Домой

А. И. Салихова Опресечении фактов самовольного строительства в г. Казани Вноябре 2011 года вашему вниманию представлен доклад




Скачать 136.36 Kb.
НазваниеА. И. Салихова Опресечении фактов самовольного строительства в г. Казани Вноябре 2011 года вашему вниманию представлен доклад
Дата26.02.2013
Размер136.36 Kb.
ТипДоклад
Подобные работы:


Доклад начальника Управления градостроительных разрешений А.И.Салихова

О пресечении фактов самовольного строительства в г.Казани


В ноябре 2011 года вашему вниманию представлен доклад, явившейся своего рода отчетом МКУ «Управление градостроительных разрешений г.Казани» (далее - Управление) о реализации полномочий по обеспечению соблюдения законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Приведенные в докладе факты нарушений градостроительной дисциплины на территории г.Казани, масштаб распространения «самостроя» в столице привлекают пристальное внимание и неподдельный интерес руководства республики, города Казани, органов исполнительной власти, общественности и СМИ.

Представляю вашему вниманию информацию о деятельности Управления по пресечению фактов самовольного строительства (эксплуатации), обусловленной рамками полномочий, делегированных действующим законодательством.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) относит строительство и эксплуатацию объектов без соответствующих разрешений к административным правонарушениям. Статьи 9.4, 9.5 данного закона устанавливают меры пресечения строительства (эксплуатации) объектов капитального строительства без соответствующих разрешений в виде малозначительных штрафов.

Статья 23.56 КоАП РФ относит рассмотрение указанных административных правонарушений и обеспечение мер по их устранению к полномочиям Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее - Инспекция).

Федеральный закон №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит к вопросам местного значения надзорную и контрольную функции за строительством, поэтому обеспечение действенных мер по пресечению нарушений градостроительной дисциплины ОМС возможно лишь в рамках действия ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что в случаях, предусмотренных законом, ОМС вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом должна быть проведена досудебная процедура в виде возбуждения административного производства. Факт возбуждения административного производства ложится в основу доказывания в суде факта незаконного строительства или эксплуатации.

В ходе постоянного мониторинга Управление выявляет градостроительные нарушения, актирует и направляет материалы в Инспекцию и прокуратуру для возбуждения административного производства. На первоначальной стадии пресечения нарушений роль инспекции или прокуратуры является определяющей.

Именно исполнением досудебной процедуры обосновывается первоначальное направление Управлением материалов, составленных по фактам выявленных нарушений в Прокуратуру г.Казани и инспекцию.

В период с 2010 по 2012 годы Управлением отлажено межведомственное взаимодействие с прокуратурой, инспекцией, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Росреестр по РТ), зарекомендовавшее себя как достаточно эффективный инструмент действенного пресечения нарушений градостроительного законодательства на территории г.Казани. В указанный период сформирована совместная судебная практика.

Так, например, в 2011 году в адрес инспекции направлено 164 материала по фактам самовольного строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, в 2012 - 86.

По фактам нарушений в Прокуратуру г.Казани направлено в 2011 году 75 материалов о принятии мер прокурорского реагирования, за 8 месяцев 2012 года - 35.

Управлением в 2011 году направлены в суды общей юрисдикции 27 исков по фактам самовольного строительства и эксплуатации. На сегодня 14 решений судов вступили в законную силу.

В течение 8 месяцев 2012 года Управлением в суды общей юрисдикции направлен 21 иск по фактам самовольного строительства и эксплуатации. На сегодня 3 решения суда об удовлетворении исков Исполкома вступили в законную силу.

По вопросам соблюдения законодательства в области градостроительной деятельности Управлением принято участие в 2011 году в 274 судебных заседаниях различных инстанций, в 2012 году – в 217 заседаниях судов.

С конца 2011 года отлажено крайне эффективное взаимодействие с Росреестром по РТ по недопущению регистрации незаконных объектов.

Росреестр по РТ поддержал предложенную нами практику направления в Управление запросов об объектах, регистрация прав на которые вызывает сомнение. На запрос регистратора Управление направляет ему соответствующие сведения, подтверждая или опровергая факт наличия градостроительного разрешения, дает характеристику объекта, а также рекомендации о возможности регистрации права на созданный объект. Росреестр по РТ принимает данную информацию к руководству и соответственно проводит регистрацию или отказывает в регистрации права.

С декабря 2011 года рассмотрены запросы государственных регистраторов о возможности регистрации 127 объектов. При проверках запросов выявились попытки регистрации застройщиками 38 самовольно построенных (эксплуатируемых) объектов, в числе которых 10 многоквартирных жилых домов, построенных без разрешений на строительство.

В результате подобного взаимодействия с Росреестром по РТ в 2012 году не выявлено ни одного самовольного объекта со свидетельством о регистрации права собственности на него.

Нарушители законодательства предпринимают попытки в судебном порядке обжаловать отказы Росреестра в регистрации права собственности на незаконные объекты и обязать Росреестр зарегистрировать право на объект в судебном порядке. В ходе обмена информацией Росреестр представил 2 подобных решения, вынесенных Приволжским районным судом.

Управлением направлены апелляционные жалобы на вышеуказанные решения, и данные решения Верховным Судом Республики Татарстан отменены.

В порядке судопроизводства, инициированного Управлением, признано недействительным зарегистрированное в 2011 году право на административное здание по ул.Право-Булачная,45/2.

Строительство – это потенциально опасный вид деятельности для людей и окружающей среды, поэтому градостроительное законодательство устанавливает систему мер, направленных на обеспечение безопасности самих зданий, сооружений, также окружающей среды, исключение недопустимых рисков. Все процедуры, установленные законодательством, содержат обязательные для исполнения требования.

Отношения, связанные с обеспечением безопасности строящихся объектов капитального строительства, регламентированы Градостроительным кодексом РФ, изданным в соответствии с ним нормативно-правовыми актами Правительства РФ, Федеральным законом 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», строительными нормами и правилами (СНиП), руководящими документами Ростехнадзора и др.

Следствием умышленного игнорирования законных регламентов является самовольная постройка по установленным ст.222 Гражданского кодекса РФ критериям: самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, оно не вправе совершать с ней сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом.

На сегодня в городе выявлено 96 незаконных объектов капитального строительства, в их числе 62 объекта, строящихся (реконструируемых) без разрешения на строительство, и 34 объекта, эксплуатируемых без разрешения на ввод в эксплуатацию.

В отношении всех объектов приняты исчерпывающие на сегодняшний день меры: материалы направлены в надзорные органы; в отношении 42 объектов возбуждено судопроизводство; 17 решений судов вступили в законную силу, в том числе о сносе незаконных объектов – 5 решений (о сносе многоквартирного жилого дома по ул. Кр.Химика, 12а, о сносе построенного без разрешения на строительства здания в пос. Залесном, о сносе 3 этажей здания, надстроенных без разрешения на строительство по ул.Чкалова, 7а, о сносе объекта, построенного без разрешения на территории садоводческого товарищества по ул.Космонавтов, о сносе построенного без разрешения многоквартирного жилого дома по ул.Строителей, 23). По остальным объектам осуществляется сбор необходимой информации для подачи исков суд.

К сожалению, исполнение решений судов носит очень длительный характер.

Из пяти вступивших в законную силу решений судов исполнено только одно спустя год после вступления в законную силу – снесен многоквартирный жилой дом по ул.Кр.Химика, 12а.

Отдельно остановлюсь на теме строительства многоквартирных жилых домов в зоне индивидуальной жилой застройки.

Интенсивное строительство многоквартирных жилых домов в зоне индивидуальной жилой застройки стало общероссийской болезнью, имеющей свою природу и свои движущие пружины.

Нарушители, движимые жаждой наживы, снижают затраты на строительство многоквартирных жилых домов как временные, так и финансовые путем обхода процедуры проведения публичных слушаний, разработки проектной документации, экспертизы проектной документации, получения разрешений на строительство и ввод многоквартирных жилых домов, предусмотренных действующим законодательством. При этом вводят в заблуждение приобретателей квартир, незаконно привлекая их денежные средства в строительство.

Приведу пример. 25.07.2012 Управление жилищной политики (УЖП) обратилось в УГР с просьбой сообщить, выдавалось ли разрешение на строительство жилого дома по ул.Кадышевская 3-я. В основе обращения была просьба гражданки в адрес УЖП об оказании содействия в возврате суммы, вложенной в снесенный дом по ул.Кр.Химика, 12а. Застройщик деньги не возвращает, предлагает квартиру в доме по ул.Кадышевская 3-я. Дом по ул.Кадышевская 3-я строится также незаконно, в отношении него возбуждено судопроизводство о сносе.

УЖП является уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, но объекты, строящиеся недобросовестным застройщиком как индивидуальные жилые дома, вне правового поля, регулируемого Федеральным законом №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», как и взаимоотношения с гражданкой, обратившейся за содействием в орган местного самоуправления, не входят в поле деятельности УЖП.

Приобретатели незаконно построенного, но «дешевого» жилья легкомысленно вкладывают средства в его приобретение, не принимая в расчет риски, на которые они идут.

Строительство объекта без проектной документации, прошедшей в установленном порядке экспертизу, без полученного в установленном законодательством порядке разрешения на строительство, эксплуатация без разрешения на ввод исключает гарантии конструктивной надежности данного объекта, грозит обрушением объекта, отсутствием устойчивой работы инженерных систем, а следовательно отсутствием регулярного обеспечения жилья энергоносителями, водоснабжением и водоотведением.

С другой стороны нарушаются законные права и интересы жителей прилегающих территорий индивидуального жилого массива, являющихся законопослушными гражданами, которые на законных основаниях построили (приобрели) индивидуальное жилье. Нарушено право многочисленной категории граждан на существование в благоприятных условиях в соответствии с их выбором проживать в частном секторе. Привязка многоквартирного жилого дома к участку, предназначенному под строительство индивидуального, не позволяет предусмотреть парковочные места по установленному нормативу, следовательно автотранспорт будет парковаться на внутренних проездах, пропускная способность которых оставляет желать лучшего. Ограниченная площадь участка застройки для многоквартирного жилого дома не позволяет предусмотреть площадки для сбора бытового мусора, нетрудно предположить, что мусор жильцов десятков квартир станет проблемой граждан законных индивидуальных домовладений. Отсутствие технических условий на инженерное обеспечение приведет к перегрузке инженерных сетей (техусловия на строительство многоквартирного дома не получены), присоединение к существующим сетям десятков дополнительных незаконных потребителей становится причиной недополучения энергоресурсов, воды жителями поселков.

Совокупность аналогичных причин нарушает законные права и интересы муниципального образования г.Казани, поскольку застройка индивидуальных массивов происходит в разрез документам территориального планирования муниципального образования, предусматривающим развитие инженерной инфраструктуры с учетом нагрузок на коммуникации, дороги и пр., нарушается система формирования архитектурной среды города.

В сложившейся ситуации Исполнительный комитет действует в защиту прав и интересов законопослушных граждан, которых преимущественное большинство.

Многочисленные обращения в Исполнительный комитет г.Казани жителей поселков индивидуальной застройки Салмачи, Плодопитомник, Савиново, Константиновка о несогласии со строительством многоквартирных домов в данных массивах обязывают ОМС принимать кардинальные меры в отношении незаконно возводимых построек.

На территории Казани на сегодня выявлено 44 незаконных многоквартирных жилых домов, в это число входят 37 строящихся и 7 эксплуатируемых объектов.

В отношении 8 объектов ведется судопроизводство, судами первой инстанции удовлетворены иски в отношении 10 объектов, вступили в законную силу 5 решений, в том числе 1 решение о сносе незаконного жилого дома по ул.Строителей, 23.

Доведение до логического завершения действий, направленных на пресечение пресловутого незаконно построенного многоквартирного жилого дома по ул.Кр.Химика, 12а, в г.Казани стало фактически первым примером на территории РФ.

В Управление поступают многочисленные обращения коллег из различных регионов, сетующих на затруднения в достижении какого-либо результата в борьбе с незаконным строительством многоквартирных жилых домов в зоне индивидуальной застройки, с просьбами поделиться опытом (Оренбург, Башкирия, Краснодарский край и т.д).

Нередко органам местного самоуправления ставят в упрек: где они были, когда начиналось и продолжалось строительство того или иного объекта.

Застройщики–нарушители цинично игнорируют надзорные органы, продолжая строительство объектов, несмотря на предписания о прекращении строительства, продолжают строительство объектов в то время, когда в отношении них ведется судопроизводство, при этом параллельно начинают строить другие объекты.

Приведу пример на основе снесенного объекта по ул.КР.Химика,12а.

В октябре 2010 года Управлением выявлено строительство 2-го этажа данного дома без разрешения на строительство. Управлением составлен акт и сделано предупреждение застройщику о прекращении работ.

В марте 2011 года, несмотря на выданные предписания и предупреждения УГР, инспекции, Прокуратуры, застройщик продолжал строительство на уровне четвертого этажа.

Решение Кировского районного суда о сносе данного объекта вступило в законную силу в мае 2011 года.

Несмотря на вступившее в законную силу решение суда о сносе одного дома, застройщик продолжил незаконное строительство второго дома и в марте начал строительство третьего по ул.Кадышевская третья.

Из объяснений незаконного застройщика дома по ул.Кадышевская 15.06.2012 прокурору Ново-Савиновского района: «30—квартирный жилой дом строю на деньги родственников и друзей; разрешение получать долго, поэтому в марте начала строить; в настоящее время разрабатывается проектная документация».

На момент дачи объяснений дом по ул.Кадышевская третья возведен под крышу без проектной документации.

В 2012 году после удовлетворения судами ряда исков прокуратуры, Исполнительного комитета г.Казани о признании строительства незаконным, о прекращении строительства, о сносе самовольных построек, после усилении контроля Росреестром за регистрацией объектов преступные схемы застройщиков многоквартирных жилых домов, строящихся под видом индивидуальных, начали рушится.

Широкое освещение темы незаконного строительства многоквартирных жилых домов и мер по его пресечению способствует снижению интереса граждан к безответственному приобретению незаконного, но «дешевого» жилья.

В связи с тем, что практика судов общей юрисдикции по пресечению незаконного строительства не позволяет легитимизировать самовольные постройки, нарушители градостроительного законодательства стали обращаться с исками о признании права на самовольные постройки в Арбитражный суд Республики Татарстан (далее – АС РТ), зарегистрировавшись в качестве индивидуальных предпринимателей.

Изменение застройщиком статуса физического лица делается с целью, во-первых, отнесения существа спора к подведомственности Арбитражного суда, во-вторых, для возможности на законных основаниях реализовывать доли с целью извлечения прибыли, что подтверждает его изначальные намерения построить не дом для себя, а с целью получения прибыли от реализации квартир.

Изменяя собственную позицию подобно ужу на сковородке - «то для себя, то на продажу» - нарушители градостроительного законодательства обнажают свои истинные намерения сохранить свой незаконный бизнес.

Яркий пример тому застройщик пяти незаконных многоквартирных домов в массиве Салмачи.

При рассмотрении Приволжским районным судом г.Казани исков о сносе многоквартирного жилого дома по ул.Строителей, д.23 и прекращении строительства многоквартирного жилого дома по ул.Газовая, 2 застройщик отстаивал позицию того, что строит индивидуальные жилые дома для себя.

Несмотря на вступившее 31.05.2012 в законную силу решение Приволжского районного суда г.Казани о сносе самовольной постройки по ул.Строителей, 23 застройщик в статусе индивидуального предпринимателя обратился с исками в АС РТ о признании права собственности на указанные самовольные постройки.

Однако Управление располагает примерами судебной практики АС РТ с отказами в признании права собственности на самовольные постройки. Например, АС РТ отказал в признании права собственности на самовольные постройки своими решениями от 16.02.2012 - ООО «Казанская производственно-торговая компания «Контакт», от 26.07.2012 - ОАО «Спорткульттовары», от 28.08.2012 - ЗАО «Нижегородская сотовая связь» и пр.

Законодательство о градостроительной деятельности основано в том числе на принципе ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст.2 Град.кодекса РФ).

С 2011 года Исполнительным комитетом г.Казани вскрыт этот «гнойник» незаконного самостроя.

Данный вопрос не прошел мимо внимания Президента РТ Р.Н.Минниханова и премьер-министра РТ И.Ш.Халикова, которые держат на особом контроле деятельность по пресечению фактов самовольного строительства на территории столицы республики, задавая генеральную линию в проводимой ОМС работе по искоренению самовольного строительства.

Эта проблема на территории столицы республики имеет масштабный и системный характер и поэтому требует масштабного и системного регулирования.

В целях оперативного реагирования, эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, пресечения и профилактики нарушений законодательства Управлением инициированы предложения о создании Комиссии по пресечению самовольного строительства (реконструкции) и незаконной эксплуатации объектов на территории г.Казани под председательством министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Данное предложение с проектом Положения о комиссии поддержано Мэром г.Казани и направлено в адрес Премьер-министра РТ И.Ш.Халикова.

Кроме того, Управлением инициировано предложение о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части ограничения параметров объекта индивидуального строительства, при которых не требуется наличия проектной документации при выдаче разрешения на строительство. На стадии строительства сложно определить функциональное назначение будущего объекта, поскольку для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома не требуется представления проекта строительства. Для исключения возможности обманным путем построить многоквартирный жилой дом вместо индивидуального предложено для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома площадью более 500 кв.м с количеством этажей более чем 2 ввести необходимость представления проекта строительства при получении разрешения на строительство. Это не говорит о том, что нельзя построить индивидуальный жилой дом с параметрами больше указанных, но наличие проекта позволит уполномоченному органу дать оценку объекту на стадии строительства.

В установленном порядке Исполнительный комитет направил данные предложения в Минстрой РТ для прохождения процедуры выхода с законодательной инициативой в Федеральное собрание РФ.

Исполнительным комитетом с целью урегулировании застройки зоны Ж-2 подготовлены предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (Градостроительный устав г.Казани), которыми исключаются:

- многоквартирные жилые дома из основных видов разрешенного использования;

- из условно разрешенных видов использования – «многоквартирные жилые дома в 3-5 этажей».

Проведены публичные слушания, указанный вопрос выносится на рассмотрение сессии Казанской городской Думы.

Таким образом, пресечение нарушений градостроительной деятельности осуществляется как практически, так и в плоскости усовершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей градостроительную деятельность, в рамках имеющихся компетенции и полномочий Управления.


Скачать 136.36 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты