Домой

«Кавказский узел»




Название«Кавказский узел»
страница1/8
Дата03.03.2013
Размер0.6 Mb.
ТипБюллетень
Содержание
От редакции
Московской Хельсинкской группы
Нормативные акты
Мониторинг телевидения
В выпуске
Татьяна Локшина.
Авторские статьи ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН,ИЛИ В ОЖИДАНИИ ГОРЦА Леонид Рузов
ГРОЗНЫЙ. ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ Татьяна Локшина
Выборы президента ЧР: Хроника событий
23 марта 2003 года
Асламбек Аслаханов
Хусейн Джабраилов
Кудус Садуев
Саид-Селим Цуев
11 сентября А. Аслаханов
Иса Темиров
15 сентября М. Сайдуллаев
Саид-Селим Цуев
Абдула Бугаев
Кудус Садуев
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8






ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ЧЕЧНЕ

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ МОНИТОРИНГ

№ 1

29 октября 2012 года

Бюллетень Московской Хельсинкской группы

при информационном содействии Интернет-СМИ «Кавказский узел»(kavkaz.memo.ru),
при поддержке Российского исследовательского центра прав человека, Сети домов прав человека и Международной Хельсинкской Федерации

^ ОТ РЕДАКЦИИ

Внимание российских правозащитников вот уже многие годы приковано к ситуации в Чеченской Республике. Это связано не только с систематическими нарушениями неотъемлемых прав человека, но, — шире, с неопределенностью правовой ситуации в регионе, с кризисом легитимности.

* * *

С одной стороны, затяжной вооруженный конфликт в Чечне, вызванный прежде всего стремлением федерального центра отстоять территориальную целостность России, сопровождался массовыми и грубыми нарушениями прав человека и норм гуманитарного права. С другой стороны, в период, когда республика добилась de facto независимости от федерального центра, ее власти оказались неспособны защитить права человека, противостоять валу криминального насилия и экстремистским группировкам. Только в 1997 году (единственный раз за последние 12 лет) в Чечне прошли выборы под международным контролем. Остальные голосования, по меньшей мере, вызывали вопросы… либо даже вопросов не вызывали, представляя собою фарс.

Большинство российских и чеченских правозащитников выражали сомнения в возможности проведения осенью 2003 года свободных выборов в Чечне. Было очевидно, что обеспечить их соответствие международным стандартам в условиях вооруженного конфликта не удастся. Избирателям, а тем более — участникам предвыборной кампании, не гарантирована безопасность, невозможна свободная агитация. Кроме того, сторонники независимости республики, доля которых, согласно социологическим данным, составляет около 20% населения, фактически исключены федеральной властью из проводимого ею «политического урегулирования».

Невозможность проведения в октябре 2003 года честных и свободных выборов в Чечне подтверждалась сообщениями о грубых нарушениях избирательного законодательства, о масштабном использовании административного ресурса, о фактах насилия в отношении сотрудников избирательных штабов оппозиционных А. Кадырову кандидатов, агитаторов и их родственников. Но оставалась слабая надежда, что выборы будут хотя бы отчасти конкурентными — это могло позволить жителям Чечни осуществить свое право на участие в формировании республиканских органов власти. Тогда выборы могли бы послужить стабилизации в республике.

Однако события начала сентября рассеяли какие бы то ни было иллюзии в отношении предстоящих выборов. На самом деле избирателям навязывается единственный кандидат. Те, кто могли бы составить ему серьезную конкуренцию, сошли или были сняты с дистанции. Такие приемы не новы для российских избирательных кампаний — достаточно вспомнить Якутию, Курскую область, Приморье, наконец, Ингушетию. Но Чечня принципиально отличается от любого субъекта РФ — здесь выборы были представлены федеральной властью как ключевой шаг к достижению мира, логически следующий за мартовским референдумом. Свободное волеизъявление (и выдвижение) граждан, даже ограниченное по признаку лояльности российским властям, было принципиально важно. Несвободные выборы, навязанный (или навязавший себя) победитель ни на йоту не приблизят урегулирования конфликта, а скорее усугубят ситуацию.

Для всех, включая федеральные власти, уже очевидно, что военной силой решить чеченскую проблему в принципе невозможно. Необходимо политическое урегулирование. Но нынешние выборы не имеют к этому никакого отношения — ведь избранный таким образом президент никогда не будет легитимным в восприятии чеченского народа. Наращивается численность «гвардии» и.о. президента Чечни, составляющей уже то ли 1,5, то ли 3 тысячи штыков..., но со штыками «можно делать все, что угодно, нельзя только на них усидеть».

* * *

Учитывая специфику президентских выборов в Чеченской Республике, связанные с ней эскалацию насилия, грубейшие нарушения прав человека и гуманитарного права, мы считаем своим долгом пристально отслеживать происходящее. Такой мониторинг необходим, поскольку отсутствие сильных конкурентов лишь увеличивает у действующей власти чувство безнаказанности. Мы надеемся собрать подробные материалы о событиях августа — первой декады октября, сформировать полную и объективную картину проведения выборов в условиях продолжающегося вооруженного конфликта и de facto действующего чрезвычайного положения. Результаты мы представим как российской общественности и власти, так и международному сообществу.

Мы начинаем информационную кампанию. С 22 сентября два раза в неделю будет выходить электронный бюллетень о ходе избирательной кампании в Чечне, который будет готовиться на основе материалов федеральных, чеченских и сетевых СМИ; информации, поступающей от местных неправительственных организаций и кандидатов на пост президента Чеченской Республики. Бюллетень будет распространяться на русском и английском языках. Мы благодарим Сеть домов прав человека и Международную Хельсинкскую Федерацию за предоставленные нам ресурсы на подготовку, перевод и распространение бюллетеня, а также Интернет-СМИ «Кавказский узел» (kavkaz.memo.ru) за информационную поддержку. По итогам мониторинга будет выпущен сводный доклад о нарушениях прав граждан в период избирательной кампании.

Кроме того, на сайте ^ Московской Хельсинкской группы (www.mhg.ru) создан тематический раздел: Президентские выборы в Чечне: правозащитный мониторинг . В разделе размещается информация о событиях, связанных с избирательной кампанией в Чеченской Республике, в первую очередь касающаяся нарушений избирательного законодательства и прав человека.

Раздел состоит из следующих рубрик:

НОВОСТИ

^ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ИНФОРМАЦИЯ КАНДИДАТОВ

ЗАЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

^ МОНИТОРИНГ ТЕЛЕВИДЕНИЯ (тексты телевизионных сюжетов)

МОНИТОРИНГ ПРЕССЫ (тексты центральных и региональных печатных изданий, а также сетевых СМИ)

Также на сайте будут выставлены материалы местной чеченской прессы и сообщения региональных мониторов.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты