Домой

Программа кандидатского экзамена по специальности «10. 02. 19 теория языка». Согласовано: Директор Института филологии и языковой коммуникации Л. В. Куликова




Скачать 278.51 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности «10. 02. 19 теория языка». Согласовано: Директор Института филологии и языковой коммуникации Л. В. Куликова
Дата05.03.2013
Размер278.51 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Содержание программы-минимум
Теоретическая лингвистика
Основная литература
Перечень ключевых слов
Подобные работы:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,

д-р пед. наук, профессор


________________ Н.В. Гафурова


«_____» ________________ 2012 г.


ПРОГРАММА

кандидатского экзамена

по специальности

«10.02.19 - теория языка».


СОГЛАСОВАНО:


Директор Института

филологии и языковой коммуникации ___________ Л.В. Куликова


Красноярск 2012

Введение

У сдающего экзамены по кандидатскому минимуму предполагается наличие устойчивых знаний в объеме предлагаемой программы. Кроме того, необходимы углубленные теоретические и методологические знания, связанные с темой диссертации.

Экзамен включает три вопроса: 1) по основным разделам истории языкознания, 2) по ключевым вопросам теоретической лингвистики (уровни языка и методы лингвистических исследований), 3) по теме диссертации. Попутно могут ставиться вопросы по теории и методологии предмета. Третья часть экзамена (по узкой специализации) может проходить в виде обсуждения письменного реферата, который пишется соискателем по вопросам, заданным научным руководителем за месяц до экзамена. Реферат сдается комиссии. Члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы по материалу реферата. Особое внимание обращается на литературу, близкую к теме диссертации. Прилагается примерный список литературы. Объем привлекаемой дополнительной литературы определяется научным руководителем соискателя по согласованию с кафедрой.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ-МИНИМУМ


ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ


Тема 1. Зарождение науки о языке

Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини. Истоки сравнительно-исторического метода в трудах Вараручи Катьяяна. Соотношение предложения и суждения в работах Бхартрихари. Изучение фонетики и морфологии в трудах древнеиндийских философов-языковедов. Амара и словарь санскрита.

Греко-римское языкознание. Теория языка как одна из составных частей философии (Диоген, Тит Лукреций Кар, Диодор Сицилийский, Аристотель). Проблема происхождения языка. Проблема природного или условного характера слов (Гераклит Эфесский, Демокрит из Абдер). Диалог Платона «Кратил». Проблема аналогии и аномалии в языке (Аристарх Самофракийский и Кратес Милосский). Философские проблемы языкознания в работах Хрисиппа и Кратесса Милосского).

Расцвет античной языковедческой традиции в александрийский период (Аристарх Самофракийский, Диониссий Фракийский, Аполлоний Дискол).

Римское языкознание как приложение образцов греческой грамматики к латинскому языку (Марк Терренций Варрон, Элия Доната, Присциан).


Тема 2. Языкознание в Средние века

Языкознание в средневековой Европе. Отношение слов и понятий. Спор реалистов и номиналистов.

Арабское языкознание. Теории происхождения языка. Арабская лексикография. «Словарь тюркских языков» Махмуда ибн Ал-Хусейн ибн Мухаммеда.

Языкознание в эпоху Возрождения. Теории происхождения языка. Философия языка в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева.

Всеобщая грамматика Пор-Рояля.


Тема 3. Зарождение сравнительно-исторического языкознания. Ф. Бопп, Р. Раск, Я. Гримм, А. Х. Востоков

Формирование сравнительно-исторического языкознания.

Ф. Бопп. «Сравнительная грамматика санскрита, зенда, армянского, греческого, латинского, литовского, старославянского, готского и немецкого языков». Теория корня.

Р. Раск. «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка». Критерии установления родства языков.

Я. Гримм. «Немецкая грамматика». Три ступени (периода) развития языка. Проблема аблаута. Закон передвижения согласных.

А. Х. Востоков. «Рассуждение о славянском языке».


Тема 4. В. Гумбольдт и его значение в развитии науки о языке

Языкознание как наука. Язык и дух народа. Язык – мышление - действительность Деятельностная природа языка. Язык и речь. Виды речевой деятельности: говорение и понимание. Язык как система. Членораздельность и форма языка). Лингвистические антиномии. Природа межъязыковых различий. Возникновение и развитие языка.


Тема 5. Психологизм в языкознании. А. А. Потебня

Идея языкового развития. Связь языка и мышления. «Мысль и язык». Учение о внутренней форме. Этапы мыслительной деятельности. Учение о слове (Объективное значения слова. Ближайшее и дальнейшее значения слова. Отрицание многозначности слов. Концепция внутренней формы слова. Связь внутренней формы слова с понятием знака). Теория грамматической формы (Лексические (вещественные) и грамматические (формальные) слова. Понятие грамматической категории). Учение о предложении (Понятие стадиальности в развитии языка). Значение лингвистических работ А. А. Потебни.


Тема 6. Натурализм в языкознании. А. Шлейхер

Биологическая концепция языка (Язык как точная наука. Язык как природный организм. Классификация языков на 3 класса). Проблема сравнительно-языковедческих исследований. Понятие праязыка и теория родословного дерева. «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков». Басня, составленная А. Шлейхером на индоевропейском языке.


Тема 7. Младограмматическая школа в языкознании: Г. Пауль, К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Декльбрюк

Методологические основания младограмматизма. Г. Пауль «Принципы истории языка». Концепция развития языка. Учение о звуковых законах и аналогии. Вопросы сравнительно-исторического языкознания. Проблемы синтаксиса. Проблема изменения значений слов. Г. Остгоф, К. Бругман «Предисловие к книге «Морфологические исследованияв области индоевропейских языков». Б. Дельбрюк « Введение в изучение индоевропейских языков». Роль младограмматический идей в развитии языкознания.


Тема 8. Московская школа языкознания: Ф. Ф. Фортунатов, В. К. Поржезин­ский, М .Н. Петерсон, А. А. Шахматов, Д. Н. Ушаков

Ф. Ф. Фортунатов. Соотношение языка и мышления. Учение о словосочетании. Учение о форме слова. Сравнительно-историческая проблематика в трудах Ф. Ф. Форту­натова. «Сравнительное языковедение». В. К. Поржезинский «Очерк сравнительной фонетики древнеиндийского, греческого, латинского и старославянского языков». М. Н. Петерсон «Очерк синтаксиса русского языка». А. А. Шахматов. История русского языка в связи с историей народа. Реконструкция общерусского праязыка. Комплексный метод изучения явлений языка. Учение о предложении. «Синтаксис русского языка». Понятие психологической коммуникации. Д. Н. Ушаков «Краткое введение в науку о языке».


Тема 9. Казанская школа языкознания: И. А. Бодуэн-де-Куртенэ, Н. В. Крушевский, В. А. Богородицкий

Философские взгляды И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. Проблема языка и речи, статики и динамики языка в работах И. А. Бодуэна-де-Куртенэ и Н. В. Крушевского. Учение о языке как системе в работах И. А. Бодуэна-де-Куртенэ и Н. В. Крушевского. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна-де-Куртенэ и Н. В. Крушевского.

Учение И. А. Бодуэна-де-Куртенэ о фонеме. Вопросы морфологической структуры в трудах И. А. Бодуэна-де-Куртенэ, Н. В. Крушевского и В. А. Богородицкого. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах представителей Казанской лингвистической школы.

И. А. Бодуэн-де-Куртенэ «Некоторые общие замечания о языковедении и языке». Н. В. Крушевский «Очерк науки о языке». В. А. Богородицкий «Наука о языке и ее положение в кругу историко-культурных наук. Общая характеристика природы языка. Вопросы чистого и прикладного языкознания».


Тема 10. Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра

Ф.де Соссюр и «Курс общей лингвистики». Истоки лингвистической концепции. Определение языка. Теория языка и речи. Внутренние и внешние элементы языка. Понятие о фонологии. Фонологические типы. Учение о знаке. Язык как система знаков. Учение о синхронии и диахронии. Синтагматические и ассоциативные отношения. Механизм языка. Учение об аналогии. Аналогия и эволюция. Внешняя и внутренняя лингвистика.


Тема 11. Структурализм в языкознании (Женевская школа)

Ш. Балли «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (Системный синхронный подход к языку. Диктум и модус. Понятие актуализации. Понятие слова).

А. Сеше «Три соссюровские лингвистики».

С Карцевский «Об асимметричном дуализме лингвистического знака».


Тема 12. Социологическое направление в языкознании. А. Мейе, Ж. Вандриес

Язык и общество. История вопроса. А. Мейе. Индивидуальный характер языка. Социальные условия как основной фактор языковых изменений. Три типа семантических изменений (вызванные языковыми причинами; обусловленные изменением предмета, обозначенного данным словом; расширение или сужение значения слова). Факторы языковых изменений: спонтанное развитие, заимствование, смена языка. «Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков». Сравнительный метод в историческом языкознании. Уровни соответствия языков: фонетический, лексический, грамматический.

Ж. Вандриес «Язык. Лингвистическое введение в историю». Происхождение языка. Язык и языки. Родство языков и сравнительный метод. Прогресс в языке.


Тема 13. Функциональная лингвистика. Пражский лингвистический кружок

В. Матезиус «Куда мы пришли в языкознании».

Язык как функциональная система. Понятие функции и телеологическая точка зрения.

«Тезисы Пражского лингвистического кружка» (Проблемы метода, вытекающего из представления о языке как системе. Задачи изучения лингвистической системы. Проблемы исследования языков с различными функциями. Принципы лингвистической географии. Проблемы метода славянской лексикографии. Значение функциональной лингвистики для культуры и критики славянских языков). Перспективы развития лингвистики.

Проблема фонологии и морфонологии (Н. С. Трубецкой « Основы фонологии». Фонетика и фонология. Звук и фонема. Понятие оппозиции. Классификация оппозиций. Морфонология как особый раздел фонологии).

Исследования пражских лингвистов в области грамматики (Теория лингвистических номинаций, теория синтагматических способов и морфология как разделы языкознания. В. Матезиус «О так называемом актуальном членении предложения»).

Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов (Понятие языкового союза и понятие языковой семьи. Н. С. Трубецкой «Мысли об индоевропейской проблеме»).


Тема 14. Глоссематика (Копенгагенская школа структурализма)

Общие принципы глоссематики (Х. И. Ульдалль «Основы глоссематики»).

В. Брёндаль «Структурная лингвистика». Л. Ельмслев «Пролегомены к теории языка» (Лингвистическая теория и гуманитарные науки. Эмпирический принцип лингвистической теории. Процедура лингвистического анализа. Цели и перспективы лингвистической теории). Л. Ельмслев «Язык и речь».


Тема 15. Американский структурализм (дескриптивная, генеративная и трансформационная лингвистика)

Общеязыковедческая проблематика в дескриптивной лингвистике. Дескриптивные методы лингвистического анализа. Ф. Боас «Введение к «Руководству по языкам американских индейцев». Л. Блумфильд «Язык».

Генеративная и трансформационная лингвистика. Метод непосредственных составляющих. Трансформационный метод. Н. Хомский «Аспекты теории синтаксиса».


Тема 16. Неогумбольдтианство

Европейское неогумбольдтианство. Основные положения философии языка неогумбольдтианства. Л. Вайсгербер «Родной язык и формирование духа».

Американское неогумбольдтианство (этнолингвистика). Э Сепир «Положение лингвистики как науки». Б. Уорф «Наука и языкознание». Э. Сепир «Язык» (Определение языка. Элементы речи. Звуки речи. Форма в языке: грамматические процессы и грамматические значения. Типы языковой структуры. Язщык как продукт истории6 тенденция развития языка и фонетический закон. Влияние языков друг на друга. Языки, раса и культура. Язык и литература).

Гипотеза языковой относительности Б. Уорфа (Б. Уорф «Отношение норм поведения и мышления к языку»).


Тема 17. Советское языкознание

Е. Д. Поливанов. Сущность и социальное функционирование языка. Методология языкознания («Где лежат причины языковой эволюции?», «Круг очередных проблем современной лингвистики», «Лекции по введению в языкознание и общей фонетике»). Теоретические проблемы описания разноструктурных языков («Словарь лингвистических терминов», «Введение в языкознание для языковедческих вузов»).

Г. О.Винокур «Глагол и имя», «Заметки по русскому словообразованию», «О языке художественной литературы».

Л. В.Щерба «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», «Русские гласные», «О трех типах толковых словарей современного русского языка».

В. В.Виноградов «Русский язык (Грамматическое учение о слове)», «Из истории изучения русского синтаксиса», «О категории модальности и модальных словах в русском языке», «Основные вопросы синтаксиса предложения», «Об основных типах фразеологических единиц в русском языке».


Тема 18. Отечественное языкознание на современном этапе

Функциональная лингвистика (Г. А. Золотова, А. В. Бондарко, Н. А. Слюсарева).

Прагмалингвистика (Ю. С. Степанов, Н. Д. Арутюнова, В. З. Демьянков).

Социолингвистика (А. Д. Швецер, В. И. Карасик, Н. Мечковская и др.).

Психолингвистика (А. А. Леонтьев, А. А. Залевская и др.)

Когнитивная лингвистика.

Эпистемология.

Лингвистика текста и анализ дискурса.

Синтаксические теории.

Лингвострановедение. Этнолингвистика. Лингвокультурология. Межкультурная коммуникация.

Эмотивная лингвистика.


Тема 19. Современная зарубежная лингвистика

Когнитивные аспекты языка (Ч. Филлмор, У. Чейф. Ван Дейк, В. Кинч).

Компьютерная лингвистика (Р. Шенк, Л. Бирнбаум, Дж. Мей).

Теория коммуникации.

Антропологическая лингвистика. Культурологическая лингвистика. Межкультурная коммуникация.

Генеративная и интерпретативная семантика.

Психолингвистика и нейролингвистика.

Медиаэкология. Эколингвистика


^ Теоретическая лингвистика


Тема 1. Природа естественного языка

Язык как объект лингвистики. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Знаковая природа языка. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие. Когнитивный подход в современной лингвистике. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Язык и общество, язык и культура. Социальная стратификация языка. Развитие языка. Проблема происхождения языка. Множественность языков. Социальные формы существования языка: язык, диалект, идиолект. Литературный язык. Тенденция языков к изменению, ее причины и следствия. Родственные и неродственные языки. Генеалогическая классификация языков. Живые, мертвые, исчезающие языки.


Тема 2. Лингвистика как научная дисциплина

Природа лингвистических рассуждений (разбор лингвистической задачи). Методы исследования языка. Проблема дискретного/недискретного в языке. Принципиальная «нечеткость» лингвистических понятий. Понятие прототипа. Общая характеристика лингвистических знаний: система лингвистических дисциплин. Общее языкознание, описательное языкознание; диалектология, компаративистика, типология (универсализм), контрастивная лингвистика, ареальная лингвистика; полевая лингвистика, дешифровка, интерлингвистика, паралингвистика; психолингвистика, нейролингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, лингвистическая статистика, компьютерная лингвистика, прикладная лингвистика; историография лингвистики. Лингвистика и смежные науки. Связь лингвистики с естественными науками: математика, физика, биология, физиология, нейрофизиология, кибернетика, теория информации, искусственный интеллект. Связь лингвистики с гуманитарными науками: семиотика, философия, логика, психология, социология, культурология, антропология, этнография, история, филология, литературоведение.


Тема 3. Внутренняя структура языка

Язык как система/механизм/устройство. Универсум звучаний и универсум значений, их проекция на конкретные языки. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексическое и грамматическое значения. Грамматические категории. Уровни языка. Основные языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.


3.1. Фонетика и фонология

Звуковой механизм речи: специфические системы, обслуживающие звучащую речь (звуковая система языка, речепроизводящий и речевоспринимающий механизмы речи). Звуковые единицы языка: сегментные и супрасегментные единицы; компонентная природа звуковых единиц; фонетическая характеристика высказывания и акустический сигнал.

Фонетика как научная дисциплина: субстанциальная фонетика (описание артикуляции, акустики и восприятия) и функциональная фонетика (фонология); сегментная и просодическая фонетика; общая, частная и типологическая фонетика; синхронная и диахроническая фонетика; статическая и динамическая фонетика; прикладная фонетика.

Теоретическая база фонологических моделей. Сегментная фонология. Основные положения классической фонологии. Фонемы и фоны: понятие оппозиции; виды оппозиций: смыслоразличительные и несмыслоразличительные (фонетическое сходство; свободное варьирование и дополнительное распределение); фонема как класс; основной аллофон фонемы; фонема как пучок различительных признаков; фонематическая и фонетическая транскрипция. Функционирование фонемных противопоставлений: фонотактика; сильные позиции и позиции нейтрализации; понятие архифонемы в фонологии Н. С. Трубецкого; автоматические и неавтоматические фонемные чередования. Системное описание фонемного инвентаря: логическая классификация оппозиций по Н. С. Трубецкому; типы нейтрализации различительных признаков. модель Основные особенности Московской фонологической школы. Фонема как класс звуков, позиционно чередующихся в составе морфемы. Функционирование фонемных противопоставлений: сильные и слабые позиции; вариации и варианты; понятие гиперфонемы. Фонематическая и фонетическая транскрипция МФШ.

Основные супрасегментные средства и их функции. Супрасегментные фонетические составляющие. Фразовая интонация: основные средства интонации; локальное и интегральное использование интонационных средств; ядро русской интонационной системы.

Элементы фонологической типологии. Основные понятия лингвистической типологии: задачи фонологической типологии; неуниверсальность субстанциального содержания признаковых контрастов. Типы вокалических систем: треугольные, четырехугольные и линейные системы; раздвоение треугольных систем; вокалическая гармония. Типы консонантных подсистем: локальные ряды и способы образования; фонационные контрасты (двоичные, троичные и четверичные); тембровые признаки, связи вокализма и консонантизма. Примеры больших и малых консонантных систем. Звуковые цепи в языках мира. Слог. Ударение и неакцентные просодии. Соотношение грамматических и фонетических составляющих. Моносиллабические языки. Фонетические универсалии.

Элементы диахронической фонологии. Факторы звуковых изменений, типичные способы реорганизации фонологической системы. Фонетическая реконструкция. Типологические основания при интерпретации реконструированных праединиц. Эволюционная фонетика.


3.2. Морфология

Понятие морфемы. Морф, алломорф. Понятие морфемы и способы выделения морфем. Классификация морфем. Морфема и словоформа. Грамматическое значение и грамматическая форма. Способы обозначения грамматических значений в языках мира. Понятие грамматической категорий. Граммема. Специфика грамматических категорий в различных языках. Словоизменение и словообразование. Словоформа, лексема, парадигма, грамматических разряд. Понятие частей речи. Критерии выделения частей речи. Основные грамматические категории имени в языках мира. Основные грамматические категории глагола в языках мира. Морфологическая типология языков (краткая история и современное состояние проблемы). Агглютинация, фузия, изоляция, аналитизм. 


3.3. Морфология и смежные уровни языка

Морфология и фонология: основные понятия морфонологии. Устранение вариативности внешней стороны морфологических единиц как основная задача морфонологического описания; чередования как центральный объект такого описания. Чередования с точки зрения правил распределения ступеней: фонологические, морфологические, лексические. Чередования с точки зрения техники описания: устранимые и неустранимые чередования. Морфонологический уровень, представления; морфонемы. Морфонология и история языка; морфонологическое описание и внутренняя реконструкция. Некоторые типы морфонологических процессов: палатализация, лениция, сингармонизм, умлаут. Морфология и синтаксис: выражение синтаксических отношений морфологическими средствами. Синтаксические грамматические категории. Морфосинтаксис как «синтаксис морфем»: синтаксические отношения в структуре словоформы.


3.4. Словосложение, лексическое и синтаксическое словосложение

Инкорпорация как частный случай синтаксического словосложения.

Основные проблемы словообразования. Деривация и композиция (словосложение). Продуктивное и непродуктивное, идиоматичное (нестандартное) и неидиоматичное (стандартное) словообразование. Выражение синтаксических отношений словообразовательными средствами: «синтаксическая деривация» (Е. Курилович), «трансляция» (Л. Теньер). Обзор основных словообразовательных значений в языках мира.


3.5. Синтаксис

Место синтаксиса в теории описания языка. Синтаксис в уровневых моделях языка. Синтаксис и морфология (морфосинтаксис). Синтаксис и семантика (семантика синтаксиса). Язык и речь, компетенция и употребление. Структуральный синтаксис. Ограниченность описательных (таксономических) моделей. Необходимость объяснительных теорий. Понятие глубинного и поверхностного синтаксиса как уровней синтаксического описания. Автономный синтаксис.

Основные синтаксические единицы. Предложение как максимальная синтаксическая единица. Существенные признаки предложения. Предложение и высказывание. Иллокутивные типы высказываний. Различные типы предложений (простые – сложные, главные – зависимые, полные – неполные, глагольные – именные и т. п.). Предложение (sentence) и клауза (clause). Предложение и пропозиция. Предикаты и термы. Предикатно-аргументная структура. Актанты и сирконстанты.

Словосочетание. Различные трактовки термина «словосочетание». Синтагма как модель словосочетания. Составляющая. Типы составляющих. Именная группа. Предложная группа. Глагольная группа. Слово, словоформа, синтаксические основания классификации слов по частям речи.

Сверхфразовые единства. Дискурс (связный текст). Закономерности построения дискурса. Анафорические отношения. Кореферентность и консигнификация. Типы заместителей (анафор). Разбиение текста на предложения.

Синтаксические отношения. Синтаксические отношения в словосочетании, эндоцентрическая – экзоцентрическая конструкция, сочинение – подчинение. Традиционные критерии выделения главного и зависимого члена словосочетаний, их недостатки. Формальные средства выражения синтаксических отношений: словоизменительные морфемы, служебные слова. Порядок слов, интонация, словарная информация (синтактика слова). Понятие управления. Валентности слова и модель управления. Семантические и синтаксические валентности, соотношение между ними. Сильные и слабые валентности. Реляционное управление (на примере изафета, сопряженного состояния). Понятие согласования. Согласование за пределами словосочетания. Принципиальные различия между понятиями согласования и управления, их отношение к универсальной грамматике. Возможные определения понятия примыкания. Конгруэнция.

Принципы синтаксического членения предложения. Теория членов предложения. Члены предложения и синтаксические отношения. Субъект, предикат, логическое и грамматическое понимание. Односоставные и двусоставные предложения. Главные члены предложения. Признаки подлежащего, проблема универсальности понятия подлежащего. Прямое дополнение. Второстепенные члены предложения. Иерархия синтаксических отношений. Типы предикатов и их свойства. Понятие переходности. Семантические отношения имени к глаголу (семантические/тематические роли). Падежная рамка. Соотношение падежных рамок с поверхностной структурой. Типология предложения как проблема глубинного синтаксиса. Дейктически-ориентированные, коммуникативно-ориентированные и ролевые языки. Чистый и смешанный типы. Номинативный, эргативный, активный строй предложения.

Синтаксические процессы. Синтаксическая синонимия и омонимия. Понятие трансформации, его значение для общей синтаксической теории. Понятие диатезы. Залог и диатеза. Актив, пассив, медий. Актантная деривация. Каузативизация. Дезагентивизация. Введение сирконстантов в актантную структуру. Релятивизация. Относительное предложение и способы его оформления. Рестриктивные и описательные относительные предложения. Синтаксическая редукция, ее функции и типы. Эллипсис. Синтаксический нуль. Синтаксическое выделение.

Коммуникативный и референциальный аспекты синтаксиса. Коммуникативная организация высказывания. Коммуникативные типы высказываний. Теория актуального членения. Тема и рема. Отношение актуального членения к грамматическому. Средства выражения актуального членения. Коммуникативные свойства именных групп (данное, контрастивность, определенность, топик, антитопик, эмпатия; фокус внимания). Референция. Типы актуализаторов. Референтные именные группы: определенные, неопределенные для говорящего, слабоопределенные. Нереферентные именные группы: экзистенциальные, универсальные, атрибутивные, родовые, предикативные.

Способы представления синтаксической структуры. Способы представления поверхностно-синтаксической структуры. Дерево непосредственных составляющих. Дерево зависимостей. Достоинства и недостатки различных способов представления синтаксической структуры. Понятие глубинной структуры в современной лингвистике. Различные подходы к ее определению. Глубинно-синтаксический уровень в соответствии с поверхностно-синтаксическим и семантическим уровнями. Семантическое и глубинно-синтаксическое представление. Синтаксическое представление в реляционной грамматике, в референциально-ролевой грамматике.


3.6. Семантика

Семантика как раздел языкознания. Становление семантики как самостоятельного раздела языкознания. Двойственность предмета семантики: значение и смысл. Узкая концепция семантики как науки о значениях единиц языка. Широкая концепция семантики как науки, изучающей смысл языковых выражений в конкретных условиях их употребления. Место семантики в грамматике (интегральном описании языка). Соотношение семантики с традиционными лингвистическими дисциплинами: фонологией, морфологией, синтаксисом, лексикологией. Фоносемантика, грамматическая семантика, синтаксическая семантика, лексическая семантика, концептуальная семантика. Семантический уровень в многоуровневых моделях языка. Соотношение лингвистической семантики с одноименными разделами других наук – логической семантикой, психосемантикой, концептуальной семантикой.

Значение в структуре языкового знака. Означающее (план выражения) и означаемое (план содержания) как две стороны языкового знака. Свойства языкового знака, обеспечивающие выполнение языком своих главных функций: относительное постоянство связи между означающим и означаемым, двойное членение, асимметрический дуализм. Характер связи между означаемым и означающим: конвенциональность, индексальность, иконичность. Многозначность термина «значение». Отражение разных пониманий «значения» в различных графических моделях знака – семантических треугольниках, трапециях и т. п. Развитие концепции значения в семиотике Пирса–Морриса: синтактика, семантика и прагматика знака.

Типология значений. Параметры значения: уровневая принадлежность означающего; характер передаваемой информации; степень обобщенности; связь с определенным типом знаний. Типы значений, противопоставляемых по данным параметрам: значение слова, морфемы, предложения; проблема композициональности значения; денотативный, сигнификативный, прагматический, коммуникативный и синтаксический слои (зоны) значения слова; референциальный, внешнеситуационный, прагматический, упаковочный и логический компоненты смысла предложения; актуальное, узуальное, виртуальное значение; лингвистическое и энциклопедическое значение.

Лексическая семантика. Лексическое и грамматическое значение. Лексико-семантическая парадигматика: понятие значимости; семантические корреляции, пропорции, парадигмы; понятие семантического поля и важнейшие корреляции между его членами: синонимия, гипонимия, антонимия, конверсивность, другие лексические функции типа «замен», ассоциативные отношения. Тезаурус как модель парадигматической структуры плана содержания языка. Два вида тезаурусов: идеографичские словари и тезаурусы информационно-поискового типа. Принципы и методы описания лексического значения. Представление значения слова в виде комбинации элементарных семантических единиц (сем, атомов смысла, семантических примитивов и т. п.) как способ отражения системных отношений в лексике. Компонентный анализ лексических значений и путь его развития от набора дифференциальных семантических признаков к толкованиям-экспликациям. Соотношение компонентного и тезаурусного способов представления лексического значения. Критика компонентного анализа с позиций когнитивного подхода к языку.

Способы представления значения слова в когнитивной семантике: схемы, сценарии, фреймы, концепты и концептуальные пространства.

Лексическая синтагматика: семантические валентности слова; семантическая сфера действия как обобщение понятия семантической валентности; сочетаемостные ограничения. Семантическая, лексическая и морфосинтаксическая сочетаемость. Инструменты описания лексической синтагматики: модель управления, лексические функции, селекционные ограничения. Взаимосвязь между синтагматическими свойствами лексемы и структурой ее значения (парадигматическими свойствами). Проблема лексической многозначности (полисемии). Языковая и речевая многозначность. Диффузность значения и возникающие в связи с этим проблемы его словарной презентации. Существующие подходы к описанию многозначности: фиксация мельчайших семантических различий между словоупотреблениями в виде отдельных значений лексемы; формулировка инвариантного значения и правил его контекстуальной модификации; «прототипная» теория лексического значения. Граница между полисемией и омонимией. Топологические типы многозначности: радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная.

Метафора, метонимия, синекдоха как основные типы семантических корреляций между значениями многозначного слова и попытки их когнитивного моделирования.

Фразеология: устойчивость и идиоматичность; типы фразеологических единиц и способы описания их значения.

Семантика предложения-высказывания. Различие между предложением и высказыванием как отражение дихотомии «язык – речь». Необходимость обращения к изучению целостного речевого акта. Смысл высказывания как вся та информация, которую вкладывает в него говорящий и которую должен извлечь из него адресат. Буквальный смысл высказывания и его актуальный смысл в данной ситуации общения. Прямой и косвенный способы передачи смысла. Эксплицитная и имплицитная информация в высказывании. Виды имплицитной информации: пресуппозиции, условия успешности, импликатуры дискурса. Основные компоненты смысла высказывания. Пропозициональный компонент, его внешнеситуационный и референциальный аспекты. Референциальные статусы языковых выражений и способы их репрезентации. Прагматический компонент, его иллокутивный и дейктический аспекты. Иллокутивная функция высказывания и способы ее репрезентации. Коммуникативный компонент (упаковка), его основные категории и способ их репрезентации. Логический компонент (членение смысла на ассерцию и презумпции).

Эксперимент в семантике. Эксперименты с использованием денотатов или их моделей. Семантические тесты: на свободную интерпретацию, вопросно-ответный, импликативный и др. Ассоциативные эксперименты. Перевод как экспериментальная проверка правильности семантических описаний.


3.7. Прагматика

Предмет и определение прагматики. Проблематика лингвистической прагматики.

Теория речевых актов. Структура речевого акта. Речевые индикаторы. Типология речевых актов.

Теория высказывания. Прямые и косвенные высказывания. Способы образования косвенных высказываний. Коммуникативные категории высказывания в акте речи. Лицо и шифтеры лица. Время и временные шифтеры. Целенаправленность. Модальность. Типы модальности. Ассертивность. Эмотивность. Оценка.

Коммуникативный акт. Коммуникативная ситуация. Структура коммуникативной ситуации. Контекст. Типы контекстов. Речь как компонент коммуникативного акта. Пресуппозиция. Типы пресуппозиций.

Коммуникативная неудача. Причины коммуникативной неудачи. Классификация коммуникативных неудач.


3.8. Дискурс

Введение в дискурсный анализ. Понятие дискурса. Дискурсивный анализ как раздел лингвистики. Дискурс как объект междисциплинарного изучения. Типы дискурсивных явлений: макроструктура, микроструктура, роль дискурсивных факторов на всех уровнях языка. Два подхода к языку: статический (off-line) и динамический (on-line). Компетенция и употребление. Текстоцентрический vs. процедурный подход.

Дискурс и текст. Дискурс и диалог. Порождение vs. понимание. Модусы дискурса: устный и письменный. Жанры и типы дискурса. Способы организации дискурса (аргументативный, коммуникативный, нарративный, дескриптивный).

Структура дискурса. Единство дискурса. Связность. Топик. Макропропозиции. Макроструктура дискурса. Сегментация дискурса. Абзац в нарративном дискурсе. Реплики и группы реплик в диалоге. Единство дискурса и структура дискурса: две стороны одной медали. Интенциональные модели дискурса. Сценарии. Нарративные схемы.

Грамматика дискурса. Теория риторической структуры. Микроструктура дискурса. Минимальные единицы дискурса. Предикации. Интонационные единицы. Дискурс как цепочка предикаций. Статус предложения в дискурсе.


3.9. Методы лингвистического анализа

Методология лингвистической науки. Антропоцентризм как ведущий методологический принцип. Экспансионизм, функционализм (неофункционализм), экспланаторность как основные методологические принципы языкознания.

Основные методы исследования в функциональной лингвистике. Метод функционально-семантического анализа. Контекстологический метод. Семантико-синтаксический метод. Метод словарных дефиниций. Метод компонентного анализа. Сравнительно-сопоставительный метод. Метод лингвистического эксперимента.

Основные методы исследования в когнитивной лингвистике. Метод концептуального анализа. Метод прототипов. Метод фреймов. Метод пропозиционального анализа. Метод ассоциативного эксперимента. Метод сценариев (схем). Метод контейнера в изучении значения.
^

Основная литература





  1. Сусов И. П. Введение в языкознание. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.

  2. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Либроком, 2012.

  3. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Ред. А.А. Кибрик, И.М. Кобозева и И.А. Секерина. – М.: Либроком, 2010.

  4. Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

  5. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса /Пер. ас анг. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр 2009.

  6. Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. Учебное пособие для университетов.-Воронеж, 2004.

  7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию/ Пер. с ит. В. Резник, А. Погоняйло – Спб., 2004.

  8. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  9. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1999.

  10. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Введение в общее языкознание. – Волгоград, 1998.

  11. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики/пер. с фр. –М.: Изд-во «Логос», 1998.

  12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

  13. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. – М., 1997.

  14. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1996.

  15. Прикладное языкознание: Учебник/Отв. ред. А.С. Герд. Спб., 1996.

  16. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. – М., 1993.

  17. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.

  18. Моррис Ч.У. Основания теории знаков / Семиотика. М., 1983.

  19. Лайонз Джон. Введение в теоретическую лингвистику. - М.: Едиториал УРСС, 2010.

  20. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, метод. – М.: Либроком, 2011.

  21. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М.: Либроком, 2012.

  22. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008.


Дополнительная литература

  1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 2001.

  2. Антология мировой интерлингвистики. – М., 1993.

  3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М., 1998.

  4. Байрамова Л.К. Введение в контрастивную лингвистику. – Казань, 1994.

  5. Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. – Л., 1990.

  6. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. – М., 1993.

  7. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. – Волгоград, 1997.

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

  9. Гак В.Г. Прагматика и языковое варьирование // Гак В.Г. Языковые преобразования. – М., 1998. с. 554-586.

  10. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М., 1992.

  11. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997.

  12. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. – Саратов, 1998.

  13. Конецкая В.П. Введение в сопоставительную лексикологию германских языков. – М., 1993.

  14. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

  15. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 1996.

  16. Мечковская Н.Б. Язык и религия. – М., 1998.

  17. Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М., 1985.

  18. Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 17. Теория речевых актов. – М., 1986.

  19. Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. – М., 1988.

  20. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. – М., 1986.

  21. Седов К.Ф. Структура устного дискурса в становление языковой личности. Грамматический и прагмалингвистический аспекты. – Саратов, 1998.

  22. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997.

  23. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). – Волгоград, 1998.

  24. Швейцер А.Д. Теория перевода (Статус, проблемы, аспекты). – М., 1988.

  25. Якобсон Р.О. Избранные работы. – М., 1985.

  26. Зарубежная лингвистика. I: Пер. с англ. / Общ. ред. В. А. Звегинцева и Н. С. Чемоданова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. 308 с.

  27. Зарубежная лингвистика. II: Пер. с англ. / Общ. ред. В. А. Звегинцева, Б. А. Успенского Ю. Б. Городецкого. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. 68 с.

  28. Зарубежная лингвистика. III: Пер. с англ., нем., фр. / Общ. ред. В. Ю. Розенцвейга, В. А. Звегинцева, Ю. Б. Городецкого. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1999. 352 с.

  29. Актуальные проблемы советского языкознания: 1982 – 1986 гг. М., 1987.
^

Перечень ключевых слов





  1. Аблаут

  2. Актуальное членение предложения

  3. Аналитическая форма

  4. Аналогия

  5. Аномалия

  6. Билингвизм

  7. Внутренняя форма

  8. Высказывание

  9. Генеративная лингвистика

  10. Гипотеза Сепира - Уорфа

  11. Глоссематика

  12. Градуальная оппозиция

  13. Грамматика

  14. Денотат

  15. Дескриптивная лингвистика

  16. Диахрония

  17. Диктум

  18. Дискурс

  19. Женевская школа

  20. Законы развития языка

  21. Звук

  22. Значение

  23. Казанская школа

  24. Категория

  25. Когнитивная лингвистика

  26. Контрастивная лингвистика

  27. Концепт

  28. Культура

  29. Лексика

  30. Лексикография

  31. Лингвистика

  32. Лингвистическая география

  33. Метаязык

  34. Метод

  35. Младограмматизм

  36. Модус

  37. Морфема

  38. Морфология

  39. Морфонология

  40. Московская школа

  41. Мышление

  42. Натурализм

  43. Неогумбольдтианство

  44. Номинация

  45. Норма

  46. Оппозиция

  47. Парадигма

  48. Парадигматика

  49. Полисемия

  50. Понятие

  51. Прагматика

  52. Пражский лингвистический кружок

  53. Праформа

  54. Праязык

  55. Предложение

  56. Привативная оппозиция

  57. Происхождение языка

  58. Психолингвистика

  59. Психологизм

  60. Реконструкция

  61. Референт

  62. Речевая деятельность

  63. Речь

  64. Санскрит

  65. Семиотика

  66. Сигнификат

  67. Синтагматика

  68. Синтаксис

  69. Синхрония

  70. Система

  71. Слово

  72. Социолингвистика

  73. Социологическое направление

  74. Сравнительно-историческое языкознание

  75. Структура

  76. Структурная лингвистика

  77. Структурализм

  78. Суждение

  79. Тезаурус

  80. Текст

  81. Теория стадиальности

  82. Трансформационная лингвистика

  83. Узус

  84. Флексия

  85. Фонетика

  86. Фонология

  87. Функции языка

  88. Функциональная лингвистика

  89. Функционально-семантическое поле

  90. Части речи

  91. Эквиполентная оппозиция

  92. Этнолингвистика

  93. Язык

  94. Язык-основа

  95. Языковая семья

  96. Языковая ситуация

  97. Языковая способность

  98. Языковой союз

  99. Языкознание

  100. Языковые контакт





Программу составила:

профессор кафедры

лингвистики и межкультурной

коммуникации, д-р филол. наук ___________________________ Л.В. Куликова


Программа утверждена на заседании кафедры

лингвистики и межкультурной коммуникации

Протокол № ____ от ________________


Заведующий кафедрой

лингвистики и межкультурной коммуникации

д-р филол. наук, профессор ____________________________ Л.В. Куликова


Скачать 278.51 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты