Домой

Понятие и сущность нормотворческой деятельности органов военного управления вооруженных сил российской федерации




Скачать 214.79 Kb.
НазваниеПонятие и сущность нормотворческой деятельности органов военного управления вооруженных сил российской федерации
Дата04.03.2013
Размер214.79 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Concept and essence activity on creation of norms of the rightof bodies of military management of Armed forces of the Russian Fe
Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е.
Подобные работы:


ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.И.Емельянова, адъюнкт Военного университета, vpravo@mail.ru

Аннотация: в статье раскрываются сущность и содержание нормотворческой деятельности органов военного управления, формы данной деятельности, ее признаки как вида юридической деятельности и особенности ее осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова: военное управление, органы военного управления, нормотворчество, акты военного управления


A.I.Emeljanova. ^ Concept and essence activity on creation of norms of the rightof bodies of military management of Armed forces of the Russian Federation

The summary: in article the essence and the maintenance activity on creation of norms of the rightof bodies of military management, the form the given activity, its signs as kind of legal activity and feature of its realisation in Armed forces of the Russian Federation reveal.

Keywords: military management, bodies of military management, activity on creation of norms of the right, certificates of military management


Обязательным условием совершенствования военного управления является всестороннее правовое обеспечение жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, важнейшим направлением которого является нормотворческая деятельность органов военного управления. Особую важность данное направление деятельности органов военного управления приобретает в свете усиления борьбы с коррупцией.

Нормотворческая деятельность органов военного управления относится к ведомственному нормотворчеству. В настоящее время не сложился однозначный подход как к ведомственному нормотворчеству в целом, так и к нормотворческой деятельности органов военного управления в частности.

Несомненно, существование целостной правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, поскольку законы регулируют наиболее важные общественные отношения, в них нельзя изложить отдельные детали поведения субъектов. Анализ современной практики показывает, что на современном этапе значение ведомственного нормотворчества возрастает, поскольку с его помощью уточняется механизм реализации законов, обеспечивается их исполнение. Ведомственное правовое регулирование выполняет важную задачу – освобождает акты высших органов государственной власти от технологических деталей.

Попробуем дать определение понятию «нормотворческая деятельность органов военного управления».

В первую очередь необходимо разобраться с такими понятиями как «нормотворчество» и «правотворчество», которые очень схожи между собой. Над раскрытием данных понятий трудились многие известные ученые-юристы и научные исследования по этому вопросу продолжаются.

Под правотворчеством обычно рассматривается часть механизма правового регулирования, в результате которого появляются нормы права, направленные на регулирование различных общественных отношений. Также правотворчество является одним из основных признаков государства, так как только государство в лице своих компетентных органов принимает, изменяет или отменяет правовые нормы, которые имеют обязательную силу для всего населения страны.

Ведомственное правотворчество – это особый вид подзаконного правотворчества, это деятельность, осуществляемая федеральными органами государственной власти, которые возглавляют какую-либо отрасль или сферу общественной жизни и входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Ведомственное правотворчество является необходимым элементом правового регулирования.

В юридической научной литературе можно найти не так много определений ведомственного правотворчества и ведомственного нормотворчества.

Одно из емких определений ведомственного нормотворчества дал В.О.Елеонский: «Ведомственное нормотворчество в структуре правового государства или правовое ведомственное нормотворчество (внутриведомственное нормотворчество) есть предусмотренная и регулируемая Конституцией и законами система юридических отношений организации создания внутриведомственных актов нормативного характера, имеющих своим предметом проект данного акта, а объектом – упорядочение внутриведомственных отношений в целях надлежащего применения правовых законов, как во внутриведомственных отношениях, так и в отношениях, в которых ведомство вступает во вне в лице своих органов либо отдельных ведомственных представителей - должностных лиц с различным качеством внешнего юридического статуса»1.

Менее объемное определение ведомственного нормотворчества для Министерства внутренних дел дал Н.Н.Червяков: «Нормотворчество органов внутренних дел – это деятельность, осуществляемая должностными лицами МВД России на делегированной и компетенционной основе в пределах установленных полномочий, по созданию, изменению или отмене нормативных актов органов внутренних дел»2.

Определение ведомственного правотворчества дает также и Ю.Г.Арзамасов: «Ведомственное правотворчество – это объективно обусловленная процессом формирования права форма реализации функций государства органами исполнительной власти, выступающая в качестве организационно установленного типа юридической деятельности компетентных лиц министерств и ведомств, осуществляемая на законодательно регламентированной либо делегированной основе, содержанием которой является разработка норм права, в целях принятия, а также изменения и отмены министрами и другими руководителями нормативных документов, направленных на организационное обеспечение действия нормативных актов высших органов государственной власти»3.

Сравнивая вышеприведенные определения, следует отметить, что в юридической науке иногда данные понятия употребляются как синонимы, иногда высказывается мнение о том, что правотворчество является неотъемлемой частью понятия нормотворчества, его главной составляющей и основной структурной единицей, наряду с юридической и законотворческой техникой, процессом создания и закрепления социальных норм поведения.

Автору же ближе взгляды, в соответствии с которыми категория «правотворчество» включает в себя «нормотворчество» наряду с иными правотворческими функциями, проявляющимися в различных формах, а именно:

– разработка (участие в разработке) проектов нормативных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию других государственных органов и должностных лиц;

– заключение международных договоров (межведомственных соглашений);

– подготовка отзывов и заключений на проекты нормативных правовых актов;

– систематизация нормативных правовых актов.

Понятие «нормотворчество» сложилось их двух слов: «норма» и «творчество». Норма, то есть «общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений»4 – это продукт нормотворческой деятельности, та цель, которую преследует нормотворческий процесс. Творчество можно определить как интеллектуальную деятельность, процесс созидания, создания чего-то качественно нового.

Нормотворческая деятельность осуществляется не только законодательными органами власти. Органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, в которых закрепляются волеизъявления руководителей данных органов разного уровня, их заместителей. Это обеспечивает существование четкой вертикали принятых решений, без которой эффективное управление и осуществление государственной политики в той или иной сфере представляется невозможным. Не являются исключением в этом отношении и Вооруженные Силы Российской Федерации.

Нормотворческая деятельность органов военного управления в первую очередь заключается в подготовке и принятии нормативных правовых актов, а также в изменении, дополнении и отмене норм права. Представляется, что их участие в подготовке проектов законодательных и правительственных нормативных правовых актов не является нормотворчеством, так как заключается только в выполнении по поручению отдельных нормотворческих функций. Конечной же целью нормотворческой деятельности является создание нормативного правового акта. Органы военного управления в результате нормотворчества создают подзаконный нормативный правовой акт, то есть изданный на основе и во исполнение законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации акт, содержащий нормы права и регулирующий «военные отношения»5 в пределах компетенции Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для Вооруженных Сил Российской Федерации нормотворческая деятельность органов военного управления является одним из важнейших направлений их деятельности и играет первостепенную роль. Издание нормативных правовых актов – значимая правовая форма управления Вооруженными Силами Российской Федерации в целях поддержания их боеготовности, боеспособности, укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины.

Задача нормативных правовых актов заключается в том, чтобы решать различные вопросы жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Они принимаются в результате длительной и сложной подготовки, которая носит характер юридической процедуры и устанавливает порядок и сроки работы над актами, ход их согласования, обсуждения и принятия.

Нормотворчество – это процесс, состоящий из отдельных этапов: подготовки, утверждения и опубликования конкретных нормативных правовых актов, то есть это ряд последовательных операций, в результате осуществления которых нормативный правовой акт оформляется и начинает официально действовать, вливаясь в общую систему права. Следовательно, создание органами военного управления нормативных правовых актов должно способствовать принятию оптимальных и эффективных управленческих решений, соблюдению принципа законности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также обеспечивать защиту интересов государства и личности.

Как указывалось выше, органы военного управления издают нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. А это значит, что нормативные правовые акты органов военного управления издаются в силу законодательных предписаний, по поручению Президента Российской Федерации, по поручению Правительства Российской Федерации, а также по собственной инициативе с целью урегулирования подведомственной сферы общественных отношений. Для органов военного управления нормотворческая деятельность играет важнейшую роль, поскольку издание нормативных правовых актов – правовая форма их исполнительной деятельности.

Так, в п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, отмечается, что нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. В соответствии с данным документом ведомственные нормативные акты, в том числе и нормативные правовые акты органов военного управления, издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, с помощью которых органы военного управления осуществляют нормативно-правовое регулирование в области обороны, а также нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Рассмотрим нормотворчество органов военного управления как определенный вид юридической деятельности. Органы военного управления посредством нормотворческой деятельности в издаваемых нормативных правовых актах отражают не только политику Вооруженных Сил Российской Федерации в области обороны, но и исполнительной власти в целом, то есть внутреннюю политику государственной власти. Таким образом, от того, какими теоретическими воззрениями, принципами руководствуются в своей деятельности разработчики нормативных правовых актов органов военного управления, напрямую зависит и государственная политика в области обороны Российской Федерации. Следовательно, нормотворческая деятельность органов военного управления является одним из средств выражения государственной политики в указанной сфере общественных отношений.

Осуществляя функции по подготовке и принятию нормативных правовых актов, органы военного управления осуществляют конкретизацию нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, то есть происходит определенная, необходимая для действия механизма правового регулирования конкретизация законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Конкретизирующая функция является весьма распространенной, поскольку выступает особым видом функции нормотворческой деятельности органов военного управления, когда конкретное решение вопроса осуществляется тем или иным органом военного управления, развивая вариант поведения, указанный в прямых отсылочных или бланкетных диспозициях норм законов и других нормативных правовых актах высших органов исполнительной власти.

Другим важным направлением деятельности в рамках нормотворчества органов военного управления является детализация норм, содержащихся в актах, принятых высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации). В осуществлении данной функции отражается подзаконный характер нормотворческой деятельности органов военного управления, а также проявляются иерархические связи между нормативными правовыми актами высших органов государственной власти и нормативными правовыми актами органов военного управления.

Существование иерархии видов нормотворческой деятельности обусловлено, прежде всего, компетенцией того или иного властного органа, его функциями и задачами, а также отношениями подчинения, возникающими между органами государственной власти. Четкая иерархия нормативных правовых актов высших органов государственной власти и органов военного управления содействует построению вертикальных отношений между ними, что в свою очередь способствует реализации общеправового принципа законности.

Кроме того, следует отметить, что в нормативных правовых актах органов военного управления чаще всего содержатся не материальные нормы права, а в основном нормы процессуального характера. С помощью последних происходит воплощение в жизнь материальных норм, то есть прав, законных интересов и обязанностей субъектов права. Происходит это посредством закрепления в нормативных правовых актах органов военного управления порядка осуществления первичных норм, то есть процедурных норм права.

Следует заметить, что под первичными нормами права понимаются нормы, которые содержат базовые, основополагающие правила, предполагающие их дальнейшую детализацию и конкретизацию. Такие нормы могут содержаться как в законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах высших органов государственной власти.

Таким образом, нормотворческая деятельность органов военного управления, развивает нормы нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой, посредством их конкретизации и детализации. Нормотворчество органов военного управления выступает в роли особой формы структурных связей, связующим звеном между нормами, содержащимися в законах, и правоприменением.

В современных условиях тотального реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации актуальное значение приобретает проблема определения места и роли нормативных правовых актов органов военного управления в системе правового воздействия. При этом необходимо заметить, что нормотворческая деятельность органов военного управления в значительной мере подвергается влиянию социальных процессов, протекающих в настоящее время. Решение различных проблем в военной сфере с помощью экономических, политических и других программ на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации без надлежащего правового регулирования либо невозможно вообще, либо не достигает поставленных целей. То есть такой вид юридической деятельности, как нормотворчество органов военного управления в значительной степени зависит и от внешней среды, которая и определяет качество результатов этого процесса – нормативных правовых актов органов военного управления.

Следует отметить, что нормотворческая деятельность органов военного управления как вид юридической деятельности характеризуется рядом отличий.

Так, она строго регламентирована нормами права, представляет собой совокупность юридически значимых действий, которые, осуществляются в строгой последовательности. Таким образом, необходимым условием осуществления нормотворческой деятельности органов военного управления является соблюдение определенных этапов или стадий нормотворческого процесса.

Кроме того должна быть соблюдена совокупность требований к действиям участников нормотворческой деятельности, направленным на достижение определенного результата, то есть к форме, которая служит гарантией точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения норм права, содействует установлению в обществе режима законности.

Форма нормотворческой деятельности органов военного управления устанавливает, кто, какие действия, в какой последовательности и в какой срок может или должен совершить, то есть это процессуальная форма, которая должна содержать исчерпывающий субъектный состав участников нормотворческого процесса, их компетенцию и правомочия на осуществление определенных функций, а также четкую последовательность совершения действий.

Нормотворческая деятельность органов военного управления, как вид юридического процесса, делится этапы или стадии, определяет логическую последовательность процессуальных действий, обеспечивает легитимность процесса за счет осуществления предусмотренного порядка деятельности и за счет проверки правильности совершаемых действий на каждом определенном этапе или стадии. Причем несоблюдение одной из стадий ведет к тому, что либо нужный результат не будет достигнут, либо данная деятельность может быть признана незаконной.

Нормотворчество органов военного управления, являясь самостоятельным видом юридического процесса, имеет свои индивидуальные особенности. Это обусловлено тем, что именно в процессе нормотворческой деятельности органов военного управления рождаются нормы права, т.е. ее необходимо рассматривать как элемент юридического воздействия на общественные отношения. Этим и объясняется интерес к данному виду юридической деятельности.

Целью и результатом нормотворческой деятельности органов военного управления является разработка, принятие, а также изменение и отмена нормативных правовых актов, которые содействуют установлению правой регламентации деятельности должностных лиц органов военного управления всех уровней.

К тому же нормативные правовые акты органов военного управления являются определенными элементами системы законодательства, чья эффективность в большей степени зависит от того, как решаются задачи создания, систематизации и применения нормативных правовых актов всех уровней.

Научный подход к осуществлению органами военного управления нормотворческой деятельности подрывается тем, что контакты органов военного управления с научными организациями нередко основываются на личных связях и меркантильных интересах определенных должностных лиц.

Также серьезной проблемой является упорядочение и систематизация нормативных правовых актов органов военного управления. Приведение их в точное соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов военного управления, имеющими большую юридическую силу, современными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, полномочиями и структурой органов военного управления; устранение множественности нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу; выявление и отмена нормативных правовых актов, потерявших практическое значение; обеспечение четкости правового регулирования жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации – организация этой работы весьма затруднена в условиях реформирования.

Нормотворческая деятельность органов военного управления направлена на разработку и принятие подзаконных нормативных правовых актов, прежде всего приказов, положений и инструкций, содержащих нормы права, которые детализируют и конкретизируют законы, помогая тем самым созданию условий для реализации их предписаний. Однако «скорость» в подготовке нормативных правовых актов органов военного управления часто негативно сказывается на их качестве.

Случается, что положения законов не реализуются на практике из-за несвоевременности принятия подзаконных нормативных правовых актов. В связи с этим, чтобы решить данную проблему, необходимо использовать так называемый «пакетный» принцип формирования системы законодательства, то есть вместе с готовым законопроектом следует вносить проекты подзаконных нормативных правовых актов, направленных на конкретизацию, детализацию и организационное обеспечение норм данного закона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормотворческая деятельность органов военного управления направлена, прежде всего, на содействие в создании условий реализации положений законов, а также нормативных правовых актов, обладающих более высокой юридической силой.

Из сказанного следует, что нормотворческая деятельность органов военного управления – это не только определенный вид нормотворческого процесса, но и составная часть юридического процесса, который включает в себя различные процедуры деятельности военных органов, основная функция которых – управление. На сегодняшний день нормотворчество органов военного управления является эффективным средством формирования правовой базы, регламентирующей, в той или иной степени, большинство отношений в военной сфере. Особенностью данного вида нормотворческой деятельности является то, что она способствует реализации на практике норм российского законодательства, поскольку напрямую, без подзаконного нормотворчества законы действуют крайне редко. А отсутствие того или иного подзаконного нормативного правового акта препятствует реализации положений норм федерального законодательства.

В связи с вышеизложенным, под нормотворческой деятельностью органов военного управления мы понимаем деятельность компетентных лиц органов военного управления, наделенных необходимыми властными полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляемую на делегированной и компетенционной основе, направленную на создание, изменение или отмену правовых норм, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения, направленные на выполнение поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач.

При этом можно выделить следующие признаки, присущие нормотворческой деятельности органов военного управления как виду юридической деятельности:

– нормотворческая деятельность органов военного управления – начальный элемент механизма правового регулирования;

– нормотворческая деятельность органов военного управления осуществляется субъектами нормотворчества – специально уполномоченными должностными лицами органов военного управления;

– нормотворческая деятельность органов военного управления осуществляется в соответствии и в пределах нормотворческой компетенции того или иного органа военного управления;

– структура и содержание нормотворческой деятельности органов военного управления по сравнению с другими видами нормотворческого процесса, несмотря на схожесть определенных стадий, имеют свои особенности;

– цель нормотворческой деятельности органов военного управления заключается в упорядочении общественных отношений в области обороны;

– результатом нормотворческой деятельности органов военного управления является нормативный правовой акт.

Рассматривая особенности нормотворческой деятельности органов военного управления, необходимо отметить, что нормотворчество органов военного управления обладает свойствами, присущими и подзаконному правотворчеству в целом. Например, их общими свойствами являются: подзаконность, более простой порядок подготовки нормативных правовых актов, уточнение актов вышестоящих органов. Наряду с этими особенностями можно выделить специфические черты, свойственные для нормотворческой деятельности органов военного управления.

Первая особенность нормотворческой деятельности органов военного управления заключается в том, что создание ими нормативных правовых актов решает задачу детального правового регулирования, ведь с помощью только лишь законотворческой деятельности невозможно урегулировать существующее разнообразие общественных сфер и отношений. Государство, общество нуждается в своевременном, качественном и полном правовом регулировании всех сфер жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Достижение этой цели в большей степени осуществляется посредством осуществления нормотворческой деятельности органами военного управления. Обойтись без компетентного нормотворчества органов военного управления зачастую невозможно, поскольку именно оно и способствует реализации российского законодательства, которое носит общий характер. Без развивающего нормотворчества органов военного управления, законы действуют редко, а отсутствие того или иного нормативного правового акта органа военного управления может существенно задержать исполнение федерального законодательства, либо сделать его исполнение невозможным.

Второй особенностью нормотворческой деятельности органов военного управления является ее подзаконность. Подзаконность означает, что нормотворчество органов военного управления должно осуществляться на основании, во исполнение и в строгом соответствии с законодательными актами, нормативными правовыми актами других вышестоящих государственных органов, нормативными правовыми актами вышестоящих органов военного управления, не может противоречить им или выходить за их рамки.

Третья особенность нормотворческой деятельности органов военного управления заключается в том, что она осуществляется исключительно на компетенционной или делегированной основе в законных рамках. Нормотворчество органов военного управления ограничено пределами функций, на реализацию которых направлена деятельность военного ведомства. Осуществляя нормотворческую деятельность, органы военного управления реализуют, прежде всего, управленческие функции и выбирают наиболее эффективные пути решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Поскольку нормотворческая деятельность органов военного управления, осуществляемая в рамках их компетенции, часто отличается масштабностью, регламентация компетенции тех или иных органов военного управления не имеет четкой определенности. В нормативных правовых актах, регламентирующих компетенцию органов военного управления, устанавливаются либо полномочия, либо только цели, либо только задачи, либо только функции. К тому же вопросы компетенции органов военного управления регулируются различными нормативными правовыми актами, то есть такое правовое регулирование разрознено.

Таким образом, представляется целесообразным основные цели, задачи, функции, права и обязанности каждого органа военного управления закреплять в едином нормативном правовом акте.

В нормотворческой деятельности органов военного управления отражается понимание органами военного управления возложенных на него функций, осознание своей роли в деле решения задач, поставленных как перед данным конкретным органом военного управления, так и перед Вооруженными Силами Российской Федерации, перед государством и обществом в целом.

Печален тот факт, что отсутствие понимания этих важнейших вопросов ведет к частым нарушениям законности в нормотворческой деятельности органов военного управления, допускаемых ими при издании нормативных правовых актов различного уровня.

Четвертой особенностью нормотворческой деятельности органов военного управления является то, что она выступает неотъемлемым элементом государственного руководства в области обороны, то есть имеет отраслевую направленность, которая зависит от компетенции издающего его федерального органа исполнительной власти. Принцип отраслевого управления признавался не всегда, но представляется, что без разграничения компетенции между субъектами управления невозможно управлять эффективно.

Пятая особенность заключена в том, что нормотворческая деятельность органов военного управления делится на стадии, характерные только для него. Деятельность органов военного управления по созданию правовых норм включает в себя такие юридические процедуры, как согласование и визирование, государственную регистрацию проектов нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Российской Федерации.

При этом результаты нормотворческой деятельности органов военного управления – нормативные правовые акты органов военного управления различных уровней – регламентируют отношения внутри Вооруженных Сил Российской Федерации, а также обеспечивают реализацию целого ряда личных, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод граждан.

Однако до сих пор нормотворческая деятельность органов военного управления нередко оказывается направленной против граждан, препятствует осуществлению прогрессивных экономических и социальных программ, то есть действует вопреки интересам граждан, руководствуясь принципом целесообразности. Не секрет, что часто для многих должностных лиц органов военного управления главным документом является не закон, а приказ командира (начальника). К тому же, проблемой является и то, что нередко органы военного управления, реализуя нормотворческие полномочия, выходят за пределы своей компетенции, что приводит к нарушению режима законности.

Еще одной проблемой на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является правовая нестабильность. В отдельные нормативные правовые акты органов военного управления внесено большое количество различного рода изменений и дополнений, которые затрудняют понимание норм права даже опытными военными юристами.

Негативное влияние на качество издаваемых органами военного управления нормативных правовых актов влияет и реформирование юридической службы, ее комплектование исключительно лицами гражданского персонала. Ведь специалисту, получившему классическое юридическое образование, даже имеющему опыт работы, необходимо пройти переподготовку либо самостоятельно, уже в процессе исполнения должностных обязанностей, изучить особенности военного права, структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, органа военного управления и специфику их деятельности, чтобы обеспечить точное и быстрое решение задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации. А на это требуется значительное время.

Введение в действие новых нормативных правовых актов органов военного управления не должно разрушать существующую систему нормативного правового регулирования, должно носить комплексный характер, совершенствовать его, особенно во время проведения тотального реформирования, когда принятие «срочных» изменений может привести к серьезным негативным результатам, устранение которых впоследствии займет ни один год.

Проанализировав различные научные взгляды на проблему определения терминов «правотворчество», «нормотворчество», «органы военного управления» можно предложить следующее определение понятия «нормотворческая деятельность органов военного управления».

Нормотворческая деятельность органов военного управления – это деятельность компетентных лиц органов военного управления, наделенных необходимыми властными полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляемую на делегированной и компетенционной основе, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения, в целях выполнения поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач.


Библиографический список:

^ Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология: Монография. М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. 2009.

Елеонский В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел: (Теоретические основы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992.

Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. М.: Юристъ. 1999.

Современные главы юридической науки: учебное пособие для адъюнктов Военного университета / под ред. В.Г.Стрекозова, А.В.Кудашкина. М.: ВУ, 2006.

Червяков П.Н. Проблемы совершенствования ведомственного нормотворчества: на материалах МВД России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. акад. МВД России, 2000.


1 Елеонский В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел: (Теоретические основы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1992. С. 16.

2 Червяков П.Н. Проблемы совершенствования ведомственного нормотворчества: на материалах МВД России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. акад. МВД России, 2000. С. 15

3 Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология: Монография. М.: Изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана. 2009.

4 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. М.: Юристъ. 1999. С. 129.

5 Современные главы юридической науки: учебное пособие для адъюнктов Военного университета / под ред. В.Г.Стрекозова, А.В.Кудашкина. М.: ВУ, 2006. С. 12.


Скачать 214.79 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты