Домой

Наук о физической культуре и спорте учебно-методический комплекс




Скачать 387.52 Kb.
НазваниеНаук о физической культуре и спорте учебно-методический комплекс
Дата05.03.2013
Размер387.52 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
«подготовлено к изданию»
«рекомендовано к электронному изданию»
Российская федерация министерство образования и науки
Институт физической культуры Кафедра теоретических основ физического воспитания
Короткова Е.А. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Короткова Е.А., доктор педагогических наук, профессор
1.1. Цели и задачи дисциплины
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
В научно-исследовательской деятельности
Трудоемкость дисциплины.
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
3.Тематический план.
I. Раздел. Проблемы развития наук о физической культуре и спорте
II. Обзор современных инновационных разработок в сфере физической культуры и спорта
Итого часов
Планирование самостоятельной работы студентов
I. Раздел. Проблемы развития наук о физической культуре и спорте
II. Обзор современных инновационных разработок в сфере физической культуры и спорта
...
Полное содержание
Подобные работы:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 201__г.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУК О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения направления 034300.68 «Физическая культура» профилей подготовки: «Физкультурно-оздоровительные технологии», «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта», «медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта», «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта»


^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Короткова Е.А./

«______»___________201__г.


Рассмотрено на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания 12.04.2011 №7 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 18 стр.


Зав. кафедрой ______________________________/Короткова Е.А./

«______»___________ 201__ г.


Рассмотрено на заседании УМК института физической культуры 23.05.2011 №7

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Колунин Е.Т./

«______»_____________201__ г.


«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.


^

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
^

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания




Е.А. Короткова


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУК О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной формы обучения

направления 034300.68 «Физическая культура» профилей подготовки:

«Физкультурно-оздоровительные технологии»,

«Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта»,

«Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта»,

«Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта»




Тюменский государственный университет

2011


^ Короткова Е.А. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 034300.68 «Физическая культура» профилей подготовки: «физкультурно-оздоровительные технологии», «Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта», «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта», «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта». Тюмень, 2011. 18 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Современные проблемы наук о физической культуре и спорте [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой теоретических основ физического воспитания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

^

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Короткова Е.А., доктор педагогических наук, профессор




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Короткова Е.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

Актуальность курса обусловлена тем, что наука в современных условиях является важным фактором влияющим на прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе и в физкультурном образовании, спорте и физическом воспитании.


^ 1.1. Цели и задачи дисциплины


Цель преподавания курса – показать в современном аспекте состояние и наиболее актуальную проблематику физической культуры и спорта как многоаспектных объектов научного исследования.


Задачи изучения дисциплины:

- Сформировать представление об исследовательских подходах, реализуемых в исследовании физической культуры и спорта, как сложных социально-культурных феноменах;

- Ознакомить студентов с современными научными теориями, разработанными в условиях практики физической культуры и спорта последних лет;

- Раскрыть перспективные направления исследования в различных областях научного знания о физической культуре и спорте и пути их интеграции и дифференциации на современном этапе развития.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении таких дисциплин как: педагогика и психология, теория физической культуры, спортивная метрология, физиология спорта.

В свою очередь дисциплина является интегрированным курсом, объединяющим основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию методологических подходов, средств, методов, нормативных требований, способов управления и организации, а также направленности таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная оздоровительная и адаптивная физическая культура.


^ 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

^ В научно-исследовательской деятельности:

- способностью выявлять современные практические и научные проблемы, применять современные технологии и новации в сфере физической культуры и спорта (ПК-32).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- систему научного знания о физической культуре и спорте, ее структуре, междисциплинарную интеграцию комплекса наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественнонаучных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных;

- стратегии разрешения проблем в отрасли;

уметь:

- оперировать основными теоретическими знаниями о физической культуре и спорте на основе критического осмысления;

- проводить анализ и представлять интегративную информацию по вопросам развития физической культуры и спорта на местном и региональном уровне для принятия управленческих решений по ее совершенствованию;

владеть:

- профессиональной речевой коммуникацией на русском.


^ Трудоемкость дисциплины.


Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2

3

^ Аудиторные занятия (всего)

105







В том числе:

-

-

-

Лекции

35

18

17

Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)

70

36

34

Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа (всего)

111

18

93

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

72

144

6

2

4


^ 3.Тематический план.

Таблица 2.

Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Формы контроля

лекции*

практические занятия*

самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

7




8

^ I. Раздел. Проблемы развития наук о физической культуре и спорте

1

Система научного знания о физической культуре и спорте, ее структура

1-4

4

8

4

2

Доклады с анализом презентаций

2

Проблема разработки концептуальный представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта

5-8

4

8

4

2

Групповой анализ презентации

3

Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта

9-12

4

8

4

2

Круглый стол

4

Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания

13-16

4

8

4

2

дискуссия

5

Проблема оптимизации многолетнего процесса физического воспитания в соответствии с закономерностями жизнедеятельности индивида

17-18

2

4

2

2

Доклады с анализом презентаций




ИТОГО

18

18

36

18

10

зачет

^ II. Обзор современных инновационных разработок в сфере физической культуры и спорта

6

Дидактическая проблематика в сфере физической культуры

1-4

4

8

20

4

Дискуссия

7

Проблематика углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида и совершенствования технологий воспитания физических качеств и двигательных способностей

5-8

4

8

20

4

дискуссия

8

Проблематика дальнейшей разработки теории и технологии современного спорта

9-12

4

8

20

4

Мозговой штурм

9

Проблематика дифференции современного спортивного движения и научно-теоретического обеспечения развития общедоступного (ординарного) и спорта высших достижений

13-14

2

4

20

4

Групповой анализ сообщений

10

Проблематика разработки методологии и технологии моделирования и контроля процессов развития физкультурной и спортивной деятельности и ее результатов

15-17

3

6

13

4

Групповой анализ авторефератов канд. диссертаций




^ Итого часов:

17

17

34

93

20

Экзамен




ВСЕГО




35

70

111










из них часов в интерактивной форме 30% от аудиторной нагрузки













30




Примечание: * - если предусмотрены учебным планом ООП.


Таблица3.

^ Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

дополнительные

^ I. Раздел. Проблемы развития наук о физической культуре и спорте

1

Система научного знания о физической культуре и спорте, ее структура

Реферат по актуальным проблемам специализированных направлений научного знания в соответствии с направлением магистерской подготовки

Подготовка презентации к защите реферата

1-4

4

2

Проблема разработки концептуальных представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта

Доклад

Подготовка презентации к докладу

5-8

4

3

Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта

Составление сравнительной таблицы

Письменная работа-размышление «Основы межкультурной коммуникации западных и восточных видов оздоровительных практик»

9-12

4

4

Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания

Анализ закона РФ «О физической культуре и спорте»

Подготовка аналитической справки

13-16

4

5

Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания в соответствии с закономерностями онтогенеза и динамика жизнедеятельности индивида

Систематизация образовательных программ в базовом физическом воспитании

Анализ существующих образовательных программ и комментариев к ним

17-18

2

^ II. Обзор современных инновационных разработок в сфере физической культуры и спорта

6

Дидактическая проблематика в сфере физической культуры

Работа с литературой, электронными источниками

Конспект методики обучения двигательному действию из своего вида спорта

1-4

20

7

Проблематика углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида и совершенствования технологий воспитания физических качеств и двигательных способностей

Доклад, заполнение сопоставительной таблицы особенностей сенситивных периодов развития ребенка

Подготовка презентации к докладу

5-8

20

8

Проблематика дальнейшей разработки теории и технологии современного спорта

конспект

Составление аннотированного каталога существующих в сети источников на эту тему

9-12

20

9

Проблематика дифференции современного спортивного движения и научно-теоретического обеспечения развития общедоступного (ординарного) и спорта высших достижений

Реферат по теме

Рецензия на реферат, выполненная членом учебной группы

13-14

20

10

Проблематика разработки методологии и технологии моделирования и контроля процессов развития физкультурной и спортивной деятельности и ее результатов

Проект модели ведущего спортсмена избранного вида спорта

Протоколы с результатами соревнований

15-17

13




ИТОГО:

111




  1. ^ Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Психолого-педагогические аспекты высшего физкультурного образования




х




х




х

х

х

х

х

2.

Олимпийское образование







х

х







х

х

х




3.

Практика и научно-исследовательская работа




х

х

х

х

х

х

х

Х







  1. ^ Содержание дисциплины.


I. Раздел. Проблемы развития наук о физической культуре и спорте

  1. Система научного знания о физической культуре и спорте, ее структура

Комплекс наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественнонаучные, психолого-педагогические, социально-гуманитарные. Специфика каждой группы научного знания.

Эволюционный, системный и синергетический подходы как ведущие направления научной методологии и новые виды интеграции наук, изучающих физическую культуру и спорт на современном этапе. Характеристика и соотношение физической и спортивной культур.

Концепция конверсии высоких технологий спортивной подготовки и организации спортивной деятельности в теорию и практику физического воспитания и «спорта для всех».

  1. ^ Проблема разработки концептуальных представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта

Проблема исследования телесно ориентированных практик в рамках современной культуры в дискурсе современного развития антропологии. Концепция аналитической сомаэстетики Р.Шустермана.

Взаимообусловленность функций и форм физической культуры. Отражение в социальной структуре физической культуры и особенностей ее формирования, возникающих в силу различия тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе и развития социальных потребностей.

Проблема определения структурно-функциональных особенностей и разработки технологий видов и разновидностей физической культуры: базовой и базово-пролонгирующей; специализированно-прикладной; спортивной; адаптивной; оздоровительно-реабилитационной; повседневно-бытовой. Проблематика повышения эффективности школьной физической культуры. Спортизация физического воспитания школьников.


^ 3. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта

Сравнительная характеристика исторически сложившихся и современных систем физических упражнений в различных регионах мира (йога, ушу, аэробика). Анализ их связи с особенностями культурных, общественно-политических и других факторов, оказавших влияние на их зарождение и развитие. Проблема аккультурации заимствованных систем физических упражнений в современных системах физической культуры. Проблема снижения интереса к традиционным для системы физической культуры средств физического воспитания. Проблематика интеграции спортивной и физической культур в контексте развития современных практик физического воспитания и адаптирования технологий спортивной подготовки и заимствованных систем физических упражнений к потребностям и условиям физического воспитания подрастающего поколения.


^ 4. Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания

Проблематика уточнения целевых установок системы физического воспитания в контексте процессов эволюционного развития человека, биологических параметров, характеризующих оптимальное состояние организма и факторов внешней и внутренней среды.

Проблематика совершенствования программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания в соответствии с социальными, региональными и культурным факторами. Научно-теоретические аспекты разработки программно-нормативных основ в различных видах физической культуры.

Пути повышения эффективности физического воспитания как фактора самореализации человека и развитие физических и духовных способностей. Факторы и условия повышения эффективности физкультурной деятельности в современных условиях. Факторы, обеспечивающие эффективность средств, методов и форм построения и организации занятий. Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Развитие общественных и спортивных организаций, спортивных движений и инициатив и пути повышения эффективности их деятельности. Проблематика формирования правовой базы функционирования физической культуры и спорта. Анализ закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте и проблем, связанных с современной практикой спортивного движения и разворачивающимися процессами профессионализации и коммерциализации спорта.


^ 5. Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания в соответствии с закономерностями онтогенеза и динамики жизнедеятельности индивида

Факторы биологического характера, детерминирующие двигательную активность. Феномен двигательной активности и современная методология его исследования. Концепция двигательной активности человека как система представлений об основных закономерностях управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивида. Пути, направления, средства и формы организации двигательной активности различных контингентов. Новые подходы к проектированию систем физической подготовки в различные периоды жизни человека. Ключевые аспекты физического совершенствования: необходимость формирования основ двигательного потенциала человека в первые месяцы жизни, детерминированность содержания двигательной активности закономерностями возрастного моторного и психического развития, обязательность двигательной активности в течение всей жизни, формирование понимания роли и значения физической культуры в системе общечеловеческих культурных ценностей и потребности человека в двигательной активности.


II. Обзор современных инновационных разработок в сфере физической культуры и спорта


^ 6. Дидактическая проблематика в сфере физической культуры

Пути углубления принципов, средств и методов обучения двигательным действиям на основе новых подходов в исследовании закономерностей двигательных умений и навыков.

Обучение двигательному действию как процесс целенаправленного управления формирования двигательного умения и навыка в свете теоретических построений Н.А. Бернштейна, А.А. Ухтомского, B.C. Фарфеля, М.М. Богена. Особенность этапов обучения двигательному действию. Проблема соответствия методов задачам этапа обучения и их соотношение, способствующее стабилизации, динамичности и вариативности двигательных умений и навыков. Проблема перестройки прочно сформированного двигательного навыка и пути ее решения. Содержание контроля и самоконтроля на этапе результирующей обработки действия. Проблема соотношения двигательного навыка и уровня развития физических качеств.


7. Проблематика углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида и совершенствования технологий воспитания физических качеств и двигательных способностей

Совершенствование технологии воспитания физических и непосредственно связанных сними способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, гибкости, выносливости) на основе соответствия средств и методов воспитания закономерностям онтогенеза.

Эволюционный подход в исследовании феномена физической активности человека (В.К. Бальсевич) и формирование научного знания о естественных законах развития двигательного потенциала человека. Концепция физической активности человека как система представлений об основных закономерностях управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивида. Проблема учета индивидуальных морфофункциональных и возрастных особенностей, моторных способностей и личностных мотиваций в процессе физического воспитания. Фундаментальные закономерности развития двигательного потенциала человека: генетически детерминированная ритмичность развития двигательной функции и обеспечивающих ее морфофункциональных систем организма в онтогенезе человека; неравномерный характер возрастного преобразования элементов и структур систем двигательных действий; асинхронность колебаний интенсивности развития элементов по отношению к структурам систем двигательных действий.

Типы сенситивности, детерминирующих эффективность воздействий при стимулированном развитии двигательного потенциала: генотипическая и фенотипическая, их характеристика.

Проблематика исследования компонентов двигательных способностей. Формирование спортивной генетики как области научного знания. Характеристика ее научной проблематики.


^ 8. Проблематика дальнейшей разработки теории и технологии современного спорта

Проблема изучения спорта как социокультурного феномена в его историческом развитии и современном состоянии. Прогнозы развития спорта высших достижений в свете гуманитарного знания.

Проблема изучения спорта как субкультуры и негативные явления в его развитии (формирование специфических норм, ценностей и отношений в сфере профессионального спорта, спортивный фанатизм, допинг в спорте).

Проблематика междисциплинарной области теории спорта «Спортивная рекордология». Спортивное достижение как объект познания и оценки науки о спорте. Ценности и строение спортивных достижений. Динамика и современный уровень высших спортивных достижений. Прогнозирование высших спортивных достижений.

Современная теория подготовки спортсменов и ее основные разделы. Исторические предпосылки, методологические основы построения теории подготовки спортсменов и ее реализация. Система подготовки национальных команд: история формирования и концептуальные положения. Олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность. Основы современной системы подготовки. Технико-тактическая и психологическая подготовка. Двигательные (физические) качества и физическая подготовка. Макроструктура процесса подготовки. Микро- и мезоструктура процесса подготовки. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки и соревновательной деятельности. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности. Внутрисоревновательные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности.


^ 9. Проблематика дифференции современного спортивного движения и научно-теоретического обеспечения развития общедоступного (ординарного) и спорта высших достижений

Профессионализация современного спорта высших достижений. Проблема дифференциации профессионального спорта («профессионально-супердостиженческий» спорт и «профессионально-коммерческий» спорт) в свете гуманитарной ценности спорта.

Проблематика общедоступного спорта («спорта для всех»). Проблемы развития адаптивного спорта. Концепция научной дисциплины «Гуманитаристика спорта» В.И. Столярова и проблема реализации гуманистической модели соревнования. Деятельность международных спортивных организаций по сохранению гуманистических ценностей спорта. Направления совершенствования системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений и основные проблемы их реализации. Прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности и исчерпанность возможностей этого направления. Устранение в 4-летних олимпийских циклах противоречия между системой целенаправленной подготовкой к олимпийским играм и практикой участия в большом количестве соревнований в течение года.

Разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры. Строгое соответствие системы тренировки избранного вида спорта. Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, мобилизации функциональных резервов.

Соответствие системы подготовки к главным соревнованиям, географическим и климатическим условиям их проведения. Расширение нетрадиционных средств подготовки. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом закономерностей становления спортивного мастерства. Расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний по ряду разделов спортивной подготовки. Проблема спортивного травматизма. Динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция с учетом основных тенденций соревновательной практики.


^ 10. Проблематика разработки методологии и технологии моделирования и контроля процессов развития физкультурной и спортивной деятельности и ее результатов

Научно-методологические основы построения моделей соревновательной деятельности. Построение моделей подготовленности. Проблема построения функциональных моделей. Концепция моделирования соревновательной деятельности и подготовленности на основе индивидуальных особенностей спортсменов. Научно-методические основы прогнозирования в спорте. Методы прогнозирования. Виды прогнозирования и их значение. Виды прогнозирования и их значение в спортивной практике.


^ 5. Планы семинарских занятий.

1. Система научного знания о физической культуре и спорте, ее структура.

- характеристика группы естественно-научных дисциплин, составляющих систему научного знания о физической культуре и спорте;

- характеристика группы психолого-педагогических дисциплин;

- характеристика группы социально-гуманитарных дисциплин;

- суть системного и синергетического подходов как ведущих направлений методологии;

- характеристика концепции конверсии высоких технологий спортивной подготовки и организации спортивной деятельности.


2. Проблема разработки концептуальных представлений о тенденциях развития физической культуры и спорта.

- характеристика концепции аналитической сомаэстетики Р. Шустермана;

- структурно-функциональные особенности базовой и базово-пролонгирующей, специализированно-прикладной, спортивной, адаптивной, оздоровительно-реабилитационной и других разновидностей физической культуры;

- спортизация физического воспитания школьников.


^ 3. Сравнительный анализ традиционных и нетрадиционных направлений в сфере физической культуры и спорта.

- характеристика систем физических упражнений: йога, ушу, аэробика;

- особенности межкультурной коммуникации восточных и западных систем физических упражнений;

- причины снижения интереса к традиционным для системы физической культуры средств физического воспитания.


^ 4. Научно-прикладные аспекты совершенствования отечественной системы физического воспитания

- характеристика целевых установок системы физического воспитания в контексте эволюционного развития человека;

- современное состояние программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания;

- пути формирования современных организационных основ отечественной системы физического воспитания;

- реализация Закона РФ «О физической культуре и спорте»;

- особенности коммерциализации спорта.


^ 5. Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания в соответствии с закономерностями онтогенеза и динамики жизнедеятельности индивида

- характеристика концепции двигательной активности человека;

- пути, направления, средства и формы организации двигательной активности различных возрастных контингентов;

- инновационные подходы к проектированию систем физической подготовки в различные периоды жизни человека;

- закономерности возрастного моторного и психического развития, обязательность двигательной активности в течение всей жизни, потребности человека в двигательной активности.


^ 6. Дидактическая проблематика в сфере физической культуры

- значение работ Бернштейна Н.А., Ухтомского А.А., Фарфеля В.С., Богена М.М. в теории обучения двигательным умениям и навыкам;

- методические подходы, способствующие стабилизации, динамичности и вариативности двигательных умений и навыков;

- специфика соотношения двигательного навыка и уровня развития физических качеств.


7. Проблематика углубленного познания закономерностей оптимизации процесса физического развития индивида и совершенствования технологий воспитания физических качеств и двигательных способностей

- характеристика эволюционного подхода в исследовании феномена физической активности человека (В.К. Бальсевич);

- концепция физической активности человека;

- учет индивидуальных морфофункциональных и возрастных особенностей, моторных способностей и личностных мотиваций в процессе физического воспитания;

- фундаментальные закономерности развития двигательного потенциала человека;

- формирование спортивной генетики как области научного знания, характеристика ее научной проблематики.


^ 8. Проблематика дальнейшей разработки теории и технологии современного спорта

- спорт как социально-культурный феномен;

- прогнозы развития спорта высших достижений в свете гуманитарного знания;

- проблема изучения спорта как субкультуры (фанатизм, допинг в спорте);

- спортивное достижение как объект познания и оценки науки о спорте;

- основы современной системы подготовки в спорте.


^ 9. Проблематика дифференции современного движения и научно-теоретического обеспечения развития общедоступного (ординарного) и спорта высших достижений

- профессионализация современного спорта высших достижений;

- проблематика общедоступного спорта («спорта для всех»);

- развитие адаптивного спорта;

- концепция научной дисциплины «Гуманитаристика спорта» В.И. Столярова и проблема реализации гуманистической модели соревнования;

- направления совершенствования системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений и основные проблемы их реализации;

- система управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом закономерностей становления спортивного мастерства.


^ 10. Проблематика разработки методологии и технологии моделирования и контроля процессов развития физкультурной и спортивной деятельности и ее результатов

- построение моделей соревновательной деятельности;

- концепция построения моделей соревновательной деятельности на основе индивидуальных особенностей спортсменов;

- основы прогнозирования в спорте.


6. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы рефератов

1. Научно-методологические основы построения модели соревновательной деятельности

2. Построение модели физической подготовленности

3. научно-методические основы прогнозирования в спорте

4. Исследовательские концепции в соответствии с программой магистерской подготовки

5. Научно-теоретические основы изучения и оценки спортивного достижения

6. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами в спорте

7. Интеграция знаний, относящихся к различным разделам теории подготовки спортсменов

8. Совершенствование психологической подготовки спортсменов с учетом изменений соревновательной практики

9. Теория управления движениями в аспекте достижения двигательного совершенства

Контрольные вопросы к экзамену:

«Современные проблемы наук о физической культуре и спорте».

1. Современная система наук, изучающих физическую культуру и спорт.

2. Современные тенденции развития наук о физической культуре и спорте.

3. Интеграция и дифференциализация научного знания в современных условиях.

4. Сущность эволюционного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

5. Сущность системного подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

6. Сущность синергетического подхода в изучении физической культуры и спорта и его значение для получения нового знания.

7. Соотношение физической и спортивной культур в современном обществе.

8. Проблема конверсии технологий спортивной подготовки в теорию и практику физического воспитания.

9. Научно-методические и организационные аспекты спортизации физического воспитания. Проблематика сомаэстетики Р.Шустермана.

10. Социальная обусловленность видов и разновидностей физической культуры и проблема их эффективности.

11. Научно-теоретические и гуманитарные аспекты адаптивной физической культуры.

12. Проблема эффективности традиционных для отечественной системы физического воспитания средств и методов.

13. Научно-методические аспекты аккультурации заимствованных систем физических упражнений.

14. Дальнейшая разработка и уточнение целевых установок отечественной системы физического воспитания.

  1. Научно-теоретические аспекты развития программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания.

  2. Проблема соответствия содержания закона РФ «О физической культуре и спорте» современной практике физической культуре и спорта.

17. Современная теория обучения двигательным действиям.

18. Научно-теоретические основы построения физического воспитания как многолетнего процесса.

19. Двигательная активность человека в свете эволюционного подхода и закономерности развития и утилизации двигательного потенциала индивида.

  1. Предметная область и задачи спортивной генетики как новой области знания.

  2. Синситивность в развитии двигательных способностей человека. Виды синситивности и их значение для практики физического воспитания.

  3. Гуманистические аспекты изучения спорта. Концепция гуманистики спорта.

  1. Методологические аспекты построения современной теории подготовки спортсменов.

  2. Современная система знаний, отражающих закономерности подготовки спортсменов.

25. Направления совершенствования системы подготовки спортсменов и их научно-методическое обеспечение.

26. Научно-теоретические основы подготовки национальных команд ведущих спортивных стран мира.

27. Основные направления совершенствования системы подготовки в олимпийском спорте.

28. Проблема включения вида спорта в программу Олимпийских игр. Классификация олимпийских видов спорта.

29. Научно-теоретические основы построения системы спортивных соревнований в современном спортивном движении.

30. Проблема определения результата соревновательной деятельности в современном спорте.

31. Проблема построения стратегии и тактики соревновательной деятельности в условиях современной соревновательной практики.

  1. Проблема повышения эффективности техники в спорте высших достижений.

  2. Структура соревновательной деятельности в современном спорте.

34. Проблема рациональной подготовки спортсменов в свете • современных аспектов теории адаптации.

35. Проблема изучения энергообеспечения мышечной деятельности и ее современное состояние.

  1. Проблематика изучения нагрузок, применяющихся в спорте, и их влияние на организм спортсмена.

  2. Актуальные аспекты изучения утомления и восстановления в системе подготовки спортсменов с учетом условий современной соревновательной практики.

38. Проблема формирования эффективной долговременной адаптации в условиях повышения интенсивности соревновательной деятельности в современном спорте.

39. Современная теория управления движениями и теоретические аспекты технического совершенствования.

40. Актуальные аспекты методики совершенствования техники спортсменов высокой квалификации.

41 Перспективные направления совершенствования психологической подготовки спортсменов с учетом изменений соревновательной практики.

42. Проблема интеграции знаний, относящихся к различным разделам теории подготовки спортсменов, при изучении физических качеств и их видов, проявляемым в различных видах спорта.

  1. Современные аспекты совершенствования методики развития силы.

  2. Современные аспекты совершенствования методики развития гибкости.

  3. Современные аспекты совершенствования методики развития скоростных способностей.

  4. Современные аспекты совершенствования методики развития координационных способностей.

  5. Современные аспекты совершенствования методики развития выносливости.

48. Актуальные аспекты структуры многолетнего процесса спортивного совершенствования в условиях изменения соревновательной практики.

  1. Проблема построения подготовки в макроцикле. Варианты построения. Современные концепции.

  2. Проблема эффективности микро- и мезоструктуры процесса подготовки спортсменов.

51. Проблема отбора и ориентации спортсменов в системе многолетней подготовки.

  1. Научно-теоретические основы управления в системе подготовки спортсменов и актуальные аспекты его совершенствования в современных условиях.

  2. Сущность моделирования в спорте и перспективные направления его развития. Виды моделей.

54. Моделирование соревновательной деятельности и подготовленности в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов.

55. Сущность, методы и виды прогнозирования в спорте.

  1. Актуальные аспекты экстремальных условий в системе подготовки и соревновательной деятельности.

  2. Проблема травматизма в спорте и основные направления профилактики травм.

  3. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами в спорте.

  4. Актуальные направления борьбы с применением допинга. Деятельность Всемирного антидопингового агентства (WADA).

60. Научно-теоретические основы изучения и оценки спортивного достижения. Проблема критериев спортивного результата.

61. Проблема формирования теории рекордных достижений (спортивной рекордологии).

62. Строение (морфология) спортивных достижений. Динамика и современный уровень спортивных достижений. Предел в развитии мировых рекордов.


^ 7. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы (43% от аудиторной нагрузки) проведения занятий: доклады с презентацией, анализ презентации совместно со студентами, круглые столы (тема №5,8,10), деловые игры (тема №3, 9), групповые дискуссии (тема №2,7,9) и встречи со специалистами в области высшего и высшего физкультурного образования.


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература:

1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе/ В. К. Бальсевич. - Москва: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.: ил

Дополнительная литература:

1.Визитей Н.Н.Социальная природа современного спорта/ Н. Н. Визитей. - Кишинев: Штиинца, 1979. - 84 с

2.Бальсевич В.К.Очерки по возрастной кинезиологии человека/ В. К. Бальсевич. - Москва: Советский спорт, 2009. - 220 с.

3.Матвеев Л. П. Прикладно-теоретическая, техническая и тактическая подготовка спортсмена: Учеб. пособие для завершающих уровней высшего физкультурного образования/ Л. П. Матвеев. - Москва, 1998. - 42 с

4.Платонов В. Н.Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и её практ. приложения : [учеб.]/ В. Н. Платонов. - Москва: Советский спорт, 2005. - 820 с.:

^ 9. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал
Министерства образования и науки РФ. http://www.vovr.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru

3.Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru

4.Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru

5.Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru


10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Для проведения лекционных и семинарских занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами.


Скачать 387.52 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты