Домой

Методические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку




НазваниеМетодические указания для преподавателя Методические указания для студента > Планы проведения семинарских занятий: тема по порядку
страница1/14
Дата04.03.2013
Размер0.94 Mb.
ТипМетодические указания
Содержание
Ii раздел
2. Пояснительная записка
2.2 Цели и задачи курса
2.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Учебно-тематический план дисциплины
Наименование тем
5. Содержание разделов дисциплин
Тема 2. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.
Тема 3. Психология усвоения чтения.
Тема 4. Психология овладения письмом.
Тема 5. Этиология и патогенез дислексий и дисграфий.
Тема 12. Организация логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта.
6.Методические указания для преподавателя
7. Методические указания для студентов
8. Планы проведения семинарских занятий
План проведения занятий
Понятийный аппарат
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Составьте таблицу примеров пиктографического и иероглифического письма. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Тема 2. сравнительная характеристика
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от 200 г.

Подпись заведующего кафедрой

Чаладзе Е.А. _________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

Специальность 050715 «Логопедия»

факультет коррекционной педагогики


Составитель:

Доцент, к.псх.н.,

Хомутская Е.Ю.





Самара, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

2. Пояснительная записка

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Учебно-тематический план дисциплины

5. Содержание разделов дисциплины

6. Методические указания для преподавателя

7. Методические указания для студента

8. Планы проведения семинарских занятий:

- тема по порядку

- вопросы для проверки знаний

- задания для самостоятельной работы

- список литературы

9. Образцы заданий для итоговой государственной

аттестации

10.Контрольные работы (для заочного обучения)

11. Контрольно-измерительные материалы

12. Учебно-исследовательская работа

13. Вопросы к экзамену

14.Список основной литературы по дисциплине

15. Список дополнительной литературы


^ II РАЗДЕЛ


Рабочие программы


I РАЗДЕЛ

1. Выписка из стандарта

ДПП Ф.02 Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.


^ 2. Пояснительная записка

2.1 Содержание курса

Курс «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)» предназначен для студентов 4-го курса (7 семестр) отделения логопедии и базируется на знании таких основополагающих разделов логопедии, как «Дислалия», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», а также дисциплин лингвистического (лингвистика, психолингвистика), психологического (возрастная, педагогическая психология, нейропсихология, психодиагностика), педагогического (общая, специальная педагогика), медико-биологического (анатомия, физиология, неврология, нейрофизиология) циклов.

Курс «Нарушения письменной речи» является важным звеном подготовки логопедов. Это обусловлено тем, что данная проблема в настоящее время стала наиболее актуальной, так как именно дисграфия и дислексия приводят к стойким трудностям обучения, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации и отрицательно влияют на полноценное развитие личности учащихся младших классов.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с психофизиологическими механизмами письма и чтения, с условиями нормального формирования этих навыков, с причинами, вызывающими дисграфию и дислексию, а также с современными концепциями механизмов нарушений письменной речи. Рассматриваются вопросы классификации и симптоматики дисграфии и дислексии. Обращается внимание на проблему своевременного выявления нарушений письменной речи. Особое место в курсе отводится вопросам организации и проведения коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению различных форм дисграфии и дислексии, а также знакомству с существующими методиками устранения нарушений чтения и письма. Уделяется внимание специфике дисграфий и дислексий у детей с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с ОНР, с ФФН; а также методике коррекционной работы с этими категориями детей.

Семинарские занятия направлены на закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков в плане методической подготовки студентов. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы.

Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса, закрепляются в ходе проведения логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) на школьных логопунктах.

Курс рассчитан на 38 часов лекционных и 38 часов лабораторных занятий. Экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы.


^ 2.2 Цели и задачи курса

Цель дисциплины: сформировать представления студентов о письменной речи как сложной форме психической деятельности человека, о структуре дефекта при различных формах дисграфии, дислексии, о коррекционных стратегиях преодоления нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. обучающие

    • дать представление о психологической, психофизиологической психолингвистической структуре процессов чтения и письма;

    • познакомить студентов с современными концепциями, отражающими взгляды на природу, механизмы, проявления дисграфии, дислексии;

    • дать представление о состоянии базисных составляющих письменной речи при ее нарушениях;

    • дать представление о критериях дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии;

    • сформировать навыки ориентации в современных методиках преодоления нарушений письменной речи;

  2. воспитательные

    • воспитание профессиональной культуры в организации и построении конструктивных взаимодействий в различных развивающих психолого-педагогических ситуациях;

    • развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности

    • формирование стремления к совершенствованию профессиональной компетентности;

    • воспитание профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации;


^ 2.3 Требования к уровню освоения учебной дисциплины

Студенты должны знать:

- этиологию, патогенез, симптоматику нарушений письменной речи;

- классификацию основных форм нарушений письма и чтения;

- параметры разграничения дисграфии и дисорфографии;

- основные принципы организации и содержание методик по преодолению нарушений письменной речи;

- специфику коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, дислексии у учащихся с ФФН, ОНР, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью;

- организацию и содержание деятельности логопеда на школьном логопункте.

Студенты должны уметь:

- проводить диагностику дисграфий, дислексий, квалифицировать ошибки в письме и при чтении, дифференцировать дисграфии, дислексии с временными трудностями на начальных этапах обучения грамоте, выявлять предрасположенность к нарушениям письменной речи у дошкольников;

- определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению различных форм дисграфии, дислексии с учетом механизмов нарушения;

- самостоятельно осуществлять анализ научной литературы по проблеме нарушений письменной речи.

Студенты должны владеть навыками:

- применения современных методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на коррекцию нарушений письменной речи

- проведения консультаций для детей с нарушениями письменной речи и их родителей;

- осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

152

152

Аудиторные занятия

76

28

Лекции

38

16

Практические занятия (семинары)




12

Лабораторные занятия

38




Самостоятельная работа

76

124

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен



^ 4. Учебно-тематический план дисциплины


^ Наименование тем

Всего


часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

Лекции

Лабораторные или семинары

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. История возникновения письма. История изучения нарушений письменной речи

8

10

2

2

2




4

8

2. Сравнительная характеристика устной и письменной речи

8

10

2




2




4

10

3.Психология усвоения чтения

12

10

4

2

2




6

8

4.Психология овладения письмом

12

10

4

2

2




6

8

5.Этиология и патогенез

14

14

4

2

4

2

6

10

6.Симптоматика дислексий, дисграфий. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения письменной речи

16

16


4





4

2

8

14

7.Классификация дислексий

10

12

2

2

2

2

6

8

8.Классификация дисграфий

10

12

2

2

2

2

6

8

9.Обследование учащихся с нарушениями письменной речи

14

14

2




4

2

8

12

10.Методика логопедической работы по устранению и профилактике нарушений письменной речи

24

18

6

2

8

2

10

14

11.Нарушения письменной у различных категорий детей

16

12

4




4




8

12

12.Организация логопедической работы по коррекции нарушений письма и чтения в условиях логопедического пункта

8

12


2


2


2




4

12

Всего

152

152

38

16

38

12

76

124



^ 5. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. История возникновения письма. История нарушений письменной речи.

Краткие сведения об этапах становления письменности: пиктографическое, логографическое, слоговое, буквенно-звуко­вое письмо. Алфавиты. Старославянский алфавит (кириллица). Форма письменных знаков. Особенности букв русского алфавита. Основные современные системы письменности. Русское письмо.

Представления А. Куссмауля о нарушениях чтения и письма. Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX – начала XX века на проблему нарушения письменной речи (Ф.В. Варбург, П. Раншбург, Е. Иллинг, О. Ортон). Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30-60 годах XX века. Вклад С.С. Мнухина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной в развитии научных представлений о нарушениях письма и чтения и их коррекции. Современный этап изучения нарушений письменной речи. Проблемы терминологии.


^ Тема 2. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.

Психологическое содержание устной и письменной речи. Взгляды Л.С. Выготского на процессы устной, письменной и внутренней речи. Психологические особенности письменной речи. Специфика усвоения письменной речи в онтогенезе. Предпосылки для усвоения письменной речи.


^ Тема 3. Психология усвоения чтения.

Определение понятия «чтение». Психофизиологические механизмы процесса чтения. Основные психические операции чтения. Мозговая организация процесса чтения. Отличия процессов чтения и письма. Зрительная организация процесса чтения. Ступени становления навыка чтения у детей (по Т.Г. Егорову). Взаимоотношения между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техника чтения и ее возрастные нормы. Понятие «возраст чтения». Условия формирования навыков чтения и письма в норме. Обучение чтению в раннем возрасте. Скоростное чтение.

^ Тема 4. Психология овладения письмом.

Определение понятия «письмо». Операции письма. Виды письма и его основные навыки. Отличия письма от письменной речи. Письменная речь - сложнейшая форма речевой деятельности.

Психофизиологические механизмы письма. Процесс письма с точки зрения концепции функциональных систем П.К. Анохина. Структура процесса письма. Значение трудов А.Р. Лурия в изучении механизмов письма. Мозговая организация процесса письма. Почерк. Условия для успешного овладения навыком письма. Сравнительных анализ чтения и письма.


^ Тема 5. Этиология и патогенез дислексий и дисграфий.

Нарушения письменной речи у детей (дисграфия, дислексия), статистические данные об их распространенности. Нарушения письма и чтения и наследственная предрасположенность. Экзогенные повреждающие факторы, ведущие к дисграфиям, дислексиям. Вклад социальных, средовых факторов в нарушение чтения и письма.

Роль научных исследований Р.Е.Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями. Проблемы терминологии.

Физиологический, психологический, лингвистический аспекты механизмов нарушения чтения. Современные взгляды на механизмы дислексий. Физиологический, психологический, лингвистический аспекты механизмов нарушения письма. Современные взгляды на механизмы дисграфий.

Распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия).


Тема 6. Симптоматика дислексий, дисграфий. Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих нарушения письменной речи.

Состояние вербальных и невербальных психических функций у детей с нарушениями письменной речи. Дефекты устной речи и нарушения письма и чтения. Дисгра­фия и дислексия при билингвизме. Нарушения памяти и нарушения письма и чтения. Нарушения письма и чтения и латерализация сенсомоторных функций (левшество, переученное левшество, вынужденное левшество). Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и нарушения письма и чтения. Нарушения пространственно-временной последовательности и нарушения письма и чтения. Моторные расстройства и нарушения письма и чтения.

Общая характеристика ошибок на письме и при чтении. Специфические ошибки письма и «ошибки роста». Ошибки чтения: виды, механизмы, примеры. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями письма и чтения.


Тема 7. Классификация дислексий.

Классификация дислексий (Р. Беккер, С. Борель-Мезонни, О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой): основание, выделяемые формы, их характеристика. Сравнительный анализ различных классификаций.


Тема 8. Классификация дисграфий.

Классификация дисграфий (О.А. Токаревой, М.Е.Хватцева, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой): основание, выделяемые формы, их характеристика. Сравнительный анализ различных классификаций.

Дисграфия и дисорфография. Дисграфия: определение, виды.


Тема 9. Обследование учащихся с нарушениями письменной речи.

Задачи, принципы, формы, методы обследования детей с нарушениями чтения и письма. Сбор анамнестических данных и анализ медицинской документации. Характеристика состояния устной речи учащихся с дисграфиями, дислексиями. Обследование чтения и письма. Обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для формирования навыков письма и чтения. Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письменной речи. Анализ результатов обследования и их учет при комплектовании группы учащихся, зачисляемых на логопедический пункт.


Тема 10. Методика логопедической работы по устранению и профилактике нарушений письменной речи.

Основные принципы логопедической работы при коррекции дисграфий, дислексий. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. Коррекция нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия. Упрочение звуко-буквенных связей. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматического строя речи. Коррекция несовершенного навыка чтения. Формирование понимания текста. Коррекция нарушений зрительного восприятия, анализа, синтеза, зрительно-пространственных представлений. Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Преодоление дисорфографии. Анализ существующих методик коррекции дисграфии и дислексии.

Формирование функционального базиса навыков чтения и письма. Предупреждение нарушений письменной речи.


Тема 11. Нарушения письменной речи у различных категорий детей.

Особенности нарушения чтения и письма у детей с ФФН. Специфика коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи у детей с ФФН. Нарушения письменной речи у школьников с ринолалией; методика коррекционной работы с такими детьми. Особенности проявления нарушений чтения и письма у детей с дизартрией. Специфика коррекции дисграфий, дислексий у школьников с дизартрией.

Характеристика дисграфий, дислексий у учащихся с ОНР; особенности логоработы.

Характеристика нарушений письма и чтения у учащихся с ЗПР. Особенности преодоления дисграфий, дислексий у детей с ЗПР.

Нарушения письменной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты