Домой

«Использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии»




Скачать 279.34 Kb.
Название«Использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии»
Дата02.03.2013
Размер279.34 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Глава 2. Использование ресурсов интернет-библиотек в изучении текстов русской поэзии 10
Предметный указатель 18
Список обозначений ко всей выпускной работе
Реферат на тему: «Использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии» Введение
Глава 1. Общая характеристика электронной книги и перспективы ее использования в процессе образования
1.2 История появления и развития электронных книг в СССР и на постсоветском пространстве
Глава 2. Использование ресурсов интернет-библиотек в изучении текстов русской поэзии
Интернет-библиотека А.Комарова
Интернет-библиотека «Либрусек»
Список использованных источников
Предметный указатель
Интернет-ресурсы в предметной области исследования (русская поэзия)
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) Граф (круг) научных интересов
10.01.01 — Белорусская литература.
10.01.03 — Литература народов стран зарубежья
10.01.09 — Фольклористика.
10.01.10 — Журналистика.
10.01.02 – русская литература
07.00.02 – Отечественная история.
07.00.03 – Всеобщая история.
...
Полное содержание
Подобные работы:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»


Магистрантки

кафедры русской литературы

Маркитантовой Ольги Александровны

Руководители:

Скоропанова Ирина Степановна

Кожич Павел Павлович


Минск – 2011 г.


Оглавление





Оглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

Реферат на тему: «Использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии» 4

Введение 4

Глава 1. Общая характеристика электронной книги и перспективы ее использования в процессе образования 6

1.1 Понятие и общая характеристика электронных книг 6

1.2 История появления и развития электронных книг в СССР и на постсоветском пространстве 8

^ Глава 2. Использование ресурсов интернет-библиотек в изучении текстов русской поэзии 10

Заключение 16

Список использованных источников 17

^ Предметный указатель 18

Интернет-ресурсы в предметной области исследования (русская поэзия) 20

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 21

Граф (круг) научных интересов 22

Тестовые вопросы по Основам информационных технологий 25


^




Список обозначений ко всей выпускной работе


Е-book, e-text - электронная книга

E-book device — общее название группы узкоспециализированных компактных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде


^

Реферат на тему: «Использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии»

Введение


Изобилие электронных книг стало неотъемлемой частью культуры начала ХХI в. Благодаря практически повсеместному распространению Сети Интернет значительно упростился поиск информации в различных областях научного знания, увеличилась степень доступности художественной литературы, учебников, статей, авторефератов. По данным «Компьютерной газеты», ежедневно во «всемирной паутине» появляются сотни новых книг: от бестселлеров до узкоспециальных изданий.

Широкое распространение получили так называемые электронные книги. Как отмечают эксперты в области компьютерных технологий, в будущем ожидается появление электронных книг, предназначенных не только для чтения художественной литературы, газет, журналов и пр., но также и специализированной литературы – электронных учебников для образовательных учреждений, электронных словарей.

Электронные библиотеки появились в Интернете в первые годы его развития. Распространение персональных компьютеров, появление недорогих быстрых сканеров стали причиной стремительного увеличения числа книг в электронном варианте. С увеличением пропускной способности каналов и появлением файлообменных сервисов, поощряющих выкладку как можно большего количества «увесистых» файлов, в Сеть потоком хлынула научно-популярная литература, справочники, учебники и т. д. Наиболее популярными сетевыми библиотеками признаны библиотеки М.Мошкова, ЛитПортал, Фензин и др.

В контексте литературоведческого исследования работа с книгой является неотъемлемой частью как обучающего процесса, так и самостоятельной научно-исследовательской деятельности. В связи с этим, обращение к ресурсам Интернета помогает решить несколько задач:

  • Оперативный поиск нужного художественного текста;

  • Ознакомление с профессиональной научно-исследовательской литературой (статьями, авторефератами диссертаций и др.) в выбранной области.

Лирика (поэзия) является одним из основных родов литературы, наряду с драмой и эпосом. Использование электронных ресурсов в ее изучении должно учитывать специфику лирики как особого рода литературы: установку на выражение индивидуального мировосприятия, особую роль лирического субъекта в поэтическом тексте и др. ее признаки. Изучение русской поэзии с помощью ресурсов Интернет является актуальной проблемой современного литературоведения, так как

  1. Интернет ресурсы делают тексты поэтических произведений доступными широкой аудитории;

  2. Существует корпус поэтических текстов, размещенных в Сети Интернет, не имеющих печатного аналога. Таков, к примеру, русскоязычный сборник современного поэта Беларуси, ставшего впоследствии писать на белорусском языке, А.Ходановича «Венера во мхах»;

  3. Некоторая научная литература, отражающая специфику русского поэтического процесса ХХ и начала ХХI вв., не имеется даже в Национальной библиотеке РБ, становится доступной лишь благодаря электронным ресурсам. Например, статьи, доклады конференций российских, украинских университетов.

В задачу нашего исследования входит:

  1. Определить понятие электронной книги, рассмотреть появление и развитие интернет библиотек на постсоветском пространстве.

  2. Представить основные ресурсы Интернета, посвященные актуальным проблемам русской поэзии (электронные источники текстов, исследования специфики поэтического искусства).

  3. Систематизировать эти источники, выделив основные направления интернет ресурсов в изучении текстов поэтических произведений: интернет-библиотеки, сайты специализированных журналов, сайты русских поэтов.

  4. Наметить перспективы дальнейшего использования ресурсов Интернета в исследовании русской поэзии.



^

Глава 1. Общая характеристика электронной книги и перспективы ее использования в процессе образования

1.1 Понятие и общая характеристика электронных книг


Использование интернет ресурсов в изучении текстов русской драматургии предполагает обращение к электронным книгам, размещенным в Сети Интернет.

В Интернет-энциклопеции Wikipedia понятие электронной книги (е-книги, ebook и пр.) определяется как двуединство, состоящее из электронного документа и электронного читающего устройства (его также называют электронной книгой и е-книгой).

Электронная книга (устройство) — совокупность мобильных цифровых устройств, предназначенных для чтения таких документов.

Электронная книга (документ) — собирательное название различных форматов электронных документов [1].

Электронная книга, Электрокнига (E-book device) — общее название группы узкоспециализированных компактных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде [2].

Электро́нная кни́га (англ. e-book, e-text) понимается не только как устройство, но и как версия книги в электронном (цифровом) виде. Данный термин применяется как для произведений, представленных в цифровой форме, так и в отношении устройств, используемых для их прочтения [3].

В англоязычных странах для обозначения цифровых версий книг, для хранения которых используются открытые форматы, основанные на простых текстовых файлах, используется также термин e-text (англ. электронный текст). Электронными текстами называются и учебные электронные пособия, в состав которых, помимо текста, включаются изображения, упражнения, специально написанные комментарии и ответы на возможные вопросы [3].

Электронные книги (документы) имеют преимущества и недостатки по сравнению с бумажными аналогами. К преимуществам можно отнести:

• малый объем, а следовательно, возможность хранения на электронных, оптических и других носителях десятков и сотен тысяч книг;

• возможность полнотекстового поиска (если текст книги распознан или набран);

• возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и кегля шрифта;

• возможность прослушать текст книги;

• возможность чтения книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой);

• низкая стоимость распространения (в большинстве случаев оплачивается только объем информации, переданной по компьютерным сетям, или физический носитель, например, компакт-диск).

• быстрый выход в свет по сравнению с бумажными книгами (неделя — для электронной и минимум полгода для бумажной версии).

К недостаткам электронных книг (документов) относят:

• отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления;

• потенциальная несовместимость с новым аппаратным или программным обеспечением (во избежание этого используют простые или стандартизированные открытые форматы);

• экраны некоторых устройств быстро утомляют глаза;

• разрешение экранов большинства устройств на сегодня таково, что «качество изображения» на них пока значительно хуже, чем у бумажного аналога;

• время работы переносного устройства от батареи ограниченно;

• значительные неудобства вызывает перевод в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций (например, работы по истории искусства, фотоальбомы, сборники карт и пр.).

Таким образом, понятие электронная книга включает два толкования: устройство для чтения книг в электронном варианте и версия книги в электронном виде. В рамках данного исследования нас будет интересовать второе значение понятия электронная книга. Рассмотрим историю появления и развития электронных книг, их роль в создании первых интернет библиотек на постсоветском пространстве.
^

1.2 История появления и развития электронных книг в СССР и на постсоветском пространстве


Книга в машиночитаемом формате (электронная книга) в СССР появилась еще в 70-е г.г. прошлого века. Тогда она была ответом технической интеллигенции на тотальный дефицит издаваемой (технической и художественной) литературы, а также являлась одной из форм самиздата.

Из-за дефицита машинного времени читать такие книги на компьютерах (даже имеющих дисплеи) было сложно. Главной задачей электронных текстов в советский период было обеспечение передачи книг максимальному количеству пользователей.

Из-за отсутствия в то время персональных компьютеров у пользователей, чтобы иметь возможность прочесть электронные книги, их приходилось сначала распечатывать. В условиях повсеместного дефицита книг такие распечатки пользовались популярностью, несмотря на то, что большинство компьютеров и принтеров в России в то время имели проблемы с отображением кириллических шрифтов.

С появлением и укоренением персональных компьютеров (ПК), улучшением качества дисплеев, утверждением полноценной кириллизации и возможностей шрифтового форматирования увеличилось количество печатных текстов, улучшилось их качество. Чтение на ПК художественной и особенно специальной литературы стало общепринятым явлением.

Появление недорогих офисных и бытовых сканеров и программ распознавания текста в сочетании со ставшими и в Беларуси (в конце XX в.) достаточно широко доступными возможностями Интернета, привели к повсеместному распространению электронных книг и обеспечили их значительный ассортимент. Были созданы общедоступные интернет библиотеки. Если на Западе эта работа активно финансировалась и финансируется (общеевропейский проект «Гуттенберг», проект Gallica Национальной библиотеки Франции, Google Book Search, многоязычная электронная-библиотека в США, некоммерческий проект Archive.org и др.), то на постсоветском пространстве работа в основном велась (и по сей день ведется) отдельными пользователями. Так были созданы интернет библиотеки М.Мошкова (Lib.ru), Альдебаран, FictionBook и др.

В следующей главе мы рассмотрим интернет-библиотеки, предлагающие электронные варианты текстов русских поэтов своим читателям.


^

Глава 2. Использование ресурсов интернет-библиотек в изучении текстов русской поэзии


Ознакомление с текстами поэтических произведений является неотъемлемой частью изучения русской поэзии, основой анализа художественной специфики стихотворений различных авторов. Использование интернет ресурсов в процессе поиска оригинального стихотворного текста значительно облегчает задачу студента. Таким образом, тексты произведений, предложенных в курсах по теории и истории русской литературы, становятся доступными для прочтения широкой студенческой аудитории. Следует учесть и то, что тексты некоторых произведений практически не представлены в печатном варианте. В отличие от достаточно хорошо распространенной классики русской поэзии (А.Пущкина, М.Лермонтова, Г.Державина, Н.Некрасова и др.), затруднен доступ к ознакомлению со стихотворениямими современных русских и белорусских русскоязычных драматургов: Дмитрия Александровича Пригова, «митьков» и «куртуазных маньеристов», Д.Строцева, И.Поглазова и др.

В связи с вышесказанным, размещение текстов русских поэтов в сети Интернет является достаточно продуктивным направлением в развитии современного образовательного процесса. Среди великого множества разнообразных интернет-ресурсов, содержащих стихотворения русских поэтов, нами были выделены два основные блока:

  1. Интернет-библиотеки, содержащие интересующие нас тексты;

  2. Сайты поэтов, журналов, альманахов, содержащие стихотворения русских поэтов.

В рамках первого блока нами были рассмотрены и проанализированы несколько интернет библиотек: А.Комарова (http://ilibrary.ru/), М.Мошкова (Lib.ru), Либрусек (http://lib.rus.ec). В процессе оценки эффективности использования интернет-библиотеки мы учитывали следующие аспекты:

  • Обширность электронного «фонда»;

  • «удельный вес» стихотворений русских поэтов, рекомендуемых для обязательного изучения в рамках курса по истории русской литературы, представленных в библиотеке;

  • Простоту и оптимальность поиска стихотворений нужного автора.

^ Интернет-библиотека А.Комарова была основана в 1996 г. До 2001 г. существовала в виде журнала и называлась «Литературные страницы online». В ежемесячных выпусках помещались некоторые произведения русской классики, принцип отбора которых всецело зависел от личных предпочтений основателя интернет библиотеки А.Комарова. Современная русская литература практически не была представлена. Выпуски сопровождались комментариями А.Комарова к публикуемым произведениям.

В 2001 г. структура данной библиотеки была модифицирована: исчезли немногие имевшиеся тексты современных авторов, комментарии А.Комарова к текстам. Предпочтение отдается произведениям русской классической литературы XIX — начала ХХ вв. Интернет-библиотека строится на следующих принципах:

1) Тщательный отбор источников текстов, в первую очередь академических комментированных изданий. Именно по этой причине практически не принимаются тексты, сканированные и выверенные обычными интернет-пользователями: источники их, как правило, случайны или вовсе неизвестны, выверка оставляет желать лучшего.

2) Приоритет отдается наиболее востребованным текстам, в ущерб логике и последовательности. Основатель библиотеки А.Комаров отмечает то, что ему хотелось бы выложить полные собрания сочинений Ф.Достоевского, А.Чехова, А.Пушкина, но желание публики, а также объективная значимость других авторов и других произведений побуждают отказаться от этой идеи.

3) При формировании текстов особое значение уделяется правилам оформления: учитываются абзацы, сноски, заголовки, отступы, эпиграфы, шрифты, размеры, разрядка.

Произведения расположены в алфавитном порядке, что упрощает задачу интернет-пользователям.

Внимательно ознакомившись с составом произведений, предлагаемых читателям интернет-библиотеки А.Комарова, мы отметили 41 русского автора, 13 из которых являются поэтами [4]. Мы считаем, что количество произведений русских поэтов XIX — XX в.в., представленных в данной библиотеке, позволяет использовать ее ресурсы для ознакомления с текстами поэтических произведений русской литературы в рамках школьной программы.

^ Интернет-библиотека «Либрусек». В данной библиотеке представлено 121255 электронных книг, 47893 авторов. Разнообразны принципы поиска нужного материала: по алфавиту, по сериям, по дате поступления, по популярности.

В интернет-библиотеке «Либрусек» представлено достаточное количество поэтов, чье творчество относится к различным периодам, рекомендуемых для обязательного изучения на русском отделении филологического факультета [5]:

Русская поэзия XVIII в.

Русская поэзия XIХв.

Русская поэзия I пол. ХХв.

Русская поэзия II пол. ХХ в.

Михаил Васильевич Ломоносов (4)

Василий Андреевич Жуковский (31)

Константин Дмитриевич Бальмонт (34)

Арсений Тарковский (5)

Василий Тредиаковский

Александр Сергеевич Пушкин (134)

Валерий Яковлевич Брюсов (49)

Юрий Давыдович Левитанский

Александр Петрович Сумароков (2)

Михаил Юрьевич Лермонтов (75)

Александр Александрович Блок (44)

Николай Рубцов (2)

Гаврила Романович Державин (5)

Николай Алексеевич Некрасов (47)

Николай Степанович Гумилев (34)

Иосиф Александрович Бродский (36)

Александр Николаевич Радищев (6)

Федор Иванович Тютчев (15)

Анна Ахматова (31)

Генрих Вениаминович Сапгир

Аполлон Майков (2)

Афанасий Афанасьевич Фет (7)

Осип Эмильевич Мандельштам (22)

Бахыт Кенжеев

Василий Капнист

Антон Антонович Дельвиг (15)

Марина Цветаева (89)

Леонид Николаевич Мартынов (4)

Иван Иванович Хемницер

Николай Михайлович Языков (2)

Максимилиан Александрович Волошин (27)

Андрей Вознесенский (5)

Денис Иванович Фонвизин (7)

Вильгельм Кюхельбекер (5)

Велимир Хлебников (4)

Белла Ахмадулина




Дмитрий Веневитинов

Владимир Владимирович Маяковский (38)

Юнна Мориц (12)




Евгений Абрамович Баратынский

Игорь Северянин (5)

Евгений Александрович Евтушенко (13)




Кондратий Федорович Рылеев

Борис Леонидович Пастернак (20)

Роберт Рождественский (3)




Алексей Кольцов (1)

Сергей Александрович Есенин (24)

Александр Трифонович Твардовский (11)




Константин Николаевич Батюшков (3)

Даниил Хармс (25)

Геннадий Айги (1)







Николай Заболоцкий (10)

Александр Семёнович Кушнер (1)







Владислав Ходасевич (17)

Юлия Владимировна Друнина (2)







Андрей Белый (29)










Зинаида Гиппиус (8)





Также в интернет-библиотеке представлен широкий спектр критической литературы (поисковик выдает названия литературоведческих источников вместе с оригинальной литературой через запрос фамилии автора). К творчеству многих поэтов прилагается их биография. Небольшой недостаток: нет единства в указании авторских имен, например, «Юлия Друнина (2)» и «Юлия Владимировна Друнина (2)» указаны как два автора.

Таким образом, электронный ресурс интернет библиотеки «Либрусек» может быть использован для изучения процесса развития русской поэзии XVIII — ХХ в.в.

Поиск необходимого текста затрудняется и неудачным, на наш взгляд, распределением материала в данной интернет-библиотеке: в рамках общего алфавитного списка предлагаются художественная и техническая литература, русские и европейские авторы.

Особое место в перечне интернет-ресурсов по изучению текстов русской литературы занимает интернет-библиотека М.Машкова. Она основана и поддерживается с 1994 г. М.Мошковым, но пополняется главным образом усилиями пользователей Сети Интернет, присылающих в библиотеку оцифрованные ими тексты. Такой способ комплектования обеспечивает данной библиотеке широкую и в ряде случаев весьма оперативную пополняемость, хотя и сказывается в некоторых случаях негативно.

Интернет-библиотека М.Мошкова имеет сложную разветвленную структуру, в рамках которой выделяются следующие тематические разделы: проза, переводы, поэзия, фантастика, детектив, классика, история и др. Выделены также разделы для свободной публикации литературных текстов пользователей («Журнал Самиздат»), аналогичный раздел для публикации музыкальных произведений («Музыкальный хостинг»), раздел «Заграница» для путевых заметок и впечатлений о жизни за пределами России. Тексты русских поэтов размещены в особом разделе «Проза, поэзия», с включенным в рамки раздела «Русской и зарубежной поэзией», а также «Русской классикой».

В разделе «Проза, поэзия» представлены тексты 112 русских и европейских поэтов. Для изучения произведений русской поэзии разных периодов данная библиотека предлагает достаточно богатый материал. В рамках интернет-проекта М.Мошкова представлены русские авторы XVIII — ХХ в.в., рекомендованные студентам-филологам для изучения (подраздел «Русская поэзия») [6]:

Поэзия XVIII в.

Поэзия XIX в.

Поэзия ХХ в.

Капнист Василий Васильевич

Баратынский Е. А.

Адамович Григорий

Фонвизин Денис

Батюшков Константин Николаевич

Анненский Иннокентий

Хемницер Иван

Кольцов Алексей Васильевич

Ахмадулина Белла

Херасков Михаил

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Ахматова Анна




Надсон С. Я.

Бальмонт Константин




Некрасов Николай Алексеевич

Бек Татьяна




Рылеев Кондратий

Белый Андрей




Тютчев Федор

Берггольц Ольга




Фет Афанасий

Блок Александр




Языков Николай

Бродский Иосиф







Брюсов Валерий







Бунин Иван







Вознесенский Андрей







Высоцкий Владимир







Гиппиус Зинаида







Друнина Юлия







Евтушенко Евгений







Есенин Сергей







Заболоцкий Николай







Кенжеев Бахыт







Коржавин Наум







Коркия Виктор







Кузмин Михаил







Мандельштам Осип







Мартынов Леонид







Маяковский Владимир







Мориц Юнна







Рождественский Роберт







Самойлов Давид







Светлов Михаил







Северянин Игорь







Тарковский Арсений







Твардовский А.Т.







Хлебников Велимир







Ходасевич Владислав







Цветаева Марина







Черный Саша


Таким образом, в данном разделе представлены пьесы русских поэтов, творчество которых относится к разным периодам развития литературы. Как видно из таблицы, творчество поэтов XVIII и XIX в.в. практически не представлено, наибольший объем ресурса приходится на творчество поэтов XX в. (материал в таблице структурирован по векам нами). Также в интернет-библиотеке М.Мошкова представлена и критическая литература.

Недостатком, на наш взгляд, является расположение фамилий авторов в алфавитной очередности, без указания времени их жизни и творчества.


Заключение


В ходе данного исследования мы рассмотрели использование интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии. Изучение теории стихосложения и поэтик отдельных авторов посредством ресурсов Сети Интернет в цели нашей работы не входило, т.к. требует специального исследования. Кратко отметим, что в Сети теоретическая литература, посвященная стихосложению, жанрово-стилевым особенностям поэтического процесса разных эпох и направлений, творчеству отдельных поэтов, представлена достаточно хорошо. К наиболее удачным достижениям в данной области мы можем отнести сайт e-library.ru.

Основное внимание в данной работе мы уделяли использованию интернет-ресурсов в изучении текстов русской поэзии. Нами были проанализированы 3 наиболее популярные интернет-библиотеки, размещающие в Сети Интернет тексты поэтических произведений. Более перспективными, на наш взгляд, являются интернет-библиотеки А.Мошкова (Lib.ru) и «Либрусек», по сравнению с интернет-библиотекой А.Комарова. Однако если А.Мошков уделяет внимание в основном русской поэзии XX в., то в рамках интернет-проекта «Либрусек» нашли отражение поэтические тексты многих авторов XVIII и XIX в.в.

Таким образом, обращение к ресурсам Интернета в процессе изучения русской поэзии позволяет:

  1. Оптимизировать поиск нужного текста;

  2. Познакомится с поэтическими текстами, малодоступными (или недоступными совсем) в печати (например, тексты авторов русского литературного зарубежья);

  3. Оптимизировать поиск биографий поэтов и критической литературы по их творчеству.


^

Список использованных источников


  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_книга

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_книга_(устройство)

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_книга_(документ)

  4. http://ilibrary.ru/

  5. http://Lib.ru/

  6. http://lib.rus.ec

  7. http://e-library.ru/



^

Предметный указатель


  • электронная книга (устройство) 5

  • электронная книга (документ) 5

  • e-text 5

  • преимущества электронных книг 6

  • недостатки электронных книг 6

  • интернет библиотеки 8

  • интернет ресурсы 9

  • интернет библиотека А.Комарова (http://ilibrary.ru/) 9, 10

  • интернет библиотека М.Мошкова (http://lib.rus.ec) 9, 11

  • интернет библиотека «Либрусек» (http://lib.rus.ec) 9, 12

  • сайт http://e-library.ru/ 23




^

Интернет-ресурсы в предметной области исследования (русская поэзия)


Поэтические тексты:

  • интернет библиотека А.Комарова (http://ilibrary.ru/)

  • интернет библиотека М.Мошкова (Lib.ru)

  • интернет библиотека «Либрусек» (http://lib.rus.ec)

Сайты по авторефератам, диссертациям:



^

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)




Граф (круг) научных интересов


Магистрантки филологического факультета Маркитантовой О.А.

Специальность литературоведение

Смежные специальности

  • 10.01.08 — Теория литературы. Текстология.

  1. Сістэматызацыя і ўдакладненне тэрміналагічнага і катэгарыяльнага апарату літаратуразнаўства.

  2. Вывучэнне і класіфікацыя літаратуразнаўчых школ і канцэпцый у іх сувязі з эстэтычнымі сістэмамі розных эпох.

  3. Мастацкія метады і напрамкі  ў літаратуры.

  4. Роды літаратуры.

  5. Літаратурныя  жанры.

  6. Выяўленчыя сродкі.

  7. Вывучэнне ўсіх узроўняў фармальнай арганізацыі літаратурнага твора.

  8. Сувязь літаратуры з фальклорам.

  9. Праблемы літаратурных узаемасувязей






  • ^ 10.01.01 — Белорусская литература.




 Перыяды развіцця беларускай літаратуры, іх структурна-функцыянальныя асаблівасці.

 Заканамернасці і тэндэнцыі гісторыка-літаратурнага працэсу.

 Літаратурныя кірункі і плыні ў нацыянальным гісторыка-літаратурным кантэксце.

 Творчыя метады і мастацкія стылі і іх функцыянаванне ў гісторыі беларускай літаратуры.

 Генезіс і індывідуальнае майстэрства асобных пісьменнікаў, літаратуразнаўцаў і крытыкаў.

 Сістэма вобразаў і паэтыка мастацкіх твораў.

 Праблема традыцый і наватарства ў беларускай літаратуры.

 Беларуска-замежныя літаратурныя ўзаемасувязі.





  • ^ 10.01.03 — Литература народов стран зарубежья.




.  Социально-исторические и философско-эстетические истоки литератур стран зарубежья.

 Литературные школы и направления в истории зарубежной литературы.

 Художественный метод в творчестве зарубежных классиков мировой литературы.

 Проблемы художественного стиля в литературах стран зарубежья.




  • ^ 10.01.09 — Фольклористика.




  1. Система жанров и видов белорусского фольклора.

  2. Мифология. Верховные и низшие мифологические персонажи (боги, демонические существа). Мифологические представления в фольклорных произведениях.

  3. Белорусское народно-поэтическое творчество в общеславянском и общеевропейском контексте.

  4. Взаимосвязи и взаимодействие фольклора с профессиональной литературой и искусством.






  • ^ 10.01.10 — Журналистика.




  1. Литературно-художественная критика.






Основная специальность

^ 10.01.02 – русская литература

  1. Периоды развития русской литературы, их особенности.

  2. Закономерности и тенденции развития литературного процесса.

  3. Родово-жанрово-стилевые процессы в историко-литературном контексте.

  4. Типы художественного сознания и их преломление в творчестве писателей.

  5. Литературные течения и направления в истории русской литературы.

  6. Взаимодействие и взаимосвязь русской литературы с другими литературами (в первую очередь с белорусской).

  7. Межлитературные типологические связи.

  8. Конвергенция литератур и национальная специфика русской литературы.

  9. Творчество писателей (генезис, мастерство, индивидуальность).

  10. Герменевтика и семиотика художественного творчества.

  11. Поэтика художественных произведений.

  12. Интертекстуальность художественного творчества.

  13. Традиции и новаторство в литературе.

  14. Русская литературная критика.

  15. Текстологические проблемы русской литературы.

  16. Художественный перевод как часть литературного процесса.

  17. Место русской литературы в мировом литературном процессе.






Сопутствующие специальности

  • ^ 07.00.02 – Отечественная история.




  1. Социально-экономическое развитие общества на территории Беларуси: общественный строй, сельское хозяйство, промышленность, пути сообщения и транспорт, торговля, средства связи, урбанизация, формирование и положение сословий, классов.

  2. Государственные образования на территории Беларуси, их внутренняя и внешняя политика, местное управление, классовая борьба, политические и иные партии, организации, государственная, классовая и сословная идеология.

  3. Религия и церковь, положение и роль отдельных конфессий в государственной и общественной жизни, культурном развитии, конфессиональные взаимоотношения.

  4. Материальная и духовная культура, просвещение и наука.






  • ^ 07.00.03 – Всеобщая история.




  1. Общие закономерности экономического, политического и социокультурного развития народов мира во взаимосвязи с другими сферами человеческой деятельности, влияние окружающей среды на общественную жизнь и воздействие человечества на окружающую среду.

  2. Развитие материальной и духовной культуры, науки, техники и образования в различных странах и регионах мира.






  • ^ 07.00.07 – Этнография, этнология, антропология.




  1. Общетеоретические проблемы этнографии, этнологии.

  2. История духовной (народные знания, мировоззрение, верования) и социальной (этническое самосознание, стереотипы поведения и психологии, обычаи, обряды) культуры.

  3. Этнические процессы.

  4. Этническая антропология.






  • ^ 09.00.03 - История философии.




  1. теоретические и методологические проблемы историко-философского знания (история философии как область научных исследований; принципы и методы историко-философских  исследований; эволюция историко-философского знания; модели историко-философской реконструкции);

  2. методология, методика и практика компаративных историко-философских исследований;

  3. история классической философии применительно к отдельным историческим эпохам (Античность, Средневековье и т.д.);

  4. история современной философии;

  5. анализ философских концепций и систем по отдельным персоналиям.






  • ^ 09.00.13 –Религиоведение, философская антропология, философия культуры

  1. теоретические и методологические проблемы анализа культурно-исторического процесса, многообразных культурных феноменов;

  2. формирование единой, целостной теории человека;

  3. история возникновения и развития религий, специфика их функционирования в современном мире;

  4. изучение смысла и значения культуры в ее универсальном единстве;






  • ^ 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русская литература).




  • теория, методика и технологии обучения, закономерности обучения учебным предметам, нормативные требования к целям, содержанию, преподаванию и учению учащейся и студенческой молодежи;

  • закономерности воспитания и нормативные требования к организации воспитательной деятельности учащейся и студенческой молодежи.









Тестовые вопросы по Основам информационных технологий





    1. HTML – это…

А) всемирная сеть

Б) язык гипертекстовой разметки

В) программное средство

Г) устройство для чтения электронных книг

    1. Каков тег гиперссылки в HTML?

А)

Б)


В)



Г) нет такого тега




Скачать 279.34 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты