Домой

Доклад на семинаре по проекту copeter




Скачать 53.44 Kb.
НазваниеДоклад на семинаре по проекту copeter
Дата28.02.2013
Размер53.44 Kb.
ТипДоклад
Подобные работы:

Баранов В.Л.

Доклад на семинаре по проекту COPETER


Организация корпоративных сервисов библиотечного консорциума Санкт-Петербурга


Ключевыми аспектами корпоративного взаимодействия, с технической стороны, являются следующие:

  • сетевое межсистемное взаимодействие;

  • использование открытых стандартов;

  • поддержка корпоративных сервисов.

Основными стандартами, используемыми в библиотечной области, и которые касаются технических аспектов корпоративного взаимодействия являются: RUSMARC, ISO2709, ILL, Z39.50, HTTP и FTP.

Среди корпоративных сервисов можно выделить следующие:

  • единый читательский билет;

  • единая точка доступа читателей корпорации к каталогам корпорации с возможностью электронного заказа документов на книговыдачу;

  • электронный МБА;

  • ведение сводного каталога;

  • генерация сводной записи с последующим использованием ее для заказа документа и каталогизации;

  • каталогизация заимствованием.

Такие сервисы как каталогизация заимствованием, ведение сводного (объединенного) каталога, единая точка доступа для читателей уже несколько лет эксплуатируются в рабочем режиме в библиотечном консорциуме Санкт-Петербурга. Сервисы электронного МБА и генерации сводной записи эксплуатируются в тестовом режиме. Сервис единого читательского билета не востребован и не будет востребован в ближайшем будущем.


На момент организации библиотечного консорциума Санкт-Петербурга единственной библиотечной системой, в значительной степени удовлетворяющей ключевым аспектам корпоративного взаимодействия, была система «Руслан», внедренная впервые в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ). Данная система уже на тот момент обеспечивала возможность сетевого (на основе сети Internet) межсистемного взаимодействия (на основе протокола Z39.50). Поддерживались все указанные открытые стандарты, за исключением ILL. Поддерживались корпоративные сервисы: единая точка доступа читателей, ведение сводного каталога, каталогизация заимствованием. Все это обусловило выдвижение СПбГПУ в качестве технического и технологического лидера консорциума, а также организацию корпоративного взаимодействия на базе АБИС «Руслан».


АБИС «Руслан» имеет архитектуру клиент-сервер типа сервер приложений. Сервером приложений (библиотечных) является сервер «Руслан», обеспечивающий три интерфейса:

  • для взаимодействия с СУБД (Oracle);

  • для взаимодействия с АРМом Администратора (DCOM);

  • для взаимодействия с клиентскими библиотечными модулями – АРМами (Z39.50).


Для корпоративных нужд используются следующие модули: сервер «Руслан» (обеспечивает доступ к сводному и объединенному каталогам), АРМ Читателя (имеет web-интерфейс), АРМ МБА (имеет web-интерфейс), тонкий Z39.50-клиент «Руслан» (для поиска и извлечения библиографических данных), толстый Z39.50-клиент «Руслан» (для работы со сводным/объединенным каталогом, т.е. для поиска, извлечения, вставки, изменения и удаления библиографических данных). Модель организации межбиблиотечного взаимодействия – централизованная. Т.е. сводный/объединенный каталог хранится в одной библиотеке – Фундаментальной библиотеке СПбГПУ. Объединенный каталог представляет собой совокупность электронных каталогов библиотек-участниц консорциума. Каждый каталог размещается в своей библиотечной базе данных (БД). Сводный каталог представляет собой одну библиотечную БД, в которой содержатся сводные записи на документы библиотек-участниц консорциума. Начальное заполнение сводного каталога производится в пакетном режиме из объединенного каталога. Далее записи в сводном каталоге обновляются автоматически по факту изменения записей в объединенном каталоге.


Поскольку большинство библиотек консорциума имеет системы, не поддерживающие протокол Z39.50, то для ведения сводного (объединенного) каталога в таких библиотеках устанавливается толстый Z39.50-клиент «Руслан». При этом записи переносятся из локальной системы в сводный/объединенный каталог (и обратно – в случае заимствования) через файл с дополнительным конвертированием в некоторых случаях. Данная технология не является эффективной, но она позволяет библиотекам с устаревшими АБИС пользоваться корпоративными сервисами.

Более удачный вариант организации сводного/объединенного каталога предполагает разработку агента удаленного доступа для устаревших АБИС; сборщика, который бы периодически обращался к агентам для получения новых или измененных записей и выполнял на основе полученных данных изменения в сводном/объединенном каталоге; прикладного протокола для обеспечения взаимодействия сборщика с агентами. Наиболее сложная часть такой модели – это разработка специализированных провайдеров данных для агента для каждой конкретной устаревшей АБИС. В целом это не такая уж и сложная задача, но исторически сложилась другая модель.

АБИС «Руслан» изначально разрабатывалась для локальной автоматизации, хотя в ней сразу закладывались решения, обеспечивающие сетевой межсистемное взаимодействие. Использование АБИС «Руслан» как для локальной автоматизации, так и в корпоративной работе показало необходимость модернизации системы. Модернизацию можно условно разделить на модернизацию доступа и модернизацию хранения.

Модернизация доступа необходима, поскольку в существующей архитектуре большой поток данных между двумя частями провайдера: в сервере «Руслан» и в СУБД. Кроме того, наличие двух серверов: «Руслан»-а и СУБД усложняет систему, а имеющаяся гибкость трех-звенной архитектуры практически не используется. Данные недостатки решаются путем изменения архитектуры. Ключевые моменты: отказ от независимого сервера СУБД и разработка специализированной СУБД, оптимизированной под особенности работы с библиотечными данными и для работы по протоколу Z39.50. В результате отказа от сервера СУБД его функции передаются серверу «Руслан». Управление данными на нижнем уровне обеспечивается встроенной СУБД. Над этой встроенной СУБД разрабатывается специализированная надстройка, которая позволяет перейти от объектно-реляционного подхода (использующегося в существующей версии) к объектно-навигационному. Под объектом в данном случае понимается MARC-запись в формате ISO2709, а шире – любая запись, содержащая библиотечные данные (например, в формате XML).


В начале разработки АБИС «Руслан» значительное время было потрачено на поиск оптимальной схемы хранения. Основная задача состояла в необходимости сделать выбор либо в пользу быстрого поиска, либо в пользу быстрого изменения (вставка, изменение, удаление) записей. Для задач локальной автоматизации более существенным является быстрый поиск, поскольку записи в процессе нормальной работы добавляются, изменяются единично, а не массово. Корпоративная работа требует пакетных изменений и поэтому медленное изменение делает такую работу малоэффективной. Модернизация схемы хранения предполагает решение следующих задач: увеличение скорости изменения (не менее чем в пять раз) при сохранении существующей скорости поиска и извлечения (допускается незначительная деградация); унификация хранения MARC и не-MARC данных; обеспечение быстрого извлечения при просмотре поискового индекса (scan-сервис Z39.50). Не-MARC данные предполагается хранить в формате XML.


Опыт эксплуатации АБИС «Руслан» позволил выделить следующие типы запросов:

  • Интерактивная обработка запросов (OLTP). Сюда относятся базовые операции поиска, извлечения, вставки, изменения и удаления записей. Все они хорошо проработаны в стандарте Z39.50.

  • Оперативный анализ данных (OLAP). Сюда относятся такие задачи как формирование КСУ, анализ книгообеспеченности, работа со статисттикой. Такие задачи реализуемы в рамках протокола Z39.50, но недостаточно проработаны.

  • Сверх-быстрая обработка запросов. Сюда относятся такие сервисы, как просмотр поисковых индексов (scan), просмотр справочников.

В результате модернизации АБИС «Руслан» значительно усовершенствуется технология реализации таких операций, как поиск, вставка и изменение, а также технология сверх-быстрой обработки запросов.


Таким образом, модернизация АБИС «Руслан» позволит достичь нового качества как локальной, так и корпоративной автоматизации. Кроме того, использование новых решений открывает перспективы дальнейшего совершенствования существующих сервисов и разработки новых.

Скачать 53.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты