Домой

Программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности и здоровье Направление «Педагогика»




Скачать 189.67 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Безопасность жизнедеятельности и здоровье Направление «Педагогика»
Дата04.03.2013
Размер189.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
I. организационно - методический отдел
1.2. Задачи курса
1.3 Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы
Ii. содержание курса
2.2. Темы и содержание занятий.
2.3. Перечень контрольных вопросов и
2.4. Примерная тематика рефератов
2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу
Iii. распределение часов курса
Iv. форма итогового контроля
5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, средств мультимедиа и т. п. (включая УМК)
Vi. отметка о рассмотрении
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.
Подобные работы:


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра физической культуры дошкольников


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


_________________________ ________________________

декан факультета проректор по учебной работе

дошкольного образования


_________________________

зав. кафедрой

«____» ____________2009 г. «_____» ____________2009 г.


Программа дисциплины


Безопасность жизнедеятельности и здоровье


Направление – «Педагогика»


Цикл – ОПД.Ф 15


Составитель: Макарова Н.М.,

к. п. н., доцент кафедры ФКД


Магнитогорск – 2009 г.

^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

1.1 Цель курса:

Подготовка студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности и здоровье» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО ОПД.Ф 15».

^ 1.2. Задачи курса:

1) формирование мировоззрения, позволяющего понимать как глобальные проблемы выживания человечества, так и неразрывно связанные с ними вопросы национальной, региональной, групповой и личной безопасности;

2) воспитание личности студента как личности безопасного типа;

3) освоение теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

4) приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека и их профилактике; обучение рациональным действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

^ 1.3 Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы

Критерием успешного освоения программы курса является:

- умение обеспечить безопасность жизни ребёнка в неблагоприятных условиях среды и чрезвычайных ситуациях; владение приёмами оказания первой помощи;

- усвоение теоретических основ безопасности жизнедеятельности человека;

- знание философских, биологических, медицинских, экологических, социальных, в том числе правовых, и психологических аспектов выживания человека в современных условиях;

- знание потенциальных опасностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2.1. Разделы курса:

2.1.1. Введение. Предмет и задачи курса.

2.1.2. Понятие «здоровье ребёнка», его критерии. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей.

2.1.3. Основные принципы здорового образа жизни. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.

2.1.4. Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

2.1.5. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях.

2.1.6. Принципы информационной, правовой, психологической безопасности. Правила и средства безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

^ 2.2. Темы и содержание занятий.

2.2.1. Введение. Предмет и задачи курса.

Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности и здоровье». Образовательная концепция в области безопасности жизни и деятельности человека. Уровни непрерывной системы образования в данной сфере; ожидаемый эффект от её внедрения в педагогическую практику. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами медико-биологического цикла, физическим воспитанием детей, психологией, педагогикой детского возраста и коррекционной педагогикой. Его значение для профессиональной подготовки педагогического персонала ДОУ.

2.1.2. Понятие «здоровье ребёнка», его критерии. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей.

Общее понятие о здоровье человека. Медицинские и педагогические аспекты физического, психического, нравственного и социального здоровья человека. Критерии здоровья. Состояние здоровья детей. Общие принципы его оценки. Особенности формирования заболеваний у детей. Формирование здоровья детской и подростковой популяции. Понятие об индексе здоровья детей и степени их патологической пораженности. Основные проблемы со здоровьем у детей дошкольного возраста в г. Магнитогорске. Факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка. Социально-гигиенические аспекты здоровья детей.

2.1.3. Основные принципы здорового образа жизни. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.

Здоровый образ жизни человека как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Общие понятия и определения здорового образа жизни. Основные принципы здорового образа жизни.

Составляющие здорового образа жизни человека: личная гигиена; рациональное питание; режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов; достаточная двигательная активность; закаливание; грамотное экологическое поведение; психогигиена и умение управлять своими эмоциями; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасное поведение в быту, на улице и образовательном учреждении; медицинская активность; поддержание в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни.

Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни, его специфика у детей, подростков и юношей.

2.1.4. Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

Понятие об опасности. Номенклатура и таксономия опасностей. Идентификация опасностей. Причины возникновения опасностей и их следствия. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека. Квантификация опасностей. Концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском. Системный анализ безопасности. Понятие о региональном комплексе негативных факторов среды. Адаптивные типы человека.

Понятие о природных опасностях, их общих закономерностях и взаимодействии. Классификация природных опасностей.

Литосферные опасности (землетрясения, сели, снежные лавины, извержения вулканов, оползни).

Гидросферные опасности (наводнения, цунами).

Атмосферные опасности (туманы, гололёд, молнии, ураганы, бури, смерчи, град, метели, торнадо, ливни и др.).

Космические опасности (астероиды, солнечная радиация). Биологические опасности (эпидемии, эпизотии, эпифитотии, отравления грибами, ядовитыми растениями и животными, укусы насекомых, животных-хищников).

Экологические опасности. Воздух, вода и почва как факторы среды обитания человека. Физические параметры и химический и ионный состав воздуха Воздействие пыли и химических агентов (тяжёлых металлов, пестицидов, диоксинов, соединений серы, фосфора и азота, фреонов) на организм человека. Солевой и микроэлементный состав воды. Вода как путь передачи инфекционных заболеваний. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод. Физические (взвешенные вещества, цветность, запах и вкус воды), химические (главные ионы, растворённые газы, биогенные вещества, микроэлементы, органические вещества) и биологические показатели качества воды. Нормирование и нормативные акты в области охраны водной среды и водопользования. Общие сведения об очистке воды. Состав почвы, его изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека. Роль почвы в передаче инфекционных эеболеваний. Процессы самоочищения почвы.

Техногенные опасности (движущиеся тела, механические колебания - вибрации, шумы, инфразвук, ультразвук, электрический ток, статическое электричество, электромагнитные, лазерные и ионизирующие излучения).

Опасности бытовой среды человека. Микроклимат, его комфортные и дискомфортные условия.

Социальные опасности. Классификация и причины социальных опасностей. Виды социальных опасностей (шантаж, мошенничество, бандитизм, разбой, изнасилование, заложничество, террор, наркомания, алкоголизм, табакокурение, инфекционные, в том числе венерические, заболевания, суицид. Характеристика опасностей социального происхождения.

2.1.5. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях.

Понятие о психических процессах и состояниях человека в опасных ситуациях. Стресс как защитная реакция человеческого организма. Признаки стресса – физиологические, интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие. Понятие о мобилизации человеческих ресурсов в состоянии стресса. Причины ошибочных действий и неправильного поведения человека в сложных ситуациях. Понятие о запредельном психическом напряжении, его типах. Условия возникновения психических напряжений. Психические состояния человека, их характеристика. Реакции человека на конфликтные ситуации. Методы повышения безопасности жизни и деятельности человека. Методика формирования психологической устойчивости и адекватного поведения человека в опасных ситуациях.

2.1.6. Принципы информационной, правовой, психологической безопасности. Правила и средства безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Понятие о принципах, методах и средствах обеспечения безопасности жизни и деятельности человека. Основные аспекты безопасности жизнедеятельности. Классификация принципов обеспечения безопасности человека (ориентирующие, технические, управленческие, организационные, информационные, правовые, психологические). Основные принципы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Понятие о гомосфере и ноксосфере. Основные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Основные средства обеспечения безопасности. Правила поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

^ 2.3. Перечень контрольных вопросов и

заданий для самостоятельной работы:

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности и здоровье».

2. Образовательная концепция в области безопасности жизни и деятельности человека.

3. Уровни непрерывной системы образования в данной сфере; ожидаемый эффект от её внедрения в педагогическую практику.

4. Значение курса для профессиональной подготовки педагогического персонала ДОУ.

5. Медицинские и педагогические аспекты физического, психического, нравственного и социального здоровья человека.

6. Критерии здоровья. Общие принципы оценки здоровья детей.

7. Основные проблемы со здоровьем у детей дошкольного возраста в г. Магнитогорске.

8. Понятие о здоровом образе жизни. Основные его принципы.

9. Составляющие здорового образа жизни человека.

10. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни, его специфика у детей, подростков и юношей.

11. Понятие об опасности, её идентификация.

12. Причины возникновения опасностей и их следствия.

13. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека. Концепция приемлемого (допустимого) риска.

14. Системный анализ безопасности. Понятие о региональном комплексе негативных факторов среды.

15. Понятие о природных опасностях, их общих закономерностях и взаимодействии. Классификация природных опасностей.

16. Литосферные опасности (Примеры – по выбору студента).

17. Гидросферные опасности (Примеры – по выбору студента).

18. Атмосферные опасности (Примеры – по выбору студента).

19. Опасности космического характера (Примеры – по выбору студента).

20. Биологические опасности (Примеры – по выбору студента).

21. Экологические опасности (Примеры – по выбору студента).

22. Влияние хозяйственно-бытовой и производственной деятельности человека на свойства природных вод.

23. Нормирование и нормативные акты в области охраны водной и воздушной среды.

24. Техногенные опасности (Примеры – по выбору студента).

25. Опасности бытовой среды человека.

26. Социальные опасности (Примеры – по выбору студента).

27. Понятие о психических процессах и состояниях человека в опасных ситуациях.

28. Стресс как защитная реакция человеческого организма. Признаки стресса (физиологические, интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие).

29. Понятие о мобилизации человеческих ресурсов в состоянии стресса.

30. Понятие о запредельном психическом напряжении, его типах. Условия возникновения психических напряжений.

31. Психические состояния человека, их характеристика.

32. Реакции человека на конфликтные ситуации. Методы повышения безопасности жизни и деятельности человека в конфликтных ситуациях.

33. Ориентирующие принципы обеспечения безопасности человека.

34. Технические принципы обеспечения безопасности человека.

35. Управленческие принципы обеспечения безопасности человека.

36. Организационные принципы обеспечения безопасности человека.

37. Информационные принципы обеспечения безопасности человека.

38. Правовые принципы обеспечения безопасности человека.

39. Психологические принципы обеспечения безопасности человека.

40. Понятие о гомосфере и ноксосфере.

33. Понятие о принципах, методах и средствах обеспечения безопасности жизни и деятельности человека.

34. Основные аспекты безопасности жизнедеятельности.

35. Правила поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Задания для самостоятельной работы:

1. Задание № 1. Изучение правовых основ формирования здоровья и здорового образа жизни детского населения страны.

2. Задание № 2. Изучение нормативно-технических и организационных основ формирования здоровья и здорового образа жизни населения России.

3. Задание № 3. Изучение «Территориальной программы медицинской помощи населению Челябинской области».

4. Задание № 4. Создание схемы «Адаптация и управление здоровьем детей, подростков и юношей».

5. Задание № 5. Специфика формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (с изготовлением наглядных пособий).

^ 2.4. Примерная тематика рефератов:

1. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей.

2. Система обеспечения здоровья детского населения г. Магнитогорска.

3. Работа воспитателя ДОУ с родителями дошкольников по воспитанию у детей здорового образа жизни.

4. Характеристика опасностей природного происхождения.

5. Характеристика опасностей техногенного происхождения.

6. Характеристика опасностей социального происхождения.

7. Характеристика опасностей бытового происхождения.

8. Квантификация опасностей.

9. Риск как показатель уровня опасности. Концепция приемлемого (допустимого) риска.

10. Анализ индивидуального риска гибели людей, вызванного различными причинами (по данным статистики).

11. Формирование у человека психологической устойчивости в чрезвычайных ситуациях.

12. Принципы информационной, правовой, психологической безопасности.

13. Формирование безопасного поведения дошкольника в чрезвычайных ситуациях.

^ 2.5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу:

1. Образовательная концепция в области безопасности жизни и деятельности человека.

2. Уровни непрерывной системы образования в данной сфере; ожидаемый эффект от её внедрения в педагогическую практику.

3. Медицинские и педагогические аспекты физического, психического, нравственного и социального здоровья человека.

4. Критерии здоровья. Общие принципы оценки здоровья детей.

5. Понятие о здоровом образе жизни. Основные его принципы.

6. Составляющие здорового образа жизни человека.

7. Гигиенические подходы к формированию здоровья и здорового образа жизни, его специфика у детей, подростков и юношей.

8. Понятие об опасности, её идентификации и причинах возникновения. .

9. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека. Концепция приемлемого (допустимого) риска.

10. Системный анализ безопасности. Понятие о региональном комплексе негативных факторов среды.

11. Понятие о природных опасностях, их общих закономерностях и взаимодействии. Классификация природных опасностей.

12. Литосферные опасности (Примеры – по выбору студента).

13. Гидросферные опасности (Примеры – по выбору студента).

14. Атмосферные опасности (Примеры – по выбору студента).

15. Опасности космического характера (Примеры – по выбору студента).

16. Биологические опасности (Примеры – по выбору студента).

17. Экологические опасности (Примеры – по выбору студента).

18. Нормирование и нормативные акты в области охраны среды.

19. Техногенные опасности (Примеры – по выбору студента).

20. Опасности бытовой среды человека.

21. Социальные опасности (Примеры – по выбору студента).

22. Стресс как защитная реакция человеческого организма. Признаки стресса.

23. Реакции человека на конфликтные ситуации. Методы повышения безопасности жизни и деятельности человека в конфликтных ситуациях.

24. Понятие о принципах, методах и средствах обеспечения безопасности жизни и деятельности человека.

25. Основные аспекты безопасности жизнедеятельности.

26. Правила поведения человека в чрезвычайных ситуациях.


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




п/п


Наименование

тем и разделов курса


Всего

Часов

Аудиторные занятия


Самостоят

работа студентов

В том числе

Лекции

Семинар.

занятия

Лаборат. занятия

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение. Предмет и задачи курса.

6

-

-

-

6

2.

Понятие «здоровье ребёнка», его критерии. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей.

11

1

-

-

10

3.

Основные принципы здорового образа жизни. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.

15

1

2

-

12

4.

Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

24

2

2


-

20

5.

Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях.

10

(10)

- (1)

-


-

10 (9)

6.

Принципы информационной, правовой, психологической безопасности. Правила и средства безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

10

(10)

- (1)

-

-

10 (9)




Всего

76

4(6)

4

-

68 (66)



^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Зачет – 3 семестр.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная).

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С. В. Белова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2004. - 606 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. Э. А. Арустамова. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2005. - 493 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 301 с. - (Учебник для вузов). - Доп. УМО.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Э. А. Арустамова. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 453 с.

5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под общ. ред. С. В. Белова. - 8-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2008. - 616 с. - Рек. Мин. обр. РФ.
Дополнительная:

1. Баринов А. В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учеб. пособие для вузов / А. В. Баринов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 495 с. - Доп. УМО Мин. обр. РФ.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб. пособие для вузов/ Акимов В. А. [и др.]. - М.: Высш. шк., 2006. - 592 с. - Доп. Мин. обр. РФ.

3. Занько Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов/ Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 288 с. - Доп. УМО.

4. Михайлов, Л. А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них [Текст]: учебник для вузов/ Л. А. Михайлов, В. П. Соломин; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 234 с. - (Учебник для вузов). - Доп. УМО.

^ 5.2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, средств мультимедиа и т. п. (включая УМК):


5.3. Рекомендуемые Интернет-ресурсы:


^ VI. ОТМЕТКА О РАССМОТРЕНИИ:

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры,

Протокол № ________ от ______________________.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Программа семинарских занятий по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности и здоровье»


Распределение часов, отведённых на семинарские занятия,

по темам данного курса

№ п/п


Наименование тем и разделов курса

Всего часов

1.

Введение. Предмет и задачи курса.

-

2.

Понятие «здоровье ребёнка», его критерии. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей.

-

3.


Основные принципы здорового образа жизни. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.

2

4.

Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

6

5.

Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях.

-

6

Принципы информационной, правовой, психологической безопасности. Правила и средства безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

-




Всего

4


^ Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.

Семинарские занятия не предусмотрены.

Тема 2. Понятие «здоровье ребёнка», его критерии. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей (2 час.).

Семинарские занятия не предусмотрены.

Тема 3. Основные принципы здорового образа жизни. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей (2 час.).

Занятие № 1. Составляющие здорового образа жизни.

  1. Значение личной гигиены для профилактики заболеваний человека.

  2. Рациональное питание как фактор здоровья человека.

  3. Учет динамики индивидуальных биологических ритмов человека в режиме его труда и отдыха.

  4. Достаточная двигательная активность – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма человека.

  5. Роль закаливания в повышении устойчивости человека к неблагоприятным факторам среды.

  6. Знание опасностей природного характера как основа грамотного экологического поведения человека.

  7. Психогигиенические аспекты социального поведения человека.

  8. Половое воспитание детей, подростков и юношества как способ приобщения их к усвоению сексуальных и общественных норм.

  9. Отказ от вредных привычек – непременное условие улучшения здоровья человека.

  10. Медицинская активность человека как фактор сохранения и улучшения его здоровья.

  11. Значение безопасного поведения человека в быту, на улице и образовательном учреждении для поддержания уровня здоровья.

  12. Поддержание в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни как важное условие долголетия человека.

Тема 4. Характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения (2 час.).

Занятие № 2. Виды и общие закономерности природных опасностей (2 час.).

1. Классификация природных опасностей.

2. Общие закономерности природных опасностей (стихийных явлений).Взаимодействие природных опасностей. Анализ схемы «цепного» взаимодействия cтихийных явлений.

3. Землетрясение как литосферная опасность, его природа. Понятие о гипо- и эпицентре землетрясения, его продолжительности, плейстосейстовой области, магнитуде, смещении грунтов, глубине залегания очага.

4. Опасности в горной местности. Сели, причины их возникновения. Последствия разрушительных воздействий селей. Противоселевые мероприятия.

5. Снежные лавины, причины их возникновения. Разрушительные воздействия снежных лавин, их статистика. Противолавинные мероприятия.

6. Понятие об оползнях. Анализ основных природных факторов, способствующих развитию оползневых процессов. Предупреждение и защита от оползней.

7. Опасности космического происхождения. Понятие о фотобиологических процессах, их значении в жизни человека.

8. Атмосферные опасности. Понятие о структуре атмосферы и причинах возникновения ветров - циклонов и антициклонов.

9. Причины появления атмосферных осадков, их разновидности. Ливни и град, их последствия и меры защиты.

10. Причины появления туманов и метелей, их классификация. Противотуманные мероприятия.

11. Причины появления гололёда, его последствия. Меры профилактики.

12. Причины возникновения грозы, грома и молнии. Процесс развития наземной молнии, его характеристики. Вероятность поражения молнией и его последствия.

Тема 5. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях.

Семинарские занятия не предусмотрены.

Тема 6. Принципы информационной, правовой, психологической безопасности. Правила и средства безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуация.

Семинарские занятия не предусмотрены.


Скачать 189.67 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты