Домой

Программа дополнительного кандидатского экзамена по педагогике Тамбов 2011




Скачать 150.24 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного кандидатского экзамена по педагогике Тамбов 2011
Дата05.03.2013
Размер150.24 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
1. Общие основы педагогики
2. Процесс обучения
3. Процесс воспитания личности
4. Управление образовательными системами
Подобные работы:

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

ТГУ имени Г.Р. Державина,

протокол № 7 от 22 марта 2011г.


Ректор __________________ В.М. Юрьев


ПРОГРАММА

дополнительного

кандидатского экзамена

по педагогике


Тамбов 2011

Программа-минимум дополнительного

кандидатского экзамена по педагогике


Ведение


Настоящая программа ориентирована на сдачу кандидатского экзамена по педагогике аспирантами и соискателями, не имеющими в базовом высшем образовании второй специальности «Преподаватель».


Проведение данного кандидатского экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

Наряду с общетеоретическими и прикладными знаниями, соискатель должен уметь высказывать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению, аргументированному отстаиванию занимаемой позиции.


^ 1. Общие основы педагогики


Предмет и задачи педагогики.

Этапы развития педагогики, ее своеобразие на современном этапе. Предмет педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке, ее специфические особенности. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики. Основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс). Педагогическая наука и педагогическая практика. Структура педагогической науки.

Методология и методы педагогических исследований.

Понятие о методологии педагогической науки. Уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Педагогическая действительность и ее изучение. Организация педагогического исследования. Система методов педагогического исследования (теоретические и эмпирические).

Общие закономерности развития личности.

Процесс развития личности. Наследственность и развитие. Влияние среды на развитие личности. Сущность социализации и ее стадии. Развитие и воспитание. Роль обучения в развитии личности. Деятельность как фактор развития. Диагностика развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.

Возрастная периодизация. Акселерация. Неравномерность развития. Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп. Учет индивидуальных особенностей.

Целеполагание в педагогике.

Цель как компонент педагогической деятельности. Иерархия целей в педагогике. Цели воспитания в мировой практике. Цели воспитания и образования в современной российской школе. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Понятие о гармоничности и целостности личности. Государственные документы о программных задачах воспитания подрастающего поколения.

Целостный педагогический процесс.

Сущность целостного педагогического процесса, его основные характеристики. Диалектика взаимодействия процессов воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе. Движущие силы, противоречия, основные компоненты и логика педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Педагогические условия целостности педагогического процесса.

Педагогические инновации.

Инновационные процессы в образовании. Основные понятия педагогической инноватики (новое, новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс). Структура инновационного процесса. Сущность и направленность нововведений. Инновационная направленность педагогической деятельности. Инновационные учебные заведения. Авторские школы. Оптимизация педагогической системы.

Профессиональная деятельность и личность педагога.

Сущность и основные виды педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Функции учителя. Требования к современному учителю. Педагогическое мастерство учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Аттестация учителей.

Педагогическое общение

Сущность, цель и виды педагогического общения. Особенности педагогического общения. Функции педагогического общения. Средства педагогического общения. Структура педагогического общения: моделирование предстоящего общения; организация непосредственного общения; управление общением в развивающемся процессе; анализ процесса и результатов осуществленной системы общения. Стиль педагогического общения. Типология стилей. Модели общения. Техника педагогического общения. Вербальные и невербальные средства общения. Педагогическое общение как творческий процесс.


^ 2. Процесс обучения


Процесс обучения в педагогической деятельности.

Сущность процесса обучения. Цели обучения. Дидактические системы и модели обучения. Преподавание и учение, их диалектическое взаимодействие. Единство процессуальной и содержательной сторон обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Логика учебного процесса, варианты ее нарушения в практической деятельности учителя. Противоречия современного процесса обучения. Критерии результативности процесса обучения. Развивающий потенциал обучения, условия его реализации.

Закономерности и принципы обучения.

Классификация закономерностей обучения. Соотношение закономерностей и дидактических принципов. Система дидактических принципов. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности обучения. Принцип систематичности и последовательности. Принцип прочности. Принцип доступности. Принцип научности. Принцип связи теории с практикой и др. Современные психолого-педагогические исследования о сущности процесса обучения и его закономерностях.

Содержание образования как основа базовой культуры личности.

Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования и принципы отбора содержания общего образования. Источники обогащения и развития содержания образования; его основные компоненты. Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Логика учебного предмета, ее воплощение в программах. Способы построения учебных программ. Перспективы развития содержания общего образования.

Виды обучения и их характеристика.

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, дифференцированное, индивидуальное, дистанционное. Цель, особенности содержания и методики, положительные и отрицательные стороны объяснительно-иллюстративного обучения. Вариативность программированного обучения: блочное обучение, модульное обучение, проблемно-модульное обучение. Линейная и комбинированная обучающая программы. Проблемное обучение: особенности содержания и методики. Вариативность проблемного обучения: исследовательский метод, частично-поисковый метод и метод проблемного изложения. Достоинства и недостатки проблемного обучения. Дифференцированное обучение и его задачи. Виды дифференциации. Цель, особенности содержания и методики индивидуального обучения. Сущность дистанционного обучения. Анализ современных дидактических концепций.

Методы и средства обучения.

Метод как многомерное явление. Понятие о методе и приеме обучения. Проблема классификации методов обучения. Методы организации деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении. Принципы отбора методов обучения. Нетрадиционные методы осуществления учебного процесса. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Основные требования к отбору и использованию средств осуществления процесса обучения. Использование компьютеров в процессе обучения.

Многообразие форм обучения.

Понятие о формах организации процесса обучения. Развитие организационных форм обучения в истории педагогики. Современные модели организации обучения. Имитационные и игровые формы. Основная (урок), дополнительные (экскурсии, консультации, домашнаяя работа и др.), вспомогательные (факультативы, кружки и др.), эпизодические (викторины, конкурсы, выставки и др.) формы обучения. Педагогические возможности различных форм организации процесса обучения. Урок как одна из основных организационных форм обучения. Этапы урока, логика его развития. Типы уроков. Требования к современному уроку. Нетрадиционные виды урока: урок-бенефис, урок интересных сообщений, урок-аукцион, урок-путешествие и др. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы учащихся на уроке. Пути совершенствования урока. Анализ урока.

Диагностика результатов обучения.

Педагогическая диагностика. Функции, формы и виды педагогической диагностики. Комплексность диагностики обученности. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса (системные факторы, требования, критерии, классы, формы тестовых заданий). Формы и виды промежуточного и итогового контроля успеваемости учащихся. Формы учета достижений учащихся. Формы самоконтроля учащихся. Диагностика обучаемости.


^ 3. Процесс воспитания личности


Сущность процесса воспитания.

Особенности воспитательного процесса. Цели и задачи гуманистического воспитания. Личность воспитателя. Системы и структуры воспитательного процесса. Специфика принципов воспитания. Общественная направленность воспитания. Опора на положительное. Гуманизация воспитания. Личностный подход. Единство воспитательных воздействий. Диагностика воспитанности.

Содержание воспитания.

Понятие о содержании воспитания. Различные подходы к обоснованию выбора содержания воспитания. Основные направления воспитания как пути реализации цели воспитания. Мировоззрение как результат воспитания. Его структура. Средства формирования мировоззрения и показатели сформированности его у отдельной личности. Гражданское воспитание, его задачи и пути их решения. Нравственное воспитание и его задачи. Содержание и методы нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание в российской школе. Половое воспитание как составная часть нравственного воспитания. Трудовое воспитание и профориентация учащихся, их функции. Отечественная концепция трудового воспитания. Система трудового воспитания в школе. Сущность и компоненты профессиональной ориентации школьников. Цель, задачи и средства эстетического воспитания. Показатели эстетической воспитанности. Основные понятия, задачи и средства физического воспитания. Формирование здорового образа жизни. Объективные причины включения в содержание современного воспитания правового, эстетического и экономического воспитания. Их сущность, задачи и средства.

Воспитание личности в коллективе.

Роль коллектива в формировании личности. Полемика вокруг проблем коллективного воспитания в современной зарубежной и отечественной педагогике. Диалектика коллективного и индивидуального в личности. Межличностные отношения в коллективе. Развитие идей коллективного воспитания на различных этапах становления советской школы и педагогики. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Коллектив и личность. Основные признаки коллектива как особого социально–педагогического объединения. Педагогическое руководство коллективом. Классный руководитель в школе. Задачи, содержание и формы работы классного руководителя.

Общие методы воспитания.

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Противоречия в применении методов воспитания в современной практике работы педагога. Пути преодоления противоречий. Выбор методов воспитания.

Технологии воспитания.

Сущность педагогической технологии. Искусство и технология воспитания. Классификация воспитательных технологий. Виды деятельности учащихся и общие технологические требования к их организации. Технология организации развивающих видов деятельности учащихся. Технология организации коллективной творческой деятельности. Компьютерная поддержка воспитания.

Семейное воспитание.

Сущность семейной педагогики. Семья как специфическая педагогическая система. Социально–экономические проблемы современной семьи. Правила семейного воспитания. Задачи и формы работы школы с родителями. Семьи группы риска. Педагогическая поддержка различных видов семьи.

^ 4. Управление образовательными системами


Сущность управления образовательными системами.

Государственно-общественная система управления образованием. Структура современной системы образования. Характеристика управленческой Деятельности. Общие принципы управления образовательными системами. Школа как педагогическая система и объект научного управления.

Основные функции внутришкольного управления.

Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Функция организации в управлении школой. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.


Вопросы к экзамену:


  1. Предмет и задачи педагогики

  2. Возникновение и развитие педагогики

  3. Методология и методы педагогических исследований

  4. Общие закономерности развития личности.

  5. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.

  6. Целеполагание в педагогике.

  7. Целостный педагогический процесс.

  8. Педагогические инновации.

  9. Профессиональная деятельность и личность педагога.

  10. Педагогическое общение.

  11. Процесс обучения в педагогической деятельности.

  12. Закономерности и принципы обучения.

  13. Содержание образования как основа базовой культуры личности.

  14. Виды обучения и их характеристика.

  15. Методы и средства обучения .

  16. Многообразие форм обучения.

  17. Диагностика результатов обучения .

  18. Сущность процесса воспитания.

  19. Содержание воспитания (подробно раскрыть одно из направлений воспитания).

  20. Воспитание личности в коллективе.

  21. Общие методы воспитания.

  22. Технологии воспитания.

  23. Семейное воспитание

  24. Сущность управления образовательными системами.

  25. Основные функции внутришкольного управления.



Литература:


1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.,1977.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1984.

3. Беспалько В.П. Теория учебника. - М., 1988.

4. Библер B.C. Книга для учителя. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М., 2003.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. - М., 1979.

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2007.

8. Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога. – М., 2007.

9. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М.:, 2006.

10. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1987.

11. Введение в научное исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 1988.

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.

13. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988.

14. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. - М., 1995.

15. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1989.

16. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.

17. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М., 1990.

18. Горовая В.И., Ушакова Л.С.. Тарасова С.И. Педагогическая диагностика как средство управления учебным процессом. – М.; Ставрополь, 2003.

19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

20. Дистанционное обучение / под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.

21. Журавлев В.И, Взаимосвязь педагогической науки и практики. -М., 1984.

22. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

23. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.

24. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

25. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1990.

26. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

27. Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. - М., 1980.

28. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М.: Педагогика, 1977.

29. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

30. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,1991.

31. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, 1995.

32. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996.

33. Коротков Э.М. Управление качеством образования. – М., 2007.

34. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-н/Д., 1997.

35. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-н/Д., 2001.

36. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М.. 1986,

37. Левитас Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. – М., 2003.

38. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. - М., 1984.

39. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. – М., 2005.

40. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М., 2002.

41. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1971.

42. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

43. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

44. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика. – М., 2004.

45. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М., 2004.

46. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.

47. Оконь О. В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

48. Основы педагогического мастерства /под ред. ИА.Зязюна. - М., 1989.

49. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987.

50. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2006.

51. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / под ред. Е.Д. Божович. - М., 1999.

52. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическое процессе. - М.. 1991.

53. Сдаем экзамен по педагогике /под ред. Л.Н. Макаровой. – Тамбов, 2008.

54. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. – М., 2005.

55. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. - М., 1987.

56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2007.

57. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2004.

58. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М., 1997.

59. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002.

60. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. - М., 2000.

61. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 1987.

62. Степашко Л.А. Философия и история образования. - М., 2004.

63. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. - М.,1981.

64. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1977.

65. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград, 2004.

66. Управление качеством образования /под ред. М.М.Поташника. - М., 2006.

67. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М., 1998.

68. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.

69. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. – М., 2005.

70. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М., 1989.

71. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.

72. Шаталов А.А., Афанасьев В.В., Афанасьева И.В., Гвоздева Е.А.. Пичугина А.М. Психолого-педагогическая диагностика качества образовательного процесса. – М., 2008.

73. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. -М.. 1980.

74. Элементарная педагогика /под ред. Л.Н. Макаровой, И.А Шаршова. – Тамбов, 2010.

75. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

76. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.,1996.

77. Якунин В.Я. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - Л.,1988.

78. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.


Программа утверждена на заседании кафедры общей педагогики и образовательных технологий 2 февраля 2011г., протокол № 5.


Зав. кафедрой общей педагогики

и образовательных технологий

доктор педагогических наук

профессор Г.М. Первова

Скачать 150.24 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты