Домой

Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка 13. 00. 02. теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)




Скачать 327.6 Kb.
НазваниеЭстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка 13. 00. 02. теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)
Дата04.03.2013
Размер327.6 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
Общая характеристика исследования
Основное содержание исследования
Схема 1: «Модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка»
Коммуникативный аспект
Диаграмма 1: «Динамика эстетического развития учащихся до и после апробации педагогической модели»
Основное содержание диссертации отражено в публикациях по проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК
Подобные работы:



На правах рукописи


ДЕРЮГИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА


13.00.02. – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


Москва 2008

Работа выполнена в Государственном учреждении

«Институт художественного образования»

Российской академии образования


Научный руководитель: академик РАО, доктор педагогических наук,

профессор

Школяр Людмила Валентиновна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Бодина Елена Андреевна


кандидат социологических наук, доцент

Гуманова Юлия Леонидовна

Ведущая организация: Московский педагогический государственный

университет


Защита состоится «3» июня 2008 г. в 13. 00. на заседании диссертационного совета Д 008. 015. 01 в ГУ «Институт художественного образования» РАО по адресу:

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ «Институт художественного образования» РАО.


Автореферат разослан «30 » апреля 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук И.Э. Кашекова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Актуальность исследования. Качество общественно-политических, социальных, экономических преобразований в обществе, совершенствование основ духовно-нравственной жизни определяется потенциалом человеческого фактора, знаниями, энергичностью, инициативностью и творческой активностью людей. Огромное значение в данном контексте имеет развитие творческих начал в человеке, способности к преобразованию окружающей действительности. На рубеже ХХ-ХХI веков, когда происходит переход от репродуктивно-педагогической к креативно-педагогической парадигме образования, возникает острая необходимость поиска новых технологий и методик эстетического воспитания, направленного на гармонизацию и развитие духовных способностей человека.

В данном исследовании мы исходим из понимания эстетического воспитания как целенаправленного, систематического процесса развития человека, включающего освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие навыков восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, воспитание эстетических взглядов, чувств, вкуса, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и наличие необходимых умений для осуществления компетентного межкультурного общения.

Значимость роли эстетического воспитания в развитии творческих начал личности несомненна. Не случайно многие крупные мыслители прошлого подчеркивали необходимость привнесения эстетического начала в преподавание любого учебного предмета (Платон, И. Г. Песталоцци, Ф. Шиллер и др.).

Между тем в организации эстетического воспитания в системе высшего образования отчетливо виден ряд серьезных недочетов: недостаточное количество или полное отсутствие в учебных планах неязыковых вузов предметов, направленных на духовное развитие студентов (например, в учебном плане Института финансов и права (МИФП) для факультета «Финансы и кредит» только один содействует эстетическому воспитанию учащихся – культурология, на её изучение отводится лишь 60 академических часов из 9470 часов обучения); тенденция к экстенсивному пути развития в эстетическом образовании, отсутствие системы эстетического воспитания; практически невостребованным остается мощный эстетико-воспитательный потенциал многих вузовских учебных дисциплин.

Противоречивость ситуации, сложившейся в педагогической практике, в определенной степени объясняется недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эстетического воспитания студентов неязыковых вузов.

В этой связи целесообразным и плодотворным представляется решение данной проблемы в процессе обучения иностранному языку, так как эстетический потенциал этого предмета без преувеличения огромен. Преподаватель имеет возможность формировать на занятиях иностранным языком художественную культуру личности студентов в единстве, знаний, ценностных ориентаций, вкусов, идеалов; влиять на повышение уровня эстетики поведения, ориентированной на «диалог культур», уважение точки зрения собеседника, толерантное отношение к партнеру; развивать творческие способности студентов (особую значимость имеют творческая инициатива, творческое воображение, преодоление стереотипов и др.).

В советской педагогике проводился целый ряд исследований проблем эстетического воспитания, но основная их доля посвящена разработке теории и практики эстетического воспитания в средней школе (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.П. Юсова). Проблемами эстетического воспитания студентов занимались Б.Л. Бахарев, М.В. Веселовская, С.И. Ростов. Вопросы теории эстетического воспитания и творчества исследовали в своих трудах философы (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, Л.В. Тодоров и др.), психологи (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Я. Пономарев, Б.М. Теплов, П. Торренс и др.).

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. было проведено несколько исследований, связанных с изучением различных аспектов эстетического воспитания: рассмотрен потенциал комплексного воздействия средств искусства на когнитивную и эмоционально-волевую сферы личности студентов в процессе социально-эстетического воспитания (М. А. Налбандьян, 2000); раскрыты организационно-педагогические проблемы эстетического воспитания и образования студентов в современных условиях России (М. И. Ридняк, 2001); предложена авторская модель освоения эстетических ценностей студентами технических вузов (С. В. Щигельска, 2000) и др.

Вместе с тем эстетический потенциал иностранного языка как учебного предмета в высшей школе в исследованиях не раскрыт, что определило основную проблему исследования: Каковы эффективные педагогические условия эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка?

Существующие в настоящее время противоречия между открытиями педагогической теории и их представленностью в педагогической практике, отсутствие профессиональной готовности преподавателей к реализации моделей эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка, недостаточная разработанность теории – все эти факторы обусловили выбор темы исследования «Эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка».

Объект исследования: эстетическое воспитание студентов неязыковых вузов.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания в учебной деятельности на занятиях английским языком.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогическую модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка и проверить её эффективность в опытной работе.

Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

  1. На основе изучения современного состояния проблемы выявить психолого-педагогическую сущность и структуру эстетического воспитания студентов как составляющей целостного развития личности.

  2. Разработать критерии и определить уровни эстетического развития студентов неязыковых вузов процессе изучения иностранного языка, обосновать принципы и методы их эстетического развития.

  3. Определить педагогические условия эффективной реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка.

  4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную модель; описать методические рекомендации по ее реализации в образовательном процессе вуза.

В качестве основной выдвигается следующая гипотеза:

Процесс эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка осуществляется эффективно, если в ходе учебных занятий комплексно реализуются взаимосвязанные и взаимодействующие педагогические условия:

- выявление преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного предмета (в данном случае – английского языка) и соответствующая организация форм занятий на основе систематического включения в содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала;

- привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом, в том числе и на разностороннее развитие личности студента, основанное на принципах педагогики искусства (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и эстетическому сопереживанию при их восприятии и др.).

- обеспечение дидактических условий (взаимодействие рационального и эмоционального в учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия (общения) между преподавателем и студентом; целенаправленное поощрение преподавателем проявлений творческой инициативы и самостоятельной творческой деятельности студентов; систематическое развитие мотивации студентов на повышение уровня эстетического развития; психологически комфортная, дружественная атмосфера на занятиях иностранным языком);

- педагогическая поддержка эстетического развития студентов в различных его проявлениях и активизация их творческой деятельности в ходе применения на занятиях иностранным языком системы специально разработанных заданий, стимулирующих развитие эстетического вкуса, культурного кругозора и эстетического чувства студентов, а навыков компетентного осуществления межкультурного диалога;

- использование эстетического потенциала освоения интонационно-образного своеобразия языка, особенностей раскрытия культуры в лексическом строе, развитие эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, использование на занятиях методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и др.).

Методологической основой исследования явились концепции эстетического развития (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.С.Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Е. М. Торшилова, Л. П. Печко и др.) и художественного образования (А. В. Бакушинский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); полихудожественного развития (Б. П. Юсов и др.), инвестиционная теория креативности (Р. Стернберг, Е. Григоренко), теоретические положения о развитии психических процессов личности и юношества (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Кон, Л. Колберг и др.); работы в области теории и методики обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И. Л. Бим и др.); теории педагогического творчества (Н. Д. Никандров, В. А. Кан-Калик и др.); идеи «диалога культур! (Г.С.Батищев, М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.).

Цели и задачи исследования определили основные методы:

Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, ретроспективный анализ собственной педагогической работы в течение 9 лет, экспериментально-практическая проверка разработанной модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка данных, а также методы обучения и воспитания, которые применялись в процессе апробации педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка.

Опытно-экспериментальная база исследования включает студентов 1-4 курсов Московского института экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московского института финансов и права (МИФП) и Московской государственной юридической академии (МГЮА). Количество студентов, принимавших участие в эксперименте, составило 380 человек. К эксперименту были привлечены также преподаватели кафедр иностранных языков МЭСИ, МИФП и МГЮА.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе системного анализа ведущих концепций эстетического воспитания и гуманизации высшего образования были теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая модель, реализация которой обеспечивает повышение уровня эстетического развития студентов в процессе изучения иностранного (английского) языка. Уточнено понятие эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка, под которым понимается целенаправленное, систематическое развитие личности студента, включающее освоение культуры страны изучаемого языка, системы ценностей и характерных для нее норм; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, развитие эстетических взглядов, чувств, вкусов, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и наличие навыков компетентного осуществления межкультурного общения.

Определен педагогический потенциал взаимодействия таких аспектов преподавания иностранного языка, как интонационно-образный; лингвокультурологический; опора на использование программ полихудожественного развития на занятиях; педагогическая поддержка самостоятельного создания студентами различных творческих проектов по предмету (подготовка спектаклей, презентаций и т.д.), а также коммуникативный аспект.

Выявлены критерии различных уровней эстетического развития студентов неязыковых вузов (культурный кругозор, мотивация, эстетический вкус, творческая инициатива и воображение, а также характер преобладающей деятельности студентов в ходе изучения иностранного языка).

Теоретически и практически подтверждена взаимосвязь процесса эстетического воспитания и эффективности учебного процесса. Раскрыто содержание структурных составляющих процесса эстетического воспитания студентов средствами иностранного языка, для которых разработана система заданий (творческие, полихудожественные, коммуникативные и лингвокультурологические).

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении методов эстетического воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчуствованию» в произведения искусства и эстетическому сопереживанию при их восприятии, методы активизации творческой деятельности в процессе занятий иностранным языком и др.).

Выделены и теоретически актуализированы компоненты эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка (интонационно-образный, заключающийся в способности передать смысл слов, настроение при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий использование эмоционально-окрашенных образов при обучении английскому языку; мотивационный, реализующийся в применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, направленных на повышение уровня эстетического развития студентов).

Теоретически обоснованы ведущие дидактические условия реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов на занятиях иностранным языком: опора на взаимодействие рационального и эмоционального в учебном процессе; организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия (общения) между преподавателем и студентом; поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности студентов; целенаправленное развитие мотивации студентов на рост уровня эстетического развития в психологически комфортной, дружественной атмосфере занятий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что 1) разработанная и апробированная модель эстетического воспитания студентов на занятиях иностранным языком позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс в вузе; 2) созданы: а) методические рекомендации по реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка; б) система заданий, стимулирующих самостоятельную творческую деятельность студентов на занятиях иностранным языком, развитие их эстетического вкуса, эстетического кругозора и эстетического чувства, умений осуществлять межкультурную коммуникацию; в) цикл занятий на основе преподавания иностранного (английского) языка на интонационно-образной основе и методах формирования навыков актерского мастерства (навыки перевоплощения и др.).

Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке педагогических кадров в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей иностранного языка. Материалы диссертации могут быть положены в основу создания учебных программ по иностранному языку, а общие рекомендации могут быть использованы при составлении программ по другим предметам гуманитарного и художественно-эстетического циклов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии и эстетики, культурологии, языкознания, методики преподавания иностранного языка, искусствоведения, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений диссертационного исследования на широкой экспериментальной базе, в высших учебных заведениях. Эксперимент проводился лично соискателем в процессе многолетней педагогической работы в качестве преподавателя иностранного языка в ведущих неязыковых вузах г. Москвы.

Этапы исследования: I. теоретико-поисковый этап (1999-2000 гг.) сочетал изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философско-эстетической; культурологической, языковедческой, методической литературы с параллельным исследованием состояния проблемы в практике. Разрабатывались гипотеза исследования, его программа; отрабатывался понятийный аппарат, задачи; осуществлялся поисковый эксперимент. На II преобразующем этапе эксперимента (2000-2005 гг.) выявлялись педагогические условия эффективной реализации модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка, проводилась ее апробация. На III аналитическом этапе (2005-2007 гг.) выявлялись результаты исследования; осуществлены систематизация, обобщение и интерпретация полученных данных, письменное оформление материалов диссертации.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе практической работы диссертанта в качестве старшего преподавателя иностранного (английского) языка Московского института экономики, статистики и информатики (МЭСИ), начиная с 1999 г., параллельно в Московском институте финансов и права (МИФП) с 2002 г. и в качестве старшего преподавателя Московской государственной юридической академии (МГЮА) с 2005 г. по настоящее время. Экспериментальная методика эстетического воспитания студентов неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедр иностранных языков МЭСИ, МИФПа и МГЮА, а также на всероссийских и международных научно-практических конференциях, заседаниях клуба молодых ученых и семинарах, посвященных проблемам вузовского образования («Художественная культура и образование» (Москва, 2005), «Проблемы современного воспитания учащихся» (Москва, 2006), «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (Москва, 2007), и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-методическая система эстетического воспитания, в основании которой лежит идея формирования бескорыстного, ответственного отношения к миру, включает теоретическое обоснование и методику эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка.

3. Ведущими компонентами эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка являются интонационно-образный, заключающийся в способности выразительно передать значение слов при помощи интонации; эмоционально-образный, предполагающий использование эмоционально-окрашенных образов при обучении английскому языку; мотивационный, реализующийся в применении на занятиях активных игровых форм деятельности, создании ситуаций, стимулирующих стремление к повышению уровня эстетического развития по различным критериям (эстетический вкус, культурный кругозор и др.).

3. Для успешного осуществления процесса эстетического воспитания студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка необходимо обеспечить ряд педагогических условий: I. актуализация преподавателем эстетического аспекта в содержании учебного предмета «Иностранный язык»; II. организация форм занятий на основе систематического включения в содержание обучения английскому языку целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала; III. опора на принципы гуманистической и лично-ориентированной педагогики (организация на занятиях субъект-субъектного взаимодействия между преподавателем и студентом; педагогическая поддержка проявлений творческой инициативы и самостоятельной творческой деятельности студентов; психологически комфортная атмосфера на занятиях и др.); IV. привлечение методов обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом (суггестопедический метод, метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и др.); V. использование эстетического потенциала освоения студентами интонационно-образного своеобразия языка, особенностей раскрытия культуры в лексическом строе, развития эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, методов формирования навыков актерского мастерства (перевоплощение и др.).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 217 страницах, включает 6 рисунков и 2 таблицы. Список использованной литературы включает 192 источника (13 – на иностранном языке).
^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ




В главе первой диссертации «Теоретические основания создания педагогической модели эстетического воспитания студентов» проведен анализ психолого-педагогической и философской литературы, обобщены различные точки зрения на проблему эстетического воспитания; сформулированы основные понятия диссертационного исследования (эстетическое воспитание, критерии эстетического развития студентов: культурный кругозор, мотивация, эстетический вкус, творческая инициатива и воображение); выявлены характерные для юношеского возраста психологические и физиологические особенности, оказывающие влияние на достижение максимально положительного эффекта в процессе эстетического воспитания на занятиях иностранным языком.


Предпосылками изучения эстетико-педагогического потенциала предмета «Иностранный язык» стали полученные в ходе опросов и анкетирования студентов неязыковых вузов результаты, свидетельствующие о низком уровне их эстетического вкуса, узости эстетического кругозора, отсутствии знаний об искусстве, истории культуры. В главе раскрыты результаты системного анализа философских, психолого-и историко-педагогических исследований, которые позволяют заключить, что 1) единого общепринятого определения эстетического воспитания в науке до сих пор не выработано, что свидетельствует о сложности и многогранности данного понятия; 2) в дореволюционной отечественной педагогике вопросам эстетического воспитания посвящено много выдающихся исследований (К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, В.П. Острогорский), в которых подчеркивается, что основными методами эстетического воспитания учащихся являются развитие воображения и наблюдательности, что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми не только художественных, но и естественнонаучных дисциплин и т.д.; 3) в 1920-30-е гг. в советской педагогике утвердилась социоцентрическая концепция эстетического воспитания (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, А.Г.Калашников и др.), опирающаяся на идеи приоритетности взаимодействия ребенка со средой; 4) в 1950-60-е гг. ученые стали уделять внимание исследованию эстетико-воспитательной силы познавательной деятельности, в учебной программе появилось больше предметов гуманитарного цикла, что послужило импульсом к развитию прогрессивных идей о развитии личности (М.С.Каган, А.И.Буров, Б. Т. Лихачев и др.). При этом учеными были разделены понятия художественного обучения и эстетического воспитания.

В конце ХХ в. значительный вклад в теорию эстетического воспитания внес А.А. Мелик-Пашаев, обосновавший качественно новое понятие эстетического как «отношения к миру, когда человек воспринимает неповторимый чувственный облик предметов и явлений как прямое выражение внутреннего состояния, характера, судьбы, родственной ему самому внутренней жизни и, благодаря этому, более или менее осознанно переживает свою сопричастность всему в мире, онтологическое единство с ним, универсальность собственного существования» (Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии, 1998, №1. - С.77).

В 1990-е г., в период реформ отечественного образования, были разработаны новые программы эстетического воспитания для школы (Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский, Б.П. Юсов и др.). В главе особенно отмечена роль ученых Института художественного образования (Е.М. Торшилова, Л.П. Печко, Л.Г. Савенкова и др.). В начале XXI в. учеными была разработана культуросообразная концепция образования, разработанная в рамках комплексной программы РАО «Образование в контексте развития культуры на рубеже XXI века» (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), идеи которой об опоре на систему общечеловеческих ценностей культуры, уважение к традициям национальных культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям в образовательном процессе, являются основополагающими для данного исследования. Авторская модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка имеет своей целью приобщение студентов к различным пластам культуры носителей английского языка, а также помогает студенту гармонично «вписаться» в изменяющиеся жизненные реалии, так как специально подобранные задания направлены на развитие творческой инициативы, эстетического вкуса, эстетического чувства, навыков эстетической оценки, нестандартного взгляда на вещи, выработку умений вести дискуссию и отстаивать свое мнение и др.

В целом, можно заключить, что разработка педагогической модели эстетического воспитания базируется на таких глобальных принципах, как принцип гуманизации воспитания, принцип культуросообразности, принцип педагогического оптимизма.

В главе сформулировано определение эстетического воспитания студентов неязыковых вузов как целенаправленного, систематического развития личности студента, которое включает следующие основные компоненты: освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, развитие эстетических взглядов, чувств, вкусов, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре; открытость к диалогу культур и приобретение навыков компетентного осуществления межкультурного общения. В исследовании были выделены и наиболее значимые критерии эстетического развития студентов неязыковых вузов, а именно: эстетический вкус, культурный кругозор, активная самостоятельная творческая деятельность; высокий уровень эстетики поведения и общения, умение осуществлять межкультурный диалог. В диссертации подробно раскрыты теоретические предпосылки к обоснованию этих критериев.

Важное значение для создания теоретического фундамента педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка имело изучение психолого-педагогических работ, посвященных возрастным (включая физиологические, психологические и социальные) особенностям юношеского возраста: характер мотивации, доминирующие ценности, черты познавательной деятельности, творческие потребности и др. (В.В. Давыдов, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин, А.Д. Андреева, Л.И. Божович и др.). Описывая юношеский возраст, ученые подчеркивают главную роль мотивационной сферы личности. Так, по мысли Л.И. Божович, в этом возрасте создается новая социальная ситуация развития, когда учебный процесс оценивается молодыми людьми с точки зрения того, что он дает им для будущего. Для нашего исследования важно и то, что именно в юности обостряются способности к «вчувствованию» в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои – такая идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

Очевидно, что такие особенности юношеского возраста могут быть использованы при выполнении коммуникативных заданий, анализе различных ситуаций и произведений искусства на занятиях английским языком. Они позволяют успешно справиться с такими заданиями, как вхождение в образ другого человека, участие в дискуссиях и ролевых играх, решение проблемных вопросов и др. Тот факт, что юноши и девушки в поисках ответов на многочисленные вопросы обращаются к различным видам искусства (литература, кино, театр, музыка), позволяет активно повышать культурный кругозор, привлекать для занятий педагогический потенциал общения с произведениями искусства.

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, размышления о бытийных основах, нравственных проблемах и т.д. Вместе с достаточно высоким уровнем интеллектуальной зрелости это создает благодатную почву для качественного выполнения сложных лингвокультурологических заданий, связанных, например, с выявлением связи между языковыми элементами и культурой носителей языка и др. Не случайно ученые считают, что юность – это «уникальный период вхождения человека в мир культуры» (А.Д. Андреев), когда он имеет интеллектуальную и физическую возможность много читать, путешествовать, посещать музеи и концерты, «заряжаясь энергией культуры» на всю дальнейшую жизнь. Выявленные черты юношеского возраста определяют основные позиции педагогической работы со студентами в процессе эстетического воспитания на занятиях иностранным языком (высокая эмоциональная насыщенность занятий, тщательный отбор и яркая презентация произведений искусства, принцип диалогизма, подразумевающий уважение к многообразию эмоциональных впечатлений, создание дружеской атмосферы занятий и др.).

Другим важным направлением теоретического исследования является изучение эстетического потенциала учебного предмета «Иностранный язык» и его влияния на эстетическое развитие студентов неязыковых вузов. В главе определены различные аспекты эстетического воспитания в процессе изучения иностранного языка: 1) интонационно-образный; 2) лингвокультурологический; 3) опора на использование программ полихудожественного развития; 4) поддержка самостоятельного творчества студентов, связанного с выполнением проектов по изучению языка, культуры страны изучаемого языка, постановкой спектаклей, подготовкой презентаций по предмету и др.; 5) коммуникативный аспект. Каждый аспект обстоятельно раскрыт в завершающем параграфе главы.

Особое внимание уделяется описанию специфики эстетического воспитания на занятиях иностранным (английским) языком. Подробно раскрываются такие характеристики языка, как интонация, ритм и тембр в контексте их использования в процессе эстетического воспитания: выделены интонационные модели, отражающие чувства и отношение говорящего к собеседнику и к ситуации общения; описаны черты мелодики английского языка. В работе подчеркивается значимость пробуждения в студентах интереса к красоте речи, понимания эстетической ценности слова, звучащего и написанного: «Влюбленный в красоту слова человек становится чувствительней и требовательней к эстетическому и моральному бытию вокруг себя» (В.А. Сухомлинский).

Одной из интенций разработанной педагогической модели является представление о том, что на основе обретенного и развиваемого эстетического отношения к языку становится возможным полноценное изучение искусства слова в устной речи, начиная с ораторского искусства и заканчивая искусством звучащего слова, а в письменной речи – от художественной публицистики до поэзии. В диссертации на основании изучения работ ведущих ученых проведен сопоставительный анализ интонационной природы музыки и звучащего слова (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова и др.) и подтверждено, что в основных чертах мелодика речи находится в тесной связи с наиболее важными характеристиками музыкальной культуры этноса.

Теоретическое обоснование педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка включает и рассмотрение нескольких групп методов обучения иностранному языку, направленных на эстетическое воспитание учащихся: 1) суггестопедический метод обучения, заключающийся в применении достижений суггестопедии - науки о развитии различных методов неманипулятивного и негипнотического характера для обучения иностранным языкам. Данный метод обучения основан на вскрытии резервов памяти, интеллектуальной активности студентов, привлечении произведений искусств (музыки, живописи) на занятиях; 2) метод побуждения к «вчувствованию» в произведения искусства и сопереживанию при их восприятии, включающий выработку навыков получения эстетической реакции.

Также в главе подробно рассмотрены методы активизации творческой деятельности (ролевые и деловые игры и др.) и методы создания воспитывающей ситуации (ведение конструктивного диалога).

Показано, что при разработке модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка были учтены следующие принципы педагогики искусства: образность, вариативность, импровизационность, эмоциональность и ассоциативность, способствующие активизации и развитию творческих сущностных сил человека.

Во второй главе «Условия реализации педагогической модели преподавания иностранного языка в контексте эстетического воспитания» проведен анализ новейших подходов к преподаванию иностранного (английского) языка; выявлены основные составляющие педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов на занятиях иностранным языком (см. схему 1); описан ход эксперимента по ее реализации на основных этапах; описаны критерии уровней эстетического развития студентов (высокого, среднего и низкого); определен характер динамики уровня эстетического развития студентов; представлены методические рекомендации к осуществлению процесса эстетического воспитания студентов неязыковых вузов на занятиях иностранным языком с подробным изложением творческих заданий.

Среди наиболее значимых подходов к изучению иностранного языка выделены и описаны коммуникативный (Р. Лэнгс, Д.Уилкинс, Г. Уиндоусон); интенсивный (Г.Лозанов, И.Ю. Шехтер, Г.А. Китайгородская); лингвокультурологический (Ю.С. Степанов, Н.И. Толстой).

В главе поэтапно представлена экспериментальная часть исследования, включая разработанные автором диагностические анкеты и опросники, отображающие уровень эстетического развития студентов по выделенным в теоретической главе критериям, систему творческих заданий, обеспечивающих рост уровня эстетического развития студентов на занятиях иностранным языком.

В опытной работе были задействованы 380 студентов 1-4 курсов Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Московского института финансов и права и Московской государственной юридической академии. На формирующем этапе экспериментальной работы особое внимание на занятиях уделялось интонации как способу передачи смысла высказываний, особенностей культуры говорящего, его характера, настроения.

В исследовании были разработаны и апробированы творческие задания на запоминание отдельных новых слов, произношение звуков с различными интонациями, драматизацию чтения различных текстов. Апробация этих заданий выявила, что наибольшие трудности у студентов вызвал сам процесс перевоплощения в тот или иной образ – только 28% студентов успешно справлялись с такими заданиями. У них были отмечены попытки понять внутренне состояние персонажа и передать его эмоции. Для преодоления трудностей, возникших у 72% студентов, были разработаны задания на развитие интонационного слуха. Анализ результатов эксперимента подтвердил, что подобные задания позволяют также активизировать работу творческого воображения студентов, развивают эстетическую эмпатию, навыки осуществления конструктивного диалога.

^ Схема 1: «Модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка»



Следующий блок заданий связан с реализацией лингвокультурологического аспекта модели. Эти задания, подробно описанные в главе и Приложении, были основаны на использовании такого пласта языка и культуры, как фразеологизмы, пословицы и поговорки. Ведущей целью таких заданий является влияние на расширение культурного кругозора студентов, повышение их уровня владения языком, обогащение образности речи. Освоение малых форм языкового фольклора позволило студентам «погрузиться» в культуру стран изучаемого языка, что, в свою очередь, послужило импульсом к более глубокому проникновению в собственную культуру (задания с использованием методов компаративистики).

Третий блок заданий был связан с реализацией аспекта полихудожественного развития студентов. В главе показано, что полихудожественный подход акцентирует внимание педагога на использовании эстетического потенциала образной природы того или иного вида искусства, а также их интеграции, которая способствует наполнению восприятия художественного образа, развитию чуткости к слову чужого языка через деятельность в области других искусств (театр, музыка, пластические искусства) и потребности в общении с художественным текстом (в данном случае, англоязычным), формированию навыков самостоятельного анализа таких текстов, а также созданию собственных художественных текстов на иностранном языке. Темы сочинений, предлагаемые студентам, должны быть обращены к эмоциональной сфере личности, вызывать богатый ассоциативный ряд («Краски мира в языке»; «Музыка слова» и др.). Взаимодействие в разработанной модели нескольких педагогических аспектов диктует необходимость дальнейшего расширения и углубления предлагаемой тематики. Так, например, цветовые ассоциации могут быть привлечены к выполнению проекта лингвокультурологического характера «Желтый как солнце или «желтый дом» (желтый цвет в восприятии англоязычных и русских писателей)» или «Море в живописи, музыке и литературе Великобритании».

Кроме того, на основе созданных студентами творческих сочинений, в процессе реализации аспекта педагогической поддержки самостоятельного создания студентами различных творческих проектов по предмету, ими были поставлены одноактные спектакли и «сценки» («Улыбка как отражение национального характера», «Туманы туманного Альбиона» (на основе методики «живой картины») и др.).

Особое значение для повышения уровня эстетического развития студентов имеет анализ на занятиях произведений различных видов искусства стран изучаемого языка (живописные полотна, музыкальные произведения, литературные тексты). Обсуждение впечатлений от этих произведений способствует стремлению к приобщению к культурным ценностям, формирует эстетический идеал студентов.

Анализ результатов апробации модели выявил значительное влияние на эстетическое развитие студентов заданий на основе прослушивания музыкальных произведений композиторов стран изучаемого языка и анализа полученных впечатлений, что связано с особой интонационной природой музыки, обращенной непосредственно к эмоциональной сфере личности. Показательно, что была выявлена некоторая тенденция гендерного характера: юноши уделяли большее внимание выразительной стороне музыкального произведения, мелодике, образности и настроению, девушки же более глубоко вникали в смысл и детали текстов песен.

^ Коммуникативный аспект модели воплощался в заданиях на составление диалогов, проведение дебатов по различным проблемам культуры и искусства и др. Важность коммуникативных заданий связана с высокой значимостью роли общения в эстетическом развитии студентов. Анализ результатов выявил особую эффективность коллективных обсуждений (дебатов) тех или иных проблем. Было установлено, что важную роль в данном случае играет выбранная тема, которая должна быть актуальной, «острой», близкой потребностям юношеского возраста («Массовая культура: за и против»; «Рок-поэзия – искусство или…» и др.).

Если на начальном этапе реализации модели студенты отметили недостаточное развитие или даже отсутствие умений, необходимых для осуществления конструктивного диалога, например, «неумение выслушать точку зрения другого человека» или «отсутствие навыков привлечь внимание», то результаты опроса на завершающем этапе эксперимента показали, что значительное увеличение уровня эстетической эмпатии, рефлексии.

Задания, направленные на реализацию коммуникативного аспекта модели, доказали свою эффективность в содействии развитию способности четко и ясно выразить свою мысль, вести конструктивный диалог, уважая собеседника и прислушиваясь к чужому мнению, а также в развитии творческого воображения.


Диагностика уровней эстетического развития студентов на завершающем этапе эксперимента показала следующие результаты:

Во-первых, произошли количественные изменения в числе студентов, которые были отнесены автором к одному из уровней эстетического развития.

Так, при проведении констатирующего этапа, к низкому уровню эстетического развития относились 39% учащихся, тогда, как при проведении повторных опросов и анализа – 20%; к среднему уровню принадлежали 48% студентов, а стало 55%; и, наконец, высокому уровню эстетического развития соответствовали 13% учащихся, а, по результатам диагностирующего этапа – 25%.

Следовательно, 80% студентов имеют средние и высокие показатели эстетического развития против 61% перед началом апробации авторской методики. Важно, что изменения произошли, в основном, в числе студентов, принадлежащих к низкому уровню эстетического развития (их число сократилось почти в 2 раза) и высокому (их число увеличилось почти в 2 раза), что свидетельствует о том, что специально разработанные и отобранные для реализации модели задания затронули эстетическое начало и «дали толчок» его дальнейшему развитию, а также скрытым ресурсам, существующим в каждом человеке.

Данные цифры позволили автору сделать выводы о наличии положительной динамики общей степени эстетического развития студентов в ходе реализации методики эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного (английского) языка.

Во-вторых, выявлены качественные изменения эстетического развития учащихся. Так, приводя пример произведений искусства и культурных событий, которые произвели на них впечатление, некоторые студенты в начале эксперимента отвечали, например: «что-то было, но не помню, что». Очевидно, что эстетическое чувство этих студентов не развито, навыки эстетической оценки не сформированы, культурный кругозор ограничен.

В целом, можно констатировать, что разработанные творческие задания позволяют осуществлять процесс эстетического воспитания на занятиях иностранным языком достаточно эффективно. На диаграмме 1 отражены полученные в ходе эксперимента результаты динамики уровней эстетического развития студентов:


^ Диаграмма 1: «Динамика эстетического развития учащихся до и после апробации педагогической модели»



Результаты апробации модели показали, что, в целом, культурный кругозор студентов расширился, они продемонстрировали более качественные эстетические знания; углубилась мотивация к изучению культуры стран английского языка и повышению уровня эстетического развития; улучшился эстетический вкус, реакция на эстетико-ориентированный материал стала менее поверхностной; творческая инициатива стала проявляться более часто, барьер в виде боязни неудач и насмешек стал менее заметным; также наблюдается тенденция развития навыков ведения конструктивного диалога у 85% студентов.

Основные выводы диссертационного исследования:

1. В результате изучения современного состояния проблемы была выявлена психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания как системы целенаправленного, систематического развития личности студента, которая включает освоение культуры страны изучаемого языка, характерных для нее норм и системы ценностей; развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве этой страны, развитие эстетических взглядов, чувств, вкусов, потребностей в создании прекрасного, а также развитие бережного и ответственного отношения к культуре, открытость к диалогу культур и приобретение навыков компетентного осуществления межкультурного общения.

2. Процесс эстетического воспитания – составляющей целостного развития личности - не является узко специализированным, он может гармонично интегрироваться с преподаванием иностранного языка. Необходимость усиления этой эстетической составляющей учебного предмета «Иностранный язык» определяется следующими факторами: недостаточностью количества часов в учебных планах неязыковых вузов на предметы, направленные на эстетическое развитие студентов; потребностью самих студентов в более целенаправленном эстетическом развитии; низком уровне эстетического развития студентов неязыковых вузов; очевидной значимостью эмоционально-образного воздействия и эстетических переживаний для духовно-нравственного становления личности.

3. Основными критериями эстетического развития студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку являются: степень развитости эстетического вкуса, мотивация студентов на изучение культуры и искусства стран изучаемого языка, а также повышение уровня эстетического развития, широта их культурного кругозора, наличие и развитость творческой инициативы и воображения в процессе обучения, а также характер доминирующей деятельности студентов на занятиях.

4. Определено, что разработанная и апробированная в исследовании педагогическая модель эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами английского языка осуществляется в следующим основных аспектах: интонационно-образный, лигвокультурологический, активное использование на занятиях программ полихудожественного развития, педагогическая поддержка самостоятельной творческой деятельности студентов и коммуникативный (ведение конструктивного диалога).

5. Экспериментально подтверждено, что процесс реализации модели эстетического воспитания студентов средствами английского языка осуществляется эффективно, если в процессе учебной деятельности соблюдаются следующие педагогические условия: а) выявление преподавателем эстетического аспекта в содержании предмета (английского языка), в частности, его интонационно-образного своеобразия, и систематическое применение на занятиях целенаправленно отобранного эстетически ориентированного учебного материала; б) привлечение методов и технологий обучения, направленных на активизацию эстетического отношения студентов к учебному процессу и жизни в целом; в) обеспечение дидактических условий (педагогическая поддержка проявлений творческой инициативы и активизация самостоятельной творческой деятельности студентов; целенаправленное развитие их мотивации на эстетическое развитие; психологически комфортная атмосфера на занятиях английским языком и др.); г) создание образовательной среды для повышения уровня эстетического развития студентов (использование системы специально разработанных заданий, развитие эстетического отношения к объектам культуры страны изучаемого языка, опора на методы формирования навыков актерского мастерства).

6. Результаты апробации педагогической модели выявили положительную количественную динамику эстетического развития студентов разных уровней, а также качественные изменения в показателях их эстетического развития, доказав тем самым эффективность разработанной педагогической модели эстетического воспитания студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка.


^ Основное содержание диссертации отражено в публикациях по проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК:


1. Дерюгина И.В. Максимальное использование составляющих учебного предмета в эстетическом воспитании студентов при обучении фонетике английского языка.// В сб. Актуальные проблемы художественного образования. Выпуск 2. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – (0.5 п.л.).

2. Дерюгина И.В. Эстетическое воспитание: очерк современной ситуации. // В сб. Художественное образование в парадигме современной культуры. – М.: Институт художественного образования, 2006. – (0.4 п.л.)

3. Дерюгина И.В. Преподавание английского языка как явления культуры. // В сб. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 3. – М.: Институт художественного образования РАО, 2007. – (0.4 п.л.)

4. Дерюгина И.В. Эстетическое воспитание студентов негуманитарных факультетов в процессе изучения иностранного (английского) языка. // Искусство в школе. – М., 2008, №2. – (0.5 п.л.)


Скачать 327.6 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты