Домой

Божественность Иисуса Христа




Скачать 188.44 Kb.
НазваниеБожественность Иисуса Христа
Дата23.02.2013
Размер188.44 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Божественность Христа
Восприятие Божественности Христа
Божественность Христа в Евангелие
Христос о Себе
Самое убедительное проявление Божественности — Воскресение
Дискуссии относительно Божественности Христа
Ислам о Божественности Христа
Подобные работы:


Божественность Иисуса Христа

Введение

Целю настоящего исследовательского проекта является изучение Божественной природы Иисуса Христа, доказательство того, что Иисус Христос, как богочеловек, имел в себе кроме человеческой природы также Божественную природу. Предметом настоящей работы является также исследование истории христологических споров, выводов поместных и Вселенских соборов о Божественной природе Христа. За основу взято несколько работ современников, в той или иной мере касающихся проблеме Божественности Христа, а также труды отцов Церкви. Работа рассчитана на широкую аудиторию слушателей церковных курсах, Библейских школ.

^ Божественность Христа

Чтобы быть христианином, необходимо верить в божественную природу Христа. Божественность Христа — неотъемлемый элемент новозаветного благовествования о Христе. Но, к сожалению, Церковь во все века вынуждена была иметь дело с людьми, провозглашавшими себя христианами, но при этом отрицавшими либо извращавшими идею божественности Христа1.

Историческое бытие Иисуса Христа принадлежит к числу фактов, воспринимаемых и усваиваемых вполне рациональным путем; при этом нет оснований для недоверия, которое часто возникает при восприятии сообщений о событиях сверхъестественных2. Нам достаточно дошедших до нас историографических памятников — письменных свидетельств современников, в подлинности и правдивости которых нет оснований сомневаться.

^ Восприятие Божественности Христа

Но все меняется, когда мы начинаем размышлять о Божественности Иисуса Христа3. Признание Его Сыном Божьим, быстро трансформировавшееся в христианском сознании в преклонение перед Ним как перед Богом, далеко от рационального мышления, понимаемого как «здравый смысл», как последовательность логических умозаключений, делаемых в рамках закона причинности. Об этом в ярких выражениях говорит апостол Павел: “Мудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых” (1Кор.1:25,27). В этой связи представляется естественным то обстоятельство, что единственным источником, указывающим на Божественность Иисуса Христа, является библейское Откровение, т.к. все известные нам писатели, упоминающие о Христе как об исторической личности, не могли сами по себе, без Божественной воли, возвыситься до признания Христа Сыном Божиим.

Если идея наличия родственных связей в мире сверхъестественных существ и явлений была для языческого сознания вполне приемлемой, то трудно представить себе что-либо более чуждое языческой психологии, чем признание Божественных свойств за преступником, подвергнутым позорной казни4.

Для иудеев Божественность Христа оказалась камнем преткновения в еще большей степени: принцип единобожия, лежащий в основе иудаизма и пронизывающий весь Ветхий Завет, не позволял рядовому иудею возвыситься до идеи любви Божьей, делающей возможным Боговоплощение в человеческой Личности, тем более — без нарушения Божественности Бога как Творца и Вседержителя. «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты будучи человек, делаешь Себя Богом” (Ин. 10, 33).

В другой раз то же обвинение, но в иной формулировке и при иных обстоятельствах, но, возможно, в устах тех же лиц, прозвучало во время суда, чинимого над Христом Пилатом: «По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19, 7), - кричали иудеи.

^ Божественность Христа в Евангелие

Изучение или даже просто внимательное прочтение евангельского текста приводит к заключению, что мысль о Божественности Христа была вплоть до Его воскресения чуждой Его окружению, в том числе даже ближайшему. Иисус Христос не торопился открывать Свою Божественность, но проявлял интерес к общественному о Себе мнению, узнавая, что думали и говорили о Нем в народе: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф.16,13). Ответ на этот вопрос — высокое мнение о Христе окружавшего Его народа5.

Этот не вызывавший сомнений уровень восприятия Христа как “Сына Человеческого” получает, по-видимому, отнюдь не случайно авторитетнейшее подтверждение из уст Самого Господа, Который Свой вопрос и на сей раз снабдил часто звучащим из Его уст именованием Самого Себя Сыном Человеческим (Мф.16, 13).

На этом фоне бесспорной, никем не оспариваемой, не вызывающей сомнений и Самим Христом признанной Его Человечности, с особенной яркостью и силой звучит ответ Симона-Петра — «Ты — Христос, Сын Бога Живого».

Вряд ли апостол Петр осознавал в тот момент всю глубину своих слов, высказанного им исповедания. Слова Христа «Я и Отец – одно» (Ин.10:30) — еще не были произнесены. Именно непредсказуемость и неожиданность исповедания Петра вызвали со стороны Учителя такую безмерно высокую оценку “Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (Мф.16:17).

Но в Евангелиях мы находим и другие случаи именования Христа Сыном Божьим. Так, приглашенный одним из только что призванных учеников, Филиппом, некто Нафанаил в ходе беседы с Христом восклицает: “Учитель, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!” (Ин.1:49). Казалось бы, здесь можно усмотреть полную идентичность с исповеданием Петра: здесь и именование Иисуса Сыном Божьим, здесь и признание Его мессианского достоинства. Однако исповедание Петра совершено совсем при иных обстоятельствах: Петр произнес его не в первый момент знакомства, как Нафанаил, а в ответ на необычный, призывавший к ответственному обдуманному решению вопрос Христа, произнес, опровергая распространенные мнения многих людей. Слова Петра явились плодом длительного общения с Учителем, восприятия Его учения, опыта, созерцания и переживания многочисленных чудес, в том числе исцеления близкого Петру человека - его тещи (Мф. 8, 14-15).

Однако исповедание Нафанаила имеет для нас ценность как пример, показывающий силу спонтанного воздействия личности Христа на людей уже с первых минут общения. В его словах усматривается горячность, более того - взрыв чувств в душе человека, питавшего, как и многие его соотечественники, надежду на пришествие Избавителя своего народа.

Совсем при других обстоятельствах звучит признание Христа Сыном Божьим со стороны Его распинателей: “Воистину Он был Сын Божий” (Мф. 27, 54). Эти слова были произнесены сразу же после смерти Спасителя и, таким образом, являются самым первым посмертным исповеданием Его Божественности. Примечательно, что столь высокое признание прозвучало не из уст близких Христу людей, даже не кого-либо из знавших истинного Бога иудеев, а со стороны язычника — римского сотника и подчиненных ему легионеров.

Еще более ясное, если можно так выразиться, ставящее точку над “i” исповедание Христос услышал уже после Своего Воскресения из уст другого ученика, Фомы, который, убедившись в реальности Воскресения любимого Учителя, в порыве восторга воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” (Ин. 20, 28). Здесь в истории совершается событие, имеющее величайшее значение для Церкви и для всего человечества: впервые человек обращается к Христу как к Богу. Нужно ясно представлять себе всю непреодолимость идеи единобожия в сознании иудея того времени, нужно понимать, как страшно было для любого иудея назвать Богом Человека, Которого он видел и осязал, чтобы представить всю глубину и силу непреодолимого и радостного переворота, который произошел в душе Фомы, а также других учеников при общении с воскресшим любимым Учителем, в реальности Которого им дано было убедиться.

Теперь нам следует обратиться к тем свидетельствам новозаветных авторов, где, хотя и нет прямых обращений ко Христу как к Богу или как к Сыну Божиему, однако прямо или косвенно говорится о фактах, обстоятельствах, событиях, сопряженных с Его Божественностью или даже непосредственно ею обусловленных, о ней свидетельствующих. Соответствующих мест в Новом Завете, особенно в Евангелиях, такое множество, что мы вынуждены ограничиться упоминанием лишь некоторых.

Наиболее яркими проявлениями Божественной природы Христа следует считать совершенные Им воскрешения дочери Иаира (Мф. 9, 18-26), сына вдовы из города Наина и наконец - Лазаря. Последнее чудо было для окружающих особенно впечатляющим, ибо воскрес мертвец спустя четыре дня после кончины и тело его имело явные признаки начавшегося разложения (Ин.11). Видя стечение родных и знакомых, прибывших для участия в погребении, Христос на сей раз как бы нарочито использовал совершаемое Им, для всех очевидцев поразительное и впечатляющее чудо, для демонстрации Своей Божественной силы и любви. Об этом говорит Его публичное молитвенное обращение к Отцу Небесному, где Он Сам объясняет цель Своего обращения: “Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня” (Ин.11, 42).

^ Христос о Себе

Большая часть соответствующих высказываний Спасителя относится к Его Небесному Отцу. Таково самое раннее из известных высказываний, а именно ответ, данный двенадцатилетним Иисусом Его родителям, встревоженным исчезновением Отрока: “Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” (Лк. 2, 49).

^ Самое убедительное проявление Божественности — Воскресение

Самое убедительное, самое яркое, самое неоспоримое проявление Божественности Христа Церковь и весь христианский мир видят в факте Воскресения Самого Христа, представляющего собой объект веры, неразрывно сопряженной с верой во Христа как в Господа и Спасителя. Это величайшее и одновременно достоверное событие всемирной жизни, засвидетельствованное и исторически обоснованное, в меньшей степени подлежит добросовестному сомнению, чем любой другой исторический факт.

Человек Христос был подобен нам, обычным людям, во всем, кроме греха (Фил. 2, 7; 1 Тим. 2, 5), потому что человеческая воля в Нем всегда сообразовывалась с Его же Божественной волей, и ни один из поступков Христа-Человека не носил греховного характера, ибо воля Божья ими не нарушалась. Величайшим, наиболее наглядным и самым убедительным проявлением Божественности Христа можно и следует считать Его Воскресение. Постараемся дать себе отчет в том, что мы понимаем под словом “воскресение”, какое значение придаем этому слову.

Воскресение — отнюдь не выход из состояния клинической смерти, сопровождающийся смутными воспоминаниями о пережитом за этот период неустойчивого балансирования между жизнью и смертью. Примеров выхода из клинической смерти известно теперь множество.

Воскресение - это также не явление духовного порядка, лишенное материальной основы. Подобные явления тоже хорошо известны с древнейших времен. Таков приход духа Самуила по вызову волшебницы (1Цар.28,9-19), таково участие пророков Моисея и Илии в событии Преображения Господа Иисуса.

Под воскресением понимается событие еще более необычайное, уникальное, в пределах наших возможностей представляющееся не только неестественным, но даже противоестественным. Воскресение есть восстановление жизни человека, у которого душа с телом полностью разъединились, тело которого (в частности, важнейшие органы и ткани) перестали функционировать, и уже начались процессы разложения, считающиеся необратимыми6.

О Воскресении Христовом свидетельствуют все четыре евангелиста, свидетельствует апостол Петр, речи и проповеди которого дошли до нас в Книге Деяний, свидетельствуют, наконец, авторы посланий, из которых наиболее ярким и убедительным является исповедание апостолом Павлом его непоколебимой веры в реальность Воскресения Христова, исповедание, которое он оставил нам в 15 главе Первого послания к Коринфянам (1Кор.15,1-8).

Все эти свидетельства говорят о двух фактах, неразрывно связанных с событием Воскресения, им обусловленных и из него вытекающих.

Евангелист Иоанн много внимания уделяет приходу ко гробу Марии Магдалины и ее весьма знаменательному диалогу с воскресшим Спасителем. Евангелист Матфей, рассказывая о явлении ангелов, на сей раз женам-мироносицам, говорит также о явлении Христа собравшимся, по-видимому, многочисленным ученикам и ученицам Христовым в Галилее, где и было ими получено знаменательное повеление: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”; это повеление было подкреплено великим обетованием: “И се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 19-20).

Евангелисты не раз упоминают о пустом гробе (Мф. 28, 6; Мк. 16, 5-6; Лк. 24, 2-3, 12; Ин. 20, 5-8), упоминают без всякой нарочитости, говоря об этом как о факте весьма значительном, необычайном, для всех представляющемся поразительным, но ко времени написания авторами своих творений уже широко известном.

Воскресение представлялось ученикам Иисуса, да и всем о Нем слышавшим, столь невероятным событием, что даже личные контакты с Воскресшим вызывали первоначально испуг и мысли о призрачности явления. Чтобы убедить учеников в реальности Своего Воскресения, Христос демонстративно пьет и ест пищу, которую ему дали по Его просьбе. Неверие учеников ни в малой степени не уступает неверию Фомы (Ин. 20, 19-29). Не верили ученики также рассказам женщин о явлении им Христа, за что получили от Него впоследствии суровое порицание (Мк. 16, 14). Особенно ярким и убедительным свидетельством о Воскресении исследователи Нового Завета считают высказывания апостола Павла, который ссылается на многочисленных участников встречи с воскресшим Христом (по-видимому, в Галилее, ср. Мф. 28, 16-20). Здесь апостол пишет, что более чем пятьсот “братьев” (т.е. верующих во Христа, в том числе, конечно, непосредственных учеников) еще были живы в момент написания послания.

Из текста явствует, что эти оставшиеся в живых свидетели могут и готовы подтвердить необычайные и, конечно, оставшиеся в их памяти переживания (1Кор.15,3-8).

Свидетельство апостола Павла важно еще и тем, что он ссылается на явления Христа отдельным лицам и собравшимся вместе апостолам,— это полностью совпадает с упоминаниями о случившемся у евангелистов.

Воскресение Христово столь тесно связано с верой во Христа как в Богочеловека, как в Сына Божьего, воплотившегося “нас ради и нашего ради спасения”, что нельзя верить в Божественность Христа и отвергать Его Воскресение. Точно так же верно и обратное —невозможно принимать за истину факт Воскресения Христа и при этом не верить в Его Божественность. Апостол Павел говорит об этом следующим образом: “Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес” (1 Кор. 15, 13).

Самым сильным, убедительным и практически неопровержимым доказательством Воскресения Христова как исторического факта является мученичество и смерть провозвестников Воскресения, в том числе авторов евангельских повествований. Как известно, люди отдают свою жизнь за веру, за Родину, за научную истину, за любимых, но никто никогда не жертвовал жизнью ради собственной выдумки, порождения собственной фантазии.

Карл Льюис писал: «Учение о Божественности Христа представляется мне вовсе не чужеродной, наносной идеей, которую можно отделить от христианства. Он стал человеком, чтобы совершить и претерпеть именно то, чего как Бог Он не мог совершить и претерпеть. И если вы отнимаете Божественность у Христа, в чем же тогда смысл христианства? Как может смерть одного человека возыметь на всех людей такое действие, какое возвещается по всему Новому Завету?»7.

Есть много разных доказательств Божественности Христа, содержащихся в Библии. Можно ясно показать, что Новый Завет говорит о поклонении Христу как Богу; он говорит о Его Божественных титулах, Божественных делах и Божественных качествах. В Евангелии от Иоанна 8:58 Христу приписывается свойство вечного бытия. Стихи из Ветхого Завета, в которых используется Божественное название "Иегова" (которое говорит о Боге как о Господе завета, имеющем жизнь в Самом Себе, как о великом "Я есмь"), неоднократно употребляются по отношению ко Христу (если сравнить Иоил. 2:32 с Рим.10:13; Пс.101:26 с Евр.1:10; 1Пет.2:3 с Пс.33:9; Ис.8:12-13 с 3:15). Но самым убедительным доказательством являются те стихи из Библии, которые просто и прямо называют Господа Иисуса Богом (Ин. 1:1; 5:18; 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; Евр. 1:8-9; Фил. 2:5-6; 2 Пет. 1:1; 1 Ин. 5:20)8.

^ Дискуссии относительно Божественности Христа

Уже начиная с апостольского века некоторые люди стали неверно учить о Господе Иисусе Христе. По большому счету дьявол хочет умалить уникальность и Божественность Христа9. История церкви насчитывает четыре века, в продолжение которых вопрос о признании божественной природы Христа был предметом жесточайших споров. Эти века — четвертый и пятый, девятнадцатый и двадцатый10. И, коль скоро мы живем в 21 век, когда ересь продолжает атаковать церковь, необходимо встать на защиту исповедания божественности Христа.

Так, еще в первых веках докеты учили, что Христос был лишь Богом и только казался человеком. Арий учил, что Сын Божий — второе Лицо Пресвятой Троицы — есть только творение, каковым Он остается и воплотившись. Эта ересь была весьма влиятельной.

В 325 г. от Р.Х. на Никейском Соборе церковь, восстав против ереси арианства, объявила, что Христос был рожден, а не сотворен, и что Его божественная природа — того же свойства (homo ousios), что и природа Отца. Это положение утверждало единосущность второго Лица Троицы и Бога-Отца. Таким образом, "существо" Христа есть существо Бога. Он не просто подобен Божеству, но Сам есть Божество11.

Выступая против ариан, Афанасий использовал весьма разнообразные аргументы12. Во-первых, он приводил библейские доводы в пользу божественности Иисуса Христа. Ариане, аргументируя свою точку зрения, цитировали отрывки из Библии, где, по их мнению, указывалось на превосходство Отца над Сыном. Афанасий доказывал, что это относится к Его статусу человека, но не к вечному статусу Бога. Во-вторых, Афанасий указывал на христианское богослужение, как в новозаветные времена, так и в его время. Если бы Иисус Христос был обычным творением, то это было бы идолопоклонством. В-третьих, Афанасий доказывал, что только Бог способен спасти нас (аргумент из его трактата «О воплощении Слова»). И, наконец, он использовал философские доводы, например, утверждая, что Бог никогда бы не смог быть разумным без Своего Разума, или Слова.

Если бы Оно [Слово] было обычным творением, то Ему не поклонялись бы и не говорили бы о Нем [как в Библии]. Но Оно является фактически реальным плодом сущности Бога, Которому поклоняются, Его Сыном по своей природе, не творением. Вследствие этого Ему поклоняются и верят как в Бога... Лучи солнца принадлежат самому солнцу и солнечной материи от этого не становится меньше. Солнечная материя составляет одно целое, и лучи — совершенны и неделимы. Эти лучи не уменьшают материи света, но являются ее плодом. Подобно этому мы воспринимаем то, что Сын порожден не вне Отца, a от самого Отца. Отец остается неделим, в то время как образ ипостаси Его (Евр. 1:3) вечен и хранит подобие Отцу и Его неизменному образу13.

Еще позже Несторий утверждал, что от Девы Марии родился лишь человек, с которым Бог соединился и обитал в Нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Деву Марию не Богородицею, а Христородицей. Исходя из этих положений, Несторий разделял Божественную и человеческую природу во Христе так, что видел в Нем как бы двух лиц, соединившихся лишь для общего действия, преимущественно в силу нравственного усилия Иисуса Христа, как человека. В противоположность Несторию, умалявшему Божественность Христа, монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирояковиты) учили, что в Иисусе Христе человеческое естество было поглощено Божественным, тем самым умаляя человечество Христа14. При обоих уклонениях от истины самое Боговоплощение, жертвенная жизнь и смерть Господа, как и последующее воскресение, перестают быть спасительными для человека. Только если истинный Бог приобщен во Христе всему человеческому, то может спастись и каждый человек, приобщаясь Христу верою, жизнью и через святые таинства.

В определении 4-го Вселенского Собора (Халкидон, 451 г.) о соединении во Христе Божественной и человеческой природы говорится, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Богу-Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, во всем подобный нам, кроме греха, рожденный прежде веков от Бога-Отца по Божеству и от Марии Девы по человечеству, и что оба естества в Нем соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, сохраняя всегда свои особенности при едином Лице или Ипостаси. Это означает, что человечество во Христе не имеет своего отдельного лица, а Сама Божественная Личность Сына Божия облекается в человеческую природу, чем и достигается всецелое ее освящение. Тем не менее, человеческая природа (естество) во Христе имеет свою волю, отдельную от воли Божества, хотя эта воля всегда свободно подчиняется воле Божественной. Учение о двух волях во Христе было закреплено в 680 году на 6-ом Вселенском Соборе в опровержение лжеучения монофелитов, которые, желая примирить принявших решение Халкидонского собора с монофизитами, которые утверждали, что, при двух естествах, в Иисусе Христе действует только Божественная воля15.

^ Ислам о Божественности Христа

По всей вероятности, наибольшим противоречием в споре между христианством и исламом является вера христиан в Божественность Христа, что по мнению Корана есть богохульство и неверие. Такая вера христиан противоречит многим стихам Корана16.

Абу Джафар аль-Табари в толковании этого стиха сказал: "О, люди Евангелия! вы, христиане! Не выходите из рамок истины в вашей религии, и не преувеличивайте, и не говорите об Иисусе то, что не истинно. Остановитесь вы, говорящие, что Аллах есть Третий из Трех. Вы говорите ложь и поддерживаете многобожие. Воэдержание от такого утверждения будет лучшим для вас, потому что внезапное наказание от Аллаха падет на вас за такое утверждение, если вы будете продолжать, и не возвратитесь к истине, которую вам надлежало бы защищать". Главной проблемой ислама является понятие, что слово Троица означает для них три бога: Аллаха, Иисуса и Марию. Однако христианство в течение столетий порвозглашало (до возникновения ислама и после), что слово "Троица", в значении трех богов, никогда не упоминалась. Это есть заблуждение еретиков, которых Церковь отлучила, и отвергла эту ересь, выдуманную ими. Эти еретики были также среди и арабов-язычников, и от них ислам заимствовал эти извращенные понятия о христианском учении17.

Современность

Сегодня весьма распространенное учение, которое отрицает Божественность Христа — свидетели Иеговы18. Аргументы для отрицания Его божественности основоположник Чарлз Рассел перенял от известного еретика Ария, осужденного Никейским (325 г.) и Константинопольским (381 г.) соборами. Арий учил, что Сын Божий не равен Отцу и не вечен, так как сотворен Богом. Фантазия Рассела пошла гораздо дальше. Рассел пишет: "Христос был создан ангелом и до Своего воплощения был не кем иным, как архангелом Михаилом. И так как Христос был высшим творением Иеговы, то Он стал первым, т.е. "единородным", а потом ради Него и Его силой были созданы все остальные ангелы, силы, власти и земные создания. "У Бога было в сущности два сына: Иисус и Люцифер (сатана)", - пишет Рассел в "Арфе Божьей". Эту же мысль Рассел приводит и в книге "Творение". Эти две "денницы зари" пошли разными путями. Сын Логос (Христос) остался лояльным Богу-Отцу, а сын Люцифер (сатана) восстал против Бога, и с тех пор Логос остался единственным наследником Отца и верным исполнителем всех Его повелений. В самом начале Бог-Отец сделал Люцифера администратором духовного, невидимого, мира, а Логоса - мира видимого, материального. Грехопадение прародителей нарушило этот порядок. Такими небылицами Рассел наполняет свои "мудрые" толкования. Можно ли дойти до большего духовного помрачения и кощунства?

Расселисты учат, что Христос при Своем воплощении утратил духовное начало и стал только человеком. При Своем же духовном воскресении из мертвых Он потерял Свое человеческое начало и стал опять только духовным, бестелесным существом. Христос не был божественным до воплощения и, прожив жизнь обыкновенным человеком, стал божественным только после Своего духовного воскресения19.

Слово Божие не содержит в себе ни одного стиха или фразы, которые подтверждали бы подобное заблуждение. Напротив, о божественности Христа написано во многих местах Ветхого и Нового Заветов. Пророк Исайя называет Христа Сыном, Богом, Создателем вечности: "Сын дан нам"... "Бог крепкий... Отец вечности..." (Ис. 9). Говоря о духовном родословии Христа, евангелист Иоанн пишет: "В начале было Слово... и Слово было Бог..." (Ин. 1:1). Сам Христос сказал: "Я и Отец одно" (Ин. 10:30). И еще: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14). Христос сказал о своем безначальном бытии: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8:58). Апостол Павел пишет: "Им (Христом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол.1:16-17). «Ибо в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16).

Итак, «всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Ин.2:23). Отрицая божественность Христа, свидетели Иеговы не только лишают Его принадлежащей Ему славы, чести и поклонения, но они ставят Христа в один ряд со всеми бесстыдными лжехристами, самозванцами и обманщиками20.

При чтении Священного Писания напрашивается вывод, что все богословские споры о божественности Иисуса были вызваны опять же тягой к философствованию. Еще апостол Павел предвидел такой ход будущих событий. В послании к колоссянам он пишет: «Смотрите, (братья), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:8, 9).

Апостол Павел доказывает, что Христос — Бог во всей полноте. Бога не может быть меньше, больше, — Бог есть Бог. Следовательно, Иисус обладает той же Божественной природой, теми же возможностями, такой же сущностью и т. д., что и Отец. Но этот стих указывает нам также и на величайшую тайну Вселенной — во Христе вся полнота Божества соединилась с человеческим телом. Бог во Христе стал Сыном Человеческим.21.

Заключение

Доктрина о божественной природе Христа неотъемлема от христианского вероучения, имеет жизненно важное значение для христианской веры. Исследуя Писания мы обнаруживаем, что Новый Завет ясно и определенно говорит о божественной природе Христа. В 325 г. Никейский Собор утвердил положение о божественной природе Христа, заявив о единстве сущности Христа и Отца, а также о несотворенности Христа. Халкидонский Собор (451 г.) заявил о том, что Христос является истинным Богом.

Из учения о Божественности Христа можно сделать несколько важных выводов:

1. Христос — Единородный Сын у Отца (Иоан.1:14; 3:16).

2. Так как Христос рожден от Отца, то Он должен обладать теми же божественными Свойствами, как и Отец, следовательно, Он есть Бог.

3. Отец называет Сына "Боже" и поэтому Он есть Бог (Евр. 1:8-10; Римл.9:5).

4. Он существовал с Отцом прежде чем Он родился от Марии (Иоан. 8:58; 17:5,24)

5. Существование Христа с Отцом прежде творения свидетельствует о Его божественности (Иоан. 17:5,24).

6. Мир был сотворен Христом, и Его творческая сила суть положительное доказательство Его божественности (Колос. 1:16,17; Евр. 1:1,2,8-10).

7. Христова сила творить чудеса, воскрешать мертвых и т.п. должна почитаться за доказательство Его божественности (Луки 8:24,25; Матф. 21:19,20; Иоан. 11:43,44; Деян. 2:22-36).

8. Воскресение и вознесение Христа приводилось учениками Его, как доказательство Его божественности (Деян. 2:22-36).

9. Тот факт, что Христос теперь сидит одесную Отца на небесах, должен считаться решительным доказательством того, что Он есть Бог (Деян. 2:33-36; Евр. 1:8-13;).

10. Хотя Христос Сын Божий, все же, когда Он воплотился и жил на земле как человек и тем самым добровольно умалил Себя, Он Сам говорил, что Отец больше Его (Иоан. 14:28).

Библиография

1. Миллард Эриксон. Христианское Богословие, «Библия для всех», С-Пб, 2002

2. Неоспоримые свидетельства

3. Не просто плотник

"Божество; Бог Отец; божественность Христа; Дух Святой", http://adventus.narod.ru/2bozest.htm

Уолтер Мартин. "Царство культов", http://bohm.narod.ru/books/kingdomcults/ch05b.htmlыы

Роберт Ч.Спрол, Основные истины христианской веры, www.w3.org/TR/REC-html40

Архиепископ Михаил (Мудьюгин), Божественность Иисуса Христа, http://orthodox.etel.ru/2003/16/godlike.shtml

"Ваш ли Господь Иисус", http://zbsch.narod.ru/book_jisus/chapter_8.html

"Бог Сын", http://askforbiblie.by.ru/forjw/godson.htm

К.С.Льюис. Они не противоречат друг другу. МасМШап, 1979. с. 503

Уолдрон Самуэль, Комментарий к баптистскому вероисповеданию 1689 года, http://www.jesuschrist.ru/urb

Питер Мастерс. Эпидемия целительства, http://rus-baptist.narod.ru/dop/cel01.htm

Роберт Ч.Спрол, Основные истины христианской веры, www.w3.org/TR/REC-html40

Тони Лейн. Христианские мыслители. Афанасий. СПб.: "Мирт", 1997. С. 38-41

Учение о Христе, http://ksana-k.narod.ru/Book/Katichisis/capter2b.htm

Ислам о Божественности Христа, http://eresi.tora.ru/show.php

Личность Христа в Евангелии, http://eresitora.narod.ru/koran.htm

П. И. Рогозин. Лжесвидетели, www.blagovestnik.ru/books/00274.htm

Информационно-просветительский центр "Вифезда", http://cultalert.webzone.ru/iisus.htm

Опарин А.А., Молчанов С.Б. "Но как было во дни Ноя... /Монография", http://nauka.bible.com.ua/noah/noah2-02.htmы


1 Роберт Ч.Спрол, Основные истины христианской веры, www.w3.org/TR/REC-html40

2 Архиепископ Михаил (Мудьюгин), Божественность Иисуса Христа, http://orthodox.etel.ru/2003/16/godlike.shtml

3 "Божество; Бог Отец; божественность Христа; Дух Святой", http://adventus.narod.ru/2bozest.htm

4 Уолтер Мартин. "Царство культов", http://bohm.narod.ru/books/kingdomcults/ch05b.htmlыы

5 "Ваш ли Господь Иисус", http://zbsch.narod.ru/book_jisus/chapter_8.html

6 "Бог Сын", http://askforbiblie.by.ru/forjw/godson.htm

7 К.С.Льюис. Они не противоречат друг другу. МасМШап, 1979. с. 503

8 Уолдрон Самуэль, Комментарий к баптистскому вероисповеданию 1689 года, http://www.jesuschrist.ru/urb

9 Питер Мастерс. Эпидемия целительства, http://rus-baptist.narod.ru/dop/cel01.htm

10 Роберт Ч.Спрол, Основные истины христианской веры, www.w3.org/TR/REC-html40

11 Роберт Ч.Спрол, Основные истины христианской веры, www.w3.org/TR/REC-html40

12 Тони Лейн. Христианские мыслители. Афанасий. СПб.: «Мирт», 1997. С. 38-41

13 Тони Лейн. Христианские мыслители. Афанасий. СПб.: «Мирт», 1997. С. 38-41

14 Учение о Христе, http://ksana-k.narod.ru/Book/Katichisis/capter2b.htm

15 Учение о Христе, http://ksana-k.narod.ru/Book/Katichisis/capter2b.htm

16 Ислам о Божественности Христа, http://eresi.tora.ru/show.php

17 Личность Христа в Евангелии, http://eresitora.narod.ru/koran.htm

18 П. И. Рогозин. Лжесвидетели, www.blagovestnik.ru/books/00274.htm

19 Информационно-просветительский центр "Вифезда", http://cultalert.webzone.ru/iisus.htm

20 П. И. Рогозин. Лжесвидетели, www.blagovestnik.ru/books/00274.htm

21 Опарин А.А., Молчанов С.Б. "Но как было во дни Ноя... /Монография", http://nauka.bible.com.ua/noah/noah2-02.htm


Скачать 188.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты