Домой

Редакционная коллегия




НазваниеРедакционная коллегия
страница1/15
Дата05.03.2013
Размер2.96 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Ответственные за выпуск
Главная редакция вестника
Адрес редакции
«вестник балтийской педагогической академии»
Балтийской педагогической
Президент РООУ БПА
Теоретические аспекты современной парадигмы образования и профессионального развития личности
Инновационные подходы и интенсивные технологии в подготовке специалистов и в развитии компетентностей
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ игровых и информационных ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Новые книги и учебные пособия ведущих специалистов
Теоретические аспекты современной парадигмы образования и профессионального развития личности
Образовательной деятельности
Обучающейся организацией
Подход к стратегии с позиций обучения
Поощрение гибкости
Стимулирующие структуры
Обучение с использованием опыта других компаний
Благоприятная для обучения атмосфера
Возможности саморазвития для всех
Профессиональное образование специалистов
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Региональная общественная организация учёных

«БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Секция интенсивных игровых технологий обучения

Научное издание

______________________________________________________




ВЕСТНИК

БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ


Вып. 79. – 2008 г.


Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном

развитии личности:

зарубежный и отечественный опыт


Санкт-Петербург

Редакционная коллегия:

Доктор психологических наук, профессор И.П. Волков, доктор педагогических наук, профессор А.П. Панфилова, доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор А.П.Марков; доктор экономических наук, профессор Б.Н.. Герасимов


^ Ответственные за выпуск:

Доктор педагогических наук, действительный член БПА,

профессор А.П. Панфилова;

Макет - к.п.н. Е.Н. Петровская


^ Главная редакция вестника:

Главный редактор – д.пс.н., профессор И.П. Волков

Зам. гл. редактора – профессор А.П. Панфилова,

кандидат педагогических наук Е.Н. Петровская

Компьютерный редактор: Е.С. Ивашенцова


^ Адрес редакции:

190121, г. Санкт-Петербург.

Ул. Декабристов, 35 СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

Кафедра психологии им. проф. А.Ц. Пуни

Тел. 714-66-27. Факсы 714-10-84; 550-02-11.

E-mail: volkov_ bpa@rambler.ru

appanfilova@mail.ru

www.baltacademy.ru


В 36 ©Балтийская Педагогическая Академия.

©Панфилова А.П.



  • Издаётся на средства авторов статей и взносы членов БПА

по секции интенсивных технологий обучения и развития


-----------------------------------

^ «ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ»

Научное издание (сокращенное название: «Вестник БПА»).

Основано в июне 1995 г. в г. Санкт-Петербурге. Лицензия № 00-5832.


Международная регистрация (Юнеско, Париж):

ISSN 1818-6467 (Vestnik BPA)

=========================================================

Подписано к печати 20. XII. 2007 г. Печать ризографическая. Зак.08.

Тир. 300. Формат бумаги 60х90. Изд. РООУ БПА.




ВЕСТНИК

^ БАЛТИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АКАДЕМИИ


Вып. 79. – 2008 г.


Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности:

зарубежный и отечественный опыт


Санкт-Петербург


От редакции


В данном выпуске «Вестника Балтийской Педагогической Академии» читатель найдёт разнообразные материалы, в которых описан зарубежный и отечественный опыт применения интенсивных методов и технологий обучения, конкретных деловых, ролевых и других игр, полезных для педагогов и психологов, работающих в вузах и других образовательных учреждениях. Выпуск «Вестника» подготовлен группой ведущих ученых, работающих на факультете управления в РГПУ им. А.И.Герцена, и в других вузах СПб и России, непосредственно занимающихся разработкой, совершенствованием и преподаванием различных методов и методик интенсивного обучения.

Обращение ученых – авторов статей данного журнала, – к данной проблеме является закономерным следствием интенсивного развития современного общества, кардинально изменившегося за последние 20 лет в плане разработки новых, применения и совершенствования уже апробированных интенсивных и интерактивных технологий в практике управления и обучения. Быстрое овладение необходимой информацией в подготовке молодых специалистов является ныне важнейшим условием развития информационного общества, в котором компьютер и компьютерные технологии управления уже соперничают с человеческим мозгом и умом, что требует создания надежной психолого-педагогической защиты от власти компьютера. Новый этап цивилизационного развития вызывает необходимость не просто повышения уровня образования, но и формирования иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, социальным, информационным реалиям. Это и порождает потребность в интенсивных технологиях и их внедрении в образовательный процесс профессиональной подготовки молодых специалистов.

Техника и методы эвристических, интенсивных интерактивных и информационных технологий являются ныне необходимым условием существования современного социального менеджмента, маркетинга, рекламы, пиартехнологий, организационного поведения, коммуникации и психологической работы с персоналом.


^ Президент РООУ БПА,

доктор психологических наук.

заслуженный деятель науки России,

профессор

И.П.Волков


СОДЕРЖАНИЕ


^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Марков А.П. Отечественная культура как аксиологический ресурс образовательной деятельности…………………….………………………………….


7

Панфилова А.П. Дейтерообучение специалистов или компетенция обновления компетенций в обучающейся организации…………………………….


11

Муртазина Г.Х. Профессиональное образование специалистов по связям с общественностью СПб. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта в условиях глобализации…...


16

Комиссаренко С.С. От специалитета к бакалавриату: сложный вектор перемен………………………………………………………….…...............................


19

Трегубова Е.С. Инновационные технологии обучения студентов в современной парадигме образования…………………………………………………


22

Долматов А.В., Барыбина Н.А., Образцова Н.А. Исследовательские модели обучения и развитие продуктивного мышления……………………………


25

Василенко Н.В. Обучение действием: технология обучения и инструмент изменения организации……………………………………….….................................


29

Дулин Ю.Н. Технологические аспекты профессиональной подготовки компетентных менеджеров ……………………………………….…..........................


32


^ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ


Панфилова А.П., Бедяева Т.В. Креативные и эвристические техники развития навыков коллективного принятия решений ……………………………..


37

Дружинин А.Е. Социальная креативность – универсальная задача и потребность тренинга…………………………………………………………………………………


42

Немичева Н.Н. Интерактивные лекции как инструмент интенсификации

процесса обучения ……………………………………….…....……………………….


46

Игнатьева И.Ф. Роль активного обучения в развития образования в сфере туризма……….…...………………………………………………………..........


50

Петровская Е.Н. Игротехническая компетентность преподавателя, реализующего инновационную программу ………………………………………….


53

Торицына Т.А. Активные методы обучения для формирования и развития лидерских качеств управленческих кадров ………………………………………….


58

Мурашова Ю.А. Развитие менеджерских подходов в разработке и реализации программ подготовки экспертов для фармацевтической отрасли…….


60

Жарова М.В. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в вуз……………………………………………..


63

Стешов А.В., Зверев С.Э. Методика интенсивной разработки публичной речи ……………………………………………………………………………………..


67

Кучинская Н.М. Тренинг профессиональной подготовки в контексте стратегической программы «Адаптация» ……………………………………………


72

Волкова Н.С. Оценка персонала как неотъемлемая составляющая обучения менеджеров…………………………………………………………….........


74



^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ игровых и информационных ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ


Герасимов Б.Н. Игровое моделирование процесса принятия управленческих решений командой топ-менеджеров……………………………….


77

Егорова Е.В. Сюжетно-ролевые игры как интенсивная технология обучения организационному поведению……………………………………………..


83

Котова А.А. Роль и место должностной инструкции в управлении персоналом………………………………………………………………………………


86

Панфилов В.Г. Применение интенсивных технологий в модулях подготовки педагогов на факультете « Безопасность жизнедеятельности»………..


91

Смирнов Ю. Е. Зарубежная индустрия настольных ролевых игр, генезис, общественное значение и перспективы ………………………………………………


95

Бухаров Д.В. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации игровой деятельности учащихся ……………………………..........


99

Филатова Т.Д. Тренинг повышения эффективности использования рабочего времени……………………………………………………………………….


102

Колесникова Д.А. Лидер-визионер как проводник изменений в организации …………………………………………………………………………….


105

Федоров И.И. Ансамблевые деловые игры как способ успешного

командообразования ……………………………………….……………………..........


108

Савинова Н. А. Имитационная игра «Актуальный образ учителя»…...........

111

Коновалов Д.С. Инновации в методике эффективного владения голосом……………………………………………………………………………….….


114

Цыганов А.В. Инновационное моделирование учебного процесса в школе по курсу ОБЖ с применением мультимедийных средств…………………………...


116

Лоза А.А. Образовательные возможности информационных технологий в профессиональной подготовке менеджеров …………………………………..……..


118

Сергеева И.М., Стучилина Ю.С., Эмануэль Т.С. Проект создания Центра электронной поддержи образовательного процесса…………………………………


121



^ НОВЫЕ КНИГИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ИГРОВОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ИНТЕНСИВНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………………128


Сведения об авторах …………………………………………………………....130


^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ




ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС

^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Марков А.П.


В публикациях последних лет, посвященных проблемам реформирования образования, основное внимание уделяется вопросам технологической оснащенности педагогического процесса. На наш взгляд, эта тенденция объясняется упрощенным представлением о сущности образования, которая сводится, в основном, к профессиональной подготовке специалиста. На самом деле образование есть процесс и результат формирования целостного «образа» личности, важнейший механизм трансляции ценностей, норм и смыслов бытия, специфических для того или иного типа культуры.

Человек, рождаясь потенциально бесконечным в своих возможных проявлениях, в реальности имеет ограниченное число вариантов самоопределения, и особенно в нравственной плоскости. Свой главный выбор – путь добра или зла, созидания или разрушения – он совершает в зависимости от многих факторов, но все же решающим является среда общения, в которой личность обнаруживает значимых для себя других, субъективно воспринимая их как свой идеал, как проекцию своего «я». Идентификация с такими образами как бы включает психологический механизм резонанса, который переводит содержание другого во внутреннюю плоскость – в единицы духовного мира личности, усиливает те качества человека, которые представлены в образе кумира. Именно так происходит творение личности «по образу и подобию», т.е. ее образование.

Каждая культура свою духовную сущность образует и представляет в форме этического идеала, который персонифицируется образами исторических деятелей, национальных героев, святых, выступающих в роли духовных референтов нации. В биологии есть понятие «ствольные клетки» – это те клетки, которых немного, но которые определяют структуру и функции каждого органа. В них как бы содержится проект, замысел будущей системы. Так и в культуре – есть люди, чей образ определяет и выражает сущность культуры, ее путь. Эти люди – душа культуры, ее связующая субстанция. Образы таких личностей являются обобщенным символом национальной культуры, они олицетворяют ее духовное ядро, концентрируют представления народа о желаемом будущем, олицетворяют пути преодоления духовного кризиса. Так, духовно–нравственный образ Христа отвечал культурным проблемам своего времени. Сергий Радонежский, Александр Невский, сформировались в контексте тех духовных, политических и государственных проблем, которые переживала Московская Русь. Фигура титана, с его стихийным индивидуализмом, субъективизмом, антропоцентризмом, соответствовала духу эпохи Возрождения. Обладая харизмой и сакральным статусом, образы таких людей являются обобщенными символами национальной культуры, ее связующим центром, они олицетворяют ее духовное ядро. Личности такого масштаба выступают своеобразным духовным «зеркалом» культуры – они являют нам наш образ, отстраненный во времени, предлагают нам проект нашего будущего.

Тип референта определяется спецификой культурной системы. Духовные референты в христианских культурах, как правило, являются персонифицированным выражением заповедей блаженств. Как известно, христианская мораль вырастает из трех базовых ценностей: страдание, обеспечивающее блаженство (вечной и блаженной жизни в Царствии Небесном достойны: плачущие, кроткие, чистые сердцем, жаждущие правды, гонимые за правду). Страдание – это условие достижения Идеала любви и справедливости – последователи Христа должны быть готовы к трудному миссионерскому служению истине и возможным страданиям на этом пути; нестяжательство – блаженны нищие духом (т.е. отказавшиеся от материальных благ согласно своему духовному выбору. Главное – чтобы был хлеб насущный на каждый день); всепрощающая любовь к ближнему. Эти предельные формы поведения последователей Христа должны были стать нравственным примером для других в строительстве Царства Божия на земле. Этими ценностями пронизана вся русская литература, искусство, фольклор. И процесс духовной преемственности обеспечивался путем идентификации человека с персонифицированными образами культуры.

Духовный референт – это и символ консолидации нации (духовного притяжения граждан), и образец подражания. Это тот, кто воспринимается в качестве этического идеала для самовоспитания (с кого можно «делать собственную жизнь»), критерия поиска и определения смысла собственного бытия. Отождествление с образом значимой личности «запускает» резонансный механизм, усиливающий в личности подобные качества. Специфика референтов российской культуры состоит в том, что эту роль всегда выполняли святые, подвижники, художники, пророки, гонимые властью.

В этой связи важнейшая проблема образования и воспитания – поиск и востребованность референтов, т.е. значимых образцов для подражания, способных задать идеал совершенства, стать точкой отсчета в определении смысла жизни, пробудить в человеке энергию самосозидания, помочь понять свое предназначение и обрести личностную гармонию.

Отечественная культура имеет опыт утверждения человеческого типа, представляющего вершину земного воплощения христианского идеала. Например, в предыдущие столетия этический идеал поддерживался и транслировался с помощью института святых, включая их иконные образы, молитвенное предстояние которым способствовало отождествлению личности с их духовной сутью. Огромное значение играли агиографические тексты («Жития святых») – они выступали в роли специфической «рекламы» таких человеческих качеств как кротость и смирение, послушание и моление, любовь и прощение. Личностные свойства святых определялись каноном для создания образа идеального христианского подвижника. Использовались выразительные средства–образы (вербальные референты), которые включали эмоциональную сферу личности: дело божье, подвиг, служение, мытарства горькие, вечные муки, страшные испытания, гнев Божий.

В последние годы, в связи с разрушением системы духовного самовоспроизводства российского общества и мировоззренческим вакуумом, в котором оно оказалось, все отчетливее обнаруживаются симптомы кризиса идентичности, который в субъективном, личностном плане переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром, неспособность человека отождествить себя в национально–государственном плане. Для подростка, молодого человека кризис идентичности субъективно может и не восприниматься в этом качестве. И это вполне объяснимо – духовный кризис до определенной стадии протекает в неявной форме, он носит как бы отсроченный характер. Известно, что когда опасность возникает резко и внезапно, картина мира быстро меняется и человек мобилизует все свои ресурсы для поиска выхода. В данном случае ситуация не воспринимается как болезненная.

В социально–культурной плоскости важнейшая причина кризиса состоит в утрате референтной роли персонифицированных ценностей–образов отечественной истории и культуры. Сегодня классические образы отечественной литературы перестали выполнять функцию трансляции этического идеала (а, как известно, именно они представляют собой символическое воплощение христианских ценностей нестяжательства, страдания и любви). Для значительной части населения (и прежде всего молодого поколения) существенно снижена смыслообразующая роль нравственных ценностей христианства. В этом смысле сегодняшний этап российской истории напоминает эпоху Реформации в странах Западной Европы.

В такой ситуации возникает необходимость разработки условий (и прежде всего в рамках образовательных систем), способных актуализировать и востребовать духовных референтов отечественной культуры, олицетворяющих ее базовые ценности, воплощающих лучшие нравственные качества народа. Персонификация «национальной души» станет не только фактором общественного единения, но и эталоном личностного развития. Значимые образцы для подражания способны задать идеал совершенства, стать точкой отсчета в определении смысла жизни, пробудить в человеке энергию самосозидания, помочь понять свое предназначение и обрести личностную гармонию.

Для обретения духовной идентичности культура должна, прежде всего, вернуть утраченную целостность, исцелиться, т.е. восстановить историческую преемственность, понять и принять свою духовную самобытность. Восстановление целостности и органичности национально–культурного мира, как неоднократно утверждал академик Д.С.Лихачев, «задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы». Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», нравственной дисциплины и социальности.

Обретение (и осознание) культурной миссии России предполагает понимание и принятие прошлого – всякого, в т.ч. и трагического, постыдного – оно должно войти в актуальное пространство самосознания; предполагает поиск в историческом прошлом пиковых состояний государственного и общественного бытия (т.е. самых «здоровых» периодов развития, когда Россия максимально полно выражала своим бытием свое предназначение). Лишь отыскав их, можно перекинуть мост из прошлого через провалы исторического и культурного небытия в будущее. Такой избирательный подход к прошлому закономерен – отечественная история есть своеобразное коллективное повествование, которое разворачивается вокруг определенных событий и личностей, значимых для самосознания народа. Выбор этих эпох, событий и персон не случаен – он подчинен потребности нации в осмыслении ее актуального положения, в понимании ее возможного будущего.

Значение духовно–нравственных референтов уникально в плоскости личностного становления. Каждый человек, в силу своей изначальной незавершенности, потенциально бесконечен в вариантах своего будущего. Поэтому он должен дополнить себя предстоянием чему–то высшему, осуществившемуся и находящемуся вне его, способному довершить и возвысить человеческое бытие. В этом предстоянии он получает духовное задание, свою призванность и ответственность (И.А.Ильин), т.е. становится человеком культурным в подлинном смысле этого слова – способным принять и осуществить надличностные ценности, отождествить себя с теми, кто совершеннее тебя, выстроить себя по их образу и подобию. Именно референтный образ другого становится условием образования личности и реализации ее возможностей, определения жизненного призвания и выбора того пути, на котором личность сможет максимально полно себя реализовать.

В этой связи важнейшим ресурсом образовательной деятельности (наряду с текстами, в которых содержится концентрированный опыт человеческого развития) является личность педагога, способная воздействовать на воспитанника пол различным каналам: во-первых, за счет субъективной интерпретации текста – смысл последнего существенно модифицируется в контексте содержания ментального и ценностно-нормативного мира педагога, его собственной «картины мира»; во-вторых, ценности и личностные качества педагога неизбежно транслируются по коммуникативно-образовательным каналам; в-третьих, в качестве образовательного ресурса следует рассматривать особую душевную энергию воспитателя, посредством которой происходит творение другого. Как известно, педагогика – это не только трансляция знания и организация контроля за их усвоением, но и воспитание, сущность которого состоит в творении духовным усилием личности воспитанника. Это происходит в том случае, если педагог видит перед собой не просто студента, который должен продемонстрировать некую сумму знаний, но незавершенную личность, открытую будущему, находящуюся в процессе становления, развития. И от твоего видения ее перспектив, от твоего «проекта» во многом зависит будущее этого человека.

Такое духовное творение личности, по мнению Вл. Соловьева, и есть подлинная любовь, понимаемая им как способность видеть и удерживать в сознании идеальный образ человека, т.е. видеть его «божий замысел», постоянно «возвращая» словами его хозяину – в форме поддерживающих и одобряющих реплик, позитивных оценочных суждений, «сочувственного понимания» (мне кажется, здесь уместно напомнить всем известную строку из Евангелия: «по вере вашей да будет вам»). А это возможно лишь в том случае, если все формы учебно-образовательного процесса будут строиться на позитивной и конструктивной основе.

В этой связи возникает проблема высочайшей нравственной ответственности педагога в становлении личности студента. Педагог, как никто в этом мире, ответственен за то, какую духовность он созидает в себе и являет ее другим в образовательном пространстве коммуникаций. Для того чтобы реально изменить личность другого, педагог должен стать образцом для подражания, т.е. стать для студента значимым, референтным.

Не менее важен и вопрос о том, какие ценности и качества он должен транслировать. На мой взгляд, современный педагог должен персонифицировать базовые для отечественной культуры ценности – справедливость, моральную ответственность, патриотизм, духовность (понимаемую как нестяжательство, отсутствие корыстных намерений и мотивов). Далее, он обязан олицетворять лучшие нравственные качества своего народа, и прежде всего совесть (т.е. внутреннюю настроенность на другой голос, способность услышать и воспринять «весть»), способность к сопереживанию, милосердие. К сожалению, сегодняшний инструментальный мир почти убил в педагоге эти высокие моральные качества, заставив его подчинить педагогический процесс погоне за количеством знаний и освоенных технологий.

В этой связи особую важность приобретает такая форма образовательной деятельности как экзамен. Его ключевой элемент – оценка может стать средством и разрушения образа «Я», и созидания души человеческой. Не случайно исследователи вновь и вновь возвращаются к уточнению и концептуальному обоснованию критериев и показателей оценивания знаний. В рамках человекотворческой парадигмы образовательной деятельности эти критерии не должны быть жестко увязаны с объемом и качеством освоенных знаний. Оценивая по этому критерию, мы тем самым утверждаем жестко инструментальный подход к человеку, который завтра будет транслировать эту жесткость в систему менеджмента, маркетинга, в межличностные отношения.

Предмет оценки – путь, который прошел студент в процессе самостроительства. Рекомендованные мною тексты, содержание моих лекций, я сам как личность все это лишь материал для образовательной деятельности, субъектом которой выступает студент. Своей оценкой я не только удерживаю его на этом пути, но и поощряю дальнейшие усилия (существует легенда о том, как св. Мефодий, когда он собирал в славянских землях вокруг себя учеников, однажды решил подарить свой посох одному из них. Все думали – лучшему, но он подарил худшему, сказав при этом: «лучшие учатся меньше всего, гораздо дольше учитель остается с плохими учениками»).

В контексте сказанного выше как антисозидательная предстает тестовая система оценки знаний. Она предельно формализует отношения между педагогом и студентом, разрушает духовную связь воспитателя и воспитанника, обеспечивает педагогу «алиби неучастия» в судьбе другого. Восхищение, сострадание и любовь – вот те чувства, с помощью которых формируется субъективность другого человека. Образовать, «собрать» личность можно лишь усилием собственной души педагога, впитавшей в себя этический идеал культуры и формирующей воспитанника по «образу и подобию».


Дейтерообучение специалистов или компетенция обновления компетенций в обучающейся организации


Панфилова А.П.


На современном уровне развития рыночных отношений и в связи с усилением конкуренции организационная обучаемость стала критически важной компетенцией, что потребовало создание обучающихся организаций и корпоративных университетов. Работники, желающие добиться успеха, должны постоянно учиться. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. Знания систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации.

Под
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты