Домой

Отмена экспертизы железнодорожного подвижного состава и проблемы обеспечения безопасности пищевых продуктов




Скачать 41.12 Kb.
НазваниеОтмена экспертизы железнодорожного подвижного состава и проблемы обеспечения безопасности пищевых продуктов
Дата04.03.2013
Размер41.12 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

ОТМЕНА ЭКСПЕРТИЗЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

Бешовец М. А., Миронов Н. В.

Волгоградский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

по железнодорожному транспорту», г. Волгоград


Федеральным законом № 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, ранее содержавшееся в статье 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». В связи с этим с 21 октября 2011 года не проводятся экспертизы железнодорожного подвижного состава для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья – являвшиеся существенным элементом обеспечения безопасности пищевых продуктов, в которой заинтересованы все потребители продовольствия.

Обязанности контроля технического и санитарно-гигиенического состояния вышеупомянутых транспортных средств и ранее была возложена на перевозчика, в частности, Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Санитарными нормами и правилами. Однако санитарно-экспертные обследования железнодорожного подвижного состава были призваны исключить возможность утраты пищевыми продуктами, соответствующих им качеств и приобретения при перевозке опасных свойств. До последних лет на железнодорожном транспорте, за исключением вагонов-рефрижераторов, отсутствовали транспортные средства, предназначенные только для перевозок пищевых продуктов и продовольственного сырья. Вагоны-хопперы с маркировкой «зерно», при отсутствии объемов перевозки зерна, могли быть использованы для транспортировки сыпучих грузов, например цемента или минеральных удобрений. При перевозке не упакованных пищевых продуктов с наличием прямого контакта груза с внутренней поверхностью вагона, недостаточно эффективна даже тщательная многоступенчатая обработка внутренних поверхностей вагона, в котором ранее осуществлялась перевозка опасных грузов. По данным Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, в 90-е годы ВНИИ железнодорожной гигиены проводились натурные испытания вагонов-хопперов, в которых перевозились минеральные удобрения. Вагоны были подвергнуты очистке, промывке и пропарке с последующей внутренней покраской эмалью с целью удаления остатков минеральных удобрений. Однако исследования водных смывов, со стен обработанных таким образом хопперов, показали наличие значительных остаточных количеств аммонийных и фосфатных удобрений. В соответствии с вышеизложенным, не исключено попадание остаточных количеств опасных грузов в предприятия продовольственной торговли и общественного питания, в детские учреждения, жилые помещения, а также загрязнение пищевых продуктов и продовольственного сырья, со всеми вытекающими последствиями для здоровья граждан Российской Федерации.

За период с 2005 по 2011 годы специалистами Волгоградского филиала проведена экспертиза около 90 тысяч вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки пищевых продуктов и продовольственного сырья. В результате активной работы специалистов филиала с организациями-перевозчиками и грузоотправителями, снизилось число забракованных по результатам экспертизы вагонов. В частности, в 2005 г. процент забраковки составлял 5,9 %, в 2006 г. - 10,5 %, а 2010 г. он не превысил 0,2 %. При активном участии филиалов ФБУЗ Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в 2008-2009 г.г. были выделены и в настоящее время эксплуатируются специализированные цистерны для перевозки растительных масел; значительно возрос удельный вес вагонов-хопперов, подвергающихся промывке после перевозки сыпучих грузов. С 2005 г. в Волгоградском железнодорожном регионе была обеспечена, полностью исключающая контакт груза с внутренней поверхностью вагона, подготовка крытых вагонов для перевозки овощей.

Опыт организации и проведения санитарно-экспертных обследований железнодорожного подвижного состава свидетельствует, что их отмена должна была бы повлечь усиление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за перевозкой грузов и ужесточение административной ответственности за неисполнение требований Санитарного законодательства и, в частности, за допущение перевозки пищевых продуктов в железнодорожных транспортных средствах, ранее использовавшихся для перевозки опасных грузов. Однако таких взаимосвязанных процессов мы пока не наблюдаем.

В связи с отменой требования наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов и сохранением в нормативных документах обязательности периодического проведения дезинфекционных обработок таких транспортных средств, не определен порядок контроля над выполнением этих требований санитарного законодательства. Отметки о проведенных дезинфекционных мероприятиях ранее проставлялись в санитарных паспортах, которые в настоящее время не выдаются.

Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия перевозок пищевых продуктов и продовольственного сырья необходимо дальнейшее совершенствование законодательства РФ, учет особенностей, определяющих сохранение безопасности перевозимых продовольственных грузов для здоровья потребителей – видов транспорта, объема транспортной единицы, предназначения транспортных средств специально для перевозки пищевых продуктов.

Процессу совершенствования санитарного законодательства могут способствовать изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» в абзацы 10 и 13 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливающие понятие санитарно-эпидемиологических требований, как обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и, в частности, используемых ими транспортных средств, а также уточнившие понятие о санитарно-эпидемиологическом заключении - документе, удостоверяющем соответствие или несоответствие транспортных средств санитарным правилам.




Скачать 41.12 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты