Домой

Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий




Скачать 77.44 Kb.
НазваниеТемы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Дата23.02.2013
Размер77.44 Kb.
ТипКраткое содержание
Содержание
Тема 2. Миф в немифологической культурной традиции
Тема 3. Архаическое мышление как онтологическая основа мифотехнологий.
Тема 4. Реклама как специфическая форма коммуникативной деятельности и использование мифотехнологий в рекламе
Тема 5. Технологии магического воздействия
Тема 6.Тотемические технологии в социальной коммуникации
Тема 7. Мифотехнология «свои – чужие»
Тема 8. Мифологический образ Космоса (порядка) и его воспроизводство в социальной коммуникации
Тема 9. Архетипические основания космогонического цикла и его воспроизводство в культуре
Тема10. Социальные мифологии в формировании идеологий
Тема 11. Архетипы К.Юнга и персонализация космогонической мифотехнологии
Подобные работы:

Содержание дисциплины

Архетипы и мифотехнологии в социальной коммуникации



  1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий


Тема 1. Традиция изучения коллективного бессознательного в социологии, антропологии и социальной психологии

Представления об архаических цивилизациях в классическом эволюционизме. «Коллективные представления» Э.Дюркгейма как способ создания и укрепления социальной солидарности. Английские эволюционисты Э.Б.Тайлор и Дж.Фрэзер: психологические основания религиозных идей. Французская антропологическая школа (Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс): идеи о представленности архаических форм мышления в онтологии современного общества. М.Элиаде о проявлениях архетипов в современной культуре и об их роли как императива в социальном поведении.

Теория «осадков и производных» В.Парето. Структурный функционализм Р.Мертона: понятие латентных функций в установлении социальной солидарности. Г.Лебон о механизмах коллективного бессознательного в поведении толпы.

Символический интеракционизм и психологические аспекты социальных коммуникаций.

Проблема бессознательного в современной социологии коммуникаций: синтез объективистских и субъективистских подходов. Роль коммуникации в конструировании социальной реальности.


^ Тема 2. Миф в немифологической культурной традиции

Миф как способ мышления и социальной организации в архаических обществах и принципы современной мифологии как феномена использования мифа в немифологической культурной традиции. Основные социокультурные причины и этапы процесса ремифологизации.

Основные функции мифа в современной культуре: холистическая, императивная, креативная, адаптационная, функция социальной солидарности, аксеологическая.


Социальная память как предмет изучения социологии. Различные виды и формы социальной памяти как способа социальной коммуникации. Соотношение новаций и традиций в различных формах социальной памяти.


^ Тема 3. Архаическое мышление как онтологическая основа мифотехнологий.

Миф как синкретическая интуитивно-образная форма восприятия целостной картины мира. Миф как способ преодоления ограниченности и частичности мировосприятия современного человека (К.Юнг). Методологические различия в понимании классической мифологии как типа культуры в архаических формах ментальности и современной мифологии как феномена использования мифа в немифологической культурной традиции.

Интегративные характеристики мифологического мировосприятия: антропоморфизм, гилозоизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, бинарно-оппозиционные константы, гетерогенность времени, символизм, аллегоризм. Сакрализация и ритуал.

Современное понимание технологии как совокупности методов, способов и приемов получения, обработки и восприятия информации для получения целостного образа. Мифотехнология в социальных коммуникациях как способ формирования, воспроизводства и трансляции архетипических, бессознательно сформированных образцов установления и сохранения социального порядка.

^

Тема 4. Реклама как специфическая форма коммуникативной деятельности и использование мифотехнологий в рекламе


Реклама как предмет социологии коммуникаций. Реклама как способ индивидуальной и групповой адаптации к экономическим и социальным новациям. Реклама как способ социальной идентификации. Реклама как продукт массовой культуры информационного общества. Реклама как форма конструирования социальной реальности.

Информационный и семиотический подходы к анализу рекламной коммуникации.

Специфика психологического восприятия рекламного продукта. Соотношение рациональных и бессознательных механизмов в рекламной коммуникации. Противоположные тенденции в современной рекламной коммуникации: рост влияния научной аргументации и появление мифотехнологий. Критика понимания мифотехнологий как сознательного искажения информации и анализ объективных оснований возникновения и развития мифотехнологического конструирования рекламируемого продукта.

Реклама как форма неличной передачи информации и интенция к сакрализации рекламного сообщения. Брэнд как сакральное имя.


^

Тема 5. Технологии магического воздействия


Магия как одна из форм синкретического мировосприятия и способ выражения единства различных уровней мироздания. Принципы магического воздействия человека на природу и других людей: принцип подобия и принцип соприкосновения (заражения). Гомеопатическая (имитативная) магия: воздействие путем подражания. Контагиозная магия: воздействие путем продолженного взаимодействия. Рудименты магической обрядности в повседневных практиках современного человека.

Роль и функциональное назначение обрядовой еды в контексте магического ритуала. Обрядовая еда как способ сакрализации повседневности современного человека (использование особой еды в период религиозных праздников, чайная церемония и светские чаепития, традиция современных застолий и т.д.).

Технология магического воздействия в рекламе. Поглощение «волшебного» продукта как условие возникновения у человека новых сверхъестественных качеств и свойств. Приемы демонстрации волшебных (сверхъестественных) свойств продукта (товара). Приемы демонстрации эффекта магического воздействия волшебного продукта на действия (поведение) человека. Санкция мифических персонажей (волшебников, сказочных героев, Богов) как экспертов по использованию волшебного продукта.

Приемы имитативной и контагиозной магии в рекламе.


^ Тема 6.Тотемические технологии в социальной коммуникации

Тотемизм как представление о родственных связях между группой людей и определенным видом животных и вследствие этого – особом покровительстве со стороны этих животных. Имманентная связь тотемизма, антропоморфизма и зооморфизма как различных аспектов целостного мировидения. Тотемизм в истории культуры.

Символическое изображение животных как визуальное выражение их тотемических свойств и качеств. Технология трансформации тотемических свойств животных в социальные характеристики человека, позволяющие достигать успеха в социальной деятельности.

Тотемическая символика и ее мифологические основания. Амбивалентность тотемических характеристик.

Мифотехнологии в создании корпоративной символики: тотемизм как символическая технология формирования корпоративной идентичности. Образы животных в символике государств, городов, политических партий, объединений, фирм и др.

Мифотехнологии в рекламе. Животное-тотем как «эксперт» и «рекомендатель» рекламируемого товара. Антропоморфизм в рекламе: эффект доверительности. Анализ антропоморфных персонажей. Соотношение тотемических, антропоморфных и зооморфных технологий в рекламе.


^ Тема 7. Мифотехнология «свои – чужие»

Структурная антропология К.Леви-Стросса. Бинарные оппозиции как неосознанные доминанты человеческой психики и форм социальной организации. Основные пары бинарных оппозиций (верх-низ, живое-мертвое, свои-чужие, культурное-дикое, левое-правое, сакральное-мирское и др.) и формы медиации.

Мифологические медиативные образы в современной культуре. Образы «неокультуренного», дикого мира Хаоса и «окультуренного» мира порядка как основание бинарного противопоставления.

Технология конструирования социально-психологической оппозиции «свои-чужие». Мифотехнология «свои-чужие» как способ укрепления социальной солидарности и групповой идентификации, укрепления и поддержания социального порядка.

Мифотехнология «свои-чужие» в политической рекламе и создании имиджа политика.

Мифологема «свои-чужие» и феномен демонстративного (статусного) потребления. Дистанцирование и присоединение в рекламной коммуникации как технологические приемы, воспроизводящие оппозицию «свои-чужие».

Анализ примеров использования данной мифотехнологии в рекламе: визуальные образы, слоганы, персонажи и др.


^ Тема 8. Мифологический образ Космоса (порядка) и его воспроизводство в социальной коммуникации

Понятие мифопоэтической модели мира. Основные параметры мироорганизации в символике мифопоэтической модели мира (пространственно-временные, причинные, этические, количественные, семантические и др.) Космогонический цикл в сюжетах и образах древних мифов.

Образ порядка (Космоса) в космогонических мифах и античной натурфилософии: сферические очертания, синтез сакральной вертикали и земной горизонтали, гармонизация противоположных мироэлементов и др. Мировое Яйцо, Мировая Ось, Мировое Древо как интегральные мифологические образы Космоса.

Космическая модель порядка и организация социального коммуникативного пространства: храмы, жилища кочующих народов, архитектура и градостроение, пространство политической коммуникации, театр и цирк и др.

Символика цвета и числа как воплощение космогонического цикла мироупорядочения.

Визуальные образы Космоса в логотипах и рекламных заставках телевизионных каналов: сакрализация телевизионной информации. Анализ конкретных примеров космогонической мифотехнологии.

Мифологический образ Космоса в формировании образа товара: геометрические очертания, цвет, числовые соотношения, принцип «золотого сечения». Устойчивые геометрические конструкции и их символическое значение: три в круге, пять в круге и др.

Визуальное выражение динамического центра, сакрализующего конструкцию изображения. Архетипические основания эффекта гармонизации визуального пространства рекламы.


^ Тема 9. Архетипические основания космогонического цикла и его воспроизводство в культуре

Традиция, обряд и ритуал в культуре как способы организации социального порядка. Космологический цикл как архетип обновления. Праздничные ритуалы Нового года как воспроизводство этапов космогонического цикла. Кросскультурная символика новогодних праздников. Цикл календарных праздников как воспроизводство природного цикла. Символика «пересотворения мира» и ее современная интерпретация в социальной коммуникации. М.Элиаде о воспроизводстве космогонического цикла в организации повседневной деятельности людей.


^ Тема10. Социальные мифологии в формировании идеологий

Мифологические основания социальных утопий. «Государство» Платона как архетип утопии. Утопические аспекты либеральной и консервативной идеологии. Революция как миф «пересотворения мира». Пропаганда как способ социальной коммуникации. Мифологические основания нацистской идеологии. Мифологемы советского общества. Интерактивные технологии как антитеза мифотехнологиям в массовой коммуникации.


^ Тема 11. Архетипы К.Юнга и персонализация космогонической мифотехнологии

Понимание архетипов и коллективного бессознательного в психоанализе К.Юнга и в современной культурологии. Проблема систематизации архетипов в работах К.Юнга и его учеников. Характеристика основных архетипических мотивов: мудрого старца (старухи), перехода (блуждания), холода (льда) или тепла (огня), защиты или обороны, омовения, помощи (вреда) от волшебных животных и др.

Индивидуация как психологическое выражение космогонического цикла перехода от Хаоса к Космосу. Архетипы как первичные схемы и универсальные алгоритмы индивидуального и социального поведения (преодоление кризиса, поиск смысложизненных ориентиров, активизация творческого начала и др.)

Роль сказки в народной массовой культуре как формы воспроизводства архетипического. Теория Н.Я.Проппа. Космогоническая технология в народной волшебной сказке и современной массовой культуре (кинематограф, телевидение, компьютерные игры и т.д.)

Архетипические мифологемы в рекламе. Основные технологические приемы конструирования космогонического цикла: «потеря и обретение», «разрушение и восстановление порядка», «хождение (погружение) Героя в Хаос», «роль волшебных предметов и сказочных помощников» и др. Использование этих приемов в рекламе.

Приобретение «волшебных предметов» и статусное потребление.

Космогонические сюжеты в рекламе. Психотерапевтический эффект использования архетипов в рекламе. Реклама лекарств.

Архетипические персонажи в рекламе (трикстер, ипостаси Анимы и Анимуса и т.д.). Архетипические персонажи в рекламе как психологическое основание самоидентификации потребителя, сегментирования и позиционирования целевой аудитории.

Скачать 77.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты