Домой

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки
страница1/6
Дата25.02.2013
Размер1.04 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
Содержание
Магистерская программа
Требования к результатам освоения
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)
Список разработчиков ООП
Программы дисциплин
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоение дисциплины
В результате изучения студент должен
4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение
Краткое содержание дисциплины
М 1.б.2 «методология и методы научного исследования»
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоение дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен
4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение
5. Краткое содержание дисциплины
М 1.в.1 «методология социально-гуманитарного образования»
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоение дисциплины
В результате изучения студент должен
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ВГПУ»)


«Утверждено»

Ректор ВГПУ,

___________ Н.К. Сергеев

«____» _________ 201_ г.


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования



Направление подготовки

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337


^ Магистерская программа «Обществоведческое образование»


ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 14 января 2010 г. № 735


Квалификация (степень) выпускника: магистр

Нормативный срок освоения программы: 2 года


Ответственный за разработку ООП – Разбегаева Л.П.


Эксперт(ы) ООП ___________________________________

^ Требования к результатам освоения

основной образовательной программы


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).


^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

- способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

- готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

- готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

- готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

- готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

- способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК-1);

- способен проектировать содержание предмета в соответствии с целеполаганием(СК-2);

- способен организовать познавательную деятельность учащихся на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом(СК-3);

- способен использовать активных и интерактивных методы обучения предмету(СК-4);

- способен выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с современными концептуальными подходами к обучению предмету(СК-5);

- способен актуализировать содержание предмета для реализации воспитательных целей обучения(СК-6);

- способен проектировать профессиональную деятельность в различных типах школ: общеобразовательных, профильных, образовательных учреждениях среднего профессионального образования(СК-7);

- способен использовать преемственные связи различных уровней(СК-8);

- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания(СК-9).

^ Список разработчиков ООП


Волгоградский государственный педагогический

университет

Декан факультета истории и права


Е.Ю. Болотова




Руководитель магистерской программы


Л.П. Разбегаева





















^ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН


АННОТАЦИИ


М 1. Б.1 «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели: 1. анализ современных проблем в методической науке и образовании, определение перспектив развития методической науки и образования;

2. формирование у магистрантов готовности решать образовательные и профессиональные задачи на основе знания современных проблем науки и образования.

Задачи:

- овладении студентами знаний о специфике социогуманитарного знания, об основных тенденциях развития социогуманитарного знания на современном этапе, методологических и социальных проблемах развития социогуманитарного знания на современном этапе, об основных концепциях и моделях развития образования в современном мире;

- формирование понимания основных тенденций развития методической науки и школьного обществоведческого образования; основных проблем современного школьного обществоведческого образования;

- формирование понимания теоретических и методологических основ школьного курса обществознания;

- формирование у студентов умений определять признаки социогуманитарного знания, критически осмысливать данные современной научной литературы по проблемам образования; применять полученные знания на практике (при подготовке к преподаванию обществоведческого курса);

- становление положительной мотивации к изучению проблем образования;

- формирование умения ориентироваться в современной педагогической проблематике в сфере общего среднего и профессионального образования;

- формирование умения находить связи между авторскими магистерскими исследованиями и актуальными направлениями исследований в сфере образования.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в общенаучный цикл, и является базовой в учебном плане; опирается на результаты изучения курсов «Философия», «Педагогика», «Психология», «Теория и методика обучения истории» на ступени бакалавриата и курсов «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании» на ступени магистратуры; является основой для освоения дисциплин: «Теоретические основы современной дидактики», «Теория и методика обучения истории в профильной школе», «Теория и методика обучения обществознанию», курсов по выбору, организации педагогической практики студентов в различных типах образовательных учреждений.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

ОПК: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

ПК: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания (СК - 9).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- современное состояние и основные тенденции, ориентиры развития образования;

- признаки, специфику социогуманитарного знания как социокультурного феномена и социального института;

- теоретические и методологические основы исторической науки и школьного курса истории

- проблемы практики преподавания обществознания в школе;

- современные парадигмы в области педагогики, методики обучения обществознания;

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности в сфере образования;

- структуру и функции образовательных проектов;

- функции и виды мониторинга в сфере образования и международные системы оценки качества образования;

- особенности проектирования путей развития общего среднего и профессионального образования.

уметь:

- проводить анализ проблем науки и образования;

- анализировать тенденции развития педагогики, методики обучения обществознанию;

- определять перспективные направления научных исследований;

- применять полученные знания на практике (при подготовке к преподаванию обществоведческого курса).

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;

- оценивать инновационные образовательные проекты с точки зрения их эффективности;

- обосновывать направления реализации мониторинговой деятельности в образовательном учреждении;

- сравнивать функциональные возможности различных систем оценки качества образования;

владеть:

- способностью к анализу и самоанализу;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;

- основными процедурами комплексно-целевого проектирования в образовании;

- владеть основами проектирования путей развития образовательной системы.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах – 72 ч.; аудиторных часов – 20 ч., СРС – 52 ч.; изучается в 1и 2 семестрах, форма отчетности - зачет.

5. ^ Краткое содержание дисциплины

Сущность научного знания как социокультурного явления и социального института, историческое становление научного знания как социального института, современные концепции социогуманитарного знания, методологические и социальные проблемы развития социогуманитарного знания на современном этапе. Сущность образования как социокультурного феномена и социального института, теоретические и методологические основы педагогической науки. Педагогическая наука в современном обществе. Теоретические и методологические основы школьного курса обществознания. Развитие нормативно-правовой базы школьного обществоведческого образования. Проблема целеполагания в обучении обществознанию. Современный школьный учебник обществознания: состояние проблемы, перспективы развития. Место национально-регионального компонента в обучении обществознанию. Проблемы практики преподавания обществознанию в школе. Проблема оценивания достижений школьников в обучении обществознанию. Итоговая аттестация, ЕГЭ. Потенциал курса обществознания в социализации школьников. Организация общения субъектов образовательного процесса.

Образовательные инновации, критерии оценки их эффективности. Образовательные проекты, критерии оценки их эффективности. Мониторинг в образовании как научная проблема. Мониторинг в образовании как сфера практической деятельности. Международные системы оценки качества образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Проектирование путей развития общего среднего образования. Проектирование путей развития профессионального образования.

6. Разработчики:

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО

Самоходкина Т.В., к.п.н. доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Грачев К.Ю., к. п. н., доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ»

Эксперт:

Сахарчук Е.И., д. п. н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ»

      1. ^ М 1.Б.2 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»



1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: углубление фундаментальной и профессиональной подготовки к научно-исследовательской и педагогической деятельности в области образования; формирование у студентов готовности решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в сфере образования; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных.

Задачи:

- формирование представлений о специфике научного познания, его месте в культуре;

- формирование представлений об общенаучных основаниях теории образования в исторической ретроспективе;

- формирование представлений о развитии теории образования в контексте современной науки;

- знакомство с современными методологическими проблемами педагогики, возможностями педагога в их решении;

- раскрытие особенностей научно-педагогического исследования, соотношения общенаучной и частно-научной методологии в его проведении;

- ознакомление с общей характеристикой методов исследования, способами их отбора, модификации, исходя из конкретных задач теоретической и практической деятельности педагога;

- обучение способам сбора, обработки, анализа, интерпретации и оформления научных данных;

- формирование умения представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- развитие у магистрантов способностей к самореализации и самоутверждению в проведении научного исследования.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Относится к дисциплинам общенаучного цикла (базовая часть). Данный курс опирается на содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования», «Теоретические основы современной дидактики». Курс является основой для изучения следующих дисциплин: «Методология социально-гуманитарного исследования», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и методика обучения обществознанию», «Теория и методика обучения обществознанию в средних профессиональных учебных заведениях», «Предметное проектирование процесса обучения культурологическим дисциплинам». Кроме того, курс является одним из основополагающих для написания магистерской диссертации.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

ОПК: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

ПК: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9).

готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

способен проектировать содержание предмета в соответствии с целеполаганием (СК - 2).

^ В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;

- методы, приемы и средства обучения социально-гуманитарным дисциплинам;

- специфику организации обучения социально-гуманитарным дисциплинам на различных уровнях образования;

- особенности технологий обучения социально-гуманитарным дисциплинам;

- методические идеи ведущих специалистов в данной области;

- основы научной организации труда педагога;

- особенности и назначение электронных программно-мето­дических и технологических средств обучения;

уметь:

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;

- оценивать содержание учебной дисциплины с точки зрения дидактических принципов, критериев современного состо­яния правоведческих наук, а также с учетом профиля учеб­ного заведения;

- проводить анализ и давать обоснованную оценку програм­мам, учебникам, пособиям, дидактическим материалам, предназначенным для обучения;

- планировать и проводить учебные занятия любого типа и по любой программе правовой подготовки обучающихся;

- обоснованно отбирать рациональные методы и средства обу­чения социально-гуманитарным дисциплинам;

- управлять познавательной деятельностью обучающихся по предмету;

- осуществлять диагностику достигнутых результатов обу­чения у обучающихся;

владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способам осмысления и критического анализа научной информации

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала;

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Курс имеет объем 2 зачётных единицы, общая трудоёмкость 72 часа, 20 часов аудиторной нагрузки, 52 часа СРС, в 1 семестре, предполагается зачёт.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Методология как система принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Уровни методологии: философские знания и общенаучная методология. Методологическая рефлексия. Методологическая культура. Методологические проблемы. Источники методологического обеспечения.

Особенности эмпирического исследования. Понятие «факт» и его характеристика. Факты действительности, факты сознания, научный факт. Фактуализм и теоретизм. Теоретическое познание и его формы. Внутринаучная рефлексия. Два уровня мышления – рассудок и разум. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Структура и функции научной теории. Закон как основной элемент теории.

Метод познания и его характеристика. Системность и последовательность научного познания. Методы поиска нового знания. Методы построения, систематизации и обоснования знания. Интеграция и дифференциация научного знания.

Особенности гуманитарного познания. Гуманитарные методы исследования и их характеристика. Герменевтический круг или герменевтическая спираль понимания. Объяснение и понимание в гуманитарном познании. Ценность как элемент деятельности. Исторический характер понимания текста.

Определение темы, объекта и предмета исследования. Цель и задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования. Понятийный аппарат исследования. Анализ результатов исследования.

История профильного исторического образования в России. Базовые методологические принципы как основа построения содержания курсов истории в различных профилях. Методика преподавания исторических курсов в различных профилях. УМК по истории для различных профилей. Система оценивания результатов обучения для различных профилей. Элективные курсы по исторической проблематике и их характеристика.

Соотношение научной проблемы и практической задачи. Классификация научных проблем. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Противоречия роста научного знания и формально-логические противоречия. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем.

Этапы создания научного текста: предварительный этап и этап представления полученных результатов. Требования к изложению научного текста. Структура изложения научных результатов: введение, основная часть, заключение. Требование к тексту магистерской диссертации. Вторичные тексты: аннотация, реферат, конспект и др.

Специфика дидактических исследований. Методология дидактических исследований. Программа дидактического исследования. Критерии и показатели эффективности дидактических исследований. Концептуальность дидактических исследований.

6. Разработчик:

Хорошенкова А. В., к. п. н., доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперт:

Соловцова И.А., д. п.н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ»


^ М 1.В.1 «МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: показать специфику социально-гуманитарного образования как ценностно-смыслового освоения бытия.

Задачи:

- раскрыть сущность социально-гуманитарного познания;

- выявить способы существования социально-гуманитарного знания;

- выявить характеристики социально-гуманитарного знания;

- раскрыть содержание современной ценностной картины мира как основы содержания социально-гуманитарного знания;

- показать специфику средств в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к общенаучному циклу, входит в вариативную часть учебного плана. Дисциплина опирается на содержание курсов: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании»; является основой для организации педагогической практики, дополняет, углубляет знания дисциплин: «Теория и методика обучения истории в профильной школе», «Теории и методика обучения обществознанию», «Предметное проектирование процесса обучения культурологическим дисциплинам», а также знания курсов по выбору.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3).

ОПК: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

ПК: способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

способен использовать преемственные связи различных уровней (СК - 8);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК - 9).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- основные методологические подходы в образовании;

- содержание основных аксиологических понятий: ценность, значимость, ценностные отношения;

- основные характеристики аксиологической среды социально-гуманитарного образования;

- содержание универсальных гуманистических ценностей: Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации.

- роль и место ценностных отношений в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

уметь:

- актуализировать содержание предмета для реализации воспитательных целей обучения;

- синтезировать знаниевые, деятельностные и ценностные компоненты целеполагания в процессе обучения предмету;

- проектировать процесс обучения с позиций ценностного подхода;

- отобрать тексты культуры для решения основных задач обучения;

- включить учащихся в ценностно-смысловую коммуникацию как особый вид познавательной деятельности.

владеть:

- содержанием основных категорий методологии;

- основными категориями ценностного подхода;

- современными методами исследований, которые применяются в области социально-гуманитарного образования в школе;

- умением анализировать результаты процесса обучения социально-гуманитарным дисциплинам.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 2; общая трудоёмкость курса в часах - 72; аудиторных часов – 16 часов; СРС – 56 часов; форма отчетности – зачет; распределение по семестрам – 4семестр.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Гуманитарное знание в культурно-историческом контексте. Содержание и бытие гуманитарного знания. Практическое значение социально-гуманитарного знания. Универсальные ценности как основа целеполагания современного социально-гуманитарного образования. Человек Цивилизации как ценностная модель личности постиндустриальной цивилизации. Единство традиций и новаций как ценностная культурологическая транспектива. Ценностное содержание современного культурно-исторического пространства. Ценностное отношение как процесс и результат присвоения универсальных гуманистических ценностей. Теоретический анализ феномена ценностных отношений. Архитектоника ценностных отношений. Ценностно-смысловая коммуникация как интегрирующий фактор аксиологической среды социально-гуманитарного образования. Процесс формирования ценностных отношений школьников в обучении гуманитарным дисциплинам.

6. Разработчики:

Разбегаева Л.П., д. п. н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ»

Чернуха О.А., ассистент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ»

Эксперт:

Соловцова И.А., д. п. н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ»

^ М 1.В.2 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у студентов знаний теоретических основ современной дидактики истории, выработка умений и навыков, необходимых для обеспечения эффективности процесса обучения истории.

Задачи:

- проанализировать современное состояние школьного образования в России и перспективы его развития;

- познакомить магистрантов с современными тенденциями изменения содержания среднего образования в целом и исторического в частности;

- раскрыть компоненты процесса обучения (на примере обучения истории);

- выявить специфику современной дидактики, дидактики истории;

- раскрыть основные положения современных дидактических систем.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в общенаучный цикл, и является вариативной в учебном плане; опирается на содержание дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании». Курс является основой для изучения дисциплины «Теория и методика обучения обществознанию в начальной школе», «Теория и методика обучения истории в профильной школе», «Теория и методика обучения обществознанию», «Теория и методика обучения обществознанию в средних профессиональных учебных заведениях».

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

^ ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1).

ОПК: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

ПК: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК -1);

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

способен организовать познавательную деятельность учащихся на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом (СК - 3);

способен использовать преемственные связи различных уровней (СК - 8);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания (СК - 9).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- категориальный аппарат дидактики;

- компоненты процесса обучения;

- особенности дидактических теорий;

- специфику различных средств обучения;

уметь:

- уметь применять на практике основные методы, средства обучения на различных уровнях познавательной деятельности;

- отбирать содержание образования с точки зрения различных подходов к образованию;

- опираться в обучающей деятельности на знания психологической науки.

владеть:

- понятийным аппаратом научной дисциплины «Теоретические основы современной дидактики»;

- способностью к анализу современных дидактических проблем и самоанализу;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц 4, общая трудоёмкость курса в часах – 144 ч.; аудиторных часов – 30ч., СРС – 114ч.; распределение по семестрам: 1 семестр - 20 ч. практических, 2 семестр – 10 ч. практических; 1 семестр– экзамен, 2 семестр – аттестация с оценкой.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Предмет и задачи дидактики как науки. Категориальный аппарат дидактики. Психологические теории обучения: теория деятельности, теория интериоризации, теория поэтапного формирования умственных действий, теория проблемного обучения. Развивающее обучение. Дидактические теории, их характеристика. Принципы, средства, формы обучающей деятельности. Компетентностный подход в обучении социально-гуманитарным дисциплинам. Дифференциация и индивидуализация обучения. Интеграция в обучении. Преемственные связи в обучении обществознанию. Педагогическая диагностика.

6. Разработчик:

Самоходкина Т.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперт:

Куликова С.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ».

^ М 1.ДВ.1 «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью данного курса является формирование у студентов знаний и умений в сфере преподавания обществознания в общеобразовательных учреждениях.

Задачи изучения дисциплины:

- осмысление нового политического курса Российского государства;

- осмысление потенциала социально-гуманитарного образования для реализации задач воспитания;

- осмысление теоретико-методологических основ преподавания обществознания в общеобразовательных учреждения (новые концептуальные основы построения курса обществознания);

- осмысление путей обновления преподавания обществознания в контексте разработки государственного образовательного стандарта второго поколения;

- способствовать формированию у студентов умения вести преподавание в меняющихся условиях.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в общенаучный цикл, и является дисциплиной по выбору в учебном плане; опирается на содержание дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и методика обучения обществознанию». Курс является опорой для изучения дисциплины «Теория и методика обучения обществознания в начальной школе», «Теория и методика обучения истории в средних профессиональных учебных заведениях», «Теория и методика обучения праву», «Теория и методика обучения экономике». Кроме того, курс является основой для организации педагогической практики студентов в общеобразовательных учреждениях.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

^ ОК: - способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1).

ПК: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

способен проектировать содержание предмета в соответствии с целеполаганием (СК - 2);

способен организовать познавательную деятельность учащихся на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом (СК - 3);

способен выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с современными концептуальными подходами к обучению предмету (СК - 5);

способен использовать преемственные связи различных уровней (СК - 8);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории и обществознания (СК - 9).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- теоретико-методологические основы преподавания обществознания в общеобразовательных учреждения;

-изменение содержания курса обществознания в соответствии с новыми стандартами;

- особенности учебно-методического комплекса по обществознанию;

-место аксиологической составляющей социально-гуманитарного образования;

уметь:

- анализировать современные концептуальные подходы к преподаванию обществознания в общеобразовательных учреждения;

- отбирать содержание образования с точки зрения различных подходов к обществоведческому образованию;

- организовать познавательную деятельность учащихся на различных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом, творческом.

владеть:

- способностью использовать преемственные связи различных уровней;

- способами проектирования профессиональной деятельности в соответствии с современными методологическими подходами в образовании;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц 2, общая трудоёмкость курса в часах – 72 ч.; аудиторных часов – 20ч., СРС – 52ч.; распределение по семестрам: 3 семестр - 20 ч. практических; изучение курса заканчивается в 3 семестре зачетом.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Государственная образовательная политика в области школьного обществоведческого образования. Основные концептуальные подходы к преподаванию обществознания в школе. Стратегии преподавания обществознания. Особенности учебно-методического комплекса по обществознанию. Аксиологическая составляющая системы школьной обществоведческой подготовки. Методы, приемы и формы преподавания обществознания. Подготовка учителя к преподаванию обществоведческого курса.

6. Разработчики:

Крутова И.В., к.п.н., доцент

Мацефук Е.А., к.п.н., доцент

Самоходкина Т.В., к.п.н., доцент

кафедра теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперт:

Куликова С.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ».

^ М 1.ДВ1. «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ».


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование профессиональной компетенции студентов через освоение современных технологий экономического воспитания школьников, обеспечивающих развитие умений школьников к самостоятельной деятельности.

Задачи:

- ознакомить студентов с современными технологиями, позволяющими повышать эффективность процесса экономического воспитания;

- актуализировать профессиональное развитие и раскрыть творческий потенциал педагогов;

- оказать научно-методическую помощь в разработке и использовании воспитательных технологий в современной школе.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Относится к общенаучному циклу, вариативной части учебного плана (дисциплина по выбору). Дисциплина опирается на содержание дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и методика обучения обществознанию». Курс является опорой для изучения дисциплины «Теория и методика обучения обществознанию в средних профессиональных учебных заведениях», «Теория и методика обучения экономике». Кроме того, курс является основой для организации педагогической практики студентов в общеобразовательных учреждениях.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

ПК: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).

СК: способен использовать активные и интерактивные методы обучения предмету (СК - 4);

способен актуализировать содержание предмета для реализации воспитательных целей обучения (СК - 6);

способен проектировать профессиональную деятельность в различных типах школ: общеобразовательных, профильных, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СК - 7);

способен использовать преемственные связи различных уровней (СК - 8).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- сущность воспитательных технологий, теоретическое основы разработки технологий;

- содержание понятий "воспитательная технология", "игровая технология", "кейс-технологии ", "бизнес-тренинг", "бизнес-проектирование", "деловая игра", "ролевая игра" и т.д.;

- методы и приемы, повышающие педагогическую эффективность современных воспитательных технологий,

- приемы и формы работы учащихся на различных этапах включения в процесс использования воспитательных технологий;

- методы определения результатов, которые могут быть получены в процессе новых воспитательных технологий на практике.

уметь:

- применять на практике умения и навыки, связанные с анализом, проектированием и конструированием технологий экономического воспитания в школе;

- применять опыт работы учебных заведений;

владеть:

- методикой проведения учебных игр, тренинговых упражнений, способствующих активизации самостоятельной активности обучающихся;

- навыками составления дидактических материалов для работы в рамках технологий экономического воспитания школьников, включая задания для групповой и самостоятельной работы учащихся;

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах -72 ч.; аудиторных часов – 20 ч., СРС - 52 ч.; дисциплина изучается в 3 семестре и завершается зачетом.

^ 5. Краткое содержание дисциплины

Психолого-педагогические основы современных образовательных технологий. Методологические основы современного школьного образования, стратегия его развития в начале ХХI века. Понятие и педагогические принципы использования современных технологий экономического воспитания школьников. Классификации активных и интерактивных технологий экономического воспитания школьников. Бизнес-тренинг как интерактивная технология включения внутренних резервов личности. Кейс-метод в экономическом воспитании школьников. Ролевые и деловые игры: специфика подготовки и проведения. Бизнес-проектирование как технология реального включения в социальную практику. Технология "портфолио" в экономическом воспитании школьников. Сетевые компьютерные технологии в экономическом воспитании.

6. Разработчики:

Мацкайлова О.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

Эксперты:

Сидунова Г.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и менеджмента ГОУ ВПО «ВГПУ».

^ М 1.ДВ2 «ЦЕННОСТНАЯ КАРТИНА МИРА»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование у студентов систематизированных знаний об элементах ценностной картины мира в различные культурно-исторические эпохи.

Задачи:

- формирование у студентов понимания признаков ценностной картины мира;

- формирование представлений о ценностных картинах мира в различные культурно-исторические эпохи;

- сравнение различных ценностных картин мира;

- выявление элементов современной ценностной картины мира;

- показать универсальные гуманистические ценности как целевую и содержательную доминанту социально-гуманитарного образования.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в общенаучный цикл и является дисциплиной по выбору в учебном плане; является опорой при изучении курсов: «Теория и методика обучения истории в профильной школе», «Теория и методика обучения обществознанию», «Предметное проектирование процесса обучения культурологическим дисциплинам».

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП):

^ ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1).

ПК: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

СК: способен проектировать профессиональную деятельность в соответствии с современными методологическими подходами в образовании (СК - 1);

способен актуализировать содержание предмета для реализации воспитательных целей обучения (СК - 6);

готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК - 9).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- специфику и признаки ценностной картины мира;

- признаки понятий «ценность», «ценностное отношение», «ценностное сознание»;

- элементы ценностных картин мира в разные культурно-исторические эпохи;

- классификации ценностей;

- содержание универсальных гуманистических ценностей.

уметь:

- выделять составляющие элементы ценностных картин мира различных эпох;

- сравнивать ценностные картины мира;

- соотносить элементы ценностной картины мира с личной картиной мира;

- проектировать свою педагогическую деятельность с учетом знаний, сформированных в ходе изучения данного курса;

- приводить примеры, подтверждающие доминирование тех или иных ценностей в конкретную культурно-историческую эпоху

владеть:

- способностью к анализу и самоанализу;

- проявлять стремление к поиску и систематизации новой информации в источниках различного типа;

- способностью аргументировать выдвинутое утверждение.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц - 2, общая трудоёмкость курса в часах – 72 ч.; аудиторных часов – 16 ч., СРС – 56 ч. Изучение дисциплины предполагается в 8 семестре в объеме 16 практических часов; заканчивается изучение курса зачетом.

^ 5.Краткое содержание дисциплины

Универсальные гуманистические ценности как целевая и содержательная доминанта гуманитарного образования. Содержание универсальных ценностей. Аксиологическая среда гуманитарного образования. Ценностное сознание личности как результат процесса формирования ценностных отношений. Ценностные картины мира в различные культурно-исторические эпохи (мифологическая картина мира Древнего Востока, мифологическая картина мира славян, античная (антропоцентрическая) картинная мира, средневековая (теологическая) картина мира, картина мира Возрождения и Нового времени, составляющие картины мира Новейшего времени). Проблемы выявления элементов современной ценностной картины мира.

6. Разработчик:

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор

Самоходкина Т.В., доцент

кафедра теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ГОУ ВПО «ВГПУ».

7. Эксперт:

Соловцова И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГОУ ВПО «ВГПУ».

^ М 1.В.2 «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: формирование профессиональной компетенции студентов педагогических вузов в сфере правового воспитания школьников, освоение методик правового воспитания в современной школе.

Задачи:

- сформировать представления студентов о понятиях и содержании теории прав человека, прав ребенка, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам человека;

- создать условия для овладения основными методами и приемами обучения правам человека;

- создать условия для осознания студентами места занятий по правам человека в современной школе;

- создать условия для формирования личностной и методической готовности будущих педагогов к воспитанию субъектов социально-педагогического взаимодействия в области прав человека.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к общенаучному циклу, является дисциплиной по выбору. Дисциплина опирается на содержание курсов, изучавшихся в рамках бакалаврской подготовки: философия, педагогика, психология, а также на содержание дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Теория и методика обучения обществознанию». Курс является опорой для изучения дисциплины «Теория и методика обучения обществознания в начальной школе», «Теория и методика обучения истории в профильной школе». Кроме того, курс является основой для организации педагогической практики студентов в общеобразовательных учреждениях.

^ 3. Требования к результатам освоение дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

^ ОК: способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

ОПК: способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

ПК: способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

СК: способен проектировать содержание предмета в соответствии с целеполаганием (СК-2);

способен использовать активные и интерактивные методы обучения предмету (СК-4);

способен актуализировать содержание предмета для реализации воспитательных целей обучения (СК-6);

способен проектировать профессиональную деятельность в различных типах школ: общеобразовательных, профильных, образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СК-7).

^ В результате изучения студент должен

знать:

- основные международные, российские и региональные правовые акты, обеспечивающие реализацию прав детей и закрепляющих обеспечение правового воспитания в школе;

уметь:

- применять нормативные документы в области прав ребенка в процессе решения практических задач;

- планировать самостоятельную работу в рамках проблематики данного курса;

- планировать и проектировать социально-педагогическую деятельность по правовому воспитанию детей;

- организовывать и осуществлять на практике различные формы правового просвещения детей и взрослых.

владеть: представлениями

- об основных нормативно-правовых документах в области прав человека, прав ребенка;

- о современных концепциях прав человека; международных и российских стандартах в данной области; принципах защиты прав человека на международном и российском уровне;

- о государственных гарантиями прав граждан;

- о правах, обязанностях и ответственности участников социально-педагогического взаимодействия;

- о специфике социально-педагогической деятельности по защите различных категорий детей;

- о методологии, содержании и методах обучения в области правового воспитания в современной школе.

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины и её распределение

Количество зачетных единиц – 2; общая трудоемкость курса – 72 ч., из них 16 аудиторных часов, СРС – 56ч. Курс изучается в 4 семестре и завершается зачетом.

  1. ^ Краткое содержание дисциплины
  1   2   3   4   5   6

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты