Домой

Пояснительная записка курса всеобщей истории. История Средних веков. 6 Класс




Скачать 237.11 Kb.
НазваниеПояснительная записка курса всеобщей истории. История Средних веков. 6 Класс
Дата26.02.2013
Размер237.11 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Структура документа
Распределение учебного времени по Истории средних веков
Обязательный минимум содержанияосновных образовательных программ
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Власть духовная и светская.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Государства Европы в XIV-XV вв.
Жанна д’Арк.
Культурное наследие Средневековья
Объяснять значение понятий
Средства обучения
Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
Древние германцы и Римская империя
Королевство франков и христианская церковь в 6-7 веках
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
...
Полное содержание
Подобные работы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

История Средних веков. 6 КЛАСС


Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе,1998г.

(при учебной нагрузке 2 часа в неделю 34 часа в год).

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей истории, лучшей познавательной деятельности учащихся.


Для преподавания истории средних веков в 6 классе применяется следующая учебно-методическая литература:

  1. История средних веков. Р.В.Агибалов, Г.М.Донской. Учебник Москва, «Просвещение», 2005г.

В основу преподавания курса истории средних веков положена Программа для общеобразовательных школ и гимназий, Всеобщая история 5-9 кл., авторы: Колпаков С.В., М.Понаморев, допущена Департаментом общего среднего. Образования МО РФ (2-еиздание) Москва, «Просвещение» 2002 год

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся.       Используемые исторические понятия не выходят за рамки школьной программы, и соответствует уровню  исторических знаний у учащихся данного возраста. 

^ Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.


^ Распределение учебного времени по Истории средних веков

6 класс

По плану

Количество часов

Базовый учебный план


2 ч

Школьный


2 ч


В течение года


34 ч



Основные блоки курса истории средних веков для 6 класса


№п.п.

Название раздела, тем

По программе

фактически

1.

Введение

1 ч



2.

Рождение средневековой Европы

7 ч



3.

Византия и православный мир на перекрёстке

миров и Цивилизаций

2 ч





4.

Мир европейского средневековья

8 ч



5.

Средневековый Запад в 11-15 вв.

6 ч



6.

Культура Западной Европы в средние века

3 ч



7.

Мир кочевников: арабы и монголы в средние века

3 ч



8.

Земледельческие цивилизации за пределами средневековой Европы

4 ч





9.

Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века

4 ч





10.

Итоговое повторение

2 ч



11.

Всего

40 ч

34ч


По программе, на изучение Истории средних веков отводится 40 часов, но так как Программа общеобразовательных учреждений предусматривает изучение История России в объеме 34часов, и ЕГЭ учащиеся сдают по истории России, пришлось сократить изучение тем по Истории средних веков на 6 часов. Темы: «Рождение средневековой Европы», «Мир европейского средневековья», «Культура Западной Европы в средние века», «Мир кочевников: арабы и монголы в средние века», «Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века»,«Итоговое повторение» сокращены на один час.


Данная программа является скорректированной.
^
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ



История средних веков

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.


^ Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

^ Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. ^ Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.


Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. ^ Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.


^ Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. ^ Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.


^ Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

^ Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.


^ Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. ^ Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.


^ Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.


В результате изучения Истории средних веков


Учащиеся должны:


Называть хронологические рамки средневековья.

Называть:

- имена наиболее известных правителей; общественных и религиозных деятелей; первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;

- участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.

Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.

Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.

Составлять описание средневековых памятников: жилых и общественных зданий, храмов; предметов быта; произведений искусства.

Называть характерные, существенные черты:

- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;

- социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных, свободных и зависимых);

- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.


^ Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.


^ Средства обучения


1. Поурочные планы. История средних веков. 6 класс. По учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского. Н.Ю.Колесниченко Волгоград Издательство «Учитель

2. Дидактический материалы. История Древнего мира и Средних веков 5-6 классы Москва «Дрофа» 2000.

3. Методический справочник учителя истории. Степанищев. А.Т. Москва «Владос» 2001

4.Афонин И.А. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс. Брянск «Курсив» 2004

5.История средних веков. В.Е.Степанов. Хрестоматия в 2 частях. Москва, «Просвещение», 1999г.

6.Рабочая тетрадь по истории средних веков. Р.В.Агибалова. Москва, «Просвещение».2002г.


Картины по истории (Средние века)


1. В хижине бедного крестьянина.

2. Сдача оброка феодалу.

3.Право охоты феодала.

4. Прием иностранных послов императором Византии

5. В Альгамбре.

6. В мастерской оружейника.

7. Средневековый город.

8. Штурм города 14 век.

9. Средневековая ярмарка.

10. Жакерия.

11. Вступление Жанны Д-Арк в Орлеан.

12. Восстание Уота Тайлера 1381г.

13. Ян Гус на Констанцком Соборе.

14.В средневековом университете.

15. Вступление Кортеса в Мехико.

16. Торговля неграми- рабами.

17. Английская мануфактура 16 век.

18. Мюнцер у Франкенхаузена.

19. Осада Лейдена.

20. Сожжение Джордано Бруно.

21. Сооружение канала в Урарту

22. В Бухаре в конце 10 века.

23. В хижине средневекового крестьянина.

24. Шота Руставели читает стихи.


Карты по истории Средних веков


1. Франкское государство 5-8 вв.

2. Арабы в 7-11 вв.

3. Византийская империя и славяне.

4. Народы и их передвижение по Европе.

5. Европа в 14 – 15вв.

6. Китай в средние века.

7. Западная Европа в 11-н.13 вв.

8. Европа в 16- п.п.17 вв.


Компьютерные средства обучения

1.Компьютер

2. Энциклопедия «История Древнего мира»

3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

4.Цоры 4 поколения по истории Древнего мира.

5. Презентации по различным по всем темам курса История Древнего мира.


Формы урочной организации работы учащихся:

- уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;

- уроки повторения и закрепления изученного;

- комбинированные уроки;

-уроки- игры;

-урок взаимообучения;

-урок творчества;

-смотр знаний


Формы контроля


  1. Исторические диктанты

  2. Тесты

  3. Контрольные работы

  4. Практические работы

5.Индивидуальный опрос

6.Самостоятельная работа

7.Взаимоконтроль

8.Творческие домашние задания
9.Зачет


Требования к уровню подготовки учащихся:


Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.


Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.


Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.





^ Календарно-тематическое планирование курса ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

История Средних веков. 6 КЛАСС



№ п.п.

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Основные понятия

Межпредметная интеграция

Формы урока

Дом.задание


1


Введение


1 ч

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Источники знаний об истории средних веков.

Средневековье, средневековая цивилизация




Урок-игра

С.6-11

Раздел 1. Рождение средневековой Европы (6 ч)



2


^ Древние германцы и Римская империя


1 ч

Жизнь, занятия, управление германцев. Религия. Миграция народов Европы и Азии.

Родовая община, соседская община, знать, вожди, религия, миграция.

История древнего мира




П.1, с.15-17



3


^ Королевство франков и христианская церковь в 6-7 веках



1 ч

Завоевание франками Галлии. Образование государства франков, Хлодвиг и его управление государством. Хлодвиг и христианская церковь, Духовенство и миряне. Монастыри, Франкское королевство после Хлодвига.

Династия, титул, зависимые крестьяне, майор-дом , феодал, феодализм, папская область, духовенство, миряне, проповедь, приход, трапеза, монастырь, аббат, келья.







П.2

4

^ Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1 ч

Войны Карла Великого. Империя Карла Великого. Причины феодальной раздробленности. Падение франкской империи.

Империя, феодальная лестница, раздробленность, сеньор, вассал, граф, герцог, междоусобицы







П.3


5


^ Западная Европа в 9-11 веках


1 ч

Слабость королевской власти во Франции. Образование священной Римской империи. Норманнское завоевание. Англия при Артуре. Альфреде Великом.

Рыцарь круглого стола, норманы







П.4, с.38-43



6


^ Культура Западной Европы и раннее средневековье


1 ч

Культура, быт и нравы населения Европы. Искусство, Книжная и ученая культура, Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого, Придворная «академия». Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого

Каролингское Возрождение. Философия, хроники







П.5

7

^ Урок проверки знаний учащихся

1 ч










Тестирование




Раздел 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках (2 ч )

8

^ Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами


1 ч

Особенности развития Византии, Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов, Борьба с внешними врагами в 8-9 веках

Реформа, император







П.6

9

^ Культура Византии



Образование. Научные знания. Византийская храмовая архитектура. Живопись.

Икона, фреска, мозаика, смальты, крещение, канон, пророк ,апостол

МХК, литература




П.7

Раздел №3. Мир Европейского средневековья (7 ч)

10

^ В рыцарском замке.

1 ч

Замок феодала, снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Деятельность рыцарей.

Замок, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз, кодекс рыцарской чести







П.11

11

^ Средневековая деревня и ее обитатели

1 ч

Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Жизнь крестьян и их труд. Натуральное хозяйство.

Феодальная вотчина, поместье, надел, барщина, повинность, зависимость: поземельная и судебная, личная, натуральное хозяйство







П.12

12

^ Формирование средневековых городов.

1 ч

Развитие сельского хозяйства и ремесла. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Борьба городов с сеньорами. Цеховые объединения ремесленников.

Ремесло, город, самоуправление, мэр, коммуна, цех, мастер, подмастерье

История Отечества (Новгород и Киев, Суздаль)




П.13 до п.7

13

^ Горожане и их образ жизни.

1 ч

Городские богачи и бедняки. Быт горожан. Взгляд из города.

Патриции, бюргеры, ратуша, интеллегенция, кукольники, мистерия, сословия







П.14

14

^ Развитие торговли

1 ч

Основные торговые пути. Купеческие гильдии. Ярмарки и банки.

Купцы, гильдии, ярмарка, банк биржа







П.13,п.7-9

15

^ Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1 ч

Роль церкви в жизни общества. Еретические движения.

Религия, духовенство, католицизм, еретики, инквизиция







П.15

16

^ Крестовые походы.

1 ч

Крестовый поход бедняков, крестовых поход феодалов, духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. 3-4 крестовые походы. Крестовые походы детей.

Крестовый поход, орден, магистр







П.16

























^ Раздел №4. Средневековый Запад в 11-15 вв. (6ч)

17

Как происходило объединение Франции.

1 ч

Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп 4 Красивый и его конфликт с папой.

Централизованное государство, генеральные штаты, парламент, сословная монархия.







П.17, 21 п.1-3

18

^ Что англичане считают началом своих свобод.

1 ч

Норманское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих 2 и его реформы. Великая хартия вольностей. Созыв парламента.

Великая хартия вольностей, парламент







П.18, 21 п.4-5

19

^ Столетняя война

1 ч

Причины войны и повод к ней. Армии. Поражение французских войск. Война бургундцев с арманьяками. Захват англичан во Франции в начале 15 в. Жанна д Арк. Итог войны.

Столетняя война, партизанская война







П.19

20

^ Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1 ч

Бедствия французского народа. Жакерия во Франции, Почему восстали английские крестьяне, Восстания Уота Тайлера в Англии

Восстание, жакерия







П.20

21

^ Усиление власти князей в Германии

Расцвет итальянских городов

1 ч

Почему Германия не объединилась в единое государство. Князья становятся независимыми правителями. Упадок власти императоров в 15 в.

Золотая булла, курфюрст







П.23

П.24

22

^ Гуситские движения в Чехии

1 ч

Чехия в 14 в. Ян Гус. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Ян Жижка. Значение и последствия гуситского движения.

Империя, индульгенция, гуситские войны, табориты, умеренные







П.25

Раздел №5. Культура Западной Европы в средние века (2 ч)

23

^ Образование и философия

Средневековая литература и искусство

1 ч

Представления о мире расширяются. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Рыцарская литература. Городская литература. Данте. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Корпорация, землячества, факультет, декан, ректор, магистр, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика







П.27 П.28

24

^ Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1 ч

Возрождение античного наследия. Учения о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии и кораблестроении.. Изобретение книгопечатания.

Возрождение, гуманисты, палаццо, астрология, алхимия, домна, книгопечатание.







П.29-30

Раздел №6. Земледельческие цивилизации за пределами средневековой Европы (4 ч)

25

^ Средневековый Китай

1 ч

Империя Тан. Крестьянская война в конце 9 века. Империя Сунн. Завоевания монголов. Освобождение Китая от власти монголов. Изобретения. Художественные ремесла. Образование и научные знания. Литература и искусство.

Великий шелковый путь, улусы, восстание красных повязок







П.31

26

^ Индия. Государства и культура.

1 ч

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Культура Индии.

Раджа, брахманы, каста, индуизм







П.32

27

^ Государства и народы доколумбовой Америки.

1 ч

Занятия. Жизнь майя. Ацтеки. Государства инков.

Майя, ацтеки, инки







П.33

28

Африка

1 ч

Занятия. Жизнь африканских племен. Культура.

Пигмеи, бушмены







П.34

Раздел №7. Мир кочевников: арабы и монголы в средние века (2 ч)

29

^ Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1 ч

Природа и занятия населения Аравии. Племена бедуинов Мухаммед. Завоевания арабов.

Бедуины, ислам, мусульмане, шариат, кади, халифы, эмират







П.9

30

^ Культура стран халифата

1 ч

Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Мечеть, медресе, фарси







П.10

Раздел №8. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в средние века (3 ч)

31

^ Образование славянских государств

1 ч

Занятие и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава.

Вече, племя, кочевники







П.8

32

^ Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1 ч

Мусульманская Испания. Реконкиста. Жизнь евреев в Испании. Образование испанского государства. Введение инквизиции в Испании.

Реконкиста, инквизиция







П.22

33

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.



1 ч

Балканские страны перед завоеванием, Битва на Косовом поле. Гибель Византии










П.26

34

Итоговое повторение

1










тестирование




Скачать 237.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты