Домой

Рабочая программа учебная дисциплина Акмеология




Скачать 228.98 Kb.
НазваниеРабочая программа учебная дисциплина Акмеология
Дата25.02.2013
Размер228.98 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
1.1. Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО
Общекультурные компетенции (ОК)
Профессиональные компетенции (ПК)
2. Структура и содержание дисциплины
Аудиторная работа
Практические (семинарские) занятия
Научные предпосылки возникновения акмеологии
Категориально-понятийный аппарат акмеологии
Акмеологические методы, модели и технологии
Научная специфика и стратегия акмеологического исследования
Продуктивно развивающийся человек как главный объект акмеологии
Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности
Акмеология как интегративная развивающая наука
Подобные работы:

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет психологии и безопасности жизнедеятельности


УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор ____________

__________________________


(название факультета/института)

_____________________________

(подпись, ФИО декана/директора)

"____"____________20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина ______Акмеология_________________

(наименование)
Специальность _________030300. 62 - психология_________________________


Профиль подготовки _____________________________


Квалификация (степень) выпускника

_____________Бакалавр_____________


Кафедра __________ Общей психологии _________________

(название)


Курс ___3____ семестр __5__________


форма обучения ________ очная ______________________



Программа разработана

доцентом кафедры общей психологии, к.б. н. Хабибрахмановой Л.Х.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)



Йошкар-Ола

2011


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета психологии и безопасности жизнедеятельности



^

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


_________Общей психологии____________


(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой________________________________________

(название кафедры)


протокол заседания №__

от «__»___________20__г_______________________________________


^ Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения


























































































^ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель освоения дисциплины:

Познакомить студентов с понятием акмеология как многомерном состояние человека, основами знаний о явлениях развития АКМЕ.

Проанализировать феноменологические, эмпирические и теоретические понятия курса «акмеология».

Познакомить студентов с основополагающими психологическими проблемами, с которыми они могут столкнуться при реализации профессиональной деятельности.


Бакалавр, изучивший курс «Акмеология», должен

Знать:

- закономерности психического развития человека в онтогенезе;

- категориальный аппарат акмеологии как науки, ее историю возникновения и современное состояние;

- основные подходы к выделению различных видов акме»

- пути достижения акме в развитии человека как личности, индивидуальности и субъекта деятельности;

- акмеологические методы и технологии;

- перспективы развития акмеологии как науки и сферы практического применения;

Уметь:

- оказывать помощь человеку в достижении им акме, развитии профессионализма и компетентности;

- ориентироваться в современных тенденциях психологии развития, акмеологии;

- определять собственный профессиональный и личностный путь и намечать программу его развития.


^ Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Акмеология» относится к числу предметов обще-профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров по направлению 030300.62 Психология. В нем представлены знания, охватывающие весь объем проблем в данной сфере, отражающие новый взгляд на состояние науки и отвечающие тем потребностям, которые сложились в обществе на современном этапе. Представленная программа построена с учетом новейших достижений в области общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, акмеологии и смежных наук.

Программа курса составлена в соответствии с требования Государственного образовательного стандарта бакалавриата 3 поколения.

Акмеология — новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Научный приоритет в создании акмеоло­гии по всеобщему признанию принадлежит России. Стремительное становление и развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные на­правления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические про­блемы в сфере социальной работы, экономики и спорта.

В настоящее время потребность в акмеологическом знании существенно актуализировалась. Данный этап развития наше­го общества поставил перед каждой личностью непростые задачи, для которых не существует стандартных готовых решений. Со­ответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопре­деленности, риска и не четких нравственных норм поведения личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы.

Научных ориентации акмеологии проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах, а также в культурологи­ческом, этическом, геронтологическом, эстетическом, синергетическом.

В акмеологии имеются как минимум три научно-методологические ориентации: естественнонаучная; общественно-гуманитарная; технологическая.

Акмеология как наука комплекса человекознания имеет различные межпредметные связи с другими науками: психологией, философией, педагогикой, геронтологией. Акмеология тесно связана также с та­кими науками, как история и культурология, социология и экономика, экология и политология. Осевой линией во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореа­лизации в избранной сфере деятельности.


^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) по ФГОС ВПО.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:


^ Общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);


^ Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность:

способность и готовность к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность:

способность и готовность к:

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность:

способность и готовность к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).


^ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы. Курс рассчитан на 36 часов аудиторных занятий, из них 14 лекционных и 22 практических занятий, отдельные темы вынесены на самостоятельное (36 ч.) и углубленное изучение с последующим отчетом в виде конспектов первоисточников, устных сообщений,. Основными формами изучения материала являются учебные дискуссии, решение практических ситуаций, просмотр показательных занятий и их анализ, творческие задания.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене (5 семестр), промежуточный – в виде устных опросов, контрольных работ, тестовых заданий.



п/п раздела


Наименование

разделов и тем

Семестр

Количество часов по

учебному плану

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Всего


Виды учебной работы

^ Аудиторная работа

Индивидуальная

работа

Самостоятельная работа

Лекции

^ Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

^ Научные предпосылки возникновения акмеологии

Социум как акмеологическое пространство бытия, развития, жизнедеятельности человека. Акмеологические противоречия современного социума. Человек – носитель универсальных ресурсов развития социума. Статусно-ролевые, ценностно-смысловые, универсально-духовные позиции человека в механизме функционирования и развития социума. Развивающие и разрушающие влияния общественных процессов, форм, нормативов, смыслов жизнедеятельности. Феномен рефлексии и рефлексивное управление. Человековедческая направленность управления социумом. Проблема разработки акмеологической экспертизы социума и создание акмеологических технологий его совершенствования. Целостный подход к субъектному потенциалу человека.

Системно-методологический анализ типов развития: космогенез, системогенез, биогенез, филогенез, функционал-генез, онтогенез, социогенез, культурогенез, этногенез, нормогенез, патогенез, креативогенез, аутогенез и акмеология. Необходимость системы акмеологических знаний для научного обеспечения деятельности и оптимизации работы всех форм социальной жизни общества. Сущность понятия акмеологичности развития. Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного пути человека (человек как субъект познания, общения и труда. «Акме» человека и человеческие «акме» в разные возрастные периоды развития, на разных этапах его развития и профессионального становления.

Области развития человека и их носители. Человеческая индивидуальность. Природосообразная видоспецифичность механизмов психического и психологического развития человека.

Этапы становления акмеологии. Определение акмеологии. Предмет, объект, проблемное поле, главные цели и задачи акмеологии на современном этапе ее развития.

Характеристики акмеологии как науки: фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративный характер. Междисциплинарные связи акмеологии. Социальная сущность акмеологии, ее функции и роль в системе человекознания. Общие и конкретные методологические принципы акмеологии: детерминизма, гуманизма, развития, комплексности, системности, субъектности, потенциального и актуального, активности, единства личности и деятельности и другие. Методологические проблемы и задачи акмеологии.

Естественно – научная, общественно – гуманитарная и технологическая ориентации акмеологии. Онтологический, гносеологический, аксиологический и методологический планы акмеологии.

5

4

2










2

УО-1

2

^ Категориально-понятийный аппарат акмеологии

Базовые категории и понятия акмеологии, их эволюция, связи с понятийным аппаратом других наук. Пять групп основных акмеологических категорий. Содержание базовых акмеологических категорий на современном этапе развития науки. Человек как феномен, фактор, условие существования и развития цивилизации. Феномен распредмечивания культуры. Интеграция культуры, науки, образования как базовое условие развития и саморазвития конкретного человека, национальных культур, диалога культур и цивилизации. Понятие общекультурной компетентности. Феномены вызревания человека в культуре, воспроизводства культуры и порождения культуры. Процесс становления культурного человека, его критерии и базовые характеристики. Креативогенез и духовность. Развитие активности, творческого потенциала и духовности человека.

5

4

2










2

УО-1

3

^ Акмеологические методы, модели и технологии

Отличительные особенности методов акмеологических исследований. Характеристика методов других наук, применяемых в акмеологических исследованиях. Метод сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Акмеологический, акмеографический, акмеоцентрический подходы. Акмеологические критерии и показатели. Акмеологические описания, разработка акмеограмм. Системная методология в построении акмеологических описаний и моделей. Акмеологическая экспертиза. Категория «технология» в психологии и акмеологии. Отличительные особенности акмеологических технологий. Акмеологическое воздействие в акмеологических технологиях. Моделирование в акмеологии. Системные описания в процессе разработки акмеологических моделей. Виды акмеологических моделей Особенности гуманитарно–технологического развития. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности. Игромоделирование как особый вид акмеологической технологии. Акмеологические тренинги и технологии в развитии профессионализма личности. Развивающие среды и образовательно-акмеологические технологии. Понятие развивающей среды и ее уровни. Прямой и побочный эффекты взаимодействий человека с действительностью. Психологические условия актуализации развивающего эффекта взаимодействий. Механизмы действия развивающей среды. Понятие образовательно-акмеологической технологии. Виды образовательно-акмеологических технологий. Основные психолого-акмеологические характеристики развивающих, предупреждающих и коррекционных методов воздействия на человека в соответствии с возрастом, родом занятий, образом жизни, особенностями среды обитания.


5

6

2










4

ПР-4

4

^ Научная специфика и стратегия акмеологического исследования

Концептуальность акмеологического исследования. Общие и особенное в характеристиках акмеологического знания. Теоретическое и практическое акмеологические знания. Стратегия акмеологических исследований. Экспериментальная акмеология.

Виды акмеологических закономерностей, их общие характеристики, сходство с психологическими закономерностями и отличия. Акмеологические закономерности личностно – профессионального развития в различных профессиональных сферах.

Законы акмеологии: личностно – профессионального развития; умножения личностного потенциала. Применение законов в акмеологической практике.

Отличительные особенности методов акмеологических исследований. Характеристика методов других наук, применяемых в акмеологических исследованиях. Метод сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Акмеологический, акмеографический, акмеоцентрический подходы. Акмеологические критерии и показатели. Акмеологические описания, разработка акмеограмм. Системная методология в построении акмеологических описаний и моделей. Акмеологическая экспертиза.

Категория «технология» в психологии и акмеологии. Отличительные особенности акмеологических технологий. Виды акмеологических технологий. Акмеологическое воздействие в акмеологических технологиях.

Моделирование в акмеологии. Системные описания в процессе разработки акмеологических моделей. Виды акмеологических моделей.

Особенности гуманитарно–технологического развития. Акметектоника. Акмеологические тренинги программно-целевой направленности. Игромоделирование как особый вид акмеологической технологии. Акмеологические тренинги и технологии в развитии профессионализма личности.

Развивающие среды и образовательно-акмеологические технологии. Понятие развивающей среды и ее уровни. Прямой и побочный эффекты взаимодействий человека с действительностью. Психологические условия актуализации развивающего эффекта взаимодействий. Механизмы действия развивающей среды. Понятие образовательно-акмеологической технологии. Виды образовательно-акмеологических технологий. Основные психолого-акмеологические характеристики развивающих, предупреждающих и коррекционных методов воздействия на человека в соответствии с возрастом, родом занятий, образом жизни, особенностями среды обитания.

Научные предпосылки разработки акмеологических концепций. Содержание акмеологической концепции развития профессионала. Акмеологические концепции развития профессионализма личности и деятельности. Специальные акмеологические концепции.


5

6

2










4

ПР-4

5

^ Продуктивно развивающийся человек как главный объект акмеологии

Базовые детерминанты и закономерности, основные принципы и механизмы развития человека. Проблема соотношения общего, частного и единичного в развитии человека. Основные виды развития человека. Акмеологическая система координат развития, саморазвития, самоутверждения.

Предпосылки и основы продуктивного развития человеческой индивидуальности. человеческой индивидуальности. Акмеологические пути и механизмы оптимизации, гармонизации и гуманизации процесса развития неповторимой человеческой индивидуальности.

Акмеологические и психологические аспекты феноменологии развития взрослого человека как субъекта профессиональной деятельности. Личностно – профессиональное развитие человека и его оптимизация. Зрелое профессиональное отношение к деятельности и развитию. Акмеологическое пространство личностно – профессионального самоопределения и развития. Психолого-акмеологические основы, предпосылки, условия и механизмы самоактуализации, самореализации и саморазвития человека в профессии. Непрерывное самообразование и личностно – профессиональное развитие. Представление о психолого-акмеологической помощи, содействии, посредничестве человеку в личностно-профессиональном развитии.

Виды и общие межпрофессиональные компоненты профессиональной компетентности. Акмеологические показатели профессионализма. Феномен духовного наполнения профессии у профессионала. Уровни, этапы, ступени профессионализма. Соотношение социализации и профессионализации в современной социокультурной ситуации.

Архитектоника социума и современные требования к субъекту труда. Акмеологическая составляющая трудовой, профессиональной деятельности. Акмеологическое воздействие. Профессиональная и акмеологическая компетентность. Структура акмеологической компетентности.


5

6

2










4

УО-1, ПР-4

6

^ Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности

Необходимость создания психолого-акмеологических служб в управленческих системах, ведомствах, на предприятиях и в организациях. Основные цели и функции. Структурная организация, принципы и особенности деятельности. Требования к специалистам – акмеологам в службе. Психолого – акмеологические службы в системах федерального и регионального управления, организациях.


5

6

2










4

ПР-4

7

^ Акмеология как интегративная развивающая наука

Тенденции к дифференциации в акмеологии и интеграция акмеологического знания. Прикладная акмеология и ее характеристики. Основные направления прикладной акмеологии и их общие характеристики. Педагогическая акмеология. Военная акмеология. Управленческая акмеология. Акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях. Медицинская акмеология. Юридическая акмеология. Юридическая акмеология. Другие направления прикладной акмеологии.

5

6

2










4

ПР-4

8

Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития Место технологии в системе науки и практики. Феномен "технология". Феноменология "психотехнологии". Сущность акмеологических технологий. Акметектоника.

5

6




4







2

УО-1

9

Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития Количественные и качественные измерения. Основные направления измерения личностного и профессионального развития. Противоречия личностного и профессионального развития. Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг .

5

6




4







2

УО-1

10

Основные виды акмеологических технологий совершенствования личностного и профессионального развития человека Обучающие технологии. Технологаи игромоделирования. Технологии психоконсультирования. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой. Технологии развития аутопсихологической компетентности.

5

14




8







6

УО-1

11

Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития Технологии ресурсосбережения. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости.

5

8




6







2

УО-1




ИТОГО




72

14

22







36






Скачать 228.98 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты