Домой

Программа аттестационных испытаний II v курсов по специальности безопасность жизнедеятельности томск 2011




Скачать 205.29 Kb.
НазваниеПрограмма аттестационных испытаний II v курсов по специальности безопасность жизнедеятельности томск 2011
Дата04.03.2013
Размер205.29 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 2 курс
Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 3 курс
Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 5 курс
Критерии оценивания ответов поступающих
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»
Подобные работы:

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  3. ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  4. «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  5. (ТГПУ)





  6. УТВЕРЖДЕНО

  7. Ректор ТГПУ _______________

  8. «31» января 2011 г.

ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ II – V КУРСОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Томск – 2011


Пояснительная записка


Цель программы: проверить уровень знаний абитуриентов, поступающих на специальность «Безопасность жизнедеятельности», в области основ действующего законодательства (международного и российского) охраняющего права и свободы человека и гражданина, законодательства РФ о правах и свободах человека на территории РФ. Проверить знания абитуриентов о деятельности государственных органов власти РФ, непосредственно связанных с БЖД МЧС, МВД, ФПС и др., знания о причинах возникновения, защите и последствиях опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), возможных происходить в социуме, о методах личной и коллективной безопасности. Проверить уровень знаний и умений по основам военной службы, необходимых им для качественного преподавания в школе данного раздела по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Проверить знания о методологии преподавания курса БЖД в общеобразовательных учреждениях, при работе с населением, знания необходимых для организации эффективной учебно-воспитательной деятельности педагога.

^ Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 2 курс

В результате изучения дисциплин 1 курса абитуриенты должны:

а) знать:

  • международные правовые нормы, основы законодательства РФ, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, его жизнедеятельности;

  • нормативно-правовые акты и программы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • органы РФ, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, их цели, задачи, компетенцию.

б) уметь:

  • оценивать возможный риск появления локальных опасных и чрезвычайных ситуаций, применять своевременные меры по ликвидации их последствий;

  • владеть методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях: в различных жизненных ситуациях

  • грамотно применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

  • организовать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.


Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Правоохранительные органы : учебник для вузов / И. Ю. Белый, М. М. Борисевич, Г. И. Загорский [и др.]. – М. : Дашков и К0, 2007. – 575 с.

б) дополнительная:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации / РФ - СПб. : Питер. - 2005. - 525 с.

  2. Семейный кодекс Российской Федерации / пост. коммент. А. М. Эрделевского - М. : Российская газета. - 2006. - 304 с.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации / пост. коммент. А. И. Рарога. - М. : Российская газета - 2006. - 624 с.

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации : правовые новации / рук. авт. колл. постат. коммент. В. В. Куликов. - М. : Российская газета, 2007. - 959 с.

  5. Правоохранительные органы : конспект лекций / Авт.-сост. Р. А. Беленков. – М. : ПРИОР, 2001. – 111с.

  6. Степанова, Т. А. Основы права: учебное пособие для среднего специального образования / Т.А. Степанова . – М. : Финансы и статистика, 2004. – 222 с.

  7. Чиркин, В. Е. Конституционное право России: учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 2004.- 463 c.

  8. Шлендер, П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / П. Э. Шлендер, В. М. Маслова, С. И. Подгаецкий [и др.].-М. : Вузовский учебник, 2003. - 206 с.

  9. Кабышев, О. А. Личные и имущественные права и обязанности супругов по российскому законодательству. -М. : ПРИОР, 1998. - 106с.

  10. Поляков, И.Н. Ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда / И. Н. Поляков. - М. : Городец, 1998. - 171 с.

  11. Наумов, А. В. Российское уголовное право : Общая часть : курс лекций / А. В. Наумов. -М. : БЕК, 2000. - 573 с.

  12. Ушаков, Н. А. Международное право: учебник / Н. А. Ушаков; Институт государства и права РАН. - М. : Юристъ, 2004. - 302 с.

  13. Безопасность жизнедеятельности. сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М. : ДиК, 1998. – 704 с.

  14. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации: учебник / под ред. В. И. Швецова. - М. : Проспект, 1997. - 376 с.

  15. Конституция Российской Федерации РФ. - М. : Теис, 1996. - 46 с.


Примерный перечень вопросов к аттестационному испытанию при поступлении на 2 курс


  1. Роль права в области безопасности жизнедеятельности.

  2. Виды нормативно-правовых актов регулирующих безопасность жизнедеятельности.

  3. Конституции РФ, ее характерные черты

  4. Правовой статус человека и гражданина.

  5. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  6. Принципы ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  7. Порядок ввода чрезвычайного положения на территории РФ, и в отдельных ее местностях.

  8. Меры и временные ограничения при обстоятельствах ввода чрезвычайного положения, связанных с попыткой свержения конституционного строя РФ, захвата государственной власти, блокирования отдельных местностей.

  9. Права и обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  10. Понятие и виды санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.

  11. Принципы ликвидации радиационных аварий.

  12. Понятие гражданско-правовой ответственности.

  13. Порядок возмещения вреда причиненного жизни здоровью и имуществу. Порядок ответственности за вред причиненный малолетним и несовершеннолетними.

  14. Ответственность за вред причиненный малолетними и несовершеннолетними третьими лицами.

  15. Особенности регуляции имущественных отношений между супругами.

  16. Особенности регуляции имущественных отношений между супругами брачным договором.

  17. Особенности заключения брачного договора.

  18. Основания для расторжения брачного договора.

  19. Цели федеральных программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  20. Методы обеспечения исполнения федеральных программ.

  21. Цели и задачи федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

  22. Цели и задачи подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».

  23. Цели и задачи федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)». Понятие международного права. Особенности норм международного права. Принципы международного права.

  24. Законодательство РФ в области международных отношений по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях иностранным государствам. Международное право в период вооруженных конфликтов.

  25. Особенности договора с несовершеннолетними лицами Особенности норм регулирующих охрану здоровья несовершеннолетних

  26. Особенности правил техники безопасности при работе в различных учебных кабинетах.

  27. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Роль защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  28. Силы, средства и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  29. Задачи и функции Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Государственная противопожарная служба.

  30. Основные задачи федеральной противопожарной службы. Аварийно-спасательная служба. Цели и задачи аварийно-спасательной службы. Деятельность аварийно-спасательных служб.

  31. Привлечение аварийно-спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций. Статус спасателя. Права и обязанности спасателя.

  32. Санитарно-эпидемическая служба. Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

  33. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Полномочия органов субъектов РФ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  34. Полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полномочия органов предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  35. Понятие совета безопасности Российской Федерации.

  36. Структура Совета Безопасности. Функции Совета Безопасности.

  37. Основные виды органов судебной системы РФ. Понятие милиции. Структура милиции. Цели и задачи милиции.

  38. Виды и формы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  39. Понятие мониторинга и прогнозирование опасных и чрезвычайных ситуаций.

  40. Осуществление заблаговременной защиты от чрезвычайных ситуаций и непосредственная защита от ЧС. Средства, способы, сигналы оповещения населения о чрезвычайных и опасных ситуациях. Международная система оповещения и предупреждения.


^ Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 3 курс

В результате изучения дисциплин 2 курса абитуриенты должны:

а) знать:

  • классификацию опасностей социального характера;

  • социальный аспект безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины;

  • характеристику личности безопасного типа;

  • безопасное поведение и защиту в различных чрезвычайных ситуациях социального характера.

б) уметь:

  • классифицировать опасности и оценивать риск появления ЧС социального характера на территории проживания;

  • формировать у учащихся безопасное устойчивое поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • применять практические навыки обеспечения безопасности во всех сферах своей деятельности;

  • использовать меры по ликвидации ЧС;

  • организовать спасательные работы при ЧС социального характера.


Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Куликова, Н. В. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях : учебное пособие / Н. В. Куликова, Н. А. Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова – Томск : Издательство ТГПУ, 2000. – 137 с.

б) дополнительная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для вузов / Я. Д. Вишняков, В. И. Вагин, В. В. Овчинников, А. Н, Стародубец. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 297 с.

2. Золотарева, Т. Ф. Проблемы социально-психологической помощи жертвам террора : учебное пособие / Т. Ф. Золотарева, М. Р. Минигалиева. - М. : Издательство Московского государственного социального университета, 2002. - 252 с.

3. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 15 ноября 2001 г. – М.: Юрайт – 2002. – 91с.

4. Российская Федерация. Законы. Новые законы и нормативные акты : приложение к Российской газете № 25 / отв. ред. : Т. В. Кузнецов, А. Т. Гаврилов. - М. : Российская газета, 2007.-175 с.

5. Семья между насилием и толерантностью : коллективная монография / отв. ред.: М. А. Литовская, О. В. Шабурова. - Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2005. - 389 с.

6. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие для вузов / В. С. Сергеев. - М.: Академический Проект, 2004.- 429 с.

7. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия в 2-х частях : учебно-методическое пособие / сост. Л. Б. Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт. Ч. 1. - 2004. - 725 с.

8. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности : учебное пособие / А. Н. Сухов. - 2-е изд., стереотип. - М.:Академия,2004.-249 с.

9. Тюркжанова, Е. В. Женщина. Миграция. Государство / Е. В. Тюркжанова, М. М. Малышева. ­- M. : Академия, 2001. - 229 с.

10. Федоров, В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке / В. Н. Федоров. - М. : Логос, 2005. - 940 с.

11.Ящук, А. В. Детская беспризорность : теория и практика ее преодоления и предупреждения. - Томск : издательство ТГПУ, 2004. - 191 с.


Примерный перечень вопросов к аттестационному испытанию при поступлении на 3 курс


  1. Понятия опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения.

  2. Виды социальных опасностей, закономерности их развития.

  3. Прогнозирование опасных ситуаций социального характера.

  4. Социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности.

  5. Основные способы индивидуальной и коллективной защиты населения от ЧС социального характера.

  6. Психологические особенности поведения человека во время ЧС социального характера: стресс, конфликт, кризис, страх, ужас.

  7. Толпа, паника. Особенности поведения человека в толпе.

  8. Регуляция поведения человека в чрезвычайных ситуациях социального характера.

  9. Психологические особенности поведения человека после чрезвычайных ситуаций социального характера.

  10. Локальные и региональные вооруженные конфликты.

  11. Массовые беспорядки.

  12. Виды жизнеобеспечения людей в чрезвычайных ситуациях социального характера.

  13. Психогенные реакции и расстройства при чрезвычайных ситуациях социального характера.

  14. Причины и последствия безработицы.

  15. Основные виды социальной и психологической помощи безработным.

  16. Виды и категории преступлений.

  17. Безопасность детей.

  18. Детская безнадзорность.

  19. Опасность насилия в семье.

  20. Проституция.

  21. Бытовые конфликты.

  22. Конфликты в сфере услуг.

  23. Злоупотребления токсичными веществами, алкоголизм, наркомания.

  24. Тактика безопасного поведения в криминогенных ситуациях: дома, в подъезде, лифте, на улице.

  25. Тактика безопасного поведения в криминогенных ситуациях: в общественных местах, в транспорте – общественном, железнодорожном, личном.

  26. Средства и способы самозащиты от нападения. Ответственность за превышение пределов «необходимой самообороны».

  27. Терроризм и его источники, методы террора. Ответственность за организацию и совершение актов терроризма.

  28. Методы противодействия терроризму.

  29. Алгоритм безопасного поведения при угрозе террористических актов.

  30. Алгоритм безопасного поведения при угрозе химических и радиационных атак.

  31. Виды и особенности проявления религиозного экстремизма. Методы его деятельности.

  32. Обнаружение взрывного устройства.

  33. Религиозные секты в России.

  34. О религиозных объединениях, защите прав человека от религиозного экстремизма в Законодательстве РФ.

  35. Информационная безопасность в защите национальных интересов России.

  36. Причины возникновения и виды вооруженных конфликтов.

  37. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм.

  38. Функции государственных органов по защите населения и территорий от ЧС социального характера.

  39. Региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности в области противостояния социальным опасностям.

  40. Социальная и психологическая помощь безработным.


Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 4 курс

В результате изучения дисциплин 3 курса абитуриенты должны:

а) знать:

  • военную доктрину РФ;

  • законодательство в области обороны, историю создания и структуру Вооруженных сил РФ;

  • боевые традиции, воинские обязанности, общевойсковые уставы, военную присягу, воинские звания;

  • права и обязанности военнослужащих;

  • особенности прохождения военной службы по контракту, виды подготовки, безопасность военной службы.

б) уметь:

  • грамотно проводить занятия по подготовке к военной службе;

  • пользоваться учебной и методической литературой;

  • воспитывать военно-патриотические качества;

  • создавать положительную мотивацию к службе в армии среди юношей;

  • совершенствовать физическую подготовленность.


Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях : учебник для вузов / Б. С. Мастрюков. - М. : Академия, 2007. - 333 с.

б) дополнительная:

  1. Алексеев, С. В.Идеологические ориентиры России (Основы новой общероссийской национальной идеологии): в 2 т./ С.В. Алексеев, В.А. Каламанов, А.Г. Черненко; под общ. ред. С.В. Степашина. - М. : Книга и бизнес. Т.1.-1998.- 423с.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. – М.: АСТ, 2007. – 318с.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: пробный учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. – М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 319с.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: пробный учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 383с.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебным пособием в оболочке Teach PRO на CD-ROM / М.А. Шахраманьян, М.П. Фролов, В.Ю. Глебова и др. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. – 335с.

  6. Пряхин, В.Н. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени: учебник для средних специальных учебных заведений / В.Н. Пряхин. – М. : Экзамен, 2006. – 380с.

  7. Стивенсон, Я. Современное огнестрельное оружие / Я. Стивенсон. – Минск : Гамта, 2998. – 187с.


Примерный перечень вопросов к аттестационному испытанию при поступлении на 4 курс

  1. Основные понятия и определения об обороне государства, ее организации. Основы Военной доктрины.

  2. Отношение РФ к вооруженным конфликтам и использованию в них Вооруженных сил.

  3. Внешние источники военной опасности государства. Основные направления укрепления военной безопасности России.

  4. Изменение взглядов на стратегию и тактику использования Вооруженных сил государства в связи с усилением активности террористической и международной сети религиозных фундаменталистов вне и внутри государства.

  5. Основные принципы и задачи строительства Вооруженных сил, организация управления ими.

  6. Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности государства.

  7. Основные документы, регламентирующие прохождение военной службы: Конституция РФ, федеральные законы “Об обороне”, “О статусе военнослужащих”, “О военной обязанности и военной службе”.

  8. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушения федеральных законов “О военной обязанности и военной службе” и “О статусе военнослужащих”.

  9. Организация Вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XV в.

  10. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии и российского флота.

  11. Победы русской армии в XVIII-XIX вв.

  12. Военные реформы России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

  13. Последствия Русско-японской войны.

  14. Необходимость военных реформ накануне Первой мировой войны 1914-1918 гг.

  15. Создание советских Вооруженных сил, их структура и предназначение. Военная реформа 1924-1925 г.г.

  16. Героизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  17. Строительство Вооруженных сил СССР в эпоху ядерного оружия.

  18. Виды Вооруженных сил РФ. Воспитание военнослужащих на боевых традициях ВС России.

  19. Сухопутные войска, структура мотострелкового батальона.

  20. Сухопутные войска, структура танкового батальона

  21. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего, источник его духовных сил.

  22. Основные морально-боевые качества военнослужащего, необходимые ему как защитнику Отечества.

  23. Боевое Знамя воинской части.

  24. Порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени воинской части.

  25. Военная присяга. Текст Военной присяги. Порядок приведения к Военной присяге.

  26. История государственных наград за военные отличия в России.

  27. Понятие о правовом статусе военнослужащих.

  28. Воинские уставы как правовая основа жизни и деятельности воинских коллективов и регламентирующая основа их боевого обучения и воспитания.

  29. Законы РФ, определяющие статус военнослужащих и юридические нормы его правового положения.

  30. Общегражданские права и свободы военнослужащих. Льготы для военнослужащих.

  31. Законодательные акты РФ и общевоинские уставы об ответственности военнослужащих за правонарушения.

  32. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

  33. Порядок призыва граждан на военную службу. Значение медицинской комиссии

  34. Сроки призыва граждан на военную службу и возрастные ограничения.

  35. Работа комиссии по призыву и профессиональный отбор на воинские специальности (должности).

  36. Освобождение граждан от военной службы по призыву.

  37. Отсрочки от призыва на военную службу. Зачисление граждан в запас, а также исключение с воинского учета.

  38. Альтернативная служба и порядок ее прохождения.

  39. Прохождение военной службы по контракту. Отбор кандидатов на военную службу по контракту.

  40. Возрастные ограничения. Требования к поступающему на военную службу по контракту. Порядок заключения контракта и его расторжение.


^ Требования к уровню подготовленности абитуриентов, поступающих на 5 курс

В результате изучения дисциплин 4 курса абитуриенты должны:

а) знать:

  • нормативные документы, регламентирующие организацию подготовки учителей-организаторов ОБЖ.;

  • должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ;

  • структуру федеральных программ в различных классах;

  • методику организации и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях.

б) уметь:

  • использовать полученные знания теории и методики преподавания БЖД для эффективной организации учебного процесса.

  • применять полученные знания для организации внеклассной кружковой работы

Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

  2. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / сост. Б. И. Мишин.- М.: АСТ, 2003. – 285 с.

б) дополнительная:

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с.

  3. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / Н. В. Куликова, Н. А. Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю. Г. Давыдова; под ред. С. В. Низкодубовой; МО РФ и др. – Томск: Издательство ТГПУ, 2001. – 125 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под ред. С. В. Белова. – М.: Высшая школа, 1999. – 447 с.

  5. Дик, Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.

  6. Емельянов, В. М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для вузов / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. – М.: Академический Проект, 2003. – 473 с.

  7. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : учебник для вузов / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. – М.: Академия, 2004. – 287 с.

  8. Каневская, Л. Я. Безопасность питания детей в образовательных учреждениях: лекция / Л. Я. Каневская. – М.: издательство МИОО, 2004. – 23 с.

  9. Куликов, В. М. Школа туристских вожаков: учебно-методическое пособие / В. М. Куликов, Л. М. Ротштейн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 143 с.

  10. Легостин, С. А. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Легостин ; Федеральное агентство по образованию. – Томск: издательство ТГПУ, 2006. – 83 с.

  11. Наука и безопасность России: Историко-научные, методологические, историко-технические аспекты / Д. А. Александров, Д. В. Аносов, В. П. Визгин и др.; отв. ред. А. Г. Назаров. – М.: Наука, 2001. – 599 с.

  12. Несевря, В. И. Книга скаута: учебно-методическое пособие / В. И. Несевря. – М.: МПСИ, 2003. – 335 с.

  13. Носкова, О. Г. Психология труда: учебное пособие для вузов / О. Г. Носкова; под ред. Е. А. Климова. – М.: Академия, 2004. – 382 с.

  14. Работа с родителями : пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / М. П. Осипова, Г. А. Бутрим, И. А. Мельничук [и др.] ; под общ. ред. : М. П. Осиповой, Г. А. Бутрима. – Минск: Экоперспектива, 2003. – 479 с.

  15. Российская Федерация. Законы. Новые законы и нормативные акты : приложение к "Российской газете" / РФ ; отв. ред. : Т. В. Кузнецов, А. Т. Гаврилов. – М.: Российская газета, 2006. – 208 с.

  16. Сергеев, В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для вузов / В. С. Сергеев. – М.: Академический Проект, 2004. – 429 с.


Примерный перечень вопросов к аттестационному испытанию при поступлении на 5 курс

  1. Цели и задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  2. Стратегические направления государственной политики в области подготовки и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

  3. Нормативно-правовая основа организации деятельности учителя ОБЖ в школе.

  4. Учитель ОБЖ как творец педагогического процесса.

  5. Формирование личности учителя ОБЖ в процессе его профессиональной подготовки.

  6. Речь учителя ОБЖ как условие педагогического мастерства.

  7. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя на уроках ОБЖ.

  8. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя ОБЖ.

  9. Педагогические подходы к организация преподавания курса ОБЖ в общеобразовательной школе.

  10. Роль субъективно-деятельностного подхода в организации преподавания ОБЖ.

  11. Применение личностно-ориентированных технологий в преподавании курса ОБЖ.

  12. Материально-техническое обеспечение курса ОБЖ.

  13. Особенности теории и методики преподавания ОБЖ в общеобразовательных учреждениях.

  14. Новые подходы внеклассной работы к организации мероприятий ОБЖ.

  15. Средства, используемые для обучения БЖД. Оценка результатов обучения.

  16. Технологии развития творческой деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

  17. Подготовка личности обучаемых в процессе изучения основ безопасной жизнедеятельности.

  18. Учебный план и учебная программа в средней школе. Особенности введения ОБЖ в школьные программы начальных, средних и старших классов.

  19. Метод – многомерное явление. Классификация методов обучения.

  20. Традиционные методы обучения БЖД.

  21. Особенности познавательной деятельности при обучении БЖД.

  22. Рассказ, его виды, возможности использования при обучении БЖД.

  23. Беседа, ее виды, возможности использования при обучении БЖД.

  24. Лекция, возможности использования при обучении БЖД.

  25. Учебная дискуссия и упражнения, возможности использования при обучении БЖД.

  26. Работа с книгой, виды, возможности использования при обучении БЖД.

  27. Демонстрация наглядных пособий и возможности их использования при обучении БЖД.

  28. Видео метод, принципиальные подходы его применения при обучении БЖД.

  29. Организация лабораторно-практических занятий ОБЖ.

  30. Методические рекомендации для проведения уроков по защите населения от действия опасных и вредных факторов окружающей среды.

  31. Методические рекомендации по проведению уроков на темы здорового образа жизни.

  32. Методические рекомендации для проведения уроков по профилактике факторов риска основных неинфекционных заболеваний.

  33. Методические рекомендации для проведения уроков по оказанию первой медицинской помощи при отравлении алкоголем и никотином.

  34. Методические рекомендации для проведения уроков по оказанию первой медицинской помощи при отравлении лекарственными препаратами.

  35. Методические рекомендации для проведения уроков по оказанию первой медицинской помощи при отравлении препаратами бытовой химии.

  36. Методические рекомендации для проведения уроков по основам военной подготовки граждан.

  37. Методические рекомендации для проведения уроков о правилах использования факторов окружающей среды для закаливания организма человека.

  38. Методические рекомендации для проведения уроков о психологических и физиологических особенностях организма подростка.

  39. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых.

  40. Программа переподготовки педагогических кадров.



^ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ ПОСТУПАЮЩИХ

Ответы поступающих оцениваются по стобалльной шкале:

75 – 100 баллов заслуживает поступающий, обнаруживший всестороннее и глубокое знание всего программного материала (ответивший на все дополнительные вопросы или затруднившийся с ответами не более, чем на 1-2 вопроса), знающий основную и знакомый с дополнительной литературой, проявивший творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала;


50 – 74 баллов заслуживает поступающий, показавший знание почти всего программного материала (и затруднившийся с ответами не более, чем на 2-4 дополнительных вопроса), усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе;


25 – 49 баллов заслуживает поступающий, показавший знание большей части программного материала - в объеме, необходимого для дальнейшей учебы (и не ответивший более, чем на 4 дополнительных вопроса), знакомый с основной литературой, рекомендованной программой;


1 – 24 балла выставляется поступающему, обнаружившему незнание или существенные пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки (и не ответившему ни на один из дополнительных вопросов.


Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности: 033300 «Безопасность жизнедеятельности»


Программу составил:


Зав. кафедры БЖД,

кандидат педагогических наук ______________ А.С. Федотов

^

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»



протокол № _______ от «___» _____________ 200_ г.


Зав. кафедрой БЖД,

кандидат педагогических наук _______________ А.С. Федотов


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета Технологии и предпринимательства ТГПУ


протокол № _______ от «___» _____________ 200_ г.


Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства,

кандидат педагогических наук ______________ А.С. Федотов

Согласовано:

Декан ФТП,

кандидат биологических наук ________________ Е.В. Колесникова


Скачать 205.29 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты