Домой

Тема урока: Средневековая архитектура, скульптура, живопись




НазваниеТема урока: Средневековая архитектура, скульптура, живопись
Дата27.02.2013
Размер78 Kb.
ТипУрок
Содержание
2. Что было отражено в средневековом эпосе?
3. Как назывались поэты-певцы на юге Франции?
5. Кто написал «Божественную комедию»?
Подобные работы:

Класс: 6

Предмет: история.

Тема урока: Средневековая архитектура, скульптура, живопись.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с памятниками архитектуры, скульптуры и особенностей живописи. Продолжить формирование умений составлять связный четкий рассказ по тексту учебника, давать оценку отдельным явлениям культуры.

2. Развивать память, мышление.

3. Воспитывать интерес к предмету.

Методы: словесные, практические, частично – поисковые.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация ранее изученного.

Тест.

1.Когда появилась «Песнь о Роланде»?

а) в XII веке

б) в XIII веке

в) в XIV веке

^ 2. Что было отражено в средневековом эпосе?

а) героический труд простых людей

б) рыцарская культура

в) подвиги героев средневековья

г) верно б) и в)

^ 3. Как назывались поэты-певцы на юге Франции?

а) трубадуры

б) жонглеры

в) артисты

4. Каким был идеальный рыцарь?

а) агрессивный и злой

б) смелый, благородный, знающий этикет

в) неграмотный, никому не подчиняющийся

^ 5. Кто написал «Божественную комедию»?

а) Уильям Ленгленд

б) Роджер Бэкон

в) Данте Алигьери


III. Формирование новых понятий и убеждений.

1. Вступительное слово.

Частью культуры любого народа является не только литература, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и здания, кото­рыми были застроены средневековые города и населенные пункты, памятники скульптуры, картины, которыми здания украшались. Зная специфические особенности архитектурного стиля, художествен­ных приемов, можно безошибочно определить период их создания. С такими особенностями архитектуры, скульптуры и живописи мы познакомимся на нашем уроке, ведь тема нашего урока «Средневековая архитектура, скульптура и живопись».

2. Прослушивание записи «Средневековье».

3. Слово учителя.

В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: Романский и Готический.

4. Рассказ ученика «Романская архитектура».

В XI веке в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла храмы, чтобы они могли вмещать возросшие массы местных жите­лей и паломников. Непрочные плоские деревянные перекры­тия заменялись долговечными каменными сводами. Только очень толстые стены могли выдержать тяжесть сводов. Стро­ители того времени, обычно монахи вместе с нанятыми ре­месленниками, многое восприняли от архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения XI—XII веков называют ро­манскими.

Романский храм — удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду по­вторяются очертания полукруглой арки — на сводах, окон­ных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.

Внутри он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф обычно сильно поднят над боковыми. Продольное помещение пересекалось попереч­ным залом; он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, романский храм в плане имеет вид креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся пирамидой.

Уже тогда, на заре Средневековья, повсюду в Европе появляются монастыри, первые и тогда главные очаги культуры.

Один из таких знаменитых монастырей – основанное в конце 9 века в Аквитании аббатство святого Марциала. Это был первый епископ обращавший в христианство. Приняла христианство и наследница Аквитании римлянка Валерия, отказавшись стать женой царедворца императора Нерона – жестокого, гонителя христиан. Жених приказал казнить Валерию, и на глазах толпы палач отсек ей голову. Но поддерживаемая «десницей божьей» Валерия подхватила свою голову и принесла ее к алтарю, за которым служил литургию святой Марциал. Эта поэтичная и наивная история рассказана на стенках драгоценного ларца, украшенного выемчатой эмалью.

5. Рассказ ученика «Готическая архитектура».

С середины XII века в городах, освободившихся от вла­сти сеньоров, горожане сооружали ратуши, торговые поме­щения, больницы, гостиницы. Главным украшением города был собор. Постройки XII—XV веков получили позже на­звание готических.

Дальнейший рост мастерства строителей позволил заме­нить тяжелый полукруглый свод более легким и высоким стрельчатым сводом. Он опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, но в основном силы тяжести и распора берут на себя не стены, как в романском храме, а вынесенные наружу массивные опорные столбы; на них передают давле­ние свода соединительные арки. Залы стали более простор­ными и поднялись в высоту, в них поступало больше воз­духа.

Толстые стены стали ненужными, на их месте появились широкие проходы и сквозные галереи. В отличие от полу­темных романских храмов готические соборы кажутся про­зрачными от множества огромных окон. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших готиче­ских соборов приближается к 150 м, превышая египетские пирамиды.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе — нередко он мог вместить всех городских жителей. В нем не только проводили церковную службу, но и устраи­вали собрания горожан, театральные представления на рели­гиозные темы, чтения лекций профессоров университета. В огромном нарядном соборе посетитель проникался ощуще­нием могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства. Он испытывал вместе с тем восторг перед красотой и величием самого здания.

Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым по­летом мысли и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столе­тий. В их сооружении участвовало множество городских ре­месленников, даже целые поколения каменщиков, столя­ров, скульпторов, стекольщиков. На время строительства мастера городских артелей объединялись под руководством ведущего мастера — архитектора.

Образ готического собора воссоздан таллиннским мастером Гансом Риссенбергом в серебряном реликварии: тянутся вверх стройные башенки, стрельчатые арочки, фигурки святых, плетется вязь ажурного орнамента, галереек решеток. Руки ювелира превратили металл в легкое серебряное кружево, так же, как строители соборов превращали в резное кружево камень. Преодолевая его тяжесть, громады соборов поднимались все выше и выше, вонзая в небеса острия шпилей, увлекая за собой душу верующего от бренностей земной жизнь к вечности и Богу. Сотни скульптур смотрели на входящих в порталов: библейские цари и пророки, святые, Христос в окружении проповедников и грешников, но чаще всего святая Дева, Дева – Мария.

6. Задание.

- Посмотрите на два здания изображенных на иллюстрациях. Ребята, как вы думаете, какое здание к какому стилю Средневековья относятся?


7. Слово учителя.

Одним из выдающихся памятников средневековой архитектуры, относящееся к готическому стилю и сохранившихся до сих пор является «Нотр-Дам».

8 Рассказ ученика «Нотр-Дам».

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже. Крестообразная в плане базилика делится вну­три на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеется соответ­ственно пять порталов. Вот как описан собор Парижской Богомате­ри в одноименном романе В. Гюго.

«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала, за ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам... Высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме три­листника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с ши­ферными навесами. Все эти гармонические части ве­ликолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять ги­гантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии раз­ворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа».

9 Стихотворение «Нотр-Дам».

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, и — радостный и первый —

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план,

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра, —

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам...

10 Слово учителя.

- Какое чувство вызвал у писателя увиденный собор в Париж?

- Неотъемлемой частью Средневековой архитектуры является скульптура.

11 Рассказ ученика «Скульптура».

- Посмотрите на две статуи изображенных на экране. Какая статуя к какому стилю относится? Почему?

- Живопись так же была неотъемлемой частью Средневековой культуры.

12 Рассказ ученика «Искусство витража».

До нашего времени дошло немало витражей Сред­невековья конца XII—XIV вв. Один из самых величе­ственных и прекрасных витражных ансамблей нахо­дится в Шартрском соборе. В его главной композиции представлена Богоматерь в облике царицы с младен­цем Христом на коленях. Благодаря сияющим кра­скам это традиционное изображение приобретает ли­кующе-торжественный характер. Праздничность также подчеркивается композиционными средства­ми: восседающую на троне Богоматерь славят распо­ложенные по сторонам ангелы. Различный масштаб фигур здесь вполне оправдан. Художник с удивитель­ным вкусом и мастерством сочетает густоту красного цвета, сияние золотистых оттенков, нежность голубо­го тона, глубину темно-синей краски. У зрителя, попадающего в собор, возникало сказочное ощущение от того, что чис­тые и яркие тона удивительным образом смешиваются в пространст­ве и весело играют в пучках колонн, на полу и фигурах людей.

13 Выскажите свое мнение.

Один церковный деятель писал о назначении витражей в соборе: «Картины в окнах предназначены, естественно для того, чтобы показать простым людям, не умеющим читать Священное писание, то, во что они должны верить».

- В чем служители церкви видели назначение произведений искусства, украшавших храм?

14 Рассказ ученика «Книжная гравюра».

15 Кроссворд.

1. Название каменного перекрытия в соборе.

2. Картины или узоры из кусков прозрачного или цветного стекла.

3. Назовите имя девушки, которая была казнена женихом за то, что приняла христианство.

4. На что похож в плане романский храм.

5. Стиль в архитектуре Средневековья, в котором храм был грубоват и приземист.

16 Задание.

Слово «Готика» возникло в эпоху Возрождения как синоним Средневекового варварства (от германского племени готов, разорившего Италию). Тогда оно выражало презрение ко всем типичным явлениям средневекового искусства.

- Согласны ли вы с такой оценкой искусства того времени? Ответ обоснуйте.


IV. Домашнее задание: параграф 41

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты