Домой

Сулима Елены Юрьевны гуманитаризация на урок




Скачать 59.86 Kb.
НазваниеСулима Елены Юрьевны гуманитаризация на урок
Дата02.03.2013
Размер59.86 Kb.
ТипУрок
Содержание
Гуманитаризация на уроках химии…
Элективный курс «Генетика человека» в 11 классе.
Родословная А.С. Пушкина.
Родословная династии Романовых.
Гуманитаризация на занятиях кружка ЦОШ «Интеллект» «Путешествие в царство растения» 6 класс.
Подобные работы:

Гуманитаризация предметов естественно-научного цикла.


Важнейшим принципом развития современной школы является гуманизация образования, под которой понимается преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ученику, его проблемам и интересам.

К числу основных факторов гуманизации школьного образования можно отнести: его дифференциацию, направленную на формирование многовариантной образовательной системы, переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования и гуманитаризацию содержания образования.

Под гуманитаризацией мы понимаем введение в содержательную область предметов естественно-научного цикла таких аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей, совокупность отношений человека и природы.

Только в этом случае возможно достижение учащимися тех уровней образованности, которые создадут основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизни.

Данные аспекты мы применяем в процессе преподавания химии и биологии в нашем лицее. Считаем, что усиление гуманитарного аспекта на уроках предметов естественнонаучного цикла, повышает мотивацию к обучению, расширяет кругозор учащихся, формирует общую культуру, помогает осмыслить место человека в мире, овладеть способами взаимодействия с окружающей средой.

Межпредметные связи с литературой, историей, искусством мы широко используем на уроках химии и биологии и во внеурочной деятельности по предметам.

Выступление учителя химии Сулима Елены Юрьевны – гуманитаризация на уроках химии.

Выступление учителя биологии Мясниковой Ирины Анатольевны – использование межпредметных связей на занятиях элективного курса «Генетика человека».

Выступление учителя биологии Озеровой Людмилы Евгеньевны – гуманитаризация на занятиях кружка ЦОШ «Интеллект» «Путешествие в царство растения».


^ Гуманитаризация на уроках химии…

Сулима Е.Ю


Известный философ и педагог Р. Штайн говорил, что «обучение всегда должно «будить воображение», что «преподаваемый материал должен быть как бы «прошит образностью» - тогда ребенок воспримет его всем своим существом, а не только интеллектом».

В решении этой задачи на уроках химии незаменимыми помощниками выступают художественная литература, поэзия, история, искусство.

Приведу некоторые примеры из своей практики.

Нельзя изучать химию, не обращаясь к личности ученого. Д.И. Менделеев,

М.В. Ломоносов, А.Н.Бутлеров, А.П. Бородин – великие ученые и великие люди, обладающие глубокими познаниями не только в химии, но и в литературе, и искусстве.

На своих уроках я часто использую в качестве эпиграфа высказывания великих людей, которые настраивают учащихся на работу. Например, слова Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Украшаю уроки стихами, загадками, пословицами, использую отрывки из художественных произведений. Например, в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» в эпизоде беседы двух узников – Дантеса и аббата Фариа – последний сообщает, что использовал для изготовления спичек серу, которую выдавали ему для лечения кожной болезни. Один этот отрывок дает информацию сразу о двух областях применения серы. А при изучении темы «Фосфор» и демонстрации возгорания на воздухе белого фосфора обращаюсь к отрывку о собаке Баскервилей по роману А. Конан Дойля. Спрашиваю учеников: «Могло ли быть такое?», создавая проблемную ситуацию.

Связь химии с историей прослеживается практически на каждом уроке. Так при изучении темы «Металлы» мы говорим о веке каменном, бронзовом, железном. При изучении олова - о том, почему погибла полярная экспедиция Роберта Скотта; при изучении алюминия – о том, почему гости Наполеона III обиделись на него, не получив на банкете алюминиевых ложек и вилок; при изучении свинца – о том, что, возможно, свинцовые водопроводы явились причиной гибели Римской империи. При изучении темы «Фосфаты» я рассказываю о том, что во время Великой Отечественной войны в 1941 году в Ленинграде был придуман способ защиты зданий от пожара: их покрывали смесью суперфосфата с водой в соотношении 3:1. На это пошел весь запас удобрения (40 т), зато город был спасен.

Изучая тему «Силикатная промышленность» мы обязательно обращаемся к предметам искусства: мозаичным картинам М.В. Ломоносова, изделиям из хрусталя, керамики. Тогда эта чисто «технологическая» тема вызывает интерес учащихся и хорошо усваивается.

Благодаря использованию подобных приемов уроки химии становятся не сухим изложением формул, уравнений и решения задач, а становятся яркими, интересными, эмоционально окрашенными.


^ Элективный курс «Генетика человека» в 11 классе.

Мясникова И.А.


Особое место среди разделов генетики занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», знания из области медицинской генетики, экология человека, изучение методов генетики человека, родословных великих людей, судьбы знаменитых близнецов, проблемы продолжительности жизни и творческого долголетия – вот далеко неполный перечень вопросов, которые решает современная генетика человека, и рассматриваются на занятиях элективного курса.

^ Родословная А.С. Пушкина.

Родословная, составленная при жизни Пушкина и современный вариант, включающий детей Пушкина. Современные потомки Пушкина живут в Бельгии, Англии и около 50 потомков в России.

^ Родословная династии Романовых.

Родословное древо Романовых от Михаила Федоровича до Николая 2 и их родство с царскими домами Европы. Малый герб династии Романовых и родословное древо 19 века от Петра 1 до Александра 1.

Представлены родословные, составленные самими учениками, в которых прослеживается наследование различных признаков от родителей.

Близнецовый метод изучения генетики человека натолкнул нас на поиск знаменитых близнецов прошлого. К ним относятся: Людовик 14, брат- близнец которого вынужден был ходить в железной маске, это описано в романе А. Дюма «Человек в железной маске».

Отец Иоганна Баха имел брата-близнеца, оба они были придворные музыканты.

Брата близнеца имел Элвис Пресли, но он рано умер, и Элвис часто обращался к нему в мыслях.

Современные близнецы – представители творческих профессий.

Проблема долголетия и влияние на него образа жизни человека обсуждалась на занятиях элективного курса. В качестве примера мы рассматривали судьбы ученых – биологов, до конца жизни сохранивших здравый ум и способность трудиться. Это Павлов, Мичурин, Тимирязев. Великий русский писатель Толстой и ныне живущий автор гимна России 96-летний Сергей Владимирович Михалков.


Заключение: в содержании данного элективного курса прослеживаются межпредметные связи с литературой, историей, что способствует формирования естественнонаучного мировоззрения, экологической культуры, воспитанию духовно богатой и многогранной личности.


^ Гуманитаризация на занятиях кружка ЦОШ «Интеллект» «Путешествие в царство растения» 6 класс.

Озерова Л.Е.


Второй год в нашем лицее функционируют биологические кружки для учащихся 6-7 классов, предполагающие расширение биологических знаний через систему развития разнообразных форм занимательной биологии.

Начиная курс «Моё дерево» в рамках кружка «Путешествие в царство растений», мы и не предполагали, с каким интересом будут изучать, находить информацию не только биологического характера о «своём дереве» шестиклассники, но и доставать из глубин народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни, сказки, мифы, легенды о нём.

Сейчас вы увидите слайды из презентаций, выполненных учащимися, обучающимися в данном кружке.


Изучая ясень, столкнулись с информацией об этимологии самого названия дерева, мифами и народными приметами о нём.


Знания о биологических особенностях липы пополнились загадками о ней.


Узнавая морфологические особенности дуба, услышали фамилии поэтов, написавших стихи о нём.


Знакомство с клёном поведало о символике Канады. Загадки, пословицы, поверья, приметы…


Всё это у каждого кружковца уложилось в презентацию, создавая которую, они демонстрируют своё творчество и интерес к познанию нового. На занятиях царит атмосфера, с одной стороны, соревнования, с другой, искренней доброжелательности: увидев презентацию, они рукоплещут друг другу. Всё это, несомненно, сплачивает ребячий коллектив, способствует формированию навыков общения, терпимого отношения к своим товарищам, умение слушать и уважительно относиться к мнению других. Максимально способствует развитию познавательной деятельности учащихся.


Таким образом, целенаправленная работа педагогов в данном направлении способствует, по нашему мнению, не только становлению коллектива и общества в целом, но и формированию естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках биологии и химии в нашем учебном заведении.

Скачать 59.86 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты