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К, Кереньи. С.-Петербург: Евразия. 1999.

  59. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). Москва: Наука. 1985.

  60. Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. Москва: Изд-во политической литературы. 1989.

  61. Регула ди Траччи. Мистерии Исиды. Москва: ФАИР-ПРЕСС. 2000.

  62. Ринчендуб Будон. История буддизма (Индия и Тибет). С.-Петербург: Евразия. 1999.

  63. Розенберг О.О. Труды по буддизму. Москва. 1991.

  64. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Москва. 1997.

  65. Садовская И.Г. Мифология. С.-Петербург: Алетейя. 2000.

  66. Светлов Г.Е. Путь богов: (синто в истории Японии). Москва: Мысль. 1985.

  67. Семедов С.А Ислам в политике: идеология и практика. Москва: Экон-Информ. 2009.

  68. Семенова М. Быт и верования древних славян. С.-Петербург: Азбука. 2000.

  69. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич. 2000.

  70. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. С.-Петербург: Алетейя. 1997.

  71. Смирнов Е.И. История христианской церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1997.

  72. Спираль познания: Мистицизм и йога. Мистика устами мистиков. Москва. 1992.

  73. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Москва: Наука. 1987.

  74. Стингл М. Государство инков. Москва: Прогресс. 1986.

  75. Сумцов Н.В. Символика славянских обрядов: Избранные труды. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1996.

  76. Табак Ю. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. Москва: Путь. 1995.

  77. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич. 2000.

  78. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. Москва: Политиздат. 1985.

  79. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV вв. во Франции и Нидерландах. Москва. 1988.

  80. Хоул К. Энциклопедия примет и суеверий. Москва: КРОН-ПРЕСС. 1998.

  81. Шах И. Магия Востока. Москва: Локид, Миф. 2000.

  82. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. Москва. 1988.

  83. Эберхард В. Китайские праздники. Москва: Наука. 1977.

  84. Эррикер К. Буддизм. Москва: ФАИР-ПРЕСС. 1998.







Скачать 358.73 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты