Домой

Музейно-просветительской программы «Современное искусство единство разных взглядов» для учащихся 9-10 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга




Скачать 223.49 Kb.
НазваниеМузейно-просветительской программы «Современное искусство единство разных взглядов» для учащихся 9-10 классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга
Дата02.03.2013
Размер223.49 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Первое занятие абонемента «Петербург глазами современного искусства»
Методическая разработка занятий музейно-просветительского абонемента «Современное искусство – единство разных взглядов»
Структура занятия
Виды задания и темы по этажам
Пояснительный комментарий к заданию на первом этаже
Примеры карточки с заданиями.
Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических
Пояснительный комментарий к заданию на втором этаже
Триолет о клене
Игорь Северянин
Мастер класс.
Занятие №2 «Планета людей»
Структура занятия
Пояснительный комментарий к заданию на первом этаже
Пример карточки с цитатами из произведений Эрнеста Хемингуэя.
Мультимедйиный спектакль
Занятие №3: Образ России: ваш выбор.
Структура занятия
Примеры карточек
Андрей Неганов. Творческий портрет.
...
Полное содержание
Подобные работы:





Тематика и содержание занятий

музейно-просветительской программы

«Современное искусство – единство разных взглядов»

для учащихся 9-10 классов

образовательных учреждений Санкт-Петербурга


Программа «Современное искусство – единство разных взглядов» включает в себя один образовательный абонемент, состоящий из трех занятий. Продолжительность каждого занятия – один астрономический час (без учета времени на проведение мастер-классов).

Занятия проходят на базе Музея и галерей современного искусства Эрарта.


Занятие №1 «Петербург глазами современного искусства»

Тематическое занятие на экспозиции, включающее мастер-класс «Любимый город глазами современного искусства».


^ Первое занятие абонемента «Петербург глазами современного искусства» дает возможность открыть и сформировать у учащихся более широкий ракурс восприятия и понимания темы города через разные языки и стили современного искусства. На этом занятии, демонстрирующем свободу творческого самовыражения художника в изображении города, ребята не только увидят привычные места и известные виды Петербурга в необычном виде - сквозь призму нестандартного взгляда современного искусства, - но и сами смогут проявить собственную фантазию и творческую свободу. На завершающем занятие мастер-классе «Любимый город глазами современного искусства» каждый учащийся сможет создать образ «своего Петербурга». «Свой Петербург» – это право на индивидуальное восприятие города, принимающее во внимание специфику менталитета и мироощущения каждого отдельного человека, живущего в Санкт-Петербурге, с учетом его этнических и культурных различий. «Свой Петербург» - это город, каким мы его видим и любим в соответствии с собственной уникальностью.


Первое занятие абонемента «Петербург глазами современного искусства» преследует цели и реализует задачи, изложенные в государственной программе «Толерантность», в частности, формированию и укреплению петербургского социально-культурного самосознания через многообразие и свободу языков и стилей современного искусства. На этом занятии ребята смогут расширить свой взгляд на город, в котором они живут, посмотрев на него новым, нестандартным взглядом современных художников.

Занятие №2 «Планета людей»

Тематическое занятие на экспозиции Музея, включающее просмотр мультимедийного спектакля «Отчего люди не летают?».


Второе занятие абонемента «Планета людей» в точности соответствует обозначенной в государственной программе задаче по воспитанию общероссийской гражданской идентичности. На этом занятии с помощью музея Эрарта ребята, выполняя специально разработанные творческие задания, смогут пройти важный путь самопознания, поэтапно формирующий представление о собственной идентичности через осознание единства и всеобщности человечества, его общем происхождении, общей для всех нас Жителей планеты Земля, природе человеческого.

Занятие завершается просмотром не имеющего аналогов мультимедийного спектакля «Отчего люди не летают?», в котором его герои и антигерои — персонажи полотен Елены Фигуриной — разговаривают, спорят друг с другом, вспоминают своё прошлое и задумываются над теми простыми и важными для каждого человека вопросами, на которые нет ответа.


Занятие №3 «Образ России: ваш выбор»

Тематическое занятие с творческим заданием по созданию проекта видеоролика в жанре ИЗОанимации.


У каждого из нас свое мироощущение и свой индивидуальный взгляд на действительность, в зависимости от тех культурных и этнических традиций, в которых мы воспитаны и сформированы как личности. Современные художники отражают в своих работах свой собственный взгляд на мир, в том числе и на российскую действительность. На третьем занятии ребята смогут взглянуть на разную Россию сначала глазами современных художников, после чего смогут сделать свой самостоятельный индивидуальный выбор, учитывающий их собственную специфику мировоззрения и мировосприятия – какой образ России для них наиболее близок.

Итогом этого занятия станет творческий проект видеоролика на тему гражданской самоидентификации.


Таким образом, представленный абонемент, состоящий из трех обозначенных занятий, полностью соответствуют указанным целям и задачам государственной программы «Толерантность», так как способствуют воспитанию культуры толерантности через многообразие и свободу современного искусства.

^ Методическая разработка занятий музейно-просветительского абонемента «Современное искусство – единство разных взглядов»


Занятие №1 «Петербург глазами современного искусства».

В рамках первого занятия ребята смогут совершить виртуальное путешествие по Петербургу и посмотреть на наш город с непривычного ракурса – глазами современного искусства. Смогут ли они узнать знакомые всем места на картинах современных художников? Как взгляд художника-новатора на привычные виды города меняет ракурс нашего восприятия? Учащиеся увидят, как меняется Санкт-Петербург на наших глазах, как знакомые виды обретают причудливые формы, а привычные цвета меняют свою палитру. Совершая экскурсию в пространстве музея, виртуально они перенесутся в такие места как Невский проспект, Петропавловская крепость, Михайловский сад, Петроградка, Фонарный мост. Затем у них будет возможность сравнить, как выбранные места выглядят на фотографиях, и какими участники обнаружили их на картинах современных художников. И здесь нас ждут удивительные открытия.


Цель: Сформировать у ребят представление о многообразии города: у каждого из нас может быть свой любимый Петербург – как в восприятии, так и в изображении. «Свой Петербург» - это право на индивидуальное восприятие города, принимающее во внимание специфику менталитета каждого отдельного человека, живущего в Санкт-Петербурге, с учетом его этнических и культурных различий. «Свой Петербург» - это город, каким мы его видим и любим в соответствии с собственной уникальностью, особенностями менталитета.


^ Структура занятия

На протяжении всего занятия группа делится на три подгруппы, у каждой из которых отдельное задание. Ответы обсуждаются всей группой совместно.

^ Виды задания и темы по этажам:

1 этаж.

Задача: Продемонстрировать, как взгляд художника помогает высветить многообразие города в соответствии с индивидуальностью каждого человека, ценностями его внутреннего мира, особенностей менталитета, мировоззрения, разностью культурных традиций.

Оборудование: Карточки с фотографиями Петербурга и его окрестностей, описанием архитектурных объектов, вопросами к картинам

Содержание: Вступительное слово о нашем городе, о его многоконфессиональности, этническом разнообразии и т.д., о современном искусстве и его свободном взгляде на мир, о целях и задачах программы.

Выдача карточек с заданиями.

Задание: Найти недостающую информацию о городе на картинах с экспозиции 1-го этажа (на карточке дается информация о разных известных архитектурных достопримечательностях города, необходимо найти этот объект на картине)

^ Пояснительный комментарий к заданию на первом этаже:

Данное задание состоит из трех этапов:

1-ая часть — приведена фотография и описание объекта – это подсказка, по которой ребята должны найти на экспозиции нужную картину (историческая справка о первом объекте здесь приводится как общеобразовательный момент из истории памятников архитектуры Петербурга)

2-ая часть — необходимо вставить пропущенное в карточке слово, обнаружив описываемый ниже объект на картине художника.

Например, в 1-ой карточке ребята должны найти картину Артура Молева «Пни на Петропавловке» по подсказке об Эрмитаже, который изображен на полотне. А потом уже обнаружить на самой картине описываемый ниже архитектурный объект и правильно вставить пропущенное в карточке слово.



3-ая часть — работа непосредственно с картиной: ребята должны внимательно рассмотреть, как трансформировался вид города на картине Артура Молева, обнаружив специфику индивидуального восприятия автора, в котором отражаются особенности его мироощущения и сопоставив со своим собственным видением. Здесь важно подчеркнуть ценность индивидуального восприятия, которое у каждого может быть своим, и в этом многообразии миров (внутренних и внешних) заключена красота и уникальность нашего мира.


^ Примеры карточки с заданиями.


Группа 1 КАРТОЧКА №1

Задание 1. Найдите картину на экспозиции первого этажа, на которой изображен объект, представленный в описании и на приведенной фотографии.



^ Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.


Недалеко от него находится комплекс зданий __________________________________, (АДМИРАЛТЕЙСТВО) который считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора.


Задание 2. Вставьте пропущенное в карточке слово, обнаружив новый искомый объект на картине Артура Молева.


Задание 3. В найденной картине обнаружить и записать 5 «странностей» в изображении города художником


2-ой этаж.

Задача: Продолжаем формировать представление о многообразии взглядов на реальность города, в котором живут люди разных культурных традиций, ментальных и мировоззренческих укладов. Демонстрируем через свободу современного искусства возможный путь к единству разных взглядов.

Оборудование: карточки «Ленты времени»

Содержание: учащимся дается задание найти картину по фрагменту, затем провести анализ на основе двух фотографий заданного места и картины.

^ Пояснительный комментарий к заданию на втором этаже:

1 часть — По фрагменту найти работу на экспозиции.

2 часть — Сопоставить все три изображения и ответить на вопросы:

  • как меняется город с течением времени

  • и как он трансформируется на картине современного художника.

  • найти «странности» в изображении и сопоставить со «странностями», обнаруженными на картинах с 1-го этажа.

Примеры «Ленты времени»:

Ряд: старое фото - современное фото – фрагмент картины

Лента времени №1.



Невский проспект нач XX века. Невский проспект. Наше время. К. Поляков. Час пик. (фрагмент).



Лента времени №2



1.Троицкий собор Александро-Невской лавры Фото 1910-х гг.

2. Александро-Невская Лавра. Современный вид.

3.Алла Джигирей. Александро-невская лавра. Фрагмент работы.



Лента времени №3



Летний сад до реконструкции Летний сад после реконструкция Завен Аршакуни. В летнем саду.


3-ий этаж.

Задача: Многообразие взглядов современных художников на Петербург также отражается и в различных способах изображения города. Современные художники свободно экспериментируют с материалами, в живописи используют средства графики, и наоборот, делают графику очень живописной. Нет пределов и ограничений в индивидуальной свободе не только видения, но и способа изображения города, если это сделано с уважением и любовью к тому месту, где мы живем все вместе, такие разные по менталитету и взгляду на окружающую нас действительность.

Оборудование: карточки с описанием места и литературным текстом..

Содержание: учащимся выдаются карточки с заданиями.

1 задание: Найти картину по энциклопедической справке о месте (улица, мост) и литературному тексту.

2 задание: Рассмотреть городские пейзажи на найденных картинах указанных авторов (Кондратенко, Вальран, Чернов), попытаться определить стиль и материалы, которые использует художник в изображении города.


Примеры карточек к этому заданию.

Карточка 1. – Олег Чернов. Фонарный мост.



Задание. 1. Найти картину по энциклопедической справке о месте и литературному тексту.

Энциклопедическая часть:

Он соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Название он получил от названия питейного дома, располагавшегося в одноимённом переулке, который получил название, скорее всего, от находившихся в этом районе мастерских по производству данных объектов.

Литературная часть:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


Умрешь - начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь,

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Александр Блок

2 задание: Рассмотреть городской пейзаж на найденной картине, попытаться определить стиль и материалы, которые использует художник в изображении города.


Карточка 2. – Вальран. Кленовая улица.



Задание. 1. Найти картину по энциклопедической справке о месте и литературному тексту.

Энциклопедическая часть:

Эту улицу в обиходе значительно чаще именуют аллеей. Именно так и назывался с 1868 года участок от Инженерной улицы до Манежной площади.

Но 16 апреля 1887 года аллея была закрыта, а вместо нее открыт соседний проезд, расположенный между Замковой и Инженерной улицами. С этого времени данный участок стал именоваться улицей. Деревья, от которых повелось название улицы-аллеи, росли здесь до середины XX века. Только после Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, по проекту главного архитектора Ленинграда Николая Баранова территория между Инженерной улицей и Манежной площадью была вновь благоустроена и открыт сквозной проезд. Но вместо прежних деревьев вдоль аллеи высадили каштаны.

Литературная часть:

^ ТРИОЛЕТ О КЛЕНЕ

О, если б клен, в саду растущий,
Расправив ветви, улетел!
О, если бы летать хотел
Безмозглый клен, в саду растущий!..

Он с каждым днем всё гуще, гуще,
И вот уж сплошь он полиствел.
Что толку!- лучше бы растущий,
Взмахнув ветвями, улетел!



^ Игорь Северянин


Задание 2: Рассмотреть городской пейзаж на найденной картине, попытаться определить стиль и материалы, которые использует художник в изображении города.


^ Мастер класс. «Любимый город глазами современного искусства»,

Задача: дать ребятам возможность стать непосредственно творцами своего образа города путем свободы собственного видения с помощью языка современного искусства.

Оборудование: Для этого задания разным группам выдаются разные материалы в зависимости от выбранного стиля:

  • Группа 1 (направление: импрессионизм) – простые карандаши, стир.резинки, пастель, бумага

  • Группа 2 (направление: сюрреализм) – маркеры, ножницы, журналы, клей, бумага

  • Группа 3 (направление: экспрессионизм) – бумага, простые карандаши, резинки, краски (гуашь), кисти, вода.



Содержание:

Ребята продолжают работать в своих подгруппах (3 творческие группы). Каждой группе выдается задание, состоящее из нескольких этапов

Задание 1: Знакомство со стилем (информационные листы с кратким описанием стиля и иллюстрациями к нему)

Задание 2: Изобразить ваше индивидуальное видение городских пейзажей в заданном стиле современного искусства.


^ Занятие №2 «Планета людей»

Цель: На втором занятии ребята смогут поэтапно, двигаясь по этажам, через специально разработанные творческие задания с помощью нашего музея пройти путь, формирующий представление о всеобщности человечества, его единстве, связанности через понимание человеческой природы, общей для всех нас, и ее основных свойств. Подбор и разработка заданий к этому занятию намеренно направлена на понимании того, что все мы, вне зависимости от наших культурных, этнических и религиозных различий, живем на одной общей планете под названием Земля, и что в основе нашей общей человеческой природы лежат одни и те же свойства, одни и те же стремления, желания, противоречия, определяющие нашу общность людей одной планеты.


^ Структура занятия

На протяжении всего занятия группа делится на три подгруппы, у каждой из которых отдельное задание. Ответы обсуждаются всей группой совместно.

1 этаж


Задача: На примере коллекции МСИ Эрарта показать, как современное искусство, обращаясь к традиционным сюжетам, создает свободное поле для конструктивного межконфессионального диалога, давая новый, демократичный взгляд в свободных изобразительных формах на вечные сюжеты о вечных ценностях, на которых по существу и своей первооснове строятся все основные религии мира и древние мифологии.

Оборудование: карточки

Содержание: Даны 3 работы – задача составить рассказ о сотворении мира, используя все изображения и к этому добавить еще одну работу – характеризующую сам рассказ – некий итог.


Задание: Творческое эссе (ИЗОЛИТЕРАТУРА)

^ Пояснительный комментарий к заданию на первом этаже:

1 часть — Найти на экспозиции первого этажа картины на библейские (группа 1), религиозные (группа 2) и мифологические сюжеты (группа 3)

2 часть — Пронаблюдать, как и в чем проявляется свободный взгляд современного художника в его интерпретации классического сюжета, способствующий созданию межкультурного и внеконфессионального диалога между людьми.

3 часть — Написать творческое эссе (свободное по форме, жанру, стилю – стихотворение, рассказ, диалог и др.) по выбранной картине (можно по ассоциациям с любимыми фильмами, книгами, собственным воображением, полученными эмоциональным впечатлениями от картины)

2-ой этаж.

Тема 1: Человек и его свойства (зал Е. Фигуриной)




Задача: В Зале Елены Фигуриной провести вступительную беседу с ребятами о человеческой природе как таковой, вне культурных и этнических различий, ее свойствах, противоречивости, красоте и одновременно драме человека, летящему к солнцу (образ «Икара»), о писателях мира, чье планетарное мышление внесло значительный вклад в развитие межкультурной и внеэтнической общности людей во всем мире (Айтматов, Платонов, Хемингуэй).

Оборудование: живопись Елены Фигуриной, карточки с литературными цитатами и заданиями.

Содержание: найти картину по приведенному в карточке литературному тексту, аргументировав свой выбор.

Группа 1. Работает с цитатами из произведений Чингиза Айтматова*.

Группа 2. Работает с цитатами из произведений Андрея Платонова*

Группа 3. Работает с цитатами из произведений Эрнеста Хемингуэя*


*Все выбранные авторы для этого задания внесли значимый вклад в межкультурное общение и формирование планетарного мышления человека XXI века, основным свойством которого является этический универсализм.


Об Айтматове в контексте темы занятия**

Айтматов как писатель и мыслитель был явлением планетарным. А как киргиз – феноменом чрезвычайным и пророческим. Более того, он для киргизов есть указание и путь ясный, говоря по Достоевскому, и нам, надо полагать, так важно не сбиться с этого пути. Своим этическим универсализмом и абсолютно четкой национальной определенностью, приверженностью к языкам и открытостью к культурам, неприятием национального шовинизма и всякой нетерпимости Айтматов еще долго послужит нам основой основ, верным ориентиром в этом вечно меняющемся мире.

Айтматов сотворил свой миф о человеке в ХХ веке, когда катастрофически нарушился баланс между человеком и природой. У этого мифа, как и у всякого мифа, есть свои слабые и сильные стороны, но с точки зрения истории литературы – главное то, что, будучи писателем и киргизским, и русским одновременно, будучи писателем советским в каком-то глубинном, неоценочном смысле этого слова, Айтматов как, быть может, никто другой соединил в ХХ веке нашу литературу с литературой мировой, с Маркесом, Фолкнером, он ее обогатил и привнес свое измерение, свой уникальный взгляд.

В своем творчестве Айтматов пытался связать ощущение мировой истории с конкретными местами, откуда она исходит. Отсюда такой интерес к маленькой Киргизии. Внимание к конкретным людям, живущим в небольших городах, горных аилах, у берега Ледовитого океана. Ощущение неповторимости каждого народа, втиснутого в щель земли. Отсюда перенапряжение символики, которое вредило органике его текста. Но за всем этим чувствовалось биение гигантского сердца.

Писатели об Айтматове и его главных произведениях:

Сергей Есин, прозаик

Он имеет два значения: как последний знаковый классик русской советской литературы. Он, пожалуй, первый так величественно соединил человека, его корни, этнографию и современную жизнь.

Бахыт Кенжеев, поэт

У некоторых «нерусских» русских писателей в чем-то завидная судьба - они становятся классиками и «своей» литературы (поскольку пишут на близком им материале), и русской (поскольку вносят в нее заметный и необычный вклад). У Айтматова много заслуг. Перед киргизской культурой – потому что он раскрыл ее русскому, да и международному читателю. Перед русской культурой – потому что он расширил ее горизонты. Не только за счет необычного материала, но и потому, что, действуя как бы изнутри советской системы, он исподволь прививал к ней общечеловеческие ценности.

«Джамиля» – пронзительное и неповторимое, как всякое детство человечества, произведение про любовь, которую ничто не может убить. Эта вещь является для меня точкой отсчета в творчестве Айтматова. Я писал о нем раз в десятилетие: в 60-е, 70-е, 80-е и 90-е.

О Платонове в контексте темы занятия**


Чем необычен писатель А. Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, особенность художественного мышления классика литературы такова, что глубоко современная проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиций современного личностного сознания.

Во второй половине 50-х гг. советская писательская делегация встретилась на Кубе с Эрнестом Хемингуэем. «Папу Хэма» спросили о его новой повести «Старик и море». Писатели поинтересовались, как родилось это, столь не похожее на его прежние, произведение? Великий американец охотно ответил: «Это влияние вашего гениального...». Он назвал имя писателя, не известного никому из гостей, кроме руководителя делегации Константина Симонова. Описывая этот эпизод, Симонов свидетельствовал, что испытал жгучий стыд за себя, за коллег, за страну. И еще был удивлен. Что же его удивило? То, что Андрея Платонова он неплохо знал в годы войны, но вот произведения писателя показались ему слишком туманными и не очень нам нужными. Слова Хемингуэя заставили задуматься.

Ничто у Андрея Платонова не случайно, все масштабно и значимо. И нам сегодня, в осложнившихся до предела межнациональных отношениях, очень пригодился бы духовный опыт Назара Чагатаева, героя повести «Джан», героев рассказа «Песчаная учительница» и других «интернациональных» произведений русского писателя.

Новое мышление приходит к нам долго и трудно. Так шел к нам Андрей Платонов. На этом пути он захватывал в орбиту своего доброго и высокого притяжения таких разных, но созвучных ему художников, как тот же Хемингуэй или Чингиз Айтматов. По мере выхода книг А. Платонова растет наше понимание великих ценностей, которые он раскрывает в нас самих и вокруг.


**текст ведущего занятия в процессе обсуждения выбора картин ребятами, иллюстрирующих на их взгляд, те или иные проявления человеческой природы, о которых писали авторы приведенных цитат.


^ Пример карточки с цитатами из произведений Эрнеста Хемингуэя.

Группа 3 Эрнест Хемингуэй.

«Человек — это не бог весь что рядом с замечательными зверями и птицами».

«Он был слишком простодушен, чтобы задуматься о том, когда пришло к нему смирение. Но он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства».

«Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».

« …человек не для того создан, чтобы терпеть поражения…Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Рыбаки Сказка




^ Мультимедйиный спектакль «Отчего люди не летают?»

Занятие завершает просмотр и обсуждение мультимедийного спектакля по мотивам картин Елены Фигуриной «Отчего люди не летают».


В персональном зале Елены Фигуриной сделан авторский проект Эрарты – «театр без актеров»: мультимедийный спектакль с участием персонажей картин. Героям работ даны голоса, им вторит музыка, световые и звуковые эффекты, графические образы, движущиеся поверх картин – все это оживляет статичные картины, которые становятся персонажами полноценной драмы, помогая зрителю погрузиться в мир, созданный художником. В зале Елены Фигуриной можно увидеть спектакль «Отчего люди не летают», в драматургической основе которого непростая, но в то же время знакомая многим история девочки, пытающейся ответить на вопрос: жить ли ей, как хочется или так, как от нее ждут другие.


^ Занятие №3: Образ России: ваш выбор.


Цель: У каждого из нас свое мироощущение и свой индивидуальный взгляд на действительность, в зависимости от тех культурных и этнических традиций, в которых мы воспитаны и сформированы как личности. Современные художники отражают в своих работах собственный взгляд на мир, в том числе и на российскую действительность. На третьем занятии ребята смогут взглянуть на разную Россию сначала глазами современных художников, после чего смогут сделать свой самостоятельный индивидуальный выбор, учитывающий их собственную специфику мировоззрения и мировосприятия – какой образ России для них наиболее близок.

^ Структура занятия


2 этаж.

Оборудование: Живопись Г. Писаревой, А. Неганова, U-space «Истоки»

Содержание: По творчеству художников с экспозиции второго этажа (Неганов, Писарева) рассмотреть и описать разные взгляды художников на образ России.

Все три группы поочередно (принцип «карусели») знакомятся с разными образами России (через живопись и пространство тотальной инсталляции на тему «Истоки»), после чего каждая из трех групп должна сделать свой личный выбор: какой образ России им оказался ближе (картина, звук, цвет, запах).


Задание «Образ России. Ваш выбор»:

  • Познакомьтесь с творческим портретом художника

  • Рассмотрите живопись художника и опишите его взгляд на Россию

  • После посещения U-space сделайте свой личный выбор, что из увиденного соответсвует или близко вашему пониманию и видению образа России.

^ Примеры карточек:

Галина Писарева. Творческий портрет.

Мне кажется, надо просто выражать себя, хочется тебе писать, хочется скульптуры делать и делай, и радуйся этому — по-моему, так надо. А что уж потом будет, это не важно. Самое главное — делать, что тебе хочется, делать честно и любить это.


Галина Писарева при знакомстве просит называть себя Гелей, и так она подписывает свои работы. В самом ее имени, в картинах и скульптурах ощущается особая, свойственная только ей, теплота материнского обаяния.

Художница родилась летом 1933 года в Ленинграде. Семья Писаревых пережила в Ленинграде почти всю блокаду, в самом конце которой семью эвакуировали на Украину. Там, живя у бабушки, Геля стала популярной художницей. Она  разрисовывала  розами  модные тогда девичьи альбомы со стихами и песнями.

После возвращения в Ленинград, школьный учитель, заметив способности Гели,   посоветовал ей пойти учиться в художественное училище. Писарева оканчивает скульптурное отделение Таврического училища.

В 1961 году она поступает на скульптурный факультет Института имени Репина. Обучение в строгих академических стенах не смогло привить художнице реалистическую манеру, ей всегда было более близко народное искусство.

Вдохновением для художницы служили экспозиция народного искусства в Русском музее, иконопись и путешествия по русскому северу..

Любимые темы художницы были и остаются прежними: материнство и лирика деревенской жизни. На ее холстах мы видим «уходящую натуру»: то, что горожанину зачастую уже незнакомо, но на уровне генетической, глубинной памяти близко каждому. Это заброшенные деревни с темными окнами, женщины, стирающие белье в реке или убирающие сено.

Когда-то художница поменяла большую мастерскую в районе Охты на половину деревянного дома в  Деревне художников. Этот вековой дом охраняет сделанная художницей деревянная русалка, сидящая на фронтоне. Окруженная озерами Деревня художников, находится в отдалении от многоэтажной суеты города. Здесь, гуляя по окрестностям, Геля Писарева находит мотивы и пейзажи для своих работ.


^ Андрей Неганов. Творческий портрет.




Андрей Неганов родился в Муроме в 1967 году. В двенадцатилетнем возрасте Андрей прочел объявление о наборе в художественную школу и поспорил с другом, кто из них сможет поступить. В итоге приняли на учебу Андрея. В художественной школе преподаватели выделяли его и рекомендовали учиться дальше. По окончании восьмого класса Неганов поступил в художественное училище в городе Иваново. Учеба проходила сложно, но в итоге художник получил отличную оценку за диплом на тему цирка.

Неганов занимался разными жанрами современного искусства - и коллажами, и объектами, но всякий раз возвращался в стихию живописи, где чувствует себя как рыба в воде. Он, кстати, сам сравнивает свои картины с рыбой, живущей на глубине и поэтому трудно доступной человеческому глазу.

И все же его живопись трогает и трогает глубоко. Когда внимательно в нее всматриваешься, начинаешь вспоминать нечто давно забытое. Его портреты вещей: комоды, навесные замки, и даже столярные тиски, воссоздают в памяти раннее детство, когда все казалось большим и виделось по-иному. Живописные портреты стариков: бабушки за швейной машинкой, дедушки с баяном, воскрешают в памяти давно ушедших.

Своей живописью Неганов не пытается развлечь зрителя или понравиться ему. Он — один из современных художников, своим искусством доказывающих способность живописи говорить о серьезных вещах и волновать сегодняшнего человека.


3 этаж

ИЗОАНИМАЦИЯ

Материалы и оборудование: Зал Изоанимации

Содержание: знакомство с жанром ИЗОанимации, творческим экспериментальным проектом Эрарты, в котором совмещены возможности разных видов искусства, позволяющие оживлять картину средствами кино и анимации.

Изоанимация – это новый жанр, изобретенный в Эрарте, который позволяет увести зрителей за рамки картин на территорию целой истории, где сама картина только стоп-кадр, выхваченное мгновение. Короткометражные анимационные фильмы развивают работы художников во времени, по-разному обыгрывая их сюжеты – одни юмористично, другие лирично, третьи придающие сюжету тонкую эстетику. Все они выполнены профессиональными аниматорами и иногда продолжают сюжет в русле, заданным художником, а иногда придают ему совершенно неожиданные повороты. Все интерпретации стараются дать публике возможность с новым интересом взглянуть на живопись, представленную в коллекции Эрарты.


^ 4 этаж.

Мастер-класс по созданию проекта видеоролика «Кто мы? Откуда? Куда идем?»

Оборудование: 3 мольберта, 3 ватмана, фламастеры (маркеры)

Содержание:

Задание: выбрать на экспозиции четвертого этажа картину, к которой будет создан ваш проект видеоролика на тему гражданской самоидентификации.

Учащихся делим на 3 творческие группы, каждая из которых создает, отталкиваясь от предложенных работ из коллекции Эрарты, проект короткометражного ролика к будущему воплощению в жанре Изоанимации (сюжет, сценарий, текст, слоган, историю, средствами анимации или кино, звук, музыка).


Скачать 223.49 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты