Домой

Д. И. Менделеева «Российский Союз Химиков» программа




Скачать 180.11 Kb.
НазваниеД. И. Менделеева «Российский Союз Химиков» программа
Дата05.03.2013
Размер180.11 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цели и задачи программы
3. Практические функции научно-образовательной школы для участников
Основные направления образовательной деятельности
Квалификация основных специалистов
Рабочая программа семинарских занятий
Семинар 1. Креативность в инновационной деятельности
Результат: системное понимание взаимосвязи всех элементов инновационной деятельности и план первичных мероприятий по улучшению с
Результат: навык структурного и рационального планирования оптимальных бизнес-достижений в инновационной сфере.
Семинар 3. Методология успешной инновационной деятельности
Результат: Ролевые модели и поведенческие индикаторы Успешной инновационной деятельности.
Семинар 4. Концепция стратегического управления бизнесом
Результат: Разработка и обсуждения ИТ-стратегий для бизнес-моделей как объектов изучения
Семинар 5. Практика моделирования бизнес-процессов
Подобные работы:

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева


«Российский Союз Химиков»


ПРОГРАММА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИННОВАЦИЙ


«ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»


Рабочий проект


Москва, 2012


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМАТИКИ

Модернизация российской экономики, являющаяся одним из приоритетных направлений развития государства, невозможна без разработки и внедрения механизма адаптивного реагирования на потребность общества в подготовке высококвалифицированных научных кадров для российского бизнес сообщества.

Вместе с тем, в настоящий момент в системе высшего профессионального образования России нет ни одного образовательного направления подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих наряду с базовыми знаниями правовыми и экономическими компетенциями управления наукоемкими инновациями, методиками оценки интеллектуальной собственности. Студенты в рамках традиционных образовательных направлений высшего образования не получают на систематической основе навыков управления развитием инноваций, формирования соответствующих компетенций, умений, связанных с управлением наукоемкими инновациями, методиками оценки интеллектуальной собственности. В то же время промышленные предприятия в большинстве своем не владеют методиками оценки и процессами коммерциализации интеллектуальной собственности, не обладают структурами по созданию, апробации и внедрению инноваций, не владеют инструментами обучения управлению наукоемкими инновациями.

С целью объединения научного потенциала, бизнес-сообщества и инновационных структур химической промышленности, заинтересованных в развитии и совершенствовании техники, технологий, методов управления, эффективного использования капитала на основе системного подхода к управлению наукоемких технологий, на базе Российского химико-технологического университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева была создана научная лаборатория экономики и управления производством при кафедре экономической теории.

Одной из базисных позиций лаборатории является организация и проведение научно-образовательных школ по развитию инновационной структуры в химико-технологической сфере. Основной задачей лаборатории по оказанию образовательных услуг в области управления наукоемкими инновациями является проведение тематических семинаров, круглых столов, кейсов по целевой программе «Практические инструменты инновационного менеджмента в химической промышленности».


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Цель научно-образовательной школы

В настоящее время необходимость инновационного пути развития российской экономики является научно обоснованным и практически доказанным фактом. Процессы подготовки управленцев инновационной инфраструктуры пользуются значительным спросом в образовательной сфере, однако, вместе с тем наблюдается недостаток кадров на предприятиях химической промышленности по направлению инновационного менеджмента. Причина состоит в том, что в течение сравнительно короткого промежутка времени в России не сформирована управленческая инновационная практика в виде инфраструктур, типовых бизнес-моделей, методологий трансфера наукоемкой продукции и интеллектуальной собственности, и при этом наблюдается отсутствие механизма передачи успешного практического опыта управленцам и предпринимателям, имеющим потребность в развитии своих компетенций.

Мероприятия, проводимые в рамках данной научно-образовательной программы, предназначены для изучения и практической реализации инструментов инновационного менеджмента, при этом участники мероприятий обучаются реально действующим, апробированным в производственном комплексе управленческим методикам, разработанным на основе анализа современных мировых достижений в области маркетинга, логистики и коммерциализации наукоемких технологий.


2. Уникальность научно-образовательной школы

1. Ориентированный на результат, системный подход к практическим аспектам инновационной инфраструктуры в химической промышленности.

2. Проверенные практикой работы успешных компаний методики по повышению эффективности инновационной деятельности.

3. Полноценная вовлеченность участников научно-образовательной школы в процесс обучения на протяжении всего семинарского занятия: дискуссии и обсуждения, работа в малых группах, индивидуальная работа, презентация участниками результатов и выводов по итогам групповой и индивидуальной работы.


^ 3. Практические функции научно-образовательной школы для участников

1. Системный анализ путей поиска и устранения «проблемных зон» в компании.

2. Разработка механизма и стратегии эффективного управления инновационной инфраструктурой в производственной компании.

3. Изучение прикладных инструментов диагностики, креативного мышления, проектно-ориентированного подхода, бизнес-моделирования и управления идеями.


^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Разработка и внедрение в учебный процесс лабораторных практикумов по ключевым дисциплинам цикла общепрофессиональных дисциплин:

- Основы наукоемких технологий;

- Управление качеством;

- Системы организационного управления;

- Трансфер технологий;

- Управление проектами;

- Креативные технологии инновационного процесса;

- Организационное проектирование;

- Системотехника и жизненный цикл промышленных систем;

- Операционный и инновационный менеджмент.

  1. Разработка и внедрение в учебный процесс:

- деловых игр, кейсов по циклу прикладных дисциплин «Управление наукоемкими инновациями»;

- психологических тренингов, формирующих установку на конечный практический результат, развивающих креативность, лидерские качества, умение вести переговоры, способность к компромиссу и пр.

  1. Разработка программ дополнительного профессионального образования:

- Корпоративный менеджмент

- Безопасность бизнеса

- Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

- Эффективное бизнес-планирование

- Эффективное ценообразование

- Инжиниринг управления проектами

- Инвестиционный девелопмент

  1. Издание учебно-методических материалов и пособий.



^ КВАЛИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ


№№ п/п

Ф.И.О.

Место работы

Должность

Специальность и квалификация в соответствии с базовым (дополнительным) образованием

Научная степень, звание

Основные профессиональные навыки, имеющие непосредственное отношение к роли исполнителя в Программе

1

2

3

4

5

6

1

Вдовенко

Зинаида Владимировна

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Заведующий кафедрой экономической теории, инженер-химик, экономист

Доктор экономических наук, профессор

Разработка учебно-методических программ. Организация и проведение семинарских занятий, кейсов, деловых игр

2

Кукушкин

Игорь Григорьевич

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Исполнительный директор «Российский Союз Химиков», руководитель научной лаборатории экономики и управления производством, экономист

Кандидат экономических наук, доцент

Разработка учебно-методических программ. Организация и проведение семинарских занятий, кейсов, деловых игр

3

Синяков

Евгений Викторович

Консалтинговая компания

«ТРИУНА Лидерз»

Управляющий партнер, инженер, экономист

МВА

Организация и проведение авторского курса семинара «Колесо инноваций»

4

Шушунова Татьяна Николаевна

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Доцент кафедры экономической теории, инженер, экономист

Кандидат технических наук, доцент

Разработка учебно-методических программ. Организация и проведение семинарских занятий

5

Хайкин Рудольф Моисеевич

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Страрший преподаватель кафедры экономической теории







6

Гунич

Сергей Васильевич

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Ассистент кафедры экономической теории, инженер

-

Обеспечение организационных мероприятий и информационной поддержки семинарских занятий

7

Гринев

Никита Александрович

РХТУ им. Д.И. Менделеева

Аспирант кафедры экономической теории, экономист

-

Обеспечение организационных мероприятий и информационной поддержки семинарских занятий



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


№ п/п

Тематика раздела

Кол-во уч.часов

Ф.И.О. ведущего

преподавателя-специалиста

Школы

^ Семинар 1. Креативность в инновационной деятельности

1.1

Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента.

Понятие инноваций, изобретения и идеи с точки зрения управленческой практики. Определение инноваций с целью их управления на корпоративном уровне. Типичные практические ошибки менеджеров в области инновационной деятельности

1,5

Синяков Е.В.

Вдовенко З.В.

1.2

Управленческая технология «Колесо инноваций». Часть 1.

Организационный ассессмент готовности к инновациям. Работа в малых группах с последующим общим обсуждением. Предпосылки и причины мотивации на генерирование идей на предприятии, аспекты успешной реализации инновационных идей и наукоемких продуктов. Ограничивающие факторы в стадии генерации идей. Выявление и минимизация «проблемных зон» в процессе развития инноваций.

Проведение ассессмента в трех сферах, по 9 показателям.

Практические упражнения.

  • Стратегические аспекты инновационной инфраструктуры

- видение и инновационная стратегия,

- инновационная культура организации,

- ключевые компетенции инновационной деятельности.

  • Инструментальные аспекты инновационной инфраструктуры

- бизнес-процессы инновационной деятельности,

- поддерживающие системы, программы и инициативы,

- показатели эффективности инновационной деятельности.

  • Ресурсные аспекты инновационной инфраструктуры

- материальные и нематериальные ресурсы,

- инструменты поддержки инновационной деятельности со стороны руководства,

- развитие инновационной экосистемы.

1,5

Синяков Е.В.

1.3

Управленческая технология «Колесо инноваций». Часть 2.

Организационный ассессмент готовности к инновациям. Работа в малых группах с последующим общим обсуждением. Предпосылки и причины мотивации на генерирование идей на предприятии, аспекты успешной реализации инновационных идей и наукоемких продуктов. Ограничивающие факторы в стадии генерации идей. Выявление и минимизация «проблемных зон» в процессе развития инноваций.

Проведение ассессмента в трех сферах, по 9 показателям.

^ Результат: системное понимание взаимосвязи всех элементов инновационной деятельности и план первичных мероприятий по улучшению ситуации.

1,5

Синяков Е.В.

Кукушкин И.Г.

1.4

Креативность в инновационной деятельности.

Синергетическое влияние психологических аспектов творчества на практический бизнес-менеджмент. Диагностические инструменты личной креативности. Условия развития личной креативности. Техника, методология и инструментарий креативного мышления.

1,5

Синяков Е.В.

Шушунова Т.Н.




Всего часов

6




Семинар 2. Бизнес-модель успешного инновационного предприятия

2.1

Бизнес-модель инновационного бизнеса по Александру Остервальдеру. Часть 1.

С недавнего времени данная технология получила распространение в инновационной школе Сколково, как одна из самых эффективных в сравнении с мировыми аналогами.

Источники, механизмы и оценка эффективности создания прибыли в бизнес-модели как объекте изучения. Определение потенциальных потребителей и рынка сбыта продукта бизнес-модели. Общие и предельные потребности рынка. Средства достижения и развития собственных преимуществ. Анализ факторов и способов, которыми каждый сегмент клиентов (потребителей) планирует получать предлагаемые бизнес-моделью преимущества

1,5

Синяков Е.В.

Кукушкин И.Г.

2.2

Бизнес-модель инновационного бизнеса по Александру Остервальдеру. Часть 2.

Анализ взаимоотношений бизнес-модели с каждым сегментом потребителей. Анализ общей и предельной полезности продукта, за который потребители готовы платить. Оценка эффективности используемых ресурсов для функционирования и развития бизнес-модели. Оптимизация конечного продукта бизнес-модели и пути максимизации прибыли. Определение наиболее влиятельных партнеров и поставщиков, а также структуры постоянных и переменных издержек бизнес-модели. Примеры успешных инновационных бизнес-моделей в мировой практике и в России. Практические упражнения.

^ Результат: навык структурного и рационального планирования оптимальных бизнес-достижений в инновационной сфере.

1,5

Синяков Е.В.

2.3

Успешный инновационный проект. Часть 1. Подготовка проекта к инвестированию. Цели, задачи и функции участников проекта (автор, инвестор, управленец). Функции членов команды. Критерии инвестиционной привлекательности. Инвестиционная лестница. Источники и способы привлечения финансирования.

1,5

Вдовенко З.В.


2.4

Успешный инновационный проект. Часть 2. «Ракета Дрейпера». Семь вопросов инвестора. Подготовка предложения для инвестора. Алгоритм позиционирования бизнеса. Финансовые показатели инновационного проекта. Составные элементы инновационного проекта. Критерии отбора проектов. Структура доклада и формат Elevator Pitch. Практические упражнения.

1,5

Синяков Е.В.




Всего часов

6




^ Семинар 3. Методология успешной инновационной деятельности

3.1

Генерация идей. Формирование первичного банка идей.

Продуктивный цикл работы с идеями. Генерация идей. Определение наиболее значимых препятствий процессу генерации идей, и пути преодоления выявленных препятствий. Синтез и сбор идей в бизнес-структуре. Индивидуальное инициирование идей. Средства менеджмента инноваций и идей в бизнес-структуре. Этапы системы управления идеями.

1,5

Синяков Е.В.

Хайкин Р.М.

3.2

Оценка и отбор идей для реализации.

Развитие и обогащение идей экстенсивным и интенсивным методом. Управленческая оценка идей. Принципы и регламенты работы инновационного оргкомитета. Матрица «полезность – усилия». Вердикты инновационного оргкомитета.

1,5

Кукушкин И.Г.

Гунич С.В.

3.3

Управление и координация работы этапов системы управления идеями.

Изучение аспектов работоспособной системы управления идеями. Основные требования к системе управления идеями. Инновационный менеджер: его функции, полномочия и зоны ответственности. Разработка «досье идеи» и резюме инновационного бизнес-проекта. Показатели эффективности работы с идеями. Поощрение инициаторов идей. Обратная связь с авторами идей. Наиболее чувствительные к внешним экстерналиям процессы в организации процесса управления идеями.

1,5

Синяков Е.В.

3.4

Организационная среда успешной инновационной деятельности.

Предмет инновационной культуры, ее характеристики, функции и категории. Создание и управление системы ценностей в инновационной инфраструктуре.


^ Результат: Ролевые модели и поведенческие индикаторы Успешной инновационной деятельности.

1,5

Синяков Е.В.

Шушунова Т.Н.




Всего часов

6




^ Семинар 4. Концепция стратегического управления бизнесом

4.1

Введение в концепцию стратегического менеджмента.

Охота на стратегический менеджмент. Школы стратегий Г. Минцберга.
Этапы стратегического планирования.
Анализ ситуации в стратегическом планировании. Анализ внешней среды. Понятие стратегической бизнес-единицы и стратегической зоны хозяйствования. Модель SWOT–анализа, PEST-анализа.
Стратегическое позиционирование. Модель конкурентных сил и ключевых стратегий М. Портера.
Разделение корпоративной и бизнес- стратегии. Модель Хофера-Шенделя.
Модель жизненного цикла организации А. Адизеса.
Контроль реализации стратегии. Методология сбалансированных показателей BSC.

4

Вдовенко З.В.

4.2

Внутренние факторы разработки корпоративной ИТ-стратегии.
Уровни стратегического управления ИТ: корпоративный уровень, уровень компании, уровень подразделения.
Взаимосвязь между стратегией ИТ и стратегией бизнеса. Алгоритмы «Strategy alignment» Gartner.
Влияние маркетинговой стратегии, финансовой стратегии, стратегии в области персонала на стратегию ИТ.
Влияние финансовых показателей организации.
ИТ-стратегия при слияниях и поглощениях
Роль ИТ-стратегии в достижении целей бизнеса. Повышение капитализации, рост управляемости, финансовая прозрачность.
Выполнение требований акта Сарбейнса-Оксли.

4

Кукушкин И.Г.

4.3

Процесс разработки ИТ-стратегии.
Особенности процесса разработки ИТ-стратегии, определение категорий «врагов» и клиентов. Цели ИТ-стратегии. Критерии успешности стратегии.
Формирование команды, ответственной за разработку ИТ-стратегии. Эффективные коммуникации в компании в отношении ИТ-
стратегии: политический процесса.
Структура ИТ-стратегии. Особенности ИТ-стратегии в крупных компаниях, холдинговых структурах.
ИТ – архитектура. Анализ фактических и целевых архитектур на реальных примерах.
Модель зрелости разработки ИТ-стратегии.

4

Хайкин Р.М.

Гунич С.В.

4.4

Практическая часть. Проектирование ИТ-архитектуры.

Внешние факторы разработки корпоративной ИТ-стратегии.
Перспективы влияния реализации программы Электронная Россия на ИТ-стратегию
Перспективы развития стандартов электронного обмена данными. Отраслевые стратегии.
Развитие технической инфраструктуры (каналы связи, оборудование, сервисное ПО).
Сервисно-ориентированная архитектура (SOA): перспективы. SOA Governance.


^ Результат: Разработка и обсуждения ИТ-стратегий для бизнес-моделей как объектов изучения

4

Вдовенко З.В.




Всего часов

16




^ Семинар 5. Практика моделирования бизнес-процессов

5.1

Теория процессного управления.
Бизнес-процессы: концепции и принципы. Место и роль модели процессов в управлении организацией.
Уровни процессов.
Управление качеством (Total quality management, TQM), стандарт ISO 9000.
Место процессного управления в концепции стратегических карт.
Процессное управление в управлении изменениями. Модель Шмидта, модель Хаммера.
Идентификация проблем в процессах.
Три уровня усилий по изменению процессов.
Концепция реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR). Цели, методы, приемы,инструменты.
Понятие «модель процессов». Модели процессов в стандартах.
Классификация бизнес-процессов.
Проект как процесс.

6

Кукушкин И.Г.

Гринев Н.С.

5.2

Моделирование бизнес-процессов и информационные технологии в моделировании.
Подходы к моделированию. Адекватность модели. Требования к модели процессов.
Классификация моделей в схеме Захмана.
Методология моделирования ARIS.
Графическое моделирование: IDEF0, IDEF3 (AllFusion Modeler), eEPC (ARIS Toolset), UML (Rational Rose, .Net Visio).
Имитационное моделирование в AnyLogic. Сети Петри.
Стандартизованные языки описания бизнес-процессов и инфраструктура взаимодействия Web Services.
Сравнительный анализ нотаций, области применения.

6

Шушунова Т.Н.

5.3

Использование моделирования бизнес-процессов для решения прикладных задач.
Определение требований к ИС. Подготовка тендерной документации.
Внедрение и развитие информационных систем.

Результат: Разработка и внедрение системы менеджмента качества для бизнес-модели как объекта изучения практически интрументов инновационного менеджмента

4

Вдовенко З.В.

Гринев Н. С.




Всего часов

16




Скачать 180.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты