Домой

Введение в аналитическую психологию




Скачать 57.18 Kb.
НазваниеВведение в аналитическую психологию
Дата23.02.2013
Размер57.18 Kb.
ТипПрограмма курса
Содержание
2 октября (18.00-20.30)
3 октября (10.00-20.00)
Критика Юнга
Формирование Персоны
Повреждение Персоны
Подобные работы:

Введение в аналитическую психологию

(для психологов и аналитиков)

Курс 72 часа. Четыре части

Часть1.

Программа курса

30 сентября

Юнгианская теория бессознательного и юнгианская терминология. Вводная лекция с примерами клинического и прикладного характера. Понятия Персоны, Тени, Анимы и Анимуса, Самости, Трикстера, Младенца. Архетип и символ. Клинические примеры. Примеры из области культуры. Русская народная сказка.


1 октября

Юнгианская терапия. Ее границы, сходство и отличия от сугубо психоаналитической терапии.

Глубинная психология. Определение бессознательного. Законы работы бессознательного. Клинические примеры. Время в бессознательном (случай Тахиона). Работа над осознанием бессознательного. Опора на здоровую часть личности. Ресурсы пациента и его мотивация. Когда терапия невозможна? Первое представление об архетипе и символе. Разграничение личного и коллективного бессознательного. Напоминание о концепции переноса – контрпереноса.

Фрейд и Юнг. Из истории психоаналитического движения. Разрыв ученых, последующее сближение школ.

Краткая биография Фрейда, фрейдистская психология – это психология Фрейда. Краткая биография Юнга; юнгианская психология – это психология Юнга. Фрейд: центр культуры – Эдипов комплекс, весь выстроенный вокруг отцовского фаллоса. Жизнь и смерть, идущие от плотского начала человека=мужчины. Юнг: все вертится вокруг Добра и Зла, тени и света, образа Бога в душе человека. История симптома, цель симптома. Аналитик – хирург / аналитик - библиотекарь. Случай Данаи. Исторические упреки Юнгу, их правомерность.

^ 2 октября (18.00-20.30)

Основные архетипы. Архетип Великой Матери.


Общая характеристика. 1 ступень – приближение к Самости, Мать- универсум. Мокошь. Куда девается отец? Алхимическая мать и классический памятник Екатерине Великой. Литературные образы. Одержимость. Потеря границ личности или проблема с их формированием. Борьба за отделение. Образ Бабы-Яги как вечной, вегетативной или партеногенетической матери. РНС – Сказка «Упырь». Работа с образом «Неопалимая купина». 2 ступень – Безгневная мать. Работа с образом «Семистрельная». Разбор клинического случая и сновидения пациентки.


^ 3 октября (10.00-20.00)

Архетип Великой Матери (продолжение) .

Анима – развитие архетипа и его нарушения.

Юнг: врожденность Анимы и Анимуса. Отделение Анимы от Матери.

4 ступени развития Анимы (внутренний рост Героя)

1)Первобытная женщина, Ева. Инстинкт, биологические, коллективные связи.

2) Клеопатра, Елена. Манящая и опасная. Романтический, эстетический уровень Эроса. Сексуальность.

3) Дева Мария – одухотворенный Эрос

4) Мудрость (Афина, София)


Архетип Великого Отца.


Архетип Отца и отцовская символика.

Закон Отца. Напоминание о Законе Матери (и об отсутствующем и подчиненном Отце).

Образы отца. Образ Отца в РНС. Икона «Всевидящее Око». Отцовский принцип.

Одержимость архетипом Отца, личная (мужчины и женщины) и культурная.

Тень Отца

Патриархальный миф, в пределе – однополый  узурпация материнского принципа

Всевластие  отказ от справедливости.

Амплификация - «Дракон» Е.Шварца.

Советская и постсоветская религиозность (материалы АИФ)

Патриархальная идеология.

1) Принимающие ее мужчины (Олигарх - домашний тиран – урка)

2) Не принимающие ее мужчины (матриархальные)

3) Протестующие мужчины (Пуэр, Герой, Дурак)

4) Принимающие ее женщины (Долли)

5) Не принимающие ее женщины (матриархальные - Софи Штольц)

6) протестующие женщины. Дора. Анна?

Анимус – развитие и его нарушение

Повторение определения Анимуса

Носители архетипических проекций Анимы/Анимуса: сперва мама / папа, потом ж / муж. Отделение матери от анимы /отца от анимуса : взросление героя / иерогамия (примеры). Подходящие носители проекций (примеры).
^

Критика Юнга


Врожденность Анимы/Анимуса (?) Действительно ли М сознательно логичен и бессознательно эротичен / Ж сознательно эротична и бессознательно логична?

Ступени Анимуса: Рост мужчины и внутренний рост женщины

1) простая физическая сила + сексуальность. Анатоль. Немного П. Безухов в начале романа

2) инициатива и способность планировать свои действия. (Кн. Андрей, Николай Ростов)  ожидание, что мужчина решит проблемы.

3) «слово», профессор или религиозный деятель. (Пр. Серебряков у Чехова – Нехорошо замуж за ходячую проекцию. Но Елену опыт не учит  Астров)

4) Воплощение смысла. Он опосредует религиозный опыт (Спаситель). Поиск Спасителя вовне (в т.ч. в лице аналитика) и внутри (смысл терапии).


Основные Архетипы (продолжение). Персона и Тень.

Персона Матери и ее Тень: Безумная мать.

Матриархальный миф, в пределе – однополый  узурпация отцовского принципа

Всевластие  отказ от справедливости.

Амплификация – Арина Петровна («Господа Головлевы», Салтыкова –Щедрина).

Анимус и женская Персона (Мать-Дочь, Сестра-Жена), как носитель противоположных установок

  1. Анимус дикий  Учительница

  2. Анимус инициативный – Теща

  3. Анимус –профессор  Соблазнительница, Жертва

  4. Анимус- Спаситель  Циник?



Тень Отца

Патриархальный миф, в пределе – однополый  узурпация материнского принципа

Всевластие  отказ от справедливости.

Амплификация - «Дракон» Е.Шварца.

Советская и постсоветская религиозность (материалы АИФ)


Мужская Персона

Персона мужчины это Отец-Сын, Брат-Муж


Анима противоположна Персоне  4 Персоны

1) Анима дикая, первобытная  Персона рафинированная. Моэм, Бремя страстей человеческих. Возможна мощная тень, лживость.

2) Анима романтичная  Персона прозаичная. Я старый солдат и не знаю слов любви.

3) Анима – одухотворенный Эрос  Персона может быть и теневая. Монах-изувер. Но может быть и симпатичная – интеллигент «В живого человека нивесть чем тыкать?!»

4) Анима мудрая  Персона Дурака, Трикстера, Героя, Юродивого


^ Формирование Персоны – это ведь идентификация со старшими. Параллельно идет формирование Тени – Как Не Надо.

Три пути формирования – это путь жесткой идентификации с отцом, с матерью, и гибкость

Патриархальная Персона (не в меру «справедливая»?)

Матриархальная Персона (не в меру любящая – попустительствующая то есть? – слишком мягкий отец)

Здоровая Персона – в меру любящий и в меру справедливый отец, сын, брат и муж.

^ Повреждение Персоны

  1. Ее слишком много, она пытается подчинить Самость. Она жесткая, ригидная, «коллективная».

Ее слишком мало. Низкий интеллект (блаженненькие, забитые) Неудачная социализация (особенно в период смены доминирующих гендерных стереотипов


Основные архетипы. Трикстер

Определение Юнга.

Разбор характеристик Трикстера, вытекающих из этого определения. Клинические примеры

1. Териоморфизм образа Трикстера. Неудержимые инстинкты, компульсивность. Аддикции? Конкретность восприятия

2. Родство с бессознательным

1)Нет разницы – внутреннее/ внешнее,

2) нет линейного времени, только циклическое  нет причинно-следственных связей, все действия обратимы.

3) нет отрицания, нет Аристотелевой логики  невозможно конфронтировать пациента с противоречием

Обратная сторона  Трикстер и conjunctio: трикстерский синтез – редкое везенье / глупейшая неудача. Трикстер в политике.


3. Параллель с ребенком: нет целостного образа тела  расчленение/ собирание. Вместо частей тела в сказке – волшебные помощники. В клинике – наделение партнера функциями собственного тела / узурпация чужих функций. Проективная идентификация, первичная защита.


4. Сомнительность пола Трикстера. Блондинка.

5. Сексуальность Трикстера. Дурак и его «дурацкая работа».

6. Трикстер как Герой, персонификация «взрыва» в культуре.

7. Этика Трикстера. Доброта и святость Трикстера-младенца. Юродивый. Русская интеллигентность и Трикстер, интеграция Трикстера. Трикстерское отношение к деньгам.

8. Трикстер как анти-герой. Садизм и безжалостность.

9. Трикстерство национального гения. Анализ произведений Русской художественной литературы.

10. Принцип энантиодромии и «осветление» Трикстера. Трикстер как отражение темной стороны Самости и как Спаситель. Обучаемость Трикстера – надежда терапевта на изживание травмы.


Юнгианские организационные структуры. История психоанализа и аналитической психологии в России. Период репрессий. Реабилитация. ВЕИП. Организация юнгианского курса обучения в 1998г. РГАП СПб. РОАП.

Скачать 57.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты