Домой

Рабочая программа дисциплины электропривод переменного тока направление ооп




Скачать 244.75 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины электропривод переменного тока направление ооп
Дата03.03.2013
Размер244.75 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Курс 3; семестр 6
Виды учебной деятельности и временной ресурс
Аудиторные занятия
Обеспечивающая кафедра: «Электропривод и электрооборудование»
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Результаты освоения дисциплины
Структура и содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 2. Асинхронный двигатель
Лабораторная работа 1.
Раздел 4. Специальные электрические двигатели
Лабораторная работа 3.
Раздел 6. Скалярное регулирование координат в электроприводах с асинхронными машинами
Лабораторная работа 4.
Раздел 8. Анализ и синтез систем управления частотно-регулируемых электроприводов
Лабораторная работа 5.
Раздел 9. Энергетика электроприводов
Распределение компетенций по разделам дисциплины
Разделы дисциплины
...
Полное содержание
Подобные работы:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ЭНИН

___________ Ю.С. Боровиков

«___» ____________201__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Электропривод переменного тока


НАПРАВЛЕНИЕ ООП: 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): Инженер

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2000 г.

^ КУРС 3; СЕМЕСТР 6;

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Электрический привод», «Теория автоматического управления», «Теория электропривода», «Электронная и микропроцессорная техника» КОРЕКВИЗИТЫ: «Микропроцессорные системы управления электроприводов», «Комплексная автоматизация технологических процессов»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

51

часов (ауд.)

Лабораторные занятия


17

часа (ауд.)

Практические занятия


17

часов (ауд.)

^ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

85

часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

68

часов

ИТОГО

153

часов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЭКЗАМЕН В 6 СЕМЕСТРЕ

^

Обеспечивающая кафедра: «Электропривод и электрооборудование»


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: к.т.н., доцент Ю.Н. Дементьев

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.т.н., доцент А.В. Глазачев

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.т.н., ст. преподаватель И.Г. Однокопылов


2010 г.

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Электропривод переменного тока» является формирование комплекса требований, определяющих выбор систем регулирования автоматизированного электропривода переменного тока для производственных механизмов.

При изучении дисциплины рассматриваются электропривод переменного тока как система, его структурные схемы, физические процессы, принципы управления и регулирования координат в электроприводах с машинами переменного тока, а также элементная база силового и информационного каналов электропривода и принципы проектирования автоматизированных электроприводов переменного тока.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к дисциплинам специализации (ДС) «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов». Изучение дисциплины «Электропривод переменного тока» базируется на знаниях, полученных при освоении следующих естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин: физические основы электроники, теоретическая механика, теоретические основы электротехники, электрические машины, электрические и электронные аппараты, электрический привод, системы управления электропривода; элементная база изучается в дисциплинах: элементы систем автоматики, автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов; методы и средства численного расчета систем электропривода переменного тока изучаются в дисциплинах: методы и средства автоматизации профессиональной деятельности, математическое моделирование электромеханических систем. Дисциплина должна формировать широкие представления об автоматизированном электроприводе переменного тока как основе автоматизации промышленных установок и технологических комплексов.

^ 3. Результаты освоения дисциплины

При изучении дисциплины магистранты должны научиться самостоятельно рассчитывать и исследовать электропривод переменного, разбираться в принципах управления и регулирования координат в электроприводах с машинами переменного тока, а также знать элементную базу силового и информационного каналов электропривода и принципы проектирования автоматизированных электроприводов переменного тока.

После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р8, Р13, Р14*. Соответствие результатов освоения дисциплины «Электропривод переменного тока» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.


Формируемые компетенции в соответствии с ООП*

Результаты освоения дисциплины

З8.3, З8.4, З13.1, З14.1.



В результате освоения дисциплины инженер должен знать:

Области применения системах электрического привода переменного тока, его назначение, применение, тенденции развития; энергетические и технико-экономические характеристики; типы систем регулируемого электропривода переменного тока и их технические характеристики; принципы действия и построения оборудования, особенности эксплуатации автоматизированных электроприводов переменного тока; типовые технические решения и примеры систем электропривода производственных механизмов.

У.8.1, У.8.2, У.8.3, У.10.2, У.12.1.

В результате освоения дисциплины инженер должен уметь:

Использовать современные методы анализа и синтеза электромеханических устройств, выполненных на основе электроприводов переменного тока; пользоваться математическими методами исследования систем автоматического управления электроприводами переменного тока; применять методы расчета процессов и режимов работы электроприводов переменного тока;

В.8.2, В.8.3, В.8.4, В.8.5, В.10.2, В.11.1.

В результате освоения дисциплины инженер должен владеть:

Методами обоснованного выбора различного электротехнического оборудования для электроприводов переменного тока; методами расчета и выбора элементов автоматизированного электропривода переменного тока; методами наладки и эксплуатации систем автоматизированных электроприводов переменного тока производственных установок в различных отраслях промышленности.

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки инженеров по направлению 140604 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».

  1. ^ Структура и содержание дисциплины

    1. Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения






Название раздела/темы

Аудиторная работа (час)

СРС

(час)

Итого

Формы текущего контроля и аттестации


Лекции

Практ./ семинар

Лаб. зан.



Основные сведения

4







4

8

Устный отчет



Асинхронный двигатель

6

3

3

8

20

Промежуточный отчет



Синхронный двигатель

6

2




8

16

Промежуточный отчет



Специальные электрические двигатели

6




2

8

16

Промежуточный отчет



Принципы построения статических преобразователей частоты для электроприводов переменного тока и методы управления ими

6

4

4

8

22

Отчеты по лабораторным работам



Скалярное регулирование координат в электроприводах с асинхронными машинами

6

4

4

8

22

Отчеты по лабораторным работам



Частотное управление асинхронным двигателем

8

4




10

22

Отчеты по лабораторным работам



Анализ и синтез систем управления частотно-регулируемых электроприводов

6




4

8

18

Промежуточный отчет



Энергетика электроприводов

3







6

9

Промежуточный отчет



Промежуточная аттестация
















Экзамен




Итого

51

17

17

68

153




При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.

    1. ^ Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Основные сведения

Лекция. Определение понятия «электропривод переменного тока». Назначение электропривода переменного тока как средства обеспечения современных технологических процессов. Электропривод переменного тока как система. Структурная схема электропривода переменного тока, силовой и информационный каналы. Общие требования к электроприводу переменного тока. Краткие сведения из истории развития электропривода переменного тока. Возможности управления координатами, характеристики, зоны работы с постоянным моментом, постоянной мощностью, вентиляторным моментом. Область применения, современное состояние и перспективы развития.


^ Раздел 2. Асинхронный двигатель

Лекция. Принцип действия, конструкция. Уравнения двигателя в естественной системе координат. Уравнения асинхронного двигателя в неподвижной и вращающейся системе координат. Уравнения момента и движения асинхронного двигателя. Скалярное и векторное управление асинхронным двигателем.

^ Лабораторная работа 1.

Преобразователь частоты с управлением вектором потока Веспер. Структура. Программирование.

Раздел 3. Синхронный двигатель

Лекция. Принцип действия, конструкция. Физические процессы, параметры, режимы работы синхронных машин. Естественные и искусственные механические характеристики. Принципы управления координатами в разомкнутых структурах. Режимы работы синхронного двигателя. Пуск, синхронизация и регулирование скорости синхронных двигателей. Автоматическое регулирование тока возбуждения. Синхронный двигатель как динамический объект.

^ Раздел 4. Специальные электрические двигатели

Лекция. Вентильный двигатель с постоянными магнитами. Принцип работы вентильного двигателя. Электропривод по системе транзисторный коммутатор – вентильный двигатель с постоянными магнитами. Структурные схемы регулируемого электропривода с вентильным двигателем. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания. Принцип работы каскадных схем асинхронного привода. Вентильно-индукторный электропривод.

Лабораторная работа 2. Разомкнутая система преобразователь частоты – асинхронный двигатель с законами регулирования класса

Раздел 5. Принципы построения статических преобразователей частоты для электроприводов переменного тока и методы управления ими

Лекция. Непосредственные преобразователи частоты. Схемы включения преобразующих групп, принципы формирования выходного синусоидального напряжения, преимущества и недостатки. Двухступенчатые преобразователи частоты. Принципы работы автономного инвертора. Инверторы напряжения и инверторы тока. Способы принудительной коммутации тиристоров в автономных инверторах. Схемы автономных инверторов. Элементная база транзисторных инверторов напряжения. Биполярные транзисторы с изолированным затвором IGBT и модули на их основе. Мощные полевые транзисторы MOSFETы. Способы регулирования напряжения в двухступенчатых преобразователях частоты.

^ Лабораторная работа 3.

Система преобразователь частоты – асинхронный двигатель с законами регулирования класса и отрицательной обратной связью по скорости двигателя

^ Раздел 6. Скалярное регулирование координат в электроприводах с асинхронными машинами

Лекция. Физические процессы, параметры, схема замещения, режимы работы асинхронных машин. Естественные и искусственные статические характеристики. Расчет параметров схемы замещения асинхронного двигателя и его механических и электромеханических характеристик.

Принципы управления координатами асинхронного короткозамкнутого двигателя в разомкнутой структуре при неизменной скорости поля. Регулирование скорости АД резисторами в цепи статора и ротора, изменением числа пар полюсов. Регулирование координат электропривода в системе преобразователь напряжения - асинхронный двигатель. Схемы управления. Структурные схемы. Методы анализа и синтеза скалярных систем управления асинхронного двигателя.

^ Лабораторная работа 4.

Бездатчиковая система регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением

Раздел 7. Частотное управление асинхронным двигателем

Лекция. Обобщенная функциональная схема векторного частотного управления асинхронным двигателем. Схема скалярного частотного управления с IR-компенсацией. Схема регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением с косвенной ориентацией по полю и регуляторами тока, выполненных в неподвижной и вращающейся системе координат. Схема регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением с косвенной ориентацией по полю и задании тока в полярных координатах. Схема векторного частотно-токового регулирования скорости асинхронного двигателя с косвенной ориентацией по полю построенная на базе автономного источника тока. Схема векторного частотно-токового регулирования скорости асинхронного двигателя с прямой ориентацией по вектору потокосцепления. Принципы построения бездатчиковых частотно-регулируемых электроприводов.

^ Раздел 8. Анализ и синтез систем управления частотно-регулируемых электроприводов

Лекция. Структурные схемы. Методика синтеза многоконтурных систем управления электроприводами переменного тока. Методика расчета статических и динамических характеристик и показателей качества работы частотно-регулируемых электроприводов. Прикладные программы расчета. Вопросы линеаризации и адаптации. Цифровые системы управления работы частотно-регулируемыми электроприводами. Особенности переходных процессов в синхронном электроприводе.

^ Лабораторная работа 5.

Система регулирования скорости асинхронного двигателя с частотно-токовым векторным управлением с косвенной ориентацией по полю.

^ Раздел 9. Энергетика электроприводов

Лекция. Постоянные и переменные потери мощности при номинальном и других установившихся режимах, коэффициент потерь электродвигателя. Энергетические показатели регулируемого электропривода в установившемся режиме. Потери электроэнергии в переходных процессах электропривода и способы их снижения. Оценка энергетической эффективности электропривода. Оценка надежности электропривода. Экономические аспекты проектирования электроприводов.

    1. ^ Распределение компетенций по разделам дисциплины

Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9



З8.3




х

х

х

х















З8.4

х










х

х

х









З13.1

х







х

х















З14.1

х



















х

х



У.8.1




х

х

х

х















У.8.2
















х

х

х






У.8.3

х










х










х



У.10.2

х
















х

х

х



У.12.1




х




х

х

х




х






В.8.2

х










х

х

х









В.8.3




х

х

х


















В.8.4










х

х







х

х



В.8.5

х










х

х

х









В.10.2










х

х




х

х






В.11.1







х







х







х

  1. ^ Образовательные технологии

При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности магистрантов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.


^ Методы и формы активизации деятельности

Виды учебной деятельности

ЛК

ПР

ЛБ

СРС

Дискуссия

х

х







IT-методы

х

х

х

х

Командная работа




х

х

х

Разбор кейсов




х







Опережающая СРС

х

х

х

х

Индивидуальное обучение







х

х

Проблемное обучение




х

х

х

Обучение на основе опыта




х

х

х


Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:

  • изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий;

  • самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;

  • закрепление теоретического материала при проведении лабораторных работ с использованием учебного и научного оборудования и приборов, выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.


^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC)

6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:

  • работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме дипломной работы,

  • выполнении домашних заданий,

  • переводе материалов из тематических информационных ресурсов с иностранных языков,

  • изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку,

  • изучении теоретического материала к лабораторным занятиям,

  • изучении инструкций к приборам и подготовке к выполнению лабораторных работ,

  • подготовке к экзамену.


6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

  • Подготовку к рубежным контрольным точкам.

  • Подготовку к лабораторным работам и оформление отчетов.

  • Выполнение индивидуальных домашних заданий и подготовка к контрольным работам.

  • Сдача зачета по итогам выполнения лабораторных работ

  • Изучение теоретических разделов дисциплины в соответствием с рабочей программой по рекомендуемой литературе.

  • Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, а также углубленное изучение вопросов, связанных с тематикой дипломного проектирования.


6.2 ^ Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистрантов и заключается в:

  • поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

  • анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, проведении расчетов, составлении схем и моделей на основе статистических материалов,

  • выполнении расчетно-графических работ,

  • исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,


^ 6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:

  1. Микропроцессорные системы электропривода переменного тока.

  2. Системы ресурсосберегающего управления электроприводов.

  3. Обеспечение живучести электроприводов переменного тока.

  4. Применение искусственных нейронных сетей и нечеткой логики в управлении технологическими процессами

^ 7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем учебного мастера) выполнения лабораторной работы,

- устного опроса при защите отчетов по лабораторным работам,

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий,

- устного опроса во время экзамена (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).


^ 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов

Экзаменационные билеты включают три типа заданий:

  1. Теоретический вопрос.

  2. Творческое проблемно-ориентированное задание.

  3. Проблемный вопрос или расчетная задача.


^ 7.2. Примеры экзаменационных вопросов

  1. Асинхронный электропривод с автономным инвертором напряжения, схема, принцип работы.

  2. Каким образом необходимо выбирать один из законов скалярного регулирования , или для асинхронного электропривода, почему?

  3. Для короткозамкнутого асинхронного двигателя типа 4А112МВ6У3, работающего в системе «автономный инвертор напряжения – асинхронный двигатель», рассчитать и построить статические механические и электромеханические характеристики при частотном регулировании скорости в соответствии с законом регулирования при следующих значениях частот напряжений обмотки статора: 50, 25, 10, 5 Гц. Основные параметры асинхронного двигателя и его схемы замещения


^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)

Основная литература

  • Ильинский Н.Ф., Козаченко В.Ф. Общий курс электропривода. - М.: Энергоатомиздат, 1992. - 450 с.

  • Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 415 с.

  • Ключев В.И. Теория электропривода. - М.: Энергоатомиздат, 1998. - 704 с.

  • Онищенко Г.Б., Аксенов М.И. и др. Автоматизированный электропривод промышленных установок. –М.: РАСХН – 2001. 520 с., ил.

Вспомогательная литература

  • Копылов И.П. Электротехнический справочник. Т. 3. - М.: Энергоатомиздат, 1988.

  • Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: Энергоиздат, 1981. – 576 с., ил

  • Поздеев А.Д. Электромагнитные и электромеханические процессы в частотно-регулируемых асинхронных электроприводах –Чебоксары: Издво Чуваш.ун-та,1998.


Интернет-ресурсы:

http://www.siemens.com – официальный сайт компании Siemens – крупный международный концерн, работающий в области электротехники, электроники, энергетического оборудования, транспорта, медицинского оборудования и светотехники, а также специализированных услуг в различных областях промышленности, транспорта и связи.

http://www.abb.com – официальный сайт компании ABB – шведско-швейцарская компания, специализирующаяся в области электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий.

http://www.danfoss.com – официальный сайт компании Danfoss – датская компания, один из крупнейших международных концернов по производству тепловой автоматики, холодильной техники, приводной техники и промышленной автоматики.

http://www.moeller.com – официальный сайт компании Moeller – немецкая компания, производитель низковольтного электротехнического оборудования и средств автоматизации.

http://www.ti.com – официальный сайт компании Texas Instruments, производителя полупроводниковых элементов, микросхем, электроники и изделий на их основе.

^ 9. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

Чтение лекций проводится в специализированных аудиториях, оснащенных компьютерной и видеотехникой. Для демонстрации во время лекций подготовлен иллюстративный материал, который демонстрируется с помощью видеотехники.

Лабораторные работы выполняются в специализированной лаборатории, оснащенной современной техникой с использованием ЭВМ. Перечень компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:

– Пакет прикладных программ расчета систем частотно-регулируемых электроприводов.

– Пакет программ, разработанных в программной среде CLASSIС, WINDORA.

– Пакет программ, разработанных в интерактивном языке и среде программирования MATLAB.


* приложение – Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2010 по направлению и специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов».


Авторы: Однокопылов И.Г.


Программа одобрена на заседании кафедры ЭПЭО ЭНИН

(протокол № ____ от «___» _______ 2010 г.).

Скачать 244.75 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты