Домой

Всс VII съезду всс 16 февраля 2006 года




Скачать 258.41 Kb.
НазваниеВсс VII съезду всс 16 февраля 2006 года
Дата04.03.2013
Размер258.41 Kb.
ТипОтчет
Содержание
Экономика предъявляет спрос на страховые услуги.
2. Страховой рынок: состояние и динамика
3. Взаимодействие с регионами: улица с двусторонним движением
4. Внутренняя организационная деятельность ВСС: строгие критерии
5. Информационно-аналитическая работа
6. Основные направления и итоги международной деятельности ВСС.
7. Взаимодействие ВСС с государственными органами власти России, негосударственными организациями.
8. Работа со СМИ, по популяризации и улучшению имиджа страхового сообщества
9. Совершенствование законодательства
10. Основные направления деятельности ВСС на 2006-2007 гг
11. Заключительные замечания
Подобные работы:

Отчетный доклад Президента ВСС VII съезду ВСС

16 февраля 2006 года

г. Москва

Уважаемые делегаты и гости съезда!


1. Время высоких требований и новых возможностей.

Готовясь к съезду, мы подводили итоги и анализировали результаты работы, проделанной за минувшие два года. Мы также еще раз листали материалы предыдущих съездов, выступления делегатов и гостей, в которых были отмечены успехи Союза и высказывались замечания и пожелания, как к политике государства в области страхования, так и к деятельности Союза.

И сегодня можно отмечать успехи, можно высказывать замечания, однако, страховая отрасль ушла далеко вперед.

Страховщики между тем критичнее и строже оценивают собственные достижения и упущения, текущее состояние дел в страховой сфере в целом и в каждой страховой компании, в отдельности. Повысилась и требовательность со стороны надзорных и контрольных органов, что проявляется в более частом применении всех доступных видов санкций, в том числе отзыва лицензии. Если сопоставлять между собой количество выданных лицензий на право осуществления страховой деятельности и количество примененной органом страхового надзора наиболее жесткой санкции – отзыв лицензии, то последнее случалось в семь с лишним раз чаще, чем первое.

Сегодня мы ставим перед собой и решаем куда более сложные задачи, чем ранее, ориентируемся на более высокие стандарты для того, чтобы проложить дорогу динамичному, устойчивому, эффективному росту рынка.

Наше профессиональное сообщество как никогда прежде озабочено такими качественными показателями развития отрасли как качество управления, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, струтурными показателями страхового портфеля, качеством андеррайтерской политики, структурой и качеством собственных средств страховщиков, а также активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

Одновременно с этим мы тщательно анализируем количественные показатели страховой деятельности на предмет их соответствия критериям классического страхования, без скидок на незрелость рынка, периоды становления, укрепнение отрасли и прочее. Именно благодаря этому мы серьезно приблизились к моделям полноценного классического страхования.

Это особенно важно с учетом того, что страхователь как главная фигура на рынке страховых услуг повысил степень своей осведомленности в страховых вопросах, располагает большей моральной готовностью приобретать страховую защиту в отношении различных групп имущественных интересов. Одновременно с этим растет и уровень благосостояния действующих и потенциальных страхователей. А потому обоснованно их желание получать от страховых компаний не только услуги более высокого качества, но и надлежащее сопровождение заключенных договоров страхования. В этой связи немаловажно, какой инфраструктурой, материально-технической, информационной и технологической базой располагает страховщик. Для современного страховщика недостаточно уметь заключить договор страхования, гораздо более важным является умение сопровождать заключенный договор, надлежащим образом исполнять принятые по нему обязательства, а фактором признания таких умений становится показатель возобновления ранее заключенных договоров.

Следует коснуться и других аспектов. Так, страховая отрасль на протяжении последних 15 лет развивалась за счет собственных ресурсов инвесторов-энтузиастов, а потому фактически представляет собой отрасль с преобладанием частного капитала. Удивительный факт, но сегодня страховщики – и это редкий случай (укажите мне другую такую отрасль):

– не просят денежных вливаний от государства, но готовы разделять с ним его риски,

– не имеют особых налоговых и иных преференций от законодательной и исполнительной власти, но при этом принимают на страхование предприятия различных форм собственности, участвуя в реализации государственных социальных программ и национальных проектов,

– испытывают сложнейший период реформирования и реструктуризации собственной отрасли, но успевают предоставлять страховое сопровождение процессу дальнейшего реформирования экономики страны в целом.

Кроме того, страховщики посредством деятельности собственного профессинального объединения содействуют дерегулированию и разгосударствлению экономики, сокращению избыточных функций госаппарата, используя для этой цели инструменты и механизмы страхования и саморегулирования, механизмы, уже апробированные на практике. Сегодня это становится не благим пожеланием, а императивом.

^ Экономика предъявляет спрос на страховые услуги. Потребности в страховой услуге растут год от года, и тому способствуют как внутренняя логика развития рыночной экономики, так и эффективные действия самих страховщиков. Внутренняя логика проявляется в том, что усложняются производственные, технологические, информационные, управленческие процессы во всех сферах жизнедеятельности, укрупняется объем имущественных интересов и множатся их виды, - а для всего этого необходима страховая защита. Страхованием обеспечиваются практически все значимые процессы в социально-экономической и производственной сфере.

Страхование привносит в жизнь гражданина, общества и государства элемент защищенности, стабильности, возможность управлять рисками, вызываемыми различного рода чрезвычайными происшествиями и внезапными событиями, а потому и возможность управлять финансовыми потоками на предприятии и расходами отдельно взятой семьи..

Однако для того, чтобы страхование в полной мере выполняло свое предназначение и функцию защиты и перераспределения рисков, необходимо, чтобы сам страховой рынок был защищен от потрясений и катаклизмов, чтобы страхователи не страдали в массовом порядке от провалов или банкротства отдельных участников рынка. Убеждены в том, что для обеспечения стабильности в самой страховой отрасли необходимы коллективная форма ответственности всех участников рынка и механизм ее реализации на базе саморегулируемых организаций.

Страхование постепенно распространяется во все новые сферы и отрасли экономики, от сельского хозяйства до возведения сложнейших промышленных объектов, от интересов частного инвестора в сфере долевого строительства до эксплуатации сложнейших космических аппаратов, от сферы малого и среднего бизнеса до организации крупнейших выставок и шоу. Страхование не только распространяется, оно еще и утверждается как наиболее эффективный инструмент защиты от рисков и сохранения стабильности любого дела, каждого предприятия, отдельной семьи.

Без участия страховщиков невозможна реализация ни одного из крупнейших проектов, в том числе получивших статус национальных, будь то жилищная ипотека, доступное жилье, административная реформа, реформа системы здравоохранения, реформа ЖКХ (крупные структурные инвесторы, частные инвесторы, государственные предприятия, управляющие компании – все они наши непременные клиенты).


^ 2. Страховой рынок: состояние и динамика

Следует отметить и проанализировать ряд ключевых показателей, которые в целом позволяют судить о состоянии, потенциале и перспективах развития страховой отрасли.

С 2000 по 2005 г. объем страховых взносов увеличился со 171 млрд. рублей до 490.6 млрд., то есть на 286.9%. Без учета страхования жизни (со всей его хорошо известной спецификой в России) и ОМС наблюдаем рост с 62.8 млрд. до 324.0 млрд. рублей, то есть на целых 516 %. Даже учет показателя инфляции не лишает нас права заявить: классическое страхование, страхование в традиционном смысле слова растет опережающими темпами, замещая объемы отдельных линий страхования, уменьшающиеся в связи с выходом страховщиков из схемного бизнеса.

Что до страхования жизни, то его доля в общем объеме взносов упала с более чем 50% в 2001 г. до 5 % в 2005 г., это официальный показатель, сухая цифра. Но в ней кроется очень важная тенденция и потенциал данной отрасли страхования: ниже падать некуда, и у данной отрасли нет другого пути, как рост. Рост на здоровой, классической основе, с применением известных технологий и форм страхования. А главное с соблюдением принципов и целей страхования жизни: защита личных имущественных интересов граждан в их долгосрочной перспективе, как за счет их личных сбережений, так и за счет средств предприятий. Следование этим принципам и целям в обозримом будущем позволит показателям сбора премии вернуться на прежний уровень и многократно прирасти по сравнению сним, так как потенциал в этой отрасли страхования несоизмеримо больнее, чем в любой другой.

На протяжении ряда лет отмечаем устойчивую тенденцию к росту в личном страховании, страховании имущества и в добровольном медицинском страховании. Сегмент страхования ответственности, напротив, в основном замедлялся и «задержался» на прежнем уровне. Приходится констатировать, что действующая налоговая среда не способствует развитию данного направления, не стимулирует его расширение. Без дальнейшего реформирования системы налогообложения страховых операций, улучшения налогового климата для потербителя страховой услуги довольно сложно рассчитывать на ощутимое увеличение показателей страховой отрасли, на переход рынка страховых услуг в зрелый возраст, на расширение страховой культуры как самих страховщиков, так и потребителей их услуги, а потому и на рост экономики в целом.

Каков вклад обязательных видов страхования и, прежде всего, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – известной в народе как «автогражданка»? О ней можно говорить, уже имея за плечами трехлетний опыт, опыт положительный и отрицательный, со всплесками напряжения среди страхователей, с бурными дискуссиями среди страховщиков. И тем не менее, несмотря на разнообразие мнений и выводов на этот счет, можно уверено сказать, вклад этот весом. Так, по итогам 2005 г доля ОСАГО в общем сборе страховой премии составила 10.9% (в 2004 г – 10.4%). Для данного сегмента характерны следующие тенденции:

1) умеренное увеличение числа заключенных договоров, (подписано 28,7 млн. договоров плюс 2.5 млн. договоров к 2004 г);

2) примерно такой же умеренный рост среднего размера одной выплаты (до 24 тыс. руб);

3) опережающий рост расходов, связанных с урегулированием страховых требований и осуществлением страховых выплат (143.5 %), по сравнению с динамикой поступления страховых взносов (109.1%).

Хотя по некоторым показателям «автогражданка» выходит на так называемый стационарный, заданный, уровень (с точки зрения охвата рынка, ожидаемых темпов прироста и т.п., поскольку новые договоры относятся к вновь приобретенным автомобилям), ситуация по другим аспектам остается всё еще зыбкой. Многое зависит и от того, на каком уровне будут установлены новые обязательства для страховщиков, как будут законодательно урегулированы модели цивилизованного ухода с рынка отдельных страховщиков, в том числе, ушедших в силу вынужденных обстоятельств (банкротство, тяжелое финансовое положение, не позволяющее осуществлять именно данный вид страхования, изменение стратегии и т.п.) и многое другое.

Важно отметить наиболее весомый положительный вклад «автогражданки». Он состоит прежде всего в том, что «автогражданка» заставила осваивать технологию работы с массовым клиентом, вовлекла миллионы автомобилистов в орбиту страхования, вызвав у них при этом противоречивые чувства: это и понимание, это и негодование, это и противодействие, это и осознание необходимости, - всех чувств не перечислить. Порядка 160 компаний, работающих в сфере ОСАГО, можно считать, выдержали экзамен первой ступени. Но экзаменационная сессия продолжается и будут новые «отчисления», будет отсев, прежде всего небольших компаний, а ряд компаний специально и создавались под «автогражданку».

В целом отражая тенденцию рынка, следует отметить, что ряды страховщиков редеют. Тому есть и объективные, и субъективные причины. Количество страховщиков сократилось с 2002 г. к началу 2006 г на 333 компании, только в 2005 г., по официальным данным, были отозваны лицензии у 175 страховых организаций, новых участников рынка появилось при этом немного – 24 компании, большинство с лицензией на ОМС. Не могу не отметить в данном контексте, что имели место лишь единичные случаи отзыва лицензий у членов ВСС. И это говорит о том, что ВСС действительно собрал в своих рядах лучшие компании страховой отрасли!

Признавая исключительно полезную роль небольших и средних компаний, чьи услуги востребованы на региональных рынках, компании, которые во многих случаях аккуратно и тщательно обслуживают клиента во многих географических точках, отметим все же, что главной движущей силой прогресса страхового рынка, модернизации страхового бизнеса выступают именно крупные и финансово мощные компании. К числу последних относим не только страховые общества с московской регистрацией, но и многих региональных и межрегиональных операторов.

Консолидация рынка и концентрация страхового капитала работают на оздоровление и развитие страховой отрасли, но насколько далеко мы здесь продвинулись? Капитализация страховой отрасли России росла высокими темпами на протяжении 2004 г. (на 150%), в 2005 г. рост резко замедлился (до +2,9%). Неизменной (на уровне 4%) осталась доля страховых компаний, чьи уставные капиталы превышают 500 млн. руб. На прежнем уровне, несмотря на уход с рынка многих мелких компаний, сохранились и усредненные показатели крупнейших операторов (средний размер взносов, приходящихся на одну страховую компанию).

Иными словами, процесс укрупнения страхового бизнеса находится пока на своей начальной стадии, а многочисленной группе страховщиков (329 компаниям) предстоит привлекать дополнительный капитал для того, чтобы соответствовать промежуточным контрольным показателям, установленным на 1.07.2006 и еще более высоким законодательным нормативам уже очень близкого 2007 г. Привлечение дополнительного капитала – это не единственный способ решения задач, связанных с капитализацией отрасли. Не исключено, что все мы в ближайшем будущем станем свидетелями весьма ощутимых первых в истории современного российского страхования укрупнений – слияний и поглощений в отрасли. Что ж, тем, кто выберет этот путь, желаем успеха и новых горизонтов развития. Будем рады, если ряды ВСС прирастут такими обновленными компаниями, ведь их опыт будет очень важен и дорог для развития многих, в том числе, и законотворческих проектов.

Следует отметить, что в последние годы довольно быстро – на 40-45% в год – растет средняя страховая сумма, приходящаяся на один договор добровольного страхования ( 664 тыс. рублей в 2004 г, по данным Росстата). С одной стороны, это продиктовано фактором инфляции. Но с другой, такое увеличение связано и с расширением страхового поля, с ростом материально- технической базы предприятий, ее модернизхацией, ростом доходов населения и другими положительными факторами. Таким образом, объем ответственности страховщиков перед страхователями увеличивается высокими темпами, что заставляет уделять повышенное внимание укреплению платежеспособности и финнасовой устойчивости как отдельных компаний, так и всей страховой отрасли.

В этом контексте встает вопрос о рентабельности инвестиций в страховое дело. Все мы наслышаны о том, что страховщики буквально «стригут доходы», получая, в частности, фантастическую маржу на «автогражданке», но ее финансовые итоги будут подводиться позже, убыточность здесь продолжает расти, чего широкая общественность не очень-то понимает и не очень-то желает замечать.

Если же говорить в целом о страховом рынке, то, с одной стороны, констатируем сравнительно невысокий уровень убыточности (в 2005 г., составил, без учета ОМС, 40,6%), с другой - падающий коэффициент капиталоотдачи, определяемый как отношение объема страховых взносов к величине уставного капитала, а также в целом снижение показателя доходности инвестиций в страховую отрасль. На начало 2006 г. показатель коэффициента капиталоотдачи составил 3.4, в то время как в 2003 г он был равен 5.9. Иначе говоря, страховщикам приходиться вкладывать все больше собственных средств не только в развитие, но и сохранение своего бизнеса, которое возможно только при наличии требуемого по закону уставного капитала. Добавим к этому и возрастающие – в абсолютных и в относительных масштабах - расходы страховщиков на ведение дела, особенно на организацию системы сбыта и обслуживания, создание филиальных сетей, развитие материально-технического, технологического и информационного оснащения. Тем, кто задумывается об открытии своего страхового бизнеса впервые, теперь необходимо особенно тщательно взвешивать свои возможности.

Сальдированный финансовый результат отрасли (прибыль минус убыток) составил в 2004 г., по подсчетам Росстата, 10,2 млрд. рублей (данные за 2005 г еще не подведены). На рынке присутствовало и немало убыточных страховых организаций, чьи суммарные убытки составили в 2004 г 1,5 млрд. рублей, ранее положение дел было ещё хуже, когда каждый третий страховщик фиксировал убытки (порождая вопрос: что побуждает акционеров сохранять такой бизнес?).

Прибыль, получаемая страховщиками, а также уплачиваемые ими налоги невелики. Но основной вклад страховой отрасли состоит в другом: в обеспечении бесперебойного функционирования экономики, в компенсации финансовых потерь, вызванных всякого рода происшествиями и авариями, в финансовой защите человека, его семьи, их имущественных интересов.

Невзирая на все недостатки и сложности, российская страховая отрасль остается перспективной сферой для долгосрочных капиталовложений, поскольку рынок выразительно демонстрирует тенденцию роста. Нарастает и инвестиционная активность самих страховщиков, она проявляется уже не только в таких традиционных сегментах, как создание собственных медицинских центров и сервисных компаний, но при финансировании лизинговых операций, создании экспертных агентсв, в других сферах расширения инфраструктуры страхового дела.

Говоря о главных итогах и тенденциях развития страхового рынка в 2004-2005 гг., выделю две главные темы.

Во-первых, это изменение общей конфигурации страхового рынка, оздоровление, консолидация рынка и ужесточение контроля. Не санация, а именно внутреннее оздоровление, реструктуризация страховых портфелей, главным образом по инициативе самих страховщиков и их клиентов.

Консолидация нашла выражение в изменении структуры акционерного капитала, приобретениях и объединениях в страховые группы, пока еще нечастых, сокращении числа участников рынка за счет наиболее слабых операторов. В этой сфере явно не повредит делу более высокий уровень транспарентности и четкости.

Во-вторых, происходила обкатка и отработка ОСАГО, совершенствование нормативной базы и самой технологии реализации автогражданки, включая оценку ущерба, выплатную политику, обслуживание клиентов, коллективные гарантии для них. Благодаря принятым, в том числе законодательным, мерам удалось предотвратить и купировать разраставшийся в сфере ОСАГО кризис, сократить ущерб репутации страховой отрасли, задействовать гарантийный и компенсационные механизмы.


^ 3. Взаимодействие с регионами: улица с двусторонним движением

Региональное направление – одно из важнейших и ключевых в деятельности ВСС. При этом мы далеки от мысли разграничивать, проводить строгое разделение по линии «столица – регионы». Региональные компании, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке и услугах ВСС, чем крупнейшие общефедеральные компании, располагающие ресурсной базой и широкими связями. В отношениях с регионами у нас установилось двустороннее движение, причем без пробок, которые мы наблюдаем на московских дорогах. Для меня поездки в регионы, встречи и выступления там - приоритетное дело.

В региональной работе ВСС большое место отводилось реализации проектов и проведению мероприятий в информационной, образовательной, исследовательской области, проведению социологических исследований. Помогали организовывать в различных областях и республиках РФ мероприятия с участием представителей исполнительной власти, практически всех федеральных ведомств, имеющих отношение к страхованию. Отметим, что в них, как правило, принимают участие и Полномочные представительства Президента РФ в Федеральных округах.

Воспользуюсь моментом, чтобы выразить благодарность и признательность руководству и специалистам ФССН и департамента финансовой политики Минфина, лично Ломакину – Румянцеву И.В, Саватюгину А.Л. за участие и всемерную поддержку этих форумов.

ВСС координирует свою региональную деятельность с РСА, МСМС, АСТЭК, другими объединениями страховщиков.

Действуя сообща, а в некоторых аспектах двигаясь по пути интеграции наших региональных программ, мы сможем добиться в будущем более высокой отдачи от наших действий по развитию страхования в различных регионах России.


^ 4. Внутренняя организационная деятельность ВСС: строгие критерии

За истекшие два года сформирована новая структура исполнительной дирекции ВСС, а также - на Президиуме ВСС - принята новая редакция Положения об исполнительной дирекции ВСС.

Трижды (в сентябре 2004, в октябре 2005 и в декабре 2005 года) принимались решения об исключении из членов Союза в общей сложности 123 страховщиков за неисполнение уставных обязанностей, в том числе за неуплату взносов. За тот же период в ВСС вступила 71 организация. На настоящий момент в состав ВСС входят 184 страховых компаний, 14 ассоциированных членов, 7 иностранных и 15 субъектов инфраструктуры страхового рынка, всего 218 участников (данные на начало февраля 2006 г.). И со всей ответственностью заявляю: «балласта» в виде «мертвых душ» среди них нет. На долю компаний – членов ВСС приходится не менее 80% совокупного поступления страховых взносов (без учета ассоциированных членов), в списке 30 компаний, лидирующих по сбору премии, 26 включены в реестр членов нашего союза.

В целях упорядочения деятельности комитетов и комиссий ВСС принял типовое положение о Комитетах ВСС, в котором определены основные цели, задачи Комитета, порядок его формирования и деятельности. В то же время отмечаем, что ряд комитетов так по сути дела в полной мере и не приступил к работе, не участвовал в разработке предложений по совершенствованию того сегмента страхового рынка или сферы деятельности, которые были за ним закреплены.

С учетом сказанного, представляется целесообразным сократить число комитетов ВСС, по иному сгруппировать вопросы ведения, более внимательно подходить к их формированию и персональному составу, а также делать больший упор на создание рабочих групп под решение конкретных задач. Таких Рабочих групп в рамках ВСС сегодня действует 6.

Пристальное внимание ВСС традиционно уделял вопросам соблюдения кодекса профессиональной этики деятельности на страховом рынке РФ. В данном контексте отмечу работу Совета старейшин ВСС (Н.Ф. Галагуза).


^ 5. Информационно-аналитическая работа

Успешный страховщик – это страховщик, вооруженный точной статистикой, информационной базой, аналитикой, которые позволяют правильно рассчитывать тарифы, взвешивать и оценивать риски, планировать финансовые результаты. Статистика для андеррайтинга - хлеб насущный.

С текущего года страховым компаниям предстоит готовить отчетность о направлениях заимствования и размещения своих средств для Центробанка, а также представлять сведения о своей деятельности Росстату по измененной форме. Должен отметить, что Центробанк, а также Росстат конструктивно взаимодействуют с экспертами ВСС в решении возникающих организационно-технических проблем.

К сожалению, основной массив статданных, находящихся в распоряжении ФССН, уже 15 лет по существу недоступен для анализа как материал, имеющий служебный характер. Ничем в этом отношении не помогла и административная реформа. В отличие от этого сведения о деятельности страховых организаций, собираемые ВСС в рамках статистического проекта 1-ВСС, реализуемого с 2001 г. согласно решению Президиума ВСС, являются публичными и доступными как для страховщиков, так и потребителей страховых услуг.

Думается, что, отталкиваясь от достигнутого, ВСС должен более решительно развивать свою информационно-статистическую функцию, расширяя здесь поле своей деятельности и формат работы. Эта задача нам вполне по плечу, важно подкрепить ее желанием заинтересованных членов ВСС реализовывать эту задачу.

Без доступной статистики нет и научно-обоснованного прогноза. А именно на базе прогнозов лидеры страхового бизнеса, и не только лидеры, определяют конкретную политику страховых компаний, принимают те или иные решения о привлечении и вложении средств, подготовке персонала и т.д. В правительстве полагают, что с точки зрения планирования (и программирования) развития страхового дела все идет по начертанному плану, в соответствии с Концепцией развития страхования, которая, между тем, уже давно не упоминается и не используется в качестве руководства к действию.

Мы такого взгляда на следование общегосударственным целям в области страхования, отраженным в Концепции, не разделяем.

Целый пласт проблем связан с тематикой ВТО, с международным перестрахованием, трансграничными операциями страховщиков. Эксперты и исследователи должны помочь отечественным страховщикам – практикам использовать защитные и адаптационные механизмы, предусматриваемые правовой системой ВТО, для сохранения и продвижения своего бизнеса. ВСС занял четкую и мотивированную позицию по вопросу о недопустимости открытия и бесконтрольной деятельности прямых филиалов зарубежных страховщиков на территории России. Надеемся, что Правительство РФ сохранит твердость в данном вопросе.


^ 6. Основные направления и итоги международной деятельности ВСС.

Деятельность ВСС по развитию международных связей в отчетный период преследовала следующие цели:

  • представление, продвижение и защита интересов российских страховщиков в ближнем и дальнем зарубежье;

  • содействие интеграции национального страхового бизнеса с международным страховым рынком;

  • развитие двух - и многосторонних контактов ВСС, прежде всего с национальными и международными объединениями страховщиков;

  • экспертная и консультативная поддержка отдельным участникам страхового рынка.

В июне 2004 года, согласно решению Генеральной Ассамблеи Европейского комитета по страхованию (ЕКС), ВСС принят в ЕКС. Представительный состав участников Страховых саммитов, проводившихся в 2004 и 2005 гг. – свидетельство того, что международное страховое сообщество давно уже нашло в лице ВСС авторитетного партнера. В 2006 году ВСС планирует завершить процесс вступления в ряды Международной Ассоциации Страховых Надзоров (МАСН) в качестве наблюдателя.

Отдельной строкой – о постоянно действующем и расширяющемся диалоге между ВСС и Германским союзом страховщиков (GDV).

Страховой Проект ТАСИС, на возобновление которого мы твердо рассчитываем, был главным международным проектом ВСС. (соответствующее обращение направлено в МЭРТ). Что весьма ценно, он предусматривал и прямую консультационную поддержку российским страховым компаниям, прежде всего региональным.

Стабильность, взаимодействие и взаимопонимание отличают наши отношения с объединениями страховщиков из ближнего зарубежья. Сегодня мы попросили бы коллег из Белорусского союза страховщиков поддержать интересы российских страховщиков, которые начали уже задумываться о целесообразности своего присутствия на белорусском рынке. В конструктивном ключе развиваются наши связи с Лигой страховых организаций Украины. Поддерживаются контакты и с казахстанскими страховщиками.


^ 7. Взаимодействие ВСС с государственными органами власти России, негосударственными организациями.

Налажено взаимодействие ВСС с палатами Федерального Собрания, сформирован и активно действует Экспертный совет при профильном Комитете Государственной Думы, предложения ВСС включаются в план законопроектной деятельности профильного Комитета Государственной Думы. Что касается наших отношений с исполнительной ветвью власти, то здесь стоит отметить дискуссию о необходимости рассмотрения итогов реализации Концепции развития страхования в РФ и разработке нового документа, назовем его программой действий и мер по развитию страхового рынка. Готовы представить свою рабочую версию такого документа

Действуют и реализуются соглашения о сотрудничестве между ВСС и Минфином, ВСС и ФССН, ВСС и ФАС, есть сферы взаимного интереса, прежде всего в разработке новой редакции закона «О страховании и страховой деятельности», нормативных документов в сфере страхования.

Успешно развивались деловые контакты между ВСС и рядом других министерств и служб, а также федеральных фондов: Минэкономразвития, ФСФР, ФСС, Минздравом, ФФОМС, а в самое последнее время – с Центробанком и Росстатом. Более того, замечаем, что эти контакты имеют свойство перерастать в отношения долговременного партнерства.

ВСС также поддерживал и поддерживает деловые контакты практически со всеми наиболее авторитетными и представительными предпринимательскими объединениями, среди которых упомяну РСПП, ТПП, АРБ, НАУФОР.


^ 8. Работа со СМИ, по популяризации и улучшению имиджа страхового сообщества

В отчетный период большое внимание неизменно уделялось информированию общественности о деятельности ВСС и входящих в его состав страховых компаний, вкладе страховой отрасли в решение общеэкономических и социальных проблем, о доступных страховых услугах, популяризации страхования. Исходим из того, что повышение страховой культуры во многом определяется качеством работы самих страховых компаний, их надежностью и добросовестностью, учетом ими законных интересов страхователя.

Регулярные выступления в СМИ – массовых и специализированных, электронных и печатных - со статьями, публикациями, интервью - это правило, которому мы твердо следовали и намерены следовать впредь.

Целый ряд компаний – членов ВСС - и крупные, и небольшие, региональные - выступали спонсорами значимых мероприятий в общественной и культурной жизни, реализовывали социальные проекты.


^ 9. Совершенствование законодательства

В период между съездами многое сделано по уточнению, дополнению, корректировке законодательства, развитию нормативной базы. После введения в действие законов «Об организации страхового дела в РФ» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», продолжалась их доводка. В частности, сняли проблему частично или полностью совпадающих наименований субъекта страхового дела, совместно с Минфином и ФССН уточнили порядок прекращения деятельности страховой организации при отзыве лицензии.

В последнее время по инициативе ВСС развернулась работа над новой редакцией закона о страховом деле, первый вариант представим членам союза уже в ближайшее время.

Страховое сообщество и страховое лобби порою упрекают в том, что оно стремится приспособить законодательство под свои узкоотраслевые интересы, мало думает о благе страхователя. Так вот, именно по инициативе страховщиков были внесены, причем в форсированном режиме, изменения в порядок выплаты компенсаций при отзыве лицензии на осуществление ОСАГО, ускоряющие этот процесс. На подходе другая поддерживаемая нами, как необходимая мера воздействия на недобросовестных страховщиков, поправка - о штрафах за задерживание выплат. В этом же ряду упомяну и инициативу ряда страховых компаний о введении «Европейского протокола». На наш взгляд, потребуется законодательное закрепление данной процедуры, надо готовить соответствующие изменения. Завершая разговор по ОСАГО, выскажу одно предположение: чем эффективнее будет организована деятельность по урегулированию убытков и разъяснительная работа, чем выше – качество обслуживания клиентов, тем больше шансов на положительное решение вопроса о повышении тарифов на «автогражданку».

На пути ко второму чтению находится законопроект «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов», который затрагивает разнонаправленные интересы целого ряда министерств и ведомств, множества хозяйствующих субъектов. Не секрет, что до сих пор страхование ответственности эксплуатантов опасных объектов, хотя и регулировалось 11 законами и законодательными актами, но часто носило характер имитации, осуществлялось скорее для отчета и на минимальные суммы. Так что законодательная «нормализация» и оптимизация форм страхования ответственности опасных объектов более чем необходимы и давно назрели.

К законопроекту были вопросы и претензии, в том числе у небольших компаний. Ко второму чтению полагаю целесообразным снять некоторые чрезмерно жесткие ограничения, прежде всего по размеру собственных средств, которые сужали круг потенциальных участников этого вида страхования.

Интенсифицировалась работа по законопроекту о взаимном страховании, хотя еще нет полной ясности, как будут выглядеть отдельные его положения. Впереди у него второе чтение. С принятием такого закона отечественный страховой рынок обретет новую грань, получит дополнительный балл зрелости.

В этом году мы вплотную приблизились к трансформации ВСС в саморегулируемую организацию - и на законодательном поле (поправки практически готовы), и в сфере повседневной деятельности. Отношение страховщиков к теме СРО изменилось. Неприятие и настороженность уступили место поддержке, а эта поддержка приобретает все более энергичный характер, что подтверждается и проводимыми нами опросами, анкетированием. Хочу привлечь ваше внимание к следующему обстоятельству. Создание СРО органически вписывается в правительственную Концепцию административной реформы на 2006 – 2008 гг. , поддерживается в ФССН, Минфине и Минэкономики.

Некоторые, правда, задаются вопросом, не станет ли СРО еще одной контрольной и бюрократической инстанцией, угнетающей страховщиков, не пополнит ли ряды страховых начальников, мешающих работе. Отвечу на эти опасения следующим образом: страховое СРО будет таким, каким его захотят сделать сами страховщики. По сути дела, одно СРО уже функционирует – это РСА. Оказалась ли эта структура лишней или бесполезной? Отнюдь. Что касается повышения эффективности работы, то вопрос решается в опять-таки русле саморегулирования и самоуправления.

Международный опыт, к примеру, показывает, что организации страховщиков автогражданской ответственности вначале вынуждены заниматься многими вещами, но затем, отладив основные механизмы, процессы и процедуры, создав информационные системы, подготовив нормативную базу, оптимизировав членский состав, оставляют себе одну-две функции, как у моторного бюро: выплату из фонда гарантий и компенсаций. Не видим причин, почему и другие СРО, с возможными вариациями и временными лагами, не повторят этот путь.

СРО, будь то федеральные, региональные и специализированные (страховая медицина, «жизнь», ипотека, что-то другое), создаются в зависимости от практической потребности и их будет едва ли больше ныне существующих общественных объединений страховщиков, занимающихся сходной тематикой. По нашему мнению, пока на роль федеральной или головной страховой СРО подходит только одна организация и все вы знаете, как она называется. Узкоотраслевые ассоциации при желании могут, сохраняя широкую автономию, передать ей некоторые из своих технических и вспомогательных функций, что даст экономию средств и сократит затраты на содержание исполнительного аппарата.

Следует четко понимать и другое. Дополнительные функции и полномочия, не присвоенные, а делегированные СРО регулятором и надзором (то есть государством), предполагают передачу СРО дополнительной ответственности, в том числе и за их исполнение. И второй момент: самоконтроль бывает жестче внешнего контроля.

О других наших законодательных проектах и разработках можно узнать из отчета Исполнительной дирекции.

В законотворческой деятельности основополагающим для нас является принцип максимально возможной стабильности в максимально продолжительный период. Менять правила игры как можно реже, но всегда заблаговременно. Однако написать и ввести в действие закон – с самого начала правильный и безупречный – невозможно, какую бы сферу деятельности мы ни взяли. Только практическая работа, законоприменительная практика и позволяют обнаружить недоделки и упущения, хотя некоторых ошибок, вероятно, можно было бы и избежать. К сожалению, страховой рынок испытывает дефицит юристов, которые были бы готовы и, главное, способны приложить квалифицированную руку к подготовке поправок к действующим законам и новых законодательных актов.

Говоря в целом о текущей нагрузке и загрузке ВСС законодательной работой, приведу одну цифру: в течение января – февраля 2006 г. в ВСС одновременно велась работа по 17 законопроектам, включая изменения в налоговый и уголовный (угоны автомобилей) кодексы.


^ 10. Основные направления деятельности ВСС на 2006-2007 гг

Кратко остановлюсь на приоритетных направлениях нашей работы и главных задачах на предстоящее двухлетие.

Продолжается работа по подготовке ко второму чтению, а вскоре за ним последует и третье, проекта закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Параллельно будут готовиться (это уже задача профобъединения) многочисленные подзаконные акты и нормативные документы, начиная с Правил обязательного страхования (хотелось бы для начала иметь хотя бы их перечень). Если предположить, что закон вступит в действие с 1 июля 2006 года, то времени уже не остается. Много его было потрачено самими страховщиками на согласование позиций. Не будет единого подхода и понимания как концепции закона, так и механизма его реализации со стороны страхового сообщества, тогда решения будут принимать в правительстве и Думе.

Следующий по важности вопрос - это введение налоговых стимулов для развития долгосрочного страхования жизни. Просто разговоров и выступлений с трибун мало, учитывая сохраняющееся с давних пор отрицательное отношение и Правительства, и Думы. Особой важности - по многим причинам - задача: подготовить юридически выверенный материал, серьезное и убедительное финансово-экономическое обоснование, сформировав для этой цели «боеспособную» экспертную группу, обеспеченную необходимыми ресурсами и – добиться введения налоговых стимулов с 01.01.2007 г.

Работа по внесению изменений в НК РФ, предусматривающих налоговые вычеты для граждан, приобретающих полиса ДМС, была организована более эффективно. Мы надеемся на положительное заключение Правительства РФ на подготовленный законопроект и шансы принять его уже в 2006 году есть. Логика диктует и следующий шаг: внесение дополнительных поправок, стимулирующих работодателей на приобретение полисов ДМС для своих работников, что даст мощный толчок развитию добровольного медицинского страхования.

Тезисно обозначу и другие направления нашей работы:

  • развитие добровольного страхования ответственности лиц и организаций, предоставляющих услуги на профессиональной основе, ипотечных рисков и ответственности за выполнение работ и предоставление услуг;

  • совместная с Правительством РФ работа по развитию ОМС;

  • гармонизация страхового законодательства в рамках ЕврАзЭс и его сближение с европейским;

  • реформа и модернизация системы подготовки страховых кадров на всех уровнях.

Я обозначил далеко не все темы и направления дальнейшей деятельности ВСС. Полагаю, что и делегаты Съезда, и новый состав Президиума внесут свои предложения, подготовят содержательный план деятельности на последующие 2 года.


^ 11. Заключительные замечания.

Подводя итог сказанному, отмечу, что объем и сложность задач, выполняемых и решаемых ВСС, его исполнительной дирекцией значительно возросли. Но штаты остались прежними, как всегда, обходимся малыми силами, один человек на направление, даже включая такое важнейшее, как законодательное и нормативно-правовое обеспечение страховой деятельности. Работа на общественных началах, которую мы, конечно, весьма ценим, или привлечение специалистов из страховых компаний на временной основе проблемы не решают. А по мере усложнения страховой деятельности их будет становиться все больше.

Штатное расписание и структура нашей организации не изменились, финансирование осталось на том же уровне, что и 6 лет назад, хотя вместе с ростом рынка возможности и ресурсы страховщиков существенно возросли. Не могли не увеличиться и наши расходы по таким статьям, как коммуналка, связь, транспорт и т.д., хотя при этом мы сохранили на прежнем уровне наши затраты на зарплату. В целях экономии в отчетном периоде сменили офис, хотя, замечу, наша деятельность не прерывалась ни на один день из-за переезда.

То что ВСС серьезно недофинансируется, отрицать невозможно. И новый состав Президиума должен найти пути решения этой старой проблемы. Ограниченные возможности ВСС снижают и эффективность инвестиций страховых компаний непосредственно в развитие своего профильного бизнеса. Процессы, происходящие на страховом рынке, диктуют одновременно и изменение формата деятельности ВСС и его исполнительного аппарата.

Итак, завершаю. Страховщиков ждут новые возможности и новые проблемы, впереди у них много проектов и дел. Соответственно, прибавится работы и у ВСС. И наш союз должен оправдать доверие наших членов.

Желаю все нам успехов.


15.02.2006.




Скачать 258.41 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты