Домой

С. В. Учебно-методическое пособие Уставщикова С. В. (кафедра экономической географии) Учебно-методическое пособие




НазваниеС. В. Учебно-методическое пособие Уставщикова С. В. (кафедра экономической географии) Учебно-методическое пособие
страница1/4
Дата02.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
Содержание
Цель курса
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Перечень практических работ
Территориальный объект исследования
Темп роста населения
Задание 3. Проанализировать изменение плотности населения по странам мира, по регионам России.
Группировка стран мира по средней плотности населения
Территориальный объект исследования
Методический комментарий
Методический комментарий
Территориальный объект исследования
Методический комментарий
Методический комментарий
Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем « Расовый состав населения мира». Территориальный объект
Задание 1. Изучить географию рас Методический комментарий
Практическая работа 7 (3 часа).
Территориальный объект исследования
Методические рекомендации студентам
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4

Уставщикова С.В. Учебно-методическое пособие "Практические занятия по курсу «География населения с основами демографии»


Уставщикова С.В. (кафедра экономической географии)


«География населения с основами демографии»

Учебно-методическое пособие


Курс «География населения с основами демографии» по направлению подготовки 021000 География, профиль подготовки «Экономическая и социальная география», входит в модуль «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ». Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов): лекционных - 30 часов, практических – 15, самостоятельная работа студента – 27 часов. Контроль знаний – экзамен.

^ Цель курса (компетенции): выработать у студентов представление о населении и о географических подходах к его изучению.

Задачи курса:

-познакомить студентов с историей изучения населения в географии, спецификой географического подхода к населению;

-добиться усвоения студентами современных представлений географии населения

- привить студентам навыки географического изучения населения, гуманитарного подхода к рассмотрению территории.

^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс ориентирован на студентов, уже знакомых с основами физической географии и картографии (знания этих дисциплин необходимы для хорошего усвоения курса). В свою очередь, курс географии населения дает основу для понимания экономико-географических дисциплин и для создания представления о территории.

Требования к уровню усвоения содержания курса

Студент должен знать:

- о демографических процессах, демографических коэффициентах и таблицах;

- об основах этнографии, этнических процессах;

- об основах занятости, экономическом подходе к населению;

- о процессах расселения и его результатах.

Студент должен уметь выявлять и объяснять:

- особенности демографической ситуации;

- характер протекания этнических процессов;

- закономерности передвижения населения по территории;

- характер расселения и его динамику.


Содержание курса


Тема 1. Предмет и задачи географии населения (2 часа)

Тема 2. Динамика, современная численность, размещение населения на земном шаре (6 часов)

Тема 3. Основы демографии и геодемографии (6 часов)

Тема 4. Миграции населения и их география (4 часа)

Тема 5. Основы этнографии и этногеографии (4 часа)

Тема 6. Состав населения (4 часа)

Тема 7. Типы и формы расселения (4 часа)


^

Перечень практических работ


1. Темпы роста населения различных стран мира. Анализ динамики населения мира. Плотность населения по различным регионам мира.

2.Динамика численности населения России. Особенности распределения населения России по ФО. 3.Естественное воспроизводство населения. 4.Миграции населения 5.Этнический состав населения России. 6. Человеческие расы мира 7.Мировая урбанизация.


Практические работы

 Методические указания студентам

Практическая работа 1 (2 часа).

Темпы роста населения различных стран мира. Анализ динамики населения мира. Плотность населения по различным регионам мира.

Цель - практическое закрепление знаний, полученных при изучении темы «Динамика и численность населения мира, крупнейшие страны мира по численности населения»

^ Территориальный объект исследования: Крупные регионы мира, отдельные страны.


Задание 1.

Изучить динамику численности населения по миру в целом, региона, странам. Методические рекомендации:

Составить график «Динамика численности населения земного шара» используя следующие данные (млн.чел.)

годы

Численность населения (млн.чел.)

годы

Численность населения (млн.чел.)

1000г.

305

1962

3000

1500

440

1976

4000

1800

952

1980

4430

1830

1000

1987

5000

1900

1656

1999

6000

1930

2000

2011

7000

1950

2527

2025

8084

Источник: Демография: Учебное пособие /Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – С.287. На сайте http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира. 

Выявить особенности роста численности населения за указанный период, объяснить причины наблюдаемого процесса. Выводы записать в тетрадь.

 

Задание 2.

Рассчитать темпы роста населения по миру в целом, по крупным регионам (Европа, Азия и т.д.), по 8 странам мира по выбору студента. Провести анализ динамики населения.

^ Темп роста населения - отношение  значений численности населения на две последовательные даты (последующего периода к предыдущему). Выражается в коэффициентах и процентах. Если темп роста больше 1 (или 100%), то численность населения растет; если меньше 1 (или 100%), то уменьшается, а если равен 1 (или 100%) – остается неизменной.

Пример выполнения работы.

На сайте http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира.  2001-2009гг, 2011 выбираем необходимые данные, копируем их на страницу в программе Excel, вводим формулу темпа роста, получаем значения. Проводим анализ.


Пример таблицы.

Материк, территория, страна

Численность населения 2001 г. (млн.чел.)

Численность населения 2011 г. (млн.чел.)

Темп роста

за 2001 -20011гг.

Численность населения 2025 (прогноз)

Темп роста

за 2011 -20025гг.

мир в целом

6137

6987

1,138504

8084




Африка

818

1051

1,284841

1444




Северная Америка

316

346

1,094937

391




Центральная Америка

138

158

1,144928

185




Карибский регион

37

42

1,135135

45




Южная Америка

350

396

1,131429

447




Азия

3720

4216

1,133333

4780




Европа

727

740

1,017882

746




Австралия и Океания

31

37

1,193548

46




Источники:

1.http://www.citypopulation.de/ (численность и плотность населения мира) 2.http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира.  Раздел 1.

Используя данные таблицы рассчитать удельный вес населения отдельных регионов за указанные годы. Проанализировать и выписать в тетрадь: а) в каких регионах живет большая часть населения земного шара; в) как менялся удельный вес населения отдельных регионов; г) как будет изменяться численность населения мира и отдельных регионов к 2025г.

 Проанализировать составленную таблицу: а) каков абсолютный ежегодный прирост населения в мире в среднем по периодам (в млн. чел.) и относительный (в %); б) выделить регионы мира с высокими темпами прироста населения (выше общемирового) и с низкими темпами (ниже общемирового). Сопоставить темпы роста населения отдельных регионов и изменение их доли в населении земного.О чем свидетельствуют эти цифровые показатели?

На основе статистических данных составить секторные диаграммы за 2001 и 2025 гг., отражающие удельный вес отдельных регионов в общей численности населения. Проанализировать изменения и выводы записать в тетрадь. 


^ Задание 3. Проанализировать изменение плотности населения по странам мира, по регионам России.

Методические рекомендации:

Проанализировать данные плотности населения по миру в целом, по крупным регионам (Европа, Азия и т.д.), по странам регионов по выбору студента, данные записать в таблицу.

Составить таблицу «Группировка стран мира по средней плотности населения», взяв для примера по 4-5 стран из каждой части света. 

^ Группировка стран мира по средней плотности населения

Плотность населения, чел./км2

Часть света

Европа

Азия

Африка

Америка

Австралия и Океания

до 10

 

 

 

 

 

10-50

 

 

 

 

 

50-100

 

 

 

 

 

100-200

 

 

 

 

 

свыше 200

 

 

 

 

 

 

Составить таблицу и проанализировать плотность населения по Федеральным округам (ФО) РФ. Объяснить основные выявленные тенденции.

Источники: 1.http://www.citypopulation.de/ (численность и плотность населения мира).

2.http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира в 2011 году. Раздел 1. Плотность населения. 3. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011.- 525с.

4.Таблица Приложения 1.


Практическая работа 2 (2 часа).

Динамика численности населения России. Особенности распределения населения России по ФО (Федеральные Округа)

Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы: «Динамика и численность населения России».

^ Территориальный объект исследования

Российская Федерация и  ФО, отдельные административно-территориальные единицы (АТЕ) страны.

Задание

1. Выявить основные особенности динамики численности населения России с 1990 г. Аналогичное задание выполнить по городскому и сельскому населению в указанном территориальном разрезе. По статистическим данным строятся графики.

2. Проанализировать, как изменялась доля ФО России по численности всего населения, городского и сельского населения с 1990г. Объяснить причины этих изменений.

^ Методический комментарий

Выявляются:

– ФО с наиболее быстрым ростом населения (всего, городского, сельского);

– ФО, в которых численность населения уменьшалась (всего, городского, сельского);

– ФО, в которых численность населения изменялась  незначительно (всего, городского, сельского).

Объясняются причины той или иной динамики.

Любой из вариантов предполагает выяснение  причины роста (падения) численности населения. Их может быть только две – естественный прирост (убыль) и механический прирост (убыль), но в зависимости от стадии демографического развития населения той или иной территории, конкретных социально-экономических условий они могут сочетаться по-разному. Иногда одинаковая динамика скрывает совершенно разные процессы, которые выявляются путем анализа общих коэффициентов естественного движения населения (в следующей работе).

Исходя из анализа собранных данных делается вывод.

Ход работы:

Составляется таблица «Динамика численности населения РФ (всего, городского, сельского), по Федеральным округам. 1959 – 2010гг. Строятся графики. Вычисляются темпы роста населения за периоды: 1989- 2002гг, 2002-2010гг.

Вычисляется доля в численности населения страны каждого ФО, 1959 -2010гг. делаются выводы.

Источники:

1. Данные Приложения 1.

2. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011.- 525с.

3. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб./Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. – 87 с. 4.Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года http://www.gks.ru


Практическая работа 3 (2часа)

Естественное воспроизводство населения

Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем «Основы демографии и геодемографии».

Территориальный объект исследования

Страны мира. Российская Федерация и  отдельные административно-территориальные единицы (АТЕ) страны.

Задания

1. Выявить основные особенности рождаемости, смертности, естественного прироста по странам мира, России, отдельных АТЕ (по рекомендации преподавателя) с 1990 г. Аналогичное задание выполнить по городскому и сельскому населению в указанном территориальном разрезе.

^ Методический комментарий

Подготовить соответствующие показатели (составить таблицы), выполнить по ним графики. Проанализировать картографический материал. Сделать выводы.

Источники:

1.http://www.citypopulation.de/ (рождаемость, смертность, младенческая смертность, суммарная рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни населения по странам мира)

2.http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира в 2011 году. Раздел 1,2,3.

3.http://gks.ru Раздел население, демография

4. 3. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011.- 525с.


Практическая работа 4 (2 часа)

Миграции населения

Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения темы «Миграции населения и их география».


^ Территориальный объект исследования

Страны мира, Российская Федерация и  отдельные административно-территориальные единицы (АТЕ) страны.

Задания

1.Проанализировать уровень миграции по странам мира. Выявить основные особенности миграций внутри РФ, направления международных перемещений.

^ Методический комментарий

Подготовить соответствующие показатели (составить таблицы), выполнить по ним графики. Проанализировать картографический материал. Сделать выводы.

Источники:

1.http://www.citypopulation.de/ (уровень миграций)

2.http://demoscope.ru/weekly/ Приложения. Основные демографические показатели по всем странам мира в 2011 году. Раздел 1,2,3.

3.http://gks.ru Раздел население, демография, миграция

4. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011.- 525с.

Практическая работа 5 (2 часа).

Этнический состав населения России.


Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем « Основы этнографии и этногеографии».

Территориальный объект исследования

Российская Федерация.

Задание

1. Изучить расселение народов по территории РФ

^ Методический комментарий

Выполнение работы основывается на анализе карты «Народы России» в географическом атласе, используются ПРИЛОЖЕНИЯ 2-3.

Для выполнения задания необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

1.Какой картографический способ применен для отображения этнического состава населения страны?

2.Почему применен указанный способ?

3.Какая классификация народов России принята в легенде карты?

4.После выяснения указанных вопросов следует перейти к анализу размещения отдельных народов (каждому студенту рекомендуется народ) по следующему плану:

а) к какой языковой семье и группе относится данная этническая общность;

б) основная территория проживания данного народа;

в) где, кроме основной этнической территории, проживают значительные группы данного народа;

г) в окружении каких народов проживает рассматриваемая этническая общность;

д) какие родственные данному народу этнические общности живут на территории страны, в каких районах.

Источники:

1.Географический атлас

2.http://stranaodna.ru/religion/ Атлас религий, этносов, культур.

3.Материалы приложений данного пособия


Практическая работа 6 (2 часа).

Человеческие расы мира


^ Цель - практическое закрепление знаний, полученных в ходе изучения тем « Расовый состав населения мира».

Территориальный объект исследования

Крупные регионы мира, отдельные страны.

^ Задание

1. Изучить географию рас

Методический комментарий

Выполнение работы основывается на анализе карты «Человеческие расы мира» в географическом атласе, данных ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Для выполнения задания необходимо письменно ответить на следующие вопросы:

1.Какая классификация рас принята в легенде карты?

2.Каковы особенности географии больших рас?

3.Какие основные зоны контактов народов больших рас можно выделить на карте мира? Какие смешанные и переходные расовые формы между ними образовались?

4.В каких районах Земли наблюдается наиболее пестрый в расовом отношении состав населения? В каких районах мира эта пестрота менее выражена? Какую роль в этом сыграли природные условия, история заселения и особенности населения территории?

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты