Домой

Российская Федерация принадлежит к ассиметричной федерации, так как её субъекты обладают различной государственно-правовой природой




Скачать 24.35 Kb.
НазваниеРоссийская Федерация принадлежит к ассиметричной федерации, так как её субъекты обладают различной государственно-правовой природой
Дата03.03.2013
Размер24.35 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

ГУБИН АНТОН

(2 курс, специальность «Юриспруденция»)

Асимметрия Российской Федерации: угрозы и пути преодоления

Российская Федерация принадлежит к ассиметричной федерации, так как её субъекты обладают различной государственно-правовой природой. Субъектный состав Российской Федерации, как предусмотренный Конституцией РФ, так и создавшийся благодаря другим факторам, сегодня весьма разнообразен. Конституция РФ в ч. 4 ст. 5 провозглашает, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Это положение, ввиду своей значимости, рассматривается как один из основных принципов федеративного устройства России. Однако, в ч. 1 ст. 5 Конституция РФ выделяет 6 видов субъектов Федерации: "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". В ч.2 ст. 5 предусматривается, что республика, которой дано право определять себя как государство, имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы, республика вправе устанавливать свои государственные языки, прочие субъекты — нет.

Получается, что Конституция РФ - внутренне противоречивый документ, предписывающий субъектам правоотношений, которых она называет равноправными, разные модели поведения, и правовые основы, руководство которыми весьма проблематично. Я считаю, что дальнейшее развитие российского федерализма невозможно при таких условиях. Как выход я предлагаю переход от асимметричной федерации к симметричной. Что это даст?

1. Достижение равноправия как такового. Как сказал Т. Гоббс: "никто не должен требовать предоставления себе какого-нибудь права, на предоставление которого другому он не согласился бы". В современной российской действительности это высказывание может иметь следующий смысл: ни один субъект Российской Федерации не должен требовать себе прав, отличных от прав других субъектов Российской Федерации. Известно, к чему на практике приводит несоблюдение этого простого правила, - если льгота предоставлена одному субъекту Федерации, то почему другой должен довольствоваться меньшим? Единственным исключением из общего правила могли бы стать особенная изначальная сущность субъекта Федерации или какие-либо форс-мажорные обстоятельства. В качестве таковых рассматриваются иногда этнические основания, что, на мой взгляд, недопустимо; никакие этнические, расовые, языковые, политические, культурные и религиозные основания не могут оправдать неравноправие субъектов, кем бы субъекты не являлись: индивидуумами, общественными организациями или частями федеративного государства.

2. Появление новых перспектив развития российского федерализма (как следствие первого).

И существует несколько путей трансформации Российской Федерации из асимметричной системы:

  1. Низведение всех субъектов Российской Федерации до уровня административно-территориальных образований, и преобразование Российской Федерации в унитарное государство. Очевидно, что в настоящий момент, ввиду ряда объективных и субъективных факторов данный путь неприемлем.

  2. Придание всем субъектам (или ряду субъектов) Российской Федерации статуса независимых государств с последующим преобразованием Российской Федерации в конфедеративное образование.

  3. Создание "плоской федерации", т.е. федерации, включающей в себя однопорядковые и равноправные субъекты. Неважно, как они будут называться - землями или как-либо иначе; главное, что они будут субъектами Российской Федерации и не будут государствами. В рамках данного варианта некоторыми авторами предлагается разумное укрупнение субъектов.

Скачать 24.35 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты