Домой

История Русской Церкви составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинар




Скачать 166.9 Kb.
НазваниеИстория Русской Церкви составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинар
Дата25.02.2013
Размер166.9 Kb.
ТипСеминар
Содержание
1. Содержание дисциплины
2. Вопросы к экзамену
Подобные работы:


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

3 КУРС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса "История Русской Церкви" составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использованием программы по Истории Русской Церкви Московской Духовной Семинарии и авторских разработок. Курс рассчитан на учащихся третьего года обучения Владивостокской Духовной Семинарии и предусматривает знакомство с историей Русской Православной Церкви Синодального периода (1700-1917 гг.), он рассчитан на два учебных семестра.

Церковная реформа Петра открывает новый период в Истории Русской Церкви, получивший название Синодального. Это не искусственная конструкция, а естественно сложившаяся, своеобразная по своей новизне эпоха в развитии Русской Церкви, подготовленная всем историческим процессом. Секулярный характер преобладания государства над церковью в период абсолютизма необходимо диктует периодизацию событий по царствованиям, т. к. в этот период не было главы церкви.

Цель курса – ориентация студентов в сфере русской церковной истории как одной из важнейших составляющих национальной культуры.

Задачи данного курса - научить студентов работать с первоисточниками, ориентироваться в сложных историографических материалах относящихся к истории государства и Церкви данного периода, раскрыть как можно более полную историческую картину этого времени и показать её связь с предыдущими и последующими периодами, дать представление о закономерностях исторических процессов.

Преподавание курса "История Русской Церкви" связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом - "Общецерковная история" и "История Поместных Церквей", "Сравнительное богословие", "Миссиология", "Церковное право", "Православие и русская литература". По завершении обучения по дисциплине "История Русской Церкви" студент обязан:

  • Овладеть системой знаний по истории Русской Православной Церкви и месте Русской Церкви в истории христианства;

  • Иметь представление об основных источниках истории Русской Православной Церкви;

  • Иметь представление о специфике осмысления русской церковной истории;

  • Иметь представление о закономерностях формирования истории Русской Церкви;

  • Владеть категориальным аппаратом истории Русской Православной Церкви;

  • Иметь представление о связи истории Русской Православной Церкви с вероучением, церковным правом, культурой;

  • Владеть навыками работы с вероучительными, богословскими, церковными текстами, связанными с историей Русской Православной Церкви;

  • Уметь устанавливать связь между исторической реальностью и историческим опытом Русской Церкви;

  • Уметь видеть конкретные проблемы Русской Православной Церкви.



Синодальный Период (1700-1917 гг.)


^ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Введение Общая характеристика Синодальной эпохи.


Отрицательные и положительные стороны Синодального периода. Упразднение патриаршества, преобладание Государства над Церковью, превращение Церкви в Ведомство Государственного Управления. Количественный рост Церкви. Расцвет богословской мысли. Обилие святости на Руси - в великом сонме прославленных и не прославленных пока подвижников благочестия, в великом множестве монастырей и монашествующих. Возрождение старчества.


Тема 2. Период местоблюстительства.

Смерть патриарха Адриана. Отношение Петра I к православию и православным иерархам. Митрополит Стефан Яворский - Местоблюститель патриаршего престола. Охлаждение отношений Петра I к Местоблюстителю. Ересь Тверитинова. Дело царевича Алексея.


Тема 3. Учреждение Священного Синода.


Новые фавориты Петра: Возвышение и падение владыки Феодосия Яновского. Епископ Феофан Прокопович - "живая академия и мозг" Петра I - архитектор Синод. системы. Упразднение Патриаршества. Учреждение Духовной Коллегии (Св. Синода). Принятие Духовного Регламента - Устава Дух. Коллегии. Обер-прокурор как "Око Государево" в Духовном ведомстве.


Тема 4. Миссионерство в эпоху Петра.


Просветители инородцев и иноверцев в Казанском крае: Митрополит Тихон (Казанский); 1701-1724, иеромонах Алексий (Раифский). Просвещение калмыков на Нижней Волге иеромонахом Никодимом (Ленкевичем).

Владыки св. Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещ) - самоотверженные сеятели Слова Божия в Сибири. Успехи преосв. Питирима (Н.Н.) в обращении старообрядцев.


Тема 5. Духовное просвещение.


Необходимость организации системы регулярного образования. "Духовный регламент" об обязательности обучения детей священнослужителей. Открытие первых дух. семинарий. Латинизация школы и её темные стороны. Схоластическое влияние Запада на богословскую науку: "Камень веры" Ст. Яворского и сочинения Феофана Прок. Свят. Димитрий Ростовский и его вел. творение "Четьи-Минеи".


Тема 6. Монастыри и монашество при Петре I.


Протест. взгляд Петра на иночество. Перепись монастырей и монашествующих, множество препятствий к пострижению, закрытие монастырей, превращение их в школы, госпитали, прекращение монастырского летописания.


Тема 7. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь.


Начало раскола русского народа на т.н. "общество" и простой люд. Онемечивание "верхов" и хранение святых устоев "низами". Появление русских "афеистов" и их кощунства. Петровские указы против старины.


Тема 8. Русская Православная Церковь в царствование императрицы Екатерины I, императора Петра II и императрицы Анны Иоанновны.


Понижение Синода Указом Сената от 1726 г. в ряду высших государственных учреждений образования Верховного Тайного Совета и переименованием его, изъятие из его ведомства церковных вотчин. Усиление русской партии и сторонников патриаршества при Петре II. Нашествие иноплеменных при Анне Иоанновне и террор Бирона. Архиерейские процессы. Всемогущество Феофана Прокоповича.


Тема 9. Русская Церковь в 1741-1762:

в царствование Елизаветы Петровны и Петра III.


Русская политика Елизаветы Петровны, изгнание иноземцев. Православный настрой ее, амнистия жертв Феофана Прокоповича. Увеличение в корпорации епископа. Прусские симпатии Петра III. Попытки секуляризации церковных вотчин. Указ об "управлении всех религий".


Тема 10. Русская Церковь в царствование Екатерины II и Павла I.


Екатерина - поклонница и корреспондентка французских вольнодумцев. Указ 1764 г. о секуляризации церковных земель. Уничтожение 4/5 русских монастырей. Деление монастырей и епархий на 3 класса. Открытый противник секуляризации Арсений Мациевич. Обер-прокуроры Н.Н. Мелиссино и П.П. Чебыщев. Духовник Екатерины II прот. Иоанн Памфилов. Милости Церкви императора Павла: освобождение от телесных наказаний священников, награды светскими орденами и др. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и мальтийского ордена.


Тема 11. Русская Православная Церковь в Польше.


Преследование Православия в Речи Посполитой. Святитель Георгий Конисcкий - мужественный защитник Православия. Разделы Польши - реакция соседних держав на фанатизм католиков. Возвращение униатов к прародительской вере.


Тема 12. Приходское духовенство в ХVIII в.


Формирование сословия духовного чина: наследственность церковной службы, сословный характер школы. Перепись храмов и священнослужителей. Разборы духовенства. Бедность и бесправие сельского духовенства.


Тема 13. Миссионерство в ХIII в.


Просвещение народов Поволжья: Комиссия новокрещенских дел. Святители Лука Конашевич и Димитрий Сеченов. Миссионерство в Сибири. Ревностный просветитель края Тобольский свят. Павел Конюскевич. Исповеднический путь борца против секуляризации. Основание Иркутской кафедры и её святители Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский). Обращение старообрядцев. Братья Денисовы. Образование Единоверческой Церкви (1800).


Тема 14. Духовное просвещение ХVIII в.


Количественный рост духовных школ. Централизованное материальное обеспечение школ при Екатерине II. Проекты реформ духовных школ. Сохранение латинского характера образования. Свят. Платон (Левшин) - ревнитель просвещения ("Петр Могила Московской Академии").


Тема 15. Монастыри и монашество в ХVIII в.


Секулярный век и секулярный взгляд на иночество. Тяжкие испытания монастырей и монашествующих в эпоху бироновщины. Указ Екатерины от 23/II - 1764 г. и его последствие. Угроза пресечения монашества. Великий поборник аскетического возрождения митрополит Гавриил (Петров).


Тема 16. Подвижники иноческого благочестия ХVIII в.


Иеромонах Феодор (Ушаков) - муж святой жизни. Схиархимандрит Паисий (Величковский) - возродитель традиций старчества.


Тема 17. Религиозно-нравственное состояние народа в ХVIII в.


Народ - хранитель старых, допетровских обычаев и нравов. Блаженная Ксения (Петербургская). Увлечение высшего общества вольтерьянством, рационализмом. Распространение западного мистицизма. Масонство. Новиков, Шварц и др.


Тема 18. Церковная жизнь и церковное искусство ХVIII в.


Тотальный государственный контроль церковной жизни. Прославление свт. Димитрия Ростовского, преп. Феодосия Тотемского. Новые церковные праздники в память икон Божией Матери "Утоли моя печали", "Смоленской" и др. Влияние Запада в церковном зодчестве, иконописи, церковном пении.


Тема 19. Русская Православная Церковь

в царствование Александра I (1801-1825).


Либеральный и сентиментальный государь. Увлечение общества западным мистицизмом. Обер-прокурор Голицын А.И. Война 1812 г. Осквернение православных святынь инославными. Петербургское Библейское общество и "Сугубое министерство" - проводники масонства. Начало борьбы православной общественности с западным мистицизмом. Преосвященный Иннокентий (Смирнов), архимандрит Фотий. Закрытие Библейского общества. Упразднение "Сугубого министерства".


Тема 20. Русская Православная Церковь

в царствование Николая I (1825-1855).


Казённо-охранительный режим императора. Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры. Усиление обер-прокурорского надзора. Обер-прокурор ПратасовН.А. Патриотическое и самоотверженное служение православного духовенства в Крымской войне (1853-1856).


Тема 21. Русская Православная Церковь

в царствование Александра II (1855-1881).


Царь - реформатор. Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обсуждение насущных церковных проблем. Засилье обер-прокурора гр. Д.А. Толстого. Его реформы. Русско-турецкая война (1877-1878) и отношение к ней Церкви.


Тема 22. Русская Православная Церковь

в царствование Александра III (1881-1894).


Александр III - царь-самодержец и миротворец. Обер-прокурор К.П. Победоносцев - реакционный народник - архитектор охранит. курса царя, противник Соборов.


Тема 23. Приходское духовенство в XIX в.


Изменение правового положения духовенства. Меры по уничтожению сословной замкнутости духовенства. Отмена телесных наказаний при Александре II. Улучшение материального положения духовенства. Введение казённого жалования для приходских священников. Святой Иоанн Кронштадтский - муж святой жизни. Ревностные труды священников А.В. Гумилевского, И.Н. Полисадова, прот. А.В. Рождественского и др.


Тема 24. Православие на Кавказе и на Западе России.


Присоединение Грузии и введение в состав Русской Церкви Грузинской Церкви на правах экзархата. Архиепископ Феофилакт Русанов. Воссоединение униатов на Западе в 1839 г. Митрополит Иосиф (Семашко). Епископ Маркелл (Поппель).


Тема 25. Миссионерство в XIX в.


Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества Профессор Н.И. Ильминский - просветитель татар. Архимандрит Макарий (Глухарев) - романтический миссионер Алтая. Свят. Макарий (Невский) - продолжатель его трудов. Апостольская проповедь русских миссионеров в Америке: архимандрит Иоасаф (Болатов), преп. Герман (Аляскинский), свят. Иннокентий (Вениаминов). Архимандрит Иакинф (Бичурин) - руководитель Китайской Духовной миссии.


Тема 26. Духовное образование в XIX в.


Реформы духовного образования в XIX в. Устав 1814 г. Пратасовские коррективы. Устав 1869 г. - свидетель либеральных реформ 60-х годов. Устав 1884 г. - печать охран. режима Александра III.


Тема 27. История Духовных Академий.


Московская Духовная Академия. Киевская Духовная Академия. Санкт-Петербургская Духовная академия. Казанская Духовная академия.


Тема 28. Перевод Библии на русский язык и митрополит Филарет.


Библейское общество. Перевод Библии на русский язык 1815-1825 гг. под руководством свят. Филарета. Прот. Герасим Павский и архимандрит Макарий (Глухарев) - неофициальные переводчики Библии в эпоху Николая I. Издание Священного Писания на русском языке в царствование Александра II. Свят. Филарет. Биография. Церковно-административная деятельность.


Тема 29. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский.


Святитель Игнатий (Брянчанинов). Биография. Труды.

Святитель Феофан Затворник. Биография. Труды.


Тема 30. Богословие в XIX веке.


Экзегетические и исагогические труды проф. Архимандрита Феофана (Бухарева). Преосв. Михаил (Лузан) – критик отриц. Школы Штрауса, Ренана. Над «Евангелием» епископа Таврического Михаила (Грибановского). Догматисты: архимандрит Антоний (Амфитеатров), митрополит Макарий (Булгаков), Филарет (Черниговский), архимандрит Сильвестр (Малеванский), проф. А.Л. Катанский. Великие проповедники: архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов), архиепископ Димитрий (Муретов), прот. Иродион (Путятин).


Тема 31. Церковно-историческая наука в XIX в.


Митрополит Платон (Левшин) – первый автор сводного труда по Истории Русской Церкви – «Краткой Российской церковной истории» (1805) в 2-х тт. Видные историки Рус. Церкви: митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Филарет (Гумилевский). Прот. А. Горский – основатель научно-критической истории Церкви в Московской Академии. Митрополит Макарий (Булгаков) – создатель фундаментального обобщающего труда по ИРЦ. Академик Е.Е. Голубинский – автор острокритических церковно-исторических трудов. Продолжатель научно-критической школы. П.В. Знаменский и А.II. Доброклонский – авторы талантливых учебных «Руководств» по ИРЦ. Известные историки по Общецерковной истории: епископ Порфирий (Успенский), проф. СпбДА И.Е. Троицкий, проф. МДА А.П. Лебедев, проф. СпбДА В.В. Болотов и др.


Тема 32. Монастыри и монашество в XIХ в.


Перемена отношения правительства к монастырям. Восстановление упраздненных в ХVIII в. обителей и основание новых монастырей. Улучшение материального положения монастырей. Широкая благотворительная деятельность монастырей. Умножение и расцвет женских обителей. Борисо-Глебский (под Москвой), Спасо-Бородинский и др. жен. Монастыри.


Тема 33. Подвижники иноческого благочестия XIХ в.


Митрополит Филарет (Амфитеатров) (1779-1857) – «младенец в митре». Епископ Харьковский Мелетий (Леонтович) (1784-1840). Епископ Пензенский Амвросий (Орнатский)(1778-1827). Архиепископ Воронежской Антоний (Смирницкий) (1773-1846). Киево-Печерский иеросхимонах Парфений (1790-1855). Старец Иларион (Фокин) (1774-1853). Старцы Валаамского Преображенского монастыря: о. Назарий, о. Леонид (Наголкин), схимонах Феоктист. Настоятель монастыря игумен Дамаскин (Кононов).


Тема 34. Саровская пустынь и преп. Серафим.


Житие святого преподобного Серафима Саровского.


Тема 35. Оптина пустынь в XIX в.


История ее возникновения. Возрождение её митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Строитель Моисей (Путилов) (1782-1862). Основатель старчества Леонид (Наголкин) (1768-1841). Старец Макарий (Иванов) (1788-1360). Св. Амвросий (Гренков) (1812 –1891).


Тема 36. Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль в XIX в.


Разделение народа на 2 круга. Традиционный уклад религиозного быта простого народа. Нравственные издержки «эпохи великих реформ». Этапы развития русской религиозно-философской мысли. Западники. Нигилизм. Славянофилы (А. С. Хомяков: 1804-1860; И. В. Киреевский: 1806-1856; И.С. Аксаков, К. Леонтьев: 1831-1891).


Тема 37. Русская Церковь и Православный Восток


Учреждение Священным Синодом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Первый её начальник – архимандрит Порфирий (Успенский). Иеромонах Феофан (Говоров). Деятельность 2-ой Миссии под руководством архимандрита Кирилла (Наумова). Выдающийся начальник 3-ей дух. Миссии. Архимандрит Антонин (Капустин) и его многообразная деятельность. Возрождение Миссии в 1946 г. Св. Гора. Русские на Афоне. Пантелеимонов монастырь.


Тема 38. Миссионерство на рубеже ХIХ-ХХ вв.


Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркутске (1910). Издание журнала «Миссионерское обозрение» (с 1896). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова)(1885-1962). Св. равноапостольный Николай (Касаткин) – просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная Миссия в Корее (с 1897).


Тема 39. Духовная школа и церковная наука на рубеже веков


Нестроения в духовных школах в н. XX в. «Отзывы» архиереев 1905 г. и их предложения по переустройству системы духовного образования. «Временные правила» 1905 г. Ревизия Дух. Академий 1908 г. и ее результаты. Устав Дух. Академий 1910-1912 гг. Уровень церк. Науки в н. XX в. Известные ученые: М.Д. Муретов, Н.Н. Глубоковский, еп. Антоний (Храповицкий), М.М. Тареев, иеромонах Сергий (Страгородский), о. Павел (Флоренский), архимандрит Иларион (Троицкий), Н.Ф. Каптеров. М.О. Ключевский и др.


Тема 40. Церковная жизнь на рубеже веков


«Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 гг. в Санкт-Петербурге. Попытка диалога богоискателей и богостроителей с Академической Духовной профессурой. Рост общественной активности русского духовенства. Социальное служение его. Умножение числа канонизаций. Прославление преп. Серафима Саровского. «Открытие русской иконы» в 1905 г. Художники-иконописцы В.Н. Васнецов и Н.В. Нестеров. Возрождение древнерусского зодчества. Церковные композиторы П.Г. Чесноков, Гречанинов и др.


Тема 41. Русская Церковь на пути к Поместному Собору.


Общ. Движение за возрождение Соборности и восстановление Патриаршества в начале ХХ в. Создание в 1905 г. особого Совещания при Комитете Министров под председательством графа С.Ю. Витте. Попытка Обер-прокурора К.П. Победоносцева помешать обсуждению вопроса об изменении статуса Церкви. «Отзыва» епархиальных архиереев за созыв Собора. Заседание Предсоборного Присутствия и его Материалы. Резолюция Государя о неблаговременности Собора в 1907 г. II-й этап движения за Собор и Патриаршество (1912-1914). Предсоборное Совещание и его деятельность. III-й этап борьбы за созыв Собора (1917). Февральская революция и реакция Св. Синода на неё. Роспуск Св. Синода и формирование Нового Синода. Решение Предcоборного Совета созвать Собор 15/28 августа 1917 г.


^ 2. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Синодальный период истории Русской Православной Церкви. Общая характеристика.

  2. Личные религиозные убеждения и отношение к церковной жизни императора Петра I.

  3. Предпосылки церковной реформы.

  4. Меры Петра I по отношению к духовенству, принятые до учреждения Св. Синода (указы 1701 – 1718 гг.)

  5. Выдающиеся иерархи эпохи Петра I. Великороссы: свт. Митрофан Воронежский, митрополит Иов Новгородский, архиепископ Афанасий Холмогорский. Малороссы: свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан Яворский, архиепископ Феодосий Яновский, архиепископ Феофилакт Лопатинский.

  6. Феофан Прокопович.

  7. «Правда воли монаршей». Указ о престолонаследии 1722 г.

  8. «Духовный регламент» (общая характеристика, структура, основные положения).

  9. Начало церковной реформы. Манифест 25 января 1721 г. Духовная Коллегия. Святейший Синод (состав, статус).

  10. Уточнение статуса Св. Синода в первые месяцы его деятельности: отношения с Монархом, с Сенатом, с коллегиями; с восточными патриархами. Введение должности обер-прокурора.

  11. Первые указы по учреждении Св. Синода. "Объявление о монашестве" 1724 г.

  12. Значение церковной реформы 1721 г. Оценка ее церковным сознанием.

  13. Просветители инородцев и иноверцев в Казанском крае: Митрополит Тихон (Казанский); 1701-1724, иеромонах Алексий (Раифский). Просвещение калмыков на Нижней Волге иеромонахом Никодимом (Ленкевичем).

  14. Владыки св. Иоанн (Максимович) и Филофей (Лещ) - самоотверженные сеятели Слова Божия в Сибири. Успехи преосв. Питирима (Н.Н.) в обращении старообрядцев.

  15. Свят. Димитрий Ростовский и его вел. творение "Четьи-Минеи".

  16. Наследники Петра I. Учреждение Верховного Тайного Совета, его отношения с Св. Синодом. Изменение структуры и статуса Св. Синода.

  17. Русская Церковь в царствование Екатерины II и Павла I. Указ 1764 г. о секуляризации церковных земель. Деление монастырей и епархий на 3 класса. Противники секуляризации.

  18. Обер-прокуроры Н.Н. Мелиссино и П.П. Чебыщев. Указы императора Павла I об освобождение от телесных наказаний священников, награды светскими орденами и др. Поддержка Павлом I папы, иезуитов и мальтикского ордена.

  19. Положение православных в Речи Посполитой. Святитель Георгий Конисcкий.

  20. Приходское духовенство в ХVIII в.

  21. Просвещение народов Поволжья. Миссионерство в Сибири.

  22. Основание Иркутской кафедры и её святители Иннокентий (Кульчицкий), Иннокентий (Нерунович) и Софроний (Кристалевский).

  23. Духовное просвещение ХVIII в. Проекты реформ духовных школ. Сохранение лат. характера образования. Свят.

  24. Платон (Левшин) - ревнитель просвещения.

  25. Положение монастырей и монашествующих при Екатерине II.

  26. Схиархимандрит Паисий (Величковский) - возродитель традиций старчества.

  27. Увлечение высшего общества вольтерьянством, рационализмом. Распространение западного мистицизма. Масонство. Новиков, Шварц и др.

  28. Прославление св. Димитрия Ростовского, преп. Феодосия Тотемского. Новые церковные праздники в память икон Божией Матери "Утоли моя печали", "Смоленской" и др. Влияние Запада на церковное искусство.

  29. Русская Православная Церковь в царствование Александра I (1801-1825).

  30. Петербургское Библейское общество и "Сугубое министерство".

  31. Казённо-охранит. режим императора Николая I. Запрет перевода Священного Писания, ужесточение цензуры.

  32. Усиление обер. прокурорского надзора в царствование Николая I (1825-1855). Обер-прокурор Пратасов Н.А.

  33. Патриотическое и самоотверженное служение православного духовенства в Крымской войне (1853-1856).

  34. Русская Православная Церковь в царствование Александра II (1855-1881).

  35. Обер-прокурора гр. Д.А. Толстой. Его реформы. Русско-турецкая война (1877-1878) и отношение к ней Церкви.

  36. Правление императора Александр III. Обер-прокурор К.П. Победоносцев.

  37. Меры по улучшению положения приходского духовенства (к. XIX в.).

  38. Святой Иоанн Кронштадтский. Труды священников А.В. Гумилевского, И.Н. Полисадова, прот. А.В. Рождественского и др.

  39. Присоединение Грузии и введение в состав Русской Церкви Грузинской Церкви на правах экзархата.

  40. Архиепископ Феофилакт Русанов. Воссоединение униатов на Западе в 1839 г. Митрополит Иосиф (Семашко). Епископ Маркелл (Поппель).

  41. Учреждение в 1865 г. православного миссионерского общества. Проф. Н.И. Ильминский – просветитель татар. Архимандрит Макарий (Глухарев) – миссионер Алтая, свят. Макарий (Невский).

  42. Апостольская проповедь рус. миссионеров в Америке: архимандрит Иоасаф (Болатов), преп. Герман (Аляскинский), свят. Иннокентий (Вениаминов). Архимандрит Иакинф (Бичурин) – руководитель Кит. Дух. Миссии

  43. Реформы духовного образования в XIX в.

  44. История Духовных Академий.

  45. Перевод Библии на русский язык 1815-1825 гг. под руководством свят. Филарета. Протоиерей Герасим Павский и архимандрит Макарий (Глухарев) – неофициальные переводчики Библии в эпоху Николая I. Издание Священного Писания на русском языке в царствование Александра II.

  46. Святитель Игнатий (Брянчаников).

  47. Святитель Феофан Затворник.

  48. Развитие богословской науки в XIX в.

  49. Церковно-историческая наука в XIX в.

  50. Причины изменение положения монастырей и монашества в XIХ в.

  51. Старцы Валаамского Преображенского монастыря: о. Назарий, о. Леонид (Наголкин), схимонах Феоктист. Настоятель монастыря игумен Дамаскин (Кононов).

  52. Преп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель. Открытие мощей и прославление преп. Серафима, Саровского чудотворца, в присутствии их Императорских Величеств в июле 1903 г.

  53. Оптина пустынь, история ее возникновения. Возрождение её митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Строитель Моисей (Путилов) (1782-1862).

  54. Основатель старчества Леонид (Наголкин) (1768-1841). Старец Макарий (Иванов) (1788-1360). Св. Амвросий (Гренков) (1812 –1891).

  55. Развития русской религиозно-философской мысли. Западники. Славянофилы.

  56. Учреждение Священным Синодом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и её история.

  57. Миссионерские съезды в Казани (1897), Одессе (1898) и Иркутске (1910). Миссионерская деятельность на Камчатке Нестора (Анисимова)(1885-1962).

  58. Св. равноапостольный Николай (Касаткин) – просветитель Японии (1836-1912). Русская духовная Миссия в Корее (с 1897).

  59. Меры по изменению системы образования на рубеже XIX- XX вв. Известные ученые.

  60. «Религиозно-философские Собрания» 1901-1903 гг. в Спб. Рост общественной активности русского духовенства.

  61. Умножение числа канонизаций на рубеже столетий. Прославление преп. Серафима Саровского.

  62. Художники-иконописцы В.Н. Васнецов и Н.В. Нестеров. Церковные композиторы П.Г. Чесноков, Гречанинов и др.

  63. Общественное движение за возрождение Соборности и восстановление Патриаршества в н. ХХ в. Создание в 1905 г. особого Совещания при Комитете Министров под председательством графа С.Ю. Витте.

  64. Заседание Предсоборного Присутствия и его Материалы. Резолюция Государя о неблаговременности Собора в 1907 г. II-й этап движения за Собор и Патриаршество (1912-1914). Предсоборное Совещание и его деятельность.

  65. III-й этап борьбы за созыв Собора (1917). Февральская революция и реакция Св. Синода на неё. Роспуск Св. Синода и формирование Нового Синода. Решение Предcоборного Совета созвать Собор 15/28 августа 1917 г.



3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная


    1. Цыпин Владислав, прот. История Русской Православной Церкви (синодальный и новейший периоды). - М., 2006.

    2. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1,2. – М., 1997.


Скачать 166.9 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты