Домой

Разработки уроков




Скачать 484.2 Kb.
НазваниеРазработки уроков
страница1/3
Дата25.02.2013
Размер484.2 Kb.
ТипУрок
Содержание
Урок №2 (читательская конференция) Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.Урок №3
Урок№4 (Урок – суд) «Мне отмщенье, … и азъ воздам»Урок №5
Какие чувства вызвали книги, посвященные судьбе личности в тоталитарном государстве?
Я другой такой станы не знаю
Менялся сам ландшафт земли
А как же люди. Неужели не понимали, что творится в стране?
И мы, изучая уроки прошлого, благодарны тем писателям, которые, несмотря на все гонения, сумели показать жизненную правду, какой
Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах.
Урок №2 (читательская конференция)
Убить человека – значит убить человека в себе
Чем притягивает творчество А.Солженицына?
Какое впечатление вызвал «Архипелаг ГУЛАГ»
Что такое «Архипелаг Гулаг»?
3 тома, 7 частей, 64 главы
И не посилен для одинокого пера весь объем этой истории и этой истины. Получилась у меня только щель смотровая на Архипелаг, не
Как вы понимаете смысл последнего предложения?
Что значит сталинизм для нашего народа?
Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема произведения
Что происходит с человеком во время ареста?
Но самое страшное было то, что, забирая жизнь, еще прежде того влезали в грудь и обыскивали душу».
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

округа Муром Владимирской области.


РАЗРАБОТКИ УРОКОВ


Душа и колючая проволока

Система уроков по произведению А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»


Разработала

Китаева Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

заслуженный учитель РФ


Номинация:

Литература и искусство


Муром 2009

Система уроков внеклассного чтения по изучению произведения А.И.Солженицына

«Архипелаг ГУЛАГ»

Урок №1 (лекция учителя)

Проблема исторической памяти.

Изображение сталинских репрессий в литературе.


^ Урок №2 (читательская конференция)

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.


Урок №3 (исследовательская работа)

За колючей проволокой.

Реквием.


^ Урок№4 (Урок – суд)

«Мне отмщенье, … и азъ воздам»


Урок №5 Дискуссия

Уроки человечности.


Основные проблемы произведения:

  • Распад в обществе и распад в человеческой душе;

  • Духовное падение личности;

  • Выбор и нравственное осмысление героями своего пути;

  • Ответственность за свою жизнь и поступки;

  • Проблема нравственного возрождения.

Урок №1 (лекция учителя)

Проблема исторической памяти.

Изображение сталинских репрессий

в литературе.


Цель урока:

  • дать представление о тоталитарном режиме, показать его античеловеческую сущность, познакомить с судьбой А.И.Солженицына,

  • продемонстрировать яркую индивидуальность писателя, его честность, самоотверженность и мужество.


Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата ГУЛАГа, Колымы, Печоры, Нарыма, Соловков, Куропат, Быковнянского леса …

А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. У многих репрессированных не известна дата смерти. Сейчас многие не только реабилитированы, но за мученическую смерть канонизированы к лику святых, например философ Флоренский, Патриарх Тихон.

То, что пережили наши соотечественники больше полвека назад, страшно. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, все может произойти снова в еще более жесткой форме.

Давайте оглянемся немного назад, поразмыслим об этом времени.

Как это могло случиться?

Как это время отразилось на нашей жизни?

А.И.Солженицын был первым, кто показал в художественной форме психологию времени. Поэт, писатель и личность такого масштаба, что к нему вряд ли подойдет «обычные» определения: выдающийся, талантливый, оригинальный. Это титан, подобный гениям Возрождения, честно и мужественно открывший завесу тайны над тем, о чем знали многие, но боялись рассказать. Одним из устойчивых мотивов его прозы, проходящим через весь его жизненный и творческий путь, является мотив памяти, прежде всего связанный с темой Родины. Его произведение «Архипелаг Гулаг» является предостережением будущим поколениям. Это крик измученной души, прошедшей через все круги ада.

Чудовищные обвинения, фальсифицированные материалы, следственно – несправедливые приговоры.

Сколько крови и слез пролилось на этой земле.

Что такое террор?

Какова его главная цель?

- Террор – политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками.

Цель его – сломить волю к сопротивлению.

«Тяжелая колесница Истории проехала по нашему поколению, - сказал профессор Кондратьев, член многих зарубежных академий, общественных ассоциаций, расстрелянный в 1939 году в возрасте 46 лет. – Чтобы насаждать и нагревать атмосферу всеобщей «бдительности», было необходимо постоянно «выявлять» новые и новые факты саботажа, вредительства, идеологических диверсий». Дыхание тюрьмы и лагеря было ощутимо по всей стране. Появилась специальная статья – «народная статья» -

  1. - 10

Часть I – антисоветские разговоры

Часть II – хранение огнестрельного оружия;

- клевета на органы государственной безопасности;

- подготовка диверсии по заданию иностранной разведки.

Кругом были «враги народа». Их надо было найти, представить во что бы то стало.

«Инструктор обкома Гордеева считает, что у них в районе кулаков и вредителей нет.

- Ты что, маленькая, а процент?»

(Из романа Б.Можаева «Мужики и бабы».)

Главное не то, что разрушает эпоха, а то, что она создает.

Что может создать тоталитаризм – режим, регулирующий все стороны жизни, вплоть до внутреннего мира человека.

^ Какие чувства вызвали книги, посвященные судьбе личности в тоталитарном государстве?

- Тревогой, скорбью и болью проникнуты страницы произведений А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича», создававшиеся на протяжении десяти лет и ставшие энциклопедией лагерной жизни.

И хотя мы испытываем потрясение от материала, который разворачивает писатель, нам надо выйти из того шокового состояния, в которое погружают нас книги, и понять, что же это было за время.

Итак, конец 20х, 30е – 40е годы. Мрачные годы сталинских репрессий.


Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под железными сапогами

И под грохот «черных Марусь», -

скажет Анна Ахматова.


Необъявленная война на все человечество, вернее на лучшую ее часть

на писателей и поэтов (А.Солженицын, В.Шаламов, О.Мандельштам, Г.Серебрякова, Жигулин, М.Кольцов, Н.Клюев),

на музыкантов, артистов, режиссеров (Л.Русланова, В.Мейерхольд)

на ученых (Н.вавилов, Вернадский, Чижевский, Чьянов)

на инженеров («Шахтинское дело» - приговор – 5 человек к расстрелу)

на врачей (Дело врачей – убийц) – всех, кто представлял какую – то опасность для системы.

1929 год был объявлен годом Великого Перелома. И это было справедливо.

Но переломом чего?

- станового хребта народа. Сначала был взят курс на индустриализацию, потом на коллективизацию, которые обернулись страшным произволом, II гражданской войной и обрекли народ на нищету, бесправие, голод, повлекли жертвы, страдания, взорвали нравственность, похоронив под обломками все лучшее.

Мужик развернулся на 180о и из кормильца, веятеля превратился в потребителя. Лучшие были арестованы, сосланы, уничтожены.

«Кулачество обречено и будет ликвидировано», - сказал Сталин. 10 миллионов самых трудолюбивых крестьян были высланы в лагеря, 6000 вывезены в тундру, почти все погибли.

И хотя в песне пелось:

^ Я другой такой станы не знаю,

Где так вольно дышит человек, -

на деле вся система была направлена на то, чтобы воспитать послушного винтика – раба. Поражают масштабы потерь: научных, хозяйственно – экономических, людских, нравственных.

Воспитывалось новое поколение советских руководителей, для которых основным являлись не профессионализм, а верность и преданность товарищу Сталину.

Развернулась травля интеллигенции, историков (Платонов, Тарле), погибли в застенках философы Карев, Флоренский. Махровым цветом распускались доносы, клевета, двойная мораль, ложь.

«Жить стало лучше

Жить стало веселей» И.Сталин

«Наступили черные времена»

А.Солженицын

Уничтожалась память и связь времен, произошло отчуждение друг от друга. «Под корень секут, под корень», - говорили в народе.

Миллионы погибших и замученных некоммунистов, «контрреволюционеры», бывшие дворяне, священники, буржуазные интеллигенты, «диверсанты и вредители», «кулаки и подкулачники», верующие, представители депортированных народов, националисты, коммунисты, пострадавшие от собственной партии – все исчезнувшие в бездонном и беспощадном чреве ГУЛАГа.

«Враги народа», которых уничтожали без всякой совести и жалости.

^ Менялся сам ландшафт земли

  1. Путем уничтожения архитектурных ценностей:

а) Сбросили колокола, изуродовали храмы.

б) Святые места, монастыри превратили в лагеря и тюрьмы.

2. Путем переименования городов, улиц. 5000 картин из Эрмитажа было продано за бесценок на запад.

3. Строя каналы и искусственные водохранилища, залили водой плодородные земли, осушили Аральское море, занялись поворотом северных рек.

4. Уход от земли, от нравственности – катастрофа. «Разбегутся мужики – захиреет наша земля».

Но самое страшное, по А.Солженицыну, - это экология человеческой души. Страх и ужас постепенно наполняли сердца, вытесняя истинные нравственные ценности.

^ А как же люди. Неужели не понимали, что творится в стране?

- Понимали. Однако, опасаясь за свою жизнь и за жизнь своих близких, многие делали вид, что так и должно быть. «Строим новое общество, - думали, вероятно, они».

Но были и мужественные люди, уже тогда писавшие об этом. А.И.Солженицын, О.Мандельштам, Н.Клюев, А.А.Ахматова, В.Шаламов. Их жизненный путь горек и тернист.

Сталин знал, что творил. Будучи сам поэтом, он понимал, что литература – это на века. И приветствовал тех, кто, чем трагичнее и ужаснее было время, тем больше били челом до земли, восхваляя великих «вождей и отцов народов» - сопровождая одами злодейство, ложь и кровь. И наоборот, выбивал почву из – под ног непокорных мастеров слова, арестовывая их мужей, детей, родственников (А.Ахматова (сын), М.Цветаева (муж, дочь, сестра), М.Платонов (сын – 15 летнего мальчика обвинили в подготовке убийства Сталина и сослали. В 20 лет он умер, до сих пор не реабилитирован), Б.Пастернак (жена), С.Есенин (сын), обрекая их на страдания в страшных очередях Лубянок и Крестов и на молчание.

^ И мы, изучая уроки прошлого, благодарны тем писателям, которые, несмотря на все гонения, сумели показать жизненную правду, какой бы страшной она ни была.

Один из первых – непокоренный узник ГУЛАГа, лауреат Нобелевской премии, писатель Александр Исаевич Солженицын, мужественно и громко сказавший горькую правду о жизни в лагерях, заставил содрогнуться весь мир.

Патриот, горячо любящий свою Родину, тяжело переживающий ее болезни, всю жизнь старавшийся понять, как нам обустроить Россию и надеющийся на мирное выздоровление страны.

Каковы истоки явления Солженицына?

Жизненный и творческий путь крупнейшего писателя современности, Александра Солженицына уникален и неповторим. Тяжелые испытания выпали на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием повести «Один день Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, изгнание из страны…

Как выразился один московский журналист, взявшись за откровенно болезненную тему, Александр Исаевич ступил на минное поле.

И я считаю что и до сих пор пребывает на нем, так как Солженицын не просто художник, не просто писатель. Он – яростный борец за идею, за правду, учитель, проповедник.

Его исследования можно сравнить с трудом археолога: то же стремление добраться, докопаться до истины, до правды.

Только не через толщу материально – культурных наплавствований, а через слои лжи, фальши, забвения и умолчания. Исследовать прошлое, опираясь не столько на документы (они или уничтожены, или до сих пор недоступны), сколько на мемуары, собственный опыт, интуицию художника, свидетельства современников.

«^ Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. В ней есть образы, поданные писателем крупно, масштабно, во весь рост. Немало людей, затронутых эскизно, мимоходом. Но более всего – безымянных, молчаливых, нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный народ.

В 1970 году А.И.Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу произведений, возрождающих лучшие традиции великой русской литературы». В речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров отметил, что произведения Солженицына свидетельствуют о «несокрушимом достоинстве человека».

«Где бы, по какой бы причине человеческому достоинству ни угрожали, творчество Солженицына является не только обвинением гонителей свободы, но и предупреждением: подобными действиями они наносят урон прежде всего самим себе».

(Карл Рагнег Гиров, член Шведской академии)


^ Урок №2 (читательская конференция)

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Цели урока:

  • Познакомить с атмосферой античеловеческого режима.

  • Рассказать о судьбе романа, дать представление о взглядах Солженицына на соотношение человека и истории, показать гуманность и ценность этих взглядов.

  • Произвести анализ произведения, определить проблемы, жанр, авторскую позицию, актуальность темы в свете сегодняшнего дня.

  • Воспитать готовность к поисково – исследовательской деятельности.

Эпиграф к уроку:

^ Убить человека – значит убить человека в себе

И.Шмелев

После издания «Архипелага ГУЛАГа»(1989 год, первый том написан в 1974 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось произведений, которые представляли бы большую опасность для советского строя.

Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала и открыла горькую правду.

^ Чем притягивает творчество А.Солженицына?

- Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории. «Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью», - писал А.И.Солженицын, - а нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи… нужно победит ложь.

Поднимаясь в полный рост, он дрался с властью голыми руками…, главным образом, книгами, которые тяжелыми бомбами взрывались на Западе и в самиздате.

«Архипелаг Гулаг», словно реквием по замученным в советских лагерях, гремел набатным колоколом на всю страну и весь мир. Солженицын являл публике, ослабевшей за десятилетия репрессий, образец личной стойкости и мужества, готовности отдать жизнь за правду, за русский народ.

Автор заставляет каждого читателя представить себя «туземцем» Архипелага – подозреваемым, арестованным, допрашиваемым, пытаемым , заключенным тюрьмы и лагеря…

^ Какое впечатление вызвал «Архипелаг ГУЛАГ»

- множество различных чувств: потрясение, удивление, горечь.

Произведение затронуло самые сокровенные струны души, не только всколыхнуло человеческие чувства, но и заставило задуматься о смысле жизни, по – другому взглянуть на окружающий мир, почувствовать ответственность за то, что происходит вокруг.

«Архипелаг ГУЛАГ» - великая антитоталитарная книга, утверждающая внутреннюю духовную свободу. Это произведение великого писателя, а не обвинительная речь великого прокурора. И все же пафос обличения в ней такой высоты, какой до Солженицына русская литература еще не знала. Одиннадцать лет, проведенные Александром Исаевичем на Архипелаге ГУЛАГ, дают ему право писать от лица тех мучеников, кто разделил с ним тяжелую судьбу.

^ Что такое «Архипелаг Гулаг»? Мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника?

Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как «опыт художественного исследования»; что подчеркивает историческую, публицистическую и философскую направленность книги.

^ 3 тома, 7 частей, 64 главы

Три тома (семь частей) «Архипелаг ГУЛАГ» - это не подобие дантовской триады – «Ад», «Чистилище» и «Рай», которую мечтал и не успел воплотить на русской почве Гоголь в своих «Мертвых душах». Здесь точнее было бы назвать три другие ступени:


Жизнь на дне

воскресение из мертвых


падение

В I томе две части: «Тюремная промышленность» и «Вечное движение». Здесь представлено долгое и мучительное скольжение страны по наклонной кривой террора. Читая драматически скорбное повествование, ощущаешь, как душа стекленеет от вида разверзающихся перед ней страданий.

Во II томе тоже две части:

3я – «Исправительно - трудовые»

4я – «Душа и колючая проволока»

Здесь, на кромешном дне, проверяются доселе казавшиеся незыблемыми человеческие понятия и ценности. Прошедшие через подобное горнило, они становятся поистине дороже золота.

«То, что должно найти место в этой части, неоглядно.

Чтобы дикий этот смысл постичь и охватить, надо много жизней проволочить в лагерях – в тех самых, где и один срок нельзя дотянуть без льготы, ибо изобретены лагеря – на истребление…

^ И не посилен для одинокого пера весь объем этой истории и этой истины. Получилась у меня только щель смотровая на Архипелаг, не обзор с башни…

Да вкус – то моря можно отведать и от одного хлебка.»

(А.Солженицын. Часть III)

^ Как вы понимаете смысл последнего предложения?

Что значат слова «вкус моря можно отведать и от одного хлебка»?

В 1973 году после допроса машинистки КГБ конфисковал рукопись главного произведения А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956: Опыт художественного исследования». Работая по памяти, а также используя собственные записи, которые он вел в лагерях и в ссылке, автор задался целью воссоздать официально не существующую советскую историю, почтить память миллионов советских заключенных, «растертых в лагерную пыль».

Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумеваются тюрьмы, исправительно - трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.

«Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем – то другим, как с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».

Слово, следующее после «Архипелага», имеет в книге двойное написание: «ГУЛаг» - для сокращения Главного Управления Лагерей МВД; «ГУЛАГ» - как обозначение лагерной страны, АРХИПЕЛАГА – почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ ЗЭКОВ.

В своей книге писатель пользуется воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами 227 заключенных, с которыми он встречался в местах лишения свободы.

^ Что значит сталинизм для нашего народа?

Кто виноват в кровавых репрессиях: только Сталин и его окружения или вина за все происходящее лежит и на народе, допустившим массовые убийства?

Что мог сделать один слабый человек?

Эти и многие другие жизненно важные вопросы ставит на страницах своих произведений А.И. Солженицын.

«Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» две вершины творчества Солженицына, в которых с наибольшей полнотой воплотились его творческий дар и труд.

В них представлена трагедия, какой Россия еще не знала в своей истории ни по глубине, ни по размаху.

Вот сам автор, заключенный на «шарашке; слышит через забор, как в смежном общем лагере плачет приставленная околевать перед вахтой на морозе за выраженное в слух человеческое сочувствие беглянке молодая девочка:

«Простите меня, гражданин начальник! Пустите в лагерь, я больше не буду!...»

В бессилии хоть как то помочь писатель глядит в костер перед собой и клянется: «Этому огню и тебе, девчушка, я обещаю: прочтет о том весь свет». И за этими словами перед мысленным взором читателя возникает сохраненный всеми четырьмя Евангелистами рассказ о том, как перед скорой смертью Иисуса апостолы вознегодовали на Марию, которая «даром потратила драгоценное миро, возливши его на ноги Христа, а он ответил ослепленным сиюминутной заботой ученикам вещей речью: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Есть в книге диалог и с современной автору лагерной литературой – откровенный спор с Варламом Шаламовым, чьи «Колымские рассказы» действительно выдерживают сравнение с «Архипелагом». Александр Солженицын предлагал в свое время В.Шаламову совместное творчество, но тот отказался. Шаламовская лагерная эпопея есть своего рода «трагедия без катарсиса», жуткое повествование о безвыходной бездне человеческого падения.

Персонажи В. Шаламова, как правило, утрачивают веру в добро и справедливость, предстают нравственно и духовно опустошенными. Души их, как заключает писатель, «подверглись полному растлению».

В лагере каждый за себя, зэки «сразу выучились не заступаться друг за друга»

«В бараках, - замечает автор, - часто возникали ссоры, и все они заканчивались почти всегда одинаково – драками. А ведь участники этих споров – бывшие профессора, партийцы, колхозники, полководцы».

В лагере существует давление, нравственное и физическое, под влиянием которого «каждый может стать вором от голода». Казалось бы, беда сплачивает. В беде, особенно в общей беде, берут истоки мужество и жизнестойкость, рождается ощущение братства и чувства локтя. Но только не на зоне.

«Умри сегодня ты, а я – завтра!».

В отличие от вселенской безнадежности Шаламова Александра Солженицына на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскресение. Еще в первом томе, слушая обсуждения «Ивана Денисовича» в верховном суде, он мысленно восклицает:

«Я сижу и думаю: если первая крохотная капля правды разорвалась как психологическая бомба – что же будет в нашей стране когда Правда обрушиться водопадами!

А обрушиться, ведь не миновать».

По мнению американского исследователя Джозефа Франка, «основной темой Солженицына является прославление нравственности, единственной возможности выжить в кошмарном мире, где только нравственность гарантирует человеческое достоинство и где идея гуманизма приобретает сверхценный характер».

Художественное пространство прозы Солженицына представляет собой как бы соединение 3х миров – идеального (Божественного), реального (земного) и адского, дьявольского.

Такому строению мира соответствует и устройство души русского человека. Она, эта душа, тоже трехсоставная и представляет собой сочетание нескольких начал: святого, человеческого (гуманистического) и звериного.

Попадающие на Архипелаг после войны вдруг начинают явственно ощущать воздух свободы – не внешней, до которой путь крайне долог, а внутренней воли.

Проблеск надежды впервые появился, как это ни удивительно, в начале третьего тома, в истории «особых» политических лагерей (ч. 5 – «Каторга»). Объяснить это можно лишь тем, что книга Солженицына являет собою образ реализма в исконном, средневеково-платоновском смысле понятия, утверждающего верховенство высокого духа над косной материей. Попадающие на Архипелаг после войны вдруг начинают явственно ощущать воздух свободы – не внешней, до которой путь крайне далек, но неотъемлемой и победительной внутренней воли. Провозвестником ее служит безмолвная русская старуха, встреченная писателем на тихой станции Торбеево, когда их вагон-зак ненадолго замер у перрона.

«Крестьянка старая остановилась против нашего окна со спущенной рамой и через решетку окна и через внутреннюю решетку долго, неподвижно смотрела на нас, тесно сжатых на верхней полке. Она смотрела тем извечным взглядом, каким на «несчастненьких» всегда смотрел наш народ. По щекам ее стекали редкие слезы. Так стояла корявая и так смотрела, будто сын ее лежит промеж нас. «Нельзя смотреть, мамаша», - негрубо сказал ей конвоир. Она даже головой не повела. А рядом с ней стояла девочка лет десяти с белыми ленточками в косичках. Та смотрела очень строго, даже скорбно не по летам, широко-широко открыв и не мигая глазенками. Так смотрела, что, думаю, засняла нас навек. Поезд мягко тронулся – старуха подняла черные персты и истово, неторопливо перекрестила нас».

Эта тема неисчерпаема, как неисчерпаема человеческая судьба.

Крепко проучила нас история.

Запомним ли мы ее урок?

Домашнее задание:

Провести исследовательскую работу по темам:

  • А.И.Солженицын и А.А.Ахматова

  • «Душа моя скорбит смертельно»

  • Жизнь «во псах»

  • «Псовая» служба

  • «Малолетки»

  • Каждый получает по Вере его



Урок №3 (исследовательская работа)

За колючей проволокой. Реквием

Эпиграф к уроку:

Нельзя изгнать вовсе зло из мира,

но можно в каждом человеке

его потеснить …

А.И.Солженицын

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река.

Но крепки тюремные затворы.

А за ними «каторжные норы»,

И смертельная тоска.

Для кого - то веет ветер свежий,

Для кого – то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

А.А.Ахматова «Реквием»

В последнее время часто говорят об экологии природы. Но главное для общества – это экология души.

Давайте проследим, как она меняется в зоне.

«Климат Архипелага – всегда полярный, даже если островок затесался и в южные моря. Климат Архипелага – 12 месяцев зимы, остальное лето. Самый воздух обжигает и колет, и не только от мороза, не только от природы».

(гл.19 - II том)

Холодно, тоскливо и безнадежно на душе. В этом мире отсутствует всякая гармония. Даже цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. «Одеты зэки даже и летом в мягкую серую броню телогреек. Одно это вместе со сплошною стрижкою голов у мужчин придает им единство внешнего вида: осуровленность, безличность. Но даже немного понаблюдав их, вы будете поражены также и общностью выражений их лиц – всегда настороженных, неприветливых, безо всякого доброжелательства, легко переходящих в решительность и даже жестокость» (гл.19, II том).

Время, о котором пишет А.Солженицын, – один из самых страшных провалов в русской истории, время торжества Антихриста – одна из самых тяжелых драм эпохи – распадение связей между поколениями.

^ Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема произведения. Мучительно пытаясь понять «Кто мы?» и «Что с нами происходит», художник слова старался ответить на вопрос общества: Какие мы?

В центре произведения – трагедия честных людей, ставших жертвами произвола и насилия. Восхищает уровень правды писателя – без уклончивости и компромиссов, правды обжигающей и неожиданной, с глубокой, свойственной русской традиции болью за человека.

Не критика коммунизма и не проклятья ГУЛАГу – оставим политику историкам и политологам – проходят главными, на мой взгляд, а борьба добра со злом – основная и вечная тема мирового искусства.

«Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце… Линия эта подвижна … С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке (в каждом человеке).

Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить. С тех пор я понял ложь всех революций истории, они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая - и носителей добра) – само же зло, еще увеличенным, берут в наследство», - писал Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Тем более, что проза писателя выросла на духовно – нравственном, гражданско – публицистическом фундаменте древнерусского искусства. Хотя, на первый взгляд, кажется, что Солженицын обращается к темам, не имеющим ничего общего с религией, его творчество наполнено духовной силой, проникнуто духом сострадания и призывами к покаянию.

Попав в лагерь, человек неизбежно сталкивался с новым для себя миром, казавшимся безумным. Чтобы держать народ в повиновении и страхе, не останавливались ни перед чем. И тем не менее преступность не уменьшалась.

^ Что происходит с человеком во время ареста?

Давайте вспомним страницы из «Архипелага ГУЛАГа». Незнакомый мир поражает человека своей жестокостью. Русский интеллигент, воспитанный на Толстом и Чехове, впервые попадает на Соловки. Онемев от изумления, он слышит: «Здесь республика не Советская, а Соловецкая. Порядочек будет таков: скажу «встать» - встанешь, «лечь» - ляжешь».

«Первое, что вступивший видит в этом голом, грязном загоне – карантинную рожу…, одетую в мешки! – в обыкновенные мешки: ноги выходят вниз как из – под юбки, а для головы и рук делаются дырки». Ошеломленный увиденным, слышит: «Никому не верь, ничего не проси».

Сам воздух Соловков впитывал жестокость, сгущался от постоянных зловещих звуков. Высшим законом Архипелага стала формула – «От заключенного нам надо взять все в первые 3 месяца – а потом он нам не нужен».

Трагизм изображаемой действительности представляет собой отклик на беспредельную скорбь существования – ту самую, которая выразилась в Евангельских словах : «душа Моя скорбит смертельно». (Мф.26-38)

Вот перед нами первый день неволи. Одиночество. Все боятся разговаривать друг с другом. Каждый считал соседа «врагом народа». Некому излить душу – горькое разочарование.

«Новичок раздавлен духом, еще и не начав соловецкой жизни, своих бесконечных трех лет срока». Сидя на полу, с ужасом наблюдает привычную картину: лежащие на нарах урки, смеясь, постреливают в стоящих интеллигентов (58 статья) вшами с себя.

«Разойдись! Разойдись! Кричат среди бела дня трое молодых людей, с лицами наркоманов, быстро под руки волокут опавшего, с обмякшими ногами и руками человека в одном белье – страшно увидеть его стекающее как жидкость лицо! – волокут под колокольню, … в низенькую дверь… Все понятно куда … - на расстрел. Мертвых прячут под нары, чтобы получить на них лишнюю пайку.

^ Но самое страшное было то, что, забирая жизнь, еще прежде того влезали в грудь и обыскивали душу».

Да, самое страшное – это потерять свое имя, свое лицо, свое «Я». Родных, близких, семью, друзей. Все …. Ты один во враждебном мире. И не на год, а на 3, 10, 25. Без права переписки, зная, что родные теперь тоже переведены в разряд «члена семьи врагов народа».


Узнала я, как опадают лица,

Как из – под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной, - скажет А.Ахматова

^ Что теряет человек с арестом?

Веру в силу разума, доброе чувство, свою суть, свое лицо и душу. Душа в нем поселяется чужая. Утрачивается смысл жизни. Личность погибает в человеке, стирается яркая индивидуальность, так как теперь долгие годы он будет жить по чужой воле. То, чем он занимался до ареста, ему больше не нужно. Уничтожается биологическая сущность. С этого момента начинается цепочка зла.

«В лагере так: на всех все равно не хватит, смотри, чтобы тебе хватило … Дьявольский антимир, стремящийся уничтожить, поглотить Христианскую Русь! Костенеющим от голода языком надо было выступать с речами, требуя перевыполнения планов! И выявления вредителей!... И стахановского движения…

Но особенно невыносимо было женщинам, которых в слякоть и дожди в шелковых платьях под смех блатарей впрягали в тачки. Тем образованным женщинам, «которые как великой чести удостаивались стирки белья и кормления собственных свиней гражданина начальника лагпункта. И по первому пьяному жесту его становились в доступные позы, чтобы завтра не околеть на общих».

Кто – то шел на содержание придурков без любви – чтобы спастись, а кто – то шел на общие и гиб – за любовь.

Злодейство, кровь и ложь. Чувство щемящей, мучительной боли и стыда. Самое главное – из этого мира изгнан БОГ, исчезли красота и одухотворенность. И в итоге – эгоизм и предательство. Но страшнее всего – это когда тебя принуждают к стукачеству, к доносам, клевете.

(т. II, глава 12. «Стук – стук - стук»)

«Как получилось, что я остался жить во псах?…

Была отработана целая система вербовки в предатели. «начавший скользить – должен скользить и срываться дальше. Так ловят птичек. Начиная с коготка».

Продать душу для спасения тела… «О как трудно, как трудно оставаться человеком! Даже если прошел ты фронт, и бомбили тебя, и на минах ты рвался – это еще только начало мужества. Это еще не все» (стр. 231).

Сдавши шкуру, сдай вторую! – отмечал А.И.Солженицын.

Для писателя бесовский антимир – это царство эгоизма, власть грубой силы, торжество корысти и отрицание абсолютных ценностей. Равнодушие и страх.

(Гл.15. Блатняки проиграли одежду 5 девушек и раздели их. Одну бросают на пол, бьют скамейкой и топчут ногами. Она кричит, все сидят, не только не вмешиваясь, но как будто даже и не замечают. Позже приходил фельдшер:

- Кто тебя бил?

- С нар упала, - отвечает избитая. стр.263)

^ Насилие длительно там, где есть готовность ему подчиняться. А.Солженицын в своем произведении изображает тот самый период, когда святое начало в русской душе было ослаблено (разрушены и разграблены храмы, сброшены колокола, запрещены службы, каралась сама Вера в Бога), гуманистическое еще не привито, звериное же не только не укрощено, но, напротив, получило полную свободу, так как Божья Благодать отошла.

Что происходит в лагере – есть результат массового духовного заболевания, переживаемого Россией в ХХ веке.

Насаждалось пренебрежение к личным чувствам и переживаниям. Поощрялось предательство и донос. Сопротивляться этой системе было трудно, а часто невозможно.

Тех же, кто пытался это делать, постигала одна участь – репрессии. На войне с собственным народом потеряли миллионы людей.

«Боже мой, - думал один из героев произведения, идя в страшной колонне «зеков», - неужели это все враги народа? Кто сходит с ума: я или вождь?»

И почти потеряли себя. Рабская психология, заложенная в наши души еще при «Вожде и Учителе», и поныне пробивается в каждом из нас.

Символический смысл страшной скорби становится понятным, когда у людей разверзается бездна под ногами.

Страх, липкий, предательский, «он крепко душу держит и разумом руководит». «Вот он страх: и потупленный взор, и озноб, и холодный пот, обволакивающий тело».

Кровавый крик о помощи, который никто не слышит. Умри сегодня ты, а я завтра.

Осужденные быстро теряли свое прежнее «лицо», и часто зверь был милосерднее, справедливее и добрее.

Воздух, пропитанный жестокостью, изъял человеческие черты: совесть, жалость, милосердие. Издеваются над одним, другие будто не замечают.

«Честность, искренность, любовь – это не политические категории, - говорил Сталин Кирову. В политике есть только одно – политический расчет. Власть группы, топчущей одного».

Подавление творческой личности, физическое уничтожение, страх которого делает человека послушным, бессильным:

«Господи! Господи! Под снарядами и под бомбами я просил Тебя сохранить мне жизнь. А теперь прошу Тебя – пошли мне смерть» (III часть, 6 глава).

Отвечали ли кто за смерть, за убийство?

- Нет! «Одним фашистом (58 статья) стало меньше».

  1   2   3

Скачать 484.2 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты