Домой

Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации




Скачать 252.29 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Дата28.02.2013
Размер252.29 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Содержание
История культур востока
1Пояснительная записка. 1.1Область применения и нормативные ссылки
1.2Цели и задачи курса
1.3Организационно-методические указания
1.4Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1.5Место дисциплины в структуре образовательной программы
2Тематический план учебной дисциплины
3Базовый учебник
4Формы контроля знаний студентов
5Содержание дисциплины
Раздел 2. Культура Ближнего Востока и арабского Магриба
Раздел 3.Культурные особенности Индии
Раздел 4. Культура традиционного Китая
Раздел 5. Традиционная культура Японии
Раздел 6. Японская национальная культура
Раздел 7. Культура Кореи
Раздел 8. Восточная культура в глобальном мире
6Тематика заданий по формам текущего контроля
7Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 7.1Примерный перечень вопросов к промежуточному зачету (1 модуль)
7.2Примеры тестовых заданий для итогового контроля (2 модуль)
...
Полное содержание
Подобные работы:



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"


Факультет философии


Отделение культурологии


Программа дисциплины

^ ИСТОРИЯ КУЛЬТУР ВОСТОКА

(рабочая программа)




для направления:

031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра


Автор программы:

Гамалей М.С. (mgamaley@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры Цивилизационного развития Востока «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой д.и.н., проф. Маслов А.А.


Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель _____________________


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ подпись


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
^

1Пояснительная записка.

1.1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031400.62 «Культурология» (бакалавриат) изучающих дисциплину «История культур Востока».

Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:

  • Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031400 (520100) «Культурология» (квалификация «бакалавр»), утверждённого приказом МО РФ от 14 марта 2000г. (Номер государственной регистрации 45гум/бак);

  • Основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 031400.62 «Культурология» (уровень подготовки: Бакалавр) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным 9 апреля 2010 г.


^

1.2Цели и задачи курса


Дисциплина «История культур Востока» призвана дать учащимся знания, необходимые для формирования целостной картины хода историко-культурного процесса в мире и понимания его содержания, роли взаимовлияния и взаимодействия отдельных цивилизационных общностей.

Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с кругом проблем востоковедческой тематики культурологических исследований; закономерностями развития и специфическими чертами культур регионов, объединяемых понятием Восток; через раскрытие содержание основных религиозных, мировоззренческих и эстетических категорий и принципов; создать целостное представление о Востоке как едином цивилизационном комплексе. Материал даётся в широком историко-культурном контексте.

Основные задачи курса, определённые целью, направлены на:

    • развитие у студентов навыков компаративного подхода к изучению особенностей и закономерностей развития культуры, как отдельных регионов, так и мира в целом;

    • формирование умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знаний традиционных и современных черт и особенностей цивилизационного комплекса Востока, применять основных подходы и концепции в интерпретации культурного развития Востока и его взаимодействий с культурами Запада;

    • сформировать знания о этапах, содержании и динамики культурогенетических процессов в отдельных странах и регионах Азии;

    • формирование умение использовать в профессиональной деятельности знания социально-культурных традиций регионов Востока;

    • формирование умений интерпретировать и анализировать феномены художественной и визуальной культуры Востока;

    • развития понимания роли этнических, религиозных, экономических, политических и геополитических факторов в формировании своеобразия Восточных цивилизаций.



^

1.3Организационно-методические указания


Курс состоит из лекционных, практических (семинарских) и самостоятельных занятий. Освоение курса предполагает ознакомление студентов в ходе практических и самостоятельных занятий с основными источниками по истории и культуре Востока, научной литературой, освещающей основные трактовки проблем истории и современности государства, общества и культуры Восточных цивилизаций. А так же ознакомление учащимися с основными навыками и методами сравнительного культурологического исследования восточных культур, в контексте цивилизационного и регионального подходов. Курс предназначен для студентов-культурологов четвёртого года обучения, и не предполагает владения восточными языками. Однако, в соответствии с нормами ГОС по направлению подготовки 031400 (520100) «Культурология» (квалификация «бакалавр»), от студентов ожидается умение ориентироваться в научной литературе на иностранном (английском) языке

^

1.4Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные цивилизационные, культурно-исторические и социокультурные характеристики и особенности регионов Востока, связанные с ними базовые термины и понятия;

  • уметь находить, понимать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях культурного развития Востока; ориентироваться в концепциях, подходах и методах современных культурологических исследованиях востоковедческой тематики;

  • иметь навыки (приобрести опыт) анализа и интерпретации письменных (переводных), изобразительных и материальных источников, а так же критической научной литературы по истории культур основных регионов и стран Востока; правильного применения понятийного аппарата, как восточных культур, так и исследований в области изучения культурного развития Востока.


^

1.5Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла и блоку дисциплин «История культуры», обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История Западной культуры,

  • Теория и история зарубежного искусства,

  • Семиотика

  • Эстетика,

  • История религий,

  • Всеобщая история,

  • Философия,



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    А) Общепрофессионального цикла:

  • Философия и теория современного искусства,

  • Политика и культура,

  • Идеология и интеллектуалы,

  • Коллекционирование как социально-культурный феномен,

  • Историческая антропология,

  • Культурная антропология и методы социокультурных исследований.

    В) Факультативах:

  • Экономика культуры,

  • Введение в феноменологию,

  • Философия вещи.


^

2Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение: Восток и Запад. Понятие «Восточная культура»




2




4

2

Культура Ближнего Востока и арабского Магриба




2

4

10

3

Культурные особенности Индии




2

2

8

4

Культура традиционного Китая




4

4

12

5

Традиционная культура Японии




4

4

10

6

Японская национальная культура




2

4

8

7

Культура Кореи и стран Восточной Азии




2

2

8

8

Восточная культура в глобальном мире




2




6




ИТОГО:

108

20

20

68



^

3Базовый учебник


В настоящее время в библиотеке НИУ-ВШЭ отсутствует учебник, который может быть использован как базовый при освоении дисциплины. Несмотря на наличие в отечественной науке фундаментальных исследований, охватывающих проблематику истории культурного развития основных регионов и стран Востока, ни один учебник, изданный на русском языке, не может в полной мере обеспечить покрытие основных тем программы.

В качестве замены базового учебника составлен ридер, включающий в себя массив учебно-методических и научных текстов, раскрывающих основную проблематику тем дисциплины. Тексты ридера широко доступны, как в печатном, так и в электронном виде. Одним из условий отбора текстов в неизменяемых электронных форматах является сохранение оригинальной пагинации и графического слоя, что максимально возможно исключает искажение содержания печатных изданий, послуживших источником их создания. Ридер включает в себя ряд текстов на английском языке.

Состав ридера:

  1. История японской культуры: учебное пособие для ВУЗов / [отв. ред. А.Н. Мещеряков]. – М.: Наталис, 2011

  2. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003

  3. Виноградова Н.А. Китай, Япония, Корея: образ мира в искусстве: сборник научных статей. – М.: Прогресс-Традиция, 2010

  4. Бонгард-Левин Г.М. Индия. Этнолингвистическая история, политико-социальная структура, письменное наследие и культура древности. – М.: Наука, 2003

  5. Мельникова Е.В., Культура и традиции народов мира. Этнопсихологический аспект. – М.: Диалог культур, 2006.



  6. Шумов С.А., Андреев А.Р., История Ближнего Востока. Садык-и-Кашкари М.: Кодекс приличий на Востоке. Документальное историческое исследование. – М.: Евролинц, 2002

  7. Ланда Р.Г., История арабских стран. – М.: Восточный университет, 2005


Дополнительная литература:

  1. Бачурин А.С., Трубникова Н.Н. История религий Японии (IX-XIIвв.). М., 2009

  2. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто / Под ред. И.С. Смирнова; отв. ред. А.Н. Мещеряков. – М.: РГГУ, 2010.

  3. Васильев Л.С. Древний Китай. Ч.1. М., 1996; Ч. 2. М., 2000.

  4. Грачев М.В., Мещеряков А.Н. История Древней Японии: Учебное пособие для ВУЗов – М: Наталис, 2010

  5. Грюнебаум Э.Г. фон., Классический ислам. Очерки истории. 600-1258. – М.: Наука, 1986. – 210 с.

  6. Грюнебаум Э.Г. фон., Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М.: Наука, 1981. – 228 с.

  7. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. М., 2006.

  8. История Китая. / Под ред. А.А. Меликсетова. М., 2007.

  9. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). T.I. М., 1974.

  10. История Японии Т.I: С древнейших времён до 1868г. – М.: ИВ РАН. 2007.

  11. История Японии. Т.1. С древнейших времён до 1868г. Отв. ред. А.Е. Жуков. М., 1998.

  12. Иэнага С. История японской культуры. / Пер. Б.В. Поспелова. – М.: Прогресс, 1972.

  13. Киддер Дж. Э. Япония до буддизма: острова заселённые богами – М.: Центрполиграф, 2003.

  14. Кодзики. Записи о деяниях древности. В 2 тт. / Пер., комм. Ермаковой Л.М., Мещерякова А.Н. – М.: Шар, 1994.

  15. Конрад Н.И. Надельная система в Японии // Избранные труды. История. М., 1974.

  16. Матвеев К.П., История ислама. М.: Восток-Запад, 2005. - 254 с.

  17. Мец А., Мусульманский ренессанс. – М., ВиМ, 1996. - 544 с.

  18. Мещеряков А. Япония в объятиях пространства и времени. – М., Наталис, 2010.

  19. Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. – М.: Глав. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1988.

  20. Нихон секи - Анналы Японии: В 2 тт: Т. 1: Свитки I-XVI// Т. 2: Свитки XVII-XXX / Пер., комм. Ермаковой Л.М., Мещерякова А.Н. – М.: Шар, 1997.

  21. Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры. – СПб., Евразия, 1998.

  22. Фильштинский И.М., История арабов и Халифата (750-1517 гг.). М.: АСТ, Восток-Запад, 2006. – 349 с.

  23. Хрестоматия по исламу. Переводы с арабского, введения и примечания. – М.: Наука,



^

4Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1 модуль

2 модуль

Текущий (неделя)

Эссе

5 неделя

модуля




Письменная работа до 15 тыс. знаков

Время на подготовку эссе – 3 недели

Срок сдачи работы – до 26 сентября 2011г.

Количество дней проведения контроля – 1 неделя до 3 октября 2011 г.

Промежуточный

Зачет

9 неделя

модуля




Письменная аудиторная работа – 60 минут

Количество дней оценки результатов контроля – 4

Итоговый

Зачет




5 неделя

модуля

Тест + Письменная аудиторная работа – 90 минут

Количество дней оценки результатов контроля – 4


От студента требуется посещение лекционных и практических занятий, овладение терминологией культурологических исследований востоковедческой тематики, подготовка минимум одного устного доклада, участие в обсуждении проблем вынесенных на семинарские занятия. Необходимым условием является написание эссе, промежуточной и итоговой аттестационной работы. Так же при оценке учитывается активная аудиторная и самостоятельная работа в ходе освоения курса, творческий подход к выполнению заданий.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

    1. Посещение лекционных и практических занятий. (5%)

    2. Работа на практических занятиях (55%)

    3. Эссе (10%)

    4. Письменная аудиторная работа (60 мин.) (10%)

    5. Письменная итоговая аудиторная работа (90 мин.) (20%)


100%= 5%+55%+10%+10%+20%

При выставлении оценки считается сумма в процентах, полученный результат требуется разделить на 10. Итоговая цифра является балльным выражением оценки (максимум 10 баллов). В случае получения дробного результата итоговый балл округляется в соответствии с методом округления к ближайшему целому.


^

5Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Введение: Восток и Запад. Понятие «Восточная культура»

    (лекция – 2 часа; самостоятельная работа – 4 часа).

Цели и задачи дисциплины. Различия географических и цивилизационных понятий Восток и Запад. Страны и регионы Востока: Ближний Восток, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия. Различие понятий Ближний Восток и Арабо-мусульманский мир. Магриб ,как часть цивилизационного Востока.

Оппозиции Север-Юг и Запад-Восток в культуре человечества. Эволюция понятия «Восток» в западной культуре: Древний Восток, как источник цивилизации (Древний Египет и Месопотамия), Восток, как источник угроз в период Античности (Греко-Персидские войны) , «Дикий» Восток (Римская империя), Восток как сказка (Средневековье), Восток как сокровищница (Раннее новое время), Восток как загадка (Новое время), Восток как источник мудрости и знаний (Новейшее время). Христианский Запад и мусульманский Восток: истоки идеологии, сходство и различие культур.

Мифология понятия «Восточная культура». Взгляд восточных цивилизаций на Запад. Специфика мышления Восточной Азии. Специфика культур аврамических религий.



  1. ^ Раздел 2. Культура Ближнего Востока и арабского Магриба

    (лекции – 2 часа; семинар – 4 часа; самостоятельная работа – 10 часов)

Географические условия Аравийского полуострова. Семитские народы: этногенез, политическая и социальная структура, проблема взаимоотношений этнических групп. Кочевые и осёдлые народы Ближнего Востока. Аравия до ислама.

Ислам в жизни арабских стран VIIв. Влияние нового религиозного течения на менталитет, политическую и социальную культуру арабов. Трансформация самосознания и идентичности: от разрозненных племён к глобализирующемуся региону. Умма- община верующих. Арабский мир в период халифатов (VII-XIIвв.): политические и культурные изменения в жизни народов Западной Азии, экономика и культура в период халифатов. Формирование единого культурного пространства в Африке, на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Проблема становления ислама как религиозного учения и его влияние на социально-культурные традиции. Ближний Восток и античное наследие. Влияние культуры Греции на развитие мусульманского богословия. Мистическое учение суфиев. Арабские корни европейского Возрождения.

Трансформация отношений с державами и народами Запада. Союз с христианами и иудеями против язычников. Конфронтация с иудаизмом. Конкиста Иберийского полуострова (VII-XVвв.). Мусульманские государства юга Испании и Португалии: влияние на языки населения Пиренейского п-ова, литература и философия Испании. Конфронтация с Западом в эпоху Крестовых походов (XI-XIIIвв.). «Благородный варвар» Саладин как идеал рыцарской традиции Европы. Культурные инновации в жизни Запада. Исламские государства Азии и Европа в Новое и Новейшее время.

Особенности арабской эстетики. Коран и искусство. Визуальная и музыкальная культура мусульманского Востока. Влияние арабской культуры и обыкновений на повседневную жизнь и искусство Запада.



  1. ^ Раздел 3.Культурные особенности Индии

    (лекции – 2 часа; семинар – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)

Проблема культурного единства Индии. Этническое и религиозное многообразие региона. Политика и общество в культуре Индии. Истоки недолговечности государственных образований Индии.

Священные тексты Древней Индии. Ведийская религия и еретические учения: индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм. Социальные, политические и религиозные истоки буддизма. История распространения буддизма на территории Индостана и соседних государств Южной и Юго-Восточной Азии. Традиционные религии Индии и ислам.



  1. ^ Раздел 4. Культура традиционного Китая

    (лекции – 4 часа; семинар – 4 часа; самостоятельная работа –12 часов)

Этнические реалии Китая в истории и современности. Китаецентризм и культурная экспансия Китая в соседние страны и регионы. Концепция soft power. Традиционные китайские представления об истории, как цепи династий, сменяющих одна другую. Концепция «небесного мандата». Традиционное и современное значения бинома «гэмин» – «смена мандата» и «революция». Китайские мифологии, подгонка исторических фактов под обязательные схемы. Циклическое восприятие времени. Традиционная хронология стран региона: летоисчисление по девизам правления императоров.

Подходя к изучению истории культуры Китая. Европоцентристский подход: акцент на универсальности европейского опыта социально-экономического развития. Китаецентристский: поиск китайской специфики. Цивилизационный подход: учет соотношения мировой цивилизации и локальных цивилизаций.

Мифологические правители Китая: Фуси, Шеньнун, Хаунди. Легендарные императоры Яо, Шунь, Великий Юй. Трёх- и пятичастная картины мира.

Формирование основ китайской культуры в Архаичный период (XV-XI вв. до н.э.). Эпоха Чжоу в истории Китая и особенности её периодизации. Представления о материальной (по) и духовной (хунь) душах человека. Культ предков и жертвоприношения, как способ обретения бессмертия. Гадательные практики.

Возникновение ключевой концепция китайской политической культуры тянь-мин – «Мандат неба» - этически детерминированное право на власть. Чжоу как политический и культово-ритуальный центр.

Начало периода Восточной Чжоу (770-221г. до н.э.). Административно-бюрократический аппарат и сословие ши («служилые мужи»). Чжаньго (Сражающиеся царства, V-III вв. до н.э.) – междоусобные войны.

Оформление канонов и основных положений даосизма, моизма, легизма. Сборники «Шу цзин» («Книга Истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен»). Военный трактат Сун-цзы. Китайская наука управления и стратегии.

Влияние «Книги перемен» на интеллектуальное развитие и локальные традиции в странах Восточной Азии

Личность Конфуция и его учение. «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Превращение конфуцианства из морально-этического учения в политическую идеологию.

Основные понятия конфуцианства: семья (цзя) как матрица оптимального общественного устройства и сакрального пространства существования. Цюньцзы (благородный муж) как идеал традиции, духовного всемогущества и оптимального члена государства. Ритуал (ли) как форма вселенской коммуникации. Сыновья почтительность, справедливость, человеколюбие.

Религиозный аспект Отношение к духам (линь) и «сакральному» (сюань). Канонизация Конфуция, превращение его в дух народного пантеона.

Понятие «варвара» и окультуривающие функции китайского правителя. Правитель как носитель Высшей благодати (дэ). Появление философских школ и конкуренции между ними («борьба ста школ»).

Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.) – первый император Китая. Девальвация титула ван и принятие циньским правителем императорского титула «хуан-ди» («августейший государь-предок»). Легизм в политической культуре Китая. Гробница Цинь Ши-хуанди, как символ могущества империи и отражение исторической и культурной преемственности китайских государств.

Реформа письменности в эпоху Цинь (221-206 до н.э.), ее предпосылки и цели. (единая империя, преодоление культурного регионализма, культурная и идеологическая унификация). Языковые особенности Китая. Влияние иероглифики на формирование культурогенных механизмов.

Повторное объединение Китая под властью династии Хань (206 г. до н.э. – 220г. н.э.). Правление третьего императора У-ди (141 до н.э.-87 до н.э.) Реабилитация конфуцианства. «Гражданское» и «военное» чиновничество. «Письменность/культура»-вэнь как средство перенесения «небесного» природного порядка на общество. Расширение знаний Китая о внешнем мире. Китай и кочевники.

Династия Восточная Хань (25-220гг.). Завершение процесса культурной и этнической консолидации во II-III вв. Уточнение этнического самосознания и становление парадигмы «мы – варвары». Ослабление династии и начало эпохи Троецарствия (220-280). Возвышение «военных» чиновников. Культ рыцарской этики и благородства.

Южные и Северные династии (V-VI вв.). Перемещение центра ханьской культуры в Южный Китай.

Ослабление конфуцианского влияния. Проникновение буддизма в Китай. Усиление позиций даосизма. Натурализация нового учения через синтез с даосизмом и народными культами. Становление системы буддистских монастырей.


  1. ^ Раздел 5. Традиционная культура Японии

    (лекции – 4 часа; семинар – 4 часа; самостоятельная работа – 10 часов)

История Японии: этнический и территориальный подходы. Проблема этногенеза японцев. Проблемы периодизации истории Японии. Географические факторы культурного развития.

Культура Дзёмон: особенности распространения, материальной и духовной культуры. Культура Яёй. Государство Ямато формирование культурогенных механизмов, начала политической культуры Японии. Курганы кофун. Период преобразований по китайскому образцу: Асука- Нара. Зарождение традиционной картины религиозной жизни страны: синто, буддизм и конфуцианство.

Император тэнно и императорский двор. Культура аристократии периода Хэйан. Специфика японского искусства классического периода: литература и изобразительное искусство. Мир и человек в японской культуре.

Самурайская культура: аристократии и войны. Установление правления сёгуната (1192). Монгольские походы, Китай и формирование японской идентичности.

Распространение дзэн. Эволюция японской эстетики: Принципы моно-но аварэ, югэн, ваби и саби. Понятие истинности макото в японской культуре.

Культура периода Токугава. Общая характеристика социального и культурного развития Японии в условиях самоизоляции. Запад в Японии: проблема влияния, португальские миссионеры и голландские учёные. Консервативные истоки формирования национальной культуры.



  1. ^ Раздел 6. Японская национальная культура

    (лекции – 2 часа; семинар – 4 часа; самостоятельная работа – 8 часов)

Проблема консервативной революции Мэйдзи. Вестернизация Японии. Трансформация роли и функций императора в Японском обществе. Имперская идеология и традиционные ценности.

Японская культура в Европе и США. Влияние Запада на самосознание японцев и японскую культуру в XIX-XX вв. Национализм и политика Японии в первой половине XX столетия. Гигантомания в традиционной и национальной культуре Японии.

Поражение во второй мировой войне и кризис национальной идентичности в период окупации. Экономический характер ренессанса культуры Японии. Япония как торговая марка: японский этикет, японский менеджмент, японское качество. «Загадочная Япония» глазами японцев и европейцев. Феномен японизации Запада.



  1. ^ Раздел 7. Культура Кореи

    (лекции – 2 часа; семинар – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)

Корейский полуостров: географическое положение и климатические условия. Теории этногенеза корейцев. Появление первых гоминидов на территории Кореи и палеолит. Мезолитические и неолитические культуры Кореи.

Корейский язык и письменность (хангыль и ханчча). Отношение стран Корейского полуострова с Китаем и Японией.

Первое государство корейского полуострова Кочосон (Древний Чосон в 2333 г. до н.э. – 108г. н.э.) формы правления через религиозных лидеров и светских правителей.

Муизм – традиционная религия Кореи. Роль муизма в формировании корейской духовной культуры и религиозной жизни Кореи.

Вхождение территории Кореи в состав империи Хань. Ранние государства Когурё, Пэкче и Силла. Оформление политических и культурных центров на севере и юге полуострова.

Объединённое Силла (636-935). Проникновение буддизма, конфуцианства и даосизма на Корейский п-ов. Расцвет буддийской культуры в период Корё (918-1392). Усиление китайского влияния и распространение конфуцианства. Противостояние конфуцианства и буддизма в период династии Чосон (1392-1910гг.). Формирование традиционных идеалов и ценностей корейского общества под влиянием конфуцианства.

Влияние буддизма на развитие изобразительного искусства, живописи и литературы. Корейская керамика: особенности и классификация. Значение танцев, музыки и зрелищных искусств в традиционной культуре Кореи. Формы традиционной музыки Кореи: нонак и самульнори (ударная музыка), санчжо (инструментальная музыка), «Сольная» народная опера пансори. Придворная музыка. Аристократическая камерная музыка – опера чангык. Придворные и народные танцы.

Тенденции в развитии национальной культуры в период оккупации Кореи Японией.



  1. ^ Раздел 8. Восточная культура в глобальном мире

    (лекции – 2 часа; самостоятельная работа – 6 часов)

Восточная культура в колониальный период (XIX- первая половина XXв.). Формирование национального сознания в странах Востока. Кризис Западной культуры середины прошлого столетия. Восточная культура, как источник новых идей и смыслов.

Современный арабский мир в условиях толерантной культуры Европы и Америки. Концепция угрозы арабизации Европы: мифы и реальность процесса распространения ислама в традиционно христианских обществах.

Политика «кавай» современно японского государства. Американизация современной Японии и японизация массовой культуры Запада.

Культурные перспективы Китая и Кореи. Обретение самосознание и идея «восстановления исторической правды»: конфронтация с японским влиянием. Запад в зеркале восточных культур. Использование опыта модернизации традиционных обществ Азии и проблема сохранения национального государства и национальной культуры в глобальном мире.

^

6Тематика заданий по формам текущего контроля:


Тематика эссе:

  1. Существует ли противостояние Запада и Востока?

  2. Религиозная культура Арабских стран, Западной и Восточной Европы: опыт компаративного анализа.

  3. Арабское богословие: внутренняя потребность или ответ аврамическим религиям Европы и Ближнего востока.

  4. Арабское влияние на Запад.

  5. Существует ли искусство на Востоке? (провести анализ феномена «искусства» в арабской, китайской или индийской культуре. Одна из стран на выбор)

  6. Цивилизация и варварство в контексте восточных культур.

  7. Буддизм в Индии: причины зарождения и упадка.

  8. Социальная цивилизации Индии. Почему столь долговечна структура общества в Индии?

  9. Концепция сакрального и божественного в религиозной культуре Индии.

  10. Конфуций: религиозный лидер или социальный философ.

  11. Китайское государство: закон или традиция?

  12. Различается ли китаецинтричная и европоцентричная картины мира?



^

7Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

7.1Примерный перечень вопросов к промежуточному зачету (1 модуль)


  1. Роль и место Востока в западной культуре. История изучения цивилизаций и обществ Востока.

  2. Подходы и методы востоковедческих исследований в области культуры.

  3. Культура Ближнего востока до ислама .Религиозна и этническая картина Западной Азии.

  4. Роль ислама в культурном развитии Ближнего востока и арабского Магриба в VII-XVвв.

  5. Взаимодействие культур Европы и арабского Востока в Средние века.

  6. Социально-политическая культура Индии.

  7. Ведийская культура и индуистская картина мира.

  8. Буддизм в Индии: возникновение и история, социальная и политическая роль.

  9. Буддистское вероучение. Основные догматы, направления, структура религиозной общины.

  10. Основные понятия и характеристика цивилизационного комплекса Китая.

  11. Концепция времени и истории в китайской культуре. Периодизация истории Китая.

  12. Культура Древнего Китая.

  13. Особенности культурного развития Китая в Период ранних империй: политическая, социальная и духовная сферы.

  14. Конфуцианство как религиозно-философское учение.

  15. Религиозный и философский даосизм.

  16. Классическая культура Китая.

  17. Китайское чиновничество: его роль в развитии традиционной культуры Китая.



^

7.2Примеры тестовых заданий для итогового контроля (2 модуль)


  1. Картину мира, исторически сложившуюся в культуре Китая, характеризует:

А) представление о Китае, как единственном цивилизованном центре мира, окружённом варварами

Б) интерпретация Восточной Азии, как культурно гомогенного региона, противостоящего враждебному внешнему миру

В) представление о существовании двух значимых центров (Китая на востоке региона и Японии на западе)

Г) идея объединения всех азиатских народов вокруг Китая, как политического и экономического лидера


  1. Укажите фактор, с точки зрения современной науки, НЕ повлиявший на формирование уникальных черт культуры и социальной жизни Японии.

^ А) Участие в заселении островов наиболее активной и деятельной части населения материковой Азии

Б) Распространение заливного рисосеяния, как основного вида хозяйственной деятельности

В) Изолированность, из-за сложного рельефа островов архипелага, отдельных районов страны

Г) Значительная удалённость островов Японского архипелага от материка и основных транспортных путей региона


  1. Географическое положение определило путь культурного развития Кореи как:

^ А) страны, исполняющей роль «буферной зоны» между Китаем и Японией.

Б) региона на развитие которого оказывали влияния все утвердившиеся в АТР социально-культурные модели.

В) изолированного государства, способного контролировать процесс проникновения культурных инноваций извне.

Г) страны, находящейся в авангарде распространения конфуцианской культуры в Юго-Восточной Азии.


  1. Общим для литературы и философии традиционных культур Восточной Азии языком является:

^ А) Письменный древнекитайский язык

Б) Язык китайских чиновников

В) Японский язык

Г) Корейский язык


  1. Определите соответствие между различными периодами истории Традиционного Китая и фазами научной хронологии истории Китая:







^ Научная периодизация





Традиционная периодизация


1

Предклассический Китай

a.

Династия Шан-Инь

2

Классический Китай

b.

Династия Мин

3

Период чужеземных экспансий и монгольского правления

c.

Династия Цинь

4

Период реставрации национальной государственности

d.

Династия Цин

5

Период маньчжурского владычества

e.

Династия Сун







f.

Династия Юань


A) 1 – c, 2 – e, 3 – f, 4 – b, 5 – d

B) 1 – c, 2 – e, 3 – b, 4 – f, 5 – d

C) 1 – c, 2 – e, 3 – f, 4 – a, 5 – d

D) 1 – c, 2 – b, 3 – f, 4 – e, 5 – d


  1. Установите правильную последовательность исторических периодов традиционной историографии:

  1. Яёи

  2. Муромати

  3. Нара

  4. Дзёмон

  5. Ямато

  6. Намбокутё

  7. Хэйан


A) (4) (1) (5) (3) (7)

B) (1) (5) (3) (4) (7)

C) (4) (1) (3) (7) (6)

D) (5) (6) (3) (2) (4)


^

7.3Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу (2 модуль)


  1. Проблема разделения мировой цивилизации на Западную и Восточную.

  2. Европа и Азия в древности. Формирование культурной специфики восточных обществ.

  3. Основные цивилизации Востока: локализация, характерные и общие черты, цивилизационные взаимодействия.

  4. Изучение Востока, как отрасль наук о культуре: история, методология, проблематика.

  5. Особенности восточного мышления.

  6. Культуры семитских народов до возникновения ислама.

  7. Ислам в культуре Ближнего Востока и арабского Магриба.

  8. Европа и арабский мир: история и содержание контактов.

  9. Индийская цивилизация: характерные черты, общество, государство и религия в Индии.

  10. Ислам и религиозные системы п-ова Индостан.

  11. Буддизм как феномен Индийской цивилизации.

  12. Распространение буддизма на Востоке. Его влияние на различные цивилизационные комплексы Азии.

  13. Основные черты культуры стран конфуцианского региона.

  14. Конфуцианство как религиозно-философское учение в жизни Китая, Японии и Кореи.

  15. Традиционная культура Китая: основные этапы и характерные черты.

  16. Тексты «Шу цзин» («Книга Истории»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Книга песен») в культуре Китая.

  17. Стратагемность мышления китайцев: военный трактат Сун-цзы. Китайская наука управления и стратегии.

  18. Географические, политические и этнические факторы в процессе становления японской культуры.

  19. Культура Японии в доисторический период (Дзёмон-Ямато).

  20. Особенности религиозной жизни Японии. Религиозный синкретизм.

  21. Специфика политической культуры Японии.

  22. Японская литературная традиция: история, особенности, основные жанры.

  23. Основные понятия, концепции и принципы японской эстетики.

  24. Аристократическая, самурайская и городская культуры в традиционной Японии.

  25. Япония и Западный мир в XVI-XIX вв.

  26. Японская национальная культура в конце XIX – первой половине XX вв.

  27. Культура индустриального и постиндустриального общества Японии.

  28. Культурное развитие традиционной Кореи.

  29. Взаимоотношения стран Корейского п-ова с государствами Японии и Китая.

  30. Культурна и политическая оппозиция Севера и Юга в культуре Кореи.

  31. Восточные культуры в контексте глобального мира.



Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./



Скачать 252.29 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты